Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
практико-ориентированный подход / профессиональное образование / практика / практико-ориентированное обучение / компетенции / practice-oriented approach / vocational education / practice / practice-oriented training / competence
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунева Юлия Борисовна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна
В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в профессиональном образовании . Данный подход предоставляет широкие возможности для формирования студентов как высококвалифицированных профессионалов. Выделены цель и задачи практикоориентированного обучения. Определены направления, по которым должен реализовываться практико-ориентированный подход для достижения наилучших результатов. Описаны подходы к рассматриваемому нами обучению, которые взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Выделен конечный результат использования практико-ориентированного подхода .
Урок 15. Практико-ориентированные задачи. Вебинар | Математика
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лунева Юлия Борисовна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна
Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Технологии контекстно-компетентностного обучения в профессиональном образовании
Организация самостоятельной работы в условиях реализации практико-ориентированного подхода
Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации
Применение различных форм информационно- коммуникационных технологий в условиях цифрового образовательного пространства
Технология организации проектной деятельности студентов
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN PROFESSIONAL EDUCATION
The article reveals the essence of the practice-oriented approach in vocational education . This approach provides ample opportunities for the formation of students as highly qualified professionals. Highlighted the purpose and objectives of practice-oriented learning. The directions on which the practice-oriented approach should be implemented to achieve the best results are determined. We describe the approaches to the training we are considering, which are interrelated and complement each other. The end result of using a practiceoriented approach is highlighted.
Текст научной работы на тему «Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании»
cess of personnel adaptation on the preservation and development of the level of the company’s corporate culture, as well as on the stabilization and improvement of the social and psychological climate in the team.
Keywords Adaptation, personnel, adaptation program, research, social and psychological factors.
Д-18. Функц. грамотность: практико-ориентированная, проектная, исследовательская деятельность
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Лунева Юлия Борисовна, преподаватель
В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в профессиональном образовании. Данный подход предоставляет широкие возможности для формирования студентов как высококвалифицированных профессионалов. Выделены цель и задачи практико-ориентированного обучения.
Определены направления, по которым должен реализовываться практико-ориентированный подход для достижения наилучших результатов. Описаны подходы к рассматриваемому нами обучению, которые взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Выделен конечный результат использования практико-ориентированного подхода.
Ключевые слова: практико-ориентированный подход, профессиональное образование, практика, практико-ориентированное обучение, компетенции.
Современные подходы к решению образовательных задач должны соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Новая образовательная парадигма базируется на необходимости внедрения большого количества практики и самостоятельной работы студентов в процессе обучения, для того чтобы сформировать определённые компетенции, которые обучающийся сможет реализовать в профессиональной сфере [1, 9,10]. В этой связи появляется интерес к использованию практико-ориентированного подхода. Его внедрение также обусловлено необходимостью поиска адекватных образовательных техноло-
гий — совокупности средств и методов обучения и развития студентов, позволяющих успешно реализовать эффективное развитие установленных стандартом компетенций.
Для выявления сущности практико-ориентированного подхода в профессиональном образовании в работе применялся подбор и анализ соответствующей литературы по теме.
Результаты и обсуждение
Под практико-ориентированным обучением понимают освоение студентами образовательной программы в условиях, приближенных к реальным профессиональным, формирование у них необходимых компетенций, с помощью выполнения реальных практических задач в учебное время [2, 3, 6].
Практико-ориентированное обучение обеспечивает вовлечение студентов в работу таким образом чтобы их активность сравнивалась с активностью преподавателя [4, 5, 7, 8].
Целью практико-ориентированного обучения являются получение студентами в процессе обучения компетенций в какой-либо области или сферы деятельности общества для применения их на практике [12, 14].
К задачам практико-ориентированного обучения относятся:
— формирование у выпускников отличного владения теоретическими и практическими навыками деятельности;
— расширение сотрудничества работодателей с учебными заведениями для получения студентами опыта работы и дальнейшего трудоустройства;
— повышение эффективности проходимой студентами в процессе обучения практики [11, 13, 15, 17].
Для достижения наилучших результатов практико-ориентированный подход должен реализовываться по нескольким направлениям:
— учебная и производственная, научно-исследовательская практика студентов;
— волонтерская деятельность студентов;
— проектная деятельность студентов [16, 18, 19].
Во время практики раскрывается умение студентов применять накопленные на протяжении обучения знания и умения.
Некоторые специалисты выделяют следующие подходы к практико-ориентированному обучению:
— организация всех видов практик для реального приобретения студентами профессиональных компетенций по соответствующему профилю обучения [20];
— активное введение в обучение практико-ориентированных технологий, позволяющих сформировать у студента качества необходимые для выполнения на должном уровне своих профессиональных обязанностей в будущем;
— создание на базе вуза инновационных форм профессиональной занятости студентов [21, 22, 23].
При этом данные подходы должны быть между собой взаимосвязаны и дополнять друг друга.
Конечным результатом использования практико-ориентированного подхода является итоговая модель поведения выпускника, с помощью реализации им профессиональных видов деятельности, формируемых в процессе учебы и после прохождения практик.
Выводы и заключение
Мы выяснили, что сущность практико-ориентированного обучения состоит в создании для студентов таких условий, чтобы они могли погрузиться в профессиональную сферу, реализовать себя творчески и проявить свою самостоятельность. Особенность практико-ориентированного подхода заключается в формировании фундаментальной научной базы знаний у студентов параллельно с получением компетенций. Использование прак-тико-ориентированного подхода в обучении необходимо для эффективного формирования грамотных конкурентоспособных выпускников.
1. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 13-16.
2. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students’ knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
3. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация контрольно-оценочной деятельности преподавателя вуза в условиях электронного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-2. С. 51-56.
4. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Седых Д.В. Правовая компетентность студентов: сущность, подходы к формированию и оцениванию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 53-56.
5. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза//Вестник Мининского университета.2017. №1. С. 12-23.
6. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.
7. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
8. Иляшенко, Л.К. Базовые компоненты математической компетентности будущих инженеров по нефтегазовому делу/Л.К. Иляшенко//Наука и бизнес: пути развития. -М.: ТМБпринт. -2014. -№ 10(40). -С. 13-17.
9. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers // International
10. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline «Mechanics of soils, foundations and foundations» // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.
11. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.
12. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.
13. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегаю-щих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210-213.
14. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.
15. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.
16. Лошкарева Д.А., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.
17. Лапшова А.В., Колдина М.И., Пескова Н.В. Прогностическая деятельность педагога профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 44-47.
18. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 50-53.
19. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.
20. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Роль вебинаров в подготовке специалистов в сфере жкх: эфективный опыт обучения специалистов в сфере ЖКХ//Вестник Мининского университета. -2015. -№ 4 (12). -С. 23.
21. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor’s programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)
22. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24
23. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Перспективы использования облачных технологий в образовательном процессе вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 284-286.
Luneva Julia Borisovna, teacher, Tyumen Higher Military Engineering Command School
named after Marshal of the engineering troops A.I. Proshlyakova, Tyumen, Russia
Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
Smirnova Zhanna Venediktovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN PROFESSIONAL EDUCATION
The article reveals the essence of the practice-oriented approach in vocational education. This approach provides ample opportunities for the formation of students as highly qualified professionals. Highlighted the purpose and objectives of practice-oriented learning.
The directions on which the practice-oriented approach should be implemented to achieve the best results are determined. We describe the approaches to the training we are considering, which are interrelated and complement each other. The end result of using a practice-oriented approach is highlighted.
Key words: practice-oriented approach, vocational education, practice, practice-oriented training, competence.
ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Макеева Анастасия Владимировна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Институт пищевых технологий и дизайна, г. Княгинино, Россия
Информационно-коммуникационные технологии являются одним из важнейших факторов, оказывающих большое влияние на качество образования. Статья раскрывает формы информационно-коммуникационных технологий, которые применяются в современных высших учебных заведениях в условиях цифрового образовательного пространства. Указываются задачи применения ИКТ в образовании. Выделяется несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ, среди которых: мотивационный, содержательный, учебно-методический.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, цифровое образовательное пространство, процесс обучения, электронные курсы.
Информационно-коммуникационные технологии прочно закрепились во всех сферах жизни общества. Образование не стало исключением, поэтому ИКТ стали неотъемлемой частью современного процесса обучения. Положение об использовании цифровых технологий закреплено в Федеральных государственных образовательных стандартах. За счет их использования образовательный процесс получает ряд преимуществ, например, таких как мобильность студентов, развитие их самостоятельности. Кроме того, стоит упомянуть, что доля самостоятельной работы обучающихся увеличивается, снижается количество аудиторной нагрузки, поэтому использование
Источник: cyberleninka.ru
Практико-ориентированные подходы в образовании: как предприятия помогают вузам готовить современных специалистов
Взаимодействие высшей школы с производственными предприятиями способствует созданию уникального, востребованного на рынке оборудования и помогает готовить востребованных и конкурентоспособных инженеров, обладающих необходимыми для современного рынка компетенциями. Рассказываем о том, как предприятия реального сектора экономики сотрудничают с вузами, а студенты учатся решать прикладные задачи в промышленности.
42 просмотров
студенты ЮФУ
Таганрогский бизнес открывает лаборатории для студентов
Ежегодно около 40 студентов Южного федерального университета (ЮФУ) проходят производственную и технологическую практику в таганрогской компании ООО «НИЛ АП», которая производит измерительные комплексы, контроллеры, периферийное оборудование промышленной и сельскохозяйственной автоматизации в соответствии с российскими и мировыми стандартами.
Студенты знакомятся с производством и участвуют в разработке и отладке современных средств автоматизации. По окончании практики особо отличившиеся из них получают предложение о работе в компании, поэтому неудивительно, что большая часть сотрудников предприятия — это выпускники Института радиотехнических систем и управления ЮФУ, в частности, кафедры систем автоматического управления (САУ).
За последние два года компания «НИЛ АП» открыла в университете три специализированные лаборатории: автоматизации и интернета вещей; программного обеспечения и облачных технологий в автоматизации; промышленной электроники и SMART-устройств. В них проходят занятия по таким востребованным направлениям, как программирование контроллеров, промышленной электроники и создание АСУ ТП (автоматизированной системы управления технологическим процессом) в MasterSCADA .
В лабораториях, помимо учебных занятий, активно идет проектная деятельность. Индустриальный партнер формирует задания, над которыми в течение семестра работают студенческие команды, после чего представляют результаты заказчику. Стоит отметить, что все проекты имеют реализацию в виде конечных устройств или программно-аппаратных комплексов.
Когда мы развернули совместную работу с кафедрой САУ, мы поняли, что прохождение практики и написания выпускных работ недостаточно для быстрого включения выпускников в технологический процесс предприятия, так как развитие технологий в нашей области идет с большой скоростью. Поэтому, учитывая потенциал университета и качество подготовки выпускников, мы стали открывать специализированные лаборатории, где студенты и сотрудники ЮФУ работают над проектами по тематике предприятия. Это позволило решить проблему, а также организовать проведение поисковых и прикладных исследований в области автоматизации, что особенно актуально в последнее время
Дмитрий Климков, директор ООО «НИЛ АП»
Студент первого курса магистратуры Института радиотехнических систем и управления ЮФУ Александр Палашкин участвовал в реализации проекта компании «НИЛ АП» еще в бакалавриате.
С компанией «НИЛ АП» я познакомился в конце четвертого курса, когда участвовал в их проекте по разработке интеллектуального датчика. Тема настолько меня увлекла, что на следующий день после защиты диплома бакалавра я отправил резюме в компанию, чтобы продолжить работать в данной сфере. Сейчас я занимаюсь разработкой приложения для оправки данных в облако на C++, Python, разработкой SCADA-систем, программированием ПЛК на языке ST в ПО Codesys. В компании приветствуется развитие сотрудников, поэтому работу я совмещаю с обучением в магистратуре ЮФУ по профильному направлению «Автоматизация технологических процессов и производств», так как учебный процесс адаптирован под ребят, которые работают на предприятиях и в лабораториях университета
Александр Палашкин, выпускник ЮФУ
Студенческое конструкторское бюро и новые профили IT-специальностей
В рамках соглашения между Саратовским государственным техническим университетом имени Гагарина Ю.А. (СГТУ) и ООО «Спецдортехника» создано студенческое конструкторское бюро (КБ) «Строительные и дорожные машины», ставшее структурным подразделением завода. Студенты старших курсов технических и IT-направлений подготовки претворяют здесь теоретические знания в реальные конструкторские и инженерные решения при создании снегоуборочной и дорожной техники. Многие из них параллельно с учебой трудоустраиваются на предприятие, что повышает их шансы на карьерное развитие после вуза.
Деятельность конструкторского бюро, прежде всего, связана с разработкой специальных машин и оборудования для ремонта и содержания дорог. Студенты СГТУ непосредственно участвуют в проектировании и изготовлении оборудования, работая также на станочном парке предприятия. Тематика этой деятельности продолжается в курсовых и дипломных проектах. Таким образом, молодые люди, которые проходят такую производственную практику, являются более квалифицированными специалистами с практическим опытом работы
Сергей Иванов, ведущий инженер-конструктор ООО «Спецдортехника», кандидат технических наук, доцент кафедры «Инженерная геометрия и основы САПР» Института машиностроения, материаловедения и транспорта СГТУ
В настоящее время многие проекты членов КБ находятся на стадии изготовления и испытаний, некоторые уже запущены в серийное производство. Среди них снегоуборщик «Буран-3», боковой отвал для автогрейдера, мульчер для удаления нежелательной древесно-кустарниковой растительности, асфальтоукладчик для ямочного ремонта, фреза грунтовая.
Работая в студенческом конструкторском бюро, я более углубленно и детально проникся той специальностью, которую осваиваю в СГТУ, а также смог расширить практические навыки в конструировании и производстве дорожных машин
Станислав Ткачев, студент СГТУ, сконструировавший универсальное оборудование для удаления растительности под дорожными ограждениями и вокруг стоек
Кроме того, с этого года вуз запускает новые практико-ориентированные профили образовательных программ в сфере искусственного интеллекта и больших данных, экономики, логистики и менеджмента.
Запуск новых образовательных программ позволит ежегодно готовить свыше 200 специалистов и обеспечить потребность региона в подготовке новых кадров с учетом запросов современного рынка труда. СГТУ активно взаимодействует с работодателями и партнерами реального сектора экономики, совместно формируя прикладные компетенции, тематику научно-образовательных проектов и выпускных квалификационных работ, стартапов, траекторию трудоустройства. Новая направленность образовательной политики вуза позволит сформировать основанную на тесном сотрудничестве с академическими и индустриальными партнерами гибкую, практико-ориентированную систему непрерывного образования, обеспечивающую потребности промышленного развития нашего региона и страны
Сергей Наумов, и.о. ректора СГТУ, доктор исторических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ
Новые профили будут направлены на подготовку экономических кадров для нефтегазовой отрасли, машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, других сфер и будут отвечать потребностям экономики и рынка труда.
Лекции от практикующих инженеров
Ухтинский государственный технический университет (УГТУ) также углубляет взаимодействие с инженерами-практиками в ходе реализации образовательных программ. Так, с 2022 года в рамках договоренности УГТУ с ООО «Газпром трансгаз Ухта» расширено сотрудничество образования и производства: ведущие специалисты предприятия — начальники отделов, инженеры — в течение двух семестров читают студентам лекции на темы своей профессиональной деятельности.
Перечень тем и даты докладов сотрудников «Газпром трансгаз Ухта» согласованы с кафедрами нефтегазового и технологического факультетов УГТУ на предварительных партнерских встречах. По своей тематике лекции соответствуют учебным планам направлений подготовки университета, качественно дополняют образовательные программы.
Например, геолог первой категории управления аварийно-восстановительных работ Александр Медведев рассказал о деятельности геологической службы ООО «Газпром трансгаз Ухта» для организации и реализации мониторинга подземных вод при водоснабжении объектов транспорта газа, а также о применении новых технологий при контроле состояния недр и технического состояния водозаборных сооружений.
Сотрудничество университета и производства в Ухте настолько тесно, что ведущие практики нефтегазовой отрасли участвуют в образовательном процессе как преподаватели. На наш взгляд, это идеальный сценарий развития инженерных школ
Елена Яворская, старший преподаватель кафедры проектирования и эксплуатации магистральных газонефтепроводов УГТУ
В рамках стратегического партнерства компании и университета запланированы экскурсии студентов в лаборатории предприятия. Кроме того, специалисты «Газпрома» вносят кафедрам предложения по тематикам курсовых и выпускных квалификационных работ.
Подпишитесь на наш канал, чтобы не упускать новости науки. Важная информация есть в нашем Telegram.
Источник: vc.ru
Практико-ориентированное обучение студентов как основа формирования профессиональных компетенций
Дзержинский техникум бизнеса и технологий
На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.
Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи.
ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.
Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.
Практико-ориентированный подход в обучении специалистов.
Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности.
При организации обучения специалиста и формировании содержания образования акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.
Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента.
Для подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов неважную роль играют активные и интерактивные формы и методы обучения. Системность знаний за счет использования современных образовательных технологий способствует более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому основными формами и методами, которые я использую , являются:
- метод проблемно-ориентированного обучения;
- метод проектов;
- технология педагогического сотрудничества;
- технологии коллективного взаимообучения;
- технология проблемного обучения (научно-практическое творчество, проблемно-поисковые);
- информационные технологии (презентации, тесты, портфолио, использование электронных учебников),;
- CASE-технологии;
- личностно-ориентированные технологии (игры, семинары);
- рефлексивные технологии (тренинги, мозговой штурм);
- деятельностные технологии (закрепление компетенций на практических работах и на практике)
Практико – ориентированные занятия
В связи с требованиями ФГОС СПО и современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов возникает необходимость взаимодействия между учебными заведениями и отраслевыми организациями. Это объясняется тем, что в последние годы видоизменилась динамика спроса на специалистов среднего звена.
Практико – ориентированные уроки – это, прежде всего, коллективная работа группы, где каждый студент чувствует себя звеном единого коллектива. Отрабатываются навыки при решении поставленных задачах, развиваются умения анализировать рабочую ситуацию в торговле и принимать верные решения.
Практико-ориентированные занятия можно разделить на два типа:
- экскурсия на специализированное предприятие. Происходит знакомство со структурой предприятия, материально-технической базой, рабочими местами и с видами работ. Данный вид занятия способствует активизации познавательной деятельности при наблюдении за работой торговых предприятий, благодаря этому студенты имеют возможность понять сущность своей будущей специальности и социальной значимости. Каждый год мы проводим экскурсии на торговые предприятия, оптовые базы и склады “Сладкая жизнь” и “Магнит”. До пандемии экскурсий был гораздо больше. Студенты посещали Дзержинскую швейную фабрику “Русь”, Нижегородскую ярмарку, ВУЗ’ы.
- выездные занятия, проводимые на предприятиях, которые начинаются с инструктажа по технике безопасности и организации рабочего места. Студенты отрабатывают практические навыки, решают поставленные перед ними производственные задачи и работают с технической документацией. Чаще всего применяется групповой метод обучения, что способствует формированию умений работать в коллективе и команде. Это необходимо для развития профессиональных компетенций будущего специалиста. Затем происходит взаимооценка занятия вместе с персоналом предприятия. Выездные занятия проводились в ТД “ЦУМ”, ТД “Союз”, ТД “Меркурий”, в торгово-промышленной палате г. Дзержинска.
Практико-ориентированное обучение достигается путем прохождения учебной и производственной практики студентов по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, по специальности 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, по специальности 38.02.04.Коммерция (по отраслям) на предприятиях розничной торговли. Проходя практику, они приобретают немалый опыт работы на предприятии, опыт общения, знакомятся со структурой предприятия.
С этих позиций традиционный элемент обучения – практика студентов – приобретает совершенно новый смысл и становится важнейшим элементом программ подготовки. Необходимо сделать практику действительно непрерывной, преимущественно в одной и той же организации или в одной и той же отраслевой вертикали. В ходе учебной практики студенты овладевают опытом учебно-познавательной деятельности, где моделируются действия специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.
На производственной практике приобретается опыт профессиональной деятельности в качестве специалиста организации (или его помощника), происходит интеграция представлений о деятельности организации, ее бизнес-процессов, вырабатываются предложения, направленные на повышение эффективности производственной деятельности в сфере торговли. Задачи: формирование практического опыта профессиональной деятельности на базе конкретного торгового предприятия , освоение профессиональных и общих компетенций по виду деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного торгового предприятия ; сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида деятельности.
Разумеется, такая модель непрерывной практики – неосуществима в условиях случайного выбора мест прохождения практик. По нашему мнению, большое значение имеет поиск постоянных работодателей –это АО Тандер гипермаркет Магнит ,магазины Красное-Белое ,Бристоль , Пятерочка. В этом случае достаточно быстро возникает обратный процесс. Работодатели начинают рассматривать конкретных студентов как свой кадровый резерв и вносят предложения по улучшению содержания конкретных дисциплин и МДК.
Одним из профессиональных модулей у товароведов является ПМ 01 Управление ассортиментом товаров. Он включает освоение профессиональных компетенций :
ПК 1.1 Выявлять потребность в товарах
ПК 1.2 Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции
ПК 1.3 Управлять товарными запасами и потоками
ПК 1.4 Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров
Осваиваем и закрепляем профессиональные компетенции, также как и общие, не только на лекциях, и практических работах, но и на учебной , производственной и преддипломной практиках ,при оформлении и защите рефератов, докладов, презентаций, курсовых работ, отчетов по практикам, выпускных квалификационных работ .В освоении профессиональных компетенций помогает участие в городских ,областных конкурсах и олимпиадах, во Всероссийских дистанционных олимпиадах по ДОУ и по Статистике, в научно-исследовательской конференции студентов. Раньше нас приглашали на мероприятия проводимые Бизнес-инкубатором г. Дзержинска.
Мои студенты принимали активное участие в проведении рекламных акций, дегустаций в Т.Д, Союз и ТД ЦУМ. Получали почетные грамоты и от этих организаций и от АО Тандер. В настоящий момент из-за панлемии никуда не приглашают. Но мы стараемся в условиях дистанционного обучения осваивать цифровые и информационно-коммуникационные технологии на платформе Moodle и проводить онлайн-уроки для достижения наилучшего результата в развитии профессиональных компетенций студентов и подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов.
Профессиональные компетенции осваиваем и закрепляем на практических работах по МДК 01.01 Основы управления ассортиментом товаров, например:
ПК 1.1 Выявлять потребность в товарах – изучаем ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров по каталогам и натуральным образцам, учимся давать полную товароведную характеристику, оцениваем качество, работаем с нормативными документами, используем торговое оборудование и инвентарь, анализируем маркировку и подлинность товара или его фальсификацию, проводим работу по изучению покупательского спроса, оформляем рекламные материалы, производим расчёты, решаем ситуационные задачи.
ПК 1.2 Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции – отрабатываем правила выбора поставщика, форму установления хозяйственных связей, навыки ведения переговоров, оформления договоров поставки, оферты, акцепта, документов по приёмке и претензий,
ПК 1.3 Управлять товарными запасами и потоками – изучаем процесс товароснабжения, операции приёмки, транспортировки и хранения товаров. Проводим анализ логистических потоков предприятия, рассчитываем издержки, себестоимость, отрабатываем схемы товародвижения, использование различных видов транспорта, анализ эффективности и прибыльности работы торгового предприятия и других статистических данных.
ПК 1.4 Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров – оформляем документы в электронном виде и на бумажных бланках, анализируем информацию и работаем с готовыми документами.
Таким образом, практико — ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый максимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
Источник: www.informio.ru
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
Сравнительно новой формой в образовательном процессе является практико-ориентированное обучение (ПОО) студентов.
Практико-ориентированное обучение – это процесс взаимодействия трех субъектов обучения: преподавателя, студента и профильного предприятия. ПОО реализуется с целью развития личности, направленный с одной стороны на совершенствование ряда психологических характеристик студентов (внимание, мышление, мотивация), с другой стороны – на самостоятельное приобретение ими новых знаний, формирования практического опыта их применения в окружающей действительности при решении жизненно важных задач и проблем, развитие мировоззрения и творческого потенциала.
Под организацией практико-ориентированного обучения студентов строительной специальности нужно понимать приведение данного обучения в определенную структуру, которая обеспечит достижение максимально возможного полезного эффекта от реализации этого обучения с учетом основных дидактических условий:
1) деятельностная подача содержания обучения, в рамках теоретического обучения (студент+преподаватель);
2) систематическое и последовательное рассмотрение прикладного аспекта теоретических знаний в области совершенствования процесса строительства (студент+преподаватель);
3) осуществление взаимосвязи теоретических и практических знаний, полученных в период обучения в вузе с целенаправленными навыками практической деятельности, полученной в период практико- ориентированного обучения на предприятии (студент+преподаватель+производство);
В среде теоретиков и практиков педагогики общепризнанным считается выделение в каждом отраслевом секторе профессионального образования академически-ориентированной и практико-ориентированной образовательных моделей. Аналогичная процедура моделирования в сфере инженерно-строительного образования может иметь важное практическое значение на этапе его модернизации.
В отличие от академически-ориентированной модели, направленной главным образом на углубленное понимание предмета или предметной области, на их научную разработку, на подготовку исследователей в той или иной сфере, программы с практической направленностью сориентированы главным образом на овладение практическими навыками, умениями, ноу-хау, необходимыми непосредственно для трудовой деятельности в той или иной сфере. В чистом виде практико-ориентированная модель строительного образования должна решать задачу подготовки инженеров производственников и инженеров-конструкторов, а академически-ориентированная – научных работников.
Кроме различия по цели, базовые модели имеют следующие отличия, которые мы свели в сравнительную Табл.1.
Анализируя данные Табл.1 в разрезе практико-ориентированного обучения следует отметить, что основная
1. Основной подход, используемый
в учебном процессе, в том числе на этапе определения содержания образования
2. Основные личностные
образования, формируемые в процессе обучения
Практические умения и навыки
Знания и аналитические
умения и навыки
3. Основные формы учебных
занятий и методические приемы
лабораторные занятия, учебные, производственно- технологические, проектные практики, практико- ориентированное обучение
система, научно- исследовательская работа студентов, проблемно- эвристические методы, дискуссии
3. Основной тип педагогов,
задействованных в учебном процессе
лабораторные занятия, учебные, производственно- технологические, проектные практики, практико- ориентированное обучение
система, научно- исследовательская работа студентов, проблемно- эвристические методы, дискуссии
4. Основной тип педагогов, задействованных в учебном процессе
Специалисты-практики, хорошо знающие технологические процессы, базовые кафедры
Научно-педагогические работники, имеющие опыт научной работы в сфере строительства, обладающие учеными степенями и званиями
5. Основная мыслительная операция, развиваемая в процессе учебы
6. Основной характер осваиваемых знаний
Технологические, производственные, проектно- конструкторские и нормативные знания
Теоретические знания в области современных компьютерных и нанотехнологий
7. Основная форма промежуточной аттестации
Зачет, зачет с оценкой, квалификационная пробная работа, тестирование
Теоретический экзамен, кандидатский экзамен, защита диссертаций
8. Форма итоговой аттестации
Защита курсовых проектов
Теоретический комплексный экзамен и защита магистерской диссертации
9. Вид учебного заведения, сориентированного на данную модель
Специализированные и отраслевые вузы
Специализированные и отраслевые вузы
Необходимость создания практико-ориентированного образования вызвана стремлением общества обеспечить повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений людей на основе комплексного решения социальных, образовательных и экономических проблем.
Как традиционные технологии учебной деятельности, так и инновационные, должны по возможности использовать современные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие усилить практическую ориентированность образовательного процесса, а также учесть индивидуальные особенности обучаемых.
Задача вузовской среды должна заключаться, прежде всего, в оказании помощи студентам в индивидуальном самовыражении, поэтому необходимо предоставить определенные возможности для раскрытия склонностей, способностей, удовлетворения интересов студентов. Необходима система знаний, способствующая развитию интереса к поиску того индивидуального, что впоследствии сформирует высококлассного компетентного специалиста, способного решать любые задачи, связанные с его профессиональной деятельностью.
В ходе профессиональной подготовки происходит постоянное обогащение содержания деятельности на основе модели деятельности специалиста, включающей описание системы его основных функций, проблем и задач, предметных и социальных компетентностей. Деятельностная модель подготовки специалиста предполагает постоянную трансформацию видов деятельности (А. Вербицкий).
В ходе профессионально-ориентированной деятельности студенты овладевают реальным опытом выполнения прикладных исследований, научно- технических разработок. Трансформация содержания деятельности завершается приобретением опыта профессиональной деятельности в ходе производственной практики и практико-ориентированного обучения. С целью максимальной адаптации специалистов к условиям реального производства, приобретения достаточного опыта профессиональной деятельности вузы стали перестраивать свою работу по принципу «Утром – практика, вечером – теория».
В Чебоксарском политехническом институте (филиала) МГМУ успешно реализуется технология практико- ориентированного обучения на основе договоров с предприятиями города. Программа практико- ориентированного обучения внедрена с 2005 года. На реализацию практико-ориентированного обучения дается возможность один день в неделю или одну неделю в месяц работать на предприятиях города Чебоксары, где старшекурсники приобретают опыт профессиональной деятельности, а затем на занятиях в родном вузе практику обогащают теорией.
Институт имеет договоры о сотрудничестве со многими ведущими предприятиями, организациями и учебными заведениями Чувашской республики: ОАО «Стройтрест №2», ОАО «Чебоксарская керамика», ОАО«Железобетон», ООО «Строительная фирма «Комплекс», ОАО «Промстройпроект», ОАО «Чувашагропромстрой», ООО «Чувашпроект», ЗАО «Волгастроймонтаж», ООО «Индустриально-строительный комплекс», ФГОУ СПО «Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства», ГУП «Чувашгражданпроект» и др. Тесное сотрудничество с предприятиями позволило повысить эффективность прохождения студентами производственной практики и организовывать практико-ориентированное обучение.
Список литературы
1. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения : мат. К четвертому заседанию методологического семинара, 16 ноября 2004г. – М., 2004. – 45 с.
Источник: izron.ru
Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применении практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании профессиональных компетенций личности студента в соответствии с ФГОС СПО.
На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.
Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи.
ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.
Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.
Что же такое практико-ориентированный подход в обучении специалистов?
Существует, по крайней мере, три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе практико-ориентированного обучения.
Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики (Ю. Ветров, Н. Клушина).
Второй подход, (авторы Т. Дмитриенко, П. Образцов) при практико-ориентированном обучении предполагает использование профессионально — ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.
Третий, наиболее широкий подход, очень ёмко сформулировал Ф. Г. Ялалов в деятельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков — опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом.
Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход.
В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков — опыта практической деятельности. В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. А само приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической триады “ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ” путем формирования у обучающихся практических умений и навыков. При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — НАВЫКИ — ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Поэтому сегодня молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат на переквалификацию от компаний, в которых они работают.
Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности.
Для преодоления обозначенных проблем необходимо уже сегодня переопределить принципы, методы и процедуры формирования содержания профессионального образования, а также согласовать стандарты по подготовке специалистов с профессиональными стандартами определенной области.
При организации обучения специалиста и формировании содержания образования акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.
В основу реализации данных принципов должны быть положены:
• реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу;
• специфика профессиональной деятельности специалистов, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами;
• интеграция знаний, методов различных областей науки и практики.
Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента.
1 этап – Смысловой
Адаптация к образовательному пространству. У студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
2 этап – Ценностный
Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов. Самостоятельность в определении задач профессионального и личностного развития.
Задания лабораторно-практических работ должны быть нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебного материала, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность. Выполнение лабораторно-практических работ целесообразно организовать с использованием ИКТ.
3 этап — Практический
Непосредственное знакомство с професиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и активность позиции.
В период освоения учебных дисциплин/междисциплинарных курсов студенты разрабатывают проекты в малых группах по 5-6 человек, где в основу работы положен диалог. Диалог является средством выявления проблемы и путей ее решения. На этом этапе выполняется полный цикл исследовательской деятельности: от изучения предметной области и выделения проблемы до ее реализации.
Результатом учебной практики является разработанный под руководством специалистов программный продукт для решения небольших по объему задач, выбранных из круга актуальных проблем. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.
4 этап – Заключительный
Готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
К заключительному этапу обучения относится:
— производственная практика по виду профессиональной деятельности, сдача экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю;
— преддипломная практика и защита дипломного проекта (работы).
Задачи: формирование практического опыта профессиональной деятельности на базе конкретного производства, освоение профессиональных и общих компетенций по виду профессиональной деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства; сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида профессиональной деятельности, написание курсовой работы (проекта). Во время преддипломной практики студенты выполняют конкретные задания, соответствующие должностным обязанностям рабочего (служащего), могут приниматься на работу на вакантные должности.
Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
Источник: xn—-btb1bbcge2a.xn--p1ai