Правила построения программ исследования

Предварительное составление программы психологического исследования — неотъемлемая часть процедуры психологической диагностики. Программа экспериментально-психологического исследования определяет набор конкретных методик, тактических приемов их проведения и саму последовательность предъявления.

При исследовании детей с тяжелыми нарушениями на предварительном этапе (до собственно экспериментально-психологического и/или нейропсихологического исследования) помимо обычного сбора анамнеза, анализа документов и пр. может оказаться полезным составление так называемой шкалы навыков, необходимых для социальной и бытовой адаптации, предложенной И.Ю. Левченко (2000). Она представляет собой анализ возможностей ребенка по ряду следующих параметров.

Навыки, необходимые для социальной адаптации:

  • пользование ванной;
  • забота о волосах, ногтях;
  • вытирание полотенцем;
  • пользование общественным туалетом;
  • надевание одежды и обуви и уход за ними;
  • употребление основной кухонной утвари;
  • умение пользоваться газовыми и электрическими плитами;
  • использование шкал и мер;
  • приготовление простых блюд;
  • выполнение основных домашних поручений;
  • простая стирка и глажение;
  • пользование телефоном и умение сделать вызов срочных служб (врача, пожарных);
  • самостоятельное пользование общественным транспортом и знание правил пешехода;
  • овладение основными предосторожностями против возникновения пожара;
  • умение обратиться за помощью в случае необходимости;
  • распознавание цвета;
  • понимание показаний часов с латинскими и арабскими цифрами на циферблате;
  • пользование будильником;
  • совершение простых счетных операций;
  • устный счет;
  • знание денежных купюр и монет;
  • умение сделать мелкие покупки за наличный расчет;
  • умение отправить письмо, написать имя и адрес;
  • знание социально значимых слов и символов;
  • умение правильно стоять, сидеть и ходить;
  • прием лекарств по назначению, оказание элементарной первой помощи.
  • установление и поддержание отношений с окружающими, умение получать удовлетворение от этих отношений;
  • умение правильно реагировать на замечания;
  • проявление нормальной реакции на доброту и любовь;
  • владение основными речевыми навыками;
  • умение начать разговор;
  • пользование формулами вежливости: «пожалуйста», «спасибо» и др.;
  • умение обратиться за советом;
  • умение пользоваться столовой;
  • умение назначить встречу и быть вовремя при приглашении;
  • умение пригласить и развлечь дома гостей;
  • осознание опасности вредных привычек (курения, употребления алкоголя);
  • осознание моральных норм, относящихся к сексуальному поведению;
  • знание функций таких государственных учреждений, как милиция, больница.
  • способность следовать простым инструкциям;
  • употребление простых инструментов;
  • выполнение обычных домашних обязанностей;
  • способность переносить усталость;
  • принятие указаний и руководства;
  • принятие ответственности;
  • принятие роли подчиненного;
  • пунктуальность;
  • умение устанавливать отношения в процессе работы.
  • умение организовать свободное время;
  • установление дружеских отношений; участие в клубных занятиях и кружках;
  • увлечение чем-либо (хобби);
  • посещение библиотек и музеев;
  • понимание в доступных пределах произведений искусства;
  • способность танцевать;
  • умение посещать кинотеатры и другие места развлечений.
  • «человек — природа» (предмет труда — живые организмы, биологические, микробиологические процессы);
  • «человек — техника» (предмет труда — технические системы, технические и неживые предметы, материалы, энергия);
  • «человек — человек» (предмет труда — люди, группы, коллективы);
  • «человек — знак» (предмет труда — условные знаки, цифры, коды, формулы, естественные языки);
  • «человек — художественный образ» (предмет труда — художественные образы, их части, элементы, свойства). Результаты ответа на данный опросник помогают сориентироваться, в какой сфере находятся профессиональные интересы подростка, насколько ярко они выражены. В дальнейшем профессиональные интересы подростка соотносятся с его фактическими и потенциальными возможностями.
  1. Каковы основные цели психолого-педагогического изучения подростков с нарушениями развития?
  2. Какие возрастные особенности подростков необходимо учитывать при психологическом исследовании?
  3. Каковы общие принципы использования психологических методик в зависимости от характера отклонений в развитии?
  • Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.
  • Практическая психодиагностика / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 2000.
  • Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. — СПб., 1998.
  • Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977.

Источник: studfile.net

Вебинар 1. Внутрилабораторный контроль качества.

Прямой эфир «Правила богатой жизни»

Читайте также:
Авто программа для многодетных

Подготовка программы исследования

Проведение исследований является важной составляющей любой научной работы. Анализ хода исследования и полученных данных помогает нам проанализировать проделанную работу, сделать выводы и подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Любое исследование необходимо начинать с составления его программы. Для того чтобы нам четко обозначить о чем идет речь, в нашей работе мы рассмотрим несколько определений программы исследования.

Первое определение дает Российская социологическая энциклопедия: «программа исследования — это изложение теоретико-методологических предпосылок общей концепции в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез». [13, с.56]

Большой словарь по социологии определяет программу исследования как документ, раскрывающий исследуемую (проблемную) ситуацию и процедуру ее изучения, в котором содержится теоретико-методологические предпосылки, гипотезы, основные задачи исследования, методика и техника сбора и обработки информации. [8, с.304]

Третье определение принадлежит группе социологов А.А. Грицанову, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькину, Г.Н. Соколовой и О.В. Терещенко: «программа исследования — это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта». [6, с.46]

Таким образом, когда мы говорим о программе исследования, то, по сути, мы говорим о теории и методологии конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, а также подразумеваем теоретико-методическую основу процедур всех этапов исследования сбора, обработки и анализа информации. И в нашей работе мы будем опираться именно на такое определение, так как оно является наиболее полным и отражает все основные качества программы исследования.

Ключевые пункты программы исследования

После изучения определений понятия программа исследования, мы поняли, что она является важным документом для любого типа исследований. Хорошо разработанная программа исследования позволяет заранее предусмотреть ход развития будущей работы, избежать лишней суеты, придает исследованию ритмичность на всех этапах его проведения.

В.И. Добреньков и А.И. Кравченко в своей работе «Методы социологического исследования» делят программу исследования на два раздела [7, с.150]:

А. Методологический раздел программы исследования, который включает в себя следующие пункты:

1. Формулировка проблемы, обоснование ее актуальности.

2. Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования.

3. Формулирование и интерпретация основных понятий. Обоснование эмпирических индикаторов (операционализация).

4. Формулировка рабочих гипотез.

Б. Методико — процедурный раздел программы исследования, он состоит из:

1. Принципиальный (стратегический) план исследования.

2. Определение характеристики используемых методов сбора первичной социологической информации.

3. Выбор процедур сбора и анализа эмпирической информации.

4. Содержательный анализ результатов исследования, логические схемы ее обработки.

5. Оформление результатов исследования в виде отчетов, публикаций, социальных технологий и т.д.

Важной частью любого исследования является глубокое и полноценное обоснование этих двух разделов, поэтому в нашей работе мы будем опираться на описанную выше структуру.

Источник: studbooks.net

Правила построения программ исследования

Предварительное составление программы психологического исследования — неотъемлемая часть процедуры психологической диагностики. Программа экспериментально-психологического исследования определяет набор конкретных методик, тактических приемов их проведения и саму последовательность предъявления.

При исследовании детей с тяжелыми нарушениями на предварительном этапе (до собственно экспериментально-психологического и/или нейропсихологического исследования) помимо обычного сбора анамнеза, анализа документов и пр. может оказаться полезным составление так называемой шкалы навыков, необходимых для социальной и бытовой адаптации, предложенной И.Ю. Левченко (2000). Она представляет собой анализ возможностей ребенка по ряду следующих параметров.

Навыки, необходимые для социальной адаптации:

  • — пользование ванной;
  • — забота о волосах, ногтях;
  • — вытирание полотенцем;
  • — пользование общественным туалетом;
  • — надевание одежды и обуви и уход за ними;
  • — употребление основной кухонной утвари;
  • — умение пользоваться газовыми и электрическими плитами;
  • — использование шкал и мер;
  • — приготовление простых блюд;
  • — выполнение основных домашних поручений;
  • — простая стирка и глажение;
  • — пользование телефоном и умение сделать вызов срочных служб (врача, пожарных);
  • — самостоятельное пользование общественным транспортом и знание правил пешехода;
  • — овладение основными предосторожностями против возникновения пожара;
  • — умение обратиться за помощью в случае необходимости;
  • — распознавание цвета;
  • — понимание показаний часов с латинскими и арабскими цифрами на циферблате;
  • — пользование будильником;
  • — совершение простых счетных операций;
  • — устный счет;
  • — знание денежных купюр и монет;
  • — умение сделать мелкие покупки за наличный расчет;
  • — умение отправить письмо, написать имя и адрес;
  • — знание социально значимых слов и символов;
  • — умение правильно стоять, сидеть и ходить;
  • — прием лекарств по назначению, оказание элементарной первой помощи.
Читайте также:
Какие программы нужны для Варфейс

— установление и поддержание отношений с окружающими, умение получать удовлетворение от этих отношений;

умение правильно реагировать на замечания;

  • — проявление нормальной реакции на доброту и любовь;
  • — владение основными речевыми навыками;
  • — умение начать разговор;
  • — пользование формулами вежливости: «пожалуйста», «спасибо» и др.;
  • — умение обратиться за советом;
  • — умение пользоваться столовой;
  • — умение назначить встречу и быть вовремя при приглашении;
  • — умение пригласить и развлечь дома гостей;
  • — осознание опасности вредных привычек (курения, употребления алкоголя);
  • — осознание моральных норм, относящихся к сексуальному поведению;
  • — знание функций таких государственных учреждений, как милиция, больница.
  • — способность следовать простым инструкциям;
  • — употребление простых инструментов;
  • — выполнение обычных домашних обязанностей;
  • — способность переносить усталость;
  • — принятие указаний и руководства;
  • — принятие ответственности;
  • — принятие роли подчиненного;
  • — пунктуальность;
  • — умение устанавливать отношения в процессе работы.

Отдых и развлечения:

  • — умение организовать свободное время;
  • — установление дружеских отношений; участие в клубных занятиях и кружках;
  • — увлечение чем-либо (хобби);
  • — посещение библиотек и музеев;
  • — понимание в доступных пределах произведений искусства;
  • — способность танцевать;
  • — умение посещать кинотеатры и другие места развлечений.

Итак, после осуществления предварительной работы необходимо подобрать соответствующие методики и разработать последовательность их предъявления.

Выбору правильной последовательности предъявления методик не всегда придается должное значение, тогда как на практике это может быть очень важным фактором, определяющим информативность и достоверность исследования. Обычно вначале, после беседы, дают относительно несложные и нейтральные задания, так как на этом этапе еще идет установление контакта с подростком, «прощупывание» его возможностей и личностных реакций на исследование. Затем задания усложняются. Характер заданий лучше варьировать: например, не рекомендуется сначала предъявить все методики «на память» (напомним, что методик, изучающих исключительно одну функцию, в силу системности психики человека, не существует, и речь идет о выявлении той или иной методикой преимущественно той или иной функции), затем — «на мышление» и т.п. В случае предъявления однотипных методик скорее возникает явление пресыщаемости, ребенок быстрее устает, поскольку выполняет сходные виды деятельности.

Подбор конкретных методов исследования также требует внимания. Программа не должна быть перегружена, но в ходе ее реализации должны быть получены ответы на поставленные при обследовании ребенка вопросы. Конечно, подростки, как правило, более выносливы к длительному умственному напряжению, чем дети более младшего возраста, но все же утяжелять программу методиками «на всякий случай» нежелательно. Другое дело, когда в ходе исследования появляется подозрение на существование каких-то особых нарушений психики, что может повлечь за собой кардинальное изменение оценки характера отклонений в развитии (например, ребенок обследуется как умственно отсталый, а в ходе исследования обнаруживается искажение мышления, не свойственное данной аномалии развития). В таких случаях программа может быть дополнена соответствующими методиками и приемами, но без необходимости этого делать не следует.

По времени исследование подростка обычно не превышает 1,5 ч (а нередко оно занимает и меньше времени, если ребенок быстро истощается), поэтому в случае необходимости и при наличии возможности бывает целесообразно проводить исследование в течение нескольких дней.

Читайте также:
Как подделать почерк программа

Выбор методик всегда должен отвечать принципу всестороннего и целостного исследования, но при этом он в определенной степени зависит от целей и задач обследования.

Так, например, при выявлении причин трудностей в обучении в ряде случаев может оказаться полезным неиропсихологическое исследование, выявляющее тонкие нарушения корковых функций. При изучении причин нарушений поведения необходимо очень внимательно изучить не только личностные особенности подростка, но и всю систему его межличностных отношений, социально-психологическую ситуацию в семье, школе, выявить сферы дисгармонии отношений. Для этой цели могут использоваться опросники, проективные методики, социометрия (для определения положения ребенка в социальной микрогруппе).

Существенные особенности имеет исследование подростка с нарушениями развития в целях профориентации. Здесь помимо традиционных методик исследования познавательной сферы и личности используют специальные профдиагностические методики. Психика подростка оценивается с точки зрения возможности выполнения им той или иной профессиональной деятельности.

В качестве дополнительных методов используют тесты способностей (общих и специальных). При этом, однако, не следует забывать, что профпригодность — динамичное образование, которое формируется в ходе деятельности, а не дано изначально; при этом уровень развития способностей не является решающим фактором. Профессиональное становление во многом зависит от мотивации, интересов, любви к своему делу, которые часто помогают компенсировать недостаток нужных способностей или развить их. Это касается и подростков с отклонениями в развитии, в связи с чем особое внимание следует обратить именно на данные характеристики.

Многие личностные особенности подростка изучаются с помощью рассмотренных выше экспериментально-психологических методик, тестов, опросников. Существуют и специально разработанные для профориентации опросники, уже хорошо зарекомендовавшие себя в работе с некоторыми категориями подростков с отклонениями в развитии. Это прежде всего Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Данный опросник исходит из положения о том, что все профессии можно классифицировать по признаку предмета труда на несколько групп. Предмет труда — это система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек определенной профессии должен мысленно или практически оперировать (распознавать, учитывать, упорядочивать, преобразовывать, сохранять или отыскивать их). В соответствии с предметом труда мир профессий разделяется на следующие группы:

  • — «человек — природа» (предмет труда — живые организмы, биологические, микробиологические процессы);
  • — «человек — техника» (предмет труда — технические системы, технические и неживые предметы, материалы, энергия);
  • — «человек — человек» (предмет труда — люди, группы, коллективы);
  • — «человек — знак» (предмет труда — условные знаки, цифры, коды, формулы, естественные языки);
  • — «человек — художественный образ» (предмет труда — художественные образы, их части, элементы, свойства). Результаты ответа на данный опросник помогают сориентироваться, в какой сфере находятся профессиональные интересы подростка, насколько ярко они выражены. В дальнейшем профессиональные интересы подростка соотносятся с его фактическими и потенциальными возможностями.

Направленность личности для целей профориентации можно изучать с использованием методики «Ценностные ориентации» Рокича. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности, является основой отношений человека к окружающему миру и себе, ядром мотивации жизненной активности.

Выделяют так называемые терминальные ценности (ценности-цели, к которым стремится человек) и инструментальные ценности (ценности-средства, убеждения в том, что какой-то образ действий или свойства личности являются предпочтительными в любой ситуации). Рекомендуемая методика позволяет выявить иерархию ценностей и ее особенности. Трудностью при применении данной методики может стать желание подростка соответствовать социальным ожиданиям, в результате чего он будет отвечать не искренне, а «как положено». Эта трудность не возникнет, если с ребенком предварительно установлен хороший контакт, существует атмосфера доверия.

Источник: studwood.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru