В школе для реализации преемственности между дошкольным и начальным общим образованием используется программа «Предшкола нового поколения», которая позволяет продолжить обучение по любому УМК ( Сост. Р.Г. Чуракова. ).
Программа «Предшкола нового поколения» разработана на основе комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста» и нацеливает педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.
«Предшкола нового поколения» включает программы социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического воспитания, нацеленные на выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе.
Комплект «Предшкола нового поколения»:
— ориентирован на светский характер образования, на общечеловеческую (мировую) культуру и соответствует российским культурным традициям;
Универсальные учебные действия — Ольга Карабанова
— построен на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учетом относительных показателей детской успешности;
— обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;
— учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования;
— предусматривает оптимальную нагрузку на ребенка с целью предупреждения перегрузки.
Анализируя обозначенные выше позиции, можно говорить о преемственности целей и задач дошкольного и начального школьного образования.
Преемственность форм организации образовательного процесса, которые на ступени дошкольного и начального школьного образования характеризуются наличием партнерской позиции взрослого и вариативностью коллективной, индивидуальной, групповой, парной работы.
Преемственность планируемых результатов формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию представлена в таблице, которую также можно использовать в ходе проектирования данного раздела программы формирования УУД на школьном уровне:
Преемственность планируемых результатов формирования ууд
(дошкольное и начальное общее образование)
Программы «Предшколы нового поколения»
Планируемые результаты дошкольного образования в «Предшколе нового поколения»
Планируемые результаты реализации Образовательной программы
Программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений
Формирование познавательных УУД:
— классификация (объединение по группам)
— анализ (выделение признака из целого объекта)
— сравнение (выделение признака из ряда предметов)
— обобщение (выделение общего признака из ряда объектов)
— синтез (объединение в группы по одному (двум) признакам
— сериация (установление последовательных взаимосвязей
Познавательные УУД (логические):
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
— подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
— анализ, синтез, сравнение, сериация;
— классификация по заданным критериям;
— установление причинно-следственных связей;
Личностные результаты (самоопределение):
готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
— представлений о числах и цифрах, арифметических действиях, операции измерения; представления о форме.
Познавательные УУД (общеучебные):
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
— использовать общие приёмы решения задач.
Личностные результаты (смыслообразование): мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).
Программы «Предшколы нового поколения»
Планируемые результаты дошкольного образования в «Предшколе нового поколения»
Планируемые результаты реализации Образовательной программы
Программа по окружающему миру
Формирование УУД, направленных на:
— выполнение инструкций, готовность отвечать на вопросы, обсуждать со взрослым возникшую проблему, поддерживать разговор
— готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор.
Регулятивные УУД (планирование):
— применять установленные правила в планировании способа решения;
— выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные результаты (самоопределение):
готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Формирование УУД, направленных на участие в совместной деятельности.
Коммуникативные УУД (управление коммуникацией): координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Осуществление действий по образцу, понимание указанной ошибки и ее исправления по указанию взрослого.
Регулятивные УУД (коррекция):
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
— адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок.
Контроль своей деятельности по результату.
Регулятивные УУД (контроль): использовать установленные правила в контроле способа решения.
Программы «Предшколы нового поколения»
Планируемые результаты дошкольного образования в «Предшколе нового поколения»
Планируемые результаты реализации Образовательной программы
Программа по началам обучения грамоте
— удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
— выполнять инструкции взрослого;
— обсуждать со взрослым возникшую проблему, поддерживать разговор;
— по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно;
— пользоваться книгой и простейшими инструментами.
Коммуникативные УУД (взаимодействие):
— формулировать собственное мнение и позицию;
— задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания;
— строить монологичное высказывание;
— вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Познавательные УУД (общеучебные):
— использовать общие приёмы решения задач;
— ставить и формулировать проблемы;
— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
— осуществлять смысловое чтение;
— выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Личностные результаты (смыслообразование): мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).
Программы «Предшколы нового поколения»
Планируемые результаты дошкольного образования в «Предшколе нового поколения»
Планируемые результаты реализации Образовательной программы
Программа по развитию речи
— умение строить развернутый ответ на вопрос;
— умение пояснять, аргументировать свой ответ;
— умение приходить к обобщению с опорой на иллюстрации к тексту;
— умение работать в паре;
— умение коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на систему пошаговых вопросов.
Познавательные УУД (информационные):
— поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
— сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
— обработка информации (определение основной и второстепенной информации);
— передача информации (устным, письменным, цифровым способами).
Программы «Предшколы нового поколения»
Планируемые результаты дошкольного образования в «Предшколе нового поколения»
Планируемые результаты реализации Образовательной программы
Программа по художественно-эстетическому развитию дошкольников
— выполнять инструкцию взрослого;
— обсуждать со взрослыми возникшую проблему;
— находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности.
Личностные результаты (самоопределение):
готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Личностные результаты (смыслообразование): мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя).
Регулятивные УУД (целеполагание): формулировать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные УУД (взаимодействие, управление коммуникацией).
Из таблицы видно, что УМК «Предшкола нового поколения» в полной мере обеспечивает (с точки зрения планируемых результатов) взаимосвязь УУД, формируемых на ступени дошкольного образования и в начальной школе.
Источник: studfile.net
Преемственность в формировании ууд в начальной и основной школе.
Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным. Перевод из начальной школы в основную — переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника.
Ежикова Ольга Александровна
Содержимое разработки
Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным. Перевод из начальной школы в основную — переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника.
Четвертый год обучения в начальных классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники — это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста.
Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников УУД. (Слайд №2) Рассмотрим основные трудности, которые испытывают учащиеся при переходе из 4-го в 5-й класс.
В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель — учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом, отсутствие индивидуального подхода к учащимся.
В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8–12, но самое главное –учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах, что вызывает стресс у каждого ребенка. Ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Поэтому проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда.
(Слайд №3) На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо начинать работу как можно раньше. Преемственность ФГОС начального общего и образования и ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований к структуре основных образовательных программ начального и основного общего образования, преемственность сопровождения педагога в переходе на федеральные государственные стандарты нового поколения. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
(Слайд №4-5) Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться.
Путь достижения этой цели — (5) формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе. Вывод: преемственность — это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует УУД, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны — основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
(Слайд №№ 7,8,9) – анализ слайда № 7.
В нашей школе, в течение нескольких лет, педагогический коллектив работает над проблемой преемственности между начальной и основной школой. За годы работы сложились определенные требования, которые предъявляются учителям I и II звена, во избежание низкого уровня адаптации и высокого стресса у учащихся 5 классов. В первую очередь, учителя-предметники и учителя начальной школы выдвигают единые требования к оформлению письменных работ и устных ответов к выпускникам начальной школы. Особое внимание учителя обращают на выставление отметок.
Учителя, выпустившие 4 классы, постоянно поддерживают контакт с классными руководителями и учителями-предметниками, с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях. Учителя-предметники посещают праздники учащихся начальной школы, на которых присутствуют родители детей. Учителя и родители принимают непосредственное участие в организованных праздниках (например , прощание с начальной школой), что способствует постепенному знакомству двух сторон.
В этом году в 5-й класс перешли 51 ученик. Дети подготовлены к дальнейшему обучению: умеют ставить и формулировать цели и задачи урока, достаточно хорошо работают с текстом, умеют выделять главное.
(слайд №8)Все это позволяет учителям – предметникам продолжить работу по формированию умений классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; навыков смыслового чтения и т.д.
(Слайд № 10) О том, что работа по преемственности проходит успешно говорят и следующие результаты:
— По итогам ВПР по русскому языку – «2» — нет, «3» — 5, «4», «5» — 44
-По итогам 1 триместра : неуспевающие отсутствуют, 2 уч-ся сохранили позиции отличников (Антуфьева, Смирнова).
(Слайд № 11) Все это позволяет сделать вывод о том, что работа по преемственности позволяет обучающимся проходить этап перехода из начального звена в среднее безболезненно, сохраняя при этом результаты обученности, качество обучения не становится ниже. В целом внедрение модели преемственности в учебный процесс способствует стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу и как следствие — рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах.
-82%
Источник: videouroki.net
Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В. А. Сухомлинский).
Публикация «Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования. Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с недостаточностью целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические.
Стихийность и зачастую непрогнозируемость результатов развития детей со всей остротой ставят задачу целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умения учиться».
Психолого-педагогические условия по организации усвоения системы универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования.
1. Соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения.
2. Соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов через организацию их межличностного общения.
3. Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности. Проведение занятий с учетом принципа соответствия формы занятий ведущему виду деятельности — игре. Использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу».
4. Доброжелательное и уважительное отношение педагога к детям (ученикам, воспитанникам).
5. Для достижения эффективности в обучении дошкольников и младших школьников необходимо формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный.
6. Использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим.
7. Адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).
8. Обеспечение выполнения таких учебных действий как : восприятие инструкций; планирование деятельности, умение выполнять задание до конца; оценка действий на основе совместной деятельности — педагог, ученик, воспитанник.
9. Применение заданий, способствующих развитию познавательных функций: внимание; память; мышление.
10. Применение различные формы организации учебной деятельности с целью развития коммуникативных умений, работа парами; работа по подгруппам. Предоставление ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств, сочетание игровой, учебной, продуктивной и других видов деятельности.
11. Активизация любознательности и инициативность детей:
– умение задавать вопросы;
– высказывание собственных суждений;
– умение делать простые практические выводы.
12. Организация условий для партнерского сотрудничества детей и педагогов.
13. Осуществление педагогической пропаганды среди родителей и широкой общественности.
14. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.
Преемственность в формирования универсальных учебных действий при переходе со ступени дошкольного образования на ступень начального общего образования и их значение для дальнейшего обучения
Универсальные учебные действия
Ступень дошкольного образования (предшкола)
Личностные: — самоопределение, смыслообразование.
Познавательные логические: классификация
-выделение и сохранение цели заданной в виде образца — продукта действия,
-ориентация на образец и правило выполнения действия,
Коммуникативные: как умение вступать сотрудничество.
Коммуникативные: как общение.
Школа 1 ступени обучения:
Личностные действия : — смыслообразование, смыслоопределение, регулятивные действия.
Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные.
Коммуникативные (речевые, регулятивные соотносить собственную позицию с позицией партнеров.
Результаты развития универсальных учебных действий
Ступень дошкольного образования (предшкола) :
Формирование внутренней позиции школьника.
Овладение понятием сохранения (на примере дискретного множества).
Различение символов/знаков и замещаемой предметной действи-тельности.
Умение произвольно регулировать поведение и деятельность: построение предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом.
Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и меж-личностном взаимодействии.
Развитие коммуникации как общения и кооперации со взрослым и сверстником. Развитие планирующей и регулирующей функции речи.
Школа 1 ступени обучения:
Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.
Развитие основ гражданской идентичности. Формирование рефлексивной адекватной самооценки.
Функционально — структурная сформированность учебной дея-тельности. Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.
Формирование внутреннего плана действия.
Развитие рефлексии — осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий.
Значение универсальных учебных действий
Для обучения в 1 классе:
Формирование адекватной мотивации учебной деятельности.
Обеспечение предпосылок формирования числа на основе овладения сохранением дискретного множества как условия освоения математики.
Формирование предпосылок успешности овладения чтением (грамотой) и письмом; усвоения математики, родного языка; умения решать математические, лингвистические и другие задачи; понимание условных изображений в любых учебных предметах.
Формирование умения организовывать и выполнять учебную де-ятельность в сотрудничестве с учителем.
Овладение эталонами обобщенных способов действий, научных понятий (в русском языке, математике) и предметной, продуктивной деятельности (в технологии, изобразительном искусстве и др.).
Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Осознание содержания своих действий и усвоение учебного содержания
Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Осознание содержания своих действий и усвоение учебного содержания.
Таким образом, необходимо обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Публикации по теме:
«Образовательная программа ДОУ — ориентация на ФГОС» . Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С.
День открытых дверей для родителей будущих первоклассников. ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается.
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Источник: www.maam.ru