Само понятие предпрофильной подготовки является весьма новым для отечественной педагогической науки и практики. Впервые оно появилось и «обрело права» в Концепции профильного обучения. Ранее, на фазе общественно-профессиональных обсуждений проекта Концепции, отдельные специалисты высказывались, что введение профильного обучения в 10-11-х классах не должно никак затрагивать основную школу, что профильное обучение может состояться «само собой», то есть без проведения системной подготовительной работы в конце основной школы и фактического включения основной школы в процесс профилизации.
Источник: www.hse.ru
Организация предпрофильной подготовки в 9 классах в школе
Важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 8-9 классах, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависит и успешность обучения в старших классах, и подготовка к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.
Защита проекта «Велопрогулка как полезный вид активного отдыха» 9 класс
Предпрофильная подготовка учащихся — это условное название комплекса учебных программ и мероприятий, призванных помочь ученикам 9 класса приблизительно определить преимущественную направленность их дальнейшей учебы в старшей школе. Если профильная школа характеризуется диверсификацией учебных планов, разнообразием «образовательных траекторий», то предпрофильная подготовка, по существу, предлагает лишь специальные курсы по 18—20 ч (по выбору Учащихся).
Основная функция курсов по выбору — профориентация. Число предпрофильных курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Курсы необходимо вводить постепенно. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения поля возможностей и ответственности.
Предполагается, что школьники могут ошибиться в выборе, но эту ошибку легко исправить. В профильном обучении изменяется весь учебный план, а в предпрофильной подготовке к стандартному базовому учебному плану добавляется небольшое количество экспериментальных курсов.
Исходя из анализа действующих учебных планов и минимально необходимых объемов предпрофильной подготовки, базовый минимальный объем примерно 100 ч (3 учебных часа в неделю).
Из имеющихся 100 ч в базовом варианте предполагается большую часть времени — ориентировочно 2/3, т. е. 2 ч в неделю — отводить на специально организованные краткосрочные (от месяца до полугода) курсы по выбору. Содержание, форма организации этих курсов будут ориентированы не только на расширение знаний ученика по тому или иному предмету, но и на организацию занятий, способствующих определению профиля обучения в старшей школе.
ШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ/КАК СДАТЬ ПРОЕКТ В 9 КЛАССЕ?
Треть объема предпрофильной подготовки, примерно 30—35 ч за год, предлагается отводить на информационную работу (знакомство с образовательными учреждениями, с их программами, условием приема, дни открытых дверей и пр.), а также на мероприятия профориентационного характера и на психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование девятиклассников.
Значительная часть такой работы ложится на плечи классного руководителя.
Кроме того, предпрофильная подготовка должна ориентировать и в отношении конкретного места и формы продолжения образования. Согласно Концепции профильного обучения, решение о введении профильного обучения в той или иной школе принимает учредитель (по представлению администрации школы, согласованному с органом самоуправления).
Здесь следует напомнить принципиальное суждение В.А. Болотова: «Те или иные компоненты собственного образования старшеклассник может получить не только в своей школе, но и в иной школе, в соседнем техникуме, в заочной физ.-мат. школе, в учреждении дополнительного образования, а также дистанционно. Образование старшеклассника тем самым отрывается от отдельного учреждения и распределяется по нескольким. Оно по-прежнему осуществляется в образовательной системе, но отдельная школа монополию на ученика при этом уже утрачивает».
Актуальность и основные направления воспитательной работы с учащимися по выбору профиля обучения
Важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан. Оптимистичная перспектива жизни (реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов, способствует позитивному целостному становлению личности.
Старшим подросткам (учащимся 9 класса) необходимо совершить первичное профессиональное самоопределение (быть готовыми к выбору профиля обучения в 10 классе, а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы). Выбор профиля обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся. Но технология выбора профиля обучения в настоящее время отсутствует.
Учащиеся совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Поэтому разработчики системы профильного обучения подчеркивают, что учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9 классе.
Если после 9 класса ученик покидает школу, он должен совершить свой первый профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение среднего или начального профессионального образования, на краткосрочные профессиональные курсы и др.
Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами — потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь.
Таким образом, учащимся 9 класса в любом случае необходимо быть готовыми к профессиональному самоопределению.
Но подросток этого возраста, как правило, еще не обладает достаточной зрелостью для совершения выбора, имеющего судьбоносное значение: не сформированы важнейшие личностные качества, плохо осознаются мотивы выбора, нет гражданской и нравственной платформы для профессионального самоопределения.
Для эффективного личностного становления учащимся 9 класса необходима психолого-педагогическая помощь. Предпрофильная подготовка помогает молодым людям преодолеть многие кризисы возрастного развития и эффективно формирует личность.
Наиболее актуальными являются следующие направления воспитательной работы:
• предоставление учащимся информации об особенностях выбора профиля обучения в старшей школе, а также обо всех возможных путях продолжения образования и обучения выбранной профессии после окончания основной школы;
• составление первичного профессионального плана (старта);
• формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему;
• воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным;
• позитивное влияние на целостное становление личности учащихся, на формирование таких качеств, как способность к самопознанию и самоизменению, независимость, доверие к себе, умения делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленность, самокритичность, компетентность, коммуникабельность, самостоятельность, эмоциональная (поведенческая) гибкость, мобильность, сила воли;
• предоставление учащимся возможностей для самопознания;
• развитие самосознания, повышение самооценки и уровня притязаний;
• усвоение гражданских и нравственных ценностей;
• формирование комплекса мотивов выбора профессии, где оптимально сочетались бы самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям (обществу), заработать на жизнь (удовлетворение материальных потребностей) и др.;
• усвоение знаний по проблеме выбора профессии: о мире профессий, о самом себе и о потребностях в кадрах в своем регионе, перспективах его развития.
Психолого-педагогическая работа, нацеленная на помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении, есть главный механизм становления личности в целом.
Становление личности старших подростков в процессе профессионального самоопределения происходит эффективно, если:
• профессиональное самоопределение рассматривается как механизм развития личности и результат этого развития;
• в полной мере учитываются актуальные возрастные потребности старших подростков, а также противоречия, возникающие при их реализации;
• психолого-педагогическая работа по профессиональному самоопределению старших подростков строится на основе личностного подхода: учащийся становится активным субъектом процесса профессионального самоопределения, самостоятельно принимающим важные жизненные решения (выбор профиля обучения, образования, профессии);
• проводятся занятия по профессиональному самоопределению, основной целью которого является формирование у учащихся личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению, а именно к выбору профиля обучения в старшей школе, а также к выбору вида и уровня образования после окончания основной школы.
Источник: ped-kopilka.ru
Предпрофильная подготовка 9 класс на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по предмету предпрофильная подготовка для 9 класса на 2022-2023 учебный год составлена по ФГОС сроки реализации программы – 1 год.
Предпрофильная подготовка 9 класс на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по учебному предмету «Предпрофильная подготовка» для обучающихся 9 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания, представленных в Универсальном кодификаторе по иностранному (английскому) языку, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).
Обязательный учебный предмет «Предпрофильная подготовка» входит в предметную область «Технология» и изучается в 9 классе. На изучение данного предмета отведено 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Источник: 100ballnik.com
Предпрофильная подготовка в системе дополнительного образования ☼
Предпрофильная подготовка — неотъемлемая часть современной модели профильного обучения, выступающая своеобразным «буфером» между начальным и основным общим образованием, носящим универсальный характер, и профильным образованием на старшей ступени школы.
Цель предпрофильной подготовки — обеспечение готовности выпускников 9-х классов к выбору типа образовательного учреждения и конкретного профиля (один из примерных профилей, или универсальный профиль, или «индивидуальный профиль», предполагающий построение индивидуального учебного плана). При этом готовность выпускника основной школы к выбору ОУ и профиля имеет комплексный характер, включая в себя четыре компонента: мировоззренческий (осознание ценности и значимости жизненного выбора), психологический (знание и учет своих способностей и склонностей), информационный (наличие полной и конкретной информации обо всех возможных путях продолжения образования после 9 класса) и учебный (отсутствие «пробелов» в знаниях и умениях по профильным предметам в рамках выбранного профиля). Такая трактовка несколько расширяет традиционные представления о компонентах готовности учащегося к профессиональному самоопределению, хотя и в значительной степени соотносится с ними (как правило, принято выделять познавательно-операционный, эмоционально-волевой и результативно-деятельностный компоненты).
Предпрофильная подготовка представляет собой систему, состоящую из нескольких элементов (информационная работа и профильная ориентация, предпрофильные элективные курсы, предпрофильное портфолио), каждый из которых имеет свое развитие в системе профильного обучения (соответственно: профессиональная ориентация, профильные элективные курсы, профильное портфолио). Обеспечение целевой, содержательной и методической преемственности предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательном учреждении — важная задача внутришкольного управления.
Предпрофильная подготовка представляет собой, по существу, первый компонент образовательного процесса основного общего образования школы, ориентированный на реализацию принципа вертикальной интеграции, предполагающего преемственность образовательного заказа, начиная от работодателя, «вниз» по ступеням профессионального и общего образования. Предпрофильная подготовка — это непосредственное отражение образовательного заказа к основному общему образованию, предъявляемого со стороны среднего образования, профильной ступени, а также опосредованное отражение образовательного заказа, предъявляемого всеми последующими общеобразовательными заказчиками в их иерархии, вплоть до работодателя. Изначально, в « Концепции профильного обучения », отмечалось, что предпрофильная подготовка может вестись в 9 классе общеобразовательной школы, либо в 8-9 классах, с учетом возрастных особенностей учащихся. Однако впоследствии в качестве типовой была принята одногодичная модель предпрофильной подготовки (9 класс). На наш взгляд, перспективы развития основного общего образования в контексте построения эффективной школы связаны, напротив, с развитием предпрофильной подготовки «вниз», с тем, чтобы она в перспективе охватила всю ступень основного общего образования .
Одна из основных целей всей ступени основного общего образования, с позиций Концепции модернизации российского образования, состоит в формировании ключевых компетенций учащихся (выступающих особыми комплексными образовательными результатами, как готовность к работе с информацией, к самообразованию , к эффективной коммуникации, к сотрудничеству в деятельности, к решению проблем). Однако эти компетенции (в отличие от знаний, умений и навыков ) должны формироваться не сами по себе и не « в запас » или «на будущее », а в контексте их сегодняшней востребованности.
В качестве такой жизненно значимой ситуации востребованности общих компетенций предстает выбор профиля обучения в старшей школе, осуществляющийся по окончании 9-го класса. Качество этого выбора — главный практический результат основного общего образования с точки зрения вертикальной интеграции. От того, насколько верным, ответственным и самостоятельным будет этот выбор, зависит эффективность дальнейшего обучения в системе профессионального образования (продолжительность, смена специальности, учебного заведения и т.д.), наличие или отсутствие фактов смены направленности обучения, эффективность трудоустройства (по специальности или нет) и т.д. В свою очередь, качество выбора непосредственно зависит от степени сформированности общих компетенций выпускника основного общего образования. В этом контексте ступень основного общего образования и должна пониматься как предпрофильная. От «школы эрудиции » ее социальное назначение должно сместиться к « школе самоопределения ».
Анализ различных аспектов предпрофильной подготовки учащихся и частично охватываемых ею психолого-педагогических феноменов, таких как социализация, формирование ключевых компетенций, личностное и профессиональное самоопределение учащегося, — позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых , особенности современной ситуации требуют, при организации процесса профессиональной ориентации учащихся, учета фактора социальной мобильности, в силу которого выбор профессии или специальности осуществляется, во-первых, достаточно поздно (на завершающем этапе профессионального образования) и, во-вторых, не «раз и навсегда», а временно, с учетом возможности и/или необходимости ее смены в самом ближайшем будущем.
Во-вторых , предпрофильная подготовка и ее важнейший компонент профильная ориентация — не тождественны профессиональной ориентации. Они нацелены на принципиально различные педагогические результаты. Результатом профессиональной ориентации становится осознанный выбор профессии, специальности. Результатом профильной ориентации выступает готовность учащегося осознанно и самостоятельно осуществлять личностное и, прежде всего, профессиональное самоопределение, а также готовность его к обучению в сложно организованном пространстве профильного обучения и, затем, профессионального образования. Таким образом, профильная ориентация готовит учащегося к выбору и получению не профессии или специальности, а уровня и профиля профессионального образования, уже в процессе которого будет осуществляться выбор профессии или специальности.
В-третьих , в условиях реализации личностно-ориентированного подхода в образовании центральной фигурой профессионального самоопределения является сам школьник, который осуществляет его в соответствии с личными интересами, склонностями и способностями, согласованными с требованиями общества, современного рынка труда и особенностей региональной системы профессионального образования.
2. Почему целесообразно использовать ресурс ДОД в предпрофильной подготовке
Одной из дополнительных возможностей для ведения предпрофильной подготовки выступают использование ресурсов дополнительного образования для организации кружков, клубов , студий, в целях профессиональной ориентации школьников , « приближения » их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов».
Однако, как показывает практика, потенциал систем дополнительного образования, существующих во многих общеобразовательных школах, недостаточно используется или вовсе не используется в целях предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Это во многом связано с не разработанностью научно-теоретических основ интеграции дополнительного образования в систему предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Дополнительное образование детей является по форме « необязательным » по отношению к основному; его существенной характеристикой выступает вариативность — возможность выбора содержательного направления, формы, коллектива, а во многих случаях индивидуальных целей и индивидуального темпа образования. Ребенок имеет право отказаться от получения дополнительного образования. Это связано с тем, что ведущим социальным заказчиком базового образования выступает государство, тогда как дополнительное образование определяется индивидуальным образовательным заказом, поступающим со стороны ребенка и его родителей. В то же время, несмотря на свою видимую « необязательность », дополнительное образование детей позволяет решать целый ряд педагогических задач ( личностно развивающих, социализационных, компенсационных), которые не могут быть качественно решены средствами базового школьного образования.
Главной целью дополнительного образования в настоящее время, как и в прежние эпохи, является стремление к формированию гармоничной, всесторонне развитой личности, при условии свободного выбора занятий , соответствующих внутренним склонностям.
Основными тенденциями, характерными для современного этапа развития дополнительного образования в России, являются следующие. Во-первых, дифференциация (появление новых содержательных направлений и новых типов учреждений дополнительного образования детей, в том числе авторских, имеющих « свое особое лицо », учитывающих региональную и муниципальную национально-культурную и социально-экономическую специфику). Во-вторых, интеграция базового общего и дополнительного образования (как институциональная, проявляющаяся в увеличении числа общеобразовательных школ, формирующих в своем составе подразделения дополнительного образования, так и функционально-целевая, проявляющаяся в сближении целевых приоритетов базового и дополнительного образования). В-третьих, усиление прагматической ориентации дополнительного образования (усиление внимания к процессам социализации , социальной адаптации средствами дополнительного образования, отчасти даже и в ущерб целям разностороннего развития личности).
Дополнительное образование способно существенно более успешно, чем базовое, решать задачи социализации детей. Это связано с тем, что дополнительное образование осуществляется на основе субъектной позиции ребенка в образовательной деятельности не только в отношении организации ребенком собственного обучения (включая целеполагание и планирование, самоконтроль и самооценку), но и в отношении самостоятельного выстраивания коммуникативных связей с другими субъектами дополнительного образования, презентации перед ними творческих результатов.
Есть основания полагать, что для ряда учащихся дополнительное образование на отдельных этапах процесса общего образования является не только необходимым, но и ведущим его компонентом.
Как показывает наш опыт, успешное функционирование школьных подразделений дополнительного образования во многом зависит от количества и качества их социальных связей (с учащимися различных параллелей, с родителями учащихся, с внешкольными и внеобразовательными организациями и т.д.). Именно в этом случае происходит расширение социальной ситуации развития учащегося путем формирования и непрерывного расширения ценностной культурной среды. Говоря о воспитательном потенциале дополнительного образования, мы должны его личностно-развивающую функцию рассматривать в неразрывном единстве с функцией социализации.
Ряд педагогических особенностей дополнительного образования, его потенциал в плане обеспечения условий для социализации личности подростка и подготовки его к осознанному жизненно-профессиональному выбору, с учетом его индивидуальных способностей и склонностей, позволяет выдвинуть гипотезу об оптимальности дополнительного образования в школе как средства решения задач предпрофильной подготовки.
3. По сути
Опыт нашей школы по использованию ресурсов системы дополнительного образования в плане предпрофильной подготовки позволяет с оптимизмом смотреть на работу в этом направлении.
В нашей школе на ступени среднего образования реализуется оборонно-спортивный профиль.
В качестве примера можем рассмотреть программу военно-патриотического клуба «Дельта» который уже 13 лет существует в системе дополнительного образования Центрального округа.
Программа ВПК рассчитана на учащихся в возрасте от 12 до 18 лет, что позволяет охватить всю вторую и третью ступень образования. Программа подготовки рассчитана на 2 года обучения.
В программу входят модули, охватывающие большую область знаний и знакомят курсантов с многими направлениями деятельности человека. Огневая подготовка и оружейное дело, начальная медицинская подготовка, радиодело, спасательные работы, туристическая и альпинистская подготовка, инженерная подготовка, топография, основы рукопашного боя, основы выживания в условиях дикой природы, парашютно-десантная подготовка и многое другое.
Работа с материально-технической базой ВПК (рации, пейнтбольное, стракбольное и лазертаг снаряжение, парашюты, и др.) проявляет интерес у учащихся к технике и техническому творчеству.
Изучаемые в школе науки в программе ВПК носят прикладной характер и мотивируют учащихся на их более глубокое освоение. Наиболее востребованными являются знания физики, химии, анатомии, биологии, истории, географии, ОБЖ, физической культуры.
В процессе подготовки у курсантов ВПК формируются качества, позволяющие более осознанно выбирать свою дальнейшую жизненную траекторию (ответственность, жизнелюбие, боевой дух).
Для качественной реализации программы ВПК организуется взаимодействие с воинскими подразделениями, частями МЧС, отделениями МВД, военкоматами, общественными организациями, коммерческими структурами.
Наиболее эффективно осуществлять такое взаимодействие через общественные организации и фонды уже имеющие опыт и традиции взаимодействия с силовыми структурами (как правило учредители этих общественных объединений являются выходцами из силовых структур).
Школа тесно сотрудничает:
с региональной общественной организацией «Ветеран» г. Самара,
региональным представительством всероссийского студенческого корпуса спасателей г. Самара,
Тольяттинским отделением международной общественной организации «международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остопца-Свешникова»,
15 миротворческой бригадой,
1001 спасательным центром г. Самара,
Отделом МВД по ставропольскому району,
Стрелковым комплексом «Ловчий плюс» г. Тольятти,
Самарским Областным аэроклубом ДОСААФ России,
Аэроклубом ЦСК ВВС,
Полученный интерес при изучении вооружения, военной техники может являться шагом к получению технической специальности и дальнейшей реализации себя на предприятиях военно-промышленного комплекса Самарской губернии и других промышленных предприятиях.
Помимо укрепления обороноспособности всей страны, присутствие на улицах городов и сел молодых людей способных защитить не только себя, но и других позволит улучшить позиции нашей области в плане безопасности ее граждан.
Директор ГБОУ СОШ с. Подстепки И.Н. Тюрников
Источник: solncesvet.ru
Предпрофильная подготовка и профильное обучение
Предпрофильная подготовка – это специально организованная деятельность, которая направлена на оказание обучающимся необходимой психолого-педагогической помощи в разработке вариантов дальнейшего обучения в профильных и непрофильных старших классах школы, а также в учреждениях профессионального образования.
Определение 2
Профильное обучение – это система специализированной подготовки учащихся старших классов, заключающаяся в том, чтобы сделать процесс обучения в старших классах общеобразовательной школы индивидуальным, соответствующим их ориентациями и запросами, способным направить учащегося на осознанный выбор будущей профессии.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Цель предпрофильной подготовки
Основной целью предпрофильной подготовки является формирование у выпускников готовности к определению и выбору собственной оптимальной образовательной траектории обучения.
Большое значение в предпрофильной подготовке занимает организованное преподавание дополнительных учебных дисциплин, представленное в виде комплекса факультативных занятий.
Основная задача введения дополнительных учебных дисциплин заключается в следующем:
- компенсирующая функция, направленная на устранение пробелов в знаниях учащихся;
- развивающая функция, направленная на решение практических задач и повышения уровня предметной подготовки учащихся.
Целесообразнее вводить предпрофильную подготовку учащихся с 9-го класса, посредством введения разнообразных практических занятий (например, разработка и представление проектов в различных сферах трудовой деятельности).
В процессе предпрофильной подготовки, реализуемые в рамках учебного заведения образовательные программы, представляют учащимся широкий спектр образовательных услуг по различным направлениям. Педагоги, занимающееся предпрофильной подготовкой учащихся, оказывают им помощь в поисках своего собственного пути развития. Совместно с учащимся и его родителями (опекунами) они могут спроектировать индивидуальную образовательную программу с учетом запросов и потребностей учащегося, а также реализуемой предпрофильной подготовкой.
«Предпрофильная подготовка и профильное обучение»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Цель профильного обучения
Большое значение в дополнительном образовании имеет система профильного обучения.
Замечание 1
Сущность профильного обучения состоит в организации образовательной деятельности, соответствующей способностям и интересам учащихся.
В рамках профильного обучения реализуются следующие варианты обучения:
- По основным образовательным дисциплинам.
- По различным направлениям обучения (политехническое, гуманитарное, естественнонаучное и т.д.).
- В зависимости от ориентируемого профессионального образования (высшее, среднее и т.д.).
- В зависимости от структуры образовательного процесса (соотношение прикладных и теоретических элементов обучения).
Замечание 2
Основная цель профильного обучения – обеспечение учащимся старших классов и выпускникам школы необходимой подготовки к последующему профессиональному обучению.
В соответствии с концепцией профильного обучения, учащимся предоставляется возможность изучения трех типов учебных дисциплин:
- Базовые – представлены учебными дисциплинами, являющимися основой обязательной общеобразовательной подготовки учащихся по программе полного среднего образования.
- Профильные — учебные дисциплины, изучаемые учащимися на повышенном уровне, связанные с выбранным профилем подготовки.
- Элективные – учебные дисциплины, являющиеся обязательными компонентами обучения, определяются по выбору учащегося. В свою очередь подразделяются на:
- надпредметные – направлены на повышение уровня изучения профильных предметов;
- межпредметные – направлены на расширение блока профильных предметов;
- практико-ориентированные – представлены прикладными дисциплинами различных видов деятельности.
Успешность организации профильного обучения в старших класса общеобразовательной школы необходимо соблюдать ряд условий:
- обеспечение многоуровневого обучения по различным предметам учебного плана школы;
- создание комплексной системы практико-ориентированного обучения учащихся с учетом выбранной сферы профессиональной деятельности;
- оказание психолого-педагогической помощи и сопровождения в рамках реализации индивидуального плана образовательной деятельности;
- использование всех ресурсов образования в комплексе.
Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения
Предпрофильная подготовка и профильное обучение реализуются в рамках образовательного учреждения с привлечение педагогических кадров дополнительного образования. Только педагоги дополнительного образования способны обеспечить качественную подготовку учащихся, которая заключается в:
- Организация прикладных ориентационных курсов или разделов, профильного обучения или предпрофильной подготовки.
- Организация практической предпрофессиональной подготовки.
Полноценное функционирование системы профильного обучения и предпрофильной подготовки основано на ряде принципов:
- Принцип обеспечения равного доступа для всех учащихся школы к получению выбранной категории профильного обучения и предпрофильной полготовки.
- Принцип совмещения профессионально-ориентирующей и общекультурной функции школы.
- Принцип предоставления учащимся возможности смены профиля во время обучения.
- Принцип осознанности выбранного направления профильного обучения и предпрофильной подготовки.
- Принцип развития интереса к выбранной профессии в процессе обучения.
- Принцип ориентации на реальные потребности и возможности учащихся, а также потребности рынка труда конкретного региона.
Замечание 3
В настоящее время общеобразовательная школа не является монополистом в сфере предоставления предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся выпускных классов. С этой целью все чаще создаются учреждения дополнительного образования, которые имеют колоссальный потенциал в подготовке учащихся и составлении индивидуально-личностного маршрута профильного обучения старшеклассников.
Источник: spravochnick.ru