Генплан – документ территориального планирования и часть системы градостроительной документации, определяющий направления развития города на 20-летнюю перспективу, обеспечивающий сбалансированное развитие территории и размещение объектов транспортной, социальной, инженерной инфраструктур разных уровней значения.
Генеральный план – документ долгосрочного территориального планирования, обеспечивающий основу поступательного развития городов и поселений, рационального использования территорий, привлечения инвестиций и обеспечения потребностей граждан.
Генплан обращён к органам исполнительной власти и является обязательным при принятии и реализации решений об использования каждой части территории.
Зачем разрабатывать генеральный план
Для легитимного преобразования территорий
В случае отсутствия генерального плана ограничиваются полномочия органов государственной власти и местного самоуправления на развитие их территорий и поселений:
- нельзя изъять, резервировать или выкупить земли для муниципальных нужд, перевести из одной категории использования земель в другую
- нет правовых оснований размещать объекты регионального, федерального и местного значения на территории округа, поселения
Для исполнения законодательства
Градостроительство – сфера, реагирующая на динамичные изменения жизни, поэтому может понадобиться:
Стратегическое планирование развития территорий: понятие, приоритеты и инструменты
- перед истечением срока действия текущего генплана позаботиться о разработке нового, желательно заблаговременно, за несколько лет
- актуализировать генплан, если произошли изменения: присоединение территории поселений, объединение муниципалитетов
- внести коррективы в генплан, соответственно изменениям нормативно-правовой базы РФ
Для прогнозируемого развития города
Хорошо проработанный генеральный план может помочь:
- осознать и отобразить существующие проблемы и задачи планирования территории: транспортные, экологические, демографические и прочие
- создать пространственное видение и планировочную структуры города, учитывая стратегию социально-экономического развития муниципалитета, иные стратегические планы
- обозначить цели и задачи в сфере градостроительства, ввести новые показатели мониторинга и отчётности
- грамотно спланировать бюджет и привлечь инвестиции
Институт Генплана Москвы уже более 65 лет разрабатывает и обновляет Генеральный план столицы.
Помимо него, мы разработали десятки генпланов и обладаем всеми необходимыми компетенциями для создания документов территориального планирования любой сложности, от небольших поселений до мегаполисов.
Преимущества Института
Уникальный опыт
С 1951 года Разрабатываем градостроительную документацию, от стратегического планирования на уровне РФ, в т.ч. для Москвы, до формирования архитектурно-градостроительного решения объектов. За последние 6 лет мы разработали генпланы для крупнейших городов: Казани, Севастополя, Нижнего Новгорода.
Курс для градостроителей. Урок 1.Генеральный план и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ)
Масштабные проекты
Результат нашей деятельности – высокоинтеллектуальный продукт, созданный, как плод синергии архитекторов, градостроителей, экономистов, математиков, инженеров, экологов, историков, специалистов в области проектирования транспортных объектов.
Научная и издательская работа
Высококвалифицированные специалисты – носители уникальных знаний. Под авторством Института выходят работы по проблемам пространственного развития Москвы, проекты методик в области градостроительства, нормы и правила град. проектирования, справочно-аналитическая документация и инструктивно-методические материалы.
Современный подход и технологии
Изучаем опыт лучших международных градостроительных практик, используем и разрабатываем инновационные методики проектирования: комплексное моделирование в сфере транспорта, экологии, инвестиционной привлекательности и др. Применяем уникальную методику обработки данных сотовых операторов, внедряем BIM в проектирование градостроительной документации.
Рефлексия традиций
Опыт работы с советским наследием дает преимущество в понимании слабых мест и потенциала российских городов. Уже более 65 лет мы накапливаем опыт, оттачиваем методики и передаем знания по разработке эффективных и надежных проектов, формируя уникальную российскую школу градостроительного проектирования.
Локальность и проработка
Работаем с местными субподрядчиками для синергии нашего опыта и понимания ими ньюансов. Применяемые нами методики многофакторного анализа позволяют обеспечить высокий уровень качества и эффективности проектов. На публичные слушания в региональных проектах выезжают наши эксперты для информационной поддержки проекта.
Наши проекты
Генеральный план города Москвы до 2035 года
Проект генерального плана города Уфа (до 2040 года)
Генплан Казани (до 2040 года)
Для Института проект генерального плана Казани стал одним из самых масштабных и продолжительных. В процессе его создания использовались последние методические наработки: многоступенчатый предпроектный анализ, комплексное моделирование, расчет сценариев и, конечно, постоянно обсуждение с заказчиком, жителями и экспертным сообществом.
Результатом сотен командировок стал комплексный, математически обоснованный документ, в котором преемственность с предыдущими градостроительными документами сочетается с ответом на современные вызовы.
Генеральный план Севастополя
Вхождение Севастополя в состав Российской Федерации в качестве города федерального значения ставит задачу по ускоренному развитию города и формированию пространственной стратегии развития города.
Проект Генерального плана городского округа Щербинка в городе Москве
Генеральный план города Москвы до 2025 года
Подготовка проекта генерального плана городского округа Казань
Работа над генеральным планом города Казани ведется с декабря 2014 года. Это невероятно интересный и сложный проект, в котором команда пыталась достичь новой высоте в технике выполнения подобных задач.
Генеральный план городского округа Дзержинский
Разработка Генерального плана для наукограда с богатым историко-культурным наследием.
Генеральный план сельского поселения Молоковское
Разработка генерального плана для живописного сельского поселения с рекреационной зоной и сетью пешеходных бульваров.
Генеральный план городского округа Реутова
Разработка Генерального плана для опорного городского округа, зажатого окружающими застроенными территориями.
Генеральный план городского округа Лыткарино
Разработка Генерального плана для наукограда в окружении лесных территорий на берегу Москвы-реки.
Условия разработки
Сроки
1-2 года длится процесс разработки, подготовки предложений, слушаний и согласования проекта генплана крупного города.
Стоимость
Стоимость генерального плана зависит от размера и типа планируемых территорий, содержания проекта и видов работ.
Состав генплана
Состав Генерального плана Казани
Генеральный план содержит 2 блока, каждый из которых состоит из графических материалов (карт, схем) и текстовой части:
- Положение о территориальном планировании
- Материалы по обоснованию
Основной текстовой частью генерального плана является «Положение о территориальном планировании», которое включает в себя: сведения о планируемых объектах местного значения, параметры функциональных зон, сведения о планируемых объектах федерального значения, объектах регионального значения, сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов).
Среди обязательных карт-схем в генеральном плане подготавливаются:
- карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
- карта границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
- карта функциональных зон поселения или городского округа.
Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой части включают в себя:
- Сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального , обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения на основе анализа использования территории.
- Оценку возможных направлений развития территорий и прогнозируемых ограничений их использования, влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий;
- Характеристики зон с особыми условиями использования территорий
- Перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- Перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки
- Сведения об утвержденных предметах охраны и границах территорий исторических поселений федерального значения и исторических поселений регионального значения.
Графическая часть материалов по обоснованию, может содержать карты-схемы, на которых отображаются:
- Границы поселения, городского округа;
- Границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;
- Местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;
- Особые экономические зоны;
- Особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
- Территории объектов культурного наследия;
- Территории исторических поселений федерального значения, территории исторических поселений регионального значения
- Зоны с особыми условиями использования территорий;
- Годверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- Границы лесничеств;
Кому нужен генплан
Муниципалитетам
Для реализации полномочий, определенных 131-ФЗ в сфере мониторинга и контроля вектора развития «объекта управления».
Субъектам РФ
Качественный генплан нужен для гарантии реализации программ и схем территориального планирования, как следующая стадия их детализации.
Бизнесу
Для учёта предложений, реализации своих намерений и развития благоприятного инвестиционного климата.
Гражданам
Генплан выступает инструментом контроля исполнения властью своих обязательств по развитию региона и сопутствующей инфраструктуры поселения.
Как проходит процесс работы над генпланом
Муниципальный контракт
Решение о подготовке проекта генерального плана или внесения в него изменений принимаются главой местной администрации поселения, городского округа в форме постановления/распоряжения. Затем в соответствии с законодательством РФ проводится открытый конкурс или электронный аукцион на выбор исполнителя работ. С победителем заключается муниципальный контракт.
Задание на проектирование
Техническое задание является неотъемлемой частью муниципального контракта. Задание подготавливается заказчиком по методическим рекомендациям и содержит требования к составу, содержанию и срокам выполнения работ по разработке проекта генерального плана, а также к его качеству.
Анализ текущей ситуации
Подробный и тщательный анализ существующего положения – основа для правильного генплана. Мы применяем весь спектр возможных исследований: проводим натурные обследования, в т.ч. с помощью нашей транспортной лаборатории, анализируем статистические данные принятые региональные стратегии и программы, иные решения местных властей Изучаем всевозможные доступные источники информации. Проводим социологические опросы населения. Мы активно пользуемся услугами местных проектных организаций, которые помогают нам разобраться в нюансах их родной территории.
Разработка проектных предложений
На основании подробного анализа готовим объективные выводы и уточняем цели и задачи, даём предложения по их решению. Проектные предложения многократно обсуждаются с заинтересованными сторонами и участниками процесса по формированию генерального плана. Обычно при разработке генплана обсуждаются несколько вариантов развития территории и коллегиально принимается самый оптимальный и наиболее эффективный вариант. При необходимости дополнительного обоснования наших решений готовятся специализированные разделы и материалы.
Формирование проектного предложения и схем
Подготовленные комплект документов с учетом согласованных решений и направляются заказчику для принятия решения об обсуждении материалов с жителями и последующего согласования в органах исполнительной власти.
Прохождение публичных слушаний
Сотрудники Института Генплана Москвы сопровождают и презентуют проекты генпланов на публичных слушаниях, которые проводятся с участием жителей поселений и городских округов в обязательном порядке в каждом населенном пункте муниципального образования. Порядок организации и проведения публичных слушаний определен уставом и нормативными актами муниципального образования. Протокол и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана.
Утверждение муниципальным органом или субъектом
Представительный орган местного самоуправления поселения или городского округа с учетом протокола и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.
Мониторинг генплана и его внедрения
Наши специалисты консультируют заказчика на этапе внедрения генплана.
Органы государственной власти и местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
Источник: genplanmos.ru
Проект комплексного развития территории (КРТ)
Комплексное развитие территории (КРТ) можно определить как проект по застройке и благоустройству территории с предварительным сносом существующих объектов.
Механизм КРТ определен Федеральным законом от 30.12.2020 № 494-ФЗ и предусматривает участие горожан в утверждении проектных решений. Таким образом, введена в действие законодательная база, необходимая для реализации методов партисипаторного планирования и соучаствующего проектирования.
Методы партисипаторного планирования и соучаствующего проектирования
Это процесс проектирования с привлечением жителей, представителей административных структур, бизнеса, инвесторов и других заинтересованных в проекте лиц для выявления истинных проблем и потребностей.
За счет активного участия граждан на всех этапах создания проекта (разработки, реализации и пост-оценки) обеспечивается учёт мнений различных групп, корректировка решений с учетом потребностей местного сообщества, культурно-образовательная функция, последующее активное участие жителей в пользовании объектом/территорией и ответственность за его/ее состояние в дальнейшем.
Федеральный закон от 30.12.2020 № 494-ФЗ ввёл в Градостроительный кодекс РФ новую главу 10 «Комплексное развитие территорий» (КРТ), которой регулируется единый механизм КРТ – сноса аварийного (ветхого) жилья и последующую застройку.
Данное законодательное изменение может коснуться 44% от всех многоквартирных домов (МКД) России: примерно столько в стране МКД, подпадающих под критерии гл. 10 ГрК РФ.
Источник: artpot.ru
Правила разработки программы развития территории
Согласно поручению Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № Пр-2014 постановлением Правительства Российской Федерации утверждена государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий (постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696) на период реализации 2020-2025 годов
Источники финансирования Госпрограммы на период ее
реализации (согласно паспорту)
ВСЕГО | 2 228 млрд. рублей |
Федеральный бюджет | 1 061 млрд. рублей |
Консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации |
174 млрд. рублей |
Внебюджетные источники | 1 053 млрд. рублей |
Сведения о финансовом обеспечении Госпрограммы из федерального бюджета
По паспорту, млрд рублей |
Закон о бюджете |
Относительно паспорта, % |
Не доведенный объем бюджетных ассигнований, млрд рублей |
|
2020 год | 79,2 | 35,9 | 45,3 | 43,3 |
2021 год | 160,6 | 34,4 | 21,4 | 126,2 |
2022 год | 193,1 | 35,0 | 18,1 | 158,2 |
Вопрос недофинансирования Госпрограммы неоднократно поднимался Депутатами Государственной Думы Российской Федерации, а также на заседании Госсовета 26 декабря 2019 г.
Сведения о целях Государственной программы
Ведомственный проект «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений»
Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях
Ведомственный проект «Содействие занятости сельского населения»
Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях
Ведомственный проект «Благоустройство сельских территорий»
Аналитическое, нормативное, методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий
Ведомственная целевая программа «Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий»
Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации “Комплексное развитие сельских территорий
Мероприятие «Реализация функций аппарата ответственного исполнителя государственной программы»
Сведения о финансовом обеспечении Госпрограммы из всех источников на период 2020-2022 годов (млрд. рублей)
2020 | 2021 | 2022 | |||||
№ п/п | Наименование структурного элемента государственной программы Российской Федерации |
Закон о бюджете | Отклонение (от паспорта Госпрограммы) |
Закон о бюджете | Отклонение (от паспорта Госпрограммы) |
Закон о бюджете | Отклонение (от паспорта Госпрограммы) |
Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» – ВСЕГО |
96,4 | -132,1 | 78,4 | -284,2 | 66,7 | -346,1 | |
федеральный бюджет консолидированные бюджеты субъектов РФ внебюджетные источники* |
35,9 |
ВЦП «Современный облик сельских территорий»
Ожидаемые результаты реализации проектов
1 | повышение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств |
ГП КРСТ | до 80% в 2025 |
2 | повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в границах территории реализации проекта |
ГП КРСТ | до 50% в 2025 |
3 | сохранение численности сельского населения в границах территории реализации проекта | ГП КРСТ | 100% |
4 | обеспечение в границах территории реализации проекта доступа домохозяйств к информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» |
ВЦП СОСТ | до 95% в 2025 |
5 | обеспечение в границах территории реализации проекта доли детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольное образование в муниципальной образовательной организации, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет |
ВЦП СОСТ | до 70% в 2025 |
6 | обеспечение в границах территории реализации проекта доли сельского населения систематически занимающегося физической культурой и спортом |
ВЦП СОСТ | до 55% в 2025 |
7 | обеспечение в границах территории реализации проекта уровня газификации жилых домов (квартир) сетевым газом | ВЦП СОСТ | до 72% в 2025 |
8 | обеспечение доли населения в границах территории реализации проекта питьевой водой | ВЦП СОСТ | до 80% в 2025 |
9 | обеспечение доли жилищного фонда в границах территории реализации проекта канализацией | ВЦП СОСТ | до 65% в 2025 |
10 | сокращение среднего радиуса доступности фельдшерскоакушерского пункта для населения, проживающего на территории реализации проекта |
ВЦП СОСТ | до 6 км в 2025 |
11 | сокращение среднего радиуса доступности образовательных учреждений для населения, проживающего на территории реализации проекта |
ВЦП СОСТ | до 6 км в 2025 |
в 2021 году – не менее 1 487 проектов* |
в 2022 году – не менее 1 824 проектов* |
в 2023 году – не менее 1 861 проектов* |
в 2024 году – не менее 1 841 проекта* |
в 2025 году – не менее 1 842 проектов* |
* Исходя из первоначального паспорта Госпрограммы
- дошкольные образовательные и общеобразовательные организации
- медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь
- объекты в сфере культуры
- спортивные сооружения
- объекты социального назначения
- центры культурного развития и развития традиционных промыслов и ремесел
приобретение транспортных средств и
оборудования для обеспечения
функционирования существующих или
эксплуатации объектов, создаваемых в
рамках проектов
- автобусы, автомобильный санитарный транспорт, мобильные медицинские комплексы
- оборудования для реализации проектов в области телемедицинских технологий
- оборудование (компьютерная и периферийная техника) для предоставления дистанционных услуг (включая расширение государственных, образовательных, коммерческих услуг)
развитие питьевого и технического
водоснабжения и водоотведения
- строительство или реконструкция систем водоотведения и канализации, очистных сооружений, станций обезжелезивания воды, локальных водопроводов, водозаборных сооружений
развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства
- строительство блочно-модульных котельных;
- перевод многоквартирных домов на индивидуальное отопление
развитие энергообеспечения
- строительство, приобретение и монтаж газо-поршневых установок, газгольдеров, газораспределительных сетей
- строительство сетей электропередачи внутри муниципального образования
- строительство уличных сетей освещения населенных пунктов (при обязательном использовании энергосберегающих технологий)
- строительство и оборудование автономных и возобновляемых источников энергии с применением технологи энергосбережения
развитие телекоммуникаций
- приобретение и монтаж оборудования, строительство линий передачи данных, обеспечивающих возможность подключения к сети «Интернет»
Ранжирование проектов
- Определение перечня проектов для субсидирования осуществляется согласно результатам их ранжирования
- Субсидия предоставляется на проекты, занимающие в группах по федеральным округам одинаковые порядковые места, начиная с 1-го места
- В случае если оставшегося объема нераспределенной субсидии недостаточно для предоставления его по всем проектам, занимающим одинаковые порядковые места в группах по федеральным округам, то предоставление оставшегося объема субсидии осуществляется на проекты, которые имеют наибольшее количество общих баллов среди проектов, занимающих одинаковые места в группах по федеральным округам
- При наличии средств федерального бюджета, высвобожденных в связи с приостановлением, досрочным завершением реализации проектов, в объеме, и (или) дополнительного выделения средств федерального бюджета на реализацию Госпрограммы Комиссия принимает решение о дополнительном определении перечня проектов для предоставлении им субсидии
Критерии отбора проектов КРСТ
- доля занятого населения в общей численности экономически активного населения
- доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования проекта
- длительность достижения результатов реализации проекта
- отношение среднемесячных располагаемых ресурсов (доходов) домохозяйств на территориях реализации проекта к располагаемым ресурсам (доходам) городских домохозяйств субъекта Российской Федерации
- доля прироста постоянных рабочих мест в рамках реализации мероприятий проекта КРСТ, а также в рамках инвестиционных проектов
- доля трудоспособного населения в общей численности населения на территории реализации проекта
- вклад проектов в достижение целей Государственной программы
Результаты отбора проектов в 2019 году на период 2020-2022 годов
Отобрано 146 проектов, направленных на повышение качества жизни 1 062 тыс. человек сельского населения предусмотрена реализация мероприятий по созданию, строительству, капитальному ремонту, реконструкции 397 объектов социальной и инженерной инфраструктуры, а также приобретению 81 транспортного средства и 9 комплектов оборудования для функционирования объектов социальной и коммунальной инфраструктуры в 47 субъектах Российской Федерации. Объем финансирования проектов на период 2020-2022 годов составляет 22 003,9 млн рублей (в том числе из федерального бюджета 17 283,1 млн рублей, из внебюджетных источников 764,7 млн рублей (3,5 %).
- Предварительный отбор осуществлен без принятой нормативной базы (в связи с завершением формирования закона о бюджете)
- Низкое качество подготовки проектов субъектами Российской Федерации, отсутствие навыков проектного финансирования
- Невозможность перераспределения расходов между субъектами Российской Федерации б/а после 2-го чтения
- Несоблюдение требований к проектам субъектами Российской Федерации невозможность заключения соглашений (2 субъекта РФ)
Особенности финансирования проектов на 2020 год
12,0 млрд. рублей
Предварительно отобраны проекты в рамках доведенного объема в отсутствии принятых НПА
Направлено предварительное распределение б/а к проекту закона о федеральном бюджете на 2020-2022 годы в октябре 2019
Минфином России принято предварительное распределение б/а по субъектам Российской
Федерации
31.12.2019 в резервный фонд возвращены 567,1 млн рублей
14 проектов
567,1 млн рублей (включая не заключение соглашения + исключением одного объекта из проекта)
Направлено обращение в Правительство Российской Федерации о возврате этих средств на цели реализации Госпрограммы с целью перераспределения между субъектами РФ
Отобрано 147 проектов (в т.ч. 14 проектов не смогли быть профинансированы в связи с отсутствием лимитов по соответствующим субъектам РФ, сформированных на основе предварительного распределения) в рамках предельного объема на основе принятых НПА (по итогам рассмотрения официальных заявок)
11,4 млрд. рублей
Источник: xn--j1amde.xn--p1ai