Поддержка местных инициатив – это инструмент прямой демократии, который позволяет местному населению отбирать, софинансировать и иным образом участвовать в реализации наиболее перспективных проектов решения социальных проблем при поддержке таких проектов муниципалитетами и государством, бизнесом и некоммерческими структурами.
Значение поддержки местных инициатив
В соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, а также актами местного нормотворчество на систему местного самоуправления возложено значительное число задач по обеспечению жизнедеятельности местного сообщества. При этом далеко не все местные территории обладают необходимым объемом ресурсов для решения вопросов местного значения. Это актуализирует внедрение в практику муниципального управления механизмов партнерства с населением, бизнесом и некоммерческими организациями для решения социальных задач.
Поддержка местных инициатив имеет своей целью актуализировать совместные инициативы муниципального управления и местного населения, которое бы обеспечили решение социальных проблем на территории муниципального образования. Поддержка местных инициатив позволяет повысить эффективность освоения бюджетных ресурсов для развития социальной инфраструктуры, решения иных социальных задач, привлекая дополнительные ресурсы местного населения, государства и бизнеса.
Реализация программы поддержки местных инициатив (ППМИ) в Сизой.
Замечание 1
В качестве главного инструмента поддержки местных инициатив сегодня используются специально разработанные программные документы. Ключевым принципом поддержки является конкурсный отбор проектов.
Программа предполагает финансирование за счет:
- региональных бюджетных ресурсов;
- финансовых ресурсов, привлекаемых со стороны местного населения и бизнеса.
- муниципального софинансирования;
- предоставления иных материальных и нематериальных ресурсов бизнесом, некоммерческими организациями.
«Поддержка местных инициатив»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
При этом необходимо отметить, что поддержка местных инициатив сегодня сталкивается с определенными трудностями:
- отсутствием у муниципальных территорий необходимых ресурсов для финансирования отобранных проектов;
- отсутствием эффективных каналов взаимодействия с бизнесом и населением для привлечения поддержки проектов.
Таким образом, перед муниципальной властью сегодня стоит задача выработки и внедрения эффективных механизмов сотрудничества и взаимодействия с частными партнерами в области поддержки местных инициатив, содействия в продвижении наиболее перспективных проектов. Это касается не только привлечение финансовых ресурсов, но и утверждения среди местного населения идеи возможности самостоятельно преобразовывать условия собственной жизнедеятельности.
Проекты поддержки местных инициатив
Для того чтобы проект по решению какой-либо социальной проблемы, имеющей значение для местного сообщества, получил поддержку со стороны муниципальной и государственной власти, населения, бизнеса, он должен пройти конкурсный отбор, для чего участники готовят проекты.
Новости от Спутник-ТВ, про тренинг по программе поддержки местных инициатив (ППМИ)
Участник должен обосновать посредством представления актуальных, полных и достоверных материалов значимость социальные проблемы для местного сообщества, в частности могут быть представлены фото- и видеоматериалы, свидетельствующие о ненадлежащем состоянии социально-значимых объектов и пр.
Для участия в конкурсном отборе проектов должны быть приложены следующие документы:
- заявка в соответствии с конкурсными условиями;
- протокол собрания местного населения по выбору проекта, установлению объема и характера вклада в осуществление проекта со стороны местного населения, коммерческих и некоммерческих организаций, иных внебюджетных ресурсов;
- указание на состав инициативной группы;
- документ, подтверждающий регистрацию участников собрания население и фотографии такого собрания;
- выписку из муниципального бюджета в отношении бюджетных ассигнований, которые предусмотрены бюджетом на осуществление проекта в текущем году;
- гарантийные письма от коммерческих и некоммерческих организаций и от иных субъектов, направляющих финансовые ресурсы для поддержки проекта;
- документы, которые фиксируют, что объект поддержки является муниципальной собственностью;
- документы, обосновывающие стоимость проекта, заверенные главой муниципального образования, в том числе непосредственно проект, проектно-сметная документация и пр., а также документы, которые подтверждают готовность населения и организации безвозмездно предоставить технику и необходимые материалы;
- копии информационных источников, которые подтверждают освещение инициативы и поддержку ее местным населением.
Актуальные направления поддержки местных инициатив
Поддержка местных инициатив актуальна по тем направлениям, которые имеют решающее значение для формирования благоприятной среды для бытовой, трудовой и предпринимательской жизнедеятельности населения. Иными словами, для того чтобы проект был поддержан местным населением на стадии отбора и в процессе реализации финансовыми ресурсами и нефинансовой помощью, необходимо, чтобы такой проект был актуален для местного населения.
Сегодня к приоритетным направлениям поддержки инициатив местного населения можно отнести:
- формирование среды для обеспечения местного населения услугами связи, торгового и бытового обслуживания, общественного питания;
- формирование среды для организации и реализации досуговых мероприятий, обеспечения культурных потребностей местного населения;
- формирование среды для развития спорта, физической культуры, в том числе среди молодого поколения;
- организация и реализация мероприятий спортивного, физкультурно-оздоровительного характера;
- организация благоустройства местной территории, в том числе озеленении такой территории, установка освещения улиц, установка указателей с названием улиц и номерами домов, а также установка и поддержание в надлежащем состоянии малых архитектурных форм;
- организация и реализация мероприятий по воспитанию, просвещению молодого поколения;
- создание площадок для массового отдыха местного населения;
- поддержание в надлежащем состоянии дорог местного значения и иная дорожная деятельность и др.
Источник: spravochnick.ru
«Программа поддержки местных инициатив – это возможность людям самим сказать, какой вопрос им важен»
Программа поддержки местных инициатив на сегодняшний день действует в 47 регионах России. Ставропольский край был первопроходцем в этой сфере. Каких результатов удалось добиться, чего ждать от проекта в будущем, мы поговорили с зампредом краевого правительства и министром финансов Ларисой Калинченко.
Лариса Анатольевна, о проекте поддержки местных инициатив достаточно громко заговорили в 2017 году, но появился он гораздо раньше. С чего все начиналось в нашем крае?
— На Ставрополье он стартовал с 2007 года, и край был пионером в стране. Мы совместно со специалистами Всемирного банка занимались адаптацией зарубежной практики, которой является программа поддержки местных инициатив, на нашу почву. Первоначально в качестве пилотных были выбраны территории восточной зоны: Арзгирский, Туркменский, Степновский, Нефтекумский, Левокумский и другие районы. Это было сделано неслучайно – на этих территориях явно было видно отставание от центральной части нашего региона обеспеченностью инженерной и социальной инфраструктурой. И на протяжении 9 лет практика поддержки инициатив реализовывалась в восточной зоне.
Суть проекта: это возможность людям самим определить – решение какой проблемы, наиболее острой и наболевшей, им важно. Таких много на поселенческом уровне: где-то нужен мостик через речку, где-то нужно кладбище огородить, где-то – освещение сделать. Очень часто в сельских территориях отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки.
Деньги на решение этих вопросов требуются небольшие, но объединить все маленькие проблемы в одну целевую субсидию, как, например, замена окон в школах или ремонт кровель в школах, невозможно. И вот именно проект поддержки местных инициатив позволяет решить множество разных вопросов, которые имеют одно общее начало.
Как относятся к переменам жители этих сел?
— Если вы сейчас в эти населенные пункты въедете, то увидите совершенно другой облик села: начиная от стелы на въезде, от благоустройства центральной части поселения до спортивных и детских площадок. У людей появилось другое отношение к своему селу, это очень заметно. Жители видят перемены и сами меняют окружающую действительность: заборы покрашены, трава выкошена, собственное жилище содержится в надлежащем виде. Такой накапливаемый результат – очень важный положительный момент, ведь ежегодно что-то меняется в их родных селах к лучшему.
За все эти годы мы не видели, чтобы что-то построенное благодаря проекту плохо содержалось. Мамочка или бабушка уже не пройдут мимо, обязательно сделают замечание какому-то слишком бойкому ребенку.
Если тот или иной муниципалитет захотел участвовать в программе, что ему нужно для этого сделать?
— Здесь важно взаимодействие сельской администрации и жителей этого населенного пункта. От администрации требуется организация схода. Как правило, собираются инициативные группы граждан. Задача таких инициативных групп прийти на этот сход и высказать свое предложение, попытаться его защитить перед односельчанами.
Затем прямым голосованием выбирается проект, который будет реализовываться в этом году. Он обязательно должен быть местного значения, то есть поселенческого уровня. И это должен быть небольшой проект, так как на его реализацию дается один год.
После этого сельская администрация облекает проект в бумагу, делает локальный сметный расчет, а затем подает на конкурс в министерстве финансов. Шансы проекта увеличиваются, если местная администрация организовывает участие в проекте граждан. Это участие выражается по-разному – можно 100 рублей внести, а можно поучаствовать трудом, например, в субботнике: помыть окна или убрать строительный мусор.
Также желательно участие в реализации проектов местного бизнеса. И опять же необязательно вкладывать деньги, можно предоставить, к примеру, грузовик для вывоза мусора. Необходимо и софинансирование со стороны муниципалитета, оно может быть минимальным – главное, чтобы средств, с учетом субсидии из краевого бюджета, хватило на реализацию инициативы. Край, со своей стороны, выделяет муниципалитету из региональной казны до 2 миллионов рублей. Участвовать и побеждать можно ежегодно.
По какому принципу отбираются проекты для участия в программе поддержки местных инициатив?
— При отборе учитывается несколько факторов, за каждый из которых проект получает баллы. Например, мы смотрим, насколько активно участвовали местные жители, представляя ту или иную инициативу. Так, в Курском районе был проект по обновлению Дома культуры. Ученики создали рисунки, как они видят этот объект: изобразили балетный, танцевальный классы, написали сочинения на эту тему.
Сильно запомнилось одно из них – письмо к министру финансов. В нем школьник рассказывал, как мечтают дети заниматься спортом, вокалом и танцами в красивом и уютном Доме Культуры.
Конкурсная комиссия оценивает предоставление всей необходимой документации – аудио- или видеозаписи собраний, фотографии, протокол голосования жителей. За это прибавится еще 20 баллов. Другими словами, у нас есть определенная математическая формула, по которой рассчитываются результаты конкурса. Это было придумано, чтобы не было субъективизма при принятии решений в пользу того или иного проекта. Вся конкурсная документация размещается на сайте проекта – www.pmisk.ru, каждый муниципалитет может просчитать баллы – свои или другого проекта – и убедиться в объективности оценок.
Для нас знаково, что в этом году впервые появились населенные пункты, чьи инициативы набрали по сто баллов. Такая ситуация стала возможной вследствие высокой конкуренции между поселениями: они стали вкладывать больше своих денег в проекты, активнее привлекать спонсоров и меценатов.
Сколько проектов участвует в программе в текущем году?
— В 2017 году будет реализовано 125 проектов, из них 123 на сегодняшний день уже закончены, остальные будут сданы до конца года. Есть угроза отставания по графику по двум проектам, это связано с не очень добросовестными подрядчиками. Из-за подобных причин муниципалитетам дается возможность реализовать свои проекты до апреля будущего года. Если они с задачей не справятся, то будут применяться штрафные санкции, но такой практики у нас не было.
В качестве примеров реализованных в этом году проектов можно привести Новоалександровск, где на месте пустыря появилась игровая площадка, на которой можно играть в баскетбол или волейбол. Там уложено специальное покрытие, установлены антивандальные тренажеры. На площадке устраиваются соревнования, проводятся местные праздники. В Степном в этом году закончили обустройство центра села, сейчас у них там даже каскадная лестница есть, получилась очень красивая зона отдыха.
Чего ждать от проекта поддержки местных инициатив в 2018 году?
— В будущем году возможность участвовать в программе получили городские округа и административные центры городских округов. Если до 2017 года объем средств, выделяемых из бюджета, равнялся примерно 50-60 миллионам рублей, то в 2017 он увеличился до 200 миллионов, а в 2018 году, с учетом городских округов, будет выделено 300 миллионов рублей. По сельским населенным пунктам конкурс уже прошел, из 223 поданных заявок победили 124. Уже сейчас администрации могут объявлять необходимые процедуры по отбору подрядчиков, чтобы с начала года начинать реализацию проектов.
В городских округах можно будет реализовать больше инициатив, их число рассчитывается на число проживающего населения, и цена их, конечно, другая. Краевая столица, к примеру, может реализовать пять проектов, на каждый из которых будет предоставлена субсидия до шести миллионов рублей. Заявки для участия в конкурсе принимаются до 20 декабря, результаты будут объявлены 25-26 числа. Городские округа активно участвуют, проводят собрания, сходы. Это хорошая работа местных властей.
Как оценивают успехи Ставрополья в рамках развития программы поддержки местных инициатив на федеральном уровне?
— Ставропольская практика – одна из лучших в Российской Федерации. Наш край среди еще пяти регионов страны представлял проект на форуме стран БРИКС, который как раз был посвящен инициативному бюджетированию. Я считаю, что это объективная оценка высокого качества реализации этих проектов на территории нашего края.
Некоторое время назад в Совете Федерации нашу программу поддержки местных инициатив представлял губернатор Владимир Владимиров. На круглом столе, посвященном этому вопросу, он рассказал об опыте Ставрополья. Он предложил создать федеральный координационный центр, который мог бы стать площадкой для обобщения и анализа опыта всех регионов, которые занимаются реализацией проектов поддержки местных инициатив. Специалисты центра давали бы свои рекомендации регионам, внедряющим у себя такие практики.
В 2018 году мы поработаем по уже отработанному механизму, а в 2019 хотим попробовать новые методики, которые будут интересны инициативным гражданам, желающим изменить жизнь своего населенного пункта в лучшую сторону.
Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости , а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен . Все самое важное и оперативное — в telegram-канале « ФедералПресс ».
Источник: fedpress.ru
Инициативно бюджетируем
Интерес со стороны субъектов РФ к инициативному бюджетированию растет, причем заметными темпами. По данным Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России, в 2016 году общая стоимость реализованных в регионах проектов приблизилась к 7 миллиардам рублей. Для сравнения: годом ранее этот показатель составлял всего лишь 2,4 миллиарда рублей.
Если еще несколько лет назад за внедрение программ и проектов, предполагающих вовлечение населения в решение вопросов местного значения, ратовал лишь Всемирный банк, то с некоторых пор развитие данной практики активно поддерживает Министерство финансов РФ. Работа в данном направлении велась в рамках Программы повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года.
Также инициативное бюджетирование вошло в основные мероприятия прошлой и действующей редакций государственной программы РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». О том, что практика набирает все больший вес, говорит и тот факт, что необходимость развития инициативного бюджетирования отражена в Основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года.
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ РЕГИОНОВ
Эта тема интересует и законодателей. Так, Комитет Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления провел круглый стол, на котором представители регионов, Минфина России, эксперты рассмотрели вопросы, связанные с вовлечением граждан в решение вопросов местного значения. Председатель комитета А. Н. Диденко отметил, что наибольшее распространение в России получили две модели инициативного бюджетирования: программа поддержки местных инициатив (ППМИ) Всемирного банка и модель «партисипаторного бюджетирования» (ПБ) Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Впервые ППМИ была запущена в 2007 году в Ставропольском крае при поддержке Всемирного банка. В дальнейшем это программа, опять же при поддержке Всемирного банка, реализовывалась в Кировской, Тверской, Нижегородской, Сахалинской областях, Хабаровском крае и т. д. В некоторых регионах ППМИ активно работает без прямого участия Всемирного банка.
Модель партисипаторного бюджетирования реализуется в России с 2013 года. В настоящее время практика внедрена в 13 городах и городских поселениях Ленинградской, Вологодской и Кировской областей.
По данным Минфина России, в 2018 году в практику инициативного бюджетирования было вовлечено 52 субъекта РФ (в 2017 году — 43, в 2016 — 27, 2015 —12). В 2017 году на реализацию проектов, отобранных с участием граждан или с учетом их мнения, было направлено 14,5 миллиарда рублей. Расходы бюджетов субъектов РФ оцениваются в 7,7 миллиарда рублей, софинансирование населением и бизнесом — 1,1 миллиарда рублей. Общее количество проектов достигло 15 492 единиц (с учетом тех, реализация которых продолжилась в 2018 году).
Типология реализованных проектов охватывает вопросы местного значения, определенные Федеральным законом № 131-ФЗ. В частности, это проекты по созданию и ремонту дорог и тротуаров, систем водоснабжения, детских и спортивных площадок, домов культуры, общественных пространств. На круглом столе было отмечено, что программы, как правило, инициируют региональные органы власти. При этом существенную роль в принятии решения играет позиция высшего должностного лица субъекта Федерации, а также регионального министерства финансов, хотя организаторами могут выступать и другие, профильные министерства. В частности, это министерства, отвечающие за вопросы экономического развития, внутренней политики, массовых коммуникаций и развития местного самоуправления, социального развития, сельского хозяйства и др.
В большинстве случаев финансирование проектов инициативного бюджетирования планируется в рамках региональных государственных программ и ежегодно утверждается принимаемыми бюджетами. В отдельных случаях проекты софинансируются и из других источников. Например, в Тамбовской области программа финансировалась за счет средств гранта Правительства РФ, предоставленного за эффективную работу государственных и муниципальных органов власти. В последние несколько лет в дополнение к программам регионального уровня стали появляться муниципальные программы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.
Заинтересованность регионов в инициативном бюджетировании объясняется тем, что оно оказалось важным ресурсом развития местного самоуправления в городских и сельских поселениях. Муниципальные образования именно через такие практики получили давно ожидаемые средства на реализацию бюджетов развития своих территорий. Кроме того, это стало инструментом повышения эффективности бюджетных расходов.
ЛИДЕРЫ
Лидеры в развитии инициативного бюджетирования: Вологодская, Ярославская, Кировская, Ленинградская, Оренбургская, Тверская, Тульская, Ульяновская области; республики Башкортостан, Карелия, Коми, Марий Эл; город Санкт-Петербург; Ставропольский, Пермский края, а также ряд других регионов.
ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА
На круглом столе в Госдуме был рассмотрен еще один механизм реализации местных инициатив. Так, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» предусмотрена грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
Финансирование мероприятий данной подпрограммы осуществляется в форме субсидий из федерального и региональных бюджетов органам местного самоуправления (или территориальным общественным самоуправлениям) на реализацию проектов, отобранных на конкурсной основе. Субсидия не может превышать 60% общей стоимости проекта, остальную часть (40%) должны вложить сами жители. Это обязательное условие грантовой поддержки. При этом население может участвовать в реализации своих проектов не только финансово, но и посредством трудового вклада, предусмотрено также использование собственных технических средств, оборудования, зданий и сооружений. Приветствуется привлечение внебюджетных ресурсов, участие местного бизнес-сообщества и т. д.
За 2014–2017 годы реализовано 1287 проектов местных инициатив, получивших грантовую поддержку. Наибольшее количество таких проектов в Ульяновской (273), Вологодской (125), Иркутской (79), Пензенской (78) областях, Алтайском крае (101), Республике Крым (60). В 2018 году грантовую поддержку местных инициатив получили 54 субъекта РФ, объем финансирования проектов составил 252,2 миллиона рублей. В текущем году на участие заявилось 58 субъектов РФ. В федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов на данные цели предусмотрено 72,4 миллиона рублей.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ЗАКОНУ
В связи с ростом популярности инициативного бюджетирования актуальной становится не только тема дальнейшего развития данного направления, но и законодательного закрепления его основ. Сегодня нормативное правовое регулирование инициативного бюджетирования осуществляется региональными и муниципальными актами.
Законы, регламентирующие реализацию проектов с использованием данного механизма, приняты в Пермском крае, Ленинградской, Московской, Кемеровской областях. В ряде регионов идет подготовка соответствующих актов. В некоторых субъектах РФ регулирование осуществляется на основе правил предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах. Отдельные регионы выделяют практики инициативного бюджетирования в приоритетные проекты и государственные программы.
Такое разнообразие регионального правового регулирования объясняется во многом отсутствием единых принципов применения механизмов инициативного бюджетирования. До сих пор на федеральном уровне данный институт в правовом плане никак не закреплен, отсутствует и нормативное определение понятия «инициативное бюджетирование».
Такое положение дел породило в экспертном сообществе закономерную дискуссию о необходимости разработки федерального закона об инициативном бюджетировании. Но сегодня все больше экспертов склоняются к тому, что данная практика — это одна из технологий бюджетирования, не требующая принятия самостоятельного федерального закона.
Он может только усложнить процесс и добавить бюрократии, поскольку не сможет учесть все тонкости, возникающие в ходе использования механизма. Позиция Минфина России по данному вопросу аналогична. По словам заместителя министра финансов РФ А. М. Лаврова, ведомство не видит законодательных ограничений для развития данных практик. Сегодня лишь назрела необходимость урегулирования вопроса отражения и использования добровольных платежей юридических и физических лиц при реализации проектов инициативного бюджетирования. Соответствующие поправки в федеральное законодательство Минфин России уже подготовил.
О. В. ИЗУТОВА
Источник: ppmi24.ru