Содержание экологического образования формируется с учетом педагогических, дидактических и методических принципов. Принципы рассматриваются как исходное теоретическое положение, как элемент нормативной модели содержания образования на общем теоретическом уровне его представления. Из принципов вытекают те или иные требования к отбору и структурированию содержания экологического образования.
Одним из важнейших принципов формирования содержания экологического образования выступает принцип соответствия всех компонентов содержания социальному заказу. Необходимость, всеобщность и обязательность экологического образования закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.), где экологическое образование и воспитание определены одним из важнейших принципов государственной экологической политики и сделан акцент на социальной значимости формирования экологической культуры населения. Необходимость воспитания любви к родной природе у подрастающего поколения рассматривается в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) как один из принципов государственной политики в области образования.
Лекция на тему: «Экологическое воспитание детей и экологическая справедливость».
Принцип кулътуросообразности диктует требования такого построения содержания экологического образования, при котором экологические знания рассматриваются в контексте культуры и ориентированы на многосторонность познания природы с опорой на освоение культурных универсальных ценностей прошлого и настоящего. Экологическое образование с позиций принципа культуросообразности должно обеспечивать вхождение личности в мир культуры, что предполагает включение в учебные программы и учебники экологии материала, содействующего формированию экологической культуры. Важно понимание науки экологии и экологического образования как составных частей культуры. Учащиеся должны осознавать, что знание законов живой природы выступает как необходимая часть культуры современного человека, а экологическими знаниями должен обладать каждый человек независимо от рода своей профессиональной деятельности, поскольку в современном постиндустриальном обществе экология служит основой для оптимальных способов взаимодействия природы и человека.
Принцип фундаментальности позволит обеспечить защиту’ знаний от быстрого морального старения в условиях мощного информационного потока. Фундаментальность содержания экологического образования может содействовать развитию интереса учащихся к научному познанию, исследовательской деятельности, становлению профессиональных интересов, осознанному выбору учащимися своей будущей профессии. Принцип фундаментальности тесно соприкасается с принципом связи теории с практикой. «Нет более практичной вещи, чем хорошая теория», — в свое время подчеркнул Гекели.
Принцип связи теории с практикой предполагает включение в деятельностный компонент содержания экологического образования различных способов познавательной деятельности и видов практической экологической деятельности, что в свою очередь расширяет тематику лабораторных и практических работ.
Экологическое воспитание
Принцип ценностной ориентации знаний определяет необходимость раскрытия не только научной, но и нравственной стороны взаимоотношений человечества с природой, что должно обеспечить усвоение учащимися системы общечеловеческих ценностей и новое понимание принципа человечности. Усиление ценностной направленности экологического содержания может быть достигнуто благодаря его обогащению эколого-гуманистическими и нравственными идеями. Такими идеями могут быть идеи о ценности жизни, ценности природы, науки и образования, о недопустимости использования результатов научных исследований во вред человечеству и живой природе.
Из принципа практической направленности знаний содержания вытекают требования, диктующие необходимость обогащения содержания сведениями о значении экологических знаний в жизни современного общества и каждого человека, о научных открытиях и вкладе ученых в развитие науки, а также знаний о профессиях, связанных с экологией.
Особое значение при отборе содержания экологического образования имеют требования принципа краеведения. Эти требования на уровнях учебного предмета, учебного материала и педагогической действительности ориентирует учителя на изучение объектов, типичных для данной местности и родного края.
В совокупности все названные принципы определяют теоретическую основу отбора содержания экологического образования на всех уровнях его представления: общего теоретического представления, учебного предмета, учебного материала, педагогической действительности и содержания на уровне личности.
Вопросы и задания
- 1. Каково значение принципов в формировании содержания экологического образования?
- 2. Какие принципы относятся к общенаучным, а какие к дидактическим?
- 3. Приведите примеры реализации принципа краеведения при отборе учебного содержания в экологическом образовании.
Источник: studme.org
Принципы отбора содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста
статья
Содержание экологического образования дошкольников должно рассматриваться, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Таким образом, принципы отбора содержания, разработанные для других уровней образования, должны быть адаптированы, конкретизированы и дополнены для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования – преемственность. В дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. Кроме того, они должны быть доступными и привлекательными для детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Принципы отбора содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста
Системность . Материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный. В связи с этим стоит вопрос о принципах отбора и систематизации экологических знаний. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро». Эти положения концепции дошкольной педагогики детства, разработанной под руководством А.В. Запорожца, актуальны и для экологического образования.
Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.
Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. В стихийном опыте детей уже имеются разрозненные представления о животных, растениях, в меньшей степени – о неживой природе. Принцип системности подразумевает также рассмотрение живых объектов как систем определенного уровня (живой организм как система; луг, лес-экосистема).
Преемственность. Принципиальная особенность системы экологического образования – это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько относительно самостоятельных звеньев (уровней, ступеней) системы непрерывного экологического образования: детский сад – школа – ВУЗ – повышение квалификации специалистов.
Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного экологического образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учреждений и педагогических колледжей, высших учебных заведений, готовящих будущих специалистов, С аналогичных позиций необходимо рассматривать и переподготовку кадров дошкольного образования на различных курсах повышения квалификации.
Однако в настоящее время преобладают двухуровневые связи; «детский сад – начальная школа», «детский сад – педколледж», «детский сад – педвуз». Анализ многочисленных экологизированных программ для начальной школы показывает, что их авторы не всегда учитывают возможности дошкольных учреждений, происходит недооценка как возрастных возможностей ребенка-дошкольника, так и современного состояния дошкольного экологического образования. Далеко не все школы проявляют заинтересованность в сотрудничестве с дошкольными учреждениями. Исключение составляют лишь учебно-воспитательные комплексы, создающие оптимальные условия для реализации принципа преемственности. Практически все работники дошкольных учреждений называют проблему преемственности детского сада и начальной школы одной из главных и нерешенных проблем педагогики.
Проблема преемственности в содержании экологического образования дошкольников и начальной школы состоит в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.
Предварительный просмотр:
Принципы отбора содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста
Системность . Материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный. В связи с этим стоит вопрос о принципах отбора и систематизации экологических знаний. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро». Эти положения концепции дошкольной педагогики детства, разработанной под руководством А.В. Запорожца, актуальны и для экологического образования.
Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.
Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. В стихийном опыте детей уже имеются разрозненные представления о животных, растениях, в меньшей степени – о неживой природе. Принцип системности подразумевает также рассмотрение живых объектов как систем определенного уровня (живой организм как система; луг, лес-экосистема).
Преемственность. Принципиальная особенность системы экологического образования – это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько относительно самостоятельных звеньев (уровней, ступеней) системы непрерывного экологического образования: детский сад – школа – ВУЗ – повышение квалификации специалистов.
Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного экологического образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учреждений и педагогических колледжей, высших учебных заведений, готовящих будущих специалистов, С аналогичных позиций необходимо рассматривать и переподготовку кадров дошкольного образования на различных курсах повышения квалификации.
Однако в настоящее время преобладают двухуровневые связи; «детский сад – начальная школа», «детский сад – педколледж», «детский сад – педвуз». Анализ многочисленных экологизированных программ для начальной школы показывает, что их авторы не всегда учитывают возможности дошкольных учреждений, происходит недооценка как возрастных возможностей ребенка-дошкольника, так и современного состояния дошкольного экологического образования. Далеко не все школы проявляют заинтересованность в сотрудничестве с дошкольными учреждениями. Исключение составляют лишь учебно-воспитательные комплексы, создающие оптимальные условия для реализации принципа преемственности. Практически все работники дошкольных учреждений называют проблему преемственности детского сада и начальной школы одной из главных и нерешенных проблем педагогики.
Проблема преемственности в содержании экологического образования дошкольников и начальной школы состоит в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.
Источник: nsportal.ru
Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста
Содержание экологического воспитания детей отражено в некоторых современных программах воспитательно-образовательной работы с детьми: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, 1996, «Мы» Н.Н.Кондратьевой, 1996 раздел «Ребенок познает окружающий мир» «Детство» (РГПУ им. А. И. Герцена), 1996.
Необходимо пояснить подходы к отбору содержания знаний в современных программах экологического воспитания.
Связь растительных и животных организмов со средой обитания проявляется в разнообразной приспособленности к ней. (Например, рыбы приспособились к жизни в водной среде; водной средой обусловлены их строение и образ жизни.)
Программы предусматривают освоение знаний о приспособлении живых организмов к сезонам.
Идея единства живого и неживого в природе представлена через раскрытие понятия «живой организм». К живым существам отнесены растения, животные и человек. Живые существа двигаются, дышат, питаются, чувствуют, размножаются. Живое может существовать, если не нарушены его связи с окружающей средой, если условия среды соответствуют его потребностям.
В содержании современных программ раскрыта идея единства человека и природы. Человек рассматривается как живое существо в единстве со средой обитания; отражается система взаимодействия человека и природы, влияние человека на окружающую среду и природы на человека. Человек рассматривается как разумное существо, способное действовать осознанно, предвидеть последствия своих поступков и действий.
Содержание экологических знаний включает идею многообразия живых организмов, их экологического единства.
В программах также отражена идея системного строения природы на уровне отдельного живого организма, а также сообщества (системы) организмов и их взаимосвязи между собой и средой обитания. Это позволяет сформировать начальные представления о взаимодействии живых организмов со средой в экосистемах — таких как луг, водоем, лес.
В процессе освоения содержания экологических знаний дети овладевают и элементарными (предметными) понятиями: «растения», «животные», «человек», «живой организм», «неживая природа», «среда», «сезон как время года», «природа» и др.
Экологические знания, освоенные детьми в дошкольном образовательном учреждении, являются основой для последующего экологического образования в школе.
Второй принцип, лежащий в основе отбора содержания знаний при составлении программ, — это принцип доступности. Согласно данному принципу, в программы для дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности.
Действие этого принципа хорошо просматривается в содержании и характере знаний для определенной возрастной группы. Так, в младшем дошкольном возрасте дети способны к освоению общих представлений об объектах природы. Они видят лишь некоторые наиболее яркие особенности растений, животных. Поэтому рекомендуется знакомить детей с объектами природы, часто встречающимися в их ближайшем окружении, а при наблюдении за этими объектами показывать небольшое количество признаков. Малыши только начинают видеть некоторые взаимосвязи природы, поэтому программа включает освоение частных, локальных связей, например:
идет дождь ——► на земле появились лужи;
стало холодно———-► следует надеть шапочку, пальто.
Дети средней группы могут освоить конкретные представления об объектах, поэтому программа содержит более расчлененные знания об объекте, с множеством признаков; более точные сведения об образе жизни животных и растений, уходе за ними. Пятилетние дети осваивают и разнообразные по содержанию связи: морфо-функциональные, временные, причинно-следственные.
Программа для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с возросшими познавательными возможностями детей,
содержит знания на уровне обобщенных представлений или предметных понятий.
Например, дети осваивают понятие «рыбы». «Рыбы — это животные, которые приспособились к жизни в воде, поэтому у них обтекаемая форма тела, тело покрыто чешуей и слизью. Рыбы дышат жабрами, плавают с помощью плавников. Размножаются рыбы, откладывая икру или рождая мальков».
Дети старшего дошкольного возраста осваивают более сложные (общие) связи, и не только единичные, но и целые цепочки, разные по содержанию (причинно-следственные, генетические, пространственно-временные и др.). Это позволяет включить в программу сведения об экосистемах, об их структуре, взаимосвязях растений, животных, человека в них.
Принцип доступности, реализуемый в современных программах экологического воспитания детей дошкольного возраста, прослеживается при определении системы познавательных умений, осваиваемых детьми. Среди них особое значение имеют такие, как: умение вычленять признаки, свойства, качества, жизненные проявления живых объектов; умение видеть, оценивать состояние живых организмов и среды; умение устанавливать причинно-следственные, структурно-функциональные связи; умение видеть целостность природных объектов, особенности их взаимодействия; умение моделировать структуру и взаимосвязи объектов; умение прогнозировать результаты воздействия на объекты и среду.
Знания о живом организме, его потребностях в определенных условиях среды, о способах удовлетворения потребностей делают труд в природе осознанным, стимулируют активную позицию, вызывают удовольствие, удовлетворение от правильно выполненных действий. Экологические знания, используемые детьми в практической деятельности, определяют их отношение к окружающему.
Большое значение экологические знания имеют и для развития познавательной деятельности детей.
Освоение системы экологических знаний требует постепенного усвоения все более сложных способов познания и обеспечивает переход от наглядно-действенных способов к абстрактно-логическим. Необходимость постановки ребенка в активную познавательную позицию при освоении программы экологического воспитания приводит к развитию познавательного интереса, к самостоятельному освоению и использованию различных способов познания.
Освоение экологических знаний способствует воспитанию эстетического отношения к природе, находящего свое выражение в проявлении радости, удовольствия, восторга, эстетических оценках и деятельности.
Главным результатом освоения детьми экологических знаний становится развитие экологического (гуманного, природоохранного) отношения к природе, проявляющегося в ответственности за жизнь живого существа, тревоге, сочувствии, сострадании и стремлении оказать помощь.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru