Предпосылкой для разработки целевой комплексной программы можно назвать

Разработка комплексных целевых программ является составной частью единого процесса государственного управления. В рамках этого процесса осуществляются сначала отбор и формирование перечня важнейших макроэкономических проблем, подлежащих программному решению, после чего разрабатываются проекты отдельных комплексных программ; принятые к выполнению программы затем включаются в стратегический план в увязке с другими его разделами и показателями. Последовательность этих работ и их сочетание с другими работами по составлению стратегических планов могут быть различными, так как к началу разработки данного плана комплексные программы могут иметь разную степень готовности.

Для каждой группы программ (по степени готовности) по-разному будут строиться порядок их включения в стратегические планы, взаимо- увязка и сбалансирование их показателей, а также порядок их рассмотрения и утверждения. Необходимым условием осуществления всех этапов разработки служит их четкая взаимосвязь во времени и по исполнителям. Для этого общая координация работ и методическое руководство разработкой всех комплексных целевых программ, как правило, должны проходить на федеральном уровне.

Разработка веб сайтов для международного продвижения

Рассмотрим более детально первые два этапа разработки программ в процессе планирования, а именно: формирование их перечня и составление проектов отдельных программ.

Государственные программы Российской Федерации разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства РФ.

Разработка комплексных целевых программ начинается с подготовки исходного задания, которое, как правило, составляется и (или) утверждается генеральным заказчиком. Функции последнего чаще всего осуществляют министерства и ведомства страны. По ряду программ генеральными заказчиками могут назначаться отраслевые или территориальные хозяйственные органы с приданием им соответствующих функций, прав и ответственности.

Исходное задание на разработку комплексной целевой программы является основным документом, которым руководствуются разработчики программы на всех этапах; оно должно обеспечить постановку конкретных и четких задач разработчикам по составлению комплексной программы и установить основные организационно-методические рамки этой работы, включая определение состава, структуры и направлений потоков информации. Для этого представленная в утвержденном перечне формулировка основной цели программы разукрупняется до комплекса основных подцелей и задач, по каждой из которых определяются ориентировочные конечные показатели и сроки их достижения, примерный круг отраслей и производств, участвующих в программе. Здесь же устанавливаются структура комплексной программы, состав ее подпрограмм и элементов.

Формирование предпосылок функциональной грамотности на уровне дошкольного образования

При разработке исходного задания на программу проблема исследуется в последовательности: исходное — неизбежное — желаемое — возможное. Соответственно, проводится генетическое и нормативное (целевое) прогнозирование как будущей потребности в продукции, услугах или других конечных результатах программно создаваемой системы (социальной, региональной, межотраслевого комплекса и т.п.), так и необходимых для ее создания и функционирования ресурсов. Параллельно дается оценка состояния и перспектив развития основных внешних систем, с которыми данная система связана на национальном и международном уровнях, ограничений, накладываемых внешней средой. Сопоставление генетического и целевого прогнозов позволяет выявить масштабность, значимость и эффективность основных направлений программы, наметить ее рамки.

Исходное задание на разработку комплексной программы, кроме уточненных показателей и положений, включенных прежде всего в перечень программ, обычно содержит:

  • • развернутую формулировку главной цели, комплекс основных подцелей и задач программы и соответствующие контрольные значения целевых показателей — устанавливаемые уровни удовлетворения общественных потребностей;
  • • допустимые границы изменения указанных показателей на конец периода и по отдельным этапам, показатели продолжительности полного решения проблемы с выделением ориентировочных сроков реализации основных подцелей и задач программы;
  • • конкретную структуру комплексной программы или указание о ее построении;
  • • примерный состав комплекса отраслей и видов производств, которым предстоит решение проблемы, с указанием принципов их группировки по структурным звеньям комплексной программы;
  • • желательные направления решения проблемы, предполагаемое развитие внешних для данной программы условий и факторов и накладываемые ими основные ограничения;
  • • ориентировочные лимиты основных видов ресурсов на реализацию программы в разбивке но основным плановым периодам и главным структурным звеньям с указанием источников и порядка их обеспечения;
  • • объем затрат (по основным видам) на разработку комплексной программы с указанием источников и порядка их финансирования, основных направлений и форм их использования (централизованная или децентрализованная);
  • • систему показателей программы с выделением показателей, утверждаемых в составе государственных перспективных и текущих планов;
  • • основные технико-экономические показатели и характеристики программной продукции и нормативы;
  • • основные организационно-методические указания, общие требования к вариантности расчетов, обоснованию заданий и мероприятий, кругу и методам необходимых расчетов, процедуре согласований и рассмотрений и т.н., а также вопросы управления и организации процесса разработки комплексных программ и контроля за ним.

На основании исходного задания головной разработчик организует работу соисполнителей по составлению проекта комплексной программы. Межотраслевой многоаспектный характер, а нередко и большие масштабы программы, огромное количество административно не связанных друг с другом исполнителей определяют сложность организации разработки программы. Целевая направленность программы позволяет положить в основу организации ее разработки систему сетевого планирования и управления, на базе которой может быть построен координационный план работ, определены последовательность и сроки работ отдельных исполнителей, объемы их финансирования и материально-технического обеспечения по направлениям и видам работ. Однако организационные приемы в значительной степени определяются методами, логикой разработки программ.

Общая логика разработки программ в соответствии с принципами системного подхода предполагает последовательный переход от формирования, анализа и соизмерения целей к поиску методов и организации их реализации в системе планового управления народным хозяйством. При этом просматривается несколько вариантов решения проблемы, из которых выбирается наилучший в данных конкретных условиях общественного развития. Таким образом, последовательность разработки программы складывается из следующих достаточно самостоятельных этапов: формирование целей, проектирование обобщенных вариантов мероприятий, анализ вариантов и выбор из них наилучшего, уточнение и детализация выбранного варианта мероприятий, окончательный расчет конкретных плановых заданий для включения в народнохозяйственные планы.

Формирование комплекса целей программы методологически имеет много общего с процессом анализа и разработки целей стратегического плана. Декомпозиция главной цели программы проводится в двух аспектах понятия «потребности» — функциональном и объектном (предметном). Функциональный аспект позволяет построить полный комплекс целей и подцелей, выражающих желаемые функции будущих реальных объектов, которые должны удовлетворять формулируемую потребность. На основе функциональных целей проводится определение целереализующих систем, которые и фигурируют далее в качестве объектных целей. Примером функциональной цели энергетической программы может служить потребность народного хозяйства в производстве конечных видов энергии — электрической, тепловой, в то время как объектное представление целей этой же программы может быть выражено в мощностях действующих к моменту завершения программы всех видов электрических и тепловых станций и территориальной сети энергоснабжения, а также системы управления ими.

Читайте также:
В какой программе сделать чертеж каркасного дома

Далее устанавливаются целевые нормативы и показатели, цели ранжируются по степени их важности. Количественное измерение уровней достижения целей позволяет установить на последующих этапах рациональные технологические способы создания конкретных целереализующих систем, а следовательно, определить структуру, номенклатуру и объемы потребных ресурсов; ранжирование целей способствует установлению в дальнейшем наиболее предпочтительного (во времени) распределения ресурсов между отдельными мероприятиями, с тем чтобы в возможно короткий срок и с наименьшими суммарными затратами выполнить всю программу.

Целереализующая система может быть создана из различных элементов или при разном сочетании однотипных элементов. Поэтому прежде всего следует рассматривать вариантность программы по элементному составу целереализующей системы. При дальнейшей разработке программы возникает вариантность, определяемая различными способами создания элементов целереализующей системы.

При этом целесообразно использовать методы морфологического анализа. На их основе можно построить технологическую схему программы, в которой ее цели увязываются с ресурсами по всем возможным технологическим переходам. Каждый технологический переход характеризуется различными организационными, техническими, экономическими и другими параметрами, формирующими множество вариантов.

Объединение каждого альтернативного способа создания систем с комплексом функциональных целей в единое целое и образует вариант программы.

Сравнительная оценка всех вариантов программы и выбор из них наиболее эффективного требуют решения сложных методологических проблем, связанных с формированием правил выбора, ранжированием совокупности критериев и построением экономико-математических моделей. Чаще всего в разработке программ используются «технологические» модели, описывающие на базе соответствующей технологической схемы функционирование различных вариантов целереализующей системы и связывающие ресурсы с конечным результатом через промежуточные преобразования.

Все шире применяются и модели, имитирующие полный жизненный цикл такой системы — от исследований, разработок и проектирования до эксплуатации и ликвидации. При разработке системы экономико-математических моделей для программ оба указанных типа моделей должны, видимо, увязываться воедино либо рассматриваться совместно в итеративном процессе их расчета и анализа. В силу особенностей программно-целевого планирования основное внимание при моделировании отводится динамическим задачам, где необходимо вводить инвестиционные, в том числе строительные, лаги (для крупных программ они носят характер распределенных лагов) и определенное дисконтирование при учете затрат. Учет временного аспекта при построении моделей ведет к тому, что большая часть ограничений будет основываться на прогнозных данных, а это значительно усложняет моделирование программ.

Общим подходом к выбору вариантов программы является принцип «затраты — эффективность». Оценка и выбор наилучшего варианта программы обычно осуществляются по различным критериям. Такими критериями в зависимости от специфики программы могут быть, например, максимум удовлетворения всех или наиболее важных функциональных целей (при условии сбалансированности программы в целом) или минимум времени для достижения целей. Используются также критерии минимума общественных затрат на реализацию программы при фиксированных конечных программных показателях и продолжительности, минимуме дефицитных ресурсов для данной программы и др. Установление того или иного критерия зависит от масштабов, места и специфики программы.

Окончательный выбор варианта является важным плановым решением и осуществляется с учетом неформализуемых критериев, как правило, социального, экологического, а в ряде случаев также и политического характера. При этом необходимо учитывать различные, не поддающиеся количественной оценке побочные эффекты и следствия (как положительные, так и отрицательные) реализации программы.

Детализация выбранного варианта (а для важнейших проблем в целях уменьшения риска — нескольких близких по эффективности вариантов программы) позволяет рассчитывать точные объемы потребности в отдельных ресурсах и устанавливать конкретные сроки и исполнителей для каждого мероприятия.

Детализация может выполняться путем последовательного расчленения ключевых мероприятий на составляющие элементы. Например, для программ, в которых преобладают технико-технологические мероприятия, разрабатываются рабочие проекты модернизации существующих и строительства новых объектов, комплексного развития территорий, подготовки и освоения новых производств, использования новых технологических процессов, создания автоматизированных управляющих систем, развития инфраструктуры и т.д., намечаются головные исполнители и подрядные организации по каждому мероприятию. В дальнейшем на этой основе могут заключаться долгосрочные хозяйственные договоры между предприятиями и организациями. Важно сбалансировать в рамках программы потребности во всех видах ресурсов и источники их покрытия, в том числе решить вопросы привлечения и подготовки квалифицированных кадров для выполнения программы в срок.

При детализации программных мероприятий должны быть также разработаны система руководства организациями-исполнителями и контроля за ходом выполняемых работ, методы управления, соответствующие специфике программы. При этом может возникнуть необходимость в совершенствовании и развитии правовых норм, определяющих взаимодействие всех исполнителей.

Конкретные сроки разработки и реализации программы устанавливаются по сетевому графику, составление и анализ которого способствуют выявлению неточностей проектирования и комплексной увязке мероприятий различного характера.

Для сопоставления различных программ между собой и последующего включения программных заданий в план совокупность целевых, ресурсных, технико-экономических характеристик программы увязывается с показателями народнохозяйственных планов в соответствии с принятыми формами плановых документов.

Оформление проекта программы по единым требованиям обеспечивает взаимосвязь работ по ее подготовке и сопоставимость с другими программами. Проект комплексной народнохозяйственной программы должен включать все материалы, необходимые для изучения программы, анализа и оценки (в целом и поэлементно) ее реализуемости и эффективности, сопоставления с другими программами и разделами государственного плана, увязки с планами отдельных звеньев народного хозяйства (отраслей, регионов, производственных объединений), контроля за ходом ее выполнения и корректировки.

По существу методика разработки программ базируется на общепринятой логике и методологии системы управления, для которой характерны все описанные выше основные этапы. Вместе с тем она усиливает целевую ориентацию и межотраслевую увязку в стратегическом планировании.

Источник: studme.org

Характеристика этапов разработки целевых комплексных программ.

Планирование- процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие производства в будущем.

Оно сводится к составлению спец.документов — планов, определяющих конкретные производства по достижению стоящих перед ним целей в рамках предстоящего (планового) периода.
Внутрипроизводственное планирование решает основные задачи:
• формулирует цели и задачи, с помощью которых они достигаются;
• создает необходимую основу для перестройки структуры и системы управления им;
• создает основу для координации деятельности работников в процессе достижения этих целей;
• обеспечивает выбор наилучшего варианта решения;
• формирует систему стандартов и показателей, с помощью которых происходит оценка результатов деятельности организации и поощрение наиболее отличившихся сотрудников.
С помощью планирования достигается эффективная ритмичная работа всего сложного организма, устраняется отрицательный эффект неопределенности будущего, обеспечивается полное использование имеющегося производственного потенциала.
Виды планов:
• стратегический план — долговременный план (10 — 15 лет);
• долговременные планы – планы (на несколько лет) составная часть стратегического плана;
• текущие планы – планы (финансовый год);
• оперативные планы – планы (решение конкретных вопросов в краткосрочном периоде). Имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов;
• инвестиционные проекты — планы капитальных вложений, направляемых на создание новых или модернизацию производственных мощностей;
• бизнес-план (создание новой фирмы, программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей деятельности предприятия, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Разрабатывается на основе маркетинговых исследований).
Все вышеперечисленные планы могут быть объединены в три основных типа планов.
1.Планы-цели (набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем).
2. Планы для повторяющихся действий (прописаны сроки и порядок осуществления в стандартных ситуациях ( графики движения транспорта, расписание киносеансов и пр. В них предусматриваются «окна», обеспечивающие свободу маневра в случае возникновения непредвиденных ситуаций или необходимости осуществления корректирующих действий).
3. Планы для неповторяющихся действий (для решения специфических, вновь возникающих проблем). Они могут составляться в форме бюджета, программы, сетевого графика.
Принципы планирования:

Читайте также:
Документы регистрации программы эвм

— Участие максимального числа сотрудников в работе над планом на самых ранних ее этапах.

— Непрерывность (планирование не единичный акт, а постоянно возобновляющийся процесс, постановки целей, выработки стратегий, распределения ресурсов, создание проектов перестройки организации в соответствии с изменившимися условиями).

— Координация и интеграция. Координация происходит «по горизонтали»(между подразделениями одного уровня, а интеграция — «по вертикали» (между вышестоящими и нижестоящими)

— Экономичность (максимумом получаемого эффекта, минимум затрат).

— Надлежащие условия для реализации.

— Научный характер планирования, пропорциональности, органического (методологического) единства планов, комплектности, оптимальности и др.

Экономическое программирование -система регулирования экономики на основе программ различного уровня — от общехозяйственных до программ развития фирм (иногда называемых планами), отражающих предпочтительные варианты развития общественного производства и стратегические концепции соц.-эконом.политики государства. П. носит индикативный (рекомендательный) характер: показатели программ — общие ориентиры развития.

Возникло после 2-й мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии; в 50-60-х гг. 20 в. получилораспространение в Швеции, Финляндии, Великобритании, Италии, Бельгии, ФРГ,Испании; в 70-х гг. — в США и Канаде.

Экономическое программирование — высшая форма гос. регулирования экономики.

Экономические программы формулируют цели развития, определяют материальные, финансовые средств реализации целей.

Задача — комплексное использование в глобальных целях всех элементов гос. регулирования экономики.

Социально – экономические программы, базируясь на эконом. прогнозах, используют весь комплекс элементов регулирования экономики и имеют целевую направленность.

Объекты целевых программ: отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований.

Виды программ:

А) обычные (среднесрочные общеэкономические программы составляются на 5 лет с ежегодным продлением на один год).

Б) чрезвычайные (разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции).

Субъекты экономического программирования – гос.учреждения, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ними.

Объекты целевых экономических программ — отрасли, регионы, (в частности, сельское хозяйство); социальная сфера (например, социально-экономическая адаптация переселенцев, обеспечение их работой и жильем) и её элементы, направления научных исследований.

Программы разрабатываются спец.гос. органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом.

Гос. эконом.программирование эффективно при решение ряда хозяйственных задач. Программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства гос. регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных гос.органов. Гос. финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках эконом. программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

Целевая комплексная программа (ЦКП) — директивный и адресный документ, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленный на реализацию определенной народнохозяйственной проблемы.

ЦКП способствуют решению только того относительно узкого круга проблем, которые, с одной стороны, носят заведомо безотлагательный характер, пользуются высшим приоритетом, а с другой — обладают источниками для своего осуществления.

· по гос.статусу — межгосударственными, федеральными, межрегиональными, региональными, межмуниципальными и муниципальными;

· по территориальному охвату — на общероссийские, субрегиональные (в границах федеральных округов), региональные и локальные;

· по функциональной ориентации — комплексные, межфункциональные и функциональные;

· по срокам реализации — краткосрочные (до 2 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);

· по специфике решаемых проблем: социально-экономические, научно-технические, производственно-технологические, организационно-хозяйственные, экологические.

Реализация ЦКП требует согласованного участия ряда отраслей, ведомств и организаций.

Требования ЦКП по достижению цели:

1. конкретность (результаты, имеющие количественное выражение, на достижение которых направлена ЦКП);

2. реальность (практическая достижимость к определенному сроку);

3. контролируемость ( осуществление контроля за ходом реализации цели).

Особенности ЦКП: высокая степень комплексности; ориентация на выполнение конкретной общественно необходимой функции; четкая адресность заданий; детальная привязка к отраслевым и региональным планам; приспособленность к экономико-математическому моделированию и др.

Целесообразность разработки ЦКП — экономическая эффективность, в результате ее реализации.
Основные этапы:
1. Разработка исходного задания, определяются потребности в ресурсах, подготавливаются координационный и организационные планы работ, методические и другие материалы.

2. Формирование предложения по подпрограммам и программе, составление проекта ЦКП.
3. Решение вопросов увязки показателей ЦКП с показателями планов, утверждение программы.

Признаки ЦКП:

1) программность, характеризуемая наличием плана проведения комплекса взаимосвязанных, согласованных программных действий;

2) целеориентированность, выражаемая направленностью программных мер на достижение цели в виде решения единой, общей проблемы;

3) комплексность в виде сочетания всех требуемых разнообразных мер, обеспечивающих решение программной проблемы;

4) ресурсообеспеченность, отражающая подкрепление программных действий необходимыми ресурсами в требуемом количестве, концентрацией ресурсов в рамках программы.

Характеристика этапов разработки целевых комплексных программ.

Разработка ЦКП с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности:

1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.

2.Выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы (анализ ограничений проблемы). В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разукрупняется на подцели.

3.Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

4. Расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.

5. Заключительный. Формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.

Читайте также:
Программа температура телефона Андроид

1. Анализ программной проблемы и обоснование необходимости ее решения программным образом.

2. Цели и задачи программы с выделением генеральной цели, ее разделением на подцели и формированием задач программы, выделение подпрограмм в составе программ.

3. Совокупность программных мероприятий, инвестиционных проектов, входящих в программу, с указанием их содержания, сроков исполнения, намечаемых исполнителей.

4. Ресурсное обеспечение программы (источники и способы получения необходимых ресурсов. Финансирование программы.

5. Механизм реализации программы.

6. Организация управления программой и контроль за ходом её реализации.

7. Оценка ожидаемой эффективности, социальных, экономических, экологических последствий от выполнения программы.

Источник: stydopedia.ru

Организация разработки целевых комплексных программ

Целевые комплексные программы (ЦКП) разрабатываются с целью достижения социально-экономических целей на основе повышения эффективности общественного производства за счет средств бюджета Украины.

Разработка программы предполагает определение перечня и содержания мероприятий, их взаимное согласование по срокам реализации, распределение ресурсов. Мероприятия охватывают, как правило, не только непосредственно сферу производства, которая предполагается программой, освоение технологии, но и родственные отрасли производства предметов и орудий труда, необходимых для выпуска программной продукции, а также смежную сферу производственного и непроизводственного потребления целевого продукта. Для каждой программы перечень таких мероприятий является специфическим и зависит от содержания программ, сроков реализации, уровня программирования.

Формированию перечня проблем, по которым должны разрабатываться целевые комплексные программы, предшествует определение приоритетных направлений развития национальной экономики и социальной сферы, которые требуют программного решения. Верховной Радой Украины приняты такие приоритетные направления: здоровье человека, охрана окружающей среды, продовольствие, наукоемкие технологии, ресурсосбережение, информатика, автоматизация и приборостроение, новые вещества и материалы, национально-культурное возрождение.

По этим направлениям с учетом критерия актуальности методом экспертных оценок определяют перечень программ. Перечень государственных программ формирует Академия наук Украины с участием заинтересованных министерств, ведомств, научно-исследовательских учреждений. Этот перечень рассматривается в Кабинете Министров Украины, который вносит соответствующие изменения и передает его на рассмотрение Верховной Рады Украины, которая принимает окончательное решение.

По установленному перечню проблем открывается конкурс на разработку конкретных целевых программ. Участники конкурса должны разработать предложения по созданию программы: концепцию, структуру, четко сформулировать конечную цель программы, определить перечень проектов (мероприятий), которые будут реализовываться в рамках программы.

Победитель конкурса определяет главную организацию, сроки, объемы и механизмы финансирования программы, форму реализации задач, контроль за их выполнением.

Типичный перечень показателей программ социально-экономического развития:

o производство важнейших видов продукции для нужд программы;

o лимиты капиталовложений и объемы строительно-монтажных работ на реализацию программы;

o государственный заказ на производство (поставка) продукции, работ и услуг, необходимых для выполнения программы;

o государственный заказ на введение в действие производственных мощностей и основных фондов;

o перечень важнейших строек;

o. расходы сводного государственного бюджета на реализацию целевой программы;

o затраты валютных ресурсов;

o перечень важнейших мероприятий в сфере внешнеэкономических связей.

Разработка государственных комплексных экономических программ основывается на использовании программно-целевого метода системно-структурного анализа с построением иерархической модели типа «дерева целей», в которой согласуются цели со средствами их достижения.

Алгоритм разработки программ

Разработка программы происходит в следующей последовательности:

1. Формируется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и определяется задание на разработку программы для ее (проблемы) решения, в котором определяют: цель программы, лимиты ресурсов, участников реализации программы и другую необходимую информацию.

2. Уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель программы, как правило, делится на составляющие, образуя упорядоченную иерархию задач, которые отражают внутреннюю структуру как проблемы, так и программы.

3. Формируется перечень задач и комплекс мероприятий для реализации программы. Перечень основных задач программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. Для каждой задачи разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

4. Рассчитываются основные показатели и ресурсное обеспечение программы. Осуществляется оценка новых затрат ресурсов и капитальных инвестиций на реализацию программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект.

5. Осуществляется оформление программных документов, согласования и утверждения программы.

Формирование программы предполагает определение главной цели с последующим ее розпордилом иерархическую множество конкретных целей. Общая цель программы разбивается на функциональные и предметные цели, которые в свою очередь делятся на множество локальных (частных) задач, называются «дерево целей». Процедура построения «дерева целей» является эвристической, то есть основывается на оценке экспертов и включает следующие стадии:

o построение функционального «дерева целей»;

o формирование комплекса цилерсализуючих систем;

o разработка целевых нормативов;

o ранжирование целей.

Ресурсное обоснование программы предполагает определение затрат на осуществление каждого из мероприятий программы и на программу в целом. В этом разделе программы отображается потребность в капитальных вложениях, необходимых основных видах материальных ресурсов, потребность в рабочей силе, финансовых ресурсах, в том числе валютных.

Методы разработки и обоснования различных вариантов ЦКП

o экономический анализ развития отдельных комплексов и сфер экономики, удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в конечной продукции, сравнение альтернативных вариантов;

o структурный анализ, то есть методы формирования структурных и технологических вариантов удовлетворения потребностей народного хозяйства в продукции определенного комплекса и производства;

o балансовые методы (нормативные и статистические), связывают конечные, показатели по основным промежуточными и ресурсным показателям;

o факторное обоснование уровня и основных показателей развития (производственная функция, производство и распределение продукции). Анализ программ государственных ассигнований осуществляется по следующим

этапами:

1) определение потребности, источники спроса на ту или иную государственную программу;

2) определение несостоятельности рынка при решении определенных проблем и выявления предмета программы;

3) определение альтернативной программы, которой можно воспользоваться для решения конкретных проблем, и вывод о важности характеристик программы для предсказания ее последствий;

4) идентификация эффективности последствий альтернативной программы;

5) идентификация дистрибьюторских последствий альтернативной программы;

6) идентификация соотношений равенства и эффективности;

7) идентификация пределы, на которой альтернативные программы достигают цели государственной политики;

8) определение влияния политического процесса на разработку и реализацию государственных программ.

В демократических странах Запада правительства несут ответственность за удовлетворение жизненно важных потребностей индивида. В США такая политика берет начало со времен Ф. Рузвельта. В 1964 президент Л. Джоисон объявил программу «войны с бедностью».

Он считал, что обязанностью государства является не только забота о бедных, а уничтожение коренных причин бедности. Сейчас в США разрабатываются государственные программы благосостояния. Одни из них гарантируют выплаты наличными (Программа помощи семьям с детьми на иждивении, Программа обеспечения дополнительного дохода и т.п.). Программы второго вида гарантируют целевую помощь («Medicaid» обеспечивает бесплатную медицинскую помощь гражданам с низким уровнем дохода; программы строительства жилья и обеспечения электроэнергией предоставляют субсидии для удовлетворения потребностей в жилье и электроэнергии, то есть помощь в натуральной форме).

Выбор вариантов мероприятий должен осуществляться путем сравнения результативности программы и затрат на ее реализацию. Оптимальной будет та программа, которая обеспечит высокий социально-экономический эффект.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru