Предшкольная подготовка к школе программа

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинова В.В.

Статья посвящена изучению проблем предшкольной подготовки . Автор рассматривает современные требования к содержанию и организации предшкольной подготовки , дает практические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Константинова В.В.

Структурная модель подготовки учителя предшкольного образования
Сущность и особенности предшкольной подготовки
Опыт предшкольной подготовки детей на примере программы «Мой мир»
Предшкола как эффективный педагогический фактор адаптации детей к образованию

Особенности содержания программ предшкольной подготовки и их роль в обеспечении непрерывности социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности программ предшкольной подготовки»

Таврический научный обозреватель —^ауг^шепсе

🧮Экспресс-Подготовка к школе. 📚Занятие 1📚

Константинова В. В.

студентка Б4 д группы психолого-педагогического факультета,

Филиал СГПИ в г. Железноводске

Научный руководитель: Сгонник Л.В.

д.п.н., доцент, Филиал СГПИ в г. Железноводске

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Статья посвящена изучению проблем предшкольной подготовки. Автор рассматривает современные требования к содержанию и организации предшкольной подготовки, дает практические рекомендации.

Ключевые слова: предшкольная подготовка, готовность старших дошкольников к школьному обучению.

Проблема предшкольной подготовки ребенка к школе актуальна сегодня как никогда. Подготовить дошкольника к новой социальной роли, к адаптации к новой обстановке не простая задача, которую ставит перед системой образования государство, общество, родители, школьные учителя.

Предшкольная подготовка призвана обеспечить равные стартовые возможности детям из разных социальных слоев и групп населения. ФГОС ДО и НОО, с одной стороны, обеспечивают условия доступности качественного образования, с другой стороны, формируют четкую систему требований к личностному развитию ребенка, его любознательности, самостоятельности, предполагают развитие общеучебных умений и навыков.

Для обеспечения дошкольнику такого старта, который даст возможность ему успешно обучаться в школе, важно определённым образом стандартизировать структуру дошкольного образования, независимо от образовательного учреждения (или семьи) [1].

Реализация предшкольного образования является актуальной в настоящее время. В качестве главной задачи предшкольной подготовки, выступает: создание у детей мотивации к школьному обучению, эмоциональной готовности к обучению, умение действовать самостоятельно и коллективе, развитие любознательности и творческой активности, восприимчивости к окружающему миру, инициативности, формирование разносторонних знаний.

Занятие для детей 5-6 лет №1 | Онлайн детский клуб «Лас-Мамас»

Дети дошкольного возраста должны перед поступлением в школу иметь опыт регулярных занятий и социального общения со сверстниками и взрослыми. Такой опыт старшие дошкольники могут приобретать как в дошкольном образовательном учреждении, так и в группах кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста по подготовке к школе (ГКП). ГКП актуально создавать в системе дополнительного образования, или в системе учреждений культуры, или в системе дошкольных образовательных учреждений. Необходимо чтобы образовательная деятельность не стала развивать учебные навыки и действия такие, как письмо, счёт, чтение, не переросла в подобие школьных уроков. Механическая тренировка должна полностью отсутствовать, а постоянная, осознанная творческая работа ребёнка под руководством и при помощи взрослого должна присутствовать.

При реализации предшкольной подготовки соблюдаются общие принципы работы с детьми дошкольного возраста: адекватность требований в соответствии с возможностями детей, учёт индивидуальных особенностей развития дошкольников, постепенное формирование всех направлений развития, формирование ситуации успеха эмоционально благополучного общения с детьми. Ребёнка к школе могут подготовить и родители, но такой

Таврический научный обозреватель —^ауг^шепсе

подход должен обязательно предусматривать предварительное обучение родителей или возможность получать квалифицированные систематические консультации.

С изменениями во ФГОС преобразовались ориентиры современной школы, важной задачей которой является развитие надпредметных навыков, универсальных учебных действий, позволяющих перевести учащегося в режим саморазвития. Говоря о результатах образования, имеется в виду только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Читайте также:
Программа измены на ю постановка или нет

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые правила к построению всего учебного процесса. Главными принципами построения развивающей учебной деятельности сегодня становятся принципы непрерывности образования и преемственности дошкольного и начального образования. Такое решение проблем преемственности позволяет создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные требования каждой личности в соответствии с её особенностями и возможностями, а также позволяет достичь необходимых образовательных результатов.

Психологическая готовность дошкольников зависит от качества предшкольной подготовки, от условий воспитания и образования дошкольников, от педагогической культуры семьи.

Проблему предшкольной подготовки в психолого-педагогической литературе изучали такие ученые исследователи как: М. М. Безруких, М. Б. Зацепина, Л. А. Парамонова, А. А. Леонтьев и другие.

Проблему готовности к обучению как результата предшкольной подготовки исследовали авторы: Л. И. Божович, А. Л. Венгер, Л. А. Венгер, Н. Е. Веракса, В. С. Мухина, Т. С. Комарова и другие.

Проблему содержания и технологий предшкольной подготовки рассматривали в своих работах: В. Н. Давыдов, С. В. Литвиненко, Н. А. Короткова, М. И. Лисина, Л. А. Ситак и другие [4].

Однако остается недостаточно изученным вопрос о преемственных ориентирах, связывающих ДОУ и школу, а именно о критериях отбора содержания, форм и методов предшкольной подготовки, призванных обеспечить высокий уровень готовности ребенка к обучению в школе.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что разработан целый ряд программ предшкольной подготовки. Среди них «Дошколенок», «Старт», «Филиппок». Изучив программы, мы проанализировали их и выделили следующие функции программ предшкольной подготовки:

1. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием;

2. Устранение разноуровневой подготовки детей к обучению в школе в связи с низкой численностью детей, посещающих дошкольные учреждения;

3. Исключение дублирования школьной программы при подготовке детей к обучению;

4. Сохранение здоровья дошкольников, готовящихся к поступлению в школе.

Программы строятся на основе конкретных принципов работы при подготовке детей к

1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;

2. Доброжелательный климат;

3. Проведение занятий с учетом специфики старшего дошкольного возраста.

Программы предшкольной подготовки, как правило, реализуются в школе, все чаще

осуществляют в частных дошкольных учреждениях и в развивающих центрах. Однако, не все дети посещают дошкольные учреждения и центры предшкольной подготовки. В таком случае, реализовать программу предшкольной подготовки возможно и в семье.

Таврический научный обозреватель www.tavг.science

Предшкольная подготовка призвана обеспечить формирование готовности старшего дошкольника к школьному обучению.

Предшкольная подготовка осуществляется не в одном направлении, а охватывает все составляющие этого процесса, вовлекая не только детей, но и родителей и учителей начальной школы [3]. Данная деятельность направлена на:

1. Согласованность целей и задач, осуществляющих преемственность на дошкольном и начальном школьном уровне.

2. Выбор программы образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с принципами непрерывного образования и психолого-педагогических условий осуществления непрерывного образования с учетом изменения во ФГОС.

3. Многообразие форм и методов обучения в дошкольном учреждении и в начальной

Работа с детьми предполагает использование таких форм работы как:

1. Посещение школы;

2. Посещение школьных музеев (если есть) и библиотеки;

3. Знакомство и взаимодействие старших дошкольников с учителями и детьми начальной школы;

4. Совместное участие дошкольников и младших школьников в образовательной деятельности и игровых программах;

5. Совместные выставки рисунков и поделок;

6. Встречи и беседы выпускников детского сада с учениками начальной и средней школы;

7. Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные мероприятия дошкольников и первоклассников;

8. Совместное участие в театрализованной деятельности;

9. Посещение дошкольниками курса занятий, реализуемых при школе, посвященное адаптации детей в школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

При работе с родителями необходимо обеспечить:

1. Родительские собрания совместно с педагогами ДОУ и учителями школы;

2. Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

3. Конференции для родителей, вечера вопросов и ответов;

Читайте также:
Выбранная программа не настроена Sony что делать нет сигнала

4. Консультации не только с педагогами ДОУ, но и школы;

5. Знакомство родителей с будущими учителями;

6. День открытых дверей в школе;

7. Творческие мастерские;

8. Анкетирование и тестирование родителей для изучения самочувствия семьи перед поступлением ребенка в школу.

9. Образовательно-игровые тренинги и практикумы, деловые игры и практикумы для родителей;

10. Семейные вечера, тематические досуги;

11. Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

12. Собрания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

С учителями работа строится таким образом:

1. Совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

2. Семинары, мастер- классы;

3. Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

Таврический научный обозреватель www.tavг.science

4. Психологические и коммуникативные тренинги и практикумы для воспитателей и учителей;

5. Проведение диагностик для изучения готовности детей к школе;

6. Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

7. Открытые показы процесса обучения в ДОУ и открытых уроков в школе;

8. Педагогические и психологические наблюдения.

Такая многогранная работа увеличивает возможности ребенка адаптироваться к обучению в первом классе и успешно обучаться в дальнейшем.

В результате исследования, становится очевидно, что после реализации программы предшкольной подготовки детей с низким уровнем готовности в экспериментальной группе не осталось, что свидетельствует об эффективности данной программы.

1. Лаврикова, О. А. Проблемы предшкольного образования на современном этапе // Предшкольное образование: проблемы и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону, ИПО ПИ ЮФУ, 2007. — 290 с.

2. Сарычева, Н. Предшкольное образование: актуальность и проблемы / Н. Сарычева // Учитель. — 2007. — № 5. — С. 67-69.

3. Соколова, И. М. Организация предшкольной подготовки детей / И. М. Соколова // Дополнительное образование и воспитание. — 2009. — № 7. — С. 39-42.

4. Ситак А. О. проблеме готовности студентов педагогического вуза к формированию экологической культуры школьников в процессе внеклассной работы // Социально-гуманитарные знания. — М., 2015. — №12. — С. 74-80.

Источник: cyberleninka.ru

Анализ программы предшкольной подготовки детей дошкольного возраста

Предшкольная подготовка – это специально организованный процесс обучения и воспитания, ориентированный на психическое развитие детей, формирование у них коммуникативных навыков и навыков иных видов деятельности, которые помогут упростить процесс социальной адаптации детей к новым условиям жизнедеятельности.

Проблема подготовки детей к школьному обучению является актуальной в педагогической науке текущего периода.

Система образования стремится сформировать психологическую готовность учащихся к школьному обучению. Это является приоритетным интересом государства, общества, родителей и педагогов. Это требует создания определенной системы обучения и разработки специальных программ дошкольного обучения, которые ориентированы на планомерную предшкольную подготовку детей 5-ти- 6-ти летнего возраста.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Система предшкольной подготовки

Система предшкольной подготовки ориентирована на формирование у детей мотивации к школьному обучению и развитие навыков самостоятельности.

Кроме того, предшкольная подготовка направлена на формирование у детей коммуникативных навыков и умений взаимодействовать в коллективе, общаться со взрослыми и сверстниками. Опыт социального взаимодействия дети приобретают в системе дошкольного образования, а также в подготовительных группах, где реализуется обучение по специальным программах предшкольной подготовки.

Программы предшкольного образования разрабатываются и реализуются с опорой на следующие принципы:

  1. Соответствие требований программы и прогнозируемых результатов ее освоения возрастным особенностям развития детей 5-6 летнего возраста.
  2. Учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
  3. Постепенное развитие детей т.е. система знаний и навыков детей формируется постепенно.
  4. Формирование ситуации успеха эмоционально благополучного общения и взаимодействия с детьми.

«Анализ программы предшкольной подготовки детей дошкольного возраста»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Данные принципы могут быть реализованы и при обучении учащихся в домашних условиях. Но для этого, требуется специальная подготовка родителей, повышение уровня их педагогической компетенции и знаний динамики развития психических процессов.

Психологическая готовность детей к школьному обучению определяется качеством предшкольной подготовки и условиями воспитательной и образовательной деятельности, реализуемой в семье и ДОУ.

Функциональная роль программ предшкольной подготовки

Существует большое количество программ дошкольного обучения, ориентированных на подготовку детей к школьному обучению. В ходе аналитического исследования данных программ, были выявлены особенности их реализации и определено их значение в дошкольном образовательном процессе.

Читайте также:
Программа обеспечивающая доступ к информации как называется

Программы предшкольной подготовки выполняют следующие функции:

  1. Преемственность между дошкольным этапом образования и этапом начального школьного обучения.
  2. Обеспечение одинакового уровня подготовки каждого ребенка к школе. Этого не всегда возможно добиться в системе ДОУ, поскольку, количество детей, посещающих детские сады, невелико.
  3. Уход от дублирования программ начального школьного обучения. Ребенка требуется подготовить к школе, сформировать принятие новой деятельности – учебной. Но давать им знания, которые они должны получить на этапе школьного обучения не нужно.
  4. Обеспечение сохранности здоровья детей, готовящихся к обучению в школе. Это реализуется за счет опоры на здоровьесберегающие технологии при изучении программ предшкольной подготовки.

Разновидности программ предшкольной подготовки и их направленность

В настоящее время имеется большое количество программ предшкольной подготовки. Они ориентированы на личностное развитие дошкольников, формирование у детей активной жизненной позиции и уверенности в своих силах. Все это необходимо для упрощения процесса адаптации к школьному обучению и создания комфортного психологической среды обучения подрастающего поколения.

Каждая программа предшкольного обучения направлена на социальное и личностное развитие детей 5-6 летнего возраста.

В ДОУ и группах специального предшкольного обучения применяются следующие программы предшкольной подготовки:

  1. Программы «Детство» и «Истоки». Они направлены на включение ребенка в мир социальных отношений, принятие ребенком себя и своих умений, формирование собственных взглядов и убеждений и их сопоставление с культурными ценностями и социальными нормами;
  2. Программы «Радуга» и «Школа». Они ориентированы на полноценную реализацию задач предшкольной подготовки, установленных ФГОС, а также включают в себя несколько направлений развития личности ребенка и, по каждому направлению, реализуется отдельное обучение т.е. занятия проходят по отдельным курсам и блокам;
  3. Программа «Развитие». Данная программа направлена на создание условий для саморазвитие ребенка и его самоподготовку. Детям дается свобода творчества, свобода самовыражения. Они занимаются теми видами деятельности, которые им по душе, которые им интересны, а также учатся общаться и сотрудничать в коллективе. Иными словами, данная программа рассчитана на формирование коммуникативных навыков дошкольников и их творческое развитие;
  4. Программа «Сообщество». Они содержит методические рекомендации социального и личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста. В ней не имеется конкретных познавательных направлений деятельности. В большей степени она ориентирована на развитие у детей навыков общения и взаимодействия;
  5. Программа «Дошкольник». Она реализуется по нескольким направлениям развития ребенка: речевое развитие, формирование математических навыков, подготовка к усвоению грамматики и подготовка к освоению основ чтения.

Программы предшкольной подготовки не ориентированы на формирование конкретных навыков деятельности, как это предусмотрено программами начального школьного обучения. Они направлены на развитие у детей навыков обучения в различных формах. Как правило, в них используется игровая форма обучения, но, может быть реализована исследовательская и экспериментальная деятельность детей.

Источник: spravochnick.ru

Подготовка к школе ( дошкольникам )

Тренажёр по чистописанию. Учимся писать за 30 занятий. 1-й класс - О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова

Путешествие в Грамматическое Королевство. Сказки о словах и предложениях — Дворянская Е.А.

Учим буквы. Умная раскраска - Новиковская О.А.

Учим буквы. Умная раскраска — Новиковская О.А.

Организация времени. Рабочая тетрадь. 2-4 классы - Лукашенко М.А., Ключ Н.В., Телегина Т.В.

Организация времени. Рабочая тетрадь. 2-4 классы — Лукашенко М.А., Ключ Н.В., Телегина Т.В.

Школа умножения - Ахутина Т.В., Пылаева Н.М.

Школа умножения — Ахутина Т.В., Пылаева Н.М.

Шахматная тетрадь для дошкольников - Москалев В.А.

Шахматная тетрадь для дошкольников — Москалев В.А.

Логопедический букварь + Большие прописи к логопедическому букварю - Олеся Жукова

Логопедический букварь + Большие прописи к логопедическому букварю — Олеся Жукова

Сказки Кота Ученого. М. Книжный дом 1991 г. 240 с. Твердый переплет. Обычный формат.

Сказки Кота Ученого. М. Книжный дом 1991 г. 240 с. Твердый переплет. Обычный формат.

Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. В 2 частях (Ломоносовская школа) - Егупова В.А.

Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. В 2 частях (Ломоносовская школа) — Егупова В.А.

Готовим руку к письму. Рабочая тетрадь. Для детей 3-4 лет - Левина Анна.

Готовим руку к письму. Рабочая тетрадь. Для детей 3-4 лет — Левина Анна.

Готовимся к школе 6–7 лет. Рабочая тетрадь - Константин Валерьевич Шевелев.

Готовимся к школе 6–7 лет. Рабочая тетрадь — Константин Валерьевич Шевелев.

Готовимся к школе 5–6 лет. Рабочая тетрадь - Константин Валерьевич Шевелев.

Готовимся к школе 5–6 лет. Рабочая тетрадь — Константин Валерьевич Шевелев.

Информатика и математика для юристов - Казанцев С.Я. и др.

Информатика и математика для юристов — Казанцев С.Я. и др.

Информатика. Учебник - Соболь Б.В. и др.

Информатика. Учебник — Соболь Б.В. и др.

Произношение. Мир звуков. 1 класс - Чиркина Г.В., Российская Е.Н.

Произношение. Мир звуков. 1 класс — Чиркина Г.В., Российская Е.Н.

Упражнения для каллиграфического написания прописных букв - Пушков А.Е.

Упражнения для каллиграфического написания прописных букв — Пушков А.Е.

Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких - Косинова Елена Михайловна

Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких — Косинова Елена Михайловна

Мир и человек - Жданова Инна Константиновна

Мир и человек — Жданова Инна Константиновна

Источник: 11klasov.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru