Обычно набор на новый учебный год проводится в мае. Информация о новом наборе и сроках проведения вступительных прослушиваний размещается на сайте школы, в разделе «Информация для поступающих» сразу после определения указанных дат и утверждения их приказами по школе.
Там же можно ознакомиться с правилами и планом набора, необходимыми документами и примерными тестовыми заданиями вступительных прослушиваний.
Чем общеразвивающая программа отличатся от предпрофессиональной?
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» для нас установлены два типа образовательных программ:
- Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы
- Дополнительные общеразвивающие образовательные программы
Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.
Урок по сольфеджио для 6 кл. предпрофессиональной программы
Дополнительные общеразвивающие программы в области искусства реализуются в целях формирования у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства, воспитания активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
Какой возраст является оптимальным для начала обучения в школе искусств?
Оптимальный возраст детей, поступающих в школу искусств на дополнительные предпрофессиональные программы, прописан в федеральных государственных требованиях: при 8-летнем сроке обучения – дети в возрасте с 6 лет до 9 лет.
Для детей, поступающих в учреждение для обучения по дополнительным общеразвивающим программам, оптимальным считается возраст от 6 до 14 лет.
Моему ребенку 4 года. Я могу его привести в музыкальную школу?
Да. Для детей от 3 до 6 лет работает отделение раннего музыкального развития «Серебряный камертончик». Малыши занимаются по специально разработанным программам. Они изучают специальное сольфеджио и ритмику, с ними занимаются развитием речи по программе «Живое слово», на занятиях дети и их родители становятся одновременно актерами и зрителями музыкального театра.
Здесь же самые маленькие глиэровцы впервые знакомятся с музыкальными инструментами. Особенностью учебного процесса является то, что в нем участвуют и дети, и их родители. Все занятия проходят в форме увлекательной игры, в той атмосфере, которая естественна и органична для малыша-дошкольника. Непринужденность, непосредственность, свобода игровой обстановки способствует успешному усвоению учебного материала. Радость открытия, легкое «вхождение» в музыку — это принципы отделения «Серебряный камертончик».
По каким специальностям обучаются в ДМШ?
- Дети 6,5 – 8 лет принимаются на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам:
«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (скрипка, виолончель)
Проектирование общеразвивающих и предпрофессиональных образовательных программ — 29 04 19
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (флейта, кларнет, саксофон, валторна, труба, тромбон, ударные инструменты)
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (аккордеон, баян, балалайка, домра, цимбалы)
Срок обучения 8 лет
- Дети 6,5 – 9 лет принимаются на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам:
Срок обучения 8 лет
- Дети 9 – 12 лет принимаются на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам:
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (флейта, кларнет, саксофон, валторна, труба, тромбон, ударные инструменты)
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (аккордеон, баян, домра, цимбалы)
Срок обучения 5 лет
- Дети 6 – 14 лет принимаются на обучение по дополнительным общеразвивающим программам:
«Фортепиано»
«Гитара»
«Сольное пение
Срок обучения 4 года
Нужен ли дома инструмент?
Нужен. Родителям важно изначально понимать, что организация обучения в музыкальной и общеобразовательной школе отличается. Домашняя работа необходима для закрепления полученных навыков и дальнейшего освоения материала и является обязательной и ежедневной.
Надо знать, что, прежде чем исполнить любое музыкальное произведение, необходимо приобрести определённые игровые навыки и движения. Вырабатываются они путём многократных повторений определённых приёмов с внимательным вслушиванием в интонацию извлекаемых звуков и наблюдением в это время за этими движениями, перерастающими дальше в привычку хорошего звукоизвлечения. Всё это удаётся и находится не сразу, но приучать ребенка к ежедневному труду как к обязанности, на которую ребенок постепенно учится выделять нужное количество времени в своем распорядке дня, безусловно, необходимо.
Можно ли заменить пианино синтезатором?
При обучении на фортепиано для домашних занятий обязательно нужно приобрести пианино, акустическое или цифровое, но именно пианино, а не синтезатор. Извлекаемый звук фортепиано зависит от силы прикосновения, от мышечного напряжения, он может быть громким, тихим, отрывистым или певучим — т.е. разнообразным, чего совсем нет у синтезатора: как бы ни нажимали клавиши, звук будет одинаковым по громкости, продолжительности и не зависит от воли исполнителя, его эмоционального желания. Выбор инструмента для обучения ребёнка классическому исполнению на фортепиано играет очень значительную роль, и это большая ответственность родителей, чтобы инструмент держал строй (т.е. был всегда настроен) (за исключением цифрового фортепиано, которое не нужно настраивать), была ровная клавиатура, чтобы работали педали.
Можно ли не посещать групповые предметы?
Не посещать групповые занятия нельзя. Обучение игре на инструменте или сольному пению ведётся в комплексе с развитием музыкального слуха, чистоты интонирования, чувства ритма, ознакомлением с историей и теорией музыки. Помимо этого, посещение ВСЕХ музыкальных предметов обязательно и потому, что у нас школа, с традиционным учебным планом и обязательными программами, без освоения которых свидетельство об окончании школы НЕ выдается.
Моему сыну трудно дается урок сольфеджио. Может ли он его не посещать? Зачем ребенку сольфеджио?
Музыкальная школа – школа, где обучение ведется по образовательным программам, включающим, согласно учебному плану, определенный набор музыкальных предметов (в том числе и сольфеджио). Чтобы программа считалась освоенной, нужно посещать все эти предметы. После обучения вам выдаётся официальный документ об окончании музыкальной школы. В этом отличие школы от секции или студии.
Поэтому посещение всех предметов является обязательным. Сольфеджио — это обязательный предмет в музыкальном образовании. Он помогает развивать музыкальный слух, мышление, понимание музыки и того, как она устроена. На сольфеджио получают навыки, которые будут полезны в игре на инструменте, пении и любом виде музыкальной деятельности.
Источник: gliera.com
Статья 83 ФЗ-273 Об Образовании. Особенности реализации образовательных программ в области искусств
1. Художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств. Реализация образовательных программ в области искусств основана на принципах непрерывности и преемственности и направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.
2. В области искусств реализуются следующие образовательные программы:
1) дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы;
2) образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (далее — интегрированные образовательные программы в области искусств);
3) образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена);
4) образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы ассистентуры-стажировки, программы аспирантуры).
3. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств создаются образовательные организации дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремесел» (далее — детские школы искусств). Детские школы искусств вправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются также в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и в образовательных организациях высшего образования.
4. Перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
5. К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, к срокам обучения по этим программам федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, устанавливаются федеральные государственные требования.
6. Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
7. Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
8. Интегрированные образовательные программы в области искусств направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств.
9. Интегрированные образовательные программы в области искусств реализуются в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в очной форме обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования в области искусств, обеспечивающими получение основного общего образования, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся в целях развития их творческих способностей.
10. На обучающихся по интегрированным образовательным программам в области искусств до получения ими основного общего образования распространяются права и обязанности обучающихся по образовательным программам основного общего образования, в период получения ими среднего общего образования и среднего профессионального образования — права и обязанности обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования.
11. В образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы начального общего образования реализуются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, предусматривающим требования в части обеспечения условий для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования в области искусств.
12. В структуре образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, могут создаваться интернаты для проживания обучающихся.
13. Прием на обучение по интегрированным образовательным программам в области искусств проводится на основании результатов отбора лиц, обладающих необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств выдающимися творческими способностями в области искусств и физическими данными. Порядок отбора лиц для приема на обучение по интегрированным образовательным программам в области искусств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
14. Обучающиеся, освоившие интегрированные образовательные программы в области искусств, проходят в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке государственную итоговую аттестацию, завершающую освоение образовательной программы основного общего образования, и государственную итоговую аттестацию, завершающую освоение соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.
15. В случае принятия решения об отчислении обучающегося по интегрированной образовательной программе в области искусств в период получения им основного общего образования по инициативе образовательной организации, в которой он осваивает данную образовательную программу, указанная организация обязана обеспечить перевод этого обучающегося в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования.
16. Программы ассистентуры-стажировки направлены на обеспечение подготовки творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям и реализуются в образовательных организациях высшего образования, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусств, в очной форме обучения.
17. Обучение по программам ассистентуры-стажировки осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
18. Получение высшего образования по программам ассистентуры-стажировки включает в себя подготовку квалификационной работы по соответствующей творческо-исполнительской специальности.
19. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающий в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
20. Учебная практика и производственная практика по основным профессиональным образовательным программам в области искусств может проводиться одновременно с теоретическим обучением, если это предусмотрено соответствующей образовательной программой.
21. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, устанавливает организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольные цифры приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, определяет по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, порядок осуществления образовательной деятельности детскими школами искусств, а также определяет в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, другие особенности организации и осуществления образовательной деятельности, методической деятельности по образовательным программам в области искусств.
Комментарий к Ст. 83 закона «Об образовании в Российской Федерации»
Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку до настоящего времени особенности реализации образовательных программ в области искусств не находили закрепление на законодательном уровне.
Открывается комментируемая статья Закона частью, устанавливающей некоторые специфические понятия и принципы обучения, свойственные данному типу образования. Прежде всего, она определяет образование в области искусств как художественное и эстетическое воспитание граждан. Автор настоящего комментария как педагог не вполне согласен с таким определением, однако вынужден с ним считаться как юридически определённым.
Следующим важным с точки рения авторов Закона моментом является реализация в процессе обучения в области искусств принципа непрерывности и преемственности. Этот процесс начинается с выявления одарённых детей и молодёжи в раннем возрасте, затем следует профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, завершающееся последовательным прохождением взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.
Иными словами, авторы Закона утверждают, что образование в области искусств возможно только с раннего детства, путём поэтапного эволюционного развития. Как будто история отечественного киноискусства, изобразительного и иных творческих видов деятельности не знает примеров прихода в них лиц зрелого и даже пожилого возраста, что не только не исключает достижения ими больших творческих успехов, но и получения дальнейшего образования! По логике авторов комментируемой нормы таким лицам обучение в области искусств не доступно и юридически не возможно. Трудно согласиться с таким подходом.
Часть 2 комментируемой статьи определяет типы образовательных программ в области искусств:
1) дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы. Очевидно, именно эти программы и направлены на выявление талантливых детей в раннем возрасте;
2) образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего образования. В переводе на понятный язык это означает, что даже талантливая молодёжь должна уметь читать, писать, считать и быть знакома с основными знаниями об устройстве природы, общества и человека;
3) образовательные программы среднего профессионального образования (в приведённом соотношении речь идёт о подготовке специалиста среднего звена);
4) образовательные программы высшего образования (сравнимые с типовыми программами бакалавриата, специалиста, магистратуры и аспирантуры).
Перечень программ, названных в ч. 3 ст. 83 Закона, определяется Министерством культуры Российской Федерации.
Этим же государственным органом определяются требования к содержанию, структуре, условиям реализации и срокам обучения по этим программам, в совокупности образующим федеральные государственные требования.
Приём на обучение по этим дополнительным предпрофессиональным программам производится на основании результатов индивидуального отбора по правилам, утверждённым названным Министерством, по согласованию с Министерством образования и науки России.
Итоговая аттестация обучаемых по названным программам проводится по правилам, утверждённым согласованным решением названных ведомств.
Интегрированные образовательные программы (подробнее см. комментарий к п. 2 ч. 2 настоящей статьи) направлены на выявление обучаемых, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств.
Причём названные в части 8 и п. 2 части 2 настоящей статьи Закона образовательные программы реализуются исключительно по очной форме обучения, дабы обучаемые смогли при этом получить не только специальные, но и общеобразовательные знания и навыки.
На обучаемых по этим программам распространяются права и обязанности учащихся, установленные ст. 34 и 43 настоящего Закона (подробнее см. комментарий).
Обучение по интегрированным программам в области искусств не освобождает обучаемых от обязанности получения ими начального общего образования. Эта норма находится в противоречии с ч. 2 ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей получение всеми бесплатного основного общего и среднего профессионального образования.
Для углублённого усвоения обучаемыми в области искусства необходимых знаний создаются интернаты для их проживания.
Правила приёма на обучение по интегрированным программам утверждаются также (ср. с части 6 настоящей статьи) совместным решением названных государственных органов власти.
Обучение по названным программам завершается итоговой аттестацией, включающую оценку знаний обучаемого по соответствующей образовательной программе среднего профессионального образования.
В случае отчисления обучаемого по рассматриваемой образовательной программе в области искусств, образовательное учреждение, из которого он отчислен, обязано обеспечить продолжение его обучения в соответствующем образовательном учреждении общего профиля.
Программа ассистентуры-стажировки направлена на подготовку педагогических кадров для учреждений высшего образования в области искусства по очной форме обучения.
Подготовка названных в части 16 комментируемой статьи специалистов осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и завершается подготовкой соответствующей квалификационной работы.
Порядок организации такой стажировки утверждается совместным решением названных федеральных органов государственной власти.
Учебная и производственная практика в области искусств может проводиться одновременно с теоретическим обучением.
Завершается комментируемая статья Закона указанием на то, что обучение в области искусств может предусматривать и иные специальные формы образования, утверждаемые Министерствами культуры и образования и науки России и не противоречащими настоящему Закону.
Источник: zakonobobrazovanii.ru
В профессии со школы
Как работают предпрофессиональные классы, и зачем в них уходить?
О том, что профориентация – одна из главных проблем современного образования, спорить не приходится: по нашему недавнему опросу 43% из вас ставят школам твердую единицу за помощь в выборе профессии. Но, кажется, учителя и директора провели «работу над ошибками», и теперь для ребят заработали классы, в которых можно не просто решать уравнения или писать диктанты, но и осваивать азы педагогики, медицины, ИТ, аграрной и нефтегазовой промышленности. Разбираемся, чем предпрофессиональное обучение лучше обычного, и почему стоит уходить в спецклассы после девятого.
«Лучше помучиться, чем утонуть»
«Я выбирал специальность в середине девятого класса. Решил, что раз мне нравится литература, то почему бы не связать свою жизнь с журналистикой», – рассказывает ПУ Женя Гордиенко. Он – одиннадцатиклассник петербургской школы №309, одной из первых в нашей стране, где стали обучать по профилям.
Журналистский класс здесь открылся еще в 2011 году: помимо привычной биологии, физики и литературы, в расписании появилась тележурналистика, основы издательского дела и продвижение соцсетей. Парень признается, что не сразу решил поступать сюда – пугала большая нагрузка. Но в старой школе возле дома было невозможно научиться чему-то новому, поэтому Женя решил, что «лучше помучиться, чем утонуть». Все же от этого зависит будущее.
Журналистский класс школы №309
Тонуть, по-видимому, не планирует и Саша Титова, ученица второго в России метрологического класса: «Я выбрала этот профиль, поскольку хочу связать свою жизнь с математикой и информатикой». А обучение в таком классе помогает девушке участвовать в конкурсах и олимпиадах по метрологии, зарабатывать дополнительные баллы для поступления, знакомиться с научными сотрудниками и ходить на разные карьерные мероприятия.
В прошлом году мы узнали о семи вузах по специальности “Стандартизация и метрология”, побывали на фирме “Митутойо” в Москве и на пресс-конференции с главой Росстандарта Антоном Шалаевым
Саша Титова
Метрологический класс школы №237
В этом и есть вся изюминка предпрофессиональных классов: если раньше школы просто делили ребят на технарей и гуманитариев, нагружая их дополнительными часами по математике и русскому, то сейчас старшеклассникам предлагают «пощупать» профессию «в полях» вместе с людьми, которые давным-давно работают на предприятиях. А еще в таких школах есть специальные лаборатории (конечно, если профиль того требует), в которых стоят мощные компьютеры, 3D-принтеры, цифровые микроскопы. Одним словом – всё, что необходимо, чтобы попробовать профессию на себе. Поэтому и сами занятия здесь проходят по-особенному: медики исследуют клетки, айтишники – пишут программы, инженеры – рисуют чертежи и собирают модели.
Для нас очень важно, чтобы ученики могли совершить ту самую профессиональную пробу. Это другой учитель, это другой ученик, это другое образовательное пространство и даже другие предметы
Мария Пильдес, председатель совета академической гимназии №56 Петроградского района
В Петербурге этим летом грант на создание таких лабораторий получили 66 школ, в два раза больше, чем в прошлом. И, вроде бы, тенденция наблюдается явная: количество предпрофессиональных классов растет. Вот только школьников у нас все равно больше, и всем попробовать себя в профессии не удастся.
Профессия пока для избранных
Наши собеседники Саша и Женя уверены: предпрофессиональное обучение пойдет на пользу школьникам. Потому что те, кто уже сейчас попробуют себя в работе, вряд ли окажутся «не на своем» месте потом. И, что самое важное, ребята не столкнутся с проблемой, когда на предприятиях для них нет места, потому что классы каждый регион открывает по своим потребностям.
Например, Санкт-Петербург, как говорит Лариса Кузьмина, начальник пресс-службы местного Комитета по образованию, нуждается в программистах, веб-разработчиках, преподавателях, врачах, фармацевтах и особенно – в инженерах. Поскольку в городе работают крупнейшие строительные корпорации, профиль «судостроение» становится чуть ли не самым приоритетным. Вот только учат по нему всего в пяти школах.
Не то что, например, в Москве, где инженерные классы доступны уже в 222 школах! Нет, мы, конечно, рады за столицу и ее школьников. Но не получится ли так, что в регионах снова будет не хватать рабочих рук, а ребятам из Москвы не будет доставать рабочих мест? Учитывая, что центров для дополнительного образования, вроде «Кванториумов», в регионах тоже недостает.
И даже в Петербурге их только два. Благо в новые научные лаборатории, о которых мы говорили выше, смогут приходить ребята и из соседних школ. Но полноценного и доступного предпрофессионального образования им пока не видать.
Как выбрать предпрофессиональный класс?
Пока профильных классов в Петербурге и регионах не так много, менять их «как перчатки» не получится. Тем более что поступить туда – всё равно что пройти конкурс в вузе. Для начала нужно сдать вступительные испытания (тест, собеседование, задание-кейс), а в некоторых случаях – еще и собрать портфолио.
Например, на журналистике, по словам Жени Гордиенко, все еще серьезнее: «Я шел на собеседование с опасением и кучкой знаний по обществознанию и истории. Как раз на истории провалился: меня попросили назвать хоть одного командира Крымской войны. Я не ответил».
Да и портфолио сюда нужно приличное: с мотивационным письмом, эссе или опубликованными в СМИ текстами, дипломами, грамотами и прочими «весомыми профессиональными достижениями». Очевидно, что готовиться к учебе в профильном классе следует заранее. Уже в средней школе нужно определиться с областью и сферой, в которых вам хотелось бы развиваться.
«Я бы обязательно прошла серьезное анкетирование, и делала бы это вместе с родителями и классным руководителем, с педагогом дополнительного образования или социальным работником, – советует Ирина Муштавинская, завкафедрой основного и общего среднего образования СПб АППО. – Тем более что сейчас с профориентацией все очень неплохо. Например, с 2019 года существует национальный проект “Успех каждого ребенка”, и в рамках этого проекта появился другой – “Билет в будущее”. В Санкт-Петербурге он очень интересно развивается на базе мультимедийного комплекса “Россия – Моя история”».
Получить свой билет в будущее можно, заполнив профориентационный тест на сайте. А после вас пригласят на предприятие, чтобы вы хотя бы несколько часов попробовали себя в профессии. И если понравится – пробовали пробиться в предпрофессиональный класс. Чем больше проб, тем легче самоопределяться, считает психолог и эксперт в области профориентации Мария Леонтьева.
Но если вам сложно сделать выбор – это нормально. Скорее всего, вы пока не нашли свое дело.
Выбор профессионального направления – это как определиться с путешествием, а выбор конкретного учебного заведения – это как определиться с транспортом для этого путешествия.
Мария Леонтьева
Тогда и не спешите поступать в школу, где практикуют предпрофессиональное обучение. По мнению Марии, помочь здесь может и универсальный класс, но с сильной образовательной программой. В этом случае параллельно с учебой можно искать сильные центры для дополнительного образования, вроде частных технопарков и «Кванториумов», о которых мы уже писали раньше.
Источник: 5uglov.ru