Предмет истоки что включает программа предмета

«Истоки» — базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно- воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?» («Краткий словарь Истоковедения», с. 12) Истоки — это не только школьный предмет, это целая область в образовании. Истоковедение — так можно назвать науку о ценностях культуры. Задача Истоков — расчистить первоначальный смысл универсалий культуры. Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).

Целевая установка предмета — приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.2004г. №1089
  • Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т.1 – М.: Истоки, 2000г.
  • Основная образовательная программа; учебный план МБОУ «Новолукинская основная общеобразовательная школа»
  • Приложение к Федеральному перечню учебников, допущенных Министерством образования и науки РФ (региональный компонент).
  • Истоковедение, том 2,3,4,6,8 Научно – методическое издание. Издательский дом Истоки, Москва, 2007 год
  • Учебное пособие «Истоки», 2,3,4класс, А.В. Камкин, издание четвертое, Издательский дом Истоки, Москва, 2007 год
  • Рабочие тетради (2 части)
  • Истоковедение, том 1,2,3,8. Научно — методическое издание. Издательский дом Истоки, Москва, 2007 год
  • Учебное пособие «Истоки», 2,3,4 класс, А.В. Камкин, издание четвертое, Издательский дом Истоки, Москва, 2007 год
  • Рабочие тетради (2 части)
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Предмет «Истоки» в школах оказался необязательным

  • Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
  • Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников — явлений отечественной и духовной культуры;
  • Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;
  • Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;
  • Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге.

Без лица: учитель школы рассказывает правду о работе

В содержательном плане в тренинги заложена информация позитивного характера, то, что будет прочувствовано, запомнится на долго, станет личностно значимым, проявится в конкретной ситуации.

Основными видами тренингов являются ресурсный круг, работа в паре и работа в четверке.

Если в центре внимания учителя и учеников во 2 классе являлись ценности внешнего окружающего мира, а в 3-м классе-ценности внутреннего, духовного мира человека, то курс «Истоки-4» класса глубоко изучает традиции, благодаря которым эти ценности сохраняются и передаются из поколения в поколение. И не только изучает, но и посредством активных форм старается, чтобы учащиеся вместе с учителем и родителями (семьей) пропуская через свой личный опыт, осознавая и переосмысливая механизм сохранения социокультурных ценностей российской цивилизации, смогли почувствовать себя крепким звеном в цепи многих поколений русского народа; научились бережно хранить и передавать свой опыт следующим поколениям.

  • Осмысление и конкретизация духовно-нравственных категорий, предусмотренных программой;
  • Развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;
  • Воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);
  • Социокультурное развитие группы
  • Выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: «Кто я? Кто мы?» (формирование целостной идентичности личности)

Эти задачи исходят из стремления ответить на волнующий вопрос: как соединить научение ума с воспитанием души и возрастанием духа школьника.

В основе концепции преподавания Истоков лежит идея активного воспитания — одна из ведущих в социокультурном системном подходе. Средством реализации этой идеи на практике являются активные формы обучения — социокультурные тренинги. Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.

  • развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
  • осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Активные формы обучения (социокультурные тренинги) — это интенсивное или высокоинтенсивное обучение, осуществляемое по определенным технологиям. Тренинг является важной составляющей частью урока.

В ИСТОКОВЕДЕНИИ особое значение имеет системная разработка активных форм. Тренинг логически вписывается в ход урока, включая в активную деятельность всех учащихся.

Каждый тренинг заканчивается переосмыслением социокультурных категорий, происходит переоценка прожитого ребенком, изменяется его восприятие, мышление, чувствование, появляется новый социокультурный опыт. Таким образом происходят социокультурные изменения личности. Эти изменения учитель фиксирует и учитывает в дальнейшем развитии.

Читайте также:
Как пользоваться программой video downloadhelper

Участвуя в тренингах и упражнениях, ребята закрепляют осваиваемые знания на уровне технологий, включают их в свой жизненный опыт, формируют целостную систему ценностей. Они становятся активными участниками событий, воспринимают информацию «изнутри», что позволяет переоценить личный опыт, получить новое видение.

Дети осваивают коммуникативные навыки, учатся правильно общаться друг с другом, приобретают управленческие умения, развивают стратегическое мышление, ресурс успеха.

Каждый тренинг выводит ребенка на новый уровень по пяти аспектам качества образования:

  • Коммуникативный — развитие способности эффективного общения;
  • Управленческий — развитие управленческих способностей;
  • Психологический — формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
  • Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.

Планируемые результаты освоения основной образовательной

  • овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно — нравственных ценностей и категорий;
  • приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие управленческих способностей;
  • наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
  • развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
  • создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Учебный план и место в учебном плане предмета «Истоки».

Похожие:

Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 icon Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах.
«Истоки» в 7 классе отводится 9 час (0,25часа в неделю)(надомное обучение). Тематическое планирование составлено в соответствии с.
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 icon
Программа для начальной школы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин
Предполагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина.
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 icon Урока истоки Пояснительная записка Учебник
Учебник: -камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 icon
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах.
Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. М.: Издательский дом «Истоки», 2010
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 icon
Рабочая программа для 2-4 классов по истокам Составитель: учитель.
Вологодской области для обучающихся начальных классов. Авторами курса «Истоки» являются И. А. Кузьмин, профессор Российской Академии.
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 icon Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах.
Учебник: -камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 icon Братья меньшие
.
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 icon Методическая разработка: Курс «Истоки»
«Истоковедение», как междисциплинарное, интегрирующее направление в образовании нацелено на гармоничное развитие личности участников.
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 icon
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах.
Истокам И. А. Кузьмина, А. В. Камкина «Истоковедение» том 1 : Москва, Издательский дом «Истоки», 2010, соотнесёной с требованиями.
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 icon
Сайты для учителей начальной школы
Образовательная среда начальной школы: информатика, математика, музыка, развитие речи и естествознание
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 icon Неделя начальной школы сроки проведения: 28 января-2 февраля 2013.
Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 icon Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах.
Истоки», Москва, 2007 г.). Они, в основном, не расходятся с предложенным О. А. Бандяк тематическим планированием «Истоковедение».
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 icon
Пояснительная записка с 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки»
С 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки». Одной из форм итоговой аттестации выпускников основной школы может быть.
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 icon Пояснительная записка с 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки»
С 2005 г в Костромской области изучается предмет «Истоки». Одной из форм итоговой аттестации выпускников основной школы может быть.
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 icon
Г. Санкт-Петербурга программа преемственности начальной школы и основной школы
Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации.
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы/ Истоковедение. Т. 1 icon Пояснительная записка к расписанию уроков. Расписание для учащихся начальной школы составлен
Расписание для учащихся начальной школы составлено на основании учебного школьного плана

Источник: 100-bal.ru

Предмет истоки что включает программа предмета

Курс пропедевтики «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» направлен на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Содержательной основой программы является система понятий и категорий, представленных в курсе «Истоки» для начальной школы (авторы: профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин).

3-4 года. Слово, Образ, Книга

4-5 лет. Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души

5-6 лет. Вера, Надежда, Любовь, Мудрость

6-7 лет. Традиции Слова, Образа, дела и праздника

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОКИ»
(категории и ценности курса)

В центре учебного курса — УНИВЕРСАЛИИ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Задача учебного курса «Истоки» — дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные ценности школьников.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

1 класс. Азбука Истоков «Золотое сердечко». Приводит учащихся к пониманию таких важнейших категорий отечественной культуры, как Слово, Образ и Книга. Дети получают знания о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).

Читайте также:
Как встроить интерпретатор в свою программу

2 класс. Вводит младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации: «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души».

3 класс. Призван подвести учащихся к истокам духовности, морали, нравственности и этики, которые традиционно присущи российской цивилизации.

4 класс. Знакомит учащихся с истоками традиций в нашей культуре (Традиции Слова, Образа, дела и праздника) как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

5 класс. Память и мудрость Отечества. Знакомит учащихся с семью выдающимися памятниками отечественной культуры и образа жизни.

6 класс. Слово и Образ России. Осваиваются «код» пространства и «ритмы» времени, как важнейшие цивилизационные ценности, открывается образ времени, смысл жизненных ритмов общества и человека.

7 класс. Истоки дела и подвига. Представлены традиции, смыслы и духовно-нравственные основы ведущих видов деятельности: крестьянского и ремесленного труда, купечества и предпринимательства, государственного, воинского и духовного служения.

9 класс. В поисках Истины. Представлены различные пути к ИСТИНЕ, которыми веками шел человек в нашем Отечестве.

10 класс. Служение Отечеству. Осмысливается значение служения Отечеству в многовековой истории России, определяется собственное воззрение на служение Отечеству.

11 класс. Отечественные традиции. Осмысливаются ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ в разные периоды развития социокультурного пространства России, определяются главные жизненные ориентиры на основе отечественных традиций.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ «ВОСПИТАНИЕ НА СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ»

Содержательным стержнем программы является система категорий и понятий, изучаемых в курсе «Истоки» .

Задача программы «Воспитание на социокультурном опыте» — помочь учащимся соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, другими словами, выбрать то, что они считают самым важным для своей семьи и для себя в определенном программой контексте и запечатлеть свои жизненные ориентиры, переживания, опыт на страницах Первой книги.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

1 класс. Присоединение учащихся и их семьи через совместную деятельность к единым духовно-нравственным и социокультурным ценностям.

2 класс. Развитие чувства ответственности за благополучие семьи, за продолжение рода, чувства любви к родному очагу и родной природе.

3 класс. Развитие внутренних ресурсов человека, развитие духовно-нравственной основы личности.

4 класс. Позволяет переосмыслить и закрепить социокультурный опыт, накопленный в начальной школе, развить мотивацию к совершенствованию личности.

Источник: www.istoky-co.ru

Несколько родителей в Вологде отстояли право детей не изучать «Истоки»

Пока в школах Вологды детям продолжают незаконно навязывать «Истоки», некоторые родители, прочитав публикации Newsvo на эту тему, решили взять инициативу в свои руки и отстоять право своих детей на необязательное изучение этого предмета. Из-за того, что неравнодушных к нарушению прав детей мало, на это понадобилось много времени, однако родители добились соблюдения закона. Newsvo рассказывает, как это было.

Несмотря на то, что в июле этого года в департаменте образования области родителям ответили, что в 1-8 классах «Истоки» могут изучаться только с их согласия, в школах Вологды и области продолжают ставить этот предмет в расписание без учета мнения родителей.

Так, родители учеников школы №13 в Вологде, изучив в августе учебные планы на 2018/2019 год на сайте школы, с удивлением обнаружили, что «Истоки» находятся в списке предметов, которые должны выбирать родители, однако альтернативы им не предлагается. И это после того, как была направлена жалоба в департамент образования и там ответили, что «Истоки» могут изучаться только по выбору.

Скриншоты сайта школы № 17 в Вологде, сделанные родителями в августе.

По словам одной из мам, в школе это мотивировали тем, что у них нет других учебников. Более того, Ирине сказали, что ни о каком письме департамента образования они не слышали.

— Просили меня скинуть им скан. Планы учебные не подписанные, датируются 31.08.2018г., — рассказала Ирина Сычева. Ее сын учится в 5 классе.

При этом родителям выдали для подписи согласие, в котором уже стояли «Истоки», а альтернативы этому предмету не предлагалось.

Ирина – одна из мам, кто защитил право ребенка на добровольное изучение «Истоков». Она обратилась к директору, и ее сыну предложили вместо «Истоков» изучение культуры народов России в проектной деятельности (3 проекта) во втором полугодии. В итоге учебник по «Истокам» в школе забрали назад, а вот деньги за купленные рабочие тетради уже не вернуть, при том что они должны закупаться школой за бюджетный счет.

Наталье, чей ребенок учится в 13-й школе в 4 классе, тоже удалось отстоять его права. В их классе родителей тоже не спрашивали согласия на изучение «Истоков», хотя обязаны были это сделать. В первый школьный день детям выдали учебники.

— Я посмотрела темы, и на следующий день сын отнес его обратно с моей запиской, что посещать урок не будет. Когда в прошлый четверг «Истоки» были поставлены третьим уроком, я написала записку классному руководителю, что заберу сына на это время из школы. Придя в школу, позвонила сыну, он передал трубку завучу, которая ведет этот урок, и та без проблем отпустила сына со мной, – рассказывает Наталья.

Родителям в 4 классе тоже выдали для подписи согласия, оформленные с нарушением – там нельзя было отказаться от «Истоков».

— 11 сентября было род. собрание, где выдали согласия на обучение ребенка по Учебному плану, который родители в глаза не видели. Все присутствующие, не вникая, подписали их. Перед собранием завуч предложила мне написать заявление у директора об отказе посещать «Истоки», вместо этого предмета написать 2 проекта за год на духовно-нравственную тему.

Страницы рабочей тетради по «Истокам» (4 класс).

Читайте также:
Напиши в интеллект карте примеры названий программ с которыми ты работаешь или программ

Активные мамы и папы нашлись и в школе № 17. По словам Светланы, «Истоки» в 4 классе отменили после обращения кого-то из родителей. Свою позицию она аргументирует тем, что некоторые задания в учебниках и тетрадях по «Истокам» предназначены исключительно для детей из православных семей. На это обращала внимание и череповчанка Евгения Федоркова, дочь которой отказалась посещать этот предмет.

Например, в рабочей тетради для 8 класса есть тема. «Образы Божественного мира» (ред. — орфография сохранена), где в качестве одной из воспитательных задач урока значится «помогать постигать глубину духовного содержания иконы».

— Наш опыт изучения курса «Истоки» во втором и третьем классах лично меня убедил в том, что моему ребенку этот предмет не нужен. Я с уважением отношусь к А.В. Камкину, у меня остались прекрасные впечатления о нем как о преподавателе, но с тем, как подается в «Истоках» тема православия и народных традиций, я не согласна.

Сторонники преподавания «Истоков» часто подчеркивают культурологическую направленность этого предмета, но на самом деле выполнить многие задания, находясь вне церковной «системы координат», невозможно. Убеждена, что вопрос о том, воспитывать или нет ребенка в русле церковной традиции, должен решаться только в семье, а для религиозного просвещения существуют воскресные школы (и, кстати, священник в любом случае более компетентен в этих вопросах, чем школьный учитель). Вызывает сомнения и познавательная ценность многих разделов курса, а общий тон текстов учебников и рабочих тетрадей оставляет ощущение неискренности и приторности, — говорит Светлана.

Светлана решила отказаться от изучения этого предмета в индивидуальном порядке, но делать этого не пришлось – благодаря активности некоторых родителей решение отменить «Истоки» в начальных классах было принято на уровне школы.

— Хочу выразить благодарность инициативной группе, поднявшей вопрос об отказе от обязательного изучения «Истоков» в школе. Люди проделали огромную работу, проанализировав документы, направив запросы во все возможные инстанции и организовав сбор подписей. Благодаря их усилиям родители школьников получили возможность критически отнестись к преподаванию этого предмета. Руководство школы тоже хочется поблагодарить за понимание.

Страницы рабочих тетрадей «Истоки». В 3 классе детей просят определить, что «наполняет каплю райской радости», а в 4 классе рассказывают о путях, которые «ведут человека к спасению».

Судя по отзывам родителей, другие школы в Вологде и области также продолжать нарушать законодательство, навязывая «Истоки» как обязательный предмет.

— Сегодня ребёнок «обрадовал», пришел из школы, а в дневнике, на понедельник — ИСТОКИ. согласия никто не брал, взяли и поставили. нет слов. — написал Дмитрий Великанов, папа учащегося 2-го класса в школе № 30. — Мы в конце года (в мае) сдавали деньги на тетрадки, но про «Истоки» ни слова не было сказано.

Дмитрию тоже удалось добиться отмены этого предмета после разговора с директором.

— Ребенка освободили от «Истоков», скорее всего, будет индивидуальный план учебы, проектирование или что-то в этом роде, из родителей класса пока я один письменно отказался, 30 детей продолжат изучать «Истоки». Директор отнёсся с пониманием, никаких уговоров и прочих «бяк», согласилась с моей позицией. Такое ощущение, что школы и хотели бы избавиться от «Истоков», но чиновники не дают.

Нам предложили на выбор: литературное краеведение, истоки и родной край. Мы выбрали литературное краеведение (литература вологодских писателей).

Предположения Дмитрия подтверждает происходящее в Вологодском районе. По словам одной из мам, директоров школ просят включать «Истоки» в учебную программу.

— В нашем районе начальник управления образования дала устное распоряжение всем руководителям школ района о включении именно предмета «Истоки». Иначе – увольнение, – говорит Ольга.

В Вологодском районе, как и в областной столице, соблюдения закона удалось добиться тем, кто за это боролся:

— Мы уже написали письмо в прокуратуру. «Истоки» сняли как обязательный предмет в 5 — 6 классах, оставили кружком. А в 8-9 классах родителям будут предоставлены на выбор «Основы духовно-нравственной культуры народов России» или «Истоки», — рассказала Ольга.

Добавим, что в группе родителей, которые объединились, чтобы отстоять права детей, есть образец заявления директору, которое нужно заполнить, чтобы отказаться от изучения «Истоков». Согласно законодательству, родители имеют право выбрать вместо него другой предмет.

— Если вы не будете задавать вопросы администрации ваших школ, вам так и продолжат навязывать этот предмет вместо того, что действительно нужно вашим детям. Под лежачий камень вода не течет, — уверена Ирина Сычева.

Источник: newsvo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru