пс их ологическую, п едагогическую и информационн ую поддержк у.
В соответствии с целями и задачами предпрофильной подг отовки и
профильного об учения разрабатывают ся и апробируются разно образные
элективные курсы по многим предметам с учетом интересов и с клонностей
учащихся, и особое место занимает курс «Профессиональное
самоопределе ние».
Предлагаемый курс по профессиональному самоопределению учащи хся
рассчитан на 3 4 ч в год (1 ч в неделю), его посещение обяз ательно.
Для организаци и изучения данного к ур са можно объединить часы,
отводимые на информационную и профориентаци онную работу,
профконсуль тацию в 9 — м классе.
Для более эфф ективной подгот овки учащихся к обоснованном у выбору
профиля целесообразно сочетат ь профильную ориента цию с
профессиональ ной, т.к. выбор проф иля связан с в ыбором профес сии.
Также необходимо учитывать возрастные особенности учащихся в
определении ф орм, методов, п риёмов раб оты в данном нап равлении.
Как подготовить и защитить проект в 9 классе?
Основной целью изучения данного курса является формирование у
учащихся способности выби рать сферу профессиональной деятельност и,
оптимально соот ветствующую личностным качествам и запросам рынка
Задачи курса:
• знакомство со спецификой профессиональной деятельности и новыми
формами организации труда в условиях рыночных отношений и
конкуренци и кадров;
• предоставле ние всесто ронней и нформации о различных профессиях, о
потребностях региона в кадрах, о возможны х пу тях продолже ния
образования ;
• формирование положительного отношения к самому себе, осознания
своей индивидуаль ности;
• изучение требова ний, предъявляемых профессие й к человеку и
формирование на и х основе спосо бностей.
В процессе преподавания курса использу ются разнообразн ые формы
организации занят ий и методы обучени я :
• комбинирован ный урок,
• конференция,
• «круглый стол »,
• пресс — конфере нция,
• индивидуальн ые и групп овые беседы,
• описание п рофессий,
• составление и реше ние проф ориентационны х кроссвордов .
Изучение курса предполагает активное участие школьник ов в п одготовке
и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными
упражнениями для самостоятельн ой работы, раздаточным дидактиче ским
материалом.
Курс рассчитан на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.
Тема 1. Введение ( 1 ч)
Цели и задачи курса. Специфика занятий. Профильное обучение в старшей
школе. Значение. Правила приема в профильные классы. Предпрофильная
подготовка
Тема 2. Современ ный рынок тр уда и его треб ования к проф ессионалу ( 2 ч)
Виды предприяти й и форм собственн о сти. Новый тип орга низации лю дей в
производственн ой деятельности в условиях рыночной экономики. Кадровое
планирование. Занятость населения. Безработица. Встреча с представителями
Куда пойти учиться после 9 класса?
центра занятост и.
Тема 3. Правила в ыбора проф ессии (1ч)
Принципом выбора: «Хочу — — склонности, желани я, интересы ; «могу —
человеческие возможности ; «надо» — п отребност и рынка труда в кадрах.
Типичные ошибк и при выбо ре профессии.
Тема 4. Отрасли об щественного про изводства (1 ч)
Отрасли эконом ики. Кл ассификация отраслей.
Тема 5. Классиф икация професс ий (2ч)
Классификация п рофессий по предмету , целям, средствам, условиям т руда.
Тема 6 . Профессио грамма професс ий (1 ч)
Требования к со ставлению профессио — грамм. Профессия. специальность,
квалификация.
Тема 7. Много образие мира профессий ( 8 ч)
Изучение профессишрамм различных про фессий. Определение интересов
и склонностей учащихся к определенны м видам п рофессий. Пути получения
изучаемых проф ессий. Об разовательная карт а района и о бласти.
Тема 8. Представле ние о себе и про блеме выбо ра профессии (2 ч)
Образ Я как систе ма представлени й о себе. Самооцен ка и ее роль в
профессиональн ом самоопределение личности. Методика определения
уровня само оценки.
Тема 9 . Возможн ости личности в пр офессиональной д еятельности (1 ч )
Понятие профпригодности. П рофессионально важные качества. Активная
роль личности при выбо ре профессии. С амовоспитание.
Тема 10. Природные свойства не рвной системы (2 ч)
Темперамент, черты характе ра и их проявление в професси ональной
деятельности. Вы явление т ипа темперамента.
Тема 11 . Психические проц ессы и и х роль в профессиональ ном
самоопределе нии (2 ч)
Виды памяти и их роль в р азличных видах профессиональн ой
деятельности. Условия р азвитая памяти. Общее представлени е о внимании.
Наблюдательность. Условия развития внимания. Мышление. Восприя тие.
Выявление и оценка уро вня кратковременной наглядно — образной памяти,
внимания, мышлен ия, простра нственных п редставлений.
Тема 12. Значени е здоровья при в ыборе профе ссии (1ч)
Учёт состояния з доровья при вы боре професс ии. Понятие «благоприят ные
производственн ые фактор ы». Работоспос обность. Корре кция движений.
Тема 13. Спос обности, усл овия их проявления и разв ития (2 ч)
Понятие о задатка х и способностя х личности. Деятельность как важнейшее
условие проявления и развития способностей. Выяв ление и оценка
различных в идов способностей.
Тема 14. Мотива ционная сфе ра (4 ч)
Ко мпоненты мотивационн ой сферы — по тре бности. мотивы, ценностная
ориентация. Интерес. Знакомство с понятиям и «интере сы» и «склонности».
Формировани е потребности а декватно оцен ивать свои интересы и
склонности при выборе профессии. Сущ ность понятий «мотивы »,
«ценностные ори ентации». Условия их формирова ния. Зна чение мотивов
деятельности и ценност ных ориентация в професси ональном самоопре —
Тема 15. Пути пол учения пр офессии (2 ч)
Система профессионального образования в России. Экскурсия в начальн ые
профессиональн ые образовательные учреждения. Образователь ная карта
Тема 16. Моя п рофессиональ ная карьера (1 ч)
Профессиональ ные и жизненные планы. Профессиональна я д еятельно сть и
Тема 17. Оценка с пособности шк ольников к вы бору профе ссии.
Выявление готовности к обоснованному выбору профиля обучения,
профессии и даль нейшего об разовательного нап равления.
Тематический план курса
Наименовани е темы
Современный рынок труда и его требов ания к
профессионалу
Правила выбора п рофессии
Отрасли обществе нного пр оизводства
Классификация п рофессий
Профессиогра мма профессий
Многообразие м ира професси й
Представление о с ебе и проблеме в ыбора пр офессии
Возможности л ичности в п рофессиональ ной
деятельности
Природные св ойства нервн ой системы
Психические п роцессы и их роль в професс иональном
самоопределе нии
Значение здо ровья при выб оре професси и
Способности, усл овия их п роявления и развития
Мотивационная с фера
Пути получе ния профессии
Моя професс иональная карье ра
Оценка способ ности школь ников к выбору п рофессии
Календарно — тематическ ое планиров ание
ТЕМА ЗАНЯТИ Я
Введение (1 час)
Цели и задачи курса. Профил ьное обучение в ста ршей шк оле.
Современный ры нок труда и ег о требования к
профессионалу (2 ч аса)
Виды предпр иятий и форм собстве нности.
Кадровое план ирование. Занятость населения. Без работи ца.
Правила выбор а профессии (1 ч ас)
Принцип выбора профессии: «хочу — могу надо». Т ипичные ошибки
при выборе пр офессии.
Отрасли общес твенного произв одства (1 ч ас)
Отрасли эконом ики. Кл ассификация отр аслей.
Классификация профессий (2 часа)
Классификация п рофессий по предмету и целям.
Классификация п рофессий по средствам и усл овиям труд а.
Профессиограмм а профессий ( 1 час)
Требования к составлению профессиограм м. Профессия,
специальность, квал ифика ция.
Многообразие мира профессий (8 ч асов)
Изучение проф ессиограмм различ ный профе ссий.
Изучение проф ессиограм различ ных професси й.
Определение интересов и склонностей у чащихся к о пред еленным
видам професс ий.
Определение интересов и скло нностей у чащихся к о пределенн ым
видам професс ий.
Пути получе ния изучаемых профессий.
Пути получе ния изучаемых профессий.
Образовательн ая карта района и област и.
Образовательн ая карта района и о бласти.
Представление о се бе и проблеме в ыбора профе ссии (2 часа)
Образ «Я» как система представле ний о себ е. Самооценка и ее роль
в профессиональ ном самоопределе нии л ичности.
Определение уровня само оценки у уча щихся.
Возможности личн ости в п рофессиональной деятельнос ти
Понятие профпригод ности. Профессиональ но важные качества.
Самовоспитани е.
Природные свойс тва нервной сис темы (2 часа)
Темперамент, черты ха рактера и их проявление в
профессиональ ной деятель ности.
Выявление тип а темпераме нта.
Психические проц ессы и их ро ль в профессион альном
самоопределени и (2 часа)
Виды памяти и их роль в р азличных вид ах профессиональ ной
деятельности. Н аблюдательн ость. Мышление. В осприятие
Выявление и оценка у ровня кратковремен ной наглядно — образной
памяти, вниман ия, мышления, пространствен ных представ лений.
Значение здоров ья при выборе профессии (1 час)
Учет состоя ния здоровья пр и выборе професси и.
Работоспособ ность. Коррекц ия движени й. Глазомер.
Способности, у словия их проявления и разви тия (2часа)
Понятие о за датках и спос обностях личн ости. Деятельн ость ка к
важнейшее усл овие проявления и р азвития спосо бностей.
Выявление и о ценка различны х видов с пособностей.
Мотивационная сфера (4час а)
Компоненты моти вационной сферы — п отребн ости, мотивы,
ценностная ор иентация.
Знакомство с понятиями «инте ресы» и «склонности».
Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия
их формирова ния.
Значение мотивов д еятельност и и ценностных ориентаций в
профессиональ ном самоопре делении.
Пути получения профессии (2 ч аса)
Система професси онального образован ия в России.
Экскурсия в начальные пр офессиональн ые образователь ные
учреждения.
Моя профессион альная карьера ( 1 час)
Профессиональ ные и жизненные планы. Профессио нальная
деятельность и карьера.
Оценка способн ости школьник ов к выбору п рофессии
Выявление готовности к обоснованн ому выбору профиля
обучения, професси и и дальнейшего образоват ельного
направления.
Перечень уче бно — методическог о обеспечения
1. Баева И. А. Психология в понятиях, образах, переживаниях (возможн ости
психологическ ого словаря): Учеб пособие для учителя — психолога и
ученика. — М.:Ц ГО, 1996
2. Бендюков М, Соломин И., Диалоги о выборе профессий. — СП6 .: Рост,
3. Климов Е.А. Психол огия профессиона льного самоопреде ления. — Ростов
4. Кнебель Х . Пр авил ьно ли я веду себя при устройстве на работу?
«Интерэкспе рт», М., 1996
5. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. — Ростов н /д. — 1996
6. Махаева О.А., Григорьева Е.Е.Я выбир аю професс ию: Комплексная
программа активного профессионального самоопределения школьнико в.
— М.: УЦ «Перс пектива», 200 2
7. Пенкрат Л.В. Мотивы выбора профессии. — Минск, 1 986
8. Пиз А. Язык телодвижений. — Н ижний Новг ород, 1992
9. Подготовка школь ников к выбор у профессии в условиях район ной и
городской служб профориентации (сб. науч. трудов) — по д ред.
С.Н.Чистяковой, М. , 1991
10. Поляков В.А. Техно логия карьеры. — М., 1995
11. Прощицкая Е.Н. Выбирайте пр офессию. — М., 1991
12. Прощицкая Е.Н. Практикум по выб ору профессии. — М., 19 95
13. Пряжников Н.С. А ктивиз ирующие опросники профессиональн ого и
личностного самоопре деления. — метод. Пособие 2 . — Москва — Воронеж,
14. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоо пределение.
Москва Вороне ж, 1996
15. Пряжников Н.С. Профессиональное само определен ие в куль турно —
исторической п ерспективе. II Вопр осы психологии, 1996, Ч 1. С. 62 — 72
16. Психология популя рных профессий / Под ред. Л.А. Головей. — СП6.:
17. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии: Научно — популярное издание, —
М.:Генезис, 2 002
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Педагогика — еще материалы к урокам:
- Календарно-тематический план на февраль подготовительная группа
- Спортивно-музыкальный досуг младшего возраста
- Конспект занятия в группе раннего возраста «Собачка Жучка»
- Праздник, посвященный вручению аттестатов 9 класс
- Презентация «Виды театра в детском саду»
- Сценарий праздника для пап «День защитника Отечества»
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 8-10-2019, 12:46 Презентация «Профессиональное самоопределение школьников»
- 8-10-2019, 12:08 Профессиональное самоопределение школьников
- 1-03-2017, 20:37 Тест «Профессиональное самоопределение» 8-9 класс
- 17-02-2017, 20:57 Тест «Профессиональное самоопределение» 9 класс
- 24-11-2016, 10:27 Кроссворд «Профессиональное самоопределение» 8 класс
- 5-10-2016, 21:27 Презентация «Профессиональное самоопределение старшеклассников»
- 25-08-2016, 21:54 План-конспект урока «Внутренний мир человека и профессиональное
- 18-09-2015, 18:08 Презентация «Профессиональное самоопределение учащихся»
Источник: uchitelya.com
Программа «Психология и выбор профессии» Г.Резапкиной
календарно-тематическое планирование по психологии (9 класс) на тему
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Программа «Психология и выбор профессии» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.
Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы лекционно-диагностические и практические формы занятий. В них входит профессиональная диагностика, ролевые игры, проблемно-поисковые задачи, элементы проектной деятельности, контрольные задания.
Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля).
Скачать:
Предварительный просмотр:
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Программа «Психология и выбор профессии» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.
Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы лекционно-диагностические и практические формы занятий. В них входит профессиональная диагностика, ролевые игры, проблемно-поисковые задачи, элементы проектной деятельности, контрольные задания.
Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля).
Программа учебного курса
Цель — формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
-формировать адекватное представление учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;
-знакомить со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
В процессе изучения программы учащиеся должны:
иметь представление об особенностях личности человека, свойствах его нервной системы, о познавательных процессах и способах их развития, о способностях человека, его мотивационной составляющей в личностном развитии, о классификации мире профессий и современном рынке труда;
знать круг вопросов, касающихся своих личностных возможностей в плане индивидуального развития и профессионального выбора;
уметь использовать знания, полученные в ходе изучения курса для своего личностного развития учащихся и будущего профессионального потенциала.
Для реализации поставленных целей и задач применяются следующие методы: лекционный метод передачи знаний, психодиагностические процедуры для исследования личностных особенностей, методы творческого самовыражения в рисунках, письменных работах, методы социально-психологического тренинга, психологические игры, методы психологической саморегуляции.
Оценивание деятельности учащихся в рамках данного учебного курса – зачетная система, т.к. специфика учебного материала и методика его преподавания требуют особых форм оценивания результатов работы учащихся. Критерии оценивания в рамках зачетной системы:
— точность определения понятий, сформированная «понятийная» компетентность в рамках изучаемой тематики;
— умение аргументировать свою точку зрения во время ответов и дискуссии;
— овладение навыками рефлексии, самоанализа;
— активная позиция во время занятий.
Итоговая работа учеников по данному курсу — письменно оформленный социальный проект, нацеленный на решение изученной по данному курсу социальной проблемы.
Программа рассчитана на 34 урока в год с периодичностью встреч – 1 раз в неделю.
1 блок: Что я знаю о своих возможностях (9 часов):
Цели и задачи программы «Психология и выбор профессии». Самопрезентация. Самооценка. Успех. Уровень притязаний.
Темперамент и свойства нервной системы. Темперамент и выбор профессии. Чувства и эмоции. Три основных типа агрессивного поведения. Виды стресса. Черты характера, провоцирующие конфликт. Черты характера, препятствующие конфликту. Основные черты, присущие мышлению талантливых людей. Типы мышления. Как развивать мышление.
Внимание. Свойства внимания. Память, её виды. Как тренировать память. Уровень внутренней свободы.
Психологические особенности людей. Психологический кроссворд.
2 блок: Что я знаю о профессиях ( 8 часов):
Классификации профессий. Признаки профессии. Классификация профессий Е. А. Климова. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Цели труда, предмет труда, средства труда, условия труда.
Интересы и склонности в выборе профессии. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье.
3 блок: Способности и профессиональная пригодность. (8 часов):
Способности общие и специальные. Способности человека к разным видам деятельности. Уровни профессиональной пригодности. Профессиональная непригодность к конкретной профессии. Профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий.
4 блок: Планирование профессиональной карьеры ( 9часов):
Мотивы и потребности. Мотивы трудовой деятельности человека. Мотивация. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Трудовое соглашение. Заработная плата.
Рыночное равновесие. Пути получения профессии. «Матрица профессионального выбора». Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии. Цели при планировании профессиональной карьеры.
Защита проекта «Моя будущая профессия».
Тематическое планирование учебного курса
Источник: nsportal.ru
Галина Резапкина: Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки

Аннотация к книге «Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки»
В учебно-методическом пособии изложена программа учебного курса «Психология и выбор профессии». В нем содержатся подробные конспекты занятий, включающие надежные профдиагностические методики и справочные материалы. Цель программы — сформировать у учащихся реалистичный взгляд на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка труда.
Издание предназначено для педагогов, психологов, студентов педагогических и психологических вузов, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением профильного обучения, а также для родителей, заинтересованных в своевременном и точном профессиональном самоопределении своих детей.
7-е издание.
Иллюстрации к книге Галина Резапкина — Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки
Рецензии на книгу «Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки»
- Покупатели 5