Предварительный системный анализ объекта исследования при разработке рабочей программы это

Проанализировать условия и факторы, определяющие развитие объекта исследования. Оп­ределить критерии и показатели диагностики исследуемого объекта, выделить стадии или уровни становления (развития, функционирования) изучаемого свойства.

Предварительный системный анализ предмета исследования – это, по существу, «моделирование» исследовательской проблемы, т. е. такое ее концептуальное расчленение и детализация, которые позволяют далее сформулировать общие и более частные гипотезы исследования.

Порядок анализа: 1. Феноменологическое описание предмета изучения: область проявлений, их частота, временные параметры или признаки интенсивности и другие качественные характеристики. 2. Место изучаемого явления среди других, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие. 3. Рассмотрение с опорой на избранный методологический подход.

Выделяемая структура явления. 4. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определения данного явления; разнообразие в его понимании. 5. Закономерности, которым подчиняется явление. 6. Прикладное использование явления (свойства или функции).

Марина Давыдова. Мастер-класс: Исследование предметной области, как квест в работе аналитика

II . Определение эмпирических объектов исследования, т.е. объема выборки.

Характеризуется выбор базы исследования (место и условия проведения исследования, контингент и число испытуемых, их социальные и психологические характеристики, наличие экспериментальной и контрольной групп и т.д.). Выборка – это множество испытуемых, выбранных для участия в исследовании с помощью специальной стратегии из всех потенциальных участников, которые обозначаются как генеральная совокупность испытуемых.

В зависимо­сти от целей и возможностей объем выборки может варьировать от одного испытуемого до не­скольких тысяч человек. Рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не ­менее 30-35 человек из статистических соображений. Если констатирующее исследование – не менее 50 человек (а если качественное?). Кроме того, целесообразно уве­личивать количество испытуемых, по крайней мере, на 5-10 % больше требуемого, поскольку часть из них будет «отбракована» в ходе эксперимента или при анализе психодиагностических бланков. Качественная однородность и репрезентативность.

III . Разработка методики исследования, формирование пакета диагностических методик или батареи тестов.

Требования к исследовательским методикам.

Валидность (англ. valid – действительный, пригодный, имеющий силу) – комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним. Это «. понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» (Анастази).

Важным аспектом конструктной валидности является внутренняя согласованность, отражающая то, насколько определенные пункты (задания, вопросы), составляющие материал теста, подчинены основному направлению теста как целого, ориентированы на изучение одних и тех же конструктов.

Основы системного анализа. Лекция 1

Прогностическая валидность – информация о тесте, характеризующая степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после измерения.

Надежность теста – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

Причины снижения надежности: 1. Субъективность оценок (исследователем). 2. Угадывание. Влияние угадывания испытуемыми правильного ответа снижается с увеличением общего количества заданий теста. 3. Понятные задания. Использование понятных, недвусмысленных заданий улучшает надежность тестов. 4. Величина теста. Чем длиннее тест, тем он надежнее.

Для удовлетворительной надежности достаточно 20 заданий. 5. Инструкции к тесту. Инструкции к тесту должны быть недвусмысленными и понятными. При помощи инструкций можно легко изменить уровень трудности заданий. 6. Неудовлетворительная ретестовая надежность.

Ошибки, допускаемые при проведении повторного тестирования (изменения в условиях тестирования, вариации в самочувствии испытуемых и пр.).7. Другие источники ошибок. Обычно к ним относят состояния испытуемых, которые могут являться причиной неудовлетворительной надежности теста.

Существует два пути вычисления ретестовой надежности: с применением одного и того же теста и с применением двух взаимозаменяемых форм данного теста одним и тем же испытуемым.

Надежность по внутренней согласованности – способ определения надежности, опирающейся на оценку степени выраженности интеркорреляционных связей между заданиями, составляющими тест.

Надежность параллельных форм – характеристика надежности методики с помощью взаимозаменяемых форм теста. Для выявления надежности параллельных (взаимозаменяемых) форм проводится повторное тестирование выборки испытуемых параллельной формой теста через минимальный интервал времени при одних и тех же условиях.

Надежность частей теста – характеристика надежности психодиагностической методики, получаемая путем анализа устойчивости 25 результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных пунктов (заданий) теста. Наиболее простым и распространенным способом определения надежности частей теста является метод расщепления,

Дискриминативность – это способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно «максимального» и «минимального» результата теста.

Читайте также:
Программа записи звука adobe

Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений испытуемого и есть достоверность теста. Типичный прием обеспечения достоверности – наличие в тест- опросниках шкал лжи.

Структура методики включает следующие элементы:

– концепция, объясняющая механизм создания и действия теста, его цель (прогноз профессиональной успешности, выявление индивидуальных различий, консультация и т.д.), область применения (т.е. характеристика методики, указывающая на особенности контингента испытуемых, для которых предназначен тест, а также степень обоснованности выводов в конкретных условиях использования теста);

– описание контингента, на котором проводилась разработка метода (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение и пр.);

– инструкции для психолога в виде однозначного алгоритма (а также инструкция испытуемому).

– стимульный материал (включает задания испытуемому, представленные в текстовой, графической, вербальной и иной формах и требующие совершения определенных действий, ответов, пояснений и пр.);

– «ключ» с правильными ответами;

– нормативно-оценочные таблицы (тестовые шкалы);

– образцы регистрационных бланков;

– интерпретационные схемы и формулировки выводов по различным результатам;

– статистические показатели надежности и валидности в заданной области применения методики;

– средства контроля за достоверностью результатов.

Основными принципами организации и проведения психодиагностической деятельности являются: 1. единство диагностики и коррекции, возможность получения развивающего эффекта в процессе самого психодиагностического обследования и построения на его основе различных развивающих программ; 2. валидность, надежность и прогностичность используемых методик; 3. комплексное применение различных, взаимодополняющих друг друга методик для изучения определенного свойства, явления; 4. экономичность процедуры психодиагностического обследования, простота и доступность обработки и анализа данных; 5. соответствие выбранных методик психологическому характеру деятельности испытуемых (школьной, вузовской, профессиональной и пр.);

IV . Пилотажное исследование, уточнение и доработка методик.

Термин «пилотажное исследование» применяется для обозначения пробного, первого эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед «большим», трудоемким экспериментальным исследованием на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних пе­ременных.

Дата добавления: 2022-06-11 ; просмотров: 20 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

6.Системный анализ объекта исследования и его основные виды и их характеристики. Понятие переменной и её основные виды.

Системный анализ – предполагает структурирование или разложение изучаемой проблемы на составные части, чтобы уточнить представление об объекте, установить причинно-следственные и функциональные связи.

Цель СА: построение гипотетически развернутого описания социального объекта как системы, включающей комплекс внешних и внутренних элементов и связей.

Социальный объект рассматривается с двух сторон:

1)как часть целого (на внешние связи и элементы)

2)как целое, состоящее из нескольких частей (поиск внутренней связи элементов)

Предварительный системный анализ предмета исследования — это, по существу, «моделирование» исследовательской проблемы, т.е. такое ее концептуальное расчленение и детализация, которые позволяют далее сформулировать общие и более частные гипотезы исследования

Предварительный системный анализ объекта есть не что иное, как формулирование общей гипотезы по предмету исследования.

Функции системного анализа объекта исследования:

1)выделение предмета исследования, представление его в схематичном виде

2)выделение комплекса основных понятий исследования

3)интерпретация выделенных понятий с помощью создания комплексной системы показателей и индикаторов

4)выдвижение рабочих гипотез исследования

Основные виды системного анализа:

1) структурный (структурирование объекта исследования, расчленение его на составные элементы)

2) факторный (выделение факторов, т.е. того, что оказывает влияние на объект извне)

3) функциональный (выявление основных функций объекта исследования)

4) генетический (выявление основных этапов развития объекта)

Функция – зависимость между различными социальными процессами, выраженная функциональной зависимостью переменных.

Переменная – эмпирически интерпретируемое понятие; интерпретации социологом и фиксированным в данном исследовании показателям

Переменная — признак (исследуемого объекта), который может принимать разные значения для различных случаев или для различных моментов времени в рамках одного случая.

Виды переменных:

1)независимая (нельзя изменить)

Здесь в рамках объекта и предмета исследования мы должны выбрать именно те операциональные понятия-переменные, изменение состояния которых взаимосвязаны, и взаимосвязь между которыми мы собираемся исследовать.

Предварительный системный анализ объекта, о котором шла речь в предыдущем разделе, есть не что иное, как формулирование общей гипотезы по предмету исследования.

7.Интерпретация понятий в социологическом исследовании и её основные виды.

В ходе проведение системного анализа объекта и предмета социологического исследования осуществляется операционализация понятий — научная процедура связи концептуального (теоретического) аппарата исследования с его методическим инструментарием. Ее сущность заключается в объединении в единое целое проблемы формулирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов, то есть осуществление перехода от теории к объективной социальной реальности.

Читайте также:
Программа которая определяет песню

Составной частью операционализации является интерпретация основных понятий как их теоретическое и эмпирическое уточнение.

Интерпретация понятий – процедура истолкования и уточнения смысла основных понятий, описывающих объектно-предметную область исследования

1)теоретическое определение (методологический уровень)

3)измерение (операциональный уровень)

Виды интерпретации:

1)теоретическая (определение основных понятий в научных терминах в соответствии с целью исследования; уточнение понятия в связи с другими понятиями системы, определение его места в ней с точки зрения теории в которую оно включено; выяснение отношения понятия к употреблению в других теориях)

1.выделение базовых понятий

2.выяснение переменной меньшей степени общности

3.формирование единой и целостной системы понятий

Для обеспечения надежности и адекватности социологической информации необходимо их уточнение, которое включает:

а) соотнесение специфических понятий с определенной теоретической системой;

б) достижение однозначности в понимании содержания категориального понятийного аппарата данного исследования;

в) достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих определенные понятия.

В процессе теоретического осмысления основных (исходных) понятий данные требования реализуются путем:

-выделения определенной точки зрения с помощью полемики по проблемам языка данной теории;

-придания однозначного смысла (уточнения) в рамках данного исследования (концепция, доработка, введение частного определения);

-выработки нового определения понятия.

Данные уточнения понятий должны быть зафиксированы исследователем через систему комментариев, оговорок и т.п.

Она включает в себя экспериментальную ситуацию, а не является логической процедурой определения, это разработка средств фиксации данных (поиск индикаторов, разработка индексов, шкал, анкет и т.д.).

Цель эмпирической интерпретации — последовательная конкретизация содержания понятий, дающая возможность выйти на такие проявления (косвенные, опосредованные) непосредственно недоступных восприятию изучаемых явлений, которые поддаются фиксации и измерению. Главная задача эмпирической интерпретации — обеспечить переход к индикаторам, позволяющим получать социологическую информацию, которую можно будет соотносить с исходными априорными представлениями, выработанными до начала исследования. Эмпирический индикатор позволяет: установить, как и в какой форме надо подойти к сбору данных; правильно сформулировать вопросы в различных видах инструментария; определить структуру ответов на вопросы (шкалы, тесты).

Критерии отбора индикаторов:

1. Необходимость и достаточность индикатора для эмпирического описания предмета исследования.

2. Обеспеченность индикаторов доступными источниками информации.

3. Возможность надежного методического обеспечения сбора необходимой информации.

4. Набор индикаторов должен быть минимизирован для данного исследования.

3)операциональная интерпретация (процедура, с помощью которой может быть произведено измерение или регистрация эмпирических индикаторов) *процедура подбора шкалы; качественному значению присваивается количественная характеристика (значение)

Требования к операциональной интерпретации:

-адекватность эмпирических индикаторов исследуемых понятий

-операционализация, правильность подбора шкал

-точность и устойчивость измерительных шкал

Процедура эмпирической интерпретации понятий состоит из тех же операций, что и процедура построения инструментария исследования. Так при построении индекса осуществляется перевод понятий в индикаторы, перевод индикаторов в переменные (выбираются типы шкал, единицы измерения), перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса, формула его расчета), оценка индекса (расчет индекса на надежность и обоснованность).

Операционализация понятий является условием построения системы социальных показателей и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели, которая состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Ее конечная цель заключается в совмещении концептуальной модели объекта исследования с его инструментальной моделью, то есть выдвижение и обоснование основных гипотез исследования.

Источник: studfile.net

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе интерпретаций основных понятий мы наметили эмпирическую область, соответствующую вы­деленному ранее предмету исследования (отношение к труду в нашем примере), который благодаря этому был расчленен на какие-то значимые в свете основной зада­чи элементы. Мы выделили, например, различные уров­ни отношения к труду и работе (в системе ценностей жизни, в системе потребностей, как они удовлетворяются в работе), признаки отношения к работе по продуктам деятельности, по субъективным состояниям рабочего и другие. Выделение ключевых понятий проблемы и их интерпретация в скрытом виде (имплицитно) опирают­ся на некоторое более или менее систематическое пред­ставление о предмете в целом.

Последующий анализ должен «проявить» образ предмета,- сделать его ясно выраженным (эксплициро­ванным), более четким и определенным. Предмет дол­жен быть подвергнут своего рода системному анализу 8 .

8 В этом случае понятие «системный анализ» — синоним всесто­роннего подхода к объекту. Иногда говорят также о «сракторной операционализации» предмета исследования, т. е. о выделении влияющих на объект изучения факторов и условий (10в. С. 43—45].

В сущности, системному анализу подлежит объект исследования, а в процессе расчленения объекта на эле­менты мы преобразуем его в предмет целенаправленно­го изучения.

Итак, какие же элементы и связи следует выделить в нашем объекте? В самом общем виде решение этих вопросов диктуется проблемой и целями исследования.

Читайте также:
Программа которая убирает водяные знаки

Сформулированная таким образом теоретико-прик­ладная цель исследования подсказывает определенный способ расчленения объекта.

К факторам, влияющим на отношение к труду, отнесем некоторую совокупность социальных условий или обстоя­тельств, которые благодаря их особому сочетанию и взаимо­действию образуют существенную причину того или иного типа отношения к труду, в частности мотиваций.

Вспомним, что любое социальное явление следует рассмат­ривать в контексте конкретной социальной ситуации. Для этого нужно выделить общие и специфические элементы (фак­торы в нашей терминологии), описывающие ситуацию.

Наибо­лее общими факторами, детерминирующими отношение к тру­ду, являются социально-экономические и другие общесоциаль­ные, социокультурные условия трудовой деятельности и цело­стного образа жизни людей. Они оказываются общими в отношении к предмету нашего исследования. Эти факторы — равнодействующие по отношению к любым специальным ви­дам труда и любым типам личности рабочего. Их влияние на отношение к труду может быть зафиксировано не прямо, но в преломлении через специфические условия труда и инди­видуально-типические особенности личности работника.

Если бы задача нашего исследования была сформулирова­на иначе, если бы мы стремились, например, определить влия­ние социокультурной среды на отношение к труду, то перечис­ленные в группе «общие» факторы превратятся в «специфичес­кие». Общими относительно их окажутся как раз функцио­нальные особенности трудовой деятельности. В таком случае мы станем изучать отношение к труду рабочих, занятых в одинаковых сферах функционального содержания труда (на­пример, станочники общего типа), но в разных общесоциаль­ных условиях. И тогда влияние функционального содержания труда будет зафиксировало в донных наблюдения не прямо, a через опосредующее воздействие общесоциальных условий на трудовую деятельность рабочего в разных странах или социо­культурных регионах [219].

Вторая группа факторов — явные и латентные. Под яв­ными факторами мы имеем в виду обстоятельства, которые не­посредственно поддаются контролю в объекте исследования. Это те условия трудовой деятельности, которые можно зареги­стрировать в производственной ситуации. Прочие факторы, влияющие на отношение к труду, но не поддающиеся прямой регистрации в данном исследовании, назовем латентными. 9

9 Латентные свойства, т. е. не выявленные в гипотезе, по мере ис­следования могут фиксироваться как явные (о диагностике явных и латентных свойств, переменных [С. 37—60]).

Далее, выделим факторы объективного и субъективного характера. Объективные — условия и обстоятельства, которые предположительно образуют не зависимые от субъекта предпо­сылки его деятельности, а субъективные — те, что связаны с отражением внешних условий в сознании индивида. Тогда факторы объективного характера можно рассматривать как область внешних побуждений к деятельности (стимулы), а субъективные — как внутренние побуждения (осознанные пот­ребности и мотивы: неосознаваемые побуждения мы здесь не фиксируем, так как не предусмотрены соответствующие психо­логические методики). Между ними предполагается опреде­ленная связь, показанная на схеме 3.

Блок В — индивидуальные особенности рабочего, где в! — функциональные или ролевые характеристики (пол, воз­раст, семейное положение, уровень общего образования, квали­фикация, участие в управлении, принадлежность к обще­ственным организациям и т.п.); в2 — личностные характери­стики (интересы и потребности, социальные установки, ценнос­тные ориентации, идеалы, наконец, концепция образа жизни).

Блок С — отношение к труду, где с1 — субъективные ас­пекты отношения, как-то: восприятие общественной и личност­ной значимости труда, степень удовлетворенности работой и специальностью и иерархия мотивов трудовой деятельности; с2 — объективные аспекты отношения к труду, т. е. результаты работы: производительность и качество работы, инициативность, уровень ответственности, дисциплинированности и т. п.

Связки а — стимулы (внешние побуждения к деятельнос­ти), β — восприятие, усвоение общественных функций (ролей) и социальных, в частности, производственных, нормативных требований субъектом; у — мотивы деятельности (внутренние побуждения).

Теперь объект изучения представлен как расчленен­ный на качественно различные элементы, связанные во­едино в некоторую гипотетическую систему. Предметом исследования будут не все элементы и связи, показан­ные на схеме, но лишь некоторые из них. В каком именно направлении будем мы вести анализ эмпириче­ских данных, определяется в следующем разделе про­граммы — в рабочих гипотезах исследования.

Конечно, вовсе не обязательно резюмировать предва­рительный анализ предмета в виде графической схемы. Последняя просто удобна как наглядное отображение элементов, подсистем и связей. Некоторые авторы пред­почитают завершать такой анализ в логических симво­лах и моделях, другие пользуются обстоятельными сло­весными описаниями. Дело здесь не в форме, а в суще­стве: мы пытаемся систематизировать имеющееся зна­ние о предмете изучения, чтобы обосновать путь поиска нового знания.

Предварительный системный анализ предмета ис­следования — это, по существу, «моделирование» иссле­довательской проблемы, т. е. такое ее концептуальное Расчленение и детализация, которые позволяют далее сформулировать общие и более частные гипотезы ис­следования [210. С. 33—38].

Источник: studopedia.info

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru