Представление программы в фигурном катании что это такое

Оценки в фигурном катании ставят за красивое, пластичное исполнение, подобранную музыку, сочетание фигур с ритмом мелодии, артистичность. Учитывается качество выполнения спортсменами элементов с прыжками двойными, тройными, с поддержками, разными оборотами и проходами.

История

Фигурное катание на коньках – это вид спорта, в котором один или два спортсмена катаются на коньках под музыку, исполняя гимнастические элементы. История возникновения коньков уходит далеко вглубь веков. Люди для быстроты бега зимой по утоптанной дороге использовали костяные двойные полоски, потом деревянные парные, которые позволяли быстро ехать, но о фигурных элементах не упоминается. В Голландии началось производство коньков из железа, показательные выступления заключались в вырезании на льду разных фигур в процессе движения. Коньки привязывались к обуви, при исполнении фигур часто слетали, что мешало выступать.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ в фигурном катании | ФИЗИЧЕСКАЯ и ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОВЛЕЧЁННОСТЬ

В 19 веке к ботинкам прикрепляли способом привинчивания, с того времени началась демонстрация почти всех фигур, которые исполняются сейчас. Джексон Хейнз, американский спортсмен по катанию под музыку, считается первооткрывателем фигурного катания как спортивного вида. Сначала в катаниях принимали участие только мужчины, в 1901 году на лед вышла первая женщина. Через пять лет на соревнованиях было отмечено, что женское исполнение намного красивее и пластичнее.

Для повышения спортивного уровня, престижа спортсменов была создана на общественных началах Федерация, которая после признания Олимпийским комитетом (что требовала Конституция) могла принимать участие в международных выступлениях. Отбор и тренировки спортсменов проходили по регионам, потом проводились состязания, выбирались лучшие из лучших, которые принимали участие в Олимпиаде.

На многих Олимпийских играх спортсмены из России завоевали рекордное число медалей.

Оценки в одиночном и парном катании

До 2004 года оценки выставлялись за техническую сторону исполнения отдельно, а за красоту исполнения – по шестибальной системе (0.0 – провал, 6.0 – отлично). В короткой обязательной программе применялись разнообразные по исполнению прыжки. При исполнении произвольной программы прыжок в один поворот можно выполнить много раз, двойной исполняется дважды, а более сложные – один дважды, а последующие в сочетании с другими фигурами.

Судьи

Систему судейства в фигурном катании признали после 2000 года. Оценочная система учета очков используется по сей день в разных видах катания на коньках одиночными спортсменами и парами, в спортивных и синхронных танцах. Эта система позволяет тренерам определиться с индивидуальной подготовкой каждого участника, с направлением усовершенствования тренировок по подготовке к Олимпийским играм, вычислить неправильное оценивание судьями.

Число судей было нечетное (5 и 9), они выставляли по две оценки: за технику исполнения, артистичность, потом оценки суммировались и по среднему арифметическому выводилась итоговая оценка, по которой определялся победитель. Распределением подсчетов занимались две команды судей. Первая команда судей из пяти человек оценивала технику исполнения, сложность, позволялось обсуждение правильности исполнения элементов, после чего выставлялись баллы. Другая команда из девяти человек оценивала реализацию элементов по пластичности, красивому исполнению в такт музыки. Каждый судья выставлял оценку сам на свое усмотрение без совета рядом сидящего коллеги. Право судить соревнования предоставлялось бригаде судей, в которую входят:

  1. Главный судья – занимается организационной стороной проведения программы соревнований, объявлением участников, сигнализирует о включении музыки, следит за точностью проведения выполненных программ.
  2. Судья-техник – ведет учет правильности выполнения элементов.
  3. Над ним выше по рангу – контролер технического выполнения, который имеет решающее слово при спорном вопросе подсчета очков.
  4. Рядом с судьями находятся два оператора, один из которых занимается вводом в компьютер решений судей, подсчетом баллов, другой – управляет системой повторного транслирования.

Также выставлялись штрафные баллы за ошибки в исполнении основных элементов, за падение. Если итоговые суммы очков у двоих спортсменов были одинаковыми, предпочтение в очках начислялось спортсмену, который четко и правильно выполнил сложные по техническому состоянию базовые элементы.

Очки за элементы

Количество баллов за прыжки в фигурном катании считалось по четкой технике исполнения отрыва ото льда, приземления. Качество исполнения каждого элемента оценивалось судьями по семи баллам – от -3 до +3. Выставлялись оценки, потом самая высокая и самая низкая убирались, а из остальных выводилось среднее арифметическое – что и было числом очков за:

  1. Четкую технику исполнения базового прыжка, дальность приземления, высоту полета, правильную реализацию отталкивания и приземления.
  2. При исполнении фигуристом нескольких прыжков подряд рассматривалось умение произвести прыжок качественно.
  3. В парном катании при поддержках учитывались: высота поддержки, положение обоих партнеров во время исполнения элемента, четкость и правильность подъема, выхода из фигуры партнеров, скорость, с которой элемент выполнялся.
  4. Критерием для оценивания выброса партнерши была дальность и высота полета, техническая чистота исполнения приземления.
  5. Вращения оценивались по количеству оборотов, положению спортсменов во время исполнения.
  6. Проходные дорожки не включали базовых элементов, оценивались за красивый каскад разнообразных фигур, количество составляющих компонентов, разнообразие и сочетание ритма прохождения с музыкой.

При правильном сочетании всех требований к исполнению выставлялся максимальный балл. Оценки подсчитывались с учетом штрафов по протоколу (колонка deduction) за некачественное выполнение, умножались на 1.1 при исполнении базовых элементов в другой части программы.

Тулуп (прыжок) – простой, одинарный из носка, оценивается от 0.4 до 1 балла, двойной – 1.3, тройной – от 4.1 и выше за правильное осуществление.

Флип – прыжок из движения назад, оценивается соблюдение правильной техники.

Аксель – это тоже прыжок, но выполняется из ребра конька таким образом, чтобы выход получился под углом ко входу.

Сложным в исполнении считается фигура кораблик (лодочка) – ноги находятся в шестой позиции, касаясь пятками, вращение исполняется при наклоне туловища назад, параллельно льду.

Очки за общее впечатление

Очки подсчитывались за технику. К ним прибавлялись баллы за правильно подобранный костюм, особенно у партнерши. Учитывалась пластика, совпадение темы с ритмом музыки, гармоничность исполнения партнерами фигур.

Также очки учитывают сложности при прохождении дорожек в одиночном катании, правильность стояния на коньках, положение ног при исполнении фигур, при парных катаниях – синхронность исполнения элементов, постановку танца. Начинается подсчет с дробного числа 0.25 до 10, прибавляются очки к общей оценке.

Штрафы

Штрафные баллы проставляются за потерю равновесия, за использование лишних минут по звучанию или недостаточное время музыкального сопровождения, неправильную форму костюмов, нечеткость выполнения элементов. Сильнее прочих наказывается воплощение элементов, запрещенных обязательной программой (сальто), использование дополнительных предметов. Также не допускается приземление после прыжка на обе ноги, касание льда рукой.

Протокол

Представляет собой таблицу, в которую вносят:

  • оценки за технику с указанием особых отметок по выполнению элементов;
  • графа с результатами общего впечатления отображает сумму значений с уже учтенными коэффициентами;
  • поле со штрафами;
  • общие оценки (суммирование всех предыдущих).

Оценки в танцах на льду

Танцы на льду были введены как спортивная дисциплина ввиду скучного соревнования по спортивным танцам. В исполнении запрещаются сложные поднятия партнерши над головой, подкрутки, сложные элементы акробатики. Используются прохождения дорожек, фигуры из бальных танцев в сочетании с согласованным парным катанием. Побеждает пара, набравшая по подсчетам максимальное число очков.

Оцениваются по аналогии с катанием одиночных спортсменов и парных. Отдается большая роль синхронному танцу, поддержкам, поворотам и оборотам в синхронности. Учитывается подобранная музыка, ее использование по теме постановки танца. Выставляются штрафы за ошибки, падения, несинхронное исполнение элементов. Коэффициента 1.1 для увеличения оценок за артистизм в этих расчетах нет.

Учитывается также авторитет спортсменов, приобретенные навыки за годы тренировок.

Читайте также:
Профиль программа обучения что это

Очки за технику

Судьями техника оценивается очень строго. При исполнении обязательной программы учитывается:

  • гармония танца и музыки;
  • движения и ритм;
  • использование правильной постановки ребра конька, важно не использовать параллельное катание на двух ребрах одновременно;
  • танец проводится по определенному рисунку элементов;
  • синхронность исполнения партнерами;
  • четкость владения коньками при исполнении фигур.

Очки за общее впечатление

В 1982 году было принято решение предоставлять на соревнование несколько пар танцоров и проводить отборочные чемпионаты. На первый день проводится соревнование по обязательному танцу, на другой день – по оригинальной программе. Используется музыка без слов, поощряется применение фольклорных мелодий. Оценивается обыгрывание площади катка в танце:

  1. Один танец, в котором четыре последующих элемента занимают полный круг катка или шесть тактов с поочередным использованием половины площади.
  2. Дорожка из шагов не должна быть построена на продольной линии катка.
  3. Танцоры должны соблюдать синхронность в движении, за исключением переходов на реализацию элементов в такт с музыкой.
  4. Партнеры, держась за руки, могут только изначально выйти на лед, последующие движения исполняются только по указанным правилам соприкосновения пар.
  5. Используются костюмы указанного фасона, не мешающего исполнению.

Интересно! Каждый арбитр может выставить 24 балла за три танца.

Оценки: первая за технику и сложность элементов, вторая за пластику и четкость вхождения музыки в ритм танца.

Произвольный танец оценивается за технику, сложность, чистоту исполнения, пластику, сочетание мастерства с ритмом музыки, красоту костюмов, гармоничность партнеров, легкость при воспроизведении сложных поддержек.

Оценки в соревнованиях низкого уровня

Соревнования в детской и любительской категориях оцениваются по щадящей шкале:

  1. У детей оценивают произвольный танец, артистизм при выполнении.
  2. Уменьшается количество прыжков и сложных элементов.
  3. Снижается штраф за падение одного спортсмена – 0.5 балла, обоих при парном катании – 1 балл.
  4. Снижается численность судей до двух человек по технической стороне и двоих для оценивания артистизма.
  5. Снижается уровень сложности выполнения элементов.
  6. Включается в оценивание один этап прохождения дорожки.
  7. Уменьшается количество прыжков.
  8. Проведение разминки разрешается для восьми фигуристов одновременно.

Танцующие спортсмены исполняют обязательную программу, которая оценивается судьями за выполнение элементов с упрощенной сложностью. Эти состязания проводятся на катках с низким техническим уровнем, малой численностью оборудования в виде переговорных систем и сервера с распечаткой.

Расшифровка оценок соревнований по фигурному катанию на коньках

За правильное техническое осуществление танца выставляют баллы. Таблица состоит из трех колонок, в которых проставляются баллы от -3 до +3 за правильно исполненный элемент или снимается число очков за ошибки.

Внимание! Таблицами с расшифровкой пользуются тренера для учета ошибок и просчетов у подопечных спортсменов, исправления их в дальнейших тренировках.

В первой колонке оценки проставляются по технической стороне. Во второй – с учетом поощрительных баллов при незначительных ошибках. В третьей – оценки при двух и более сделанных ошибках.

Если сложная часть программы выполняется после первых 2 минут, число очков умножается на коэффициент 1.1, в протоколах это обозначается как Х.

Источник: sportotip.ru

Судейство в фигурном катании

Мила Волкова

Оценки за технику, компоненты, надбавки и штрафы, полномочия арбитров – все слагаемые судейской системы в фигурном катании.

Как известно, Новая система судейства (NJS) в фигурном катании была принята в июне 2004 года и с тех пор используется на всех соревнованиях, проводимых под эгидой Международного союза конькобежцев (ISU). Главной задачей NJS – было повышение объективности судейства одного из самых субъективных видов спорта. И хотя последнее до сих пор вызывает немало споров, система прижилась и функционирует уже на протяжении третьего олимпийского цикла. Теперь о том, как это работает.

«Выброс» от Татьяны Волосожар и Максима Транькова

«Выброс» от Татьяны Волосожар и Максима Транькова

Единственное, что осталось от старой шестибалльной системы, это сумма двух оценок, за которую теперь отвечают две независимые бригады арбитров. В обязанности технических специалистов (Technical Judges) входит определение элементов, представленных фигуристами, уровней сложности, а также фиксирование нарушений при их исполнении – то есть недокрутов, падений, заходов на прыжки с неверного ребра и так далее. В случае сомнений технический специалист может взять видеоповтор и после совещания с рефери и контролёром изменить своё решение. Эти изменения и есть те самые «плавающие» баллы за технику, которые можно видеть в левой верхней части экрана во время трансляций соревнований. Максимальный состав технической бригады – пять человек.

Качество исполнения элементов, а также общее представление программ оценивает вторая бригада арбитров — Performance Judges, состоящая из девяти человек, представляющих разные страны-члены ISU. Здесь каждый судья самостоятельно оценивает каждый элемент и компоненты программы, и любые совещания запрещены. Итоговая оценка за выступление получается суммированием выставленных арбитрами баллов за технику и компоненты и вычитанием имеющихся штрафов.

Техника и GOE

Как уже отмечалось, помимо базовой стоимости у элемента также оценивается качество его исполнения. Для этого в распоряжении судей находится семибалльная шкала от -3 до 3, называемая Grade of Execution (GOE). После того как все девять арбитров выставят свои оценки за элемент, самые высокие и самые низкие из них отбрасываются, а из оставшихся вычисляется среднее арифметическое. Затем это значение суммируется с базовой стоимостью элемента.

При выставлении GOE судьи руководствуются следующими факторами:

1. В прыжках ценится амплитуда, дальность, техника, чистота при отталкивании и приземлении. В парном катании в расчёт берётся мастерство обоих фигуристов.

2. В каскадах учитывается сложность прыжков и качество исполнения каждого.

3. В поддержках важными аспектами, повышающими их базовую стоимость, являются высота, скорость, на которой исполняется элемент, длительность, плавность выхода в поддержку и спуска, а также положение тела партнёрши в воздухе.

4. Выбросы оцениваются по аналогии с прыжками по чистоте приземления, высоте и дальности.

5. Вращения и тодесы считаются по количеству оборотов, центровке и положению корпуса фигуристов при исполнении того или иного элемента. Например, чтобы получить максимальную надбавку за тодес, тело партнёрши должно находиться максимально близко ко льду и быть почти параллельным его поверхности. Этого, к слову, периодически не хватает нашей ведущей паре Татьяне Волосожар и Максиму Транькову, чтобы их тодес был оценён четвёртым, а не третьим или вторым уровнем сложности.

6. Дорожки шагов должны соответствовать ритмическому рисунку музыки, исполняться легко и содержать разнообразные шаги, прыжки, не входящие в обязательный перечень элементов, провозки и вращения.

«Поддержка» от Ксении Монько и Кирилла Халявина

«Поддержка» от Ксении Монько и Кирилла Халявина

Максимальную оценку в «+3» получают элементы, соответствующие перечисленным требованиям, минимальную «-3» — ставят в случае падений и срывов. Кроме того, для прыжков, выбросов и поддержек существует ещё дополнительный коэффициент 1,1, на который умножается их базовая стоимость в случае, если элемент был исполнен во второй части программы. Таким образом, итоговая оценка за технику получается суммированием оценок за каждый элемент, которая формируется на основе его базы, помноженной в указанных случаях на повышающий коэффициент, с добавлением GOE.

Это краеугольный камень действующей системы судейства. С одной стороны, компоненты – это попытка измерить алгеброй гармонию, а к чему приводят подобные эксперименты наглядно показано на примере Моцарта и Сальери. С другой, эта оценка по-прежнему не исключает вкусовщины и пристрастности, с которыми призвана бороться. Компоненты выставляются той же бригадой, которая оценивает качество исполнения элементов, и включают в себя пять слагаемых.

1. Владение коньком – под этим термином подразумевается качество скольжения, ребёрность, умение варьировать скорость. Согласно правилам, судьи должны учитывать баланс, ритмическую работу коленей и положение стоп, чистоту исполнения шагов, вращений, поворотов, скорость, лёгкость, смену направлений, скольжение на одной ноге. Пары ко всему прочему должны демонстрировать своё мастерство в унисон.

2. Связующие элементы – к ним относятся шаги, повороты, перетяжки между основными элементами, а также заход на них и выход. Характеризуются разнообразием, уровнем сложности и качеством исполнения. Например, один фигурист заходит на прыжок по дуге на полкатка, а другой исполняет его с шагов. Очевидно, что второй получит оценки за связующие элементы выше. Для большей наглядности можно сравнить программы Патрика Чана или Дайсуке Такахаси с китайскими фигуристами.

Читайте также:
Программа shazam что это

3. Исполнение – вероятно, один из субъективных компонентов, поскольку предлагает оценить физическую, эмоциональную и интеллектуальную вовлечённость фигуристов. То есть то, как они передают музыку и хореографию. Это стиль, индивидуальность, личностная проекция, эмоции, расстояние и взаимодействие между партнёрами, унисон, провозки – одним словом, сборная солянка.

4. Хореография – тоже весьма широкое понятие, которое охватывает весь процесс от замысла до его воплощения на льду. Здесь учитываются такие факторы, как идея, сбалансированность разных частей программы, единство композиции, использование всех набора выразительных средств, элементов, а также площади катка, смысловые и музыкальные акценты, оригинальность.

«Тройной тулуп» от Константина Меньшова

«Тройной тулуп» от Константина Меньшова

5. Интерпретация музыки – отвечает за соответствие стилю произведения, его характеру, передачу ритмического рисунка и других музыкальных нюансов.

Каждый из пяти перечисленных компонентов оценивается судьями по шкале от 0,25 до 10, с шагом в 0,25. При этом значение меньше единицы расценивается как ужасное, до трёх – слабое, до семи – среднее, до восьми – хорошее и очень хорошее, и всё, что выше считается выдающимся. Итоговая оценка за каждый из компонентов определяется путём умножения среднего арифметического на соответствующие коэффициенты: мужчины – 1,0 в короткой программе, 2,0 в произвольной; женщины и пары – 0,8 в короткой программе, 1,6 в произвольной. После чего все оценки суммируются.

Самым распространённым штрафом в фигурном катании является вычет одного балла за падение. Если речь идёт о паре, то учитываются падения каждого из партнёров. Аналогичным образом карается нарушение временных рамок в музыке: за каждый излишек или недостаток в пять секунд снимается балл. Столько же вычитается и за музыку со словами у пар и одиночников.

Правда, это правило действует только до конца сезона-2013/14, после чего ограничение будет снято. Использование предметов и неправильные костюмы штрафуются так же. А вот самое суровое взыскание в два балла действует в отношении исполнения запрещенных элементов, к которым, например, относится сальто. К слову, это одно из давних правил, а одной из его ярых нарушительниц является Сурия Бонали, любившая вставлять сальто назад в свои программы. И даже сделала это на Олимпиаде в Нагано, когда поняла, что шансы на медаль потеряны.

Подводя итог, заметим, что если рассматривать действующую систему судейства по частям, то с позиции техники она в большей степени оправдывает своё существование. Если фигурист сделал сложный элемент, причитающиеся за него баллы он получит, равно как и штрафы, в случае срывов. А что касается компонентов, то, как ни раскладывай их на составляющие, всё равно в ход идёт так называемый «живой вес» спортсменов, их авторитет, возраст и прочие далёкие от объективности факторы. Конечно, система эволюционирует, дорабатывается, правда, пока в основном по части базовой стоимости тех или иных элементов. А следующие радикальные перемены если и последуют, то только в новом олимпийском цикле.

Источник: www.championat.com

Как составлять программу, исполнение ее, музыка

Конькобежцу, имеющему в запасе достаточно произвольных фигур из всех рассмотренных нами отделов, предстоит еще задача выбрать и сгруппировать их в одну программу трех-, четырех- или пятиминутного катания так, чтобы она представляла собой нечто цельное, по возможности, характерное для исполнителя, и чтобы в ней рельефнее выступила его индивидуальность, как фигуриста.

Поэтому прежде всего посоветуем не заимствовать фигур, особенно из отдела комбинаций, у других лиц.

Второе правило — никогда не включать в программу такие фигуры, которые исполняются не вполне уверенно: какова бы ни была трудность такой фигуры, неудача в ней испортит все впечатление, которое будет несравненно хуже, чем от фигур более легких, но сделанных безукоризненно.

Далее, вопрос о выборе материала для программы уже отчасти предрешается требованием правил соревнований: фигуры должны быть трудны и разнообразны; но этого мало, необходимо считаться и с художественной стороной дела. Поэтому, выбирая фигуры, следует обратить внимание на то, чтобы они были в исполнении красивы, плавны и непременно динамичны.

Все самые эффектные и трудные вещи, которые знает фигурист, обязательно включаются в программу и составляют основание ее; сюда относятся трудные прыжки, фигуры с корабликом, пируэты всех родов и т. д. Остальное время катания должно быть заполнено фигурами хотя и более легкими, но интересными и, по возможности, из всех отделов, описанных в этой части, причем, однако, необходимо избегать фигур, сопряженных с замедлением или остановкой хода; надо помнить, что живость катания — главный залог успеха; поэтому наибольшее место следует отвести всевозможным комбинациям, в которых живые короткие шаги и переходы чередовались бы с крутыми, но плавными и красивыми дугами, а эти без замедления хода превращались бы в новые переходы, переплетались бы змейками и быстрыми циркулями, сменялись смелым прыжком, пируэтом и вновь неслись непрерывным узором, не повторяясь, без запинок и без лишних нерешительных шагов, постоянно в такт музыки.

В таких комбинациях должно предпочесть фигуры не слишком сложные, чтобы зрители могли распознать их, и, по возможности, симметричные, т. е. исполняемые одинаково с правой и левой ноги.

Хороши также исполненные с темпераментом танцы по кругу, например вальсы и марши, но ими не следует злоупотреблять во избежание однообразия.

Вообще надо остерегаться повторения не только тех же самых, но даже очень похожих переходов и фигур.

Выбирая фигуры, следует иметь в виду и возможную группировку их; ведь исполнение их должно быть связно и безостановочно, следовательно, из одной фигуры всегда должен быть удобный переход в другую, а это не для всех фигур возможно: значит, такие фигуры лучше не ставить рядом, но взять другой порядок их или вставить для перехода какое-нибудь интересное соединение, например змейку, американский переход, вексир и т. п., но не простые голландские шаги или тройки.

Так например, для перехода от танца по кругу с большим ходом к пируэтам берут не слишком длинную спираль с красивой постановкой тела; от пируэта к комбинациям с большим ходом ищут перехода посредством змеек или танцев; для фигуры с разбегом в середине или в конце программы необходимо сначала отойти подальше назад или в сторону, — следовательно надо выдумать такую фигуру с движением вперед, которая, не роняя интереса, позволила бы удалиться.

Кроме того, очень важно распределение фигур на протяжении положенного для катания времени; совершенно неудачной пришлось бы признать программу, в которой все трудные и интересные фигуры были бы поставлены одна за другой в начале, а остальная часть была бы занята только легкими и менее видными; это выглядело бы так, как будто исполнитель, что называется, «сдал»; лучше было бы поставить все трудные фигуры в конце, но и тут неладно: первая часть будет плоха и оставит невыгодное впечатление, которое уже трудно загладить, а, кроме того, к концу силы уже не те, и делать подряд все самые трудные фигуры уже рискованно — глядишь, что-нибудь и сорвется; а потому лучше всего распределять трудные и легкие, полные эффекта, и более слабые фигуры так, чтобы они чередовались; тогда и силы лучше сберегутся. В интересах же наилучшей общей картины как начало программы, так и заключение должны быть обязательно выдающимися, особенно последнее: зрители остаются под непосредственным впечатлением его; наилучшая же фигура помещается, если не в самый конец, то во вторую половину; например, волчок служит традиционным заключением первоклассной программы.

Остановка хода в середине катания допустима только в одном случае: если на быстром движении фигурист внезапно и моментально останавливается в какой-нибудь красивой позе, например, прыгнув на носок конька или поднявшись на носки со скрещенными ногами после резкого циркуля назад наружу, остается несколько мгновений совершенно неподвижным и тотчас вновь переходит в энергичные смелые фигуры с большим ходом и сильным наклоном тела. Впрочем наилучший эффект производит такая фигура перед самым концом, чтобы после нее тотчас следовало и заключение, например, в виде низкого пируэта.

Читайте также:
Gnu c что это за программа

При исполнении так составленной программы надо обращать внимание не только на связность и гармонию отдельных фигур, что в значительной мере обусловливается постоянным наличием большого остаточного хода, но и на уверенность всех движений и переходов при условии красиво держаться, иметь сильный ход и хорошо пуантировать каждую фигуру, придавая этим достаточно жизни всему катанию.

Совокупность последних трех условий составляет главное в произвольном катании; умение спокойно, правильно и красиво исполнять все движения и переходы на большом ходу — это такое преимущество, перед которым отступает на второй план трудность самой программы. Во всяком случае не может быть двух мнений о том, что лучше: очень трудная программа, некрасиво, вяло и неуверенно исполненная, или же более легкая, но полная жизни, свободного движения и непринужденной грации. Может быть, по букве соревновательных правил обе будут оценены одинаково, но сердце зрителя всегда на стороне последней. Идеальным фигуристом был бы тот, кто соединил бы в своей программе наивысшую трудность и разнообразие фигур с живым, красивым и уверенным катанием.

При исполнении программы нельзя упускать из виду еще одно важное обстоятельство: это размещение фигур на отведенной для катания площади. Чрезвычайно неблагоприятное впечатление производит катание по краям этой площади; поэтому надо так распределять катание, чтобы все фигуры исполнялись на виду, к краям же площади можно удаляться разве только для разбега.

Для достижения хорошего исполнения программы нужна прилежная тренировка: от нее в наибольшей мере зависит успех. Кататься в полную силу непрерывно в течение пяти или даже трех минут вовсе не легко, и без основательной подготовки не всякий организм выдержит это; а потеряв дыхание, уже будет не до пируэтов.

При тренировке в произвольном катании надо как можно чаще работать под музыку, чтобы привыкнуть к ней: это имеет здесь очень большое значение. Выше мы уже упоминали, что все движения должны исполняться, но возможности, в темп музыки: и действительно, это настолько же необходимо в искусстве катания на коньках, как и в хореографическом искусстве.

От выбора музыки в значительной степени зависят и характер исполнения, и впечатление на зрителя; поэтому мы советуем останавливаться на красивых, оживленных и хорошо маркированных мелодиях, как, например, марши и мазурки; вальсы также весьма пригодны, если ведутся в должном темпе. Решить здесь вопрос о том, которая именно музыка заслуживает предпочтения,—невозможно; это зависит как от вкуса каждого отдельного лица, так и от доступной ему программы. Мы можем лишь указать, что катание под марш живее, чем под вальс, но зато и приспособить характер исполнения к характеру этой музыки гораздо труднее. Еще в большей степени это относится к мазурке.

Некоторые конькобежцы стараются разнообразить свою программу переменой музыки во время катания. Если оркестр хорошо ловит момент перемены, то этим можно кое-что выиграть; в противном случае нарушается целостность впечатления.

  • Виток надежды: 1960—1964
  • Обучение фигурному катанию
  • Конек
  • Что такое фигурное катание на коньках
  • Очерк истории развития фигурного катания на коньках
  • Теория фигурного катания на коньках
  • Организация и методика преподавания
  • Техника школьного катания
  • Техника произвольного катания
  • Специальные фигуры
  • Организация соревнований
  • Упражнения по специальной гимнастике фигуриста
  • Фигурное катание — это красиво!

Источник: www.offsport.ru

Оценки в фигурном катании система оценивания

Сайт о спорте и здоровом образе жизни: правильные тренировки и упражнения

Фигурное катание заслуженно считается одним из самых красивых видов спорта. Спортсмены исполняют на льду сложнейшие элементы, за которые получают оценки, позволяющие им добиться того или иного результата. Судейская система постоянно совершенствуется, дабы решения жюри поднялись высоко в плане объективности, и фигуристы получали свои заслуженные баллы.

На данный момент в этом виде спорта действует судейская система ИСУ.

Судейская система ИСУ

Данная система судейства в фигурном катании действует с 2004 года при оценивании всех видов катания. После принятия применяется на крупных соревнованиях, в том числе на Чемпионатах мира и Зимних Олимпиадах.

В одиночном и парном катании

Каждый элемент судьи оценивают отдельно. В принятии решений участвуют не только люди, но и компьютер. В полный список судей входят:

  • Главный арбитр следит за временем и выполнением обязательных фигур (вроде прыжков, «прыгать» должны все фигуристы) программы.
  • Технический контролер
  • Оператор по вводу информации
  • Оператор видеоповторов
  • 9 судей, оценивающих уровень исполнения компонентов.

Очки за элементы

Баллы за все элементы начисляются в определенной последовательности. Сначала техническим специалистом определяется наименование и уровень, затем вычисляется базовая цена в очках. Следом судьи устанавливают уровень исполнения. После этого оценки округляются. Очки за элементы это сумма баллов за каждый из компонентов, выполненные спортсменом на льду во врем выступления.

За программу нельзя исполнять один элемент два и более раз. Однако существуют определенные исключения для прыжков в одиночном и парном катании (если второй прыжок выполнен в произвольной программе в каскаде или других элементах). Баллы за превышенное количество прыжков в фигурном катании могут не выставляться.

Очки за общее впечатление

Жюри выставляет оценки за 5 компонентов:

  • Умение держать равновесие и владеть коньком,
  • Уровень сложности связок,
  • Артистизм (в парном ставится балл за сплоченность партнеров),
  • Оригинальность программы,
  • Качество выразительности образа и попадание в такт музыки.

Общее количество баллов начисляется по тому же алгоритму, что и баллы за элементы.

У девушек показатели максимально составляют 0,8 (в короткой программе), 1,6 в произвольной, а у мужчин, соответственно, максимальный коэффициент 1,0 и 2,0.

Штрафы

Оценки в фигурном катании не единственное, что получают катающиеся по льду. Наравне с ними присутствуют и санкции за определенные нарушения:

  1. Ошибки, падения. За 1-2 погрешности снимается один балл, 3-4 два балла. В случае падении обоих партнеров в парном катании баллы снимаются в удвоенном количестве.
  2. Пять очков снимут в том случае, если программа была приостановлена более чем на три минуты по вине фигуристов.
  3. Штраф применяется из-за несоответствия формату соревнования (превышен лимит времени, на льду находятся посторонние предметы и т.д.)
  4. Выполнение запрещенных элементов, способных нанести вред спортсмену, судьям или зрителям.

Прочтите также: Коньки reebok подробный обзор

При подсчете очков суммируются баллы за элементы, общее впечатление. Затем вычитаются все штрафы. Победителем становится тот, чье количество очков выше.

Протокол выступления

  1. Баллы за технику: в одних колонках пишут названия элементов в сокращении, в других информацию о их выполнении (неправильно выполненный флип, неверно выполненный угол при вращении и др.). Выставление стоимости сделанного элемента.
  2. Очки за общее впечатление.
  3. Вычтенные санкции.
  4. Общее количество оценок за программу.

В танцах на льду

В основном способ оценивания равнозначен парному и одиночному катанию. В танцах на льду существует лишь несколько незначительных изменений:

  • Баллы за техничность дают исключительно за выполнение сложных элементов (дорожки шагов, вращения и другие).
  • Оценка за общее впечатление включает в себя уровень попадания движений в такт танца. Показатели несколько отличаются от представленных в «спортивном» катании.

В соревнованиях низкого уровня

Вносятся модификации в детских и любительских соревнованиях:

  • Снижается число компонентов (до одного главного у детей артистизм),
  • Зачастую не ставятся оценки за сложнейшие элементы,
  • Штрафы становятся ниже вдвое,
  • Техническая бригада уменьшается, принимается во внимание мнение всех арбитров,
  • Для детей имеется ограничение в количестве элементов,
  • Во время одной разминки на льду помещаются до восьми спортсменов,
  • Фигурист в укороченной программе может выполнить исключительно одну дорожку шагов.

На любительских соревнованиях зачастую вместо целостного комплекта техники используют только компьютер, принтер и набор переговорных устройств.

История

До Олимпиады 2002 года действовала оценочная система с шестью баллами. Но после скандала, связанного с аннулированием голоса арбитра и перепроведением церемонии награждения, ее решили реформировать.

В начале судейская система ИСУ подвергалась нападкам критиков. Считалось, что внедрение произошло слишком рано, а ожидания не принесли высоких результатов. Многие знаменитые спортсмены называли систему отстающей в развитии, не оставляющей места для творчества.

За полтора десятилетия работы было принято много изменений, касающихся оценок за те или иные элементы, упростилась работа для технических специалистов. Ужесточилась система штрафов при ошибках и падениях.

Источник: irksportmol.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru