Участие в тендерных процедурах, проводимых в соответствии с Постановлением Правительства от 16 ноября 2015 года №1236. ПП 1236
Постановление Правительства от 16 ноября 2015 года №1236 (Далее ПП 1236) устанавливает запрет на допуск иностранного программного обеспечения (далее – ПО) к закупкам по 44-ФЗ. Рассмотрим ПП 1236 подробнее, в последней его редакции (ПП от 30 марта 2019 г. № 393). С 1 января 2018 г. устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для ЭВМ и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее — реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее — программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев
Автоматизация исполнительной документации. Автозаполнение актов скрытых работ АОСР, ОЖР, реестра.
ИСКЛЮЧЕНИЯ ПО ПП №1236
Если в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее — реестр российского ПО) и реестре евразийского ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке; (С 1 января 2018 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1594), либо; если программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению. (С 1 января 2018 г. в редакции ПП от 20.12.2017 № 1594).
ЗАПРЕТЫ ПО ПП 1236
Под запретом оказывается, как, собственно ПО, так и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств: — поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование ПО, посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений); — поставка, техническое обслуживание персональных ЭВМ, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых ПО подлежит установке в результате исполнения контракта; -выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией ПО, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование ПО или расширением ранее предоставленного объема прав; — оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением ПО, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав. (Пункт дополнен с 1 января 2018 г. — ПП от 20.12.2017 № 1594).
Правила формирования и ведения перечня физкультурно-спортивных организаций…
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПО ПП 1236
Подтверждением происхождения программ для ЭВМ и баз данных из РФ является наличие в реестре российского ПО сведений о таких программах для ЭВМ и базах данных; Подтверждением, что программа для ЭВМ и база данных относится к государству — члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных. (Пункт дополнен с 1 января 2018 г. — Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1594) На программы для ЭВМ и базы данных, сведения о которых включены в реестр евразийского программного обеспечения, распространяются дополнительные требования к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденные постановлением ПП от 23 марта 2017 г. № 325 «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных». (Дополнен с 1 января 2018 г. — Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1594)
ПП 1236 НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ
Запрет на допуск иностранного ПО не распространяется: — на осуществление закупок ПО и (или) прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами РФ при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства. — Действие ПП 1236 не распространяется на осуществление закупок программного обеспечения и (или) прав на него, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну. ПП 1236 запрещает заказчику допускать замену поставщиками российского и евразийского ПО на иное.
ПП 1236 возлагает обязанность на Минсвязи обязанность по формированию и ведению единого реестра ПО российского производства. В него вносят подробные сведения о программном продукте: коды ОКПД, данные о правообладателе, дату государственной регистрации, класс и так далее. Правила создания такого реестра приводятся в постановлении 1236. На сегодняшний день в него включено уже около 4700 различных программных продуктов.
ОБОСНОВАНИЕ ЗАКАЗЧИКОМ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ПО ПО ПП 1236
- Причина невозможности приобретения российского ПО.
- Класс, которому должно соответствовать требуемое ПО.
- Необходимые функциональные и технические характеристики программного обеспечения.
- Характеристики, по которым требуемое ПО не соответствует аналогам, внесенным в реестр.
Обоснование должно быть размещено заказчиком в ЕИС одновременно с закупочной документацией. При приобретении товаров у единственного поставщика документация не публикуется в ЕИС, однако и в этом случае размещение процедуры без обоснования чревато наказанием со стороны ФАС.
Пример участия в закупке в соответствии с ПП 1236
В аукционной документации на поставку системных блоков заказчик включил требование о предустановке на них операционной системы Windows 10. Обоснование при этом в составе аукционной документации отсутствовало. Потенциальный участник обжаловал документацию в ФАСе, ссылаясь на игнорирование ПП 1236. Комиссия ФАС, рассмотрев жалобу пришёл к выводу, что заявитель прав – в описании объекта закупки обоснование выбора заказчиком ОС Windows – программного продукта, происходящего не из России, и не из стран ЕАЭС отсутствует. Пришлось заказчику вносить изменения в документацию и проводить процедуру повторно,
В ПП 1236 не упоминается перечень документов, которыми поставщик обязан подтвердить, что предлагаемое им ПО разработано в России. То есть, достаточно продекларировать в своей заявке страну производства продукта и приложить декларацию соответствия. Заказчик самостоятельно проверяет наличие предлагаемого ПО в едином реестре.
Законодательство не обязывает разработчиков ПО подавать сведения о своем товаре в единый реестр. К тому же, с момента подачи заявления до включения в реестр проходит порядка 70 дней. И тут возникают коллизии.
Пример на поставку ПО в соответствии с ПП 1236
На участие в аукционе на поставку ПО, проводимого в соответствии с ПП 1236 была подана заявка с предложением о поставке программного продукта с указанием в форме 2 его российского происхождения. Ко второй части заявки была приложена декларация соответствия. Заказчик отклонил заявку на основании того, что наименование предложенного программного продукта отсутствовало в реестре. Участник обжаловал отклонение в ФАС, но ФАС принял сторону заказчика, поскольку на момент рассмотрения заявки спорный программный продукт еще не был включен в реестр. Участник добился справедливости, но уже в арбитражном суде.
А как быть участнику, если он обнаружит в ЕИС процедуру, предполагающую поставку компьютерной техники и не связанных с ней, как с носителем неисключительных прав на использование программ? Не стоит принимать участие в такой процедуре. Скорее всего, документацию обжалует кто-нибудь из бдительных участников, и ФАС заставит заказчика разделить процедуру. А если даже заказчик и победит в ФАСе, арбитражный суд, скорее всего, встанет на сторону заявителя.
В заключение напомним участникам, что при подаче заявок на тендеры, проводимые в соответствии с ПП 1236 обязательно следует указывать страны происхождения программных продуктов в первых частях заявок, прикладывать декларации соответствия, и, конечно, предлагать только те программные продукты, которые включены в реестр ПО (российский или евразийский).
Вам будет интересно:
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 10.07.2019 Г. № 878 ( ПП 878 )
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА 9
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА №925
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА 832
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА 1469
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА 1289
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА 1119
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА № 968
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА № 791
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА № 1072
Источник: 44fzrf.ru
Приказ Минцифры России от 18.10.2021 N 1078 «О формировании и ведении единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации»
О ФОРМИРОВАНИИ И ВЕДЕНИИ ЕДИНОГО РЕЕСТРА
РОССИЙСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН
И БАЗ ДАННЫХ И ЕДИНОГО РЕЕСТРА ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И БАЗ ДАННЫХ ИЗ ГОСУДАРСТВ — ЧЛЕНОВ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктами 25, 26, 30(3) и 33 Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Правила), и на основании решения Экспертного совета по программному обеспечению при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее — Экспертный совет) от 27 сентября 2021 г. N 1159пр приказываю:
1. Включить сведения о программном обеспечении в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных с присвоением класса (классов) в соответствии с документами заявителя согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Включить сведения о программном обеспечении в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных с присвоением класса (классов) в соответствии с решением Экспертного совета от 27 сентября 2021 г. согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
3. Отказать во включении сведений о программном обеспечении в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных согласно приложению N 3 к настоящему приказу по причине несоответствия пункту 5 Правил.
4. Внести изменения в сведения, содержащиеся в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, согласно приложению N 4 к настоящему приказу.
5. Исключить сведения о программном обеспечении из единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных согласно приложению N 5 к настоящему приказу в соответствии с подпунктом «а» пункта 33 Правил.
Приложение N 1
к приказу Министерства
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 18.10.2021 N 1078
О ВКЛЮЧЕНИИ
СВЕДЕНИЙ О ПРОГРАММНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В ЕДИНЫЙ РЕЕСТР
РОССИЙСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН
И БАЗ ДАННЫХ С ПРИСВОЕНИЕМ КЛАССА (КЛАССОВ), УКАЗАННОГО
(УКАЗАННЫХ) ЗАЯВИТЕЛЕМ
Источник: rulaws.ru
Как включить программное обеспечение в реестр российского ПО
Вопрос. Мы разрабатываем собственное программное обеспечение, которое далее распространяем на территории РФ и СНГ. Слышали, что с нового года нужно регистрировать ПО, созданное в России, чтобы оно не признавалось «иностранным». Что для этого необходимо?
Ответ. С 01 января.2016 установлен запрет на госзакупки программного обеспечения иностранного происхождения (см Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236). Исключение составляют случаи, когда в России отсутствуют программные продукты с необходимыми функциональными, техническими или эксплуатационными характеристиками.
Для подтверждения российского происхождения программного обеспечения предусмотрено создание единого реестра российских программ и баз данных. Правила формирования и ведения единого реестра программ для ЭВМ и баз данных утверждены указанным Постановлением Правительства от 16.11.2015 N 1236.
Российским будет признаваться программное обеспечение, сведения о котором внесены в реестр.
Для включения в реестр российского ПО необходимо соблюсти критерии, установленные в п. 5 Правил. В частности, для включения в реестр установлены следующие требования:
1) правообладателем российского ПО может быть гражданин РФ или коммерческая организация. При этом доля участия российских граждан, организаций, субъектов РФ, РФ в коммерческой организации должна быть более 50%.
2) Программное обеспечение должно быть введено в гражданский оборот на территории России.
3) Сведения о программном продукте не могут составлять государственную тайну.
4) Общая сумма выплат за календарный год по лицензионным договорам в отношении иностранных юр. и физ. лиц составляет мене 30 процентов выручки правообладателя программного обеспечения от его реализации, включая предоставление прав использования.
5. Программное обеспечение не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа
6. Гарантийное обслуживание, техническая поддержка и модернизация программного обеспечения осуществляются российской коммерческой или некоммерческой организацией без преобладающего иностранного участия либо гражданином Российской Федерации.
7. Заявление и прилагаемые к нему документы и материалы представляются через сайт Минкомсвязи с использованием электронной подписи заявителя.
8. К заявлению прикладываются документы, подтверждающее исключительные права заявителя на регистрируемое ПО. И тут возможны минимум 3 варианта:
а) В случае создания программного обеспечения по заказу правообладателя, переход исключительного права подтверждается Договором заказной разработки с организацией – подрядчиком или Договором авторского заказа с разработчиком – физическим лицом (в т.ч. в статусе ИП).
б) При покупке исключительных прав необходимо иметь Договор отчуждения исключительных прав на ПО.
в) В случае разработки ПО силами штатных сотрудников права работодателя на такое ПО подтверждается документами, необходимыми для возникновения прав на служебное произведение. С минимальным пакетом таких документов можно ознакомиться здесь.
Важно знать! К заявлению на внесение сведений о программном обеспечении в реестр должны прилагаться документы, подтверждающие исключительное право на такое ПО. В качестве такого документа может выступать свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных в Роспатенте.
Готовое решение для вашего бизнеса
Внесение программы для ЭВМ в государственный реестр Роспатента
9. В заявлении на регистрацию ПО в Реестре также указываются ссылки на размещенные на сайте заявителя составленные с учетом требований ГОСТов:
— документацию с описанием функциональных характеристик программного обеспечения и информацией, необходимой для установки и эксплуатации ПО;
— документацию, содержащую описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла программного обеспечения, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации программного обеспечения, совершенствование программного обеспечения, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки.

Пошаговое руководство по составлению и подаче заявки на включение ПО в реестр Минкомсявязи
Готовое решение для вашего бизнеса
Пакет для разработки ПО
Полный набор документов для безопасной разработки ПО. Защитит вас в отношениях с разработчиками, заказчиками, фрилансерами и штатными программистами.
Готовое решение для вашего бизнеса
Пакет для дистрибуции ПО
Комплект документации для легального распространения ПО. Защитит вас от претензий налоговой, правообладателей и конечных пользователей.
Хотите зарегистрировать программное обеспечение в Реестре отечественного ПО?
| Заинтересовала услуга? | Не нашли ответа? |
| Узнать цену | Задать вопрос |
Источник: www.it-lex.ru