С технологией «Круг сообщества» я познакомилась на семинаре в центре «Надежда» г. Архангельска в октябре месяце 2019 года. Когда я начала работать в школе, то классные руководители просили помочь в разрешении учебных, педагогических и психологических проблем. На мой взгляд, технология «Круг сообщества», могла помочь в этом педагогам.
Круг помогает посмотреть на ситуации с разных сторон, и найти выход из сложившихся конфликтов. Не имея опыта и не владея знаниями, первый Круг сообщества, я провела на педпедагогическом совете классных руководителей. Моей целью было поделиться навыками с педагогами и заинтересовать их. Большинство учителей согласилось сесть в круг, но были те, кто наотрез отказался участвовать.
Педагоги чувствовали себя свободно, шутили. Это было время каникул. Но до сегодняшнего дня никто не проявил инициативы провести самостоятельно. Кроме Круга с классными руководителями, было проведено еще пять с 5 (13 чел.), 7-е и 8-й (22 чел.) по подгруппам.
Подведя итоги, я выделила следующие особенности:
4 часть «Круг сообщества для разрешения и профилактики групповых конфликтов учеников и родителей».
-ценности, в которые называли учащиеся (честность, доброта, верность, взаимопонимание, общительность, не лгут, не предают, не подставляю, не сплетничают и т.д.), дружеских отношений.
-заранее готовить (анкетирование)
-присутствие взрослого или двух, с одним работа усложняется, много времени уходит на соблюдение порядка;
-подлинный запрос от кл. руководителя (желание продолжать менять ситуацию в классе);
-пересаживать в начале, используя игру «Меняются местами. », рассаживать друзей;
-соблюдать процедуру (желание подростков взять инициативу, говорить долго, пропускают ход много человек);
-помнить о наличии неконтролируемых «слепых зонах»;
-загасить волну, которую могут поднять подростки (кардинально быстро изменить ситуацию, привлекая интернет ресурсы и родителей).
Наиболее эффективным, на мой взгляд, оказался комплексный подход – это использование диагностики, Круга сообщества и тренинга.
Наиболее информативным были диагностики социометрия (картина класса, то, что не выявилось на Круге) и проективные, при соблюдении инструкции (личностные, семейные проблемы).
Тренинг эффективного взаимодействия помогает в разрешении проблем взаимодействия.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Программа «круг сообщества» («круг примирения»)
Не всякий разговор в круге является «Кругом сообщества».
Основа программы «Круг сообщества» взята из индейских традиций и адаптирована к условиям России с учетом ее богатых традиций коллективного разрешения конфликтов. Работа с группой в круге используется во многих психологических и социальных практиках («орлятские огоньки», командные психологические тренинги и т. п.). Но мы различаем коммуникацию при расположении людей в кругу и «Круг сообщества» как восстановительную программу с определенными целями, порядком проведения, ценностями и т. д.
Программа «Круг сообщества»
Подготовку к кругу начинает совет круга. В него входят хранитель круга и волонтеры, которые прошли обучение и знакомы с практикой проведения таких программ. Совет круга обсуждает ценности, которые объединяют входящих в него людей и которые они хотят транслировать школьному сообществу в ходе проведения восстановительной программы.
Совет обсуждает конфликт, который предстоит разрешать, проводит предварительные встречи с его участниками и принимает решение: проводить ли круг, кого на него приглашать и какие вопросы выносить на обсуждение. Такая восстановительная программа может проводиться с разными целями: круги принятия решения, круги поддержки и исцеления (когда не требуется решение) и пр.
Хранитель круга проводит обсуждение по определенной процедуре; кроме того, помимо непосредственных участников разбираемой ситуации в круге принимают участие волонтеры из совета круга. Круг всегда собирается по какой то проблемной ситуации, которая требует отклика, и в круге принимают участие только те, кого так или иначе затронула проблема и кто готов прикладывать усилия для ее решения.
В круге все говорят по очереди, передавая символ слова. Задача хранителя круга – открыть круг и объявить тему для обсуждений. Пока идет разговор по кругу, хранитель не может вмешиваться, прерывать, комментировать и пр. Организация круга требует точной формулировки тем, вопросов.
Поскольку каждая тема может обсуждаться достаточно долго, больше трех-четырех тем или вопросов за один раз обсудить сложно. Регулировать обсуждение помогают волонтеры, которые располагаются по кругу через 2–3 человека (обычно до и после наиболее эмоциональных участников круга). То есть волонтеры на круге являются помощниками хранителя. Их задача – переформулировать резкие и излишне эмоциональные высказывания участников конфликта и направлять разговор в конструктивное русло, поддерживать атмосферу круга и его единство. При этом решение поставленных на обсуждение вопросов лежит на участниках конфликта, хранитель и волонтеры лишь способствуют нормализации коммуникации, достижению взаимопонимания и выработке соглашения.
Круг позволяет участникам обратиться к своим ценностям и через них посмотреть на проблему. Обращение к ценностям – важный ресурс.
Участников круга объединяет общая проблемная ситуация, поэтому они включаются в процесс её обсуждения. Если ситуация требует принятия решения, круг должен иметь на это полномочия. Обязательное условие – добровольность участия. Крайне нежелательно, чтобы кто-то покинул круг до его окончания, поэтому лучше заранее договориться о времени окончания процедуры.
Хранитель круга не так нейтрален, как медиатор. Хранитель может высказывать свое отношение к произошедшему наравне с другими участниками круга, и он может высказывать свое мнение, начиная следующий раунд (следующую тему). Он является активным участником круга, может вносить свои предложения и высказывать свое беспокойство по поводу обсуждаемой проблемы. В процессе круга его участникам делегируется ответственность за решение проблемной ситуации, поэтому круги способствуют формированию активного школьного сообщества.
Этапы организации программы «Круг сообщества»
После получения службой примирения заявки на разрешение конфликта в рамках проведения программы «Круг сообщества» хранителем и волонтерами проводится совет круга, на котором определяются участники, темы, церемонии открытия и завершения круга. Обсуждаются ценности, с которыми хранитель и волонтеры обращаются к участникам в процессе проведения круга.
Этапы | Формы проведения |
Определение возможности проведения круга для разрешения ситуации | Рассмотрение заявки. Утверждение участников совета круга (если он не постоянный) |
Подготовка участников к встрече в круге | Предварительные встречи с возможными участниками круга Круг поддержки пострадавшего (если необходимо, эта программа проводится до проведения основного круга) |
ВСТРЕЧА ВСЕХ УЧАСТНИКОВ В КРУГЕ | КРУГ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ |
Поддержка выполнения соглашения по результатам проведённого круга | Круг обсуждения результатов (если необходимо, проводится как отдельная встреча через некоторое время после основного круга) |
Источник: infopedia.su