Швецова, Н. В. Современные методы и технологии сопровождения профориентации в школе / Н. В. Швецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 202-205. — URL: https://moluch.ru/archive/386/85033/ (дата обращения: 04.07.2023).
В статье рассматриваются современные методы и технологии профориентационной работы, которые могут быть использованы в работе со школьниками. Также в статье приводятся примеры различных цифровых ресурсов, которые созданы для оказания помощи при выборе профессии.
Ключевые слова: профессиональный путь, выбор профессии, профориентационная работа, профессиональная деятельность.
Изменения, происходящие в социально-экономических условиях страны, затрагивают самые разнообразные системы, в том числе и систему образования. Согласно действующему ФГОС основного общего и среднего образования выпускники школ должны быть готовы к осознанному и самостоятельному выбору профессии.
При этом современный рынок труда предъявляет достаточно высокие требования к кандидатам, например, сейчас уже недостаточно быть специалистом узкой направленности. Темпы развития экономики и технологий таковы, что приходится постоянно под них подстраиваться, учиться чему-то новому, повышать свою квалификации. В этой связи получила развитие концепция soft skills и hard skills.
Практико-ориентированные учебные пособия издательства «КНОРУС» представляет автор
Soft skills, или «мягкие» навыки-это те навыки, которые не связаны с какой-то конкретной предметной деятельностью, но они отвечают за успешное участие в рабочем процессе. К таким навыкам относятся: критическое мышление, коммуникабельность, лидерские качества, умение работать в команде.
Если же говорить о hard skills, или «жестких» навыках, то это те знания и умения, которые необходимы для совершения конкретной профессиональной деятельности. Примечательно, что раньше предполагалось о ведущей роли «жестких» навыков, поэтому все образовательные программы высшего образования строились на развитие этих компетенций. Но затем выяснилось, что профессиональный успех только 15–25 % случаях зависит от hard skills, а в 75–85 %-от soft skills [6]. Изучая российский рынок труда в 2018–2019 г., компания «Head Hunter» обнаружила, что работодатели так же предъявляют к потенциальным кандидатам определённые требования к наличию развитых у них «мягких» поведенческих навыков, помимо стандартных требований к уровню профессиональных знаний [2]. Все эти изменения говорят о том, что и подходы к профориентационной деятельности учащихся надо выстраивать с учётом современных тенденций развития социально-экономических условий.
Когда же начинается профессиональная ориентация? Тогда, когда ребёнок начинает задумываться о своих интересах и склонностях, примеряя их к различным профессиям. При этом у некоторых детей это может происходить гораздо позже 9 класса, ведь именно на этой ступени образования у ребят есть выбор: продолжить обучение дальше в школе или уйти в другое профессиональное учреждение, где их обучат конкретной деятельности. А ведь удачный выбор профессии является одной из ключевых задач на пути к успешности во взрослой жизни. Многие ребята делают свой выбор неосознанно, в силу того, что они не могут оценить свои возможности, спрогнозировать состояние рынка труда и потребности экономики в кадрах из-за нехватки объективной информации.
2022-09-07 Функциональная грамотность как компонент профориентации при обучении математике
Для успешного овладения профессией необходимо, чтобы индивидуально-личностные характеристики человека соответствовали предъявляемым требованиям к профессии. Если при выборе профессии не учесть эти требования, то это может привести к снижению качества жизни, нервным перенапряжениям, различным нервно-соматическим расстройствам. Всё это говорит о важности осознанного и вдумчивого выбора своей профессиональной деятельности в подростковом возрасте.
Психологический словарь даёт следующее определение: «профессиональная ориентация (профориентация)»-это система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии [1]. Это те мероприятия, которые направлены на формирование осознанного самоопределения с учётом своих склонностей, интересов и возможностей, а также с учётом требований экономики в специалистах разного профиля.
Выделяют следующие характеристики профориентации:
- Профориентация-система государственных мероприятий. Она необходима для оптимального распределения кадров.
- Профориентация не является самостоятельной наукой, для решения своих задач она опирается на данные других дисциплин: психологии, педагогики, экономики и др., а также применяет их научные формы и методы.
- Для обеспечения своей эффективности профориентация учитывает потребности и мотивацию личности при выборе профессии, личностные характеристики человека и необходимость экономики в соответствующих кадрах [1].
Профориентационная работа предполагает под собой проведение различных мероприятий по установлению профессиональной пригодности обучающегося с использованием различных форм, методов и технологий.
- Информационно-справочные. К ним относятся: справочная литература, профессиограммы, экскурсии на предприятия и в учебные заведения, справочная литература, учебные фильмы, специализированные уроки, ярмарки профессий и т. д.
- Психодиагностика. К ним относятся: закрытые и открытые беседы-интервью, специализированные опросники: профессиональной мотивации, способностей, личностных особенностей, психофизиологические обследования и т. д.
- Методы морально-эмоциональной поддержки. К ним относятся: индивидуальная или групповая психотерапия, тренинги общения, публичные выступления, игры с элементами психотренинга, «праздники труда» и т. д.
- Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: использование схем альтернативного выбора, построение системы различных вариантов действий клиента для достижения поставленной цели и т. д. [1].
С развитием дистанционного обучения и цифровизации образовании необходимо учитывать и включать в профориентационную работу различные информационно-компьютерные и Интернет-технологии. К таким технологиям могут относиться:
- Электронная почта и системы быстрого обмена сообщениями. Передаваемая таким способом информация может быть различного вида: текстовая, графическая, звуковая. Плюсом такого вида коммуникации является ещё и то, что она позволяет поддерживать связь и обмениваться файлами в удобное для каждого участника время. В рамках профориентационной работы данную технологию можно использовать для проведения опросов учащихся и родителей, для диагностики и мониторинга процесса профориентации.
- Мультимедиа-средства. С помощью данных средств можно предложить ученикам и родителям различные обучающие видеоматериалы по сопровождению профориентации, создав мультимедиа-коллекцию и выложив её на портал образовательного учреждения или на специализированную страничку в социальных сетях, где есть возможность обсуждения предлагаемых материалов в режиме интернет-форума. Так же можно обмениваться полезными ссылками на страницы в сети Интернет с профориентационной целью.
- Видеосвязь (видеоконференции, вебинары). Преимущество данной технологии в том, что у неё есть возможность записи с последующим предоставлением доступа ля тех, кто не смог присутствовать на виртуальном мероприятии. В рамках профориентационной деятельности данную технологию можно использовать для проведения родительских собраний, встреч с представителями различных профессий, обучающих семинаров, групповых тренингов, классных часов.
- Web-технологии. Особенностью данной технологии является возможность организации интерактивного режима взаимодействия. Такие технологии обеспечивают учащихся и их родителей интерактивными обучающими и тестирующими программами. Так же, применяя данные технологии, можно проходить профориентационное тестирование и получать обратную связь учащемуся [4].
Как мы видим, современная профориентационная работа не ограничивается стандартным набором диагностических методик и последующими консультациями на основе результатов тестирования. Стоит отметить, что и государство вкладывается в развитие профориентационного направления молодёжи: организуются и проводятся масштабные мероприятия для школьников, создаются Интернет-ресурсы для помощи в ориентации на рынке труда и т. д.
Одним из главных профориентационных мероприятий для школьников является проект «Билет в будущее», который реализуется с 2018 года. Главной целью этого проекта является формирование осознанной способности у обучающихся к выбору профессионального пути. В нём принимают участие учащиеся с шестого по одиннадцатый классы, а также ребята с ОВЗ.
В рамках реализации проекта подросткам дают возможность практического погружения в профессию с помощью профессиональных проб, мастер-классов, квестов. Профессиональные пробы — это специально организованная среда, которая предполагает выполнение заданий, связанных с определённой профессией. Всё это способствует достижению главной цели проекта-возможности учащихся познакомиться с миром профессий и сделать свой осознанный и правильный выбор дальнейшего профессионального образования. С практической стороны участники проекта «Билет в будущее» получают рекомендации по выбору своего профессионального пути [3].
Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов создали информационный Интернет-портал «Атлас новых профессий». Авторы ресурса делают акцент на тенденции развития востребованных профессий и отраслей на ближайшие два десятилетия [8].
Ещё одним профориентационным порталом является сайт «Траектория успеха», который был создан с целью оказания содействия молодёжи в поиске вакансий, стажировок и практик, а также для карьерного развития молодых специалистов. В дополнение к вышесказанному «Траектория успеха» является ещё и площадкой для получения обратной связи между работодателями и соискателями [8].
К региональным порталам, оказывающих профориентационную функцию, можно отнести сайт «Мой ориентир» Министерства образования Московской области. Данный ресурс предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья, целью которого является помощь в выборе своего профессионального пути. При этом за помощью могут обратиться не только дети, но и родители, педагоги, психологи и работодатели [8].
На сайте РОСТРУД Федеральной службы по труду и занятости выложены диагностические методики по профориентации, среди которых тест Е. А. Климова «Ориентация», дифференциально-диагностический опросник, опросник профессиональных склонностей и т. д. Всё это находится в открытом доступе, после заполнения тестов появляется результат и список подходящих профессий [5].
На сайте Министерства труда и социальной защиты РФ размещён справочник профессий, который предназначен для получения информации о перспективных и востребованных профессиях. Справочник находится в бесплатном доступе, в котором содержится информация более чем о 1600 профессиях. Описание профессий имеет краткую и расширенную версию из трёх блоков: нормативная информация, характеристика профессии и аналитико-статистическая информация [5].
Ещё одним цифровым инструментом профориентации является площадка «Проектория». С помощью данной платформы школьники могут получить актуальную информацию о рынке труда, завести полезные знакомства, пройти уроки от представителей профессий, а также «примерить» на себя понравившуюся профессию [7].
У Галины Владимировны Резапкиной существует сайт, посвящённый профориентации. На этом ресурсе также представлены различные психодиагностические методики для самодиагностики и другие методические материалы для работы.
Если говорить о коммерческих организациях, то научно-исследовательский проект «Навигатум» создаёт игровые инструменты системной профориентации: тесты и опросники, готовые сценарии уроков, мультфильмы о профессиях и труде, видеофильмы о выборе профессии и своего пути, обучающие настольные и компьютерные игры.
Список цифровых ресурсов, которые предназначены для профориентации молодёжи, гораздо шире. Как мы видим, в настоящее время разрабатываются и внедряются разнообразные технологии и методы с целью содействия осознанного выбора своего профессионального пути у молодёжи.
Таким образом, мы видим, как в настоящее время научно-технический прогресс проникает и в систему образования, дополняя традиционные формы работы с учащимися новыми технологиями, которые призваны помочь нашим детям сориентироваться в многообразии вариантов профессионального развития.
- Болдина М. А., Деева Е. В. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 1 (165). С. 7–17.
- Горьковая О. П., Козловский Н. В., Матыкина В. С., Петров А. В. «Soft skills»: в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников // Общество. Среда. Развитие. 2019. № 4. С. 20–25.
- Декина Е. В., Шалагинова К. С. Современные методы профориентационной работы как условие формирования у обучающихся способности планировать и реализовывать персональный образовательно-профессиональный маршрут // Концепт. 2020. № 05 (май). С. 42–55.
- Загузина Н. Н., Невзоров Б. П., Боков А. В. Возможности психолого-педагогической поддержки и сопровождения профориентации с использованием информационно-компьютерных и дистанционных технологий // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 81–88.
- Извекова Е. М. Применение современных цифровых технологий для формирования профессионального самоопределения старшеклассников // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2020. С. 135–139.
- Лыскова Ю. С. Традиционные и современные образовательные технологии в контексте hard и soft skills // Матрица научного познания. 2019. № 4. С. 217–225.
- Максимова, Л. А., Шайхуллина, С. А. Программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта как основы формирования «мягких» навыков в процессе профессионального самоопределения подростков // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2, № 4. С. 311–320.
- Пфетцер А. А. Разработка и применение современных инструментов информационного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 132–138.
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профессиональный путь, профориентационная работа, профессия, профессиональная деятельность, обратная связь, профессиональная ориентация, рынок труда, система образования, справочная литература.
Источник: moluch.ru
Практико-ориентированные формы профориентации
Сделать труд радостным может лишь правильно поставленный выбор профессии . Каждому человеку нашей страны предоставлено право на выбор профессии. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о разнообразии профессий, требований, которые они предъявляют к личности работающего, умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности. В настоящее время проблема трудоустройства молодежи на рынке труда остается крайне серьезной. Слабое знание мира профессий и ситуации на рынке труда, выбор профессии на «авось» нередко приводят молодежь в ряды безработных. Закончив школу, человек выбирает специальность почти наобум: «подруга поступает туда же», «мама так сказала», «по баллам ЕГЭ проходил» и т. д. О будущей профессии он практически ничего не знает. В результате проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов
«Формы профориентационной работы» Существует множество форм и методов для работы с молодыми людьми, так как каждый из них имеет свой подход в профориентации. Одни направлены на получение необходимой информации по определенной профессии, другие — способствуют выработке профессионально важных качеств в процессе тренинга или деловой игры.
На данный момент существуют: 1.Информационно-справочные, просветительские методы: справочная литература, информационно-поисковые системы, экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения, лекции о путях решения проблем самоопределения и др. 2. Методы профессиональной психодиагностики: беседы, опросники профессиональной мотивации и способностей, методы наблюдения, использование игровых и тренинговых ситуаций и др. 3. Методы морально-эмоциональной поддержки: группы общения, тренинги общения, активизирующие профориентационные игры с элементами психотренинга, «праздники труда» и др. 4. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение «цепочки» основных ходов, использование схем альтернативного выбора из имеющихся вариантов. Эффективность профориентационной работы заключается в комплексном подходе использования методов.
Источник: rosprosvet.ru
Практико-ориентированный подход к обучению в СПО

В настоящее время в России усугубляются проблемы обеспечения отраслевых и региональных рынков услуг квалифицированными кадрами. Это обусловлено неспособностью молодых специалистов эффективно выполнять свои должностные обязанности в силу теоретической составляющей полученных знаний, при отсутствии практических навыков применения теоретических основ.
В связи с этим современные учреждения СПО вынуждены задуматься над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современной рыночной экономики. На это нацелены и новые стандарты СПО, в которых задаются соотношения дисциплин и практико-ориентирования программ: 40% -теоретическая подготовка, 60% — практическая подготовка. Поэтому, в процессе профессиональной подготовке специалистов любого профиля актуальной является проблема усиления практической части (практико-ориентированности) обучения будущих специалистов. Решение этой задачи на уровне системы среднего профессионального образования возможно через внедрение и применение новых форм и методов обучения.
Высокая конкуренция на рынке труда подняла требования работодателей к качеству профессиональной подготовки специалистов, в том числе и специалистов среднего звена, к их профессиональной компетентности и мобильности, к уровню формирования у них общекультурных и профессиональных компетенций, к их готовности выполнять те или иные виды функции профессиональной деятельности. Работодатели выражают недовольство большими сроками психологической и трудовой адаптации молодых специалистов — выпускников колледжей и вузов (которая составляет от одного до полутора лет у техников), их неготовности выполнять специфические для конкретных производств виды функции профессиональной деятельности (проектно-конструкторской, организационно-управленческой, эксплуатационно-сервисной и т. п.), незнанием корпоративной культуры предприятия, их внутрифирменными миграциями или миграциями на другие предприятия из-за неудовлетворенности видом функцией предложенной им работы. К тому же поиск предприятия на свободном рынке труда «нужных» ему специалистов (обладающих требуемыми уровнями квалификации, готовности к выполнению конкретных видов профессиональной деятельности) связан с большими рисками и трудозатратами.
Основу практико-ориентированных технологий составляет создание условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию. Поэтому практико-ориентированное обучение предполагает:
– освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальных условиях, формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время;
– практическая деятельность по осваиваемому профилю обучения с участием профессионалов этой деятельности.
Содержание практико-ориентированного обучения включает в себя:
– Теоретическую часть: лекции, семинары, занятия по закреплению знаний, совместные занятия с приглашенными специалистами.
– Прикладную или практическую часть: деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы, учебная и производственная практика, конкурсы профессионального мастерства, предметные олимпиады, недели профессий.
– Самостоятельную работу: курсовые и дипломные работы, работа в библиотеках и в компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работа, ведение портфолио.
– Участие студентов в проектах, в том числе разработанных совместно с преподавателями техникума и специалистами предприятий.
Основу практико-ориентированных технологий составляет создание преподавателем условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию. Освоить различные формы учебной деятельности и сделать познание привычной, осознанной потребностью, необходимой для саморазвития и адаптации в обществе.
Происходит изменение роли преподавателя от субъекта, предоставляемого знания к позиции руководителя, менеджера, которому необходимо владеть всеми методами обучения, уметь организовать процесс освоения студентом профессиональных и общих компетенций. Это и отражено в стандартах 4-го поколения, в которых есть изменения в методике работы и роли преподавателя.
Главный принцип — ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности. Педагог теперь выступает в роли консультанта иконтактного лица для обсуждения профессиональных и личных вопросов. Его основная задача — структурирование, подготовка и анализ учебного процесса.
Там, где это возможно, в процессе обучения должны использоваться реальные производственные задания. На начальной стадии обучения используются простые задания, которые постепенно усложняются. Проблемы для перехода на стандарты 4-го поколения — это отсутствие средств на приобретение современного оборудования для учебных заведений, отсутствие производственной базы, трудности с производственной практикой при распределении студентов. Эти трудности преодолимы, если смогут подключиться работодатели. Не очень ясна роль преподавателей — что такое контактное лицо для личных вопросов, в чём его анализ учебного процесса.
Проектно ориентированное обучение потребует иметь в числе СПО высококвалифицированных мастеров.
Таким образом, практико-ориентированность позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
Выпускники колледжей должны иметь такую степень квалификации, которая позволила бы им с первых дней практической работы выполнять и самостоятельно решать производственные задачи, производить настройку и регулировку оборудования, уметь выявлять и устранять возможные неисправности, проводить техническое обслуживание. Этому способствуют лабораторно-практические занятия, позволяющие расширить и углубить теоретические знания, приобрести первоначальные умения и навыки. Они обеспечивают необходимую связь между теоретическим и производственным обучением, активизируют учебный процесс, развивают самостоятельность и техническое мышление студентов, воспитывают аккуратность и дисциплину труда.
Практические занятия по специальным дисциплинам и профессиональным модулям, как правило, строятся по типу уроков производственного обучения. На них студент осваивает учебную программу путем выполнения практических заданий.
Подготовку специалистов по спец. дисциплинам рекомендуется организовывать практические занятия по звеньям, состоящим как показала практика, не более 4 человек, чтобы все студенты звена могли успеть выполнить задание.
Практические занятия лучше проводить по циклам, после изучения одного и нескольких разделов учебной программы.
Преподаватель составляет инструкционные карты на каждое задание. В них содержится перечень основных операций выполнения регулировочных работ или разборки и сборки узла или механизма, порядок выполнения задания, инструмент и оборудование, необходимое для работы, технические условия и указания к выполнению задания и контрольные вопросы.
Руководствуясь инструкционными картами, студенты учатся самостоятельно и последовательно выполнять задание.
В инструкционной карте указывается очередность выполнения операций, приводятся технические условия по регулировкам, правилам монтажа, проведению ТО и другие. Они подбираются из учебников, справочников и др. технической литературы, которая указывается в карте.
Контрольные вопросы должны охватывать основной материал задания, приучать студентов логически мыслить и связывать теоретические знания с практическими навыками.
Практические занятия проводят в лабораториях, оборудованных рабочими местами, обеспечивающих выполнение всех требований программы, самостоятельность работы студентов, изучение передовых методов труда.
В оформлении лаборатории надо отразить плакаты по технике безопасности, устройству машин (узлов или механизмов), технические и регулировочные данные.
На каждом рабочем месте должен находиться монтажный стол, комплект необходимого слесарного инструмента, приспособления, инструкционные карты, плакаты, действующие модели, необходимая справочная литература.
Для проведения практические занятия преподаватель должен постоянно повышать свою квалификацию, следить за новинками техники и правилами ее эксплуатации, систематически читать техническую литературу.
При методической подготовке необходимо продумать, как лучше организовать труд студентов, какие применять методические приемы, способствующие более глубокому и прочному усвоению знаний. Преподаватель должен предвидеть, когда и какую помощь надо оказать студенту.
Рекомендуется следующая схема плана урока: тема урока, цели и задачи обучения, формируемые компетенции, литература; организационный момент, актуализация базовых знаний, вводный инструктаж, самостоятельная работа и текущий инструктаж, заключительный инструктаж (см. приложение).
Методические указания по проведению урока :
Организационная часть. Преподаватель отмечает в журнале отсутствующих, проверяет готовность группы к занятиям, внешний вид.
При выполнении регулировок каждый обучаемый должен подумать, к каким последствиям может привести неправильность их выполнения.
При ознакомлении обучающихся с рабочими местами рекомендуется показать им набор слесарно-монтажного инструмента, объясняют порядок выполнения работы, знакомят с учебно-технической документацией и объясняют правила техники безопасности при выполнении заданий.
Самостоятельная работа и текущий инструктаж. Во время текущего инструктажа преподаватель несколько раз обходит рабочие места и контролирует ход выполнения задания для оказания методической и практической помощи, исправления ошибок, самостоятельности выполнения задания.
Тем обучающимся, которые трудно усваивали материал на теоретических занятиях, рекомендуется провести, кроме общего, индивидуальный инструктаж.
Подведение итогов занятия:
В заключение урока преподаватель подводит итоги работы каждого звена, делает анализ допущенных ошибок и указывает пути их предупреждения, приводит примеры организации работы звеньев, случаи нарушения ТБ. Сообщает оценку каждому обучающемуся с обоснованием. Затем сообщает, какие задания согласно графика звенья будут выполнять на следующем уроке и задает задание на дом каждому звену.
Источник: xn—-btb1bbcge2a.xn--p1ai