Практико ориентированная программа что это

Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими реальных практических задач. В основе практико-ориентированного обучения должно лежать оптимальное сочетание фундаментального образования и прикладной подготовки.

Многие годы система образования была ориентирована на передачу знаний, благодаря которым они могли эффективно после окончания школы приобретать профессию, а в дальнейшем быть успешными в науке, в бизнесе и на производстве. В этом процессе в Советском Союзе образованию помогали производственные предприятия и научные организации.

В настоящее время многие учебные заведения, лишились возможности получать навыки практической подготовки. Для общеобразовательных школ закрылись учебно-производственные комбинаты, связанные с предприятиями, а профессиональные учебные заведения лишились закреплённых мест практики в соответствии с профилем подготовки.

2023-03-15 «Практико-ориентированный подход в проектировании рабочей программы»

В результате этого в России выпускники школ слабо ориентируются в мире профессий и практически не владеют навыками производственной деятельности, а выпускники учебных заведений системы профессионального образования в большинстве своем не способны успешно разрабатывать и внедрять наукоёмкие технологии, реализовывать реальные бизнес-процессы. При этом срок адаптации вчерашних школьников в профессиональной школе или молодого специалиста на производстве становится слишком большим, а педагоги системы профессионального образования и работодатели тратят много времени, усилий и большие средства на формирование навыков практической деятельности первокурсников или послевузовское обучение молодого специалиста. Эта ситуация является причиной нарастающего противоречия между системой среднего образования, профессионального образования и современным бизнесом и производством. В сложившейся ситуации и средней, и профессиональной школам надо менять технологию обучения и переходить от технологий передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта.

В основе этой технологии лежит практико-ориентированное обучение, которое должно способствовать повышению мотивированности обучаемых на приобретение практических навыков или профессиональной компетентности. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков — опыта практической деятельности. В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. А само приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической триады “ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ” путем формирования у обучающихся практических умений и навыков. При практико-ориентированном подходе традиционная модель дополняется новой дидактической единицей: ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — НАВЫКИ — ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, что позволяет сформировать компетентность.

Целью практико-ориентированного обучения является интенсификация процесса поиска, получения и накопления новых знаний, умений и навыков для выработки у обучаемых определенных компетенций. Результатом практико-ориентированного подхода в обучении должен являться выпускник учебного заведения, способный эффективно применять в учебно-познавательной и практической деятельности имеющиеся у него компетенции.

В России построят практико-ориентированную школу

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в приобретении новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении задач и проблем в социальной, учебной или профессиональной сферах.

Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:

— мотивационное обеспечение учебного процесса;

— связь обучения с практикой;

— сознательность и активность учащихся и студентов в обучении.

2. Практико-ориентированное обучение в системе профессионального образования.

На современном этапе производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных, предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично подготовить специалистов с такими качествами.

ФГОС нового поколения предусматривает усиление прикладного, практического характера профессионального образования на всех его уровнях, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.

Практико-ориентированное обучение в системе профессионального образования – это процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических задач.

Существует, по крайней мере, три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе практико-ориентированного обучения.

Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики(Ю. Ветров, Н. Клушина).

Второй подход, (авторы Т. Дмитриенко, П. Образцов) при практико-ориентированном обучении предполагает использование профессионально-ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей профессионально направленного изучения профильных и непрофильных дисциплин.

Третий, наиболее широкий подход, сформулирован в контексте деятельностно-компетентностной парадигмы, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков — опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом.

Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим деятельностно-компетентностный подход.

Можно выделить четыре подхода к организации практико-ориентированного обучения:

1. Организация учебной, производственной и преддипломной практик студента с целью приобретения реальных профессиональных компетенций по профилю подготовки.

2. Внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков (опыта), обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки.

3. Создание в учебном заведении инновационных форм профессиональной занятости студентов с целью решения ими реальных научно-практических и опытно-производственных работ в соответствии с профилем обучения.

4. Создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у студента мотивированности и осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения в университете.

Рассмотрим особенности организации практик в рамках практико-ориентированного обучения. По логике накопленные умения и навыки нужно актуализировать в период практики, постепенно усложняя практическую профессиональную деятельность на разных этапах обучения. В соответствии с этим, практику необходимо сделать непрерывной, желательно на одном и том же предприятии или на другом предприятии той же отрасли.

В ходе учебной практики студенты овладевают академическим опытом познавательной деятельности: вид производства, сырьё, основные технологии, продукция и т. д. Учебной практике должно предшествовать изучение студентами дисциплины «Введение в специальность» под руководством, лучше всего, профессионала-практика и теоретических основ в сфере предстоящей профессиональной деятельности. Результатом изучения должно быть приобретение студентами общих знаний о будущей профессии, о конкретных профессиональных компетенциях, которые требуются для исполнения должностных обязанностей на рабочем месте, о предмете самой профессиональной деятельности (товароведении, пищевых технологиях, туризме, социальной педагогике, маркетинге и т.д.).

В период производственной практики студенты приобретают опыт профессиональной деятельности в качестве стажёров или дублёров специалиста: изучение технологии производства, ознакомление с технологическим оборудованием, особенности контроля и управления технологическим процессом и т. д. Приобретается опыт решения конкретной производственной задачи под руководством профессионала в соответствии с индивидуальным заданием. В период, предшествующий производственной практике, целесообразно привлекать профессионалов с производства для формирования мотивации к обучению у студентов, в том числе и при выполнении курсовых работ (проектов) на реальную практическую тему, связанную с будущей профессиональной деятельностью.

В период преддипломной практики студент должен приобрести достаточные знания и опыт под руководством специалиста, чтобы приступить к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей без длительного дополнительного обучения на конкретном рабочем месте. Индивидуальное задание на преддипломную практику в этом случае должно иметь целью решение реальной производственной задачи, которая затем должна стать основой выпускной квалификационной работы.

Такая модель прохождения практик выполнима только при условии наличия постоянных мест практики в соответствии с заключёнными учебным заведением договорами и имеющимися постоянными деловыми (партнёрскими) связями с конкретными предприятиями и организациями. При таких отношениях работодатели рассматривают студентов как потенциальных сотрудников и заинтересованно способствуют формированию требуемой профессиональной компетенции у студентов.

Как мы видим, невозможно процесс практико-ориентированного обучения реализовать исключительно в рамках практик.

Педагогический коллектив с первых дней обучения и далее должен способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента во время аудиторных занятий и при ведении социально-гуманитарной работы. Работу нужно начинать с адаптации вчерашних школьников к образовательному пространству, параллельно формируя у студентов культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.

Важно также использовать технологии и методы обучения, способствующие эффективному овладению профессиональными навыками, а также формированию профессионального мышления, развития творчества. Только в этом случае студент будет готов к выполнению заданий на учебной и производственной практиках, получению и накоплению опыта профессиональной деятельности.

Актуально создание учебно-производственных лабораторий, бизнес-инкубаторов, научно-производственных площадок и др., позволяющих реализовать практико-ориентированное обучение в процессе выполнения студентами реальных задач по осваиваемому профилю обучения при участии профессионалов по заказу предприятий и организаций. В этом контексте целесообразно привлекать студентов к решению научно-исследовательской работы по тематике кафедры, цикловой комиссии, выдавать индивидуальные исследовательские, проектные и конструкторские (нетривиальные) задачи, имеющие научную и практическую значимость.

В результате должна складываться производственно-творческая цепочка по решению конкретной проблемы:

Читайте также:
Концентрическая программа что это

Преподаватель → профессионал → студент-исполнитель → конкретный результат.

Нельзя обойти вниманием и проблемы, которые тормозят переход к практико-ориентированному обучению. К ним можно отнести:

1. Преодоление стереотипа мышления у преподавателя по организации практико-ориентированного процесса обучения, т.е. от традиционного процесса по передаче знаний, к процессу обучения с приобретением опыта.

2. Повышение профессиональной компетенции преподавателя в знании производства.

3. Развитие долгосрочных взаимно заинтересованных связей с предприятиями и организациями по профилю обучения.

4. Развитие научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ с участием студентов.

5. Разработка тематики сквозных творческих проектов, переходящих от реферативного исследования проблемы в выпускные квалификационные работы.

6. Проведение мероприятий по повышению мотивации студентов к обучению по выбранной профессии.

7. Создание действенной системы поиска и стимулирования талантливых студентов, привлечения их к выполнению грантов, научных исследований, реальных проектов и хоздоговоров по заданиям предприятий и организаций.

Источник: studopedia.su

Практико-ориентированный подход в обучении: технологии, цели и задачи

Практико-ориентированный подход в обучении разработан с целью не просто передать ученикам максимум полезных знаний, но и развить их в целом, дабы детям, подросткам было в будущем проще ориентироваться в жизни и строить ее с учетом собственных особенностей. Технологии и методики преподавания совершенствуются без остановки, но точно известно одно: хороший результат дают лишь те, что помогают создать у обучающегося положительное отношение к учебному процессу и исследуемому предмету. Одна из задач современного учителя – заинтересовать аудиторию в предмете, который он преподает.

программы практико ориентированного обучения

Общая информация

Практико-ориентированный подход в обучении позволяет повысить результативность процесса получения учениками знаний. В некоторой степени это обусловлено механизмами, используемыми при выборе той информации, которая должна передаваться аудитории – у учащихся есть возможность оценить значимость преподаваемого материала и понять, в каких аспектах и каким образом его можно использовать на практике. Образовательный процесс предполагает творческие задания на дом, в ходе выполнения которых аудитория может черпать вдохновение из своей фантазии. Преподаватель, оформляя рабочий процесс, старается задействовать тот опыт, который уже есть у обучающихся, а также помогает сформировать новый, связанный с данными, которые передает слушателям. Этот опыт – основа развития каждого слушающего.

практико ориентированный подход обучении

Важное и актуальное

Практико-ориентированный подход в обучении прекрасно сочетается с идеей гуманизма, так как помогает исключить негативное, отчужденное отношение к науке. Такой метод дает возможность показать аудитории, как повседневность связана со зданиями, как проблемы, сопряженные с жизнедеятельностью, можно решать, применяя преподаваемую информацию. Научные основы в рамках такой методики излагаются последовательно, с четким следованием правилам логики, при этом каждый шаг образовательного процесса включает материал, позволяющий слушателям осознать значение информации. Задача преподавателя, работающего по такой системе – ненавязчиво и доходчиво объяснять аудитории, как закономерности влияют на привычную жизнь.

Практико-ориентированная технология обучения позволяет сделать образовательный процесс результативнее, эффективнее, нежели многие классические подходы. Личностный статус каждого участника процесса становится выше, поскольку данные, которые он усваивает, применимы в повседневности. При взаимодействии обучающегося и преподавателя работает обратная связь, при этом описанная система помогает стимулировать интерес ученика творить, а значить, познавать ту радость, которую дает творчество. Чтобы этого добиться, необходимо сформировать такой процесс обучения, при котором образы, логика, эмоции сливаются в единое целое. Предметная информация становится незаменимым элементом ценностного знания, применимого в повседневности.

Важно для всех

Практико-ориентированная технология обучения позволяет заложить фундамент общественной мобильности и профессиональной вариабельности, поскольку с самого начала дети понимают, что окружающая среда и личность могут существовать в продуктивном балансе. Обучение при этом превращается в творческую задачу, одновременно являющуюся познавательной, и деятельность каждого представителя аудитории считается успешной.

Полученные по итогам работы сведения наверняка будут востребованы в повседневной жизни слушателей. Правильная организация рабочего процесса помогает исключить отчуждение обучающегося от науки, объяснить ему, как жизнь связана со знаниями, как они помогают решать проблемы. Чтобы это было результативно, каждое занятие нужно строить в соответствии с рекомендованной структурой, сформированной таким образом, чтобы активизировать способность каждого слушателя мыслить образами и логично. Задача преподавателя – поднять личностный статус каждого, кто присутствует в классе, дать мотивацию обучающимся, объяснить, как образование связано с безопасностью в разных аспектах существования. Структура – это и содержательная часть образования, и процесс.

Программы практико-ориентированного обучения позволяют развить процесс воспитания и передачи полезной информации слушателям. Интерес к познанию у аудитории, с которой работают по такому пути, стоек и высок, одновременно растет уровень качества усваиваемых данных. Отмечается, что правильное применение такого подхода позволяет сделать жизнь слушателя безопасной, упрощает формирование его как полноценной личности с учетом нюансов культуры потребления, в которой вынуждены существовать современные люди. Не менее важный аспект – обучение аудитории воспринимать нюансы безопасности комплексно. Слушатели, обучающиеся по такой системе, раньше осознают, почему так важно вести себя правильно, а также приобретают навыки практической реализации.

практико ориентированная технология обучения

Актуальность темы

Применение практико-ориентированного обучения, как считают аналитики, дает доступ к обширным возможностям обучения и образования. Использование такого подхода помогает передавать новым поколениям самые востребованные данные, не сомневаясь в качестве их усвоения.

Работая с преподавателем, ученик понимает, почему для него лично так важны новые сведения, которые дает преподаватель, как это сказывается на его положении в обществе. Формируя программу работы со слушателями, следуя правилам описываемой методики, педагог должен отбирать только такой материал, подача которого возможна в формате равного диалога, в котором обучающийся становится полноценным собеседником и партнером, способным и имеющим полное право принять некоторое решение. При выборе материалов нужно помнить: подходят лишь сведения, повышающие практические аспекты образовательного процесса. Чтобы он был эффективнее, следует использовать образные и эмоциональные компоненты, за счет которых формируется интерес к работе у аудитории. Информационный поток, ежели слушатели заинтересованы, можно увеличить без потери качества усвоения, а также повысить эффективность понимания данных.

Как показывает практика, после окончания школы лица, получившие образование по описанной системе, имеют лучшее будущее в сравнении с теми, кто обучался по классической программе. Это связано с мотивацией каждой персоны. Преподаватель позволяет ученикам осознать, как полезные данные связаны с безопасностью личности и ее благополучием. Были проведены эксперименты, призванные проверить, насколько эффективен рассматриваемый способ. На практике доказано, что обучение – это творчество и процесс познания, который можно оформить так, что ученик получает востребованную информацию, ощущая себя успешным.

Рабочие особенности

После окончания школы ученик, получавший образование по рассматриваемой системе, располагает большим объемом знаний, которые тесно связаны с повседневными потребностями, а также раскрывают социальные особенности. Такое образование помогает школьникам сформировать свое мировоззрение. Одновременно учитель формирует у аудитории стойкую заинтересованность в познании нового.

Чтобы добиться этого, нужно правильно выбрать материал для занятий и структурировать его для большей результативности подачи. Традиционный подход – оформление в блоки. Обязательными считаются блок алгоритма, внедрения, мотивации и синектики. Есть вариативные элементы – бинарные и посвященные преемственности, моделированию.

Комбинирование нескольких блоков в рамках одного занятия – это эффективный метод повышения заинтересованности аудитории и удовлетворения ее любопытства и стремления к познанию. В равной степени охватываются и те, у кого доминирует левое полушарие, и люди с доминантой в виде правого.

Сущность практико-ориентированного обучения в передаче аудитории в понятной форме максимума полезной информации так, чтобы все слушатели осознавали, почему им пригодятся те или иные данные. Для этого можно прибегать к алгоритмам и схематическому представлению информации, к таблицам. Не менее важно пользоваться аналогиями, ассоциациями, забавными и поучительными, фантастическими короткими историями и яркими образами. Одна из основных идей рассматриваемого подхода – ориентация на индивидуальность каждого участника группы. Чтобы это было эффективным, можно применять новейшие технологии, современные структуры, агрегаты и аппараты, интересующие школьников и позволяющие повысить мотивацию каждого слушателя.

сущность практико ориентированного обучения

О структуре и работе

Как показали наблюдения, практико-ориентированное обучение в колледжах, школах, вузах позволяет увеличить уровень осознания познавательного процесса у аудитории. В рамках экспериментов были достигнуты контрольные показатели в 60%: именно у такого количества слушателей четко формировались ситуативная заинтересованность и стойкая. Повышается удельный вес эндогенной мотивированности ученика. Достижения, связанные с обучением, для классов, работающих по рассматриваемой системе, в среднем выше на 70 % в сравнении с традиционной схемой.

Вчера, сегодня, завтра

Проблемы, связанные с реализацией себя в жизни (к чему стремиться, кем работать) исключительно актуальны для многих возрастных групп. Традиционно считается, что эти вопросы наиболее сложны для школьников, которым еще только предстоит определиться со своим будущим, но на самом деле сталкиваются с такими дилеммами и те, кто уже закончил основную ступень образования, поскольку полученные в ходе обучения сведения так и не позволили сформировать точную картину мира, значит, понять, как приложить себя и свои таланты на практике и наилучшим методом. Самые современные подходы к процессу обучения направлены на исключение подобных ситуаций, как следствие – повышение уровня реализованности персон, общественного счастья.

Отмечается, что лучшие итоги дает образовательный процесс, в рамках которого сочетаются традиционные методики подачи сведений и применением знаний на практике, а инновации идут рука об руку с классикой. В последние годы внедряется многоуровневая система профессиональной подготовки, ведется работа по повышению качества образовательного процесса, а количество курсов, направлений, дисциплин увеличивается. Те недостатки, которые при этом сохраняются, как считают аналитики, можно исключить, если полностью перейти на практико-ориентированную методику. Возможно, при правильном применении этого способа в будущем у поколений по итогам обучения вообще не будет возникать сомнений относительно того, кем работать и каким быть – дети, подростки, юные и взрослые смогут эффективно находит и реализовывать себя в любых социальных условиях.

Читайте также:
Виндовс defender что это за программа

кем работать

Варианты и пути

Есть несколько методов организации практико-ориентированного обучения, разработанных для разных ступеней образовательных учреждений. Рабочий процесс можно оформить так, чтобы человек максимально погрузился в узкоспециализированную среду. Еще один вариант – систематичность технологического обучения, включая контекстное.

В последние годы особенно активно развивается дидактика образовательного процесса в вузах, и именно применительно к ней особенно интересно рассматривать прогресс внедрения рассматриваемого подхода. Эта область дидактики в нашей стране активно развивается лишь в последние пару десятилетий, и базой процесса выступают принципы, свойственные всей педагогике в целом. Речь идет о наглядном предоставлении аудитории систематизированных и доступных знаний, представленных в связи с жизненными реалиями, последовательно и разумно, с учетом особенностей конкретной возрастной группы и преследуемых преподавателем целей.

Применительно к вузам учебно-практические задачи должны выбираться с акцентированием на профессиональное направление. По этой причине рекомендовано уже на младших курсах включать в программу методы и научные области, значимые для конкретной профессии. Не менее важен принцип дифференциации по уровням и профилям. Применительно к вузам дидактика предполагает выявление оптимальных методов работы с заинтересованной и мотивированной аудиторией. Один из нюансов случая – тот факт, что педагоги (в сравнении со школьным) обычно имеют более высокий уровень квалификации.

Близкое и далекое

Из теории и практики образования следует, что педагогика в начальных, средних, высших образовательных учреждениях складывается из одинаковых элементов – методов, форм. Специфические отличия – это соотношение компонентов между собой в рабочем процессе. В высшем образовании педагогика акцентирована на методах, формах, призывающих обучающегося работать самостоятельно. По минимуму применяются направляющие средства с выраженным ведущим характером.

В некоторой степени мотивационное обеспечение учебного процесса в высшем учебном учреждении связано с идеей вызова. Студенты должны определить подходящие им профессии, выбрать специализацию, а это тесно связано с развитием личности. В рамках общего образования, средней ступени такой задачи в качестве главной обозначить не получится. Средний уровень образовательных учреждений представляет собой подготовительный этап перед окончательным выбором.

после окончания школы

О терминологии

Педагоги нашего времени апеллируют технологиями обучения, которые, как считают некоторые, фактически являются в большей степени методиками, видами и приемами. Практико-ориентированное обучение – организационный вариант, в рамках которого определяются оптимальные методы и средства, и именно на них делается акцент. Некоторые аналитики рекомендуют использовать термин «модель» как более точно отражающий явление.

Практико-ориентированная модель предназначена для освоения не только предметной, но также психической деятельности. Применение этого подхода помогает обогатить опыт аудитории и сформировать у каждого структуру личности, за счет которой человек может быстро и продуктивно включиться в профессиональную активность. В рамках такого обучения человек многократно осуществляет некоторые действия, что создает надежный фундамент для реализации их в новых условиях в будущем.

Одна из основных характеристик образовательного подхода – мотивированность, преследующая целью подготовить человека к работе в выбранной профессии в качестве компонентного специалиста.

На примерах: ПОП в изучении иностранного языка

Этот подход нужно использовать последовательно, дабы ученики были компетентными в вопросе взаимодействия с представителями иных культур. Это важно для профессионального и личностного развития каждого члена аудитории. Сперва нужно адаптировать слушателя к пространству и дать ему понимание важности владения языком.

Преподаватель должен объяснить, почему это поможет быть успешным профессионалом. Это непросто, поскольку времени в рамках образовательных программ выделяется мало, а вот требования стандартов, принятые в нашей стране, высоки. Вместе с тем студенты по итогам школьной ступени образования располагают довольно слабым представлением об иностранном языке, в группе могут быть люди разного уровня, возможны отличия по аспекту коммуникативной компетентности. Задача преподавателя – систематизировать полезную информацию и важные навыки, которые аудитория получила на предыдущем шаге обучения. Это упрощается применением ориентированных на личность подходов, в рамках которых студенты разного уровня привлекаются к общей работе, коммуникации.

практико ориентированное обучение колледже

Развитие процесса сопряжено с углублением заинтересованности обучающегося. Преподаватели применяют упражнения, в ходе которых учащиеся обучаются следовать ситуативности. Необходимо практиковать цикличные комплексы, начиная от более простых и переходя к усложненным вопросам.

Дискурс, логика, применение дисциплины к ситуациям, которые в будущем ожидают студента, выбравшего конкретное направление, моделирование таких моментов – все это помогает преподавателю, выбравшему ПОП. К примеру, если речь идет об экономической специальности, можно создать атмосферу деловых переговоров с иностранными партнерами. Упражнения, которые практикуются в рамках таких семинаров, должны дать представление о трудностях, связанных с конкретной сферой. Развивая работу со студентами, следует включать в программу условные речевые упражнения, позволяющие повысить качество использования накопленного материала в конкретной ситуации. Если говорить о примерах, то ПОП реализуется через упражнения, в ходе которых ученики должны формировать диалоги с применением конкретных слов, описывать некоторую ситуацию при наличии опорных пунктов.

Источник: fb.ru

Практико-ориентированный подход в обучении: технологии, цели и задачи

Практико-ориентированный подход в обучении разработан с целью не просто передать ученикам максимум полезных знаний, но и развить их в целом, дабы детям, подросткам было в будущем проще ориентироваться в жизни и строить ее с учетом собственных особенностей. Технологии и методики преподавания совершенствуются без остановки, но точно известно одно: хороший результат дают лишь те, что помогают создать у обучающегося положительное отношение к учебному процессу и исследуемому предмету. Одна из задач современного учителя – заинтересовать аудиторию в предмете, который он преподает.

Вам будет интересно: Инкерманское сражение: причины, план наступления и последствия

программы практико ориентированного обучения

Общая информация

Вам будет интересно: Оплот — это. Значение, происхождение, синонимы

Практико-ориентированный подход в обучении позволяет повысить результативность процесса получения учениками знаний. В некоторой степени это обусловлено механизмами, используемыми при выборе той информации, которая должна передаваться аудитории – у учащихся есть возможность оценить значимость преподаваемого материала и понять, в каких аспектах и каким образом его можно использовать на практике. Образовательный процесс предполагает творческие задания на дом, в ходе выполнения которых аудитория может черпать вдохновение из своей фантазии. Преподаватель, оформляя рабочий процесс, старается задействовать тот опыт, который уже есть у обучающихся, а также помогает сформировать новый, связанный с данными, которые передает слушателям. Этот опыт – основа развития каждого слушающего.

практико ориентированный подход обучении

Важное и актуальное

Практико-ориентированный подход в обучении прекрасно сочетается с идеей гуманизма, так как помогает исключить негативное, отчужденное отношение к науке. Такой метод дает возможность показать аудитории, как повседневность связана со зданиями, как проблемы, сопряженные с жизнедеятельностью, можно решать, применяя преподаваемую информацию. Научные основы в рамках такой методики излагаются последовательно, с четким следованием правилам логики, при этом каждый шаг образовательного процесса включает материал, позволяющий слушателям осознать значение информации. Задача преподавателя, работающего по такой системе – ненавязчиво и доходчиво объяснять аудитории, как закономерности влияют на привычную жизнь.

Вам будет интересно: Командор — это: значение слова и синонимы

Практико-ориентированная технология обучения позволяет сделать образовательный процесс результативнее, эффективнее, нежели многие классические подходы. Личностный статус каждого участника процесса становится выше, поскольку данные, которые он усваивает, применимы в повседневности. При взаимодействии обучающегося и преподавателя работает обратная связь, при этом описанная система помогает стимулировать интерес ученика творить, а значить, познавать ту радость, которую дает творчество. Чтобы этого добиться, необходимо сформировать такой процесс обучения, при котором образы, логика, эмоции сливаются в единое целое. Предметная информация становится незаменимым элементом ценностного знания, применимого в повседневности.

Важно для всех

Практико-ориентированная технология обучения позволяет заложить фундамент общественной мобильности и профессиональной вариабельности, поскольку с самого начала дети понимают, что окружающая среда и личность могут существовать в продуктивном балансе. Обучение при этом превращается в творческую задачу, одновременно являющуюся познавательной, и деятельность каждого представителя аудитории считается успешной.

Полученные по итогам работы сведения наверняка будут востребованы в повседневной жизни слушателей. Правильная организация рабочего процесса помогает исключить отчуждение обучающегося от науки, объяснить ему, как жизнь связана со знаниями, как они помогают решать проблемы. Чтобы это было результативно, каждое занятие нужно строить в соответствии с рекомендованной структурой, сформированной таким образом, чтобы активизировать способность каждого слушателя мыслить образами и логично. Задача преподавателя – поднять личностный статус каждого, кто присутствует в классе, дать мотивацию обучающимся, объяснить, как образование связано с безопасностью в разных аспектах существования. Структура – это и содержательная часть образования, и процесс.

Программы практико-ориентированного обучения позволяют развить процесс воспитания и передачи полезной информации слушателям. Интерес к познанию у аудитории, с которой работают по такому пути, стоек и высок, одновременно растет уровень качества усваиваемых данных. Отмечается, что правильное применение такого подхода позволяет сделать жизнь слушателя безопасной, упрощает формирование его как полноценной личности с учетом нюансов культуры потребления, в которой вынуждены существовать современные люди. Не менее важный аспект – обучение аудитории воспринимать нюансы безопасности комплексно. Слушатели, обучающиеся по такой системе, раньше осознают, почему так важно вести себя правильно, а также приобретают навыки практической реализации.

практико ориентированная технология обучения

Актуальность темы

Вам будет интересно: Сверстники — это ровесники? Чем отличаются понятия.

Применение практико-ориентированного обучения, как считают аналитики, дает доступ к обширным возможностям обучения и образования. Использование такого подхода помогает передавать новым поколениям самые востребованные данные, не сомневаясь в качестве их усвоения.

Читайте также:
Ls usbmx что это за программа

Работая с преподавателем, ученик понимает, почему для него лично так важны новые сведения, которые дает преподаватель, как это сказывается на его положении в обществе. Формируя программу работы со слушателями, следуя правилам описываемой методики, педагог должен отбирать только такой материал, подача которого возможна в формате равного диалога, в котором обучающийся становится полноценным собеседником и партнером, способным и имеющим полное право принять некоторое решение. При выборе материалов нужно помнить: подходят лишь сведения, повышающие практические аспекты образовательного процесса. Чтобы он был эффективнее, следует использовать образные и эмоциональные компоненты, за счет которых формируется интерес к работе у аудитории. Информационный поток, ежели слушатели заинтересованы, можно увеличить без потери качества усвоения, а также повысить эффективность понимания данных.

Как показывает практика, после окончания школы лица, получившие образование по описанной системе, имеют лучшее будущее в сравнении с теми, кто обучался по классической программе. Это связано с мотивацией каждой персоны. Преподаватель позволяет ученикам осознать, как полезные данные связаны с безопасностью личности и ее благополучием. Были проведены эксперименты, призванные проверить, насколько эффективен рассматриваемый способ. На практике доказано, что обучение – это творчество и процесс познания, который можно оформить так, что ученик получает востребованную информацию, ощущая себя успешным.

Рабочие особенности

После окончания школы ученик, получавший образование по рассматриваемой системе, располагает большим объемом знаний, которые тесно связаны с повседневными потребностями, а также раскрывают социальные особенности. Такое образование помогает школьникам сформировать свое мировоззрение. Одновременно учитель формирует у аудитории стойкую заинтересованность в познании нового.

Чтобы добиться этого, нужно правильно выбрать материал для занятий и структурировать его для большей результативности подачи. Традиционный подход – оформление в блоки. Обязательными считаются блок алгоритма, внедрения, мотивации и синектики. Есть вариативные элементы – бинарные и посвященные преемственности, моделированию.

Комбинирование нескольких блоков в рамках одного занятия – это эффективный метод повышения заинтересованности аудитории и удовлетворения ее любопытства и стремления к познанию. В равной степени охватываются и те, у кого доминирует левое полушарие, и люди с доминантой в виде правого.

Сущность практико-ориентированного обучения в передаче аудитории в понятной форме максимума полезной информации так, чтобы все слушатели осознавали, почему им пригодятся те или иные данные. Для этого можно прибегать к алгоритмам и схематическому представлению информации, к таблицам. Не менее важно пользоваться аналогиями, ассоциациями, забавными и поучительными, фантастическими короткими историями и яркими образами. Одна из основных идей рассматриваемого подхода – ориентация на индивидуальность каждого участника группы. Чтобы это было эффективным, можно применять новейшие технологии, современные структуры, агрегаты и аппараты, интересующие школьников и позволяющие повысить мотивацию каждого слушателя.

сущность практико ориентированного обучения

О структуре и работе

Как показали наблюдения, практико-ориентированное обучение в колледжах, школах, вузах позволяет увеличить уровень осознания познавательного процесса у аудитории. В рамках экспериментов были достигнуты контрольные показатели в 60%: именно у такого количества слушателей четко формировались ситуативная заинтересованность и стойкая. Повышается удельный вес эндогенной мотивированности ученика. Достижения, связанные с обучением, для классов, работающих по рассматриваемой системе, в среднем выше на 70 % в сравнении с традиционной схемой.

Вчера, сегодня, завтра

Проблемы, связанные с реализацией себя в жизни (к чему стремиться, кем работать) исключительно актуальны для многих возрастных групп. Традиционно считается, что эти вопросы наиболее сложны для школьников, которым еще только предстоит определиться со своим будущим, но на самом деле сталкиваются с такими дилеммами и те, кто уже закончил основную ступень образования, поскольку полученные в ходе обучения сведения так и не позволили сформировать точную картину мира, значит, понять, как приложить себя и свои таланты на практике и наилучшим методом. Самые современные подходы к процессу обучения направлены на исключение подобных ситуаций, как следствие – повышение уровня реализованности персон, общественного счастья.

Отмечается, что лучшие итоги дает образовательный процесс, в рамках которого сочетаются традиционные методики подачи сведений и применением знаний на практике, а инновации идут рука об руку с классикой. В последние годы внедряется многоуровневая система профессиональной подготовки, ведется работа по повышению качества образовательного процесса, а количество курсов, направлений, дисциплин увеличивается. Те недостатки, которые при этом сохраняются, как считают аналитики, можно исключить, если полностью перейти на практико-ориентированную методику. Возможно, при правильном применении этого способа в будущем у поколений по итогам обучения вообще не будет возникать сомнений относительно того, кем работать и каким быть – дети, подростки, юные и взрослые смогут эффективно находит и реализовывать себя в любых социальных условиях.

кем работать

Варианты и пути

Есть несколько методов организации практико-ориентированного обучения, разработанных для разных ступеней образовательных учреждений. Рабочий процесс можно оформить так, чтобы человек максимально погрузился в узкоспециализированную среду. Еще один вариант – систематичность технологического обучения, включая контекстное.

В последние годы особенно активно развивается дидактика образовательного процесса в вузах, и именно применительно к ней особенно интересно рассматривать прогресс внедрения рассматриваемого подхода. Эта область дидактики в нашей стране активно развивается лишь в последние пару десятилетий, и базой процесса выступают принципы, свойственные всей педагогике в целом. Речь идет о наглядном предоставлении аудитории систематизированных и доступных знаний, представленных в связи с жизненными реалиями, последовательно и разумно, с учетом особенностей конкретной возрастной группы и преследуемых преподавателем целей.

Вам будет интересно: Площадь боковой поверхности правильной призмы треугольной, четырехугольной и шестиугольной

Применительно к вузам учебно-практические задачи должны выбираться с акцентированием на профессиональное направление. По этой причине рекомендовано уже на младших курсах включать в программу методы и научные области, значимые для конкретной профессии. Не менее важен принцип дифференциации по уровням и профилям. Применительно к вузам дидактика предполагает выявление оптимальных методов работы с заинтересованной и мотивированной аудиторией. Один из нюансов случая – тот факт, что педагоги (в сравнении со школьным) обычно имеют более высокий уровень квалификации.

Близкое и далекое

Из теории и практики образования следует, что педагогика в начальных, средних, высших образовательных учреждениях складывается из одинаковых элементов – методов, форм. Специфические отличия – это соотношение компонентов между собой в рабочем процессе. В высшем образовании педагогика акцентирована на методах, формах, призывающих обучающегося работать самостоятельно. По минимуму применяются направляющие средства с выраженным ведущим характером.

В некоторой степени мотивационное обеспечение учебного процесса в высшем учебном учреждении связано с идеей вызова. Студенты должны определить подходящие им профессии, выбрать специализацию, а это тесно связано с развитием личности. В рамках общего образования, средней ступени такой задачи в качестве главной обозначить не получится. Средний уровень образовательных учреждений представляет собой подготовительный этап перед окончательным выбором.

после окончания школы

О терминологии

Педагоги нашего времени апеллируют технологиями обучения, которые, как считают некоторые, фактически являются в большей степени методиками, видами и приемами. Практико-ориентированное обучение – организационный вариант, в рамках которого определяются оптимальные методы и средства, и именно на них делается акцент. Некоторые аналитики рекомендуют использовать термин «модель» как более точно отражающий явление.

Практико-ориентированная модель предназначена для освоения не только предметной, но также психической деятельности. Применение этого подхода помогает обогатить опыт аудитории и сформировать у каждого структуру личности, за счет которой человек может быстро и продуктивно включиться в профессиональную активность. В рамках такого обучения человек многократно осуществляет некоторые действия, что создает надежный фундамент для реализации их в новых условиях в будущем.

Одна из основных характеристик образовательного подхода – мотивированность, преследующая целью подготовить человека к работе в выбранной профессии в качестве компонентного специалиста.

На примерах: ПОП в изучении иностранного языка

Этот подход нужно использовать последовательно, дабы ученики были компетентными в вопросе взаимодействия с представителями иных культур. Это важно для профессионального и личностного развития каждого члена аудитории. Сперва нужно адаптировать слушателя к пространству и дать ему понимание важности владения языком.

Преподаватель должен объяснить, почему это поможет быть успешным профессионалом. Это непросто, поскольку времени в рамках образовательных программ выделяется мало, а вот требования стандартов, принятые в нашей стране, высоки. Вместе с тем студенты по итогам школьной ступени образования располагают довольно слабым представлением об иностранном языке, в группе могут быть люди разного уровня, возможны отличия по аспекту коммуникативной компетентности. Задача преподавателя – систематизировать полезную информацию и важные навыки, которые аудитория получила на предыдущем шаге обучения. Это упрощается применением ориентированных на личность подходов, в рамках которых студенты разного уровня привлекаются к общей работе, коммуникации.

практико ориентированное обучение колледже

Развитие процесса сопряжено с углублением заинтересованности обучающегося. Преподаватели применяют упражнения, в ходе которых учащиеся обучаются следовать ситуативности. Необходимо практиковать цикличные комплексы, начиная от более простых и переходя к усложненным вопросам.

Дискурс, логика, применение дисциплины к ситуациям, которые в будущем ожидают студента, выбравшего конкретное направление, моделирование таких моментов – все это помогает преподавателю, выбравшему ПОП. К примеру, если речь идет об экономической специальности, можно создать атмосферу деловых переговоров с иностранными партнерами. Упражнения, которые практикуются в рамках таких семинаров, должны дать представление о трудностях, связанных с конкретной сферой. Развивая работу со студентами, следует включать в программу условные речевые упражнения, позволяющие повысить качество использования накопленного материала в конкретной ситуации. Если говорить о примерах, то ПОП реализуется через упражнения, в ходе которых ученики должны формировать диалоги с применением конкретных слов, описывать некоторую ситуацию при наличии опорных пунктов.

Источник: 1ku.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru