РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2844431)
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Шаркова Альбина Семеновна
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выпо лнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
Русский язык 1 класс. Названия предметов. Видеоуроки
- Освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.
- Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое»,
«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
- Обеспечение математического развития младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
- Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:
- понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни – возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
ТЕСТЫ К ШКОЛЕ. Пройди тест и проверь, готов ли ты к школе?
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация».
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величино й в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений.
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин).
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
- наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;
- обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
- понимать назначение и необходимость использования величин в жизни;
- наблюдать действие измерительных приборов;
- сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному основанию;
- копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводить примеры чисел, геометрических фигур;
- вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность).
Работа с информацией:
- понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;
- читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
- характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку;
- комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче;
- описывать положение предмета в пространстве различать и использовать математические знаки;
- строить предложения относительно заданного набора объектов.
Универсальные регулятивные учебные действия:
- принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
- действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;
- проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;
- проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия.
Совместная деятельность:
- участвовать в парной работе с математическим материалом;
- выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
- осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;
- развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
- применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
- осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
- применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
- работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
- оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
- оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
- стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
- Базовые логические действия:
- устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
- применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
- приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;
- представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
- Базовые исследовательские действия:
- проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
- понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
- применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;
- читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
- представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
- принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
- конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение;
- использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
- формулировать ответ;
- комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
- в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
- создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида – описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
- ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;
- составлять по аналогии;
- самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
- планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
- выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;
- выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
- находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
- Самооценка:
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
- оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
- участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров);
- согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;
- осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
- пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
- находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
- выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
- решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос);
- сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);
- знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см);
- различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок;
- устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под;
- распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов;
- группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
- различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы;
- сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две группы по заданному основанию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai
Список предметов в 1 классе 2023-2024 учебного года: что изучать первоклассникам?
Первый год школы – это важный этап в жизни ребенка и его родителей. Для будущих первоклассников одним из главных вопросов является, что будет изучать их ребенок в школе. Ведь именно на первых уроках формируется интерес к учебному процессу, а результаты оказывают влияние на весь дальнейший путь ребенка в образовании.
Традиционно программа для первого класса включает изучение таких предметов как русский язык, математика, обществознание и природоведение. Каждый из них имеет свои специфические особенности, цель и задачи. Кроме того, в некоторых школах могут быть освещены иные отрасли науки и техники, что изучение которых возможно с учетом возрастных и психологических особенностей первоклассников. В этой статье мы подробнее разберем, какие предметы входят в программу для первого класса, что будет изучать ребенок и как родители могут помочь ему в изучении каждого из них.
Обзор списка предметов для первоклассников на 2023-2024 учебный год
Русский язык – один из главных предметов в первом классе, который поможет ребенку научиться читать и писать. В рамках учебного года первоклассники изучат буквы, слоги и слова в различных комбинациях. Математика тесно связана с русским языком и важна для первоклассников.
Ребенок узнает, как складывать и вычитать числа, а также, какие формулы нужны для решения простых задач. Окружающий мир – это предмет, который поможет первоклассникам понимать мир вокруг них. Они изучат животных, растения, воду, воздух и другие элементы природы. Иностранный язык может быть введен в учебный план первоклассников.
Ребенок начнет учить простые слова и фразы на иностранном языке, что поможет ему в дальнейшем общении в международной среде. Физкультура – это предмет, который поможет детям быть здоровыми и активными. В рамках этого предмета ребенок изучит базовые упражнения и правила здорового образа жизни.
ИЗО – курс лекций по изобразительному искусству поможет детям развить свое творческое начало и научиться рисовать простые объекты и портреты. Музыка поможет детям развить свое музыкальное слух, и узнать о разных музыкальных инструментах.
Технологии тесно связаны с нашей жизнью на всех уровнях и позволяют первоклассникам изучать технологии, которые уже применяются в современном мире. Это поможет им раскрыть свой потенциал в будущем и научиться работать с различными устройствами, программами и приложениями. Литературное чтение – предмет, который поможет первоклассникам развить любовь к книгам и повысить свою образованность. На основе произведений разных жанров, ребенки смогут улучшить свои языковые навыки и узнать о мире через призму литературы.
Русский язык
Основы грамматики
В первом классе ученики начинают изучать русский язык с основ грамматики. Они учатся различать слова по роду, числу и падежу, а также правильно подбирать окончания. Ученики учатся писать и читать простые слова и предложения.
Обогащение словарного запаса
В первом классе ребята начинают обогащать свой словарный запас. Изучаются новые слова, обозначающие предметы быта, природу, животных. Ребята начинают узнавать значения слов и использовать их в своей речи.
Чтение и анализ текстов
Умение выражать свои мысли
В первом классе важно развивать умение выражать свои мысли на письме и устно. Ребята учатся описывать свой день, произносить короткие высказывания на заданные темы, и составлять простые письма и открытки.
Математика
- Знакомство с числами — первоклассники учатся считать от 1 до 20, узнают, что такое десятки и сотни, учатся распознавать числа.
- Арифметические действия — дети учатся сложению и вычитанию чисел до 10, а также учатся складывать и вычитать десятки.
- Измерения и геометрия — первоклассники знакомятся с понятиями длины, веса и объема, а также учатся определять формы и фигуры.
Для успешного усвоения математики ребенку необходимо много практиковаться и тренироваться в решении простых задач. Родители также могут помочь своему ребенку, используя различные игры и задания для развития математических навыков.
Понедельник | 9:00-10:00 | Знакомство с числами |
Среда | 11:00-12:00 | Арифметические действия |
Четверг | 10:00-11:00 | Измерения и геометрия |
Окружающий мир
Окружающий мир — предмет, обучающий школьников пониманию окружающей среды, ее живой и неживой природы. В дальнейшем, ученики научатся ухаживать за растениями и животными, сохранять чистоту и здоровье своего тела, а также определять простейшие характеристики географических объектов.
В первом классе ученики будут изучать устройство живых организмов, их характеристики и типы. Также школьники научатся распознавать элементарные признаки неживой природы, например, горы, реки, пустыни и др.
- Изучение окружающего мира в первом классе включает следующие разделы:
- Живые и неживые объекты окружающей среды
- Устройство живых организмов (растений, животных)
- Простейшие свойства и признаки географических объектов (горы, реки и др.)
На уроках окружающего мира первоклассники будут активно использовать учебные пособия и наглядные материалы, а также проводить опыты и эксперименты, что позволит им более четко и ясно представлять мир вокруг себя.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство – это предмет, который помогает развить в первоклассников творческий потенциал и эстетическое восприятие мира. Он даёт возможность узнавать и понимать различные художественные формы и проявлять свой творческий потенциал.
В 1 классе учебного года 2023-2024 первоклассники научатся:
- Создавать простые рисунки и композиции;
- Использовать базовые элементы и инструменты рисования, такие как карандаш, кисть и краски;
- Познакомятся с различными техниками, такими как графика, акварель, тушь, масло, пастель;
- Развивать своё воображение и фантазию;
- Изучать и анализировать примеры художественных произведений разных эпох и стилей.
В процессе изучения изобразительного искусства первоклассники будут учиться не только технике рисования, но и развивать свою эстетическую чувствительность, что поможет им лучше понимать окружающий мир и наслаждаться его красотой.
Физическая культура
Физическая культура – один из важнейших предметов для первоклассников. Он помогает развивать физические способности и умение работать в команде. В ходе занятий дети учатся правильно дышать, двигаться, выполнять простые упражнения и игры.
Основная цель занятий физкультурой – предотвращение заболеваний опорно-двигательной системы и укрепление иммунитета. Дети узнают о важности здорового образа жизни и правильном питании.
Некоторые из упражнений, которые выбираются для занятий, включают в себя бег, прыжки, скакалки, гимнастику, футбол и другие активные игры. Занятия физкультурой помогают улучшить координацию и физическую выносливость.
Важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка и приспособить упражнения к их потребностям, чтобы все они получили равные шансы на развитие и успешное усвоение материала.
Музыка в 1 классе
Музыка — один из важнейших предметов в учебном плане первоклассника. Он помогает развивать творческие способности, укреплять память и контролировать эмоции. В рамках курса музыки, дети знакомятся с основными элементами музыкального языка.
Основные темы курса:
- Изучение музыкальных инструментов и их звука.
- Развитие ритмического слуха и чувства меры.
- Изучение музыкальных стилей и их характерных особенностей.
- Создание простых мелодий и песен.
Методы обучения:
- Слушание музыкальных произведений и определение их ритма и меры.
- Рисование музыкальных символов и знаков.
- Игра на музыкальных инструментах и использование ритмических приборов.
- Пение песен и создание простых музыкальных композиций.
Примерный список музыкальных инструментов, знакомых первоклассникам:
Ударные | Бубен, маракасы, треугольник, кастаньеты |
Струнные | Гитара, скрипка, контрабас |
Клавишные | Фортепиано, синтезатор |
Духовые | Флейта, губная гармоника |
Источник: obzortelefonov.ru
Какие предметы в первом классе? Чему сейчас учат в первом классе?
В 1-ом классе ученики изучают чтение (литературу) и письмо (родной язык или русский язык), русский язык (орфографию, пунктуацию, синтаксис, грамматику, риторику).
Наряду с общеобразовательными предметами в нашей школе дети изучают: английский, философию, астрономию, мировую художественную культуру и другие дисциплины.
Малая наполняемость классов (не более 15 человек) способствует работе учителя с каждым учеником в отдельности.
Частная школа Балтика-колледж первая частная школа в Санкт-Петербурге!
Источник: baltica-college.ru