Ппфп что это за программа

Организация и формы ППФП в вузе

Организация ППФП студентов в высших учебных заведениях предполагает использовать специализированную подготовку в учебное и свободное время. Организация ППФП на учебных занятиях определяется рабочей программой по учебной дисциплине «Физическая культура», которая составляется кафедрой физического воспитания на основе Примерной учебной программы для высших учебных заведений. В рабочей программе отображаются особенности 6удущей| профессии студентов каждого факультета и учитываются материаль но-технические возможности конкретного вуза.

Для расширенной психофизической подготовки с профессиональной направленностью в основном учебном отделении могут быть организованы специализированные учебные группы по ППФП, а в спортивном — учебные группы по прикладным видам спорта.

Студенты, занимающиеся в специальном учебном отделении, осваивают те элементы профессионально-прикладной физической подготовки, которые доступны им по состоянию здоровья.

В ряде вузов, где выпускники работают в экспедиционных условиях, широко распространены учебные занятия по ППФП в период учебных практик со сдачей текущих зачетов по отдельным разделов ППФП. Наибольшее внимание здесь уделяется разделам ППФП, посвященным технике безопасности студентов на учебных и производственных практиках.

Место профессионально прикладной физической подготовки в системе физического воспитания

ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.

Цель теоретических занятий — дать будущим специалистам прикладные знания, которые бы обеспечили сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда. Учебный материал должен быть рассчитан не только на подготовку студентов в личном плане, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного или творческого коллектива. Для этого можно использовать теоретические и методико-практические, а также учебно-тренировочные занятия. Вопросы ППФП, связанные с техникой безопасности, целесообразнее объяснять именно во время практических занятий.

ППФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность. Формы ППФП в свободное время:

• секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта под руководством преподавателя-тренера;

• самодеятельные занятия по прикладным видам спорта в различных спортивных группах вне вуза (туристских клубах и т.п.);

• самостоятельные занятия студентов (самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя кафедры физического воспитания).

Одна из форм ППФП — массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия (внутривузовские соревнования между учебными группами, курсами, факультетами).

10.1.9. Система контроля ППФП студентов

Результаты освоения теоретического, методического и практического подраздела ППФП оцениваются в соответствии со специальными требованиями и нормативами, разрабатываемыми кафедрой физического воспитания для каждого факультета. Требования устанавливаются с учетом профиля выпускаемых специалистов. Утвержденные кафедрой зачетные нормативы по разделу ППФП обязательны для каждого студента и входят в комплекс зачетных требований и нормативов по учебной дисциплине «физическая культура». В каждом семестре рекомендуется выполнять не более 2—3 зачетных тестов. Студенты специального отделения, а также освобожденные от практических занятий выполняют тесты и требования из тех разделов ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья.

Профессионально прикладная физическая подготовка, цель и задачи

Допуск к обязательной итоговой аттестации после завершения полного курса обучения по учебной дисциплине «Физическая культура» предполагает, что студенты должны выполнить обязательные практические тесты по общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной подготовке не ниже оценки «удовлетворительно».

Итоговая аттестация проводится в форме устного опроса. В общий перечень вопросов включаются материалы из теоретического и методико-практического разделов ППФП.

10.2. Методические указания по изложению

лекционного материала по ППФП студентам

Разработка этой части лекции, учитывающей специфику будущего профессионального труда выпускников каждого факультета, — задача лектора. Будет ли этот материал опираться на отдельные разделы профессиограммы, тематических публикаций в специальной литературе, достаточно широко представленных по отдельным направлениям профессиональной подготовки и специальностям, или на материалы самостоятельных исследований кафедры физического воспитания данного вуза — решает сам лектор. Им же определяется и размещение этого материала в тексте устного и письменного изложения лекции.

Основная трудность изложения конкретного материала по этому разделу — полное или частичное отсутствие необходимого научно-методического материала по ППФП студентов данного факультета на кафедрах физического воспитания. Этот пробел можно восполнить. Схема определения содержания ППФП студентов давно разработана и апробирована на кафедрах физического воспитания многих вузов (рис. 10.4).

Материалы, необходимые для разработки содержания ППФП, можно найти в литературе по теории и методике физического воспитания, по физическому воспитанию студентов специальных учебных заведений, в работах по физиологии и психологии труда, эргономике, «технике безопасности», организации производства.

К примеру, работы по эргономике имеют ту же научную базу, что и исследования по ППФП. Разница лишь в том, что эргономика использует материалы по изучению условий и характера труда специалистов для того, чтобы орудия производства и рабочие места соответствовали психофизическим возможностям человека, а ППФП — для психофизической подготовки человека к эффективному труду в этих конкретных условиях.

Рис. 10.4. Схема определения содержания ППФП студента

Использование лектором специальной литературы, особенно работ [ по физиологии и психологии труда, профессиональным заболеваниям | и травматизму, поможет определить перечень необходимых специалисту прикладных умений и навыков, которые могут быть сформированы на занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура» и в процессе самостоятельных тренировок, а также характер и особенность физической и психической профессиональной нагрузки для того, чтобы заблаговременно акцентированно развивать прикладные психофизические и специальные качества.

* выход космонавта в открытый космос — пульс до 200 удар/мин;

• выполнение геодезических работ в условиях, среднегорья — до 180 (неоднократно в течение рабочего дня);

• работа переводчика (синхронный перевод) — до 160;

• работа юриста-следователя с подследственным (допрос) — 100—

• 110 удар/мин в течение нескольких часов.

Другой пример. При проведении конкретного социологического исследования (более 10 000’респондентов) в области сельского хозяйства были выявлены наиболее важные прикладные умения и навыки и проведено их ранжирование для всех специалистов и для представителей отдельных профессий. Исследование позволяет определить прикладные умения и навыки как в общеотраслевом масштабе, так и для конкретного содержания ППФП студентов отдельного факультета (рис. 10.5).

Иногда результаты исследования и направленного совершенствования психофизических возможностей студентов напрямую способствуют обучению профессионально необходимому навыку. Интересен пример одного из последних исследований взаимосвязи между вестибулярной устойчивостью студентов и результативностью обучения стрельбе, проведенного в Московском юридическом институте МВД РФ, где огневая подготовка является профилирующей учебной дисциплиной (рис. 10.6). Оказалось, что абитуриенты и студенты, имеющие лучшую вестибулярную устойчивость (контроль по методу Ром-берга), показывают более высокие результаты в стрельбе. Но главное в том, что лица, которые прошли дополнительную подготовку, направленную на улучшение вестибулярной устойчивости (гимнастические и акробатические упражнения), значительно повысили свои результаты в стрельбе по сравнению со студентами, не прошедшими такой подготовки.

Рис. 10.5. Умения и навыки, необходимые специалистам сельского хозяйства в процессе работы (в % к числу ответов): 1 — агрохимия и почвоведение, 2 — агрономия, 3 — плодоонощеводство и виноградарство, 4 — защита растений, 5 — зоотехника; 6 — ветеринария, 7 — землеустройство, 8 — механизация, 9 — электрификация, 10 — гидромелиорация, 11 — лесное хозяйство, 12 — механизация гидромелиоративных paбот
Читайте также:
Shell extension что это за программа

Фактические данные важно использовать в лекциях для того, чтобы обосновать выбор и применение тех или иных прикладных физических упражнений, прикладных видов спорта. Такие материалы показывают логику определения профессионально-прикладных зачетных требований и нормативов по разделу ППФП, а также Необходимый уровень этих требований.

Влияние особенностей динамит утомления и работоспособности специалистов на со’ держание ППФП студентов данного факультета. Известно, что психофизиологические основы утомления, работоспособности в профессиональном труде и спортивной деятельности аналогичны, а значит, закономерности повышения тренированности, достижения пика спортивной формы, ее поддержания, а также снижения уровня спортивной подготовленности, активного отдыха те же, что и в профессиональном труде.

В. материалах по психофизиологии труда представителей конкретной профессиональной группы можно найти необходимые сведения о динамике и особенностях утомления и работоспособности в течение трудового дня, недельного, месячного и годового циклов. Эти данные позволяют на научной основе рекомендовать физические упражнения, чтобы обеспечить высокую профессиональную работоспособность и поддерживать ее на протяжении всей трудовой деятельности специалиста. Например, у работников сельского хозяйства, у специалистов, связанных с выполнением сезонных видов работ, отмечается снижение общей тренированности в период межсезонья, тогда как в весенне-летний и осенний периоды психофизические нагрузки велики. Для поддержания высокой работоспособности (тренированности) этим людям необходимы регулярные занятия специально подобранными упражнениями и прикладными видами спорта в период межсезонья и отдыха.

Рис. 10.6. Взаимосвязь между вестибулярной устойчивостью

и результатами первоначальной стрельбы (по материалам

И.А. Золотницкого, 1997 г.)

Подобные наработки имеются в специальной литературе по профессионально-прикладной физической подготовке. Между тем кафедры физического воспитания могут проводить аналогичные исследования, чтобы иметь соответствующие материалы к лекционному и практическому разделу ППФП студентов на конкретном факультете. Подобный материал необходим, чтобы обновить результаты ранее проведенных исследований в связи с возможным существенным изменением содержания труда при «старом» названии специальности.

• довести до сведения студентов и объяснить суть контрольных упражнений по отдельным разделам ППФП, а также зачетные нормативы и требования к каждому семестру или учебному году, разработанные кафедрой физического воспитания для студентов данного факультета.

1. Краткая историческая справка о направленном использовании физических упражнений для подготовки к труду.

2. Положения, определяющие личную и социально-экономическую необходимость специальной психофизической подготовки к труду.

3. Влияние современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека.

4. Изменение места и функциональной роли человека в современном производственном процессе.

6. Обеспечение высокого уровня интенсивности и индивидуальной производительности труда будущих специалистов.

7. Обеспечение психофизической надежности будущих специалистов в избранном виде профессионального труда.

8. Определение понятия ППФП, ее цели и задачи.

9. Место ППФП в системе физического воспитания.

12. Методика подбора Средств ППФП студентов.

13. Организация и формы ППФП в вузе.

14. ППФП студентов на учебных занятиях.

15. ППФП студентов во внеучебное время.

16. Система контроля ППФП студентов.

17. Основные факторы, определяющие ППФП будущего бакалавра и специалиста избранного профиля.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник: cyberpedia.su

Методические особенности построения ППФП

При построении учебно-воспитательного процесса в рамках ППФП следует придерживаться не которых обязательных организационно-методических требований, в которых раскрываются особенности этого вида физической подготовки.

1. ППФП должна осуществляться на основе органического единства с общей физической подготовкой. При единстве построения ОФП и ППФП исключается возможность одностороннего физического развития человека, которое стало бы вполне реальным без ОФП.

Отсюда при разработке учебных программ по физическому воспитанию стараются находить такое соотношение этих видов подготовки, чтобы оптимально удовлетворить специфические требования к психофизической готовности будущих специалистов. К примеру, доля ППФП в технических вузах увеличивается от курса к курсу в следующих пропорциях: на 1-м курсе она равна 20 % общего учебного времени на физическую культуру, на 2-ом — 30 %, на 3-ем — до 40 % и 4- до 50- 60 % (Р.Т. Раевский).

2. Непосредственное построение профессиональной физической подготовки должно осуществляться на основе строгого учета особенностей содержания, характера и условий профессионального труда. Такая информация содержится в специальных разработках, называемых профессиограммами. В профессиограмме должны быть представлены следующие данные (В.П. Полянский, С.А. Полиевский и др.):

· типичные трудовые действия (умения и навыки), операции, рабочая поза специалиста;

· основные задействованные в работе органы и системы организма, а также наиболее значимые физические и психические качества;

· функциональная нагрузка на мышцы, сердечно-сосудистую систему, психику, зрение, слух, мозг, вестибулярный аппарат (ее величина, характер, степень утомления);

· внешние условия работы (температура воздуха, его влажность, шум, загазованность, излучение и т.д.); сопутствующие вредности, а также типичные проффесиональные заболевания.

На основе данных профессиограммы уточняются и конкретизируются задачи ППФП, осуществляется адекватный отбор общеразвивающих, специально-подготовительных и специальных физических упражнений, планируются физические и психические нагрузки на организм, определяются формы и внешние условия занятий и т.д.

При этом учитываются закономерности разных видов переноса физических качеств и двигательных навыков, чтобы добиться необходимого развития профессионально-важных психофизических способностей, умений и навыков.

Необходимо учитывать, что положительное влияние различных физических упражнений на повышение работоспособности специалистов будет зависеть от положительного переноса физических способностей и двигательных навыков. Например, установлено, что у учащихся ПТУ, занимающихся баскетболом, волейболом, настольным теннисом, повысились показатели нервно-мышечной лабильности, быстроты зрительного различения, тактильной чувствительности, что положительно повлияло на освоение профессии сборщика часовых механизмов.

В процессе физических упражнений для мышц одной стороны тела (например, левой руки) повышается работоспособность другой, симметрично расположенной части тела, увеличивается сила, быстрота движений, выносливость данной группы мышц. Перенос способностей может носить не одновременный, а разнородный характер. Например, если под воздействием физических упражнений развивать силу, то это будет способствовать более эффективному развитию быстроты. Перенос двигательных навыков носит более узко направленный характер, при достаточно высокий степени совпадения он позволяет использовать навыки в усложненных условиях.

3. Применяемые на занятиях функциональные нагрузки должны обеспечивать достижение повышенного уровня развития психофизических способностей, чем это требуется в непосредственном трудовом процессе.

Тем самым, во-первых, достигается запас прочности при работе в экстремальных условиях (спасатели, пожарные, геологи и т.д.); во-вторых, снижается степень утомления на работе; в-третьих, возрастает устойчивость организма по отношению к вредным факторам производственного процесса и внешней среды.

Читайте также:
Что за программа adsense

4. В процессе ППФП необходимо использовать весь комплекс общепедагогических и специфических методов физического воспитания в зависимости от решаемых задач. Для одних из них ведущими будут методы строго регламентированного упражнения, для других — игровой или соревновательный.

5. Магистральная установка ППФП — это обеспечение высокой профессиональной физической работоспособности.

В ней все содержательное, методическое и организационное построение подчинено профессиональной специфике и не должно существенно выходить за ее рамки. В связи с этим ППФП не может заменить собой базовое физическое воспитание и наоборот

Дата добавления: 2020-11-27 ; просмотров: 69 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Определение понятия ППФП, ее цель и задача

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность: 1.К ускорению профессионального обучения;2.К достижению высокопроизводственного труда в избранной профессии; 3.К предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия; 4.К использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время; 5.К выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе. Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

1.Формировать необходимые прикладные знания, 2.Осваивать прикладные умения и навыки,

3.Воспитывать прикладные психофизические качества,

4.Воспитывать прикладные специальные качества.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед и установок на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы. Специфические прикладные знания о необходимой психофизической подготовленности можно получить также в учебном материале и по другим дисциплинам.

Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач(плавание, ходьба на лыжах, езда на лошади и др.). Прикладные психофизические качества – это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятии различными видами спорта. Прикладные физические качества – это быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности. Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно. Прикладные специальные качества – это способность организма противостстоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др.

10.3.место ППФП в системе физического воспитания студентов

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Для представителей гуманитарных профессий хорошей физической подготовки почти достаточно, чтобы иметь психофизическую готовность к будущей профессии.

В других случаях общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня психофизической подготовки к профессиональному труду. Здесь обязательно требуется специальная и объемная профессионально-прикладная физическая подготовка по все параметрам, которая нередко нуждается в самостоятельном дополнительном курсе ППФП сверх отведенных учебных часов на дисциплину «Физическая культура».

В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу ППФП контролируется специальными нормативами, что особо оговорено в программе учебной дисциплины «Физическая культура».

К ним относятся индивидуальные особенности будущих специалистов, а также географо-климатические условия региона, где предстоит работать и жить выпускнику. Важно знать о некоторых возрастных изменениях реакции организма человека на психофизические нагрузки в процессе труда. Наиболее продуктивный возраст от 20 до 40 лет.

В это период у людей меньше утомляемость в процессе труда и быстрое восстановление после значительного утомления. Временная реакция на световые, звуковые, комбинированные сигнала у нетренированных людей укорачивается и стабилизируется к концу студенческого возраста, а впоследствии (особенно после 40 лет) удлиняется по мере старения организма. Но под влиянием специальной тренировки эта реакция может быть стабилизирована и даже отчасти повышена. Изучение факторов, влияющих на жизнедеятельность специалиста в сфере труда, психофизических процессов, сопровождающих различные виды профессиональной деятельности, позволяет выявить соответствующий раздел профессиограммы специалиста, т.е. тот объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности.

10.6.методика подбора средств ППФП студентов

Подбор ср-в ППФП производится с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов. Ср-ва ППФП можно объединить в след группы: 1.прикладные физ упраж и отдельные э-ты различных видов спорта 2. прикладные виды спорта 3.оздоровительные силы природы и гигиенические факторы 4.вспомогательные с-ва, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

При подборе отдельных прикладных физ упраж важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам. При акцентированном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упраж, развивающих одно или несколько качеств и устанавливаются соотвеьствующие учебные нормативы.

В большинстве отечественных исследований по определению содержания ППФП отмечается ведущая роль общей выносливости в обеспечении высокой профессиональной работоспособности. При подборе отдельных прикладных упражнений следует уделить особое внимание упражнениям на выносливость. Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физ и псих качеств. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные ср-ва ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях.

Источник: infopedia.su

Построение и особенности методики занятий ППФП

Принципиальная особенность ППФП заключается в ее направленности на достижение в процессе обучения и воспитания непосредственно прикладных результатов для избранной профессиональной деятельности. Такая направленность находит конкретное выражение в специфическом содержании и методике ППФП.

Для построения занятий по ППФП требуется точное описание профессии — профессиограмма. В профессиограмме указываются (табл. 6.2):

  • — направленность профессиональной деятельности;
  • — цель и задачи труда;
  • — условия труда (в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя);
  • — напряженность труда;
  • — типичные трудовые действия, операции;
  • — основные и вспомогательные рабочие движения, рабочая поза;
  • — двигательная активность, физическая нагрузка и ее направленность;
  • — характер психической и психофизической нагрузки;
  • — климатические, метеорологические и санитарно-гигиенические производственные условия;
  • — профессиональные вредные воздействия и заболевания;
  • — профессионально значимые физические способности, двигательные умения и навыки;
  • — профессионально значимые психофизиологические функции;
  • — профессионально значимые психические качества и способности.

На основе профессиограммы подбирают средства (физические

упражнения), которые наиболее эффективно могут содействовать формированию двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии, и развитию профессионально важных способностей и качеств.

Научное обоснование специфического содержания ППФП базируется на учении об адаптации организма человека и теории переноса тренированности.

Читайте также:
Что за программа стеам

Воздействие труда на человека вызывает в его организме определенные приспособительные изменения, т.е. адаптационные процессы носят специализированный характер. Вследствие этого требуется строго адекватный подбор средств ППФП, чтобы ее влияние проходило в направлении естественного хода адаптации организма человека к конкретному виду труда. Поэтому в качестве средств ППФП надо выбрать те, которые дают прямой или наибольший перенос эффекта упражнений. Именно степенью положительного переноса сформированных умений, навыков и развитых психических и физических

Профессиограммы специальностей по направлениям трудовой деятельности (О. В. Каравашкина, 2000, 2005)

инже нер -конструктор, инженер-экономист

Цель и задачи труда

Строительство и реконструкция зданий, сооружений и объектов; производство строительных изделий и конструкций

Подготовка проектов строительства, расчет надежности объектов, расчет экономической эффективности строительства

Планирование и учет деятельности, расстановка кадров, организация работы всех звеньев предприятия, повышение конкурентоспособности предприятия

Тяжесть и напряженность труда

Рабочая поза свободная или сидя с наклоном туловища вперед до 30° до 25% времени смены. Перемещение в пространстве (переходы, связанные с технологическим процессом) более 7 км за смену.

Длительность сосредоточения внимания до 50% времени смены. Напряженность зрительного анализатора в пределах допустимых (по СНиПУ) норм. Работа в основном точная.

Вынужденная рабочая поза сидя с наклоном туловища вперед до 30° свыше 50% рабочего времени. Перемещения в пространстве, связанные с технологическим процессом либо отсутствуют, либо незначительны. Длительность сосредоточения внимания свыше 75% времени смены. Напряженность зрительного анализатора высокая, так как выполняется точная работа. Разборчивость звуковых

Рабочая поза сидя, хотя возможны небольшие перемещения в пространстве, что связано с необходимостью осуществления контроля.

Длительность сосредоточения внимания до 50% в день. Высокая напряженность зрительного анализатора связана

инженер -конструктор, инженер-экономист

Разборчивость звуковых сигналов до 70%. Эмоциональное и интеллектуальное напряжение выше допустимых норм, так как приходится решать сложные задачи в условиях дефицита времени с повышенной ответственностью, в том числе и за безопасность других людей. Монотонность труда невысокая, нет многократного повторения одной и той же операции. Время наблюдения за ходом производственного процесса без активных действий до 80% времени смены. Работа в основном двухсменная

сигналов от 90 до 100%. Эмоциональное и интеллектуальное напряжение в пределах допустимых норм. Работа ведется по графику с возможностью его корректировки по ходу деятельности. Монотонность труда выше допустимых норм. Продолжительность выполнения повторяющихся операций от двух до многократного повторения одной и той же операции.

Время наблюдения за ходом производственного процесса без активных действий до 96% рабочего времени. Работа односменная

с искусственным освещением и работой на компьютере. Высокое эмоциональное и интеллектуальное напряжение связано с решением сложных задач в условиях дефицита времени. Монотонность труда невысокая

Профессиональные вредные воздействия

Неорганизованный режим труда, проблемы с горячим питанием, психоэмоциональные перегрузки, опасность травматизма. При работе на открытом воздухе смена температурного режима от +30—32 °С летом до —15—20 °С зимой при относительной влажности воздуха более 25%. Запыленность превышает ПДК более чем в 5 раз. Вибрация в отдельных случаях свыше 5 ДБ, шумы более 15 Д Б А

Низкая двигательная активность, застой крови в малом тазе и нижних конечностях, напряжение позных мышц, зрительного анализатора; излучение от компьютера; недостаточная освещенность рабочего места

Высокое психоэмоциональное напряжение в связи с высокой персональной ответственностью за результаты труда. Часто работа в условиях дефицита времени. Низкая двигательная активность, напряжение зрительного анализатора

Простудные заболевания, хронические заболевания органов дыхания и пищеварения; нервно-эмоциональные расстройства; возможны виброболезнь и кожные заболевания; нейроциркуля- торная дистония; заболевания органов кроветворения

Миопия высокой степени, заболевания опорно-двигательного аппарата; нарушения гемодинамики (варикоз, геморрой); вегетососудистая дистония; заболевания сердечнососудистой системы и органов малого таза

Сердечно-сосудистые патологии (вегетососудистая дистония, гипертония, инфаркт миокарда. Нервноэмоциональные расстройства, миопия

Профессионально важные психические качества и свойства личности

Высокая психическая устойчивость, быстрота мышления, вычислительные способности, оперативное мышление, логические способности, пространственное мышление. Черты характера: ответственность, лидерство, коммуникабельность, организаторские способности, решительность, целеустремленность, самообладание, выдержка, сообразительность

Высокая психическая устойчивость, усидчивость, вычислительные способности, пространственное мышление, аналитические способности. Черты характера: ответственность, аккуратность, сообразительность, внимательность

Психическая устойчивость, быстрота мышления, аналитические способности, логическое мышление, организаторские способности. Черты характера: лидерство, коммуникабельность, решительность, целеустремленность, самообладание и выдержка, сообразительность, ответственность

Высокий уровень устойчивости и подвижности нервных процессов, гео- климатическая и вестибулярная устойчивость, большой объем памяти (вербальной, зрительной, слуховой), глазомер, поле зрения, периферическое зрение, слухомоторная и зрительно- моторная, тактильная реакции

Высокий уровень устойчивости нервных процессов. Высокая концентрация внимания, большой объем памяти (зрительной, вербальной), глазомер, слухо-моторная и зрительно- моторная реакции

Высокий уровень устойчивости и подвижности нервных процессов, большой объем и переключение внимания, объем памяти (вербальной, зрительной, слуховой)

Общая и динамическая выносливость, сила, быстрота реакции, ловкость и координация движений, равновесие

Общая и статическая выносливость, статическая сила, координация движений рук (в основном кисти)

Общая, статическая и динамическая выносливость, сила, быстрота

качеств на трудовую деятельность определяется в конечном счете практическая эффективность ППФП.

Физическая подготовка, организуемая вне связи со спецификой труда, может не только не способствовать освоению профессии, а в ряде случаев и затруднять в силу отрицательного переноса формирования профессионально важных качеств и навыков. Учет этого факта имеет принципиальное значение, в частности для обоснования необходимости специальной физической подготовки применительно к требованиям профессии.

Вместе с тем следует особо подчеркнуть исключительно важное значение неспецифического компонента адаптации. Как показали исследования, функциональная устойчивость организма, работоспособность человека в экстремальных условиях деятельности и внешней среды прежде всего определяются общим состоянием физиологических систем, их резервами. Высокие результаты в повышении адаптации организма, его физиологических резервов обеспечиваются аэробными упражнениями, в частности циклической мышечной работой большой мощности.

Совершенствование физических качеств и сопряженных способностей, функций органов и систем организма, имеющих ключевое значение для той или иной профессии, обеспечивается прикладноспециализированной подготовкой, включающей средства, адекватные особенностям избранной профессиональной деятельности (табл. 6.3).

Учебные (практические) занятия по прикладной физической подготовке состоят из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной и заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок.

В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой «врабатывания», которая соответствует подготовительной части урока.

Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохранятся с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это называется фазой «устойчивой работоспособности», которая соответствует основной части занятия. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой «истощения» или «утомления», которая соответствует заключительной части занятия.

Примеры прямого прикладного переноса двигательных и сопряженных умений и навыков (В.П. Полянский, 1999)

Виды упражнений, спорта

Действия под водой

Плавание, подводный спорт

Источник: bstudy.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru