Превентивная программа в школе что это

Профилактическая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся на этапе перехода в среднее звено «Большая перемена»

Программа «Большая перемена» направлена на профилактику социально-психологической дезадаптации учащихся при переходе в среднее звено через создание условий преемственности психолого-педагогического сопровождения. Работа рекомендована педагогам-психологам для реализации в образовательных организациях, для внедрения в практику образовательной организации Карты преемственности выпускника начальной школы как одной из форм психолого-педагогического сопровождения детей при переходе от начального уровня образования к основному.

Подробная информация
Вид программы
Уровень общего образования
Сфера трудностей
Типы трудностей
Целевая аудитория

Обучающиеся 5-х классов
Сведения об апробации

Основная общеобразовательная школа №18 имени Героя Советского Союза В.А. Гнедина, Калтанский городской округ

Группы причин возникновения трудностей

Что такое превентивная медицина? Школа здоровья. GuberniaTV

Семья:
Дефицит реальных социальных связей, социальной поддержки, представлений о значимых взрослых людях, моделей конструктивного взаимодействия, психологического благополучия, чувства безопасности, уверенности в себе, самоконтроля и саморегуляции.
Школа:
Дефицит благоприятного социально-психологического климата.
Завышенные требования педагогов, не учитывающие индивидуальные особенности учащихся.
Отсутствие опыта самостоятельной социально значимой деятельности.
Территория:
Дефицит образовательных, культурных и социальных ресурсов для личностного, профессионального и социального самоопределения детей и подростков.

Цели программы

Профилактика социально-психологической дезадаптации учащихся при переходе из начального на основной уровень образования через создание условий преемственности психолого-педагогического сопровождения

Задачи программы

1. Содействовать формированию позитивной устойчивой самооценки и
развитию учебной мотивации у учащихся 5 класса группы риска школьной
дезадаптации.
2. Развивать коммуникативные навыки учащихся 5 классов.
3. Формировать у родителей систему представлений об особенностях
младшего подросткового возраста и индивидуально-психологических особенностях пятиклассников.
4. Развивать систему представлений педагогов о рисках дезадаптации пятиклассников и способах работы с конкретными проблемами школьников.

Критерии оценки планируемых результатов

Результатом проведения профилактических коррекционно-развивающих занятий к концу 1 полугодия учебного года становится повышение уровня развития психических функций, социально-психологической адаптации пятиклассников в соответствии с параметрами Карты преемственности выпускника начальной школы

Источник: rospsy.ru

общеобразовательная превентивная программа «Полезные привычки» 1 — 4 классы

ВЫПУСК 1 ЧТО ТАКОЕ ПРЕВЕНТИВНАЯ МЕДИЦИНА


материал по теме

программа «Полезные привычки» для работы с несовершеннолетними. Теоретическую основу данной программы составляет современные научные представления о факторах риска.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Табарсукская средняя общеобразовательная школа

для работы с несовершеннолетними

Курение, употребление алкоголя, приобщение подростков и молодежи к наркотикам, ВИЧ- инфекция стали широко распространенным и открыто обсуждаемым явлением современной жизни. Все большее количество семей сталкивается с проблемой детского алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфицирования.

Все больше учителей начинают понимать, что предупреждение социально-негативных заболеваний – важная задача школы. Существует несколько подходов к школьной профилактике или превентивному обучению. Традиционными подходами считается информационный, нравственный, эмоциональный и организация досуга. Более современные подходы – это так называемые «психологические прививки», направленные на формирование навыков сопротивления давлению и развитие личностной и социальной компетентности. Потребность педагогической общественности в программах профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) и распространения ВИЧ/СПИДа с использованием современных подходов может быть удовлетворена за счет внедрения превентивных образовательных программ, допущенных Министерством образования РФ, — «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка», «Все цвета, кроме черного», и программы утвержденной областным экспертным советом – «Я и моя будущая семья».

Теоретическую основу данных программ составляют современные научные представления о факторах риска приобщения несовершеннолетних к употреблению ПАВ, заражения ВИЧ и защитных факторов, позволяющих сопротивляться неблагоприятным условиям социального окружения. В рамках этих программ реализуются принципы позитивной профилактики, ориентированные на потенциал здоровья, освоение ресурсов психики и личности, на поддержку молодого человека и помощь ему в самораскрытии. Стратегическая цель позитивной профилактики состоит в воспитании физически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ. Стимуляция личностного роста и развития психики позволяет успешно справляться со многими возрастными трудностями.

Обучение школьников по программам «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» предполагает:

  1. Предоставление учащимся научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ и ВИЧ/СПИДе;
  2. Формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
  3. Обучение навыкам ответственного безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационного принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления;
  4. Формирование толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС).

Учебные пособия «Полезные привычки», «полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» созданы авторским коллективом российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю. Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной) и построены с учетом двух принципов: преемственности и спирали – профилактическая работа, начатая в начальной школе, продолжается и дополняется в средней ступени, затем в старшей ступени. По мере обучения с 1-11 класс повторяющиеся темы усложняются и развиваются, а поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.

Сквозная учебная программа «Полезные привычки, навыки, выбор» охватывают учащихся с 1-11 класс и посвящена профилактики употребления ПАВ детьми и подростками. Программа включает в себя 92 урока. 50 из них направлены на формирование личностной и социальной компетентности (ЛСК), связанных с развитием таких основных жизненных навыков, как общение, самопознание, управление эмоциями и стрессом, принятием решений, критическое мышление и креативность. Оставшиеся 42 урока программы формируют специфические жизненные навыки, способствующие выработки критического отношения к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотиков, инфекциям, передающимся половым путем, ВИЧ- инфекции, насилию. В случаи, если учитель поставил своей целью формирование личностной и социальной компетентности учащихся вне конкретного профилактического контекста, он может ограничится 50 базовыми уроками, направленными на формирование основных жизненных навыков.

Учебно-методическим комплектом обеспечены также федеральная программа «Все цвета, кроме черного» для учащихся 2-11 классов и областная программа «Я и моя будущая семья» для старшеклассников (9-11 классы).

Источник: nsportal.ru

Презентация, доклад Здоровье, безопасность и превентивное образование

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Здоровье, безопасность и превентивное образование. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Презентации » Медицина » Здоровье, безопасность и превентивное образование

Здоровье, безопасность и превентивное образованиеСовременное представление о здоровье Здоровье человека – это егоЧто в наибольшей степени влияет на благополучие человека Какое поведение называют здоровым Поведение, способствующее удовлетворению базовыхЧто предопределяет здоровое поведениеНа что влиять, чтобы изменить поведение: Влияние на детерминанты поведенияФакторы риска для здоровья: Индивидуальные — низкая самооценка, неумение строить здоровыеФакторы защиты для здоровья: Индивидуальные — позитивная самооценка, высокая моральность, физическоеЦели и задачи превентивного образования Превентивным называют образование, имеющее целью формированиеЧто такое ООЖН Жизненные навыки – это социально-психологические компетентности, которые,ООЖН: почему акцент на школу Главное внимание при внедренииКакие программы внедрять Для достижения весомых результатов необходимо концентрировать ресурсыЧто обязательно должно быть в эффективном превентивном обучении: Влияние на1. Влияние на поведение Учебный курс должен иметь целью педагогическое воздействие2. Баланс знаний, отношений и умений3. Ориентация на интерактивные методы При осуществлении учебного4. Учет потребностей учащихся Обучение здоровому, позитивному поведению должно 5. Гендерная чувствительность Содержание обучения должно предусматривать:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:
Здоровье, безопасность и превентивное образование

Слайд 2

Описание слайда:

Современное представление о здоровье Здоровье человека – это его общее благополучие: физическое эмоциональное интеллектуальное духовное социальное

Слайд 3

Описание слайда:

Что в наибольшей степени влияет на благополучие человека Благополучие (здоровье) человека больше всего зависит от его образа жизни, т.е. поведения

Слайд 4

Описание слайда:

Какое поведение называют здоровым Поведение, способствующее удовлетворению базовых потребностей и достижению общего благополучия, называют здоровым

Слайд 5

Описание слайда:
Что предопределяет здоровое поведение

Слайд 6

Описание слайда:

На что влиять, чтобы изменить поведение: Влияние на детерминанты поведения – основа всех стратегий формирования здорового образа жизни Эффективные педагогические методы имеют целью формирование у молодежи позитивной самооценки и компетентностей, ослабляющих факторы риска и усиливающих факторы защиты

Слайд 7

Описание слайда:

Факторы риска для здоровья: Индивидуальные — низкая самооценка, неумение строить здоровые отношения, определять жизненные цели и ориентиры Семейные — отсутствие контроля и четких правил, низкая ценность семейных отношений, отчужденность, насилие, злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) Связанные с учебой — плохая успеваемость, переходы с одной школы в другую, недостаточный контроль за употреблением ПАВ в школе Социальные – экономическая нестабильность, недостаточная борьба с торговлей наркотиками, мощная реклама табака и алкоголя, отсутствие качественных социальных услуг

Слайд 8

Описание слайда:

Факторы защиты для здоровья: Индивидуальные — позитивная самооценка, высокая моральность, физическое благополучие, развитые социально-психологические навыки, наличие цели и жизненных перспектив. Семейные — стабильность, доверие, теплые отношения, чувство единения, достаточный уровень материального положения. Связанные с учебой — умение учиться, успехи в учебе, авторитет среди сверстников, доброжелательная школьная политика. Социальные – экономическая стабильность, решительная борьба с торговлей наркотиками, запрет или ограничение рекламы табака и алкоголя, доступность качественных социальных услуг

Слайд 9

Описание слайда:

Цели и задачи превентивного образования Превентивным называют образование, имеющее целью формирование здорового и безопасного поведения Главное задание превентивного образования – повлиять педагогическими методами на сознательный выбор учащимися здорового и безопасного поведения, а также обеспечить формирование необходимых для этого знаний, позиций, умений и навыков Ядром эффективных превентивных программ должно быть образование на основе жизненных навыков (ООЖН).

Слайд 10

Описание слайда:

Что такое ООЖН Жизненные навыки – это социально-психологические компетентности, которые, независимо от социальной роли человека, позволяют ему адаптироваться к изменениям, эффективно удовлетворять потребности и преодолевать трудности повседневной жизни. Особенно важными являются жизненные навыки, благоприятные для здоровья и безопасности. Обучение, позволяющие обрести (развить) жизненные навыки, способствующие здоровью называется Образованием на Основе Жизненных Навыков. ООЖН содействует формированию позитивной идентичности и психосоциальной компетентности

Слайд 11

Описание слайда:

ООЖН: почему акцент на школу Главное внимание при внедрении превентивных ООЖН программ должно уделяться школе как институции, обеспечивающей: Массовость. Школа охватывает большинство детей и молодежи до 18 лет Превентивность. Возможность спланировать и осуществить влияние еще до того, как в жизни молодых людей появятся реальные риски и проблемы Эффективность. Внедрение образовательных программ, в основе которых – развитие жизненных навыков, повышает индивидуальный потенциал благополучия и снижаетт поведенческие риски

Слайд 12

Описание слайда:

Какие программы внедрять Для достижения весомых результатов необходимо концентрировать ресурсы на превентивных программах, которые отвечают принципам ООЖН и имеют доказанную эффективность влияния на поведение Программы, основанные на принципах ООЖН должны учитывать 5 ключевых требований

Слайд 13

Описание слайда:

Что обязательно должно быть в эффективном превентивном обучении: Влияние на поведение как одна из ключевых целей Баланс знаний, установок и умений Ориентация на интерактивные методы обучения Учет потребностей учащихся Гендерная чувствительность

Слайд 14

Описание слайда:

1. Влияние на поведение Учебный курс должен иметь целью педагогическое воздействие на сознательный выбор учащимися здорового образа жизни, а также формирования у них знаний, установок и умений, благоприятных для здоровья, безопасности и развития. Педагогические усилия необходимо направлять на: осознание учащимися жизненной миссии формирование позитивной самооценки (идентичности) восприятие учащимися общечеловеческих ценностей формирование социально-психологических компетентностей (способностей) тренинг конкретных умений и навыков

Слайд 15

Описание слайда:
2. Баланс знаний, отношений и умений

Слайд 16

Описание слайда:

3. Ориентация на интерактивные методы При осуществлении учебного курса необходимо предусматривать: Формы активностей, учитывающих индивидуальные стили обучения и затрагивающие все уровни влияния на поведение личности Активное вовлечение каждого ученика в обучение и поддержку процесса Обучение на ситуациях, приближенных к реальной жизни Творческое сотрудничество (партнерство) между собой и с учителем

Слайд 17

Описание слайда:

4. Учет потребностей учащихся Обучение здоровому, позитивному поведению должно осуществляться на интегрированном содержании, которое непосредственно связанно с: реальной жизнью учащихся факторами риска основных сфер их жизнедеятельности актуальным уровнем развития (доминантными базовыми потребностями, возрастными проблемами и интересами) задачами развития личности (так называемая «зона ближайшего развития»)

Слайд 18

Описание слайда:

5. Гендерная чувствительность Содержание обучения должно предусматривать: Учет биологических и психологических особенностей развития девочек и мальчиков Преодоление нездоровых ролевых стереотипов

Источник: myslide.ru

Рабочая программа «Полезные навыки»

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Размер файла: 33.58 Кбайт

Департамент образования города Ирктуска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 9

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

664007, г.Иркутск, ул. Иосифа Уткина, 15

НМС МБОУ г. Иркутска СОШ № 9

«29» августа 2016 г.

Директор МБОУ г.Иркутска СОШ № 9

Приказ № _________ от ___________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _курсу « Полезные навыки»

(название курса, предмета, дисциплины (модуля))

для 8 классов

социального педагога

(учебный предмет или предметная область)

Ашихминой Марии Александровны

(Фамилия, имя, отчество)

Срок реализации программы 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе

авторской программы курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой Proiect HOPE, некоммерческая организация, осуществляющая обр. программы в обл. здравоохранения 2014г

(Указание названия программы, на основе которой разработана данная рабочая программа, её авторов, места и года издания)

Программа рассмотрена на заседании научно-методического совета

Протокол № _1_ от 29 . августа 2016 г.

Председатель НМС _____________(________________)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Полезные навыки» составлена на основе авторской программы курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой Proiect HOPE, некоммерческая организация, осуществляющая образовательные программы в области здравоохранения 2014г. Данная программа придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения в детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.

Цель программы :

Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

• Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

• Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

• Учить детей эффективно общаться.

• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Общая характеристика учебного предмета

Целями первичной деятельности по профилактике злоупотребления ПАВ в являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Образовательная профилактическая программа «Полезные навыки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.

Программа содержит несколько основных блоков:

Блок «Положительный образ «Я»

Блок «Принятие решений»

Блок «Информация о ПАВ и ВИЧ»

Блок «Положительный образ «Я»

Способность к самосознанию и самопознанию — исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе («Образ-Я»), сопряженная с их оценкой («самооценкой»), называемая термином «Я-концепция».

Формирование позитивного «Образа-Я», т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Напротив, формирование негативного «Образа-Я» может привести к деформации личности.

Данный блок содержит изучение основных элементов, входящих в Образ-Я подростка. Сюда входит изучение таких тем, как мои ценности, красота и здоровье.

Задачами данного облака являются помощь в осознании собственных ценностей, объяснение влияния ценностей на осуществление жизненных целей, акцентрирование внимания на ценности здоровья и его связи с красотой.

Блок «Общение»

Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения с родителей, учителей и других взрослых людей на ровесников, более или менее равных по положению.

Интимно-личностное общение – это основная возрастная задача подростков. От того, каким образом они строят свои межличностные отношения, проявляют себя среди сверстников, зависит дальнейшее становление личности подростка.

Данный блок содержит в себе изучение следующих тем: возраст, доверие, независимость, мое настроение и общение с людьми, тренинг навыков невербального общения, тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения.

Изучение данного блока способствует осознанию подростков возрастных изменений, формированию навыков взаимодействия с людьми, навыков невербального общения, тренировка неагрессивного отстаивания своего мнения.

Блок «Принятие решений»

Главной особенностью подросткового возраста является самостоятельное принятие решений и принятие ответственности за эти решения. Особенно это касается принятия решений в среде сверстников, компании друзей.

Данный блок содержит в себе изучение темы о поведении подростка во время развлечений в компании. Занятия направлены на выработку сознательности действий. Подростка важно научить выбирать здоровые и безопасные способы развлечения в компании сверстников.

Важно показать, какие бывают последствия необдуманных решений, почему не стоит следовать мнению большинства и почему так важно сохранять свою индивидуальную позицию. Также этот блок содержит информацию о психоактивных веществах и последствиях их употребления.

Блок «Информация о ВИЧ/СПИД»

Самыми высокими темпами ВИЧ распространяется среди подростков и молодёжи в возрасте от 15 до 25 лет. При отсутствии надежной вакцины против ВИЧ и радикального метода лечения СПИДа только превентивное образование в сочетании с изменением поведения подростков способно сдержать распространение эпидемии.

Подростки постоянно слышат и ВИЧ и СПИДе, и большинство из них уже знает, что СПИД смертелен. Тем не менее, аккуратное информирование учащихся о симптомах заболевания, путях его передачи и способах защиты будет способствовать не только просвещению подростков, но и преодолению необоснованных страхов, связанных с ним. Важным элементов превентивного образования является также формирование навыков, снижающих риск заражения ВИЧ: отказ от употребления наркотиков и воздержание от незащищенных половых контактов, соблюдение правил личной гигиены.

Данный блок содержит информацию о воздействии ВИЧ на иммунную систему человека, о симптомах ВИЧ и СПИД, о пунктах анонимной диагностики ВИЧ.

Описание места учебного предмета

Учебный предмет «Полезные навыки» изучается в 8 классах. В соответствии с авторской программой курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой разработано 16 уроков, по 8 уроков в учебный год для каждой параллели. Однако в связи с тем, что в начале 9-х классов наблюдается быстрый рост приобщения школьников к употреблению психоактивных веществ, было решено увеличить количество часов для 8 классов. В соответствии с этим было увеличено изучение каждой темы на 1 час и добавлена тема о вреде курения. Таким образом, программа «Полезные навыки» включает в себя 17 часов.

Особенности содержания и структуры учебного предмета

Программа «Полезные навыки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. «Полезные навыки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Превентивная программа «Полезные навыки» направлена на приобретение учащимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.

Программа построена на принципах интерактивного обучения, т. е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.

Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:

потребность у детей в здоровом образе жизни;

создание системы профилактики в образовательном учреждении;

разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,

формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,

взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.

Структура курса «Полезные навыки» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются.

Учебно-тематический план

Наименование разделов курса, тем уроков

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru