Правила составления программы исследования

Планирование исследования необходимо для расчета и определения организационных характеристик его проведения (формирование групп, установление функций, обязанностей, ответственности, взаимодействий и пр.), распределения используемых ресурсов в организационном и временном пространстве, ограничения времени, определения последовательности проведения исследовательских работ (этапов исследования), установления точек и методов контроля.

Любое исследование начинается с составления его программы.

Программа, как правило, состоит из следующих разделов:

Очень близким к этому понятию является понятие плана. Иногда их вообще отождествляют. Но часто видят различие в назначении и практическом использовании, как программы, так и плана. Программу рассматривают как средство достижения цели, форму ее конкретизации, а план — как организующий фактор последовательного движения к цели.

План исследования — это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и пр.), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.

4. Цель и задачи исследования, гипотеза

Не всякая проблема исследования может решаться последовательно и успешно этап за этапом. В процессах ее решения могут возникать возмущающие факторы, непредвиденные ситуации и обстоятельства. Они влияют на выполнение плана, иногда заставляют оперативно корректировать его, бывают случаи, когда план вообще может быть разрушен. Поэтому по сложным проблемам исследования бывает полезно разрабатывать алгоритм исследования, который позволяет предусматривать возможные возвратные операции при неудачных решениях или непредвиденных трудностях, быстро находить адрес таких возвратов.

Алгоритм — это технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и возможности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.

В этом случае составляется гибкий план исследований , учитывающий его алгоритм, в котором, в свою очередь, находит отражение сложность и неординарность проблемы. В плане такого типа указываются не жесткие, а нормативные величины сроков выполнения различных работ, имеются дополнительные пункты согласования и оценки результатов.

В реальной практике не всегда проведению исследования предшествуют разделенные процедуры составления программы, алгоритма и плана исследования, хотя это очень полезно дня обеспечения эффективности исследования.

Но возможно и совмещение этих процедур, оформление их в одном документе. Однако надо стремиться к тому, чтобы требования составления программы, разработки алгоритма и расчета плана исследования были выдержаны и учтены в полной мере.

Основными принципами планирования исследования можно назвать следующие:

  • Принцип конкретности формулирования заданий.

План должен состоять из заданий, которые необходимо формулировать предельно конкретно и ясно. Они не должны требовать дополнительных разъяснений и уточнений. По крайней мере, к этому следует стремиться.

Краткое введние в методологию научного исследования. Лекция Дмитрия Сандакова.

  • Принцип организационной значительности.

План должен соответствовать существующей организации деятельности исследовательских групп или вносить заранее разработанные новые организационные формы, необходимые для его успешного выполнения.

  • Принцип соизмеренной и рассчитанной трудоемкости.

Исследование — это работа специалистов, которая может быть выполнена успешно только тогда, когда задания соответствуют определенной трудоемкости их выполнения.

  • Принцип интеграции деятельности.

План должен учитывать необходимость взаимодействия различных исполнителей и подразделений, стать фактором объединения их работы, исключать, по возможности, дублирование и конфликтные ситуации.

  • Принцип контролируемости.

Все задания, показатели плана должны отвечать потребностям контроля его исполнения, и система контроля должна быть заложена в план. Не следует включать в план положения, которые трудно контролировать.

  • Принцип ответственности.

Как правило, план включает графу ответственных за выполнение его положений или заданий лиц, подразделений. Не должно быть в плане заданий, не имеющих адреса и исполнителя.

  • Принцип реальности.

План не может содержать заданий желательных, но маловероятных для исполнения. Реальность выполнения заданий плана должна оцениваться наличием ресурсов, расчетами времени, квалификацией исследователей, использованием опыта аналогичных работ, возможностями организации деятельности, наличием соответствующей техники и пр.

  • Принцип временной определенности.

Разработка плана исследований является важным фактором успеха. Она требует особого внимания. Управление является сложной областью исследования. Здесь в большей мере, чем где-либо действуют факторы амбициозности, дозирования информации, привычки к власти, круговой поруки.

Статьи по теме

    • Эффективность исследования систем управления факторы и принципы обеспечения
    • Образовательно-исследовательские структуры в системе управления
    • Консультирование как форма организации исследования систем управления
    • Технология исследования систем управления
    • Организация исследования условия, требования, виды
    • Классический метод экспертных оценок Дельфи дельфийского оракула
    • Метод синектики в исследовании управления
    • Суть мозгового штурма
    • Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления
    Читайте также:
    Как установить программу склад и торговля

    Источник: student-servis.ru

    Правила построения программ исследования

    Предварительное составление программы психологического исследования — неотъемлемая часть процедуры психологичес­кой диагностики. Программа экспериментально-психологического исследования определяет набор конкретных методик, тактичес­ких приемов их проведения и саму последовательность предъяв­ления.

    При исследовании детей с тяжелыми нарушениями на предва­рительном этапе (до собственно экспериментально-психологиче­ского и/или нейропсихологического исследования) помимо обыч­ного сбора анамнеза, анализа документов и пр. может оказаться полезным составление так называемой шкалы навыков, необхо­димых для социальной и бытовой адаптации, предложенной И.Ю.Левченко (2000). Она представляет собой анализ возможно­стей ребенка по ряду следующих параметров.

    Навыки, необходимые для социальной адаптации:

    — забота о волосах, ногтях;

    — пользование общественным туалетом;

    — надевание одежды и обуви и уход за ними;

    — употребление основной кухонной утвари;

    — умение пользоваться газовыми и электрическими плитами;

    — использование шкал и мер;

    — приготовление простых блюд;

    — выполнение основных домашних поручений;

    — простая стирка и глажение;

    — пользование телефоном и умение сделать вызов срочных служб (врача, пожарных);

    — самостоятельное пользование общественным транспортом и знание правил пешехода;

    — овладение основными предосторожностями против возник­новения пожара;

    — умение обратиться за помощью в случае необходимости;

    — понимание показаний часов с латинскими и арабскими циф­рами на циферблате;

    — совершение простых счетных операций;

    — знание денежных купюр и монет;

    — умение сделать мелкие покупки за наличный расчет;

    — умение отправить письмо, написать имя и адрес;

    — знание социально значимых слов и символов;

    — умение правильно стоять, сидеть и ходить;

    — прием лекарств по назначению, оказание элементарной пер­вой помощи.

    — установление и поддержание отношений с окружающими, умение получать удовлетворение от этих отношений;

    — умение правильно реагировать на замечания;

    — проявление нормальной реакции на доброту и любовь;

    — владение основными речевыми навыками;

    — умение начать разговор;

    — пользование формулами вежливости: «пожалуйста», «спаси­бо» и др.;

    — умение обратиться за советом;

    — умение пользоваться столовой;

    — умение назначить встречу и быть вовремя при приглашении;

    — умение пригласить и развлечь дома гостей;

    — осознание опасности вредных привычек (курения, употреб­ления алкоголя);

    — осознание моральных норм, относящихся к сексуальному поведению;

    — знание функций таких государственных учреждений, как милиция, больница.

    — способность следовать простым инструкциям;

    — употребление простых инструментов;

    — выполнение обычных домашних обязанностей;

    — способность переносить усталость;

    — принятие указаний и руководства;

    — принятие роли подчиненного;

    — умение устанавливать отношения в процессе работы. Отдых и развлечения:

    — умение организовать свободное время;

    — установление дружеских отношений; участие в клубных заня­тиях и кружках;

    — увлечение чем-либо (хобби);

    — посещение библиотек и музеев;

    — понимание в доступных пределах Произведений искусства;

    — умение посещать кинотеатры и другие места развлечений.

    Итак, после осуществления предварительной работы необхо­димо подобрать соответствующие методики и разработать после­довательность их предъявления.

    Выбору правильной последовательности предъявления мето­дик не всегда придается должное значение, тогда как на практи­ке это может быть очень важным фактором, определяющим информативность и достоверность исследования. Обычно вначале, после беседы, дают относительно несложные и нейтральные за­дания, так как на этом этапе еще идет установление контакта с подростком, «прощупывание» его возможностей и личностных реакций на исследование. Затем задания усложняются. Характер заданий лучше варьировать: например, не рекомендуется снача­ла предъявить все методики «на память» (напомним, что мето­дик, изучающих исключительно одну функцию, в силу систем­ности психики человека, не существует, и речь идет о выявле­нии той или иной методикой преимущественно той или иной функции), затем — «на мышление» и т.п. В случае предъявления однотипных методик скорее возникает явление пресыщаемости, ребенок быстрее устает, поскольку выполняет сходные виды дея­тельности.

    Подбор конкретных методов исследования также требует вни­мания. Программа не должна быть перегружена, но в ходе ее реа­лизации должны быть получены ответы на поставленные при обследовании ребенка вопросы. Конечно, подростки, как правило, более выносливы к длительному умственному напряжению, чем дети более младшего возраста, но все же утяжелять программу методиками «на всякий случай» нежелательно. Другое дело, когда в ходе исследования появляется подозрение на существование каких-то особых нарушений психики, что может повлечь за собой кардинальное изменение оценки характера отклонений в разви­тии (например, ребенок обследуется как умственно отсталый, а в ходе исследования обнаруживается искажение мышления, не свойственное данной аномалии развития). В таких случаях про­грамма может быть дополнена соответствующими методиками и приемами, но без необходимости этого делать не следует.

    Читайте также:
    К какому типу баз данных относится программа access

    По времени исследование подростка обычно не превышает 1,5 ч (а нередко оно занимает и меньше времени, если ребенок быстро истощается), поэтому в случае необходимости и при наличии возможности бывает целесообразно проводить исследование в тече­ние нескольких дней.

    Выбор методик всегда должен отвечать принципу всесторон­него и целостного исследования, но при этом он в определенной степени зависит от целей и задач обследования.

    Так, например, при выявлении причин трудностей в обучении в ряде случаев может оказаться полезным нейропсихологическое исследование, выявляющее тонкие нарушения корковых функ­ций. При изучении причин нарушений поведения необходимо очень внимательно изучить не только личностные особенности подрос­тка, но и всю систему его межличностных отношений, социаль­но-психологическую ситуацию в семье, школе, выявить сферы дисгармонии отношений. Для этой цели могут использоваться опросники, проективные методики, социометрия (для определе­ния положения ребенка в социальной микрогруппе).

    Существенные особенности имеет исследование подростка с нарушениями развития в целях профориентации. Здесь помимо традиционных методик исследования познавательной сферы и личности используют специальные профдиагностические методи­ки. Психика подростка оценивается с точки зрения возможности выполнения им той или иной профессиональной деятельности.

    В ка­честве дополнительных методов используют тесты способностей (общих и специальных). При этом, однако, не следует забывать, что профпригодность — динамичное образование, которое форми­руется в ходе деятельности, а не дано изначально; при этом уро­вень развития способностей не является решающим фактором. Про­фессиональное становление во многом зависит от мотивации, ин­тересов, любви к своему делу, которые часто помогают компенсировать недостаток нужных способностей или развить их. уто касает­ся и подростков с отклонениями в развитии, в связи с чем особое внимание следует обратить именно на данные характеристики.

    Многие личностные особенности подростка изучаются с по­мощью рассмотренных выше экспериментально-психологических методик, тестов, опросников. Существуют и специально разработанные для профориентации опросники, уже хорошо зарекомен­довавшие себя в работе с некоторыми категориями подростков с отклонениями в развитии. Это прежде всего Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Данный опросник исходит из положения о том, что все профессии можно классифицировать по признаку предмета труда на несколько групп. Предмет труда — это система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, про­цессов, которыми человек определенной профессии должен мыс­ленно или практически оперировать (распознавать, учитывать, упорядочивать, преобразовывать, сохранять или отыскивать их). В соответствии с предметом труда мир профессий разделяется на следующие группы:

    «человек—природа» (предмет труда — живые организмы, био­логические, микробиологические процессы);

    «человек—техника» (предмет труда — технические системы, технические и неживые предметы, материалы, энергия);

    «человек—человек» (предмет труда — люди, группы, коллекти­вы);

    «человек—знак» (предмет труда — условные знаки, цифры, коды, формулы, естественные языки);

    «человек—художественный образ» (предмет труда — художе­ственные образы, их части, элементы, свойства). Результаты от­вета на данный опросник помогают сориентироваться, в какой сфере находятся профессиональные интересы подростка, насколь­ко ярко они выражены. В дальнейшем профессиональные интере­сы подростка соотносятся с его фактическими и потенциальны­ми возможностями.

    Направленность личности для целей профориентации можно изучать с использованием методики «Ценностные ориентации» Рокича. Система ценностных ориентации определяет содержатель­ную сторону направленности личности, является основой отно­шений человека к окружающему миру и себе, ядром мотивации жизненной активности.

    Выделяют так называемые терминальные ценности (ценности-цели, к которым стремится человек) и ин­струментальные ценности (ценности-средства, убеждения в том, что какой-то образ действий или свойства личности являются предпочтительными в любой ситуации). Рекомендуемая методика позволяет выявить иерархию ценностей и ее особенности. Трудно­стью при применении данной методики может стать желание под­ростка соответствовать социальным ожиданиям, в результате чего он будет отвечать не искренне, а «как положено». Эта трудность не возникнет, если с ребенком предварительно установлен хоро­ший контакт, существует атмосфера доверия.

    Итак, хотя не существует конкретных рецептов по составле­нию программ исследования, соблюдение приведенных правил и рекомендаций поможет полноценному изучению подростка с на­рушениями развития.

    Контрольные вопросы

    1. Каковы основные цели психолого-педагогического изучения под­ростков с нарушениями развития?

    2. Какие возрастные особенности подростков необходимо учитывать при психологическом исследовании?

    Читайте также:
    Как остановить выполнение программы в питоне

    3. Каковы общие принципы использования психологических методик в зависимости от характера отклонений в развитии?

    Литература

    Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.

    Практическая психодиагностика / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Са­мара, 2000.

    Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — СПб., 1998.

    Дополнительная

    Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977.

    Глава 5

    Источник: infopedia.su

    Как составить план научной работы?

    Что такое диссертация и как ее написать?

    Как составить план научной работы?

    Научно-исследовательская работа связана со сбором необходимых материалов, анализом литературных источников и проведением экспериментов, целью которых является получение важных для науки выводов.

    Зачем нужен план научной работы

    Чтобы деятельность ученого или аспиранта дала положительный результат, необходимо посвятить время планированию, то есть составить правильный порядок проведения изыскания. Придерживаясь его, можно эффективно распорядиться временем и не упустить составляющие, важные для авторского текста.

    1. План научной работы упростит сбор/анализ необходимых литературных источников, проведение экспериментов и поможет сэкономить время на написание научной работы.
    2. План состоит из нескольких основных частей – введение, основная часть, заключение, подробный библиографический список, наглядные материалы (зависит от темы диссертации).
    3. Структура документа для магистерской работы отличается от кандидатской. В последнем случае, в плане указываются даты для написания автореферата/научных статей/результатов апробации и т.д.

    Алгоритм планирования охватывает следующие вопросы:

    • Выбор темы.
    • Изучение материалов, посвященных конкретной проблеме.
    • Определение цели и объекта исследования.
    • Выбор методов, определяющих эффективный способ достижения результата.

    Составляя примерный план работы, ее автор выдвигает собственную гипотезу, которую необходимо проверить в процессе проведения изысканий. С этой целью необходимо разбить будущий труд на теоретическую и практическую часть, действуя по схеме: идея — изучение теории — эксперимент — обработка результатов — выводы.

    структура и требования к плану

    Структура и общие требования к плану

    Оформление монографии, статьи, диссертации требует соблюдения определенных стандартов. После того, как была сформулирована цель и задача исследования, необходимо составить план, которого нужно придерживаться при написании текста. Он включает:

    1. Введение. Содержит описание объекта и предмета с акцентом на актуальность темы. Обязательно упоминаются методы исследования, которые использует автор.
    2. Анализ литературных источников, цель изучение существующих на сегодня гипотез, научных теорий, решений, разработок. Чем шире список использованной литературы, тем более глубокие знания темы демонстрирует автор.
    3. Вступительная часть. Как правило, посвящается рассмотрению существующих на сегодня концепций и утверждений, касающихся актуальной проблемы или вопроса. На их основании соискатель, ученый или выпускник вуза выдвигает собственные теории, нуждающиеся в доказательстве.
    4. Основная часть исследования. Представляет теоретическую базу, на основе которой автор проводит практические изыскания и опыты.
    5. Заключение. Знакомит сообщество с полученными выводами.
    6. Составление библиографического списка в соответствии с требованиями ГОСТ.
    7. Подготовка наглядного материала (схем, таблиц, графиков).

    В зависимости от вида исследования в план может быть включено получение апробации или оформление результатов внедрения, которые должны быть опубликованы.

    виды планов научной работы

    Различные формы научного исследования

    План научно-исследовательской работы магистранта, аспиранта и кандидата наук имеет существенные отличия. Выпускник вуза, который желает посвятить себя науке и поступить в аспирантуру, готовит магистерскую диссертацию. Для аспиранта обязательным является написание монографии и 2 научных статей, состоявшиеся ученые много времени посвящают практическому исследованию, публикуют рефераты, результаты апробации и внедрения сделанных открытий.

    Научная работа — наиболее сложная и объемная. Для нее требуется подробный план-проект, на основе которого делают: выбор темы, сбор литературных источников, непосредственно исследования, апробации, оформление текста, его проверка и получение рецензии.

    В работе над монографией могут принимать участие сразу несколько авторов. В данном случае планирование также играет важнейшую роль, помогая согласовать действия, совместно выполнить практическую часть по одной теме, оформить их, выбрать издание для публикации, пройти рецензирование.

    Примеры плана проведения исследования

    В соответствии с существующими стандартами, требованиями ГОСТ и утвержденной структурой план работы (реферата) магистранта может быть составлен по следующему образцу:

    • Написание введения.
    • Основной частью.
    • Заключение.
    • Список использованных источников (научная литература).
    • Написания приложения.

    Подготовка автореферата аспиранта и кандидата наук, работа над которым является обязательной при написании диссертации, проводится так:

    • Определение объекта исследования.
    • Работа с литературой.
    • Выявление подходящих методов для работы над избранной темой.
    • Научное исследование (теоретическая и практическая часть)
    • Рекомендации по внедрению или результаты апробации.
    • Выводы — прогнозы дальнейшего развития объекта исследования.

    Источник: dissertatsia.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru