Правообладатель исключительного права на программу для эвм или базу данных

Законодательство Российской Федерации по интеллектуальным правам охватывает широкий круг самых разных объектов и устанавливает для них разные режимы правовой охраны. Для большинства объектов авторского права соблюдение формальностей для возникновения авторских прав не предусмотрено. В отношении объектов патентного права и некоторых других объектов интеллектуальной собственности регистрация интеллектуальных прав является необходимым условием их признания и охраны. Порядок такой регистрации определен в статье 1232 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей правообладатель обязан:

  • уведомлять соответствующие государственные органы об изменении сведений, которые были предоставлены в заявке на регистрацию, в том числе наименования или имени правообладателя;
  • регистрировать в соответствующих государственных органах факт отчуждения и залога исключительного права и предоставления права использования зарегистрированного объекта другому лицу, вне зависимости от того, было ли это осуществлено по договору или без договора (лицензионные договора на программы для ЭВМ и базы данных не регистрируются).

Регистрация интеллектуальной собственности может осуществляться также некоммерческими организациями. Правоустанавливающего значения такая регистрация не имеет, но полезна в случаях, когда необходимо доказать свои права на объект интеллектуальной собственности.

Споры, связанные с базами данных и программами для ЭВМ: как защитить свои права

Понятие регистрации интеллектуальной собственности и зачем она нужна

Законодательством РФ предусмотрена процедура государственной регистрации, которая заключается во внесении данных о регистрируемых объектах интеллектуальной собственности (ОИС) в специальные государственные реестры.

Для объектов патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы) и селекционных достижения регистрация является необходимым условием возникновения не только исключительных (имущественных) прав, но и личных неимущественных прав. На практике это значит, что без регистрации для этих объектов не может быть признано даже само авторство.

Для таких объектов авторского права как базы данных и компьютерные программы законодательство устанавливает менее жесткие требования, так как зарегистрировать право на интеллектуальную собственность можно по желанию автора или правообладателя, но эта процедура не является обязательной даже для осуществления исключительных прав.

Для всех остальных объектов авторского и смежных прав государственная регистрация не предусмотрена, а на практике ее заменяет депонирование или нотариальное заверение.

Зафиксируйте свое авторство
перед обнародованием
созданных вами произведений

Помимо вышесказанного, государственная регистрация позволяет проинформировать окружающих о праве собственности конкретных лиц на результат интеллектуальной деятельности, при необходимости получить нужную информацию о правообладателе, облегчает осуществление защиты этих объектов.

Объекты интеллектуальной собственности, подлежащие регистрации

В настоящий момент законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная регистрация объектов патентного права и средств индивидуализации, а также необязательная регистрация двух объектов авторского права.

Нужно ли регистрировать ПО, чтобы потом предоставлять лицензии на него?

В соответствии с видами этих объектов федеральными органами исполнительной власти ведется 10 государственных реестров, в которые вносится информация об ОИС после регистрации прав на интеллектуальную собственность:

  • изобретений;
  • полезных моделей;
  • промышленных образцов;
  • товарных знаков и знаков обслуживания;
  • наименований мест происхождения товаров;
  • общеизвестных товарных знаков;
  • топологий интегральных микросхем;
  • программ для ЭВМ;
  • баз данных;
  • селекционных достижений.

Первые девять ведутся федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности — Роспатентом, десятый — Министерством сельского хозяйства РФ.

Государственная регистрация интеллектуальной собственности объектов авторского права — баз данных и программ для ЭВМ — не является правоустанавливающей и в соответствии с ГК РФ добровольна. В судебных спорах она рассматривается лишь как одно из доказательств того, что владелец данного объекта — лицо, указанное в качестве правообладателя.

Кем осуществляется регистрация интеллектуальной собственности

Российские правообладатели могут зарегистрировать результаты интеллектуального труда в национальном, международном органе или органе другого государства, предоставляющем соответствующую услугу. Объекты патентного права можно зарегистрировать:

  • в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте);
  • Евразийском патентном ведомстве;
  • Европейском патентном ведомстве;
  • Системе PCT (только изобретения);
  • национальных патентных ведомствах всех государств, на территориях которых действует патентное право.

Узнать, как запатентовать интеллектуальную собственность в каждом из этих учреждений, можно на официальных сайтах ведомств, но в целом процедура проходит примерно одинаково и обязательно включает экспертизу объекта патентного права.

Средства индивидуализации можно зарегистрировать:

  • в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте);
  • Ведомстве по гармонизации на внутреннем рынке Европейского Союза;
  • Мадридской системе (только товарные знаки).

Заявку на регистрацию прав на селекционные достижения можно подать в Министерство сельского хозяйства РФ или в Международный союз по охране новых сортов растений.

Объекты авторского и смежного права можно зарегистрировать (задепонировать) в n’RIS — негосударственном учреждении, осуществляющем подтверждение авторства на любые результаты интеллектуальной деятельности с выдачей официального свидетельства. Международная регистрация авторских прав (в том числе прав на программы для ЭВМ) осуществляется в Бюро по авторским правам при Библиотеке Конгресса США.

Процедура регистрации интеллектуальной собственности

В самом простом случае регистрация прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется в Роспатенте. Для получения патента на изобретение в учреждение необходимо подать заявку, а также предоставить следующие документы:

  • информативное описание изобретения, из которого специалисту в данной области было бы понятно, что оно собой представляет;
  • формула изобретения, кратко, но полно характеризующая суть изобретения, представляющая его основные признаки, по которым будет определяться объем правовой охраны;
  • другие материалы, например, чертежи, которые необходимы для понимания сущности изобретения;
  • реферат, в котором должна содержаться краткая техническая информация, в том числе область применения изобретения и результат, который можно получить с его помощью.

Чтобы зарегистрировать интеллектуальную собственность, нужно оплатить государственную пошлину. Минимальный размер пошлины за формальную экспертизу изобретения составляет 3 300 рублей, сама экспертиза длится от 2 недель до 2 месяцев. Пошлина за экспертизу по существу составляет от 3 000 рублей и длится еще 2 месяца. Если по всем экспертизам получен положительный результат, заявителем оплачиваются пошлины за регистрацию изобретения и выдачу патента (по 3 000 рублей каждая).

Аналогичные требования предъявляются к оформлению прав на полезную модель и промышленный образец, в отношении этих результатов интеллектуальной деятельности тоже проводятся формальная экспертиза и экспертиза по существу. Установленные размеры государственных пошлин:

  • за формальную экспертизу — от 1 400 р. для полезной модели и от 1 700 р. для промышленного образца;
  • за экспертизу по существу — 2 500 р. для полезной модели и от 3 000 р. для промышленного образца;
  • за регистрацию — 3 000 р.;
  • за выдачу патента — 1 500 р.

Срок экспертизы по существу промышленного образца выше, чем для остальных объектов патентного права и составляет 12 месяцев.

Так как получить патент на интеллектуальную собственность довольно сложно и дорого, большое значение при принятии решения о патентовании обычно имеет коммерческая ценность объекта интеллектуальной собственности.

Требования Роспатента к процедуре регистрации объектов авторского права намного ниже: она происходит во многом аналогично депонированию и дает автору те же преимущества, подтверждает не само авторство, а только факт владения произведением на определенную дату с предоставлением соответствующего свидетельства. Для регистрации программы для ЭВМ или базы данных автор или правообладатель:

  • предоставляют в Роспатент заявление и материалы, позволяющие определенно идентифицировать регистрируемый объект интеллектуальной собственности, в том числе реферат;
  • оплачивают государственную пошлину в размере 3 000 р. для физических лиц и 4 500 р. для юридических лиц;
  • получают свидетельство о регистрации.
Читайте также:
Программа которая решает задачи по гармонии

Экспертиз по данным объектам не проводится.

Получите свидетельство о депонировании
программы ЭВМ или базы данных
от 990 рублей

Процедура регистрации товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара осуществляется в сходном порядке:

  • заявитель предоставляет в Роспатент заявление, заявляемое обозначение и его описание, список товаров (услуг), по отношению к которым будет использоваться средство индивидуализации, а также (только для наименования места происхождения товара) перечень особых свойств товара;
  • специалисты Роспатента проводят формальную экспертизу и экспертизу по существу. Для товарного знака пошлины составляют от 3 500 р. и 11 500 р., соответственно, для наименования места происхождения товара 2 700 р. и 10 800 р. (945 р. и 3 780 р. для малого бизнеса, ИП, государственных образовательных и научных организаций);
  • при положительном результате обеих экспертиз осуществляется регистрация средств индивидуализации и выдача свидетельств. Размеры пошлин составляют: 16 000 р. и 2 000 р. в общем случае и 5 600 р, когда средство индивидуализации регистрируется субъектом малого бизнеса, индивидуальным предпринимателем, государственной образовательной или научной организацией.

Сроки процедуры регистрации средств индивидуализации составляют 13 месяцев (1 месяц на формальную экспертизу и год на экспертизу по существу).

Источник: nris.ru

Статья 1262. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных

1. Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, государственной регистрации не подлежат. Лицо, подавшее заявку на государственную регистрацию (заявитель), несет ответственность за разглашение сведений о программах для ЭВМ и базах данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных. Заявка на регистрацию должна содержать:заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них;депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;абзац утратил силу с 1 октября 2014 года — Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.Правила оформления заявки на регистрацию устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
3. На основании заявки на регистрацию федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проверяет наличие необходимых документов и материалов, их соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи. При положительном результате проверки указанный федеральный орган вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ и в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированных программе для ЭВМ или базе данных в официальном бюллетене этого органа. По запросу указанного федерального органа либо по собственной инициативе автор или иной правообладатель вправе до момента государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных дополнять, уточнять и исправлять документы и материалы, содержащиеся в заявке на регистрацию. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

4. Порядок государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных, формы свидетельств о государственной регистрации, перечень указываемых в них сведений и перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

5. Переход исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных к другому лицу по договору или без договора подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

5.1. По заявлению правообладателя федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вносит изменения, относящиеся к сведениям о правообладателе и (или) об авторе программы для ЭВМ или базы данных, в том числе к наименованию или имени правообладателя, его месту нахождения или месту жительства, имени автора, адресу для переписки, а также изменения, связанные с исправлением очевидных и технических ошибок, в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных и свидетельство о государственной регистрации.Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности может вносить изменения в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных для исправления очевидных и технических ошибок по собственной инициативе или по просьбе любого лица, предварительно уведомив об этом правообладателя.Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения об изменениях записей в Реестре программ для ЭВМ или Реестре баз данных. (Пункт дополнительно включен с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ)
6. Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, считаются достоверными, поскольку не доказано иное. Ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений несет заявитель.

Комментарий к статье 1262 ГК РФ

1. В изъятие из общих положений, закрепленных в п. 4 ст. 1259 ГК, комментируемая статья предусматривает возможность регистрации программ для ЭВМ. Такая регистрация не является правопорождающей, действительность прав на программу для ЭВМ или момент их возникновения от нее не зависит, но регистрация дает правообладателю дополнительное средство обеспечения своих прав. В случае отказа автора от регистрации программы его права на программу никак ущемлены не будут.

В то же время регистрация программ для ЭВМ позволяет заинтересованному лицу убедиться, что право на такую программу не отчуждено третьему лицу (см. комментарий к п. 5 настоящей статьи).

2. Пункты 2 — 4 ст. 1262 устанавливают некоторые общие правила, касающиеся регистрации программ. Подробнее правила регистрации программ для ЭВМ определены в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявки на официальную регистрацию базы данных, утвержденных Приказом Роспатента от 25.02.2003 N 25 . Этим же Приказом утверждена форма заявления на официальную регистрацию программы для ЭВМ.

3. Факультативность регистрации программ для ЭВМ была принята в качестве одного из основных принципов еще при подготовке Закона о правовой охране программ для ЭВМ. Однако, несмотря на сохранение этого принципа в законодательстве, правовое значение регистрации менялось.

До 2002 г. была обязательной регистрация договора о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных, а регистрация лицензионных договоров осуществлялась по соглашению сторон. В 2002 г. регистрация любых договоров в отношении программ для ЭВМ и баз данных стала необязательной. С 1 января 2008 г. вновь установлена обязательность регистрации договоров об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных. Это дает приобретателю уверенность, что не существует неизвестного ему договора, по которому право на программу для ЭВМ было отчуждено другому лицу.

Читайте также:
Как устанавливаются программы в разных операционных системах

Другой комментарий к статье 1262 ГК РФ

Комментируемая статья предусматривает и регламентирует государственную регистрацию программ для ЭВМ и баз данных. На возможность такой регистрации, осуществляемой по желанию правообладателя, указано в ч. 1 п. 4 ст. 1259 комментируемой главы. Подобная регламентация содержалась в ст. 13 «Право на регистрацию» Закона 1992 г. о программах для ЭВМ, но положения этой статьи претерпели изменения, о чем подробнее сказано ниже.

В части 1 п. 1 комментируемой статьи предусмотрена возможность регистрации программы для ЭВМ или базы данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатенте. Такая регистрация осуществляется правообладателем по своему желанию в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных. Возможность такой регистрации в течение срока действия авторского права ранее предусматривалась в п. 1 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 177-ФЗ).

Часть 2 п. 1 комментируемой статьи, воспроизводя соответствующее положение п. 1 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ, исключает возможность государственной регистрации программ для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» , в том числе: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне .

В части 2 п. 1 комментируемой статьи также непосредственно предусмотрено, что лицо, подавшее заявку на государственную регистрацию (заявитель), несет ответственность за разглашение сведений о программах для ЭВМ и базах данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с законодательством РФ. В этом отношении следует упомянуть, что за разглашение государственной тайны ст. 283 УК РФ установлена уголовная ответственность.

В положениях п. 2 комментируемой статьи установлены требования к заявке на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «заявка на регистрацию»):

часть 1 данного пункта предусматривает, что заявка на регистрацию должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных. Точно такое же требование содержалось в соответствующем положении п. 2 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ;

в части 2 данного пункта, воспроизводящей соответствующие положения п. 2 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ, установлены требования к содержанию заявки на регистрацию. Законом 2014 г. N 35-ФЗ признано утратившим силу положение рассматриваемой части, предусматривающее включение в заявку на регистрацию документа, подтверждающего уплату государственной пошлины или наличие оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины, либо для уменьшения ее размера, либо для отсрочки ее уплаты;

часть 3 данного пункта делегирует полномочие по установлению Правил оформления заявки на регистрацию федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России (см. комментарий к ст. 1246). Данный вопрос урегулирован Правилами оформления заявки (документов и материалов), представляемой на регистрацию, являющимися приложением N 5 к Регламенту, который утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 324 на основании п. 4 комментируемой статьи (см. ниже).

Норма, подобная той, которая вошла в ч. 3 п. 2 комментируемой статьи, содержалась в соответствующем положении п. 2 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ. В условиях действия данного Закона соответствующим актом являлся Приказ Роспатента от 25 февраля 2003 г. N 25 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявки на официальную регистрацию базы данных» .

В части 1 п. 3 комментируемой статьи регламентированы действия Роспатента, осуществляемые им на основании заявки на регистрацию: Роспатент проверяет наличие необходимых документов и материалов, их соответствие требованиям, предусмотренным п. 2 данной статьи; при положительном результате проверки Роспатент вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ и в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированных программе для ЭВМ или базе данных в официальном бюллетене Роспатента. Почти в точности такие же положения содержались в п. 3 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ.

Соответствующим изданием согласно Положению об официальных изданиях Роспатента (2013 г.) является официальный бюллетень Роспатента «Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем» (периодическое издание, издается и размещается на сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности» не реже одного раза в месяц). Названный официальный бюллетень включает в себя:

раздел «Государственная регистрация программ для ЭВМ», в котором публикуются сведения о государственной регистрации программ для ЭВМ в составе: библиографические данные, реферат, технические характеристики программы;

раздел «Государственная регистрация баз данных», в котором публикуются сведения о государственной регистрации баз данных в составе: библиографические данные, реферат, технические характеристики базы данных.

Часть 2 п. 3 комментируемой статьи предусматривает право автора или иного правообладателя по запросу Роспатента либо по собственной инициативе дополнять, уточнять и исправлять документы и материалы, содержащиеся в заявке на регистрацию. Это право может быть реализовано лишь до момента государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных. Данное положение претерпело изменение с принятием Закона 2014 г. N 35-ФЗ — ранее говорилось о возможности реализации указанного права до публикации сведений в официальном бюллетене. В прежней (первоначальной) редакции рассматриваемой части были воспроизведены соответствующие положения п. 3 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ.

В пункте 4 комментируемой статьи федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России (см. комментарий к ст. 1246), делегированы полномочия по установлению порядка государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных, форм свидетельств о государственной регистрации, перечня указываемых в них сведений и перечня сведений, публикуемых в официальном бюллетене Роспатента.

Соответствующим актом является Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявок на государственную регистрацию базы данных, их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных, утв. Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 324 .

Норма, подобная той, которая вошла в п. 4 комментируемой статьи, содержалась в п. 4 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ. В условиях действия данного Закона соответствующими актами являлись названный выше Приказ Роспатента от 25 февраля 2003 г. N 25 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявки на официальную регистрацию базы данных», а также Приказ Роспатента от 26 марта 2004 г. N 41 «Об изменении формы свидетельства на официальную регистрацию программы для ЭВМ, формы свидетельства на официальную регистрацию базы данных, формы свидетельства на официальную регистрацию топологии интегральной микросхемы» .

Читайте также:
Программа которая ставит ударения в словах

Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает необходимость государственной регистрации в Роспатенте перехода исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных к другому лицу по договору или без договора. Данный пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции его ч. 1 устанавливалось, что государственной регистрации в Роспатенте подлежат договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных и переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора.

Ранее в п. 5 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ предусматривалось, что договоры о полной или частичной передаче исключительного права на программы для ЭВМ и базы данных лишь могут быть зарегистрированы по соглашению сторон в Роспатенте. Там же устанавливалось, что сведения об изменении правообладателя на основе зарегистрированного договора вносятся в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных и публикуются в официальном бюллетене Роспатента.

С учетом введения в п. 5 комментируемой статьи обязательной регистрации в Роспатенте в п. 30 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 разъяснено следующее: как следует из положений ст. 5 Закона 2006 г. N 231-ФЗ, правило п. 5 комментируемой статьи об обязательной государственной регистрации применяется в отношении программ для ЭВМ и баз данных, зарегистрированных как после 31 декабря 2007 г. (в период действия комментируемой части), так и до 1 января 2008 г. (в период действия Закона 1992 г. о программах для ЭВМ, также предусматривавшего возможность регистрации программ для ЭВМ и баз данных), в случае если договор заключается, а переход исключительного права на них осуществляется после 31 декабря 2007 г.

Пункт 5 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции, т.е. до внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменения, содержал часть 2, предусматривавшую, что сведения об изменении обладателя исключительного права вносятся в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных на основании зарегистрированного договора или иного правоустанавливающего документа и публикуются в официальном бюллетене Роспатента. Вместо этого Законом 2014 г. N 35-ФЗ в комментируемую статью введен п. 5.1, содержащий новую регламентацию внесения изменений в Реестр программ для ЭВМ, Реестр баз данных и свидетельство о государственной регистрации:

в части 1 данного пункта предусмотрены случаи внесения Роспатентом изменений в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных и свидетельство о государственной регистрации по заявлению правообладателя — это внесение изменений, относящихся к сведениям о правообладателе и (или) об авторе программы для ЭВМ или базы данных, в том числе к наименованию или имени правообладателя, его месту нахождения или месту жительства, имени автора, адресу для переписки, а также изменений, связанных с исправлением очевидных и технических ошибок;

часть 2 данного пункта предусматривает случаи внесения Роспатентом изменений в Реестр программ для ЭВМ и Реестр баз данных по собственной инициативе или по просьбе любого лица — это внесение изменений для исправления очевидных и технических ошибок. При этом установлена необходимость предварительного уведомления Роспатентом правообладателя о внесении изменений;

в части 3 данного пункта установлена необходимость публикации Роспатентом в своем официальном бюллетене сведений об изменениях записей в Реестре программ для ЭВМ или Реестре баз данных. О таком официальном бюллетене говорилось выше.

Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает опровержимую презумпцию достоверности сведений, внесенных в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных: такие сведения считаются достоверными, поскольку не доказано иное. При этом ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений возложена на заявителя.

Тем самым воспроизведены положения п. 6 ст. 13 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ, но с одним уточнением — ранее говорилось об ответственности заявителя за достоверность сведений, внесенных в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных, а не сведений, предоставленных для государственной регистрации. Положения п. 6 комментируемой статьи продублированы в п. 65 названного выше Регламента, утв. Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 324, без какой-либо детализации.

Источник: progkrf.ru

Распространение программного обеспечения

Программные средства реализации информационных процессов. Лекция 1.3

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Программное обеспечение (ПО) – совокупность программ
системы обработки информации и программных документов,
необходимых для эксплуатации этих программ (ГОСТ 1978190).
Наличие ПО является необходимым условием для ведения
информационной деятельности с использованием ЭВМ.
06.06.2023
Информатика
3

4.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Программное обеспечение распространяется на лазерных
компакт-дисках, носителях других типов, принимается из
компьютерных сетей.
Flash-накопители
Компакт-диски
Компьютерные сети
06.06.2023
Информатика
4

5.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Приобретая «программу» на любом носителе, мы получаем
программный пакет, в которой помимо программных файлов
входят файлы данных (графика, текст, музыка, речь, таблицы и
пр.).
Дистрибутив – исходный программный пакет,
предназначенный для установки на компьютере конечного
пользователя.
Лицензионный
дистрибутив
Microsoft Office 2010
06.06.2023
Информатика
5

6.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Формы распространения:
1. Коммерческое ПО (Сommercial software) –
создаётся с целью получения прибыли.
Особенности:
плата за каждую копию;
бесплатная техническая поддержка (!);
запрет на изменение программного кода.
Pinnacle
Studio
06.06.2023
Adobe
Photoshop
Информатика
6

7.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Формы распространения:
2. Свободное ПО (Open Source) – свободное использование
в любых целях, имеет открытый исходный код.
Особенности:
распространение бесплатно или за плату;
возможность изменения программного кода.
Linux
06.06.2023
Gimp
Firefox
Информатика
7

8.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Формы распространения:
3. Бесплатное ПО (Freeware) – не требует каких-либо
выплат правообладателю.
Особенности:
нет исходного кода;
есть ограничения на коммерческое использование.
Avast
Opera
06.06.2023
Информатика
8

9.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Формы распространения:
4. Условно-бесплатное ПО (Shareware) –
бесплатно полученное, но не бесплатное.
Особенности:
отключены некоторые функции;
ограничен срок действия или количество запусков;
раздражающие сообщения, реклама.
Nero Burning
Rom
TheBat
06.06.2023
Информатика
9

10.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
И
ПРАВО ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
06.06.2023
Информатика
10

11.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРАВО ЕГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Исключительное право на программу
для ЭВМ или базу данных может быть
передано полностью или частично
другим физическим или юридическим
лицам на основании лицензионного
договора (п.1 ст.1235, п.1 ст.1286 ГК
РФ).
Способы заключения договора:
1. Договор
на
использование
программы для ЭВМ или базы
данных заключается в письменной
форме;
06.06.2023
Информатика
11

12.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРАВО ЕГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Способы заключения договора:
2. Договор
заключается
путем
присоединения, условия которого
изложены
на
приобретаемом
экземпляре либо на упаковке этого
экземпляра, а также в электронном
виде.
06.06.2023
Информатика
12

13.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРАВО ЕГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПО может быть установлено только на то количество мест и
только на тот срок, которые оговорены в лицензионном
договоре.
06.06.2023
Информатика
13

14.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРАВО ЕГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Защита
от
несанкционированного
приобретения,
использования, распространения:
инсталляция программ (нельзя просто скопировать);
регистрационный код (привязка к оборудованию, серийным
номерам);
защита CD, DVD (теряется при копировании);
работа только с дистрибутивным диском;
использование аппаратного ключа:
для порта USB
проверка серийного номера в Интернете.
06.06.2023
Информатика
14

15.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru