Всё началось с того, что мы готовили студентов к кейс-интервью — это были кейс-школы и мероприятия c фокусом на практику и неформальное общение. Мы делали небольшие ламповые мероприятия, после которых ребята брали медали на больших кейс-чемпионатах Changellenge Cup Moscow, McKinsey Business Diving, знакомились друг с другом и с теми, кто уже работал в крупных компаниях, куда они хотели попасть — в McKinsey, Microsoft, Yandex, Сбербанк, L’Oreal.
1131 просмотров
кейс-школа от команды Phoenix Education, ламповые наборы, с которых начиналось сообщество Феникс
20.12.2021 ТЕМА ДОКЛАДА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИК
статья
Подготовка квалифицированного специалиста новой формации, соответствующего современному уровню развития выбранной отрасли – это задача, которая в настоящее время поставлена перед учебными организациями.
-Какими компетентностями должен обладать будущий специалист для гарантированного трудоустройства и быстрой адаптации на рабочем месте?
«Практико-ориентированное и проектное обучение»
-как добиться 100% трудоустройства выпускников техникума по специальности;
какая модель обучения эффективная;
— как поднять престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг;
— как подготовить востребованного специалиста новой формации в наших условиях-
на мой взгляд это основные вопросы волнующие преподавателей и администрацию образовательных учреждений
В последние годы весьма высокую популярность приобрело понятие «практикоориентированное профессиональное образование». Данное словосочетание все чаще и чаще стало встречаться как в научной литературе по профессиональному образованию, так и в нормативных документах. При этом очевидно, что понимание сущности этого явления у различных авторов не всегда совпадает.
Что же такое практикоориентированное профессиональное образование?
Практикоориентированное профессиональное образование – это тип профессионального образования, целью реализации программ которого является подготовка обучающихся к конкретной профессиональной деятельности, в процессе которого практические формы обучения являются первичными, а программы разрабатываются и реализуются при непосредственном участии представителей социальных партнеров – работодателей.
В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков – опыта практической деятельности. Говоря о особенностях образовательных программ практикоориентированного профессионального образования, следует отметить, что их главный элемент – практика — имеет существенные отличия не только по количественным показателям, но и функционально. Для фундаментального образования практика – иллюстрация истинности теории, для практикоориентированного образования теория – средство освоения практики. Подчиненность цели, характерная для всех педагогических подходов, вынуждает при разработке практикоориентированных программ отталкиваться от содержания трудовых функций, описанных в профессиональных стандартах, формировать сначала программы практик, а лишь затем теоретических дисциплин, существенно меняя их привычную классическую структуру, отбирать знания и умения необходимые для практической деятельности.
2023-03-15 «Практико-ориентированный подход в проектировании рабочей программы»
Это значит, что образовательный процесс нацеленный на практикоориентированное профессиональное образование, должен обеспечивать
— качественную учебную практику;
— доступность производственной практики на реальном предприятии;
— реальную отработку во время практики всех видов работ, необходимых для квалификации;
— создание условий (образовательной среды) для мотивации обучающегося к профессиональной деятельности, приобщение его к корпоративной культуре;
— соответствие качества работы выпускника требованиям работодателя, которое позволяет частично окупить затраты работодателя на обучение, а выпускнику — трудоустроиться по профессии/специальности.
Обучая студентов по профессии и специальностям:
1. Машинист локомотива
2. Техническая эксплуатация подвижного состава
3 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
4. Автоматика и телемеханика на транспорте
5 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей,
ребята проходят 3 вида практик: учебную производственную и преддипломную, которая проводится концентрированно на базовых предприятиях железнодорожного и городского транспорта: пункт технического обслуживания локомотивов, мотор-вагонное депо, локомотивное депо, станция Рузаевка , дистанция сигнализация и связи — студенты приобретают немалый опыт работы на предприятии, опыт общения, знакомятся со структурой предприятия.
Но прежде чем говорить о формировании практико- ориентированных результатах хотелось бы выделить несколько важных проблем по формированию практикооринтированного формы работы:
1. предприятия редко сотрудничают с учебным заведением при планировании и разработке учебно-методической документации, где должны быть отражены все нюансы эффективного обучения специалиста.
2. недостаточное материально-техническое оснащение кабинетов спецдисциплин при изучении конкретных профессиональных модулей, на основании изучения которых строятся этапы практического обучения,
3. расхождение содержания учебных программ с реальными условиями применения их на практике в настоящее время тех или иных технических узлов, машин, автоматизированных систем и т.д.
1.ограниченный доступ к сложным техническим средствам и технологиям работы;
2 .невозможность решать ситуационные задачи в реальных условиях и на реальных объеках.
Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Профессиональное развитие отнимает еще как минимум 2-3 года после завершения обучения в учреждения профессионального образования и требует ряда дополнительных мер от непосредственно самих молодых выпускников, а также финансовых издержек на переквалификацию от предприятий, в которых они планируют вести трудовую деятельность. Этот факт основывается в первую очередь на быстрых темпах развития железнодорожной отрасли (например)
Чтобы разрешить выявленные проблемы нужно переосмыслить подходы, способы и процедуры разработки программ профессионального образования, при этом соотнести образовательные стандарты подготовки специалистов с профессиональными стандартами конкретной, рассматриваемой сферы деятельности, причем такую корректировку необходимо вносить ежегодно при рассмотрении и согласовании учебного плана выбранной специальности или профессии или рабочей программы.
Именно способность ПОО изменять профиль учебного заведения, ориентированного на современные запросы работодателей, организовывать целенаправленное обучения педагогов современным практико-ориентированным технологиям, изменять профиль педагога через дополнительное профессиональное обучение это и есть залог положительных результатов при формировании практикоориентированного характера деятельности любого учебного учреждения, позволяющая достичь нового качества СПО, востребованного государством, работодателями, обучающимися.
Источник: nsportal.ru
Подходы к формированию практикоориентированных программ
В российских регионах активно идет поиск моделей многофункциональных центров профессиональных квалификаций, организованных на базе крупных учреждений СПО. На какие целевые потоки их ориентировать? Какие образовательные программы разрабатывать? Что ожидать от реализации программ?
Просмотров: 1021
В российских регионах активно идет поиск моделей многофункциональных центров профессиональных квалификаций, организованных на базе крупных учреждений СПО. На какие целевые потоки их ориентировать? Какие образовательные программы разрабатывать? Что ожидать от реализации программ?
![]() |
Содержание и структура системы профессионального образования, процессы взаимодействия учебных заведений и рынка труда изменяются. То же самое происходит и с подходом к выбору профессии и профессиональной карьере, становление которой идет параллельно с развитием личности. В наше время молодые люди стремятся к успеху в жизни и в большинстве случаев связывают его с деньгами.
Многочисленные социологические опросы молодежи шестнадцати-двадцати шести лет показывают, что среди критериев выбора профессии (специальности) лидирует высокая заработная плата. На нее ориентируются 85 процентов респондентов. Оплата труда имеет существенное значение и для взрослых, которые осваивают дополнительные квалификации и меняют сферу приложения сил. Этот фактор необходимо учитывать при выборе программ обучения в многофункциональном центре профессиональных квалификаций (МЦПК).
По данным социологов, к 2030 году трудоспособное население РФ сократится на 11 млн. человек. В связи с этим значение трудовой социализации подростков и молодежи возрастает. Ранний опыт практической деятельности во многом будет влиять на производительность труда, так что реализация программ обучения для лиц в возрасте тринадцати-пятнадцати лет – первоочередная задача для многофунциональных центров профессиональных квалификаций. Очень важно, что по таким программам смогут обучаться девятиклассники, не попавшие в десятый класс: одни – потому что не прошли государственную итоговую аттестацию, а другие – из-за отсутствия у родителей средств для найма репетиторов, которые подготовят их сына или дочь к ЕГЭ в одиннадцатом классе.
Академия профессионального образования (г. Москва) определила четыре основные задачи, которые должны выполнять многофунциональные центры профессиональных квалификаций, а также разработала и проводит апробацию базовых программ для трудовой социализации подростков (таблица 1).
ЗАДАЧА 1. Обучение подростков тринадцати-пятнадцати лет
Обучаться в центре могут также безработные и трудовые мигранты. Базовые программы и предполагаемые результаты представлены в таблице 2.
ЗАДАЧА 2. Обучение безработных, работников предприятий и трудовых мигрантов
ПРИМЕЧАНИЕ. Названные программы должны быть сертифицированы.
Еще одна задача МЦПК – работа со студентами и выпускниками вузов и ссузов, которые хотят получить дополнительные профессиональные, в том числе социальные и спортивные квалификации. Видение ее решения отражено в таблице 3.
ЗАДАЧА 3. Обучение студентов вузов и ссузов дополнительным профессиональным квалификациям
Четвертая задача МЦПК – разработка и реализация краткосрочных программ профессиональной подготовки (профессионального тренинга) взрослых в возрасте 25-65 лет, где главный акцент делается на освоение новых практических навыков в следующих сферах:
а) в развитии творческих, креативных способностей;
б) в укреплении здорового образа жизни;
в) в освоении новых информационных технологий;
г) в финансово-правовой защищенности.
Здесь не во всех случаях важно получение документа, подтверждающего квалификацию.
Программы для решения четвертой задачи представлены в таблице 4.
ЗАДАЧА 4. Разработка и реализация краткосрочных программ профподготовки взрослых
Механизм, который помогает обеспечить востребованными квалификациями граждан различных возрастных и социальных групп, – горизонтальная интеграция. Именно она позволяет проектировать множественность:
а) образовательных траекторий для граждан различных возрастных социальных групп;
б) образовательных структур, форм и технологий обучения с ориентацией на качество профессиональных квалификаций и сертификацию образовательных программ;
в) форматов трудоустройства как способов конвертации профессиональной квалификации в оплату труда для обеспечения качества жизни.
За счет горизонтальной интеграции должна возрасти отдача от профессионального образования для домохозяйств, экономики, общества, армии, семьи, государства – таков прогноз российских исследователей. В противном случае может сформироваться беспрецедентная «экономика невостребованных знаний», где все с дипломами, а качественно выполнить работу некому.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала
Источник: akvobr.ru