Правомерно ли утверждать что развитие человека детерминировано генетической программой

Познать закономерности человеческого развития — это значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлены течение и результаты данного процесса? Хотя сло­во «фактор» уже употреблялось выше, напомним, что этим тер­мином обозначается веская причина, образованная совместным влиянием нескольких простых причин (переменных). Какими же причинами определяется развитие личности?

Установлено, что процесс и результаты человеческого раз­вития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов — наследственности, среды и воспитания. Следующая схема, заимствованная у Й. Шванцары, иллюстри­рует взаимоотношение основных факторов развития. Базу (см. рис.

3) образуют врожденные и унаследованные предрас­положения, обозначенные обобщающим термином «наслед­ственность». Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний — среды и воспитания. Взаимодействие названных факторов мо­жет быть либо оптимальным (равносторонний треугольник), либо при переоценке одного или другого внешнего слагаемого (вершина С5 или С2) негармоничным. Также возможно, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием (треугольник АВС3). Данная схема должна одновременно демонстрировать, что ни один фактор не действует самостоятельно, что результат развития за­висит от их согласованности.

Сбор и анализ фактов. Утверждение законов в науке. Как развивать свой интеллект

Природное (биологическое) в человеке — это то, что связы­вает его с предками, а через них — со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение биологическо­го — наследственность. Под наследственностью понимается пе­редача от родителей к детям определенных качеств и особен­ностей.

Носители наследственности — гены (в переводе с гре­ческого «ген» означает «рождающий»). Современная наука до­казала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Получены факты, заставляющие переосмыслить многие устоявшиеся педагогические положения.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детермини­рованная часть программы обеспечивает прежде всего продол­жение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различ­ных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унасле­дованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей.

Развитие человека. Непринятие других точек зрения и социальные проблемы. Расширение мировоззрения.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нерв­ной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрению), могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства — карликовость, напри­мер. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкого­лизм и наркомания родителей.

Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные об­ласти наследственной программы представлены для последую­щего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно.

Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человечес­кой потенции путем саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой. Жестко запрограммированных наследственных при­знаков хватает для выживания животному, но не человеку.

Педагогический аспект исследований закономерностей че­ловеческого развития охватывает изучение трех главных про­блем — наследования интеллектуальных, специальных и мо­ральных качеств.

Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуаль­ных качеств. Что наследуют дети — готовые способности к оп­ределенному виду деятельности или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности как индивидуально-психо­логические особенности личности, как условия успешного вы­полнения определенных видов деятельности, педагоги отлича­ют их от задатков — потенциальных возможностей для разви­тия способностей. Анализ фактов, накопленных в эксперимен­тальных исследованиях, позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно — наследуются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки реализуются или нет. Все зависит от того, получит ли человек возможности для пе­рехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определенном виде деятельности. Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант — за­висит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, наконец, от спроса на продукт той или иной дея­тельности человека.

Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности. Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциаль­ные возможности для развития своих умственных и познава­тельных сил и способны практически к неограниченному ду­ховному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслитель­ных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Видный генетик академик Н.П. Дубинин считает, что для нормального мозга нет генети­ческой обусловленности вариаций интеллекта и что распространенное мнение, будто бы уровень интеллекта передается от родителей к детям, не соответствует результатам научных ис­следований.

Читайте также:
В какой программе сделать мультфильм на компьютере

Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способ­ностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркома­нов, некоторые наследственные психические заболевания.

Педагоги-идеалисты считают доказанным факт наличия ин­теллектуального неравенства людей и первопричиной его при­знают биологическую наследственность. Задатки к познава­тельной деятельности, предопределяющие воспитательные и образовательные возможности, наследуются людьми в неоди­наковой мере. Из этого делается вывод: человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способ­ности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса наследования интеллектуальных за­датков предопределяет практические пути воспитания и обуче­ния людей. Современная педагогика делает акцент не на выяв­лении различий и приспособлении к ним воспитания, а на со­здании равных условий для развития имеющихся у каждого че­ловека задатков. Большинство зарубежных педагогических сис­тем исходит из того, что воспитание должно следовать за раз­витием, оно лишь помогает вызреванию того, что заложено в человеке от природы, и поэтому должно быть лишь приспо­соблено к задаткам и способностям человека.

В определении специальных задатков нет особых разногла­сий между представителями различных педагогических систем. Специальными называются задатки к определенному виду дея­тельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они про­являются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. Специальными задатками называют му­зыкальные, художественные, математические, лингвистичес­кие, спортивные и многие другие.

Особенно важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой.

Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни ску­пым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не насле­дуют моральных качеств своих родителей, в генетических про­граммах человека не заложена информация о социальном пове­дении. Душа новорожденного, говорили древние, — «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифро­вывая генетические программы, ученые не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.

Тогда почему многие серьезные ученые придерживаются те­ории «врожденного зла»? И справедлива ли пословица, дошед­шая до нас из глубины веков, — яблоко от яблони недалеко па­дает? В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены.

Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жесто­кость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Ми-черлик и др.). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Если наука признает наличие инстинктов и рефлексов у живот­ных и людей (И.П.

Павлов), а инстинкты наследуются, то поче­му же их наследование людьми должно приводить к действиям, отличным от действий животных? Так перебрасывается мостик от поведения животных к человеческому поведению, которое в целом ряде случаев признается инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших био­логических рефлексах.

Вопрос этот очень сложный, и к его ре­шению нужно подходить со всей ответственностью. Тем не менее в последнее время все более определенную, хотя и осто­рожную, позицию о генной обусловленности социального пове­дения начинают занимать и отечественные специалисты. Акаде­мик П.К. Анохин, Н.М. Амосов и другие видные ученые снача­ла завуалированно, а в последнее время открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности чело­века и его социального поведения.

Человек как биологический вид подвергся очень незначи­тельным изменениям за всю известную людям историю своего развития. Это еще одно веское доказательство неизменности человеческой природы, жесткой генной регламентации челове­ческой сущности. Изменение вида человека может произойти лишь тогда, когда ученые получат средства для практического вмешательства в генный код. Что таят в себе подобные попыт­ки — благо или зло, к чему они могут привести — сейчас труд­но предположить.

Влияют ли школьные оценки наших бабушек на наши школьные успехи? Интересные данные по этому поводу приводит К. Питере. Он сравнил школьные отметки в трех поколениях. Оказалось, что средние оценки детей будут тем ниже, чем ниже оценки двух родителей. Приведем одну из таблиц К. Питерса.

Читайте также:
Какие прыжки входят в легкоатлетическую программу

Источник: studfile.net

Правомерно ли утверждать что развитие человека детерминировано генетической программой

Сыны отражены в отцах:

Коротенький обрывок рода.

Созрела новая порода,—

Угль превращается в алмаз.

Он, под киркой трудолюбивой,

Восстав из недр неторопливо.

Предстанет — миру напоказ!

Как вы относитесь к представленной в этом отрывке концепции поэта о развитии человечества?

А. Н. Радищев писал: «Человек есть хамелеон, принимающий на себя цвет предметов, его окружающих: живущий с мусульманами — мусульманин, с куклами — кукла общества, в коем мы обращаемся. Общежитие вселяет в нас род своих мыслей и побуждает нас то называть добрым, что оно добрым почитает. Мы усвояем помалу страсти, в обществе господствующие; наипаче мы склонны к восприятию того, что нас прельщает. »

1. В чем состоит философский смысл аналогии человека с хамелеоном у Радищева?

2. В какой мере данное суждение А. Н. Радищева отражает научный подход к концепции развития личности?

«Родители,— писал Л. Фейербах,— допускают громадную ошибку, когда, опираясь на собственный разум, хотят вмешаться в естественное развитие своих детей, когда априорно хотят построить их жизнь».

1. Проанализируйте данное высказывание с научных позиций о развитии человека.

2. Правомерно ли утверждать, что развитие человека детерминировано генетической программой?

3. Можно ли надеяться, что анатомо-физиологическое и психосоциальное становление личности может осуществляться без воли и вмешательства воспитателя?

Еще в прошлом столетии некоторые ученые всерьез полагали, будто ребенок изобрел бы язык, даже будучи предоставлен сам себе. Рассказывают, что некогда жестокий тиран вознамерился узнать, на каком языке заговорят дети, которых никто не познакомит с языком. Для этого он повелел держать группу детей в изоляции, с тем чтобы они не услышали человеческой речи. Нечего и говорить, что все дети умерли, так и не проявив якобы изначально свойственного им инстинкта языкотворчества.

Источник: pedlib.ru

А.С. Макаренко

Темпы биологического и социального развития в онтогенезе неодинаковы. Кроме того, каждый из этих процессов протекает неравномерно. Периоды ускорения развития сменяются периодами его замедления. Каждая из способностей человека формируется в определенном возрасте, например, ходьба в 1 год, речь – в два года. Соответственно и действие разных социальных факторов (например, воспитания и образования) также неравномерно на разных возрастных этапах.

Оптимальные сроки (сензитивные периоды) развития определенных психических функций, обеспечивающих успешную социализацию человека, связаны с соответствующей организацией биологической основы этих функций, т.е. предполагают необходимый уровень морфофункционального развития, и прежде всего мозга, гормональных воздействий и т. д.

Развитие генетики человека, установление фактов существенного влияния биологических особенностей на структуру индивидуальности не дают основания отрицать, что человек как личность формируется в системе определенных общественных отношений. При этом важно помнить, что хотя в эмбриогенезе и в момент рождения человек есть не больше, чем особого вида животное, целиком подчиненное законам биологии, его биология – человеческая. Человеческое дитя рождается с такой генетической программой, которая обеспечивает его готовность к вступлению в социальную форму движения материи. Это касается строения мозга, готового к развитию мышления, гортани – для членораздельной речи, наличия рук, анатомических черт и т. п. И если эти возможности не будут реализованы в общественно-трудовых отношениях, человек на всю жизнь останется на уровне существования особого вида животного. (Что такое человек.)

Человек плох только потому, что он находился в плохой социальной структуре, в плохих условиях. Я был свидетелем многочисленных случаев, когда тяжелейшие мальчики, которых выгоняли из всех школ, считали дезорганизаторами; поставленные в условия нормального педагогического общества, буквально на другой день становились хорошими, очень талантливыми, способными идти быстро вперед. Таких случаев масса.

Где-то в моей книге сказано, что самые лучшие мальчики в условиях плохо организованного коллектива очень быстро становятся дикими зверушками. Это так и есть. Соберите самых лучших детей, поставьте около них плохих педагогов, и через месяц они разнесут и колонию, и детдом, и школу, и этих педагогов (Флаги на башнях).

Задание 5. Мы согласились с Вами с тем, что знание особенностей развития человека как природного существа педагогу необходимо, в частности, для правильной организации педагогического процесса. Не навредить ребенку! – этот непреложный закон педагогической деятельности знают как будто все, однако…

Читайте также:
Как пользоваться программой лейка

В 90-е гг. делегаты Всесоюзного съезда работников народного образования получили при регистрации удивительный по пронзительности и силе эмоционального звучания документ – «Открытое письмо врача учителю» (автор А.А.Дубровский): «Наш опыт подтверждает, что самой главной причиной возникновения неврозов, таких, как энурезы, логоневрозы, различные тики, истерии, юношеские гипертонии, фобии, является школа, учебный процесс, связанный с перегрузкой, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, а если вникнуть глубже в суть дела, то все это можно выразить отсутствием установки на постоянную обеспокоенность охраной здоровья учеников учителем!»

Опираясь на свои знания и представления о биологических законах, действием которых обусловлены психофизиологические изменения в человеке, а также на свой ученический и студенческий опыт, попытайтесь сформулировать перечень табу, запретов на то, что может повредить здоровью ребенка, внести дисгармонию в его развитие. Эти табу целесообразно представить в виде кратких тезисов-аксиом – истин, не требующих доказательств.

Задание 7. Анализ педагогических ситуаций.

Знаменитый древнегреческий оратор Демосфен имел шепелявый выговор. Над ним смеялись, не слушали его речей. К.С.Станиславский в детстве отличался исключительной неловкостью, был неуклюж и косноязычен; он даже и не помышлял быть актером. Исаак Ньютон в детстве был слабоуспевающим учеником.

Проанализируйте альтернативные суждения об этих явлениях.

1. У названных лиц никаких особых способностей не было. Счастливые случайности, стечение благоприятных обстоятельств жизни помогли им прославиться.

2. Очевидно, у них были задатки к определенным видам деятельности, но они не могли проявиться в детстве в силу отсутствия социальных условий, воспитания.

3. У названных людей не было каких-то определенных задатков к деятельности, с которой была связана их жизнь. Их успех – это исключительно результат труда и самовоспитания.

4. Бессмысленно говорить о каких-то показателях способностей людей к определенному виду деятельности.

Исследуя причины появления способных, талантливых людей, некоторые ученые утверждают, что талантливые дети рождаются от родителей, которым в это время исполнилось 35-40 лет и которые к этому времени приобрели достаточный социальный опыт. В подтверждение своей точки зрения такие ученые говорят: «По-видимому не так уж абсурдно будет предположить, что существует какой-то биологический канал передачи информационных способностей родителей детям».

1. Как Вы относитесь к этому утверждению?

2. На позициях какой теории стоят авторы подобных суждений?

«Родители, – писал Л.Фейербах, – допускают громадную ошибку, когда, опираясь на собственный разум, хотят вмешаться в естественное развитие своих детей, когда априорно хотят построить их жизнь».

1. Проанализируйте данное высказывание с научных позиций о развитии человека.

2. Правомерно ли утверждать, что развитие человека детерминировано генетической программой?

3. Можно ли надеяться, что анатомо-физиологическое и психосоциальное становление личности может осуществляться без воли и вмешательства воспитателя?

Еще в прошлом столетии некоторые ученые всерьез полагали, будто ребенок изобрел бы язык, даже будучи предоставлен сам себе. Рассказывают, что некогда жестокий тиран вознамерился узнать, на каком языке заговорят дети, которых никто не познакомит с языком. Для этого повелел держать группу детей в изоляции, с тем чтобы они не услышали человеческой речи. Нечего и говорить, что все дети умерли, так и не проявив якобы изначально свойственного им инстинкта языкотворчества.

1. Проанализируйте это явление с позиций различных концепций развития личности.

2. Что, на Ваш взгляд, послужило ведущим тормозом в социальном развитии этих детей?

А.Н.Радищев писал: «Человек есть хамелеон, принимающий на себя цвет предметов, его окружающих: живущий с мусульманами – мусульманин, с куклами – кукла общества, в коем мы обращаемся. Общежитие вселяет в нас род своих мыслей и побуждает нас то называть добрым, что оно добрым почитает. Мы усвояем помалу страсти, в обществе господствующие; наипаче мы склонны к восприятию того, что нас прельщает…»

1. В чем состоит философский смысл аналогии человека с хамелеоном у А.Н.Радищева?

2. В какой мере данное суждение А.Н.Радищева отражает научный подход к концепции развития личности?

В пьесе английского драматурга Вильяма Гибсона «Сотворившая чудо» рассказывается о слепоглухонемой Елене Келлер. Отправляя к маленькой Елене Келлер учительницу, директор знаменитой Перкинской школы для слепых и глухих детей напутствует ее, сравнивая слепоглухонемого ребенка с сейфом, к которому надо подобрать ключ. Задача молодой учительницы, таким образом, вовсе не в том, чтобы наполнить сейф сокровищами человеческой психики; ей надо лишь дать оттуда выход.

1. Ошибочно или верно такое суждение?

2. Что является решающим фактором в развитии психики человека?

Источник: studopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru