Представление программы в фигурном что это

Содержание

Ледовый ликбез: как судьи оценивают выступления в фигурном катании

Многие поклонники спорта и даже люди далёкие от него любят смотреть соревнования по фигурному катанию. И это неудивительно, ведь наряду, например, с синхронным плаванием, фигурное катание — своеобразное искусство в спорте. Однако у судей, которые оценивают выступления фигуристов, несколько другие задачи. Они следят за исполнением сложных элементов, синхронностью и многим другим, после чего выставляют оценки. Как и за что судьи оценивают фигуристов — в нашем материале.

До недавнего времени в фигурном катании действовала шестибалльная система оценок выступлений, которую теперь называют «старой системой». Новая система под названием NJS впервые была опробована в 2005 году и с тех пор является основной для судей на всех официальных соревнованиях по фигурному катанию.

Как и кто оценивает элементы в фигурном катании

В составе судейского комплекса есть группа специалистов, которые определяют, какие технические элементы выполнил спортсмен в ходе своего выступления. Баллы за исполнение этих элементов начисляют, ориентируясь на таблицу их «стоимости». В этих таблицах чётко указано, сколько баллов спортсмен получает за исполнение каждого элемента, который присутствовал в его программе. Кроме этого в задачу специалистов входит выявление всех ошибок, которые допустил фигурист во время исполнения того или иного элемента. Среди самых распространённых отмечаемых ошибок: падения, заходы на прыжки с неверного ребра, в парном катании — рассинхрон при прыжке с разных ног партнёров.

Камила Валиева: постановка произвольной программы

Необычные связки элементов или движения, которые входят в программу фигуриста, вознаграждаются судьями с помощью бонусных коэффициентов. Так, по решению технического специалиста, спортсмен за всю программу может единоразово получить два дополнительных балла. В произвольной программе одиночного катания оценка для всех прыжков, исполненных во второй половине программы, умножается на коэффициент, равный 1,1. Это правило существует потому, что во второй половине программы исполнять сложные фигурные элементы сложнее, чем в первой, так как у спортсмена остаётся меньше сил и концентрации.

Как оценивают качество выполненных элементов

Помимо описанных в предыдущем блоке технических специалистов, отвечающих за оценку элементов программы, существует также другая группа судей. Они в свою очередь выставляют оценки за их качество. В зависимости от того, насколько качественно был выполнен тот или иной элемент программы, группа этих судей может как отнять, так и добавить три балла от «табличной» стоимости элемента. Сложность работы этих судей определяется по количеству разнообразных факторов, которые они учитывают при оценке выступления спортсмена:

– прыжки: высота, амплитуда, техника, чистота приземления;

– каскад: сложность прыжков и качество исполнения каждого;

– вращения и тодесы: количество оборотов, положение корпуса фигуристов при исполнении того или иного элемента;

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ в фигурном катании | ФИЗИЧЕСКАЯ и ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОВЛЕЧЁННОСТЬ

– дорожки шагов: ритмичность, разнообразие, лёгкость.

Если подводить черту, то за выполнение требований фигуристы получают +3 балла к «табличной» стоимости элемента, а за ошибки и падения при их исполнении -3 балла.

Как оценивают различные компоненты программы

Компоненты программы каждого фигуриста группа судей оценивают по 10-балльной шкале. Всего они оценивают пять компонентов как в короткой, так и в произвольной программах. В эти компоненты входят:

– базовый уровень катания;

– связующие элементы программы;

– представление элементов (способности фигуристов демонстрироваться красивые линии и осанку во время исполнения элементов);

– интерпретацию (использование тела и элементов для выражения настроения и передачи музыкального характера).

Каждый из пяти компонентов катания оценивается судьями по шкале от 0,25 до 10 баллов. Откровенно слабым выступлением считается то, которое оценили ниже чем на 3 балла, а оценка от 9 до 10 означает идеальное выступление.

Если углубляться в арифметические трудности оценок, то для каждого из пяти компонентов отбрасывается лучшая и худшая оценки. Из оставшихся высчитываю среднее арифметическое и округляют до двух знаков. Полученные цифры умножаются на установленные для уровня каждого соревнования коэффициенты и суммируются. В результате суммирования получаются очки за общее впечатление.

Коэффициенты подбираются так, чтобы элементы и компоненты давали примерно одинаковое количество очков. У женщин и пар коэффициент 0,8 для короткой программы и 1,6 для произвольной. У мужчин — 1,0 и 2,0 соответственно.

Как «штрафуют» фигуристов за ошибки в катании

За каждую ошибку, допущенную фигуристом в ходе программы, судьи отнимают баллы. Так, в случае допущения ошибок судьями применяются следующие штрафы:

– лишние или недостающие 5 секунд выступления: -1 балл;

– использование музыки со словами: -1 балл (кроме танцев на льду);

– использование запрещённых элементов: -2 балла за каждый;

– использование посторонних предметов или костюм не по правилам (например, слишком откровенный): -1 балл;

– перерыв в программе по вине фигуриста или его экипировки: -5 баллов.

Итоговым результатом спортсмена считается сумма баллов за два выступления: короткую и произвольную программы.

Источник: ivbg.ru

Паттерн, твизлы и поддержки. Объясняем, как правильно смотреть танцы на льду

Фигурное катание по праву можно считать ветераном зимних Олимпиад. Впервые соревнования по данному виду спорта прошли на Играх 1908 года в Лондоне и были представлены мужскими, женскими и парными состязаниями. Появления танцев на льду в олимпийской программе оставалось ждать 68 лет.

Причины такой задержки долго искать не придется. В отличие от танцоров, с одиночниками и парниками все предельно ясно. Даже если не знать названий всех элементов, качественный прокат от неудачного всегда можно отличить хотя бы по наличию или отсутствию падений, а фактор «нравится / не нравится» тут работает во вторую очередь. И зритель охотнее шел смотреть на парное и одиночное катание, а танцы… А как там вообще все это работает?

Техническая революция. Что показали ведущие российские фигуристки на контрольных прокатах

Собственно, этот вопрос для многих актуален и в наши дни. К Олимпиаде-1976 Международный союз конькобежцев (ISU) уже обозначил технические правила, и танцы на льду официально стали олимпийской дисциплиной. Первое в истории олимпийское золото в данном виде завоевали Людмила Пахомова и Александр Горшков, и вплоть до 2006 года лишь дважды высшая награда доставалась не отечественным спортсменам — на Олимпиаде-1984 первыми стали британцы Джейн Торвилл и Кристофер Дин, а на Играх-2002 победу праздновали французы Марина Анисина и Гвендаль Пейзера.

Однако уже на Играх-2010 ситуация поменялась. Причем во многом из-за того, что российские тренеры стали переезжать на Запад для работы с местными фигуристами, что повлекло за собой рост конкуренции за океаном. Ярчайшими примерами тому служат Игорь Шпильбанд и Марина Зуева, с которых фактически началась история американских и канадских танцев на льду. Именно они привели американский дуэт Мэрил Дэвис / Чарли Уайт к золоту Олимпиады 2014 года в Сочи (к тому моменту их главным тренером была Зуева, со Шпильбандом фигуристы прекратили сотрудничество на несколько лет раньше). Кроме того, в их группе долгое время тренировались канадцы Тесса Вирчу и Скотт Моир — ныне самые титулованные фигуристы в истории этой дисциплины.

Читайте также:
Hios launcher что за программа

Золотое время. Фигуристка Трусова стартовала на взрослом уровне с двух мировых рекордов

В наши дни власть в танцах на льду принадлежит четырехкратным чемпионам мира и пятикратным — Европы французам Габриэле Пападакис и Гийому Сизерону. Российские дуэты тоже очень сильны, но в лидеры им пока что вырваться не удалось. Главным оружием сборной России в борьбе с французами являются Виктория Синицина и Никита Кацалапов, а Александра Степанова и Иван Букин даже смогли обойти Пападакис и Сизерона в борьбе за золото юниорского чемпионата мира 2013 года в Милане.

Там прыгают?

Нет. Танцы на льду — единственная дисциплина в фигурном катании, практически полностью лишенная прыжковых элементов. За прыжок более чем в один оборот спортсмены получат штраф. Да и однооборотными прыжками увлекаться не стоит, ведь это разрушит структуру программы и не позволит судьям оценить мастерство владения коньком.

Как и в остальных дисциплинах, танцевальные дуэты исполняют короткий и произвольный прокат, однако называются они иначе — ритм-танец и произвольный танец. На первый следует обратить особое внимание. Из-за того что танцы на льду довольно сложно оценивать технически, ISU для облегчения задачи судьям каждый сезон задает на ритм-танец определенную музыкальную тему, устанавливает центральный танцевальный мотив и набор ритмов, в которых этот самый танец должен исполняться. Таким образом, фигуристам в коротком прокате нужно исполнить набор элементов и при этом в одном обязательном сегменте программы (так называемом паттерне) продемонстрировать именно тот вид танца, что был задан ISU. Музыкальный лейтмотив нового сезона — мюзиклы или оперетты, главным танцем выбран игривый и чрезвычайно быстрый финстеп.

А что вообще тогда делают в этих танцах?

В ходе ритм-танца фигуристы должны исполнить следующие элементы.

Твизлы

Источник: tass.ru

Ростов-на-льду

Детализация оценок соревнований по фигурному катанию

Расшифровка оценок и обозначений элементов

После выступления на соревнованиях нужно получить у секретаря небольшой листочек называемый детализацией. В ней можно увидеть как судьи оценили выступление, оценки за элементы и компоненты, штрафы (дидакшн), бонусы. Цель получения этой информации — провести работу над ошибками.

Как расшифровать и интерпретировать оценки судейской бригады? Об этом речь пойдет в этой статье.

Расшифровываем детализацию по пунктам:
  1. Место фигуриста, которое он занял по итогам проката программы
  2. Фамилия, имя фигуриста и название организации (школа, ЦСР, ЦСП), которая выставила спортсмена на соревнование
  3. Город, где находится организация заявившая фигуриста на соревнование
  4. Общая итоговая сумма оценок (это техническая оценка за выступление спортсмена, плюс оценка за компоненты программы и минус все снижения). Когда спортсмен выступает только с произвольной программой (юный фигурист, 3, 2, 1 юношеские разряды), то это и есть итоговая оценка за все выступление
  5. Сумма набранных баллов за элементы (тех. оценка за программу. Оценка за выполненные прыжки, вращения, дорожки шагов и хореографические последовательности)
  6. Сумма набранных баллов за компоненты. Всего существует 5 компонентов. У норматива «юный фигурист» оцениваются 2 компонента: « мастерство катания » и « исполнение (представление) », у 3, 2 и 1 юношеских разрядов добавляется еще и компонент « интерпретация музыки », у 2 спортивного разряда добавляется компонент « переходы », у 1 спортивного и выше добавляется компонент « (композиция) хореография »
  7. Снижения оценки (штрафы, дидакшн). Снижения бывают за падения, за нарушение продолжительности выступления, нарушения в костюме
  8. Все исполненные фигуристом в программе элементы. Элементами в фигурном катании называются прыжки, каскады, комбинации прыжков, вращения, дорожки шагов и хореографические последовательности. Расшифровка названий элементов , а также что такое COMBO и REP читайте ниже.
  9. Ошибки при выполнении элемента
    • » < «— галка за недокрут, прыжок не докручен от 90 до 180 градусов
    • » — пониженный прыжок — прыжок не докручен более чем на 180 градусов
    • » e « — в фигурном катании – это флип или лутц выполненный с неправильного ребра конька
    • » ! « — восклицательный знак в фигурном катании — флип или лутц выполненный с неясного ребра
    • » * « — звездочка в фигурном катании — лишний / не соответствующий требованиям элемент. Элемент не засчитывается
    • Базовая стоимость элемента. Согласно системе судейства ISU, у каждого элемента есть своя стоимость. В колонке «базовая стоимость» указана стоимость элемента с учетом ошибок из предыдущего столбца
    • Значек « х » икс в фигурном катании относится только к прыжковым элементам и означает, что прыжок, каскад или комбинация прыжков выполнены во второй половине программы, к базовой стоимости добавляется 10%
    • Стоимость всех исполненных элементов в сумме, с учетом снижений за ошибки и надбавки за исполнение во второй половине программы
    • GOE – оценка судьями качества исполнения элементов. Оценка качества может быть от — 5 до +5, в том числе «0». Каждый столбец – это оценки одного судьи
    • Итоговое GOE за элемент c учетом GOE от всех судей
    • Оценки бригады. Итоговая оценка. Состоит из базовой стоимости элемента и прибавленному к ней итоговому GOE
    • Оценки судей за компоненты
    • Фактор компонентов. Индивидуально для каждого разряда. Число, на которое умножается оценка за каждый компонент у всех спортсменов этого разряда
    • Оценки бригады за компоненты. Итоговая оценка за каждый компонент в отдельности, учитывая оценки каждого судьи, умноженные на фактор ​компонентов
    • Дидакшн за длительность музыки
    • Снижение итоговой оценки за падения
    • Стартовый номер фигуриста

    Расшифровываем название элементов в фигурном катании

    Обозначение прыжков в фигурном катании
    • 1W – перекидной прыжок
    • 1А, 2А, 3А – одинарный, двойной тройной аксель
    • 1S, 2S, 3S, 4S – одинарный, двойной, тройной, четверной сальхов
    • 1Lo, 2Lo, 3Lo, 4Lo – одинарный, двойной, тройной, четверной риттбергер
    • 1Т, 2Т, 3Т, 4Т – одинарный, двойной, тройной, четверной тулуп
    • 1F, 2F, 3F, 4F – одинарный, двойной, тройной, четверной флип
    • 1Lz, 2Lz, 3Lz, 4Lz – одинарный, двойной, тройной, четверной лутц
    Обозначение каскадов прыжков в фигурном катании
    • 2F+2Lo – двойной флип плюс двойной риттбергер
    • 1S+1T – одинарный сальхов плюс одинарный тулуп и другие
    • COMBO — в фигурном катании — это когда должен был исполнить каскад прыжков, но, по какой-то причине не прыгнул его. Пример обозначения: 3Т+СОМВО или 3 S
    • REP — повтор прыжка в, когда он не предусмотрен разрядом. Пример обозначения: 1T+1Lo*+REP
    Обозначение комбинаций прыжков в фигурном катании (SEQ)

    SEQ от английского слова «sequence» — последовательность. Комбинация прыжков отличается от каскада прыжков тем, что в каскаде нога приземления прыжка является толчковой ногой следующего прыжка, что не обязательно для комбинации

    • 1А+2T+2F+SEQ – комбинация прыжков из одинарного акселя, двойного тулупа и двойного флипа
    • 2Lz+2S+SEQ – комбинация прыжков из двойного лутца и двойного сальхова
    Обозначение вращений в фигурном катании
    • USp – вращение стоя
    • CSp – вращение в либеле
    • SSp – вращение сидя
    • LSp – вращение заклон
    • CoSp – комбинированное вращение.

    К обозначениям вращений могут быть добавлены буквы:

    • F – прыжок во вращение или вращение с заходом прыжком
    • С – вращение со сменой ноги
    • V – ошибка во вращении. Отсутствие явно видимого прыжка во вращение (в прыжках во вращение) или 2 базовые позиции вместо 3 (в комбинированном вращении), или менее двух оборотов на одной из ног (во вращении в одной позиции со сменой ноги). Пример обозначения: FCCoSp3V
    • B,1,2,3,4 – указывает на уровень сложности вращения (от простого » В» к сложному » 4 «)
    Обозначение дорожек шагов в фигурном катании

    StSq – дорожка шагов. К обозначению добавляются буква или цифра в зависимости от сложности. B, 1, 2, 3, 4 – уровень сложности дорожки шагов от простого «В» к сложному «4»

    Обозначение хореографической последовательности в фигурном катании
    • ChSq – хореографическая последовательность не засчитана ChSq1 – хореографическая последовательность засчитана
    Компоненты в фигурном катании

    Существует 5 компонентов. Применяются в зависимости от разряда по которому выступает спортсмен.

    • мастерство катания — оценивается качество скольжения
    • представление (исполнение) — оценивается эмоциональная вовлеченость спортсмена, умение транслировать суть музыкальной композиции и исполняемой программы зрителю
    • интерпретация музыки (музыкальность) — оценивается способность передачи ритма, характера музыки через движения на льду
    • переходы — связки между элементами, шаги
    • композиция (хореография) — оригинальность произведения, покрытие льда рисунком программы и пр.
    Читайте также:
    Socket server что это за программа

    Шкала оценок за компоненты находится в пределах от 0 до 10.

    Ну вот и все об оценках. Надеюсь Вам было полезно. Буду стараться дополнять и обновлять эту публикацию.

    P. S А еще я делаю крутейшую музыку для фигурного катания, с ней из программы фигуриста можно сделать маленькое представление! Обращайтесь.

    Источник: www.rostov-on-ice.ru

    Компоненты: за что судьи дают высокие баллы фигуристам?

    Что такое компоненты и как их воспринимать? Этот вопрос уже очень долгое время остро стоит в фигурном катании. Многие болельщики давным-давно разобрались в прыжках, они без проблем отличают лутц от флипа, а тулуп от сальхова, не говоря уже, что аксель идентифицируют еще во время захода.

    А вот баллы за так называемый presentation они все воспринимают по-разному, часто возмущаются оценкам, порой совершенно их не понимая.

    Пришло время немножко разобраться, что же на самом деле пытаются оценить судьи, выставляю фигуристам вторую оценку. В этом материале также попробуем развенчать и некоторые мифы насчет компонентов, которые так плотно засели в сознании общества.

    Примечательно, что сегодня один из самых авторитетных судей из РФ Алла Шеховцева вошла в рабочую комиссию ISU по «реформе компонентов». Задачей группы стоит вопрос о сокращении их числа. Нет, это не значит, что оценка за них будет меньше. Просто судьям хотят облегчить работу и объединить некоторые компоненты в один. Сейчас выставляется пять оценок, а хотят сделать из них три.

    Давайте немного обсудим теорию. Что это за пять параметров? Какие в них есть критерии?

    Основные направления в оценки презентации программы – это 1)skating skills – скольжение и навыки катания, 2) транзишины, переходы, связки, 3) перфоманс, 4) композиция, 5) интерпретация музыки.

    До введения новой системы судейства вторая оценка просто выставлялась за артистичность. Сегодня же, согласно имеющимся критериям, артистичность как таковая и не оценивается в том понимании, что была раньше. Многие совершенно отказываются это осознавать и толкуют, например, о женском зрелом фигурном катании, воспринимая его таким, как оно оценивалось в до начала нулевых годов.

    Спешу их расстроить: баллы у спортсменки вряд ли прибавятся лишь от того, что она будет драматично взмахивать руками и изображать на лице трагедию или страсть. Этого мало. Сегодня это прошлый век.

    Сразу обратим внимание на расположение оцениваемых компонентов, на их градацию. Первым делом стоят связки и транзишины. А, следовательно, большой упор идет именно на них. Когда судья после проката спортсмена начинает выставлять баллы за презентацию, он и движется от этих параметров, его мнение формируется исходя из первых баллов.

    Миф: Мягкость скольжения и красивые линии – гарантия высокого балла за Skating Skills

    Оценивая скольжение фигуриста, судьи обращают внимание не только на мягкий конек и красивые линии. Перечислим по каким критериям оценивается данный компонент.

    «Мастерство катания определяется общей чистотой, качеством и уверенностью скольжения по льду» , — гласят правила.

    Параметры, на которые обращают внимание судьи:

    1) Использование глубоких ребер, шагов и поворотов

    2) Равновесие, ритмичная работа колен и точность постановки ноги

    3) Непринужденность скольжения

    4) Разнообразное использование силы, скорости и ускорения

    5) Владение катанием в разных направлениях

    6) Владение скольжением на одной ноге

    Как мы видим, реально одних красивых линий и мягкости скольжения явно мало. Высокую оценку получит тот, у кого как можно больше параметров на высоте. Большую роль в данной оценке играет официальная тренировка перед турниром. На самом старте судья так сосредоточен, но не всегда может навскидку уследить за каждым параметром, так как оценивает много технических элементов.

    Поэтому арбитры внимательным образом наблюдает на тренировках за скольжением. К слову, у олимпийской чемпионки Алины Загитовой нет такой мягкости в коньке, как у некоторых других компонентных девушек, но практически все вышеперечисленные критерии у нее на высоте. В катании она использует много шагов, поворотов, катается на ребрах, колени работают ритмично, в катании присутствует и скорость, и ускорение, и скольжением на одной ноге она владеет. Вот так и складывается оценочка.

    ТЕ САМЫЕ СВЯЗКИ

    Под связками в общем понимают вот что: «Разнообразное и целенаправленное использование сложной работы ног, позиций, движений и хватов, связывающих все элементы».

    И тут развенчаем главный миф – оценивается не простое наличие шагов между прыжками и интересных элементов, ВАЖНО и качества их исполнения.

    Рассмотрим основные критерии, влияющие на оценку:

    1) Непрерывность движений от одного элемента к другому

    2) Разнообразие (включая разнообразие хватов в спортивных танцах)

    Исходя из того, понимаем, что главным определяющим параметром связок является то, что в программе они служат элементом непрерывности. Использование шагов, фишек и катания между техэлементами должно делать программу непрерывной. В одиночном катании даже сами заход и выезд также идут в оценку связок.

    Например, в короткой программе Лизы Туктамышевой в этом году действительно больше шагов и переходов, чем обычно. Но вот из-за длинно-сосредоточенных заходов на ряд элементов нельзя положительно отметить параметр непрерывности движения. Поэтому и оценка не высока, даже с учетом того, что какие-то находки в программе появились.

    А вот произвольная в принципе отстает по всем параметрам. К слову, не забываем и про руки. Они тоже имеют значение в оценке за транзишины. Еще сложнее все обстоит с парами и танцами. Там добавляются хваты и подъемы, перебросы.

    Перфоманс – это то, о чем вообще особо никто не задумывается. Порой кажется, что и судьи не знают, что они оценивают в этом направлении. Но критерии существуют, хоть многие из них более размыты. Вообще, откровенно говоря, первые два компонента более понятны и могут претендовать хоть на какую-то объективность. В остальных есть много размытых формулировок.

    «Вовлечение спортсменов физически, эмоционально и интеллектуально в то время как они отражают намерения музыки и композиции», — вот такое определение дают правило. Как можно оценить это в цифровом эквиваленте? Только если присуждать баллы в сравнении спортсменов друг с другом. Оценить так навскидку, что фигурист вовлечен в программу на 10 – это звучит странно.

    Отметим параметры для оценки:

    1) Физическая, эмоциональная и интеллектуальная «вовлеченность»

    2) Умение «подать себя» аудитории

    3) Осанка и четкость движений

    4) Разнообразие и контрастность движений и энергии

    5) Индивидуальность/ личностность

    6) Унисон и «единство» (в парном катании и спортивных танцах)

    7) Пространственное чувство партнеров

    На практике высокие баллы в этом направлении получают спортсмены, которые чисто откатали программу на драйве и просто реально сумели произвести впечатление. Хотя бы у публики. Из самых понятных критериев тут идут 3, 4. Остальные – вкус и субъективизм. Сложно найти ту грань, где фигурист умеет себя подать аудитории или же уже переигрывает. В общем, эта оценка больше всего зависит от всех остальных компонентов программы и технических элементов.

    КОМПОЗИЦИЯ

    » Интеллектуально осмысленное и/или оригинальное оформление всех типов движений в соответствии с принципами музыкальной фразы, пространства, рисунка и структуры», — гласит формулировка от ISU касательно композиции программы.

    И вот какие параметры влияют на оценку по композиции программы:

    1) Цель (идея, концепция, видение, настроение)

    2) Рисунок программы и использование ледовой площадки

    3) Многомерное использование пространства и конструкции движений

    4) Фраза и форма (движения и рисунок должны отражать музыкальные фрагменты)

    5) Оригинальность композиции

    Иными словами, рисунок – это, грубо говоря, что своим коньком «рисует» фигурист на льду. То есть какие линии остались бы после его программы. Тут как раз больше всего и отражается понятие «фигурного катания» в том ключе, в котором этот вид спорта зарождался. Также учитывается идея, которую хореограф задумал, а фигурист воплотил в своей программе.

    Читайте также:
    Что за программа эгоис

    Хореографические движения, руки тоже играют важную роль. Оригинальность композиции – это своего рода, когда вся упаковка движений, которые необходимы для раскрытия идеи и задумки, необычно воплощены в жизнь. Грубо говоря, каждое движение, каждая перепрыжка, каждая линия и остановка должны быть исполнены с какой-то целью, которая раскрывает смысл и задумку постановщика.

    Удачная находка со сменой платья Ани Щербаковой – яркий пример. Во-первых, это фишка, во-вторых исполнена она после вращения во вращательной позе. Смотрится довольно ловко. И что главное – является центром деления программы на первую и вторую часть. Идейно – это важный элемент программы.

    Стоит – по делу и вносит оригинальность.

    Источник: dzen.ru

    Новая система компонентов — подарок для Трусовой. Их разработала российский судья

    ISU хочет избавиться от субъективных предрассудков.

    Конгресс ISU в Пхукете подходит к своему концу, и напоследок делегаты форума обсудили одну из самых однозначных реформ. Совет Международного союза конькобежцев решил заняться проблемой субъективного подхода при оценке компонентов — критериев творческого подхода и презентации в фигурном катании. Теперь их будет не пять, а только три.

    Также ISU обновили критерии оценки компонентов и ужесточили контроль за судьями, чье мнение радикально отличается в ту или другую сторону от коллег. На бумаге изменения значительные и действительно должны помочь в борьбе с судейским волюнтаризмом, а также помочь самим арбитрам в их работе. Но вот возможна ли в принципе хоть какая-то объективность в субъективной плоскости?

    Главная проблема оценок за компоненты — одни и те же критерии

    Если спросить обывателя, как оценивается выступление по фигурному катанию, то он сразу скажет — есть оценка за технику, а есть за артистизм. Они складываются вместе, и получается результат. Реальность намного сложнее. Современная эра, которая началась после реформы 2004 года принесла нам техническую оценку, включающую в себя баллы за прыжки, вращения, дорожки шагов и за компоненты.

    Последних — пять, и среди них есть попадание в образ и соответствие музыке, что подходит под идею оценки за артистизм, которая была в эпоху шестибалльной системы. Однако есть в компонентах и критерий скольжения, который скорее подходит под технический. В то же время при оценке прыжков внимание обращают и на попадание в музыкальный акцент, и на выразительность приземления. В общем, стереотипное представление оценки за компоненты как оценки за артистизм не совсем верное.

    Но в то же время именно в компонентах больше всего субъективности. Редко услышишь осмысленные судейские споры по поводу второй оценки фигуриста. Критерии настолько размытые, что большинство даже и не понимает, почему ставятся те или иные оценки. Анализируют разве что аномальные скачки/падения и динамику по сезону, сравнивая с другими фигуристами, не более.

    Согласно правилам ISU баллы за «общее впечатление» (именно так в официальных документах называются компоненты) выставляются в соответствии со скольжением и навыком владения коньком (Skating skills), связующими элементами (Transitions), артистизмом и красотой исполнения (Performance), оригинальность построения программы (Composition) и соответствие музыки и образа движениями на льду (Interpretation of the Music). Мало того что подобные критерии субъективны, так они еще и повторяют друг друга. К примеру, в чем принципиальные различия между оценкой за красоту исполнения и соответствие музыки образу?

    Вместо пяти критериев теперь остается только три

    Последним и озаботились в ISU, когда решились наконец-то взяться за проблему оценок общего впечатления. Текущий проект, которой одобрили большинство делегатов конгресса Международного союза конькобежцев в Таиланде, разработала российский судья Алла Шеховцова.

    Она видный человек в мировом фигурном катании с огромным опытом, правда с не самой очевидной репутацией: на Западе ее часто критикуют за участие в различных судейских играх, самым ярким из которых был скандал вокруг золота Аделины Сотниковой на Олимпиаде в Сочи. О влиянии Аллы говорит и тот факт, что она состоит в браке с Валентином Писеевым — серым кардиналом отечественного катания «нулевых». Возможно, в связи с этим была связана попытка Финляндии отклонить проект Шеховцовой, однако поддержку инициатива наших северных соседей не снискала. Поправки приняли, а значит, уже со следующего сезона мы будем жить по новым правилам.

    Строго говоря, когда конкретно начнет действовать новый регламент в ISU пока не сообщали. Более того, этот вопрос на конгрессе даже не поднимался и на повестке не стоял. Следовательно, следует понимать, что поправка начинает действовать с момента ее принятия. Теперь вместо привычных нам пяти критериев по компонентам остается только три.

    Теперь у нас есть «композиция», «владение коньком» и новый компонент «презентация», который включит в себя элементы «перформанса» и «интерпретации музыки». «Композицию» и «презентацию» оставляют с теми же значениями, что и прежде. А вот связующих элементов «Transitions», видимо, больше не будет вовсе. При этом переживать, что с уменьшением количества компонентов уменьшается их значение на общую оценку, не стоит. В техническом комитете ISU все продумали и пересчитали коэффициенты оценок за компоненты, и итоговая сумма баллов будет схожей с прошлой системой.

    Убирают оценки за связки — теперь прыгать много четверных будет проще

    Теперь оценки за компоненты в женском одиночном катании будут умножаться на 1,33 (вместо предыдущих 0,80) в короткой программе и на 2,67 — в произвольной (ранее было 1,60). В мужском одиночном — на 1,67 (было 1) в короткой и на 3,33 (2) — в произвольной. В парном катании — на 1,33 (0,80) в короткой программе и на 2,67 (1,60) — в произвольной.

    В танцах на льду — на 1,33 (0,80) в ритм-танце и на 2 ровно (1,20) — в произвольном. Удивляет, конечно, что в ISU до сих пор продолжают выставлять разные критерии мужчинам и женщинам — странное гендерное разделение для третьей волны феминизма. Тем не менее главная проблема — это отмена оценок за переходы. Нужно дождаться полных трактовок новых правил, возможно, связки будут учитывать в композиции программы, однако, скорее всего, такого внимания к этому элементу больше приковано не будет.

    В двух словах, теперь у спортсмена нет необходимости думать о насыщенности программы между прыжками. Можно хоть ехать на двух ногах от одного прыжка к другому — и на твои оценки это не повлияет. Александра Трусова, вероятно, оценит эти изменения — теперь пятиквадку будет делать проще. Еще один важный нюанс — со следующего сезона ISU иначе будет оценивать «коридор оценок». То есть разброс баллов между судьями, ведь за аномальные значения назначаются штрафные санкции.

    Теперь высчитываться этот коридор будет не за конкретный критерий компонентов, а среднее арифметическое за всю сумму. То есть нет никаких проблем поставить фигуристу 5-6 баллов за презентацию, если компенсировать низкий балл высокими оценками за скольжение. За пределы полутора баллов не выходишь — значит, все отлично. Это попытка борьбы с феноменом «группового мышления», когда судьи стараются соответствовать средним значениям и не пытаются оценивать критерии в соответствии с уровнем мастерства фигуриста.

    Неизвестно, поможет ли такая поправка — это можно будет понять уже только исходя из судейской практики. Собственно, как понять и влияние новых правил оценки компонентов. Ведь главную проблему они так и не решают. ISU хотел упростить жизнь судьям, лишив их необходимости выставлять пять критериев и оставив только три.

    Но настоящим решением может стать только давно назревшее разделение судейской панели. С этим в совете ISU также согласны, но на такой раздутый штат у союза нет денег. Поэтому декларируемая еще с 2017 года идея откладывается до следующего конгресса, то есть еще на два года.

    Источник: www.sport-express.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru