Правила финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса

Во исполнение статьи 15 Федерального закона » Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения.

Председатель Правительства Российской Федерации М. Фрадков

Правила финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения

1. Настоящие Правила определяют порядок финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения (далее — организации коммунального комплекса) по развитию систем коммунальной инфраструктуры (далее — инвестиционные программы).

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, определенные в настоящих Правилах, осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если законом такого субъекта соответствующие полномочия не отнесены к вопросам местного значения.

Цифровое ГЧП: как упаковать проект в сфере ИТ и обеспечить возврат инвестиций

3 . Источниками финансирования инвестиционной программы являются:

а) средства, поступающие в виде надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее — надбавки к тарифам на товары и услуги);

б) плата за подключение к системе коммунальной инфраструктуры (далее — плата за подключение), которая рассчитывается исходя из установленного тарифа организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры (далее — тариф на подключение).

4. В случае если организация коммунального комплекса осуществляет строительство и (или) модернизацию объекта коммунальной инфраструктуры в сфере электро- и (или) теплоснабжения, включенного в состав инвестиционной программы (далее — объект коммунальной инфраструктуры), за счет привлеченных средств и (или) собственных средств, поступающих из иных не указанных в пункте 3 настоящих Правил источников, затраты, осуществленные за счет таких средств, должны быть возмещены в пределах финансовых потребностей утвержденной инвестиционной программы в течение срока действия этой программы за счет средств, поступающих в виде надбавок к тарифам на товары и услуги и (или) платы за подключение.

5. Информация об объемах и сроках поступления средств, необходимых для строительства и (или) модернизации объекта коммунальной инфраструктуры, об их распределении применительно к источникам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, представляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования в составе расчета финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы (далее — финансовые потребности).

6. Включение в инвестиционную программу, утверждаемую представительным органом муниципального образования, строительства и (или) модернизации объекта коммунальной инфраструктуры, который включен или планируется к включению в иную инвестиционную программу, допускается при соблюдении в совокупности следующих условий:

Баланс, PL, Кэш-фло — базовые понятия в финансах и основы финансового анализа.

а) строительство и (или) модернизация объекта коммунальной инфраструктуры не могут быть выделены в отдельный инвестиционный проект;

б) строящийся и (или) модернизируемый объект коммунальной инфраструктуры не должен соответствовать критериям отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 41 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 5, ст. 556);

в) средства для финансирования строительства и (или) модернизации объекта коммунальной инфраструктуры, поступающие из источников, указанных в пункте 3 настоящих Правил, должны быть определены и указаны в инвестиционной программе, утверждаемой представительным органом муниципального образования, отдельно от средств, поступающих на строительство и (или) модернизацию этого объекта из источников финансирования иных инвестиционных программ.

7. Организация коммунального комплекса при направлении на рассмотрение и утверждение проекта инвестиционной программы, в которую включены строительство и (или) модернизация объекта коммунальной инфраструктуры, финансируемые одновременно за счет источников финансирования иных инвестиционных программ, представляет перечень всех реализуемых ею инвестиционных проектов с указанием по каждому из них источников, размеров и сроков их финансирования.

8. При строительстве и (или) модернизации объекта коммунальной инфраструктуры, необходимого для обеспечения нужд нескольких муниципальных образований, определение объемов, источников и сроков поступления средств, их распределение между организациями коммунального комплекса заинтересованных муниципальных образований осуществляются органами местного самоуправления таких образований при участии уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, на территории которого расположены соответствующие муниципальные образования.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок рассмотрения вопросов об определении объемов, источников и сроков поступления средств, их распределении между организациями коммунального комплекса в части, касающейся инвестиционных проектов, реализуемых путем совместного финансирования организаций коммунального комплекса нескольких муниципальных образований, предусмотрев в том числе способы оформления достигнутых договоренностей.

9. В составе финансовых потребностей организации коммунального комплекса могут предусматриваться расходы, связанные с мероприятиями по развитию сети инженерно-технического обеспечения, находящейся во владении другой организации коммунального комплекса, если такая сеть является технологически связанной с объектом коммунальной инфраструктуры, строящимся и (или) модернизируемым в рамках инвестиционной программы первой организации коммунального комплекса, и если без проведения указанных мероприятий по развитию технологически связанной сети инженерно-технического обеспечения реализация инвестиционной программы первой организации коммунального комплекса невозможна.

В случае если указанные мероприятия включены в инвестиционную программу организации коммунального комплекса, во владении которой находится технологически связанная сеть инженерно-технического обеспечения, размер таких расходов определяется исходя из установленных тарифов на подключение. Если мероприятия по развитию указанной сети не включены в инвестиционную программу организации коммунального комплекса, являющейся ее владельцем, размер таких расходов определяется пропорционально потребляемой нагрузке объектов коммунальной инфраструктуры, подключаемых (подключенных) к технологически связанной сети инженерно-технического обеспечения.

10. После утверждения инвестиционной программы орган местного самоуправления и организация коммунального комплекса заключают договор, в котором в том числе определяют:

а) график поступления средств на финансирование инвестиционной программы;

б) пределы допустимых отклонений объемов поступления средств, не превышающие 10 процентов объемов, предусмотренных в указанном графике по состоянию на соответствующую дату (далее — пределы допустимых отклонений);

в) право организации коммунального комплекса приостановить реализацию инвестиционной программы при превышении пределов допустимых отклонений и порядок приостановления ее реализации.

Читайте также:
Алгоритм содержащий план работы программиста над созданием программы

11. График поступления средств на финансирование инвестиционной программы формируется исходя из объемов и сроков поступления средств, которые определяются с учетом:

а) надбавок к тарифам на товары и услуги и прогнозируемых на срок действия инвестиционной программы объемов и периодичности поставки организацией коммунального комплекса своих товаров (услуг);

б) тарифов на подключение и прогнозируемых на срок действия инвестиционной программы заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемых объектов) объектов капитального строительства, которые будут подключены к объектам коммунальной инфраструктуры, а также сроков их подключения.

12. При превышении пределов допустимых отклонений организация коммунального комплекса вправе приостановить реализацию инвестиционной программы:

а) до восстановления объемов поступления средств в пределах допустимых отклонений;

б) до принятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения о пересмотре надбавок к тарифам на товары и услуги и (или) тарифов на подключение;

в) до принятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении инвестиционной программы.

13. В случае изменения инвестиционной программы не допускается исключение из ее состава инвестиционных проектов, связанных со строительством и (или) модернизацией объектов коммунальной инфраструктуры, в отношении которых:

а) заключен договор на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры объектов капитального строительства;

б) выданы технические условия на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры объектов капитального строительства, в отношении которых не истек срок, установленный для обращения правообладателя земельного участка для заключения указанного договора.

Источник: gosthelp.ru

Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 464 (ред. от 16.07.2009) «Об утверждении Правил финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения»

Во исполнение статьи 15 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 июля 2007 г. N 464
ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ ОРГАНИЗАЦИЙ

КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА — ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТОВАРОВ
И УСЛУГ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

1. Настоящие Правила определяют порядок финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения (далее — организации коммунального комплекса) по развитию систем коммунальной инфраструктуры (далее — инвестиционные программы).

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, определенные в настоящих Правилах, осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если законом такого субъекта соответствующие полномочия не отнесены к вопросам местного значения.

3. Источниками финансирования инвестиционной программы являются:

а) средства, поступающие в виде надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее — надбавки к тарифам на товары и услуги);

б) плата за подключение к системе коммунальной инфраструктуры (далее — плата за подключение), которая рассчитывается исходя из установленного тарифа организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры (далее — тариф на подключение).

4. В случае если организация коммунального комплекса осуществляет строительство и (или) модернизацию объекта коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, включенного в состав инвестиционной программы (далее — объект коммунальной инфраструктуры), за счет привлеченных средств и (или) собственных средств, поступающих из иных не указанных в пункте 3 настоящих Правил источников, затраты, осуществленные за счет таких средств, должны быть возмещены в пределах финансовых потребностей утвержденной инвестиционной программы в течение срока действия этой программы за счет средств, поступающих в виде надбавок к тарифам на товары и услуги и (или) платы за подключение.

5. Информация об объемах и сроках поступления средств, необходимых для строительства и (или) модернизации объекта коммунальной инфраструктуры, об их распределении применительно к источникам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, представляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования в составе расчета финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы (далее — финансовые потребности).

6. Включение в инвестиционную программу, утверждаемую представительным органом муниципального образования, строительства и (или) модернизации объекта коммунальной инфраструктуры, который включен или планируется к включению в иную инвестиционную программу, допускается при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) строительство и (или) модернизация объекта коммунальной инфраструктуры не могут быть выделены в отдельный инвестиционный проект;

б) исключен. — Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 579;

в) средства для финансирования строительства и (или) модернизации объекта коммунальной инфраструктуры, поступающие из источников, указанных в пункте 3 настоящих Правил, должны быть определены и указаны в инвестиционной программе, утверждаемой представительным органом муниципального образования, отдельно от средств, поступающих на строительство и (или) модернизацию этого объекта из источников финансирования иных инвестиционных программ.

7. Организация коммунального комплекса при направлении на рассмотрение и утверждение проекта инвестиционной программы, в которую включены строительство и (или) модернизация объекта коммунальной инфраструктуры, финансируемые одновременно за счет источников финансирования иных инвестиционных программ, представляет перечень всех реализуемых ею инвестиционных проектов с указанием по каждому из них источников, размеров и сроков их финансирования.

8. При строительстве и (или) модернизации объекта коммунальной инфраструктуры, необходимого для обеспечения нужд нескольких муниципальных образований, определение объемов, источников и сроков поступления средств, их распределение между организациями коммунального комплекса заинтересованных муниципальных образований осуществляются органами местного самоуправления таких образований при участии уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, на территории которого расположены соответствующие муниципальные образования.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок рассмотрения вопросов об определении объемов, источников и сроков поступления средств, их распределении между организациями коммунального комплекса в части, касающейся инвестиционных проектов, реализуемых путем совместного финансирования организаций коммунального комплекса нескольких муниципальных образований, предусмотрев в том числе способы оформления достигнутых договоренностей.

9. В составе финансовых потребностей организации коммунального комплекса могут предусматриваться расходы, связанные с мероприятиями по развитию сети инженерно-технического обеспечения, находящейся во владении другой организации коммунального комплекса, если такая сеть является технологически связанной с объектом коммунальной инфраструктуры, строящимся и (или) модернизируемым в рамках инвестиционной программы первой организации коммунального комплекса, и если без проведения указанных мероприятий по развитию технологически связанной сети инженерно-технического обеспечения реализация инвестиционной программы первой организации коммунального комплекса невозможна.

Читайте также:
На вход программы поступает последовательность из n целых положительных чисел рассматриваются

В случае если указанные мероприятия включены в инвестиционную программу организации коммунального комплекса, во владении которой находится технологически связанная сеть инженерно-технического обеспечения, размер таких расходов определяется исходя из установленных тарифов на подключение. Если мероприятия по развитию указанной сети не включены в инвестиционную программу организации коммунального комплекса, являющейся ее владельцем, размер таких расходов определяется пропорционально потребляемой нагрузке объектов коммунальной инфраструктуры, подключаемых (подключенных) к технологически связанной сети инженерно-технического обеспечения.

10. После утверждения инвестиционной программы орган местного самоуправления и организация коммунального комплекса заключают договор, в котором в том числе определяют:

а) график поступления средств на финансирование инвестиционной программы;

б) пределы допустимых отклонений объемов поступления средств, не превышающие 10 процентов объемов, предусмотренных в указанном графике по состоянию на соответствующую дату (далее — пределы допустимых отклонений);

в) право организации коммунального комплекса приостановить реализацию инвестиционной программы при превышении пределов допустимых отклонений и порядок приостановления ее реализации.

11. График поступления средств на финансирование инвестиционной программы формируется исходя из объемов и сроков поступления средств, которые определяются с учетом:

а) надбавок к тарифам на товары и услуги и прогнозируемых на срок действия инвестиционной программы объемов и периодичности поставки организацией коммунального комплекса своих товаров (услуг);

б) тарифов на подключение и прогнозируемых на срок действия инвестиционной программы заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемых объектов) объектов капитального строительства, которые будут подключены к объектам коммунальной инфраструктуры, а также сроков их подключения.

12. При превышении пределов допустимых отклонений организация коммунального комплекса вправе приостановить реализацию инвестиционной программы:

а) до восстановления объемов поступления средств в пределах допустимых отклонений;

б) до принятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения о пересмотре надбавок к тарифам на товары и услуги и (или) тарифов на подключение;

в) до принятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении инвестиционной программы.

13. В случае изменения инвестиционной программы не допускается исключение из ее состава инвестиционных проектов, связанных со строительством и (или) модернизацией объектов коммунальной инфраструктуры, в отношении которых:

а) заключен договор на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры объектов капитального строительства;

б) выданы технические условия на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры объектов капитального строительства, в отношении которых не истек срок, установленный для обращения правообладателя земельного участка для заключения указанного договора.

Источник: lawnotes.ru

Home

Комплексные схемы финансирования развития коммунальной инфраструктуры

С учетом значительного износа инженерной инфраструктуры, ее хронического недофинансирования для реализации программ развития целесообразно применять комплексный подход к финансированию планируемых мероприятий с учетом возможных ограничений по его источникам и объемам.

  • Постоянное недофинансирование коммунальной инфраструктуры (с начала 1990-х гг.), несмотря на резкий рост тарифов за последние пять лет, привело к крайнему износу и повышению аварийности сетей и сооружений. В 2009 г. износ составил 60-70%, а в отдельных регионах — более 80%; в замене нуждается 35-42% сетей от общей протяженности.

Собственные средства ресурсоснабжающих предприятий вследствие быстрого роста цен на электроэнергию, газ и другое топливо не способны обеспечить все возрастающие потребности в инвестициях на создание новых, а также реконструкцию и модернизацию существующих объектов инфраструктуры.

При формировании инвестиционных планов развития коммунальной инфраструктуры региона необходимо учитывать следующие факторы:

  • государственную политику продолжения преобразований в отрасли наряду с сохранением регулирования цен на социально значимые услуги; постепенную ликвидацию монопольного положения государства на этом рынке; развитие добросовестной конкуренции;
  • изменения в схемах распределения нагрузок в регионе вследствие усиления концентрации населения и промышленных производителей в крупных и средних городах с развивающейся социально-экономической структурой;
  • необходимость соответствия развития систем коммунальной инфраструктуры и долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона схеме территориального планирования.

Выбор источников финансирования развития коммунальной инфраструктуры определяется, в первую очередь, моделью организации рынка коммунальных услуг, установленной при реформировании коммунального сектора региона.

Модели организации рынка коммунальных услуг

Модель организации рынка определяется в перспективном региональном плане развития коммунальной инфраструктуры, муниципальной Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (КИС), разрабатываемой в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования.

В программе выделяются зоны муниципалитета с минимальными затратами на снабжение ресурсами потребителей. Степень централизации обслуживания отдельных зон оценивается по критерию плотности нагрузки.

Решение о выборе и условиях реализации варианта институциональных преобразований сектора коммунальных услуг региона принимается на уровне администрации субъекта РФ (в форме утверждения стратегии развития ЖКХ региона).

В таблице 1 представлены альтернативы организации деятельности на уровне региона или муниципалитета, обобщенные на основании действующих нормативных требований, опыта отраслевых экспертов и авторов. Централизация системы коммунальной инфраструктуры определяется с точки зрения концентрации нагрузки по населенным пунктам на территории региона.

Альтернативы основных составляющих для двух сравниваемых моделей могут быть следующими:

  • иметь несколько вариантов реализации;
  • быть совпадающими (применимы к каждой из моделей) или индивидуальными (применимы только к одной модели).

Альтернативные модели организации рынка коммунальных услуг региона

  • одному (нескольким) операторам во всех городах (населенных пунктах) региона;
  • одному (нескольким) операторам в эксплуатацию систем КИС в нескольких крупных населенных пунктах(городах) региона;
  • одному (нескольким) операторам в нескольких населенных пунктах муниципального образования;
  • большому количеству локальных операторов, ведомственным ресурсоснабжающим организациям

В рамках преимущественно централизованной в масштабе региона системы возможна частичная децентрализация отдельных районов снабжения ресурсами. Конфигурация модели в части уровня управления и права собственности является определяющей для выбора источников финансирования инвестиционных планов развития.

Управление коммунальной инфраструктурой

В конкурентной борьбе за право управления ею могут участвовать:

  • муниципальные операторы в организационно-правовой форме: МУП, ОАО (с участием муниципального капитала, организованные на базе МУП), межмуниципальные предприятия в форме ООО или ЗАО;
  • частные операторы в организационно-правовой форме: ОАО, ЗАО, ООО (возможно, индивидуальные предприниматели для отдельных источников и небольших районов снабжения, при децентрализации).

В различных моделях рынка коммунальных услуг операторами систем коммунальной инфраструктуры или их отдельных элементов могут выступать организации различных форм собственности. На базе альтернатив развития по критерию формы собственности оператора и коммунальной инфраструктуры можно выделить четыре варианта управления ею:

  • муниципальный оператор, управляющий муниципальной собственностью; частной собственностью (локальные ведомственные и индивидуальные источники и сети);
  • частный оператор, управляющий муниципальной собственностью; частной собственностью.

В таблице 2 приведена система оформления отношений при управлении коммунальной инфраструктурой и способов финансирования инвестиционного развития, соответствующих указанным вариантам модели рынка коммунальных услуг.

Читайте также:
Что такое софт программа

Проведенные авторами и отраслевым экспертами исследования показывают, что в России в той или иной степени есть практика реализации каждой из моделей. В настоящее время преобладает следующая концепция: муниципальная собственность на объекты и сети централизованных систем тепло- и водоснабжения, водоотведения, муниципальное или частное управление этими системами. При естественной монополии систем централизованного снабжения теплом и водой такой подход с расширением частного управления позволяет развить конкуренцию на рынке и в то же время обеспечить муниципальным властям контроль над инфраструктурой, возможность воздействия на тарифы, качество и эффективность коммунальных услуг.

Сравнительные характеристики моделей рынка

Оператор КИС Собственность на КИС Виды договоров Источники финансирования
Муниципальный оператор Муниципальная собственность Ведение основной деятельности Бюджетные средства всех уровней.
Кредиты (под гарантии бюджета).
Гранты.
Собственные средства
Частная собственность Аренда (долгосрочная, краткосрочная) Заемные средства (кредиты, векселя и др.).
Собственные средства
Частный оператор Муниципальная собственность Аренда (долгосрочная, краткосрочная).
Концессия.
Сервисный (подрядный) договор
Бюджетные средства всех уровней.
Заемные средства (кредиты, векселя, облигации).
Гранты.
Собственные средства
Частная собственность Ведение основной деятельности Заемные средства (кредиты, векселя и др.).
Собственные средства

При сохранении собственности на объекты коммунальной инфраструктуры за муниципальными властями возможны следующие виды договорных отношений с частными операторами:

  • договор концессии;
  • договор аренды долгосрочной и краткосрочной;
  • сервисный договор (договор подряда, договор на обслуживание).

Источники финансирования

Согласно действующему законодательству источниками финансирования инвести-ционных программ развития коммунальной инфраструктуры могут быть:

  • собственные средства:
  • операционный денежный поток (платежи потребителей, в т. ч. населения);
  • прибыль от основной деятельности;
  • отчисления на капитальный ремонт;
  • амортизационные отчисления;
  • инвестиционная надбавка к тарифам на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
  • плата за подключение новых объектов к системе за единицу присоединяемой мощности.

Собственные средства используются для финансирования:

  • производственной программы (текущий и капитальный ремонт);
  • инвестиционных программ с короткими сроками окупаемости (до 1 года);
  • реализации социально значимых проектов;
  • частично для реализации долгосрочных инвестиционных программ;
  • средства бюджетов (федерального, регионального и муниципального):
  • бюджетное финансирование мероприятий по модернизации и строительству объектов коммунальной инфраструктуры (по отдельным объектам) в рамках федеральных, региональных, муниципальных целевых программ: подпрограммы ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. (а также предполагаемая новая ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг.), предполагаемая ФЦП «Чистая вода»; региональные и муниципальные целевые программы по модернизации коммунальной инфраструктуры и энергосбережению;
  • гарантии областного и муниципального бюджетов по кредитам;
  • средства Федеральной адресной инвестиционной программы по линии Федерального агентства водных ресурсов;
  • средства Инвестиционного фонда РФ (по крупным проектам).

Бюджетное финансирование используется для реализации социально значимых проектов, окупаемость которых невозможна по ряду причин, а также для снижения тарифной нагрузки на потребителей при реализации инвестиционных программ.

Для стимулирования частных инвестиций в основные фонды коммунальной инфраструктуры можно на региональном уровне принять решение о предоставлении льгот по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, по инвестиционным мероприятиям, направленным на энергосбережение;

  • внебюджетные источники:
  • заемные средства (кредиты банков, облигационные займы, векселя);
  • гранты, средства энергосберегающих и экологических фондов (по отдельным объектам);
  • энергосервисные договоры (перфоманс-контракты) с компаниями, инвестирующими в энергосберегающие проекты с финансированием затрат из фактической экономии;
  • лизинг.

Кроме того, стимулировать частные инвестиции возможно посредством совершенствования законодательной базы. В данном случае, имеется в виду необходимость создания федерального закона о государственно-частного партнёрстве, а так же необходимость совершенствования региональных законов о ГЧП. Данные меры позволят реализовывать инвестиционно-строительные проекты на принципах государственно-частного партнерства, что в свою очередь позволит увеличить приток частных инвестиции в данный сектор экономики, попутно, снизив нагрузку на государственные бюджеты по финансированию проектов.

Заемные средства используются для реализации долгосрочных инвестиционных программ и частично для покрытия кассовых разрывов при реализации краткосрочных инвестиционных и производственных программ.

Инвестиционная надбавка к тарифу, средства, выделяемые бюджетами различных уровней, амортизация являются постоянными источниками финансирования капиталовложений в области реноваций, а также тариф на подключение — источником капиталовложений в области нового строительства. Кредиты могут привлекаться как для реноваций, так и для нового строительства.

В зависимости от сроков окупаемости инвестиционных проектов можно провести следующую дифференциацию источников финансирования.

Оптимизация (модернизация) существующей коммунальной инфраструктуры на основе проектов с короткими сроками окупаемости (до 1 года) с использованием малозатратных технологий. К таким проектам относятся: наладка гидравлического режима; установка частотных регуляторов электроприводов и устройств плавного пуска; выявление и ликвидация «узких мест» в технологической цепочке производства; сокращение издержек и др. Используются собственные и бюджетные средства (на безвозмездной основе).

Реализация среднесрочных инвестиционных проектов (5-10 лет). К ним относится модернизация инфраструктуры (замена сетей, насосного и другого оборудования). Используются внебюджетные и бюджетные средства (на возвратной и безвозмездной основе).

Реализация долгосрочных инвестиционных проектов (10-25 лет). Такие проекты предусматривают: модернизацию и развитие инфраструктуры в соответствии с планами развития населенных пунктов (замену и строительство новых очистных сооружений, сетей, насосных станций и др.). Используются внебюджетные и бюджетные средства (на возвратной и безвозмездной основе).

Выбор источников и получение финансирования на развитие коммунальной инфраструктуры — комплексная итерационная процедура, требующая планирования, структурирования мероприятий и определения технических средств реализации, проведения оценки операционной, финансовой, инвестиционной, социальной, эффективности с учетом длительности и срока окупаемости по каждому из проектов программы, согласования исполнителей и способов финансирования, особенно для социально значимых, но коммерчески невыгодных проектов.

Опыт авторов по разработке программы развития коммунальной инфраструктуры и финансовой модели реализации инвестиционных программ для крупного регионального ресурсоснабжающего холдинга показывает, что комплексный подход в многоступенчатом проектировании, рассмотрении и согласовании со множеством участников, экспертов, регулирующих органов в сжатые сроки может быть обеспечен с привлечением специализированной организации.

Таким образом, при определении модели организации рынка коммунальных услуг региона следует учитывать доступные возможности и ограничения финансирования инвестиционного развития, которые накладывает форма собственности на объекты инфраструктуры и тип оператора, управляющего инфраструктурой. С учетом высокой социальной значимости предпочтительно оставить коммунальный сектор в муниципальной собственности с привлечением к управлению частных операторов (на конкурсной основе при наличии опыта эффективного управления).

В условиях дефицита свободных средств операторов для реализации инвестиционных программ развития целесообразно расширить применение механизмов государственной поддержки модернизации коммунальной инфраструктуры.

Источник: mcdpartner.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru