Правила короткой программы в фигурном катании у женщин

Федерация фигурного катания на коньках России объявила, что будет добиваться от Международного союза конькобежцев разрешения на исполнение четверных прыжков в коротких программах у девушек. Это позволило бы таким спортсменкам, как Анна Щербакова и Александра Трусова, набирать ещё больше баллов на соревнованиях. У такого шага есть как сторонники, так и противники. Спортивный обозреватель RT объясняет, почему, по его мнению, подобные изменения в регламенте пока преждевременны.

Четверные прыжки в женском фигурном катании уже не первый год являются предметом споров среди специалистов и любителей данной дисциплины. Эти сложнейшие элементы, требующие огромных физических возможностей и невероятного мастерства, запросто могут принести своим исполнительницам высочайшие баллы, с которыми можно выиграть любые соревнования. Целое поколение новых фигуристок строит свои карьеры вокруг четверных прыжков и добивается побед с их помощью.

Однако в полной мере эти прыжки до сих пор не легализованы. Взрослым и юным фигуристкам разрешено их исполнять, но только в произвольных программах. Короткие прокаты остаются чётко регламентированными — они должны содержать двойной или тройной аксель, любой другой тройной прыжок, а также каскад из двух тройных или одного тройного и одного двойного прыжков. Попытка выполнить четверной прыжок лишь приведёт к тому, что он не получит ни одной сотой балла, а выполнить вместо него другой прыжковый элемент будет нельзя. То же самое касается двойных прыжков, если это не оговорено отдельно, и одинарных — правила в этом смысле довольно строги и не направлены только против четверных прыжков.

Как различать Прыжки в Фигурном Катании? | Разбираемся вместе

Также по теме

Планы Щербаковой на финал и новый номер Медведевой: что обсуждают после Гран-при Китая по фигурному катанию

Победительница двух этапов Гран-при нынешнего сезона Анна Щербакова поделилась планами на финал турнира. По её словам, главной целью.

Постепенно эти ограничения вызывают всё больше критики и требования их отменить становятся всё громче. Об этом сначала заговорили известные тренеры и сами фигуристы, а теперь на их сторону встала и Федерация фигурного катания на коньках России. Её президент Александр Горшков объявил, что будет просить Международный союз конькобежцев (ISU) изменить правила в следующем сезоне.

«Наша федерация инициировала рассмотрение вопроса о разрешении четверных прыжков в короткой программе среди женщин», — цитирует Горшкова РИА Новости.

«Изменение в технических правилах происходит так: предложения направляются до сентября, что наша федерация и сделала. Мы ждём ответа от технического комитета, который должен последовать до начала конгресса», — описал процедуру генеральный директор ФФККР Александр Коган.

Конгресс ISU пройдёт летом 2020 года в Таиланде, так что до следующего сезона никаких изменений в правилах не будет. Фигуристкам ещё год придётся состязаться по текущему регламенту.

КАК СЧИТАЮТСЯ БАЛЛЫ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ

Доводы тех, кто хочет разрешить четверные прыжки в коротких программах, вполне понятны. В наше время этот элемент уже нельзя считать совсем редким. Пятеро действующих фигуристок уже исполняли чистые четверные прыжки на официальных соревнованиях. В список квадисток, как их называют в мире фигурного катания, входят россиянки Анна Щербакова, Александра Трусова и Камила Валиева, а также казахстанка Элизабет Турсынбаева и американка Алиса Лю. Кроме них, ещё несколько фигуристок пробовали исполнять четверные прыжки на тренировках.

В своё время точно такое же ограничение существовало у мужчин — в конце 1990-х прыжки в четыре оборота были разрешены только в произвольных программах, а в коротких прокатах нужно было исполнять только несколько обязательных элементов, среди которых четверных прыжков не было. Это правило безнадёжно устарело, и уже сложно представить, чтобы кто-то из мужчин не начинал короткую программу хотя бы с четверного тулупа.

Запрет на четверные прыжки в коротких программах также теоретически ставит квадисток в неравные условия с трикселистками — фигуристками, имеющими на вооружении тройной аксель. Они могут выполнять этот прыжок три раза в двух прокатах, хотя он тоже относится по уровню сложности к элементам «ультра-си» и обладает огромной по сравнению с другими элементами ценой. Три тройных акселя имеют базовую стоимость 24 балла, а два четверных лутца — 23. Тулуп и сальхов принесут ещё меньше очков своим исполнительницам. При этом ошибки на четверных прыжках наказываются строже — флип и лутц могут получить штрафы не только за недокруты, но и за неправильные рёбра отталкивания.

Многим болельщикам, особенно из России, нынешняя редакция правил кажется отставшей от времени. Ведь фигурное катание развивается, и никакие ограничения не должны останавливать этот прогресс. Если у кого-то имеются силы показывать элементы, которые другим не по плечу, то спортсмены должны этим пользоваться и набирать больше заветных баллов.

Однако в данный момент разрешение исполнять четверные прыжки в короткой программе может привести к ряду плачевных последствий. Уже сейчас нельзя не заметить огромную пропасть, которая образовалась между Трусовой с Щербаковой и остальными фигуристками. Они соревнуются в своей собственной лиге, не подпуская никого к первым местам, даже если им не удалось набрать много баллов в короткой программе. Трикселистки, которые, по идее, должны пользоваться возможностью выполнить на один прыжок больше, остаются всё равно в проигрыше. И эта разница станет ещё громаднее, если дать возможность в короткой программе исполнять один или даже два четверных прыжка.

В совсем безнадёжном положении окажутся фигуристки, которые вообще не делают сверхсложных прыжков. Как правило, такие спортсменки стараются набрать свои баллы с помощью компонентов — хореографии, владения коньком и образности. Но их предел в короткой программе за технику — это 30—34 балла. Получать больше на регулярной основе могут только самые титулованные девушки.

Читайте также:
В какой программе лучше рисовать пиксель арт

Квадисткам же достаточно сделать два прыжка в соло и каскаде, чтобы получить почти столько же очков. При этом усилия будут затрачены совсем разные.

Данную проблему могла бы решить отмена другого правила, которое вызывает не меньше раздражения. Это так называемые факторы — коэффициенты, на которые умножаются баллы за компоненты. Если у мужчин в короткой программе вторая оценка совпадает с той, которую поставили судьи, то у девушек она умножается на 0,8 и становится ниже. Техника же оценивается одинаково.

В произвольных программах «факторы» равняются 2 у мужчин и 1,6 у женщин. Раз девушки уже начали выполнять четверные прыжки и появилось требование легализовать их в короткой программе, то и оценка за компоненты должна быть, как у мужчин. Однако данная поправка для фигуристок по-прежнему существует и тормозит развитие их хореографических навыков.

Также по теме

«Позор судейской бригаде»: Бестемьянова об оценках на Гран-при Китая, ошибках Туктамышевой и о мастерстве Щербаковой

Жюри не стоит обращать внимание на мелкие погрешности, когда речь идёт о таком сложном прыжке, как четверной лутц. Об этом в интервью.

Отмена действующих правил также с новой силой спровоцирует погоню за четверными прыжками, а это негативно скажется на качестве исполнения не только их самих, но и остальных элементов. Зачем уделять время другим прыжкам, вращениям и хореографии, если львиную долю баллов всё равно принесут четверные?

Последний этап Гран-при в Китае показал, что судьи не собираются щедро одаривать за один только факт исполнения таких прыжков. Щербакова не получила столько баллов, на сколько рассчитывала, так как её четверной лутц оценивали гораздо строже. Подобные придирки и небольшие судейские скандалы никому не нужны, но чем ставки выше, тем их будет больше.

Накладывание ограничений — это не обязательно шаг назад и остановка в развитии. Ещё недавно в фигурном катании не утихали споры вокруг прыжков во второй половине программы. До 2018 года можно было поместить их все в конец программы и заработать на этом дополнительные баллы. В итоге было решено оставить этот бонус в силе, но не распространять его на все прыжки.

Точно так же обстоит ситуация и с четверными прыжками. Они в целом разрешены, но должны занимать своё место, а именно — в произвольных прокатах, в которых фигуристы по умолчанию вольны исполнять всё что угодно. А сама суть коротких программ заключается в определённом наборе обязательных элементов, и если подвергать сомнению этот принцип, то стоит подумать и над отменой обязательного исполнения акселя или других элементов. Можно пойти дальше и перестать соблюдать правила, направленные на разнообразие прыжков, — ведь тем, кому проще всего даются рёберные прыжки, наверняка бы хотелось только их и исполнять.

Рано или поздно ISU всё-таки придётся разрешить женщинам исполнять четверные прыжки в коротких программах, как это было с мужчинами. Но сохранение баланса, существующего сейчас, тоже необходимо.

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»

tg_banner

  • «Это ещё не мой максимум»: что говорили российские фигуристы после этапа Гран-при в Китае
  • «Сила наших девочек имеет и отрицательную сторону»: в России раскритиковали судейство на этапе Гран-при в Китае
  • Номер с переодеванием Щербаковой, «домохозяйка» Самодурова и обещание Глейхенгауза: чем завершился этап Гран-при в Китае
  • «Позор судейской бригаде»: Бестемьянова об оценках на Гран-при Китая, ошибках Туктамышевой и о мастерстве Щербаковой
  • Планы Щербаковой на финал и новый номер Медведевой: что обсуждают после Гран-при Китая по фигурному катанию

Источник: russian.rt.com

Правила и критерии фигурного катания

Сайт о спорте и здоровом образе жизни: правильные тренировки и упражнения

Фигурное катание уникальный вид спорта, сочетающий в себе сложнейшую, захватывающую дух технику и завораживающий своей красотой танец. Оценивая выступления спортсменов, арбитрам недостаточно абсолютных показателей (очки, секунды, сантиметры), большую роль играет то впечатление, которое произвели фигуристы своим катанием. Поэтому судейство в фигурном катании очень сложный процесс.

Старая система, просуществовавшая более ста лет, предполагала две оценки выступления фигуристов:

  • первая за технику исполнения,
  • вторая за артистизм.

Каждый судья выставлял оценку по шестибальной системе, где 0,0 не исполнено, а 6,0 исполнено безукоризненно. Результатом становилось среднее арифметическое значение оценок всех судей.

Слабостью этой системы посчитали то, что оценка выступления спортсменов не была абсолютной. Ведь, по сути, судьи не столько оценивали мастерство фигуриста, сколько сравнивали техничность программы и качество проката его по отношению к другим участникам соревнований.

Судейская система ИСУ

С 2004-2005 года, на всех соревнованиях, включая Олимпиады, Международный союз конькобежцев ввел новую систему. Ее разработали с целью повысить объективность судейства. Теперь кроме оценки за технику, оценивается отдельно каждый элемент (секция), которому изначально присваивается определенная ценность. А вместо единого балла за артистизм, арбитры оценивают отдельные составные компоненты исполненной программы.

Общая оценка выступления складывается из суммы баллов за технику и компоненты.

В соответствии с новыми правилами фигурного катания, судейство осуществляется следующими официальными лицами:

  1. Главный судья (рефери), который руководит работой всех судей, отвечает за организацию соревнований.
  2. Судейскую бригаду, состоящую из 9 арбитров, для оценки качества исполнения.
  3. Техническая бригада, в составе которой:
  • технический контролер, отвечающий за ее работу,
  • технический специалист опознает исполняемые элементы, определяет их сложность, выявляет ошибки при выполнении фигур, назначает штрафы и бонусные коэффициенты,
  • ассистент технического специалиста.

Все они должны быть официально зарегистрированы в ИСУ, не должны представлять одну и ту же национальную Федерацию. При формировании судейской бригады предпочтение отдается судьям тех Федераций, спортсмены которой участвуют в этих соревнованиях.

В одиночном и парном катании

Эти соревнования включают в себя в два этапа: короткая (обязательная) и произвольная программа. Время выступления отсчитывается от момента начала движения до момента полной остановки спортсмена. Для обязательной программы это 2 минуты 50 секунд.

В произвольной у мужчин 4,5 минуты, у женщин 4 минуты. Для пары 4,5 минуты. Допускаются изменения +/- 10 секунд.

В короткую программу включаются семь обязательных фигур. Для каждого сезона определяется новая комбинация обязательных элементов. Последовательность их исполнения не регламентируется.

Читайте также:
Как запускать программы написанные на python

В произвольной программе спортсменов одиночников стоимость всех прыжков, а в катании спортивных пар еще и выбросов, подкруток, поддержек, исполненных во второй половине программы, увеличивается на коэффициент 1,1.

Прочтите также: Коньки bauer supreme s180 sr: достоинства и недостатки, похожие модели

В танцах на льду

Здесь запрещены выбросы, подкрутки и прыжки, более чем в один оборот. А танцевальные поддержки должны быть не выше головы партнера. Соревнования проводятся в двух дисциплинах: короткий (обязательный) и произвольный танец.

Регламент соревнований для каждого сезона определяет вид музыки и серии обязательных для исполнения элементов. Это могут быть: дорожки шагов, серии твизлов (вращений во время движения на одной ноге), совместных вращений партнеров и одной танцевальной поддержки. Уровень их сложности не регламентирован.

Тема, сюжет и композиция произвольного танца определяется самими спортсменами.

Танец должен исполняться под музыку, меняющую свой ритм, темп. Композиция может состоять из двух музыкальных произведений.

В соревнованиях низкого уровня

В детских и любительских соревнованиях спортсменов не достигших высших разрядов, в систему может вноситься ряд изменений:

  1. Судейская бригада может состоять из двух арбитров, а техническая из одного.
  2. Уровень исполняемых элементов ограничен до 2 или 3. Применяется одинаковый коэффициент для мужчин и женщин.
  3. Допускаются включение в каскады и комбинации не больше двух прыжков.
  4. Обводка считается зачетным элементом.
  5. Количество компонентов программы уменьшается. Для детей он только один артистизм.
  6. Дедакшн уменьшается вдвое.
  7. Одновременно разминаться могут восемь фигуристов.

Баллы за элементы

Технический специалист опознает каждую фигуру (секцию), ее уровень, стоимость (SOV), регламентируемую в специальных таблицах.

После этого, каждый арбитр оценивает качество исполнения (GOE) от -3 до +3. Из всех оценок, присужденных девятью судьями, удаляется самая большая и маленькая. Из остальных вычисляют среднее значение и округляют до двух знаков.

Важно! Оценка каждой фигуры высчитывается в результате складывания ее стоимости и качества (SOV+ GOE).

Финальный результат выступления определяется путем суммирования баллов за все секции, штрафы и бонусы.

Правила фигурного катания строго регламентируют, какие элементы следует обязательно включать в выступление. А, также максимальное количество использования разных фигур. Если это количество больше предписанного, то оценивается только исполненные первыми, а остальные нет.

Очки за общее впечатление

Кроме определения качества выполнения фигур, судьи дополнительно оценивает общее впечатление от катания фигуристов. Каждая составляющая часть программы оценивается по 10-ти бальной системе, где 1 плохо, а 10 безукоризненно. Выделяют пять компонентов программы:

  • уровень владения коньком, отработанность техники, свободное изменение скорости скольжения,
  • разнообразие связующих элементов, их сложность, умение партнеров кататься в унисон,
  • красота движений и поз, стиль, осанка, индивидуальность, единство и взаимодействие фигуристов, общая композиция,
  • структура программы, ее идея, концепция, оригинальность, использование пространства,
  • эмоциональная выразительность, цельность передаваемого образа, интерпретация музыки, соответствие движений ее характеру, стилю и ритму.

Результаты вычисляются по тому же алгоритму, что и при оценке элементов. Сначала отбрасываются крайние оценки. Из остальных вычисляют среднее значение. К нему применяются коэффициенты, регламентируемые для каждой дисциплины. Полученный результат округляется до двух знаков.

Прочтите также: Коньки reebok подробный обзор

Эти коэффициенты не отличаются у взрослых спортсменов и юниоров. Для короткой программы у мужчин применяется коэффициент 1,0, у женщин и пар 0,8. Для произвольной программы коэффициенты удваиваются.

Результатом выступления будет сумма получившихся баллов за все компоненты.

Штрафы

Каждое нарушение спортсменами правил, наказывается штрафами (дедакшн):

  1. Задержка выступления по вине спортсмена (-5).
  2. Использование запрещенных предметов (-1).
  3. Костюм, не соответствующий требованиям, не закрепленные украшения (-1).
  4. Исполнение запрещенных, опасных фигур (-2 за каждый).
  5. Нарушение хронометража выступления (-1 за каждые 5 секунд).
  6. Использование неправильной музыки (-1).
  7. Падения (-1) за первое и второе, (-2) за третье и четвертое. При падении сразу двух партнеров штраф удваивается.

Изменения за последние годы

Введение новой системы существенно повысило объективность судейства, но вместе с тем вызвало и ряд нареканий. Так, стремление включить больше дорогостоящих элементов приводит к уменьшению оригинальности выступлений. Кроме того, по мнению экспертов, свод правил не включает всего разнообразия возможных фигур. Это может тормозить развитие фигурного катания. Попытки найти баланс между технической и хореографической составляющей заставляют ИСУ вносить изменения и поправки в правила фигурного катания.

Так в сезоне 2010-2011 года увеличилась стоимость сложных прыжков, уменьшился штраф за недокрученные прыжки, поменялось регламентируемое количество элементов, стало возможно включать в произвольную программу каскады, состоящие из трех прыжков.

В 2011-2012 году были переписаны некоторые критерии оценки. А в 2012-2013 годах был добавлен коэффициент 1,1, стимулирующий спортсменов к исполнению сложных фигур во второй половине выступления.

В сезоне 2016-2017 значимыми поправками можно назвать запрет на повтор прыжков в короткой программе, увеличение штрафных баллов за повторные падения, отказ от анонимности судей.

Правила спортивных соревнований постоянно совершенствуются, изменяются критерии оценки, повышаются требования к технике катания.

Источник: irksportmol.ru

Новая система компонентов — подарок для Трусовой. Их разработала российский судья

ISU хочет избавиться от субъективных предрассудков.

Конгресс ISU в Пхукете подходит к своему концу, и напоследок делегаты форума обсудили одну из самых однозначных реформ. Совет Международного союза конькобежцев решил заняться проблемой субъективного подхода при оценке компонентов — критериев творческого подхода и презентации в фигурном катании. Теперь их будет не пять, а только три.

Также ISU обновили критерии оценки компонентов и ужесточили контроль за судьями, чье мнение радикально отличается в ту или другую сторону от коллег. На бумаге изменения значительные и действительно должны помочь в борьбе с судейским волюнтаризмом, а также помочь самим арбитрам в их работе. Но вот возможна ли в принципе хоть какая-то объективность в субъективной плоскости?

Главная проблема оценок за компоненты — одни и те же критерии

Если спросить обывателя, как оценивается выступление по фигурному катанию, то он сразу скажет — есть оценка за технику, а есть за артистизм. Они складываются вместе, и получается результат. Реальность намного сложнее. Современная эра, которая началась после реформы 2004 года принесла нам техническую оценку, включающую в себя баллы за прыжки, вращения, дорожки шагов и за компоненты.

Читайте также:
Кто подлежит ежегодному предварительному обучению по десятичасовой программе в рк

Последних — пять, и среди них есть попадание в образ и соответствие музыке, что подходит под идею оценки за артистизм, которая была в эпоху шестибалльной системы. Однако есть в компонентах и критерий скольжения, который скорее подходит под технический. В то же время при оценке прыжков внимание обращают и на попадание в музыкальный акцент, и на выразительность приземления. В общем, стереотипное представление оценки за компоненты как оценки за артистизм не совсем верное.

Но в то же время именно в компонентах больше всего субъективности. Редко услышишь осмысленные судейские споры по поводу второй оценки фигуриста. Критерии настолько размытые, что большинство даже и не понимает, почему ставятся те или иные оценки. Анализируют разве что аномальные скачки/падения и динамику по сезону, сравнивая с другими фигуристами, не более.

Согласно правилам ISU баллы за «общее впечатление» (именно так в официальных документах называются компоненты) выставляются в соответствии со скольжением и навыком владения коньком (Skating skills), связующими элементами (Transitions), артистизмом и красотой исполнения (Performance), оригинальность построения программы (Composition) и соответствие музыки и образа движениями на льду (Interpretation of the Music). Мало того что подобные критерии субъективны, так они еще и повторяют друг друга. К примеру, в чем принципиальные различия между оценкой за красоту исполнения и соответствие музыки образу?

Вместо пяти критериев теперь остается только три

Последним и озаботились в ISU, когда решились наконец-то взяться за проблему оценок общего впечатления. Текущий проект, которой одобрили большинство делегатов конгресса Международного союза конькобежцев в Таиланде, разработала российский судья Алла Шеховцова.

Она видный человек в мировом фигурном катании с огромным опытом, правда с не самой очевидной репутацией: на Западе ее часто критикуют за участие в различных судейских играх, самым ярким из которых был скандал вокруг золота Аделины Сотниковой на Олимпиаде в Сочи. О влиянии Аллы говорит и тот факт, что она состоит в браке с Валентином Писеевым — серым кардиналом отечественного катания «нулевых». Возможно, в связи с этим была связана попытка Финляндии отклонить проект Шеховцовой, однако поддержку инициатива наших северных соседей не снискала. Поправки приняли, а значит, уже со следующего сезона мы будем жить по новым правилам.

Строго говоря, когда конкретно начнет действовать новый регламент в ISU пока не сообщали. Более того, этот вопрос на конгрессе даже не поднимался и на повестке не стоял. Следовательно, следует понимать, что поправка начинает действовать с момента ее принятия. Теперь вместо привычных нам пяти критериев по компонентам остается только три.

Теперь у нас есть «композиция», «владение коньком» и новый компонент «презентация», который включит в себя элементы «перформанса» и «интерпретации музыки». «Композицию» и «презентацию» оставляют с теми же значениями, что и прежде. А вот связующих элементов «Transitions», видимо, больше не будет вовсе. При этом переживать, что с уменьшением количества компонентов уменьшается их значение на общую оценку, не стоит. В техническом комитете ISU все продумали и пересчитали коэффициенты оценок за компоненты, и итоговая сумма баллов будет схожей с прошлой системой.

Убирают оценки за связки — теперь прыгать много четверных будет проще

Теперь оценки за компоненты в женском одиночном катании будут умножаться на 1,33 (вместо предыдущих 0,80) в короткой программе и на 2,67 — в произвольной (ранее было 1,60). В мужском одиночном — на 1,67 (было 1) в короткой и на 3,33 (2) — в произвольной. В парном катании — на 1,33 (0,80) в короткой программе и на 2,67 (1,60) — в произвольной.

В танцах на льду — на 1,33 (0,80) в ритм-танце и на 2 ровно (1,20) — в произвольном. Удивляет, конечно, что в ISU до сих пор продолжают выставлять разные критерии мужчинам и женщинам — странное гендерное разделение для третьей волны феминизма. Тем не менее главная проблема — это отмена оценок за переходы. Нужно дождаться полных трактовок новых правил, возможно, связки будут учитывать в композиции программы, однако, скорее всего, такого внимания к этому элементу больше приковано не будет.

В двух словах, теперь у спортсмена нет необходимости думать о насыщенности программы между прыжками. Можно хоть ехать на двух ногах от одного прыжка к другому — и на твои оценки это не повлияет. Александра Трусова, вероятно, оценит эти изменения — теперь пятиквадку будет делать проще. Еще один важный нюанс — со следующего сезона ISU иначе будет оценивать «коридор оценок». То есть разброс баллов между судьями, ведь за аномальные значения назначаются штрафные санкции.

Теперь высчитываться этот коридор будет не за конкретный критерий компонентов, а среднее арифметическое за всю сумму. То есть нет никаких проблем поставить фигуристу 5-6 баллов за презентацию, если компенсировать низкий балл высокими оценками за скольжение. За пределы полутора баллов не выходишь — значит, все отлично. Это попытка борьбы с феноменом «группового мышления», когда судьи стараются соответствовать средним значениям и не пытаются оценивать критерии в соответствии с уровнем мастерства фигуриста.

Неизвестно, поможет ли такая поправка — это можно будет понять уже только исходя из судейской практики. Собственно, как понять и влияние новых правил оценки компонентов. Ведь главную проблему они так и не решают. ISU хотел упростить жизнь судьям, лишив их необходимости выставлять пять критериев и оставив только три.

Но настоящим решением может стать только давно назревшее разделение судейской панели. С этим в совете ISU также согласны, но на такой раздутый штат у союза нет денег. Поэтому декларируемая еще с 2017 года идея откладывается до следующего конгресса, то есть еще на два года.

Источник: www.sport-express.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru