Предисловие к роману портрет дориана грея как эстетическая программа

Эстетизм отчетливо представлен в Англии в деятельности художников и литераторов, входящих в «Братство прерафаэлитов» (1848— 1853), в творчестве О.Уайльда. Прерафаэлиты ориентировались на живописцев раннего Возрождения, творивших до Рафаэля, а также на художников-назорейцев (Ф. Овербек и др.).

Религиозный дух этих живописцев противопоставлялся индивидуализму титанов Ренессанса. Теоретиками эстетизма были Джон Рескин и Уолтер Пейтер. Эстетизм утверждал концепцию «чистого искусства», противостоящего плоскому прагматизму буржуазности и викторианства. Одним из самых ярких представителей эстетизма был Оскар Уайльд. В эссе и трактатах («Упадок лжи», «Кисть, перо и отрава» и др.) он утверждал: искусство выше жизни, писательская фантазия, вымысел, «ложь» торжествуют над унылой и бескрылой реальностью.

В творческом наследии Уайльда «Портрет Дориана Грея» – единственное крупное произведение художественной прозы. Сам автор не дал ему жанрового определения. Его называют романом, однако его можно назвать и повестью, и даже «драмой в прозе». «Портрет Дориана Грея» лишен четкой жанровой определенности, потому и возникают уточняющие характеристики: роман-аллегория, роман-символ, роман-миф. Каждому из этих определений в тексте романа можно в той или иной мере подыскать обоснование.

Тайные смыслы «Портрета Дориана Грея»

Сюжет романа основан на традиционном мотиве сделки с дьяволом и участии магического предмета в роковой судьбе героя, хотя непосредственно герой и не продавал свою душу, это его желание, его мысль стала роковой реальностью.

Парадоксы буквально пронизывают весь роман. Первый и основной парадокс встречается в предисловии к роману. В предисловии писатель утверждает, что “искусство совершенно бесполезно” и “искусство не отражает жизни”. Уайльд принадлежал к такому художественному направлению, как эстетизм, и использовал романтический творческий метод. В стремлении писателя утвердить мысль о превосходстве искусства над жизнью проявляется романтическая абсолютизация творчества и его независимости.

В эстетизме Уайльда положения романтической теории приобретают полемическую заострённость, выражаются в форме парадокса. Именно так звучит положение писателя: “Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги или хорошо написанные, или написанные плохо. Вот и всё”. Своё понимание безнравственности искусства Уайльд вложил в уста лорда Генри, который является провозвестником идей самого писателя: “Так называемые «безнравственные» книги — это те, которые показывают миру его пороки, вот и всё”.

Поскольку искусство выше жизни, оно не может рассматриваться с точки зрения человеческой морали. Но это вовсе не значит, что писатель утверждает “безнравственное искусство”. Своим полемическим утверждением Уайльд подчёркивает, что искусство не может быть безнравственным. “Хорошо написанная книга” как произведение искусства всегда будет заключать урок человеку, потому что написана с позиций идеала и по законам красоты, которой чуждо всё безнравственное. “Плохо написанная книга” не является произведением искусства и не заслуживает внимания независимо от того, содержит она мораль или нет. Для художника высшим критерием является красота.

Портрет Дориана Грея. Оскар Уайльд лекция. Дориан Грей кратко. Александр Пустовит

Не прозвучавшая отчетливо в предисловии, но очень важная мысль о том, что деградация искусства впрямую связана с упадком высокого искусства лжи, иллюстрируется и доказывается в романе эволюцией актрисы Сибиллы Вейн. Не ведавшая, что такое любовь, девушка прекрасно фантазировала на сцене, лгала, с успехом играя роли многих шекспировских героинь. Узнав истинное чувство, полюбив Дориана, она переживает резкий «упадок искусства лжи», в результате чего с ней как с актрисой происходит трагическая метаморфоза: она начинает играть из рук вон плохо. Она произносит еретические слова о том, что искусство – только бледное отражение подлинной любви, и Дориан жестоко оскорбляет ее: «Без вашего искусства вы – ничто!»

В отчаянии она, как Гретхен из «Фауста», отравляет себя. И даже ее смерть трактуется в эстетическом ключе – вначале лордом Генри, а затем и самим Дорианом. Лорд Генри находит, что она сыграла свою последнюю роль, которая представляется ему «необычайным и мрачным отрывком из какой-нибудь трагедии семнадцатого века».

Он говорит: «Эта девушка, в сущности, не жила – и, значит, не умерла». Дориан соглашается и с такой же легкостью заявляет: «Она снова перешла из жизни в сферы искусства». Последующее гедонистическое истолкование судьбы несчастной молодой актрисы содержится в пространном монологе лорда Генри Уоттона из восьмой главы романа – истолкование, возвращающее Дориану душевное равновесие и стабильное безразличие к окружающим людям.

Вместе с тем финал романа может иметь и несколько иное истолкование. Мертвый человек, лежащий на полу, опознан его слугами лишь по кольцам на руках: «лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее». Сам облик мертвого Дориана антиэстетичен, а это обстоятельство позволяет даже в системе ценностей эстетизма прочитать наказание, понесенное за свои преступления.

Нарушая неписаные законы нравственности, Дориан, исповедующий идеи нового гедонизма, нарушает и законы писанные. Впрочем, несовершенство этих законов, как и всего английского общественного организма, хоть и не является предметом художественного анализа в романе, но в то же время не укрывается от взгляда его создателя. Таким образом, несмотря на постулаты автора, порок и добродетель отнюдь не предстают исключительно как «материал для творчества». Как это часто бывает в отношениях искусства с нормативной эстетикой, Уайльд подчас непроизвольно противоречит собственным теоретическим декларациям и в художественной практике выходит за установленные им же самим рамки.

Читайте также:
Как в программе 1с закрыть 90 счет

В романе портрет как произведение искусства как будто отражает самое жизнь – жизнь Дориана Грея. Однако же, кроме Дориана, никто изменяющегося портрета не видит, а посему можно сказать, что портрет одномоментно отражает лишь того, кто в данную минуту «в него смотрится», то есть героя.

Сам Оскар Уайльд писал, что рассказанная им история является ярким примером того, что «всякая чрезмерность, как в том, что человек приемлет, так и в том, от чего он отказывается, несет в себе наказание». Однако мораль книги выходит за рамки, обозначенные авторской характеристикой, так как в ней отражены существенные черты умонастроения эстетско-декадантской среды. Эта книга дает возможность судить о «культе красоты».

Дориан Грей — («кем автор хотел быть в другие времена»)

Базел (художник) – («как автор себя представляет»)

Лорд Генри Уоттон – («как автора видело общество»), «Принц парадокс»

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник: students-library.com

Вопрос. Эстетическая теория О. Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея»

Вождем эстетизма после смерти У. Пейтера становится Оскар уайльд (1854—1900). Вслед за своим учителем О. Уайльд развивает философию искусства. По его мнению, объектом искусства должна быть не реальность, а воображение, фантазия, т.е. нечто нереальное, волшебное, не подчиненное никаким прагматическим целям. О. Уайльд протестовал против стремления писателей воспроизводить в художественном произведении современную действительность, поскольку она уродлива и непоэтична.

В романе «Портрет Дориана Грея» органически объединены основные эстетические положения теории искусства Оскара Уайльда (предисловие к роману) и их художественная реализация (сам роман).

В предисловии писатель утверждает, что “искусство совершенно бесполезно” и “искусство не отражает жизни”. Уайльд принадлежал, как уже говорилось, к такому художественному направлению, как эстетизм, и использовал романтический творческий метод.

В стремлении писателя утвердить мысль о превосходстве искусства над жизнью проявляется романтическая абсолютизация творчества и его независимости. В эстетизме Уайльда положения романтической теории приобретают полемическую заострённость, выражаются в форме парадокса. Именно так звучит положение писателя: “Нет книг нравственных или безнравственных.

Есть книги или хорошо написанные, или написанные плохо. Вот и всё”. Своё понимание безнравственности искусства Уайльд вложил в уста лорда Генри, который является провозвестником идей самого писателя: “Так называемые «безнравственные» книги — это те, которые показывают миру его пороки, вот и всё”.

Поскольку искусство выше жизни, оно не может рассматриваться с точки зрения человеческой морали. Но это вовсе не значит, что писатель утверждает “безнравственное искусство”. Своим полемическим утверждением Уайльд подчёркивает, что искусство не может быть безнравственным. “Хорошо написанная книга” как произведение искусства всегда будет заключать урок человеку, потому что написана с позиций идеала и по законам красоты, которой чуждо всё безнравственное. “Плохо написанная книга” не является произведением искусства и не заслуживает внимания независимо от того, содержит она мораль или нет. Для художника высшим критерием является красота.

И наконец, самый известный парадокс: “Искусство совершенно бесполезно”. С точки зрения эстетической теории Оскара Уайльда иного не может быть. Понять произведение искусства может лишь человек, тонко чувствующий прекрасное, а для него моральный урок не нужен, ибо он сам живёт по законам красоты (например, лорд Генри). Для других же такое искусство будет недоступным: “Искусство — это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь”.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Эстетизм в романе «Портрет Дориана Грея»

«Портрет Дориана Грея» исследователи называют одним из самых загадочных произведений Оскара Уайльда. Все — от истории его создания до ведущей идеи, которую автор воплотил в своих образах, — вызвало недоумение современников и споры исследователей. Однако роман этот справедливо считают яркой вехой декадентской эпохи.

Известно, что О. Уайльд написал «Портрет Дориана Грея» по заказу одного американского журнала. Написал в рекордно короткий срок — чуть больше чем за две недели, потому что заключил пари, что способен создать роман именно в такой срок. В июле 1890 роман опубликовали в американском журнале «Липпинкотс Мансли Мэгазин».

Читайте также:
Какие есть программы для печати чеков

Журнальная публикация «Портрета Дориана Грея» имела широкий резонанс, и писатель решил выдать произведение отдельным изданием, доработав отдельные главы, чтобы сделать произведение «весомее», то есть большим по объему, потому что в английской литературе того времени сложились определенные традиции романа. Именно для этого отдельного издания О. Уайльд написал и известное «Предисловие», состоящий из 25 афоризмов. В афоризмах в парадоксальной форме была изложена эстетическая теория О. Уайльда. В апреле 1991, приобретя новый вид, роман вышел отдельной книгой.

Своеобразие жанра романа

По формальным признакам «Портрет Дориана Грея» — «роман-воспитание». Ведь О. Уайльд излагает историю Дориана Грея, который «выстраивает» свою жизнь, воплощая определенные идеи. Но фактически «Портрет Дориана Грея» — моральная притча о молодом человеке, который относится к жизни как к эксперименту и пренебрегает общечеловеческими нормами морали. Это помогает осознать композиция произведения, которая выстроена по законам притчи.

В начале романа Дориан Грей, осознав свою красоту благодаря портрету, выражает эгоистическое желание. Основная часть романа посвящена описанию различных стадий этого эксперимента. Эгоизм Дориана, его желание наслаждаться жизнью, отказ нести любую ответственность за собственные поступки превращают его в безжалостного убийцу.

В изображении деградации героя автор прибегает к приемов притчи: трижды Дориан имеет возможность покаяться и изменить свою жизнь, но он не делает этого. Сначала неспособность Дориан любить человека, а не прекрасное представление о ней, приводят к гибели Сибилы Вэйн. Однако он не берет на себя ответственность за смерть и не раскаивается.

Более того, Дориан уверен, что Сибила — эгоистка и намеренно покончила с собой, чтобы нанести ему вред. Когда приходит время отвечать за эти и другие грехи, он перекладывает всю ответственность на Бэзила, который открыл в портрете красоту Дориана, и в отчаянии убивает художника.

Однако он не чувствует ни отчаяния, ни раскаяния, когда заставляет Алана Кэмпбелла растворить тело в азотной кислоте. Известие о самоубийстве Алана воспринимает безразлично. А смерть брата Сибилы Вэйн хотя бы ненадолго приноси ему вожделенный покой. Но в конце романа Дориану Грею все под силу видеть отраженные на портрете последствия собственного эксперимента с жизнью.

Именно портрет обвиняет Дориана, и в приступе ярости герой бросается на свое изображение с ножом. На самом деле, он убивает себя: к лицу возвращается его красота и совершенство, а Дориан из молодого красавца превращается в гадкого старика. Вывод этой книги О. Уайльд сформулировал в одном из своих эссе: «безнаказанно убить совесть нельзя».

Особенности эстетизма в романе «Портрет Дориана Грея»

Произведение О. Уайльда следует рассматривать как яркую демонстрацию эстетизма писателя, определил и его жизненное кредо, и творческую манеру. Художественные произведения «апостола эстетизма» — человека парадоксального мироощущение, парадоксального образа жизни, парадоксальных суждений — свидетельствуют о том, что и эстетизм их автора не лишен парадоксальности.

Без учета этого нельзя надеяться на правильное понимание романа. Подчеркивая мнение, что искусство выше жизни, показывая на протяжении всего романа преимущество искусства над жизнью, в финале автор доказывает, что судьба человека определяет не вымышленная, а реальная жизнь. Этика, нравственные критерии оценки образа жизни Дориана Грея берут верх над эстетикой. Уайльд вступает в борьбу с собственным эстетизмом.

Главный тезис эстетики Уайльда «Искусство выше жизни». Это суждение порождает целый ряд противопоставлений, которыми переполнен роман: эстетика — этика, искусство — мораль, искусство — природа, прекрасное — нравственное и тому подобное. Это обуславливает контрастность композиции романа. Глубоким контраст между жизнью и искусством.

Все новое и привлекательное автор связывает с искусством, а все уродливое — с жизнью. В соответствии со своим эстетизма предпочитает искусству. Роман начинается с противопоставления жизни искусству. Генри Уоттон и Бэзил Голуорд говорят о портрет Дориана Грея. Художник не хочет демонстрировать это произведение публике, потому что вложил в полотно слишком много души.

Излагая свой взгляд на искусство, он подчеркивает: «Художник должен творить прекрасное, но не должен в него ничего вкладывать из своей собственной жизни. В наше время люди толкуют искусство как разновидность автобиографии. Мы потеряли абстрактное чувство красоты». Уайльд был проповедником именно такого чувства красоты. Но всем романом писатель доказывает, что красота, не совмещенная с нравственностью, превращается в свою противоположность, становится уродливой.

Реальный человек вдохновил Голуорда на создание шедевра, и судьба прекрасного творения определяться реальной жизнью Дориана Грея. Фабула парадоксальная. Но это один из самых блестящих парадоксов большого эстета, что помогает наглядно увидеть ужасное уродство образа жизни героя, грязь, в которой он тонет, бездонную пропасть, в которую он летит. Изменения на портрете происходят постепенно.

Читайте также:
Как составить программу эксперимента

Сначала едва заметны. Впоследствии — все ярче и ярче. Дориан Грей, который в начале романа еще способен переживать по поводу ссоры с Сибилой, решил даже жениться на ней, чтобы загладить свою вину, постепенно морально пал настолько, что стал настоящим преступником, но никаких угрызений совести уже не испытывал. Единственным чувством, которое руководило поступками Дориана всю жизнь, был эгоизм.

Свой жизненный путь Дориан Грей определил сам. Его спутниками и в начале, и в конце жизненного пути были эгоизм, лицемерие, жажда наслаждений, равнодушие к другим людям. Пораженный изменениями, произошедшими на портрете за годы его жизни, герой мысленно будто стремится измениться.

Но портрет не оставляет ему надежды, утверждая, что в основе этого стремления — лишь лицемерие: «Он думал о Гетти Мертон. Да ведь этот портрет, якобы зеркало его души, — он лжет! Тщеславие? Любопытство? Лицемерие? Неужели ничего другого не было в его самоотречении?

Нет, неправда, там было что-то другое, что-то больше. Так он думал. Но — кто может сказать?

Нет! Ничего другого там не было. Только из тщеславия он пощадил ее. С лицемерием натянул маску добродетели».

Авторитетом для него стал не честный, человечный, трудолюбивый Бэзил, а лорд Генри — человек, теории которой Грей воплощал в жизнь. Он прислушался к Уоттону именно потому, что философия последнего оправдывает его собственные страсти, желания и поведение. Найти алиби — самый легкий, но очень опасный путь.

Образ портрета является символическим — он олицетворяет сокровенные страсти и желания героя, его сознание, его отношение к людям, в конце концов — его совесть, запятнанную кровью. Расплата пришла в реальной жизни, к реальному человеку. Но этот человек не имел ничего общего с портретом. Произведение искусства сохранило свою красоту.

Можно вспомнить тезис Уайльда: искусство выше жизни. Оно нетленное и относится к тем вечным ценностям, которые сохраняют человека в человеке.

В то же время писатель противоречит другому тезису своего эстетизма: «Всякое искусство аморально» Обратимся к разделу VIII. Дориан узнал о смерти Сибилы. Дориан перестал чувствовать свою вину. Известие о смерти Сибилы ошеломило, но не стало поводом для страданий. Это событие даже привлекло юношу своим сходством с трагедей,которую разыгрывали на сцене, своей романтичностью.

Сделанным выбором герой окончательно отрекся от тех нравственных норм, которые устанавливают нормальные отношения между людьми. Неслучайно раздел заканчивается фразой: «Часом позже он был уже в опере, и в ложе за ним сзади сидел лорд Генри, опираясь ему на кресло».

Создавая «чисто декоративный роман», «апостол эстетизма» Уайльд выступил как моралист, оценивая поведение действующих лиц. Описывая Дориана Грея, писатель обратился к крайностям: образ его жизни не просто аморальный — он преступный! Анализируя роман можно определить величайший грех Дориана Грея — его слабость. Слабость духа, слабость души перед словом, перед чувством..

Мы видим, как душа его легко поддается словам лорда Генри о красоте, о том, что он само совершенство: «Ведь перед вами замечательная юность — это единственная вещь в мире, стоит иметь. Красота есть проявление Гения — даже выше за Гения. Красота — это одна из великих истин мира, как солнечный свет, как весенняя пора. Красота чудом из чудес».

А это породило гордость, гордость привела к обожествлению самого себя. Разве на свете мало красивых, необычных людей, но они не считают себя над людьми. Руководствуясь теорией красоты, Дориан искал ее везде. Разве это соответствует представлению человека о прекрасном? Грей пресытился жизненными впечатлениями, для него нет ничего предосудительного, недостижимого.

Выводы по разделу

Так стало произведение О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» подтверждением эстетизма его автора? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Нужно попытаться понять «большого эстета», принять его во всей сложности, с ошибками и ложными суждениями, с гуманизмом и скептицизмом, благоговением перед красотой и безоговорочным неприятием грубости и цинизма реальной жизни.

Философский характер романа приближает его к величайшим произведений мировой литературы — «Фаусту» Гете, «Шагреневой коже» Бальзака. Проблемы, затронутые в романе, придают произведению универсального характера: жизнь и искусство; прекрасное и нравственное; счастье и наслаждение; эгоизм и преступление; проблема нравственного выбора; проблемы любви и дружбы.

Утверждая, что «Любое искусство не дает никакой пользы», Оскар Уайльд создал роман, в котором имеется «стремление к истине, правде, добру. » все то, что мы признаем разумным, справедливым, истинным, нравственным, прекрасным».

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 5686 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru