При разговоре с заказчиками про программы обучения помимо целей и результатов программы, разговор сводится к условиям и рискам участия той или иной группы. Я узнаю, что одни участники уже довольно много знают и их трудно «заинтересовать», другие очень заняты и им сложно найти время на обучение, третьи столкнулись с негативным опытом и не доверяют бизнес-тренерам, четвертые не любят теорию, а хотят получить много практических инструментов, пятых нужно заставлять и контролировать.
70 просмотров
С моей точки зрения, подобные ситуации возникают из-за приверженности к «школьной» модели и нарушении принципов обучения взрослых. Хотим мы того или нет, но 10−11 лет в школе и 4−5 лет в институте сформировали определенное отношение к процессу развития.
Цель данной статьи — расставить акценты и сформулировать ключевые принципы обучения взрослых, которые помогут успешно организовывать и проводить как отдельные семинары, так и длительные программы обучения.
Разработка учебных планов и программ
Общие принципы разработки учебно-программной документации
Организация учебного процесса во всех формах обучения осуществляется в соответствии со статьей 15 Закона РФ «Об образовании» и регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно.
Бизнес-образование: о чем нужно помнить, если хотите построить успешный бизнес
Учебно-программная документация разрабатывается в соответствии с действующими законодательными актами и нормативными документами в три этапа: подготовка модели учебного плана, составление на его основе типового (примерного) учебного плана и оформление рабочего учебного плана.
Модель учебного плана — форма представления учебного плана, отражающая основные инвариантные структурные компоненты содержания профессионального образования.
Примерный учебный план — документ, устанавливающий на федеральном уровне перечень и объем учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учетом квалификации, минимального (базового) срока обучения.
В состав рабочей учебно-программной документации входят следующие документы: пояснительная записка, профессиональная (квалификационная) характеристика, учебный и тематический планы, программы производственного и теоретического обучения, норматив на оборудование, приспособления, учебно-наглядные пособия, инвентарь для обучения, список литературы и методических пособий.
В пояснительной записке отражаются цели и задачи, виды и формы обучения, краткая характеристика отдельных курсов, программ, предметов, указание нормативных документов, положенных в основу разработки документации, и соответствие содержания обучения образовательному стандарту.
Рабочий учебный план составляется на основе примерной учебнопрограммной документации, учитывает все вышеизложенные требования федерального компонента содержания и является последним этапом проектирования учебного плана. В учебном плане раскрываются объем и сроки теоретического и практического (производственного) обучения.
Пошаговая инструкция составления сметы | Академия Сметного Дела
На основе учебного и тематического планов составляются программы теоретического и производственного обучения. Основной задачей теоретического обучения является формирование у учащихся системы знаний об основах рыночной экономики, технологическом процессе и оборудовании, об организации труда.
Учебные программы должны постоянно обновляться с учетом потребностей производства. Реализуемый в стране принцип вариативности, позволяет учебным заведениям строить педагогический процесс по различным моделям, включая и авторские.
До настоящего времени основным документом для разработки учебных программ являются квалификационные характеристики тарифноквалификационного справочника (ТКС). Эти характеристики, основное назначение которых сводится к установлению степени сложности работ и разрядности по каждой профессии, не могут служить основой для научно обоснованного отбора содержания и построения учебных программ. Тарифно-квалификационный справочник фиксирует требования сегодняшнего дня к уровню профессиональной подготовки рабочих и не всегда отражает изменения в техническом базисе производства в функциях рабочих, а также новые формы организации труда. Эта задача может быть решена, если подготовка рабочих узкой профессии, определенной ТКС, будет продолжением более широкой общеотраслевой подготовки.
Использование блочно-модульной технологии при построении учебных программ позволяет реализовать дифференцированный подход к контингенту обучаемых и дает возможность обучать работников с разным уровнем профессиональной подготовки. В содержании программы выделяются модули с определенным объемом теоретического и практического материала для лиц без базовой профессиональной подготовки и для лиц, имеющих такую подготовку по выбранному профилю обучения и желающих расширить и углубить свои знания и опыт практической деятельности, а также получить вторую (смежную) профессию.
Программа практического обучения составляется на основе профессиональной характеристики учебного и тематического планов. Она должна раскрывать:
Программа практического обучения включает следующие разделы:
В пояснительной записке указываются этапы практического (производственного) обучения и практики (стажировки) на рабочем месте, формулируются цели и задачи всех этапов производственного обучения, устанавливаются формы работы и отчетности по выполнению практических заданий.
Основное внимание следует сосредоточить на организации проведения производственной практики (стажировки), которая является завершающим этапом обучения и ставит своей задачей обобщение и совершенствование знаний, умений и компетенций, полученных в процессе обучения.
Новые технологии разработки программной документации предполагают создание программ двух уровней — типовых и рабочих.
Типовая программа должна содержать основные требования к результатам обучения, которые могут быть достигнуты для получения квалификации определенного уровня независимо от форм обучения. В нее входят пояснительная записка, раскрывающая подходы к трансформации типовой программы в рабочую программу; примерный тематический план; требования к результатам обучения каждой теме; возможные уровни усвоения учебного материала; развернутое описание содержания обучения типовым темам.
Примерный учебный план для подготовки слесарей по эксплуатации и ремонту газового оборудования в учреждениях начального профессионального образования
Количество часов (всего)
Количество часов на практическое обучение
Источник: studme.org
Правила составления программ элективных курсов. Анализ готового электива
Примерные требования к программам элективных курсов
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы — обязательные для посещения по выбору учащихся.
Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника.
Элективные курсы — обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основных функции:
1) «надстройки» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа /класс/, в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов);
3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Можно условно выделить следующие типы элективных курсов:
I. Предметные курсы, задача которых — углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.
В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.
1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.
2) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.
3) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.
4) Прикладные элективные курсы, цель которых — знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.
5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.
6) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).
7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.
II. Межпредметные элективные курсы, цель которых — интеграция знаний учащихся о природе и обществе.
III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
При проведении элективных курсов можно использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников. В настоящее время имеется достаточно большое количество весьма качественных CD — дисков, создаются электронные библиотеки, разрабатывается методика использования электронных материалов как на уроках, так и в процессе самообразования.
Итак, следует отметить, что в Концепции профильного обучения четко обозначено:
1. Элективные курсы — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
2. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.
3. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
4. Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:
— способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
— создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
— познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
— активизировать познавательную деятельность школьников;
— повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:
· подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;
· приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности
· возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
· поддержка изучения базовых курсов;
· интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.
Программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно.
Базовыми требованиями к содержанию программ элективных курсов являются следующие:
1) ориентация на современные образовательные технологии;
2) соответствие учебной нагрузки учащихся нормативам;
3) соответствие принятым правилам оформления программ;
4) наличие пособия, содержащего необходимую информацию;
5) краткосрочность проведения курса (не более 72 часов).
Программа элективного курса должна включать следующие структурные элементы:
Титульный лист включает:
— наименование образовательного учреждения;
— сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;
— название элективного курса;
— класс, на который рассчитана программа;
— ФИО, должность автора (авторов) программы;
— название населенного пункта;
— год разработки программы.
Пояснительная записка включает:
— аннотация, обоснование необходимости введения данного курса в школе;
— указание на место и роль курса в профильном обучении (важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективных курсов, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения);
— цель и задачи элективного курса (цель курса — для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса — что необходимо для достижения целей );
— сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);
— основные принципы отбора и структурирования материала;
— методы, формы обучения, режим занятий (результат изучения элективного курса — это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);
— инструментарий для оценивания результатов.
Учебно-тематический план включает:
· перечень разделов, тем;
· количество часов на изучение каждой темы;
Содержание изучаемого курса включает перечень тем и их реферативное описание.
Методические рекомендации включают:
— основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме;
— описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий;
Литература включает список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса как для учителя, так и для учащихся.
Критерии оценки программы элективного курса:
1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.
3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.
4. Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.
5. Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи
6. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.)
7. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.
8. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.
9. Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы. [24]
Источник: studbooks.net