Во исполнение статьи 15 Федерального закона » Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения.
Председатель Правительства Российской Федерации М. Фрадков
Правила финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения
1. Настоящие Правила определяют порядок финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения (далее — организации коммунального комплекса) по развитию систем коммунальной инфраструктуры (далее — инвестиционные программы).
2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, определенные в настоящих Правилах, осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если законом такого субъекта соответствующие полномочия не отнесены к вопросам местного значения.
Цифровое ГЧП: как упаковать проект в сфере ИТ и обеспечить возврат инвестиций
3 . Источниками финансирования инвестиционной программы являются:
а) средства, поступающие в виде надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее — надбавки к тарифам на товары и услуги);
б) плата за подключение к системе коммунальной инфраструктуры (далее — плата за подключение), которая рассчитывается исходя из установленного тарифа организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры (далее — тариф на подключение).
4. В случае если организация коммунального комплекса осуществляет строительство и (или) модернизацию объекта коммунальной инфраструктуры в сфере электро- и (или) теплоснабжения, включенного в состав инвестиционной программы (далее — объект коммунальной инфраструктуры), за счет привлеченных средств и (или) собственных средств, поступающих из иных не указанных в пункте 3 настоящих Правил источников, затраты, осуществленные за счет таких средств, должны быть возмещены в пределах финансовых потребностей утвержденной инвестиционной программы в течение срока действия этой программы за счет средств, поступающих в виде надбавок к тарифам на товары и услуги и (или) платы за подключение.
5. Информация об объемах и сроках поступления средств, необходимых для строительства и (или) модернизации объекта коммунальной инфраструктуры, об их распределении применительно к источникам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, представляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования в составе расчета финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы (далее — финансовые потребности).
6. Включение в инвестиционную программу, утверждаемую представительным органом муниципального образования, строительства и (или) модернизации объекта коммунальной инфраструктуры, который включен или планируется к включению в иную инвестиционную программу, допускается при соблюдении в совокупности следующих условий:
Баланс, PL, Кэш-фло — базовые понятия в финансах и основы финансового анализа.
а) строительство и (или) модернизация объекта коммунальной инфраструктуры не могут быть выделены в отдельный инвестиционный проект;
б) строящийся и (или) модернизируемый объект коммунальной инфраструктуры не должен соответствовать критериям отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 41 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 5, ст. 556);
в) средства для финансирования строительства и (или) модернизации объекта коммунальной инфраструктуры, поступающие из источников, указанных в пункте 3 настоящих Правил, должны быть определены и указаны в инвестиционной программе, утверждаемой представительным органом муниципального образования, отдельно от средств, поступающих на строительство и (или) модернизацию этого объекта из источников финансирования иных инвестиционных программ.
7. Организация коммунального комплекса при направлении на рассмотрение и утверждение проекта инвестиционной программы, в которую включены строительство и (или) модернизация объекта коммунальной инфраструктуры, финансируемые одновременно за счет источников финансирования иных инвестиционных программ, представляет перечень всех реализуемых ею инвестиционных проектов с указанием по каждому из них источников, размеров и сроков их финансирования.
8. При строительстве и (или) модернизации объекта коммунальной инфраструктуры, необходимого для обеспечения нужд нескольких муниципальных образований, определение объемов, источников и сроков поступления средств, их распределение между организациями коммунального комплекса заинтересованных муниципальных образований осуществляются органами местного самоуправления таких образований при участии уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, на территории которого расположены соответствующие муниципальные образования.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок рассмотрения вопросов об определении объемов, источников и сроков поступления средств, их распределении между организациями коммунального комплекса в части, касающейся инвестиционных проектов, реализуемых путем совместного финансирования организаций коммунального комплекса нескольких муниципальных образований, предусмотрев в том числе способы оформления достигнутых договоренностей.
9. В составе финансовых потребностей организации коммунального комплекса могут предусматриваться расходы, связанные с мероприятиями по развитию сети инженерно-технического обеспечения, находящейся во владении другой организации коммунального комплекса, если такая сеть является технологически связанной с объектом коммунальной инфраструктуры, строящимся и (или) модернизируемым в рамках инвестиционной программы первой организации коммунального комплекса, и если без проведения указанных мероприятий по развитию технологически связанной сети инженерно-технического обеспечения реализация инвестиционной программы первой организации коммунального комплекса невозможна.
В случае если указанные мероприятия включены в инвестиционную программу организации коммунального комплекса, во владении которой находится технологически связанная сеть инженерно-технического обеспечения, размер таких расходов определяется исходя из установленных тарифов на подключение. Если мероприятия по развитию указанной сети не включены в инвестиционную программу организации коммунального комплекса, являющейся ее владельцем, размер таких расходов определяется пропорционально потребляемой нагрузке объектов коммунальной инфраструктуры, подключаемых (подключенных) к технологически связанной сети инженерно-технического обеспечения.
10. После утверждения инвестиционной программы орган местного самоуправления и организация коммунального комплекса заключают договор, в котором в том числе определяют:
а) график поступления средств на финансирование инвестиционной программы;
б) пределы допустимых отклонений объемов поступления средств, не превышающие 10 процентов объемов, предусмотренных в указанном графике по состоянию на соответствующую дату (далее — пределы допустимых отклонений);
в) право организации коммунального комплекса приостановить реализацию инвестиционной программы при превышении пределов допустимых отклонений и порядок приостановления ее реализации.
11. График поступления средств на финансирование инвестиционной программы формируется исходя из объемов и сроков поступления средств, которые определяются с учетом:
а) надбавок к тарифам на товары и услуги и прогнозируемых на срок действия инвестиционной программы объемов и периодичности поставки организацией коммунального комплекса своих товаров (услуг);
б) тарифов на подключение и прогнозируемых на срок действия инвестиционной программы заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемых объектов) объектов капитального строительства, которые будут подключены к объектам коммунальной инфраструктуры, а также сроков их подключения.
12. При превышении пределов допустимых отклонений организация коммунального комплекса вправе приостановить реализацию инвестиционной программы:
а) до восстановления объемов поступления средств в пределах допустимых отклонений;
б) до принятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения о пересмотре надбавок к тарифам на товары и услуги и (или) тарифов на подключение;
в) до принятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении инвестиционной программы.
13. В случае изменения инвестиционной программы не допускается исключение из ее состава инвестиционных проектов, связанных со строительством и (или) модернизацией объектов коммунальной инфраструктуры, в отношении которых:
а) заключен договор на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры объектов капитального строительства;
б) выданы технические условия на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры объектов капитального строительства, в отношении которых не истек срок, установленный для обращения правообладателя земельного участка для заключения указанного договора.
Источник: gosthelp.ru
Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 464 (ред. от 16.07.2009) «Об утверждении Правил финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения»
Во исполнение статьи 15 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 июля 2007 г. N 464
ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ ОРГАНИЗАЦИЙ
КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА — ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТОВАРОВ
И УСЛУГ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
1. Настоящие Правила определяют порядок финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения (далее — организации коммунального комплекса) по развитию систем коммунальной инфраструктуры (далее — инвестиционные программы).
2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, определенные в настоящих Правилах, осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если законом такого субъекта соответствующие полномочия не отнесены к вопросам местного значения.
3. Источниками финансирования инвестиционной программы являются:
а) средства, поступающие в виде надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее — надбавки к тарифам на товары и услуги);
б) плата за подключение к системе коммунальной инфраструктуры (далее — плата за подключение), которая рассчитывается исходя из установленного тарифа организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры (далее — тариф на подключение).
4. В случае если организация коммунального комплекса осуществляет строительство и (или) модернизацию объекта коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, включенного в состав инвестиционной программы (далее — объект коммунальной инфраструктуры), за счет привлеченных средств и (или) собственных средств, поступающих из иных не указанных в пункте 3 настоящих Правил источников, затраты, осуществленные за счет таких средств, должны быть возмещены в пределах финансовых потребностей утвержденной инвестиционной программы в течение срока действия этой программы за счет средств, поступающих в виде надбавок к тарифам на товары и услуги и (или) платы за подключение.
5. Информация об объемах и сроках поступления средств, необходимых для строительства и (или) модернизации объекта коммунальной инфраструктуры, об их распределении применительно к источникам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, представляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования в составе расчета финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы (далее — финансовые потребности).
6. Включение в инвестиционную программу, утверждаемую представительным органом муниципального образования, строительства и (или) модернизации объекта коммунальной инфраструктуры, который включен или планируется к включению в иную инвестиционную программу, допускается при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) строительство и (или) модернизация объекта коммунальной инфраструктуры не могут быть выделены в отдельный инвестиционный проект;
б) исключен. — Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 579;
в) средства для финансирования строительства и (или) модернизации объекта коммунальной инфраструктуры, поступающие из источников, указанных в пункте 3 настоящих Правил, должны быть определены и указаны в инвестиционной программе, утверждаемой представительным органом муниципального образования, отдельно от средств, поступающих на строительство и (или) модернизацию этого объекта из источников финансирования иных инвестиционных программ.
7. Организация коммунального комплекса при направлении на рассмотрение и утверждение проекта инвестиционной программы, в которую включены строительство и (или) модернизация объекта коммунальной инфраструктуры, финансируемые одновременно за счет источников финансирования иных инвестиционных программ, представляет перечень всех реализуемых ею инвестиционных проектов с указанием по каждому из них источников, размеров и сроков их финансирования.
8. При строительстве и (или) модернизации объекта коммунальной инфраструктуры, необходимого для обеспечения нужд нескольких муниципальных образований, определение объемов, источников и сроков поступления средств, их распределение между организациями коммунального комплекса заинтересованных муниципальных образований осуществляются органами местного самоуправления таких образований при участии уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, на территории которого расположены соответствующие муниципальные образования.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок рассмотрения вопросов об определении объемов, источников и сроков поступления средств, их распределении между организациями коммунального комплекса в части, касающейся инвестиционных проектов, реализуемых путем совместного финансирования организаций коммунального комплекса нескольких муниципальных образований, предусмотрев в том числе способы оформления достигнутых договоренностей.
9. В составе финансовых потребностей организации коммунального комплекса могут предусматриваться расходы, связанные с мероприятиями по развитию сети инженерно-технического обеспечения, находящейся во владении другой организации коммунального комплекса, если такая сеть является технологически связанной с объектом коммунальной инфраструктуры, строящимся и (или) модернизируемым в рамках инвестиционной программы первой организации коммунального комплекса, и если без проведения указанных мероприятий по развитию технологически связанной сети инженерно-технического обеспечения реализация инвестиционной программы первой организации коммунального комплекса невозможна.
В случае если указанные мероприятия включены в инвестиционную программу организации коммунального комплекса, во владении которой находится технологически связанная сеть инженерно-технического обеспечения, размер таких расходов определяется исходя из установленных тарифов на подключение. Если мероприятия по развитию указанной сети не включены в инвестиционную программу организации коммунального комплекса, являющейся ее владельцем, размер таких расходов определяется пропорционально потребляемой нагрузке объектов коммунальной инфраструктуры, подключаемых (подключенных) к технологически связанной сети инженерно-технического обеспечения.
10. После утверждения инвестиционной программы орган местного самоуправления и организация коммунального комплекса заключают договор, в котором в том числе определяют:
а) график поступления средств на финансирование инвестиционной программы;
б) пределы допустимых отклонений объемов поступления средств, не превышающие 10 процентов объемов, предусмотренных в указанном графике по состоянию на соответствующую дату (далее — пределы допустимых отклонений);
в) право организации коммунального комплекса приостановить реализацию инвестиционной программы при превышении пределов допустимых отклонений и порядок приостановления ее реализации.
11. График поступления средств на финансирование инвестиционной программы формируется исходя из объемов и сроков поступления средств, которые определяются с учетом:
а) надбавок к тарифам на товары и услуги и прогнозируемых на срок действия инвестиционной программы объемов и периодичности поставки организацией коммунального комплекса своих товаров (услуг);
б) тарифов на подключение и прогнозируемых на срок действия инвестиционной программы заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемых объектов) объектов капитального строительства, которые будут подключены к объектам коммунальной инфраструктуры, а также сроков их подключения.
12. При превышении пределов допустимых отклонений организация коммунального комплекса вправе приостановить реализацию инвестиционной программы:
а) до восстановления объемов поступления средств в пределах допустимых отклонений;
б) до принятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения о пересмотре надбавок к тарифам на товары и услуги и (или) тарифов на подключение;
в) до принятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении инвестиционной программы.
13. В случае изменения инвестиционной программы не допускается исключение из ее состава инвестиционных проектов, связанных со строительством и (или) модернизацией объектов коммунальной инфраструктуры, в отношении которых:
а) заключен договор на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры объектов капитального строительства;
б) выданы технические условия на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры объектов капитального строительства, в отношении которых не истек срок, установленный для обращения правообладателя земельного участка для заключения указанного договора.
Источник: lawnotes.ru
Home
Комплексные схемы финансирования развития коммунальной инфраструктуры
С учетом значительного износа инженерной инфраструктуры, ее хронического недофинансирования для реализации программ развития целесообразно применять комплексный подход к финансированию планируемых мероприятий с учетом возможных ограничений по его источникам и объемам.
- Постоянное недофинансирование коммунальной инфраструктуры (с начала 1990-х гг.), несмотря на резкий рост тарифов за последние пять лет, привело к крайнему износу и повышению аварийности сетей и сооружений. В 2009 г. износ составил 60-70%, а в отдельных регионах — более 80%; в замене нуждается 35-42% сетей от общей протяженности.
Собственные средства ресурсоснабжающих предприятий вследствие быстрого роста цен на электроэнергию, газ и другое топливо не способны обеспечить все возрастающие потребности в инвестициях на создание новых, а также реконструкцию и модернизацию существующих объектов инфраструктуры.
При формировании инвестиционных планов развития коммунальной инфраструктуры региона необходимо учитывать следующие факторы:
- государственную политику продолжения преобразований в отрасли наряду с сохранением регулирования цен на социально значимые услуги; постепенную ликвидацию монопольного положения государства на этом рынке; развитие добросовестной конкуренции;
- изменения в схемах распределения нагрузок в регионе вследствие усиления концентрации населения и промышленных производителей в крупных и средних городах с развивающейся социально-экономической структурой;
- необходимость соответствия развития систем коммунальной инфраструктуры и долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона схеме территориального планирования.
Выбор источников финансирования развития коммунальной инфраструктуры определяется, в первую очередь, моделью организации рынка коммунальных услуг, установленной при реформировании коммунального сектора региона.
Модели организации рынка коммунальных услуг
Модель организации рынка определяется в перспективном региональном плане развития коммунальной инфраструктуры, муниципальной Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (КИС), разрабатываемой в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования.
В программе выделяются зоны муниципалитета с минимальными затратами на снабжение ресурсами потребителей. Степень централизации обслуживания отдельных зон оценивается по критерию плотности нагрузки.
Решение о выборе и условиях реализации варианта институциональных преобразований сектора коммунальных услуг региона принимается на уровне администрации субъекта РФ (в форме утверждения стратегии развития ЖКХ региона).
В таблице 1 представлены альтернативы организации деятельности на уровне региона или муниципалитета, обобщенные на основании действующих нормативных требований, опыта отраслевых экспертов и авторов. Централизация системы коммунальной инфраструктуры определяется с точки зрения концентрации нагрузки по населенным пунктам на территории региона.
Альтернативы основных составляющих для двух сравниваемых моделей могут быть следующими:
- иметь несколько вариантов реализации;
- быть совпадающими (применимы к каждой из моделей) или индивидуальными (применимы только к одной модели).
Альтернативные модели организации рынка коммунальных услуг региона
- одному (нескольким) операторам во всех городах (населенных пунктах) региона;
- одному (нескольким) операторам в эксплуатацию систем КИС в нескольких крупных населенных пунктах(городах) региона;
- одному (нескольким) операторам в нескольких населенных пунктах муниципального образования;
- большому количеству локальных операторов, ведомственным ресурсоснабжающим организациям
В рамках преимущественно централизованной в масштабе региона системы возможна частичная децентрализация отдельных районов снабжения ресурсами. Конфигурация модели в части уровня управления и права собственности является определяющей для выбора источников финансирования инвестиционных планов развития.
Управление коммунальной инфраструктурой
В конкурентной борьбе за право управления ею могут участвовать:
- муниципальные операторы в организационно-правовой форме: МУП, ОАО (с участием муниципального капитала, организованные на базе МУП), межмуниципальные предприятия в форме ООО или ЗАО;
- частные операторы в организационно-правовой форме: ОАО, ЗАО, ООО (возможно, индивидуальные предприниматели для отдельных источников и небольших районов снабжения, при децентрализации).
В различных моделях рынка коммунальных услуг операторами систем коммунальной инфраструктуры или их отдельных элементов могут выступать организации различных форм собственности. На базе альтернатив развития по критерию формы собственности оператора и коммунальной инфраструктуры можно выделить четыре варианта управления ею:
- муниципальный оператор, управляющий муниципальной собственностью; частной собственностью (локальные ведомственные и индивидуальные источники и сети);
- частный оператор, управляющий муниципальной собственностью; частной собственностью.
В таблице 2 приведена система оформления отношений при управлении коммунальной инфраструктурой и способов финансирования инвестиционного развития, соответствующих указанным вариантам модели рынка коммунальных услуг.
Проведенные авторами и отраслевым экспертами исследования показывают, что в России в той или иной степени есть практика реализации каждой из моделей. В настоящее время преобладает следующая концепция: муниципальная собственность на объекты и сети централизованных систем тепло- и водоснабжения, водоотведения, муниципальное или частное управление этими системами. При естественной монополии систем централизованного снабжения теплом и водой такой подход с расширением частного управления позволяет развить конкуренцию на рынке и в то же время обеспечить муниципальным властям контроль над инфраструктурой, возможность воздействия на тарифы, качество и эффективность коммунальных услуг.
Сравнительные характеристики моделей рынка
Оператор КИС | Собственность на КИС | Виды договоров | Источники финансирования |
Муниципальный оператор | Муниципальная собственность | Ведение основной деятельности | Бюджетные средства всех уровней. Кредиты (под гарантии бюджета). Гранты. Собственные средства |
Частная собственность | Аренда (долгосрочная, краткосрочная) | Заемные средства (кредиты, векселя и др.). Собственные средства |
|
Частный оператор | Муниципальная собственность | Аренда (долгосрочная, краткосрочная). Концессия. Сервисный (подрядный) договор |
Бюджетные средства всех уровней. Заемные средства (кредиты, векселя, облигации). Гранты. Собственные средства |
Частная собственность | Ведение основной деятельности | Заемные средства (кредиты, векселя и др.). Собственные средства |
При сохранении собственности на объекты коммунальной инфраструктуры за муниципальными властями возможны следующие виды договорных отношений с частными операторами:
- договор концессии;
- договор аренды долгосрочной и краткосрочной;
- сервисный договор (договор подряда, договор на обслуживание).
Источники финансирования
Согласно действующему законодательству источниками финансирования инвести-ционных программ развития коммунальной инфраструктуры могут быть:
- собственные средства:
- операционный денежный поток (платежи потребителей, в т. ч. населения);
- прибыль от основной деятельности;
- отчисления на капитальный ремонт;
- амортизационные отчисления;
- инвестиционная надбавка к тарифам на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
- плата за подключение новых объектов к системе за единицу присоединяемой мощности.
Собственные средства используются для финансирования:
- производственной программы (текущий и капитальный ремонт);
- инвестиционных программ с короткими сроками окупаемости (до 1 года);
- реализации социально значимых проектов;
- частично для реализации долгосрочных инвестиционных программ;
- средства бюджетов (федерального, регионального и муниципального):
- бюджетное финансирование мероприятий по модернизации и строительству объектов коммунальной инфраструктуры (по отдельным объектам) в рамках федеральных, региональных, муниципальных целевых программ: подпрограммы ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. (а также предполагаемая новая ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг.), предполагаемая ФЦП «Чистая вода»; региональные и муниципальные целевые программы по модернизации коммунальной инфраструктуры и энергосбережению;
- гарантии областного и муниципального бюджетов по кредитам;
- средства Федеральной адресной инвестиционной программы по линии Федерального агентства водных ресурсов;
- средства Инвестиционного фонда РФ (по крупным проектам).
Бюджетное финансирование используется для реализации социально значимых проектов, окупаемость которых невозможна по ряду причин, а также для снижения тарифной нагрузки на потребителей при реализации инвестиционных программ.
Для стимулирования частных инвестиций в основные фонды коммунальной инфраструктуры можно на региональном уровне принять решение о предоставлении льгот по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, по инвестиционным мероприятиям, направленным на энергосбережение;
- внебюджетные источники:
- заемные средства (кредиты банков, облигационные займы, векселя);
- гранты, средства энергосберегающих и экологических фондов (по отдельным объектам);
- энергосервисные договоры (перфоманс-контракты) с компаниями, инвестирующими в энергосберегающие проекты с финансированием затрат из фактической экономии;
- лизинг.
Кроме того, стимулировать частные инвестиции возможно посредством совершенствования законодательной базы. В данном случае, имеется в виду необходимость создания федерального закона о государственно-частного партнёрстве, а так же необходимость совершенствования региональных законов о ГЧП. Данные меры позволят реализовывать инвестиционно-строительные проекты на принципах государственно-частного партнерства, что в свою очередь позволит увеличить приток частных инвестиции в данный сектор экономики, попутно, снизив нагрузку на государственные бюджеты по финансированию проектов.
Заемные средства используются для реализации долгосрочных инвестиционных программ и частично для покрытия кассовых разрывов при реализации краткосрочных инвестиционных и производственных программ.
Инвестиционная надбавка к тарифу, средства, выделяемые бюджетами различных уровней, амортизация являются постоянными источниками финансирования капиталовложений в области реноваций, а также тариф на подключение — источником капиталовложений в области нового строительства. Кредиты могут привлекаться как для реноваций, так и для нового строительства.
В зависимости от сроков окупаемости инвестиционных проектов можно провести следующую дифференциацию источников финансирования.
Оптимизация (модернизация) существующей коммунальной инфраструктуры на основе проектов с короткими сроками окупаемости (до 1 года) с использованием малозатратных технологий. К таким проектам относятся: наладка гидравлического режима; установка частотных регуляторов электроприводов и устройств плавного пуска; выявление и ликвидация «узких мест» в технологической цепочке производства; сокращение издержек и др. Используются собственные и бюджетные средства (на безвозмездной основе).
Реализация среднесрочных инвестиционных проектов (5-10 лет). К ним относится модернизация инфраструктуры (замена сетей, насосного и другого оборудования). Используются внебюджетные и бюджетные средства (на возвратной и безвозмездной основе).
Реализация долгосрочных инвестиционных проектов (10-25 лет). Такие проекты предусматривают: модернизацию и развитие инфраструктуры в соответствии с планами развития населенных пунктов (замену и строительство новых очистных сооружений, сетей, насосных станций и др.). Используются внебюджетные и бюджетные средства (на возвратной и безвозмездной основе).
Выбор источников и получение финансирования на развитие коммунальной инфраструктуры — комплексная итерационная процедура, требующая планирования, структурирования мероприятий и определения технических средств реализации, проведения оценки операционной, финансовой, инвестиционной, социальной, эффективности с учетом длительности и срока окупаемости по каждому из проектов программы, согласования исполнителей и способов финансирования, особенно для социально значимых, но коммерчески невыгодных проектов.
Опыт авторов по разработке программы развития коммунальной инфраструктуры и финансовой модели реализации инвестиционных программ для крупного регионального ресурсоснабжающего холдинга показывает, что комплексный подход в многоступенчатом проектировании, рассмотрении и согласовании со множеством участников, экспертов, регулирующих органов в сжатые сроки может быть обеспечен с привлечением специализированной организации.
Таким образом, при определении модели организации рынка коммунальных услуг региона следует учитывать доступные возможности и ограничения финансирования инвестиционного развития, которые накладывает форма собственности на объекты инфраструктуры и тип оператора, управляющего инфраструктурой. С учетом высокой социальной значимости предпочтительно оставить коммунальный сектор в муниципальной собственности с привлечением к управлению частных операторов (на конкурсной основе при наличии опыта эффективного управления).
В условиях дефицита свободных средств операторов для реализации инвестиционных программ развития целесообразно расширить применение механизмов государственной поддержки модернизации коммунальной инфраструктуры.
Источник: mcdpartner.ru