Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинова В.В.
Статья посвящена изучению проблем предшкольной подготовки . Автор рассматривает современные требования к содержанию и организации предшкольной подготовки , дает практические рекомендации.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Константинова В.В.
Структурная модель подготовки учителя предшкольного образования
Сущность и особенности предшкольной подготовки
Опыт предшкольной подготовки детей на примере программы «Мой мир»
Предшкола как эффективный педагогический фактор адаптации детей к образованию
Особенности содержания программ предшкольной подготовки и их роль в обеспечении непрерывности социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Анализ эффективности программ предшкольной подготовки»
Таврический научный обозреватель —^ауг^шепсе
🧮Экспресс-Подготовка к школе. 📚Занятие 1📚
Константинова В. В.
студентка Б4 д группы психолого-педагогического факультета,
Филиал СГПИ в г. Железноводске
Научный руководитель: Сгонник Л.В.
д.п.н., доцент, Филиал СГПИ в г. Железноводске
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Статья посвящена изучению проблем предшкольной подготовки. Автор рассматривает современные требования к содержанию и организации предшкольной подготовки, дает практические рекомендации.
Ключевые слова: предшкольная подготовка, готовность старших дошкольников к школьному обучению.
Проблема предшкольной подготовки ребенка к школе актуальна сегодня как никогда. Подготовить дошкольника к новой социальной роли, к адаптации к новой обстановке не простая задача, которую ставит перед системой образования государство, общество, родители, школьные учителя.
Предшкольная подготовка призвана обеспечить равные стартовые возможности детям из разных социальных слоев и групп населения. ФГОС ДО и НОО, с одной стороны, обеспечивают условия доступности качественного образования, с другой стороны, формируют четкую систему требований к личностному развитию ребенка, его любознательности, самостоятельности, предполагают развитие общеучебных умений и навыков.
Для обеспечения дошкольнику такого старта, который даст возможность ему успешно обучаться в школе, важно определённым образом стандартизировать структуру дошкольного образования, независимо от образовательного учреждения (или семьи) [1].
Реализация предшкольного образования является актуальной в настоящее время. В качестве главной задачи предшкольной подготовки, выступает: создание у детей мотивации к школьному обучению, эмоциональной готовности к обучению, умение действовать самостоятельно и коллективе, развитие любознательности и творческой активности, восприимчивости к окружающему миру, инициативности, формирование разносторонних знаний.
Занятие для детей 5-6 лет №1 | Онлайн детский клуб «Лас-Мамас»
Дети дошкольного возраста должны перед поступлением в школу иметь опыт регулярных занятий и социального общения со сверстниками и взрослыми. Такой опыт старшие дошкольники могут приобретать как в дошкольном образовательном учреждении, так и в группах кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста по подготовке к школе (ГКП). ГКП актуально создавать в системе дополнительного образования, или в системе учреждений культуры, или в системе дошкольных образовательных учреждений. Необходимо чтобы образовательная деятельность не стала развивать учебные навыки и действия такие, как письмо, счёт, чтение, не переросла в подобие школьных уроков. Механическая тренировка должна полностью отсутствовать, а постоянная, осознанная творческая работа ребёнка под руководством и при помощи взрослого должна присутствовать.
При реализации предшкольной подготовки соблюдаются общие принципы работы с детьми дошкольного возраста: адекватность требований в соответствии с возможностями детей, учёт индивидуальных особенностей развития дошкольников, постепенное формирование всех направлений развития, формирование ситуации успеха эмоционально благополучного общения с детьми. Ребёнка к школе могут подготовить и родители, но такой
Таврический научный обозреватель —^ауг^шепсе
подход должен обязательно предусматривать предварительное обучение родителей или возможность получать квалифицированные систематические консультации.
С изменениями во ФГОС преобразовались ориентиры современной школы, важной задачей которой является развитие надпредметных навыков, универсальных учебных действий, позволяющих перевести учащегося в режим саморазвития. Говоря о результатах образования, имеется в виду только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые правила к построению всего учебного процесса. Главными принципами построения развивающей учебной деятельности сегодня становятся принципы непрерывности образования и преемственности дошкольного и начального образования. Такое решение проблем преемственности позволяет создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные требования каждой личности в соответствии с её особенностями и возможностями, а также позволяет достичь необходимых образовательных результатов.
Психологическая готовность дошкольников зависит от качества предшкольной подготовки, от условий воспитания и образования дошкольников, от педагогической культуры семьи.
Проблему предшкольной подготовки в психолого-педагогической литературе изучали такие ученые исследователи как: М. М. Безруких, М. Б. Зацепина, Л. А. Парамонова, А. А. Леонтьев и другие.
Проблему готовности к обучению как результата предшкольной подготовки исследовали авторы: Л. И. Божович, А. Л. Венгер, Л. А. Венгер, Н. Е. Веракса, В. С. Мухина, Т. С. Комарова и другие.
Проблему содержания и технологий предшкольной подготовки рассматривали в своих работах: В. Н. Давыдов, С. В. Литвиненко, Н. А. Короткова, М. И. Лисина, Л. А. Ситак и другие [4].
Однако остается недостаточно изученным вопрос о преемственных ориентирах, связывающих ДОУ и школу, а именно о критериях отбора содержания, форм и методов предшкольной подготовки, призванных обеспечить высокий уровень готовности ребенка к обучению в школе.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что разработан целый ряд программ предшкольной подготовки. Среди них «Дошколенок», «Старт», «Филиппок». Изучив программы, мы проанализировали их и выделили следующие функции программ предшкольной подготовки:
1. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием;
2. Устранение разноуровневой подготовки детей к обучению в школе в связи с низкой численностью детей, посещающих дошкольные учреждения;
3. Исключение дублирования школьной программы при подготовке детей к обучению;
4. Сохранение здоровья дошкольников, готовящихся к поступлению в школе.
Программы строятся на основе конкретных принципов работы при подготовке детей к
1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
2. Доброжелательный климат;
3. Проведение занятий с учетом специфики старшего дошкольного возраста.
Программы предшкольной подготовки, как правило, реализуются в школе, все чаще
осуществляют в частных дошкольных учреждениях и в развивающих центрах. Однако, не все дети посещают дошкольные учреждения и центры предшкольной подготовки. В таком случае, реализовать программу предшкольной подготовки возможно и в семье.
Таврический научный обозреватель www.tavг.science
Предшкольная подготовка призвана обеспечить формирование готовности старшего дошкольника к школьному обучению.
Предшкольная подготовка осуществляется не в одном направлении, а охватывает все составляющие этого процесса, вовлекая не только детей, но и родителей и учителей начальной школы [3]. Данная деятельность направлена на:
1. Согласованность целей и задач, осуществляющих преемственность на дошкольном и начальном школьном уровне.
2. Выбор программы образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с принципами непрерывного образования и психолого-педагогических условий осуществления непрерывного образования с учетом изменения во ФГОС.
3. Многообразие форм и методов обучения в дошкольном учреждении и в начальной
Работа с детьми предполагает использование таких форм работы как:
1. Посещение школы;
2. Посещение школьных музеев (если есть) и библиотеки;
3. Знакомство и взаимодействие старших дошкольников с учителями и детьми начальной школы;
4. Совместное участие дошкольников и младших школьников в образовательной деятельности и игровых программах;
5. Совместные выставки рисунков и поделок;
6. Встречи и беседы выпускников детского сада с учениками начальной и средней школы;
7. Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные мероприятия дошкольников и первоклассников;
8. Совместное участие в театрализованной деятельности;
9. Посещение дошкольниками курса занятий, реализуемых при школе, посвященное адаптации детей в школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
При работе с родителями необходимо обеспечить:
1. Родительские собрания совместно с педагогами ДОУ и учителями школы;
2. Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
3. Конференции для родителей, вечера вопросов и ответов;
4. Консультации не только с педагогами ДОУ, но и школы;
5. Знакомство родителей с будущими учителями;
6. День открытых дверей в школе;
7. Творческие мастерские;
8. Анкетирование и тестирование родителей для изучения самочувствия семьи перед поступлением ребенка в школу.
9. Образовательно-игровые тренинги и практикумы, деловые игры и практикумы для родителей;
10. Семейные вечера, тематические досуги;
11. Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
12. Собрания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
С учителями работа строится таким образом:
1. Совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
2. Семинары, мастер- классы;
3. Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
Таврический научный обозреватель www.tavг.science
4. Психологические и коммуникативные тренинги и практикумы для воспитателей и учителей;
5. Проведение диагностик для изучения готовности детей к школе;
6. Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
7. Открытые показы процесса обучения в ДОУ и открытых уроков в школе;
8. Педагогические и психологические наблюдения.
Такая многогранная работа увеличивает возможности ребенка адаптироваться к обучению в первом классе и успешно обучаться в дальнейшем.
В результате исследования, становится очевидно, что после реализации программы предшкольной подготовки детей с низким уровнем готовности в экспериментальной группе не осталось, что свидетельствует об эффективности данной программы.
1. Лаврикова, О. А. Проблемы предшкольного образования на современном этапе // Предшкольное образование: проблемы и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону, ИПО ПИ ЮФУ, 2007. — 290 с.
2. Сарычева, Н. Предшкольное образование: актуальность и проблемы / Н. Сарычева // Учитель. — 2007. — № 5. — С. 67-69.
3. Соколова, И. М. Организация предшкольной подготовки детей / И. М. Соколова // Дополнительное образование и воспитание. — 2009. — № 7. — С. 39-42.
4. Ситак А. О. проблеме готовности студентов педагогического вуза к формированию экологической культуры школьников в процессе внеклассной работы // Социально-гуманитарные знания. — М., 2015. — №12. — С. 74-80.
Источник: cyberleninka.ru
Анализ программы предшкольной подготовки детей дошкольного возраста
Предшкольная подготовка – это специально организованный процесс обучения и воспитания, ориентированный на психическое развитие детей, формирование у них коммуникативных навыков и навыков иных видов деятельности, которые помогут упростить процесс социальной адаптации детей к новым условиям жизнедеятельности.
Проблема подготовки детей к школьному обучению является актуальной в педагогической науке текущего периода.
Система образования стремится сформировать психологическую готовность учащихся к школьному обучению. Это является приоритетным интересом государства, общества, родителей и педагогов. Это требует создания определенной системы обучения и разработки специальных программ дошкольного обучения, которые ориентированы на планомерную предшкольную подготовку детей 5-ти- 6-ти летнего возраста.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Система предшкольной подготовки
Система предшкольной подготовки ориентирована на формирование у детей мотивации к школьному обучению и развитие навыков самостоятельности.
Кроме того, предшкольная подготовка направлена на формирование у детей коммуникативных навыков и умений взаимодействовать в коллективе, общаться со взрослыми и сверстниками. Опыт социального взаимодействия дети приобретают в системе дошкольного образования, а также в подготовительных группах, где реализуется обучение по специальным программах предшкольной подготовки.
Программы предшкольного образования разрабатываются и реализуются с опорой на следующие принципы:
- Соответствие требований программы и прогнозируемых результатов ее освоения возрастным особенностям развития детей 5-6 летнего возраста.
- Учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
- Постепенное развитие детей т.е. система знаний и навыков детей формируется постепенно.
- Формирование ситуации успеха эмоционально благополучного общения и взаимодействия с детьми.
«Анализ программы предшкольной подготовки детей дошкольного возраста»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Данные принципы могут быть реализованы и при обучении учащихся в домашних условиях. Но для этого, требуется специальная подготовка родителей, повышение уровня их педагогической компетенции и знаний динамики развития психических процессов.
Психологическая готовность детей к школьному обучению определяется качеством предшкольной подготовки и условиями воспитательной и образовательной деятельности, реализуемой в семье и ДОУ.
Функциональная роль программ предшкольной подготовки
Существует большое количество программ дошкольного обучения, ориентированных на подготовку детей к школьному обучению. В ходе аналитического исследования данных программ, были выявлены особенности их реализации и определено их значение в дошкольном образовательном процессе.
Программы предшкольной подготовки выполняют следующие функции:
- Преемственность между дошкольным этапом образования и этапом начального школьного обучения.
- Обеспечение одинакового уровня подготовки каждого ребенка к школе. Этого не всегда возможно добиться в системе ДОУ, поскольку, количество детей, посещающих детские сады, невелико.
- Уход от дублирования программ начального школьного обучения. Ребенка требуется подготовить к школе, сформировать принятие новой деятельности – учебной. Но давать им знания, которые они должны получить на этапе школьного обучения не нужно.
- Обеспечение сохранности здоровья детей, готовящихся к обучению в школе. Это реализуется за счет опоры на здоровьесберегающие технологии при изучении программ предшкольной подготовки.
Разновидности программ предшкольной подготовки и их направленность
В настоящее время имеется большое количество программ предшкольной подготовки. Они ориентированы на личностное развитие дошкольников, формирование у детей активной жизненной позиции и уверенности в своих силах. Все это необходимо для упрощения процесса адаптации к школьному обучению и создания комфортного психологической среды обучения подрастающего поколения.
Каждая программа предшкольного обучения направлена на социальное и личностное развитие детей 5-6 летнего возраста.
В ДОУ и группах специального предшкольного обучения применяются следующие программы предшкольной подготовки:
- Программы «Детство» и «Истоки». Они направлены на включение ребенка в мир социальных отношений, принятие ребенком себя и своих умений, формирование собственных взглядов и убеждений и их сопоставление с культурными ценностями и социальными нормами;
- Программы «Радуга» и «Школа». Они ориентированы на полноценную реализацию задач предшкольной подготовки, установленных ФГОС, а также включают в себя несколько направлений развития личности ребенка и, по каждому направлению, реализуется отдельное обучение т.е. занятия проходят по отдельным курсам и блокам;
- Программа «Развитие». Данная программа направлена на создание условий для саморазвитие ребенка и его самоподготовку. Детям дается свобода творчества, свобода самовыражения. Они занимаются теми видами деятельности, которые им по душе, которые им интересны, а также учатся общаться и сотрудничать в коллективе. Иными словами, данная программа рассчитана на формирование коммуникативных навыков дошкольников и их творческое развитие;
- Программа «Сообщество». Они содержит методические рекомендации социального и личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста. В ней не имеется конкретных познавательных направлений деятельности. В большей степени она ориентирована на развитие у детей навыков общения и взаимодействия;
- Программа «Дошкольник». Она реализуется по нескольким направлениям развития ребенка: речевое развитие, формирование математических навыков, подготовка к усвоению грамматики и подготовка к освоению основ чтения.
Программы предшкольной подготовки не ориентированы на формирование конкретных навыков деятельности, как это предусмотрено программами начального школьного обучения. Они направлены на развитие у детей навыков обучения в различных формах. Как правило, в них используется игровая форма обучения, но, может быть реализована исследовательская и экспериментальная деятельность детей.
Источник: spravochnick.ru
Подготовка к школе ( дошкольникам )
Путешествие в Грамматическое Королевство. Сказки о словах и предложениях — Дворянская Е.А.
Учим буквы. Умная раскраска — Новиковская О.А.
Организация времени. Рабочая тетрадь. 2-4 классы — Лукашенко М.А., Ключ Н.В., Телегина Т.В.
Школа умножения — Ахутина Т.В., Пылаева Н.М.
Шахматная тетрадь для дошкольников — Москалев В.А.
Логопедический букварь + Большие прописи к логопедическому букварю — Олеся Жукова
Сказки Кота Ученого. М. Книжный дом 1991 г. 240 с. Твердый переплет. Обычный формат.
Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. В 2 частях (Ломоносовская школа) — Егупова В.А.
Готовим руку к письму. Рабочая тетрадь. Для детей 3-4 лет — Левина Анна.
Готовимся к школе 6–7 лет. Рабочая тетрадь — Константин Валерьевич Шевелев.
Готовимся к школе 5–6 лет. Рабочая тетрадь — Константин Валерьевич Шевелев.
Информатика и математика для юристов — Казанцев С.Я. и др.
Информатика. Учебник — Соболь Б.В. и др.
Произношение. Мир звуков. 1 класс — Чиркина Г.В., Российская Е.Н.
Упражнения для каллиграфического написания прописных букв — Пушков А.Е.
Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких — Косинова Елена Михайловна
Мир и человек — Жданова Инна Константиновна
Источник: 11klasov.net