Познавательно развлекательные программы что это такое

Познавательно-игровая программа для школьников

Познавательно — развлекательная программа для школьников «Канцелярские потешки»

Данный материал полезен для учителей, педагогов дополнительного образования, желающих провести мероприятие по внеурочной деятельности: на каникулах, в летних лагерях. Возраст детей 10-12 лет.

Цель: Знакомство детей с понятием канцелярия.

Задачи: Расширять кругозор детей. Привлечь детей к участию в конкурсах. Развивать внимание, восприятие и умение слушать. Развивать у детей потребность пополнять свои знания.

Материалы и инструменты:

— 2 пластиковые бутылки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

Ведущий: Здравствуйте дети! Мы рады видеть вас на любимых всеми каникулах. И так, кто знает, что такое канцелярия?

Канцелярия – это отдел учреждения ведающей её службой перепиской оформлением текущей документации.

А какие вы знаете канцелярские предметы? (клей, ручки, линейки, нож канцелярский, бумага, карандаши…)

Путешествие по вашему телу

Бумага — материал, получаемый из целлюлозы. Не секрет, что сейчас бумага — один из самых распространённых канцелярских товаров. Но что было до бумаги? Давайте вернёмся в прошлое. В Древнем Египте научились писать на папирусе. А вы знаете, что такое папирус?

Это многолетнее растение высокое, как дерево. В Древнем Египте папирус обильно рос по берегам рек, но ни один человек под страхом смерти не имел право его срезать. Весь папирус принадлежал Египетским царям — Фараонам. Толстые стебли разрезали на полосы и склеивали друг с другом, чтобы он был плотнее писали на нём чернилами (разведённой в воде сажей).

Первый конкурс: Два участника должны измерить длину ломаной линии (Победитель награждается).

Ведущий: Следующий канцелярский предмет-это шариковая ручка. Ребята вы наверное знаете, что раньше использовали для письма гусиные, утиные, вороньи, и даже павлиньи перья. Потом им на смену пришли перья из серебра, с 16 века — из железа и на смену им пришли стальные перья. Перо отличалось прочностью и долговечностью. Но вот неудобство — его нужно постоянно макать в чернильницу.

Так в 1938 году венгерским журналистом и художником Ласло Биро и его братом химиком Георгом была изобретена шариковая ручка. Всем детям от мала до велика она знакома.

Второй конкурс: И так, выбираем 2-х участников собрать ручку (Победитель награждается).

Ведущий: Откуда появилось слово газета? В 16 веке в итальянском городе Венеция чеканилась мелкая медная монета которую называли газета. Когда здесь появилось первое печатное издание «Письменные известия» его стоимость была в одну газету. К этому привыкли и название монеты перешло в название издания. Первая российская газета появилась в 1703 году в эпоху Петра Первого она называлась «Ведомости».

Третий конкурс: Выбираем двух игроков. Нужно в бутылку вставить газету, кто первый это сделает, тот побеждает (Победитель награждается).

Интересные факты для детей

Ведущий: Как был придуман ластик (Стёрка)? Колумб открывая Америку, обнаружил по пути много интересных вещей. На острове увидел индейцев, играющих в мяч (шар). Он поинтересовался, из чего он сделан. Индейцы подвели его к незнакомому дереву и надрезали кору. Из-под неё брызнул сок который назвали «Кау-чу» (слёзы дерева).

Из этих застывших слёз был сделан ластик. С тех давних пор ластик мало изменился. Просто его стали делать не из натурального каучука, а искусственного.

Четвёртый конкурс: Надо вытереть ластиком нарисованные линии выбираем двух игроков (Победителя награждаем).

Ведущий: Всем знакомы скрепки. Для чего они служат? (для скалывания листов). Теперь на смену скрепкам пришел степлер.

Пятый конкурс: нужно из скрепок создать поясок. Выбираем двух игроков. У кого длиннее поясок тот побеждает (Победителя награждаем).

Теперь наоборот кто быстрее распутает все скрепки, тот побеждает (Победителя награждаем).

Ведущий: Вот и закончилась наша встреча. Спасибо за участие. До новых встреч!

Источник: ped-kopilka.ru

Познавательно-игровая программа.

Познавательно-игровая программа – слияние интеллектуального материала и игрового. Такая программа, по своему содержанию, близка к тематическим праздникам. Этот вид игровой программы очень приемлем для проведения народных (календарных) праздников. В ходе праздника зритель не только знакомится, получает информацию о традициях проведения праздника, также проигрывает игры, конкурсы, присущие для этой тематики мероприятия.

Для проведения программы необходимо:

· Определить тему мероприятия (программы)

· Подобрать необходимый информационный материал, адаптировать его под возраст зрителя

· Подобрать игровой материал, соответствующий теме программы

· Подобрать необходимые выразительные средства: музыка, песни, танцы, слово, костюмы, реквизит

· Продумать оформление программы

· Если необходимо, предусмотреть сюрпризный момент (подготовить сувениры, призы по количеству зрителей).

Этот вид игровой программы подходит для любого возраста: от дошкольного до старшего школьного возраста, — главное, чтобы игровой материал соответствовал возрасту зрителя на мероприятии.

В наше время игровая программа с каждым днём всё больше привлекает внимание, как взрослых, так и детей. Масштабы проведения программ самые различные: от семейных до массовых.

Источник: studopedia.ru

Познавательные игры для детей: с какого возраста и с какой целью

Для детей игра – это инструмент первоначального обучения. В ней ребенок и повторяет окружающую действительность, и познает различные явления, на данный момент доступные его пониманию. Познавательные игры помогают детям гармонично развиваться, прививают аналитические, творческие и интеллектуальные способности.

Читайте также:
Программа wmc что это

Виды игр для детей

Познавательные игры

Всевозможные игры можно подразделить на несколько видов (см. Таблицу 1):

Виды познавательных игр

Наименование Цель Характеристика
Ранние Понятие о форме, размере, объеме, цвете, материале. Игры для малышей до 3 лет. Используются игрушки и другие предметы.
Творческие Моделирование жизненных ситуаций, адаптация к социальным ролям. Есть сюжет и роли, но нет жестких правил («дочки-матери», в «доктора»).
Дидактические (собственно познавательные) Реализуются навыки самообучения и самоконтроля. Есть определенные правила (настольные игры, викторины).
Технические Овладение конкретными приемами в определенных отраслях (постановки опытов, сборки механизмов, моделей). Конструкторы, наборы для опытов.
Тестовые Развитие приемов самооценки, стимулирование дальнейшего развития полученных навыков. Игры, связанные с тренировкой координации, глазомера, внимания и т. д.

Познавательные игры

Отдельно можно отметить компьютерные игры, в ходе которых ребенок, получая навыки, например, чтения или счета, заодно учится и работать на компьютере.

Также существуют и другие классификации, например, подразделяющая игры на обучающие (в том числе дидактические) и досуговые.

В педагогике собственно познавательными считаются именно дидактические игры.

Что такое познавательные игры и какими они бывают

Познавательные игры (как указано выше, под ними понимают именно игры дидактического плана) представляют собой специально смоделированные ситуации, из которых нужно находить выход.

Основное отличие таких занятий – наличие правил, а целью является стимулирование познавательного интереса и развитие навыка самоконтроля.

Познавательные игры подразделяются на:

Познавательные игры

Познавательные игры

Понимание условий и правил игры доступно для детей уже в возрасте 2 – 3 лет, поэтому именно с этого возраста возможно включение ребенка в познавательный игровой процесс.

В основном, дидактические игры направлены на реализацию в коллективе (например, в детском саду), поскольку именно там процесс обучения в этой форме наиболее эффективен.

— Анатолий Оренбург

Примеры познавательных игр для детей разного возраста

Познавательные игры для детей 3 – 7 лет

В Таблице 2 приведены примеры познавательных игр для детей с градацией по возрастам. Основное внимание уделяется именно дошкольникам, поскольку с 3 до 7 лет познавательные занятия наиболее эффективны и целесообразны.

Познавательные игры для детей 3 – 7 лет

Наименование Возраст Цель Правила
Какой цвет? От 3 лет Развивает цветовосприятие, внимание и память. На столе раскладывают карточки разных цветов. По команде ребенок закрывает глаза, в это время один из цветов убирают. Ребенку нужно, открыв глаза, отгадать, какой цвет исчез со стола.
Лапки От 3 лет Развивает чувственное восприятие, снимает напряжение. Берут около 7 небольших предметов различной фактуры, например, перышко, шерсть, бусины, пластиковый флакон и т. д. Ребенок закрывает глаза, а ведущий гладит его по руке одним из этих предметов. Ребенку предлагается угадать, чья «лапка» его погладила.
Что изменилось? От 4 лет Развивает внимание, память и наблюдательность. Играют как минимум двое: один должен запомнить внешний вид другого. Затем запоминающий отворачивается, а второй игрок изменяет что-то в своей внешности (снимает ботинок, меняет прическу). Первый игрок поворачивается обратно и пытается назвать, что изменилось.
Дотронься! От 4 лет Развивает внимание. Ведущий указывает: «Дотронься до красного/зеленого/синего и т.д.», а дети должны прикоснуться к одежде такого цвета у другого игрока. Из игры выбывает тот, кто не нашел объявленного цвета.
Волшебный мешок От 4 лет Развивает восприятие на ощупь (тактильное), память и внимательность Детям показывают около 10 небольших игрушек, которые нужно запомнить. Затем игрушки убирают в непрозрачный мешок, а дети должны по очереди на ощупь отгадать, какая игрушка им попалась в мешке.
Найди половинку От 4 лет Развивает внимание и умение мыслить логически. Ведущий кидает мячик детям и называет какой-нибудь предмет (например, хлеб, камень и т. д.), а детям нужно сказать, съедобное это или несъедобное и схватить мяч или, соответственно, отбить.
Птица, рыба или зверь От 4 лет Развивает мышление, память, внимательность. Дети садятся кружком. Ведущий поочередно указывает на каждого и перечисляет: «птица-рыба-зверь», в любой момент останавливаясь. Тот, на ком перечисление остановилось, должен назвать соответственно птицу, рыбу или зверя.
Найди предмет От 4 лет Развивает внимательность и тактильную чувствительность. В таз с песком кладутся несколько пар одинаковых игрушек. Ребенку нужно с закрытыми глазами найти в песке пары одинаковых игрушек на ощупь.
Профессии От 5 лет Расширяет словарный запас, развивает аналитические способности. Ведущий указывает профессию, а игроки должны назвать, какие действия представители этой профессии выполняют.
3 предмета От 5 лет Развивает и закрепляет навык классифицирования. Ведущий кидает мячик детям и называет какую-нибудь обобщенную категорию (например, «звери», «насекомые», «фрукты» и т. д.), а ребенок, которому достался мяч, называет 3 слова, подходящих под указанную категорию.
Звуки От 5 лет Развивает мышление, внимание, слух и умение работать вместе. Группе из нескольких детей предлагают отвернуться. Затем производят звуки различными предметами (шуршание, скрип, стук, звон и т. д.). Затем по команде ведущего игроки называют все услышанные звуки.
Путаница От 5 лет Развивает воображение и речь. Ведущий кидает мячик детям, говоря при этом какое-либо существительное. Ребенок, которому достался мяч, должен сказать неподходящий к этому существительному глагол (например, «собака» — «мяукает»).
Что чем было? От 5 лет Развивает умение логически мыслить, анализировать и сравнивать. Ведущий кидает мячик детям, говоря при этом какое-либо существительное. Ребенок, которому достался мяч, должен сказать, чем это было раньше (например, хлеб – мукой, бабочка – гусеницей и т. д.). Можно играть и наоборот – «чем это будет?».
Наоборот От 5 лет Развивает умение логически мыслить. Ведущий кидает мячик детям, говоря при этом какое-либо существительное. Ребенок, которому достался мяч, должен закончить предложение, например: «Зимой холодно, а летом — … (тепло)» и т. д.
Кляксы От 5 лет Развивает речь, мышление и воображение. В центр листа бумаги наливается немного краски, затем лист складывается и получается клякса. Детям предлагается назвать, на что эта клякса похожа. Выиграет тот, кто назовет больше ассоциаций.
Ассоциации От 6 лет Развивает логическое и ассоциативное мышление. Ведущий называет слово (например, солнце) и предлагает детям называть ассоциации к нему (например, «горячее», «яркое», «круглое»). Далее ассоциации говорят уже к последнему из названных слов и так далее.
Правила для школы От 6 лет Готовит детей к школе. Ведущий рассказывает детям, что в школе можно делать, а что нельзя. Затем при перечислении действий детям нужно, например, хлопать в ладоши, если это можно делать в школе, или топать ногами, если нельзя.
Сад – школа От 6 лет Готовит детей к школе. Ведущий начинает предложение про детский сад, а детям нужно дополнить его про школу. Например: «В садике – воспитатель, а в школе — … (учитель)».
Сравнения От 6 лет Развивает аналитические способности. Ведущий называет 2 предмета, а детям нужно их сравнить, сказав, чем они сходны, а чем отличаются. Например, можно сравнить бабочку и муху, город и деревню и т. д.
Что после? От 6 лет Развивает аналитические способности. Ведущий указывает цифру, явление или событие, а детям нужно сказать, что является следующим за указанным (например, весна – лето, понедельник – вторник, 1 – 2 и т. д.).
Читайте также:
Coral программа для дизайна что это

Познавательные игры имеют ряд важнейших функций: они стимулируют познавательный интерес, развивают внимательность и навыки анализа, учат действовать в соответствии с определенными правилами. Кроме того, в процессе правильно построенной игры ребенок обучается саморегуляции и самоконтролю, а также работе в группе.

Источник: razvivashka.site

Ценность игровых и конкурсных программ в развитии младших школьников

Время не может не вносить дополнения в прогрессивные педагогические технологии, тем более в периоды социальных реформ, когда становится востребованным тип личности, способный к саморегуляции в быстро меняющихся условиях социума.

Педагогика воспитательных отношений должна активно проникать как в учебный процесс, так и во внеурочную деятельность образовательных структур, поскольку каждый из пластов общего процесса воспитания решает специфические задачи. Основной задачей внеурочной работы является достижение такого уровня организации воспитательной деятельности, чтобы она отличалась глубоким воздействием на психику воспитанников, их сознание через эмоции и чувства.

В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить игровая конкурсная программа — важнейшая и неотъемлемая часть досуга. Сегодня есть потребность сделать эту форму работы союзником социально-культурной сферы в развитии и образовании учащихся всех возрастов.

Воспитательный потенциал игровых конкурсных программ представляется возможным оценивать с учетом интересов общества, самой личности ребенка и профессиональной педагогической логики.

С этих позиций игровая конкурсная программа — это:

■ многомерная педагогическая категория, выступающая как интегрированный вид творческой деятельности, а также как принцип, метод, средство, стиль, форма воспитательного процесса;

■ способ не принудительного, а заинтересованного личностного развития свободной личности;

■ практическая помощь ребенку в обретении жизненного опыта, освоении нравственных и культурных ценностей;

■ противодействие мощному наступлению негативных, однообразных, агрессивных, но для многих внешне привлекательных форм потребительского бытового досуга, противоядие бездуховности и эмоциональной скудности.

Главная ценность игровых конкурсных программ заключается в том, что они незаметно для зрителя включают его с помощью игр и конкурсов в действие, воспитательный процесс, открывают ему мир искусства, способствуют развитию личности.

Наиболее востребованными являются игровые конкурсные программы для детей младшего школьного возраста, одного из самых благодатных периодов, когда закладываются основы будущей личности и заметно развиваются интересы.

Развлекательный компонент программ позволяет целенаправленно сменять разные виды деятельности, способствуя восстановлению физических и духовных сил, направлению энергии в нужное русло. Творческая составляющая раскрывает внутренний потенциал возможностей учащихся. Познавательная направленность влияет на развитие мыслительной деятельности малышей. Интересный сюжет, яркий реквизит, образы ведущих поддерживают внимание детей от начала до конца мероприятия и действуют, в первую очередь, на первичные впечатления, которые в будущем становятся основой отношения ребенка ко всему окружающему.

Исходя из потенциала игровых конкурсных программ, рекомендуется систематически включать мероприятия данного вида в план воспитательной работы с младшими школьниками.

Эффективность организации и проведения игровых конкурсных программ напрямую зависит от потенциала личности организатора досуга, его креативности и профессиональных качеств.

В качестве рекомендаций предлагается организовывать специальные методические и информационные мероприятия, конкурсы и фестивали для стимулирования кадровой основы сферы, занимающейся организацией досуга, в частности, игровых конкурсных программ.

Деятельность педагога должна быть направлена не только на непосредственное качественное проведение мероприятий, но и на отслеживание результатов.

Результаты в области организации детских игровых конкурсных программ можно проследить через:

■ успешную социализацию учащихся;

■ освоение учащимися учебной программы в соответствии с требованиями уровня подготовки;

■ участие детей в подготовке и процессе игровых конкурсных программ;

■ сформированность личностных качеств ребенка (коммуникативных, деловых);

■ рост процесса самоактуализации личности организатора досуга.

Для отслеживания эффективности игровых конкурсных программ рекомендуется использовать современные социологические методики, позволяющие наиболее точно определить полученные результаты.

Существует необходимость улучшения материально-технической базы для выхода на более высокий культурологический уровень организации игровых конкурсных программ.

Для становления самостоятельной, творческой, нравственно-воспитанной личности работа социальных институтов по организации досуга детей младшего школьного возраста должна быть содержательной, требующей интеллектуального и эмоционального напряжения, самоуправляемой и ориентированной на конечный результат. При выполнении этих требований дети начальных классов, эмоционально вовлекаясь в деятельность социальных институтов, берут на себя ответственность за ее результат, и это, в свою очередь, пробуждает их личный интерес.

Читайте также:
Asus zen talk community что это за программа

Опыт презентации учреждениями полученных результатов может выражаться в следующих формах:

■ традиционных (непосредственно проведение игровых конкурсных программ, публикации в газетах города (как отдельные материалы), выступления на родительских собраниях, педагогических советах, конференциях);

■ инновационных: публикация в СМИ (газеты учреждения, сайт учреждения); конкурсы социального проектирования; реализация проектов, презентация);

■ экспериментальных: проведение семинаров, мастер- классов на городском, областном уровне; проведение детских мастер-классов (учащимися для учащихся); освещение деятельности через телевидение. Необходимо систематически проводить ряд мероприятий, направленных на презентацию передового опыта для обмена новыми достижениями.

Рост эффективности организации игровых конкурсных программ отдельных учреждений имеет определенную связь со взаимодействием всех предприятий социально-культурной сферы. Создавая общие проекты и реализуя их, предприятия могут добиться полной реализации и удовлетворения потребностей, интересов и запросов детской аудитории с пользой как для детей, так и для взрослых. Поэтому одним из направлений работы в досуговой деятельности должно стать построение деловых и творческих связей между предприятиями социально-культурной сферы. Обмен делегациями и специалистами, взаимодействие с государственными структурами и общественными организациями будут способствовать расширению системы внешних контактов, активизации деятельности учреждения по стабилизации его позитивного имиджа.

Обращение серьезной научной школы к организации досугово-развлекательных мероприятий не случайно. Именно сфера досуга и развлечений в сегодняшнем мире дает больше всего стимулов для духовного роста человека, и от того, насколько грамотно и тактично эта работа будет проведена, настолько мы сможем в будущем претендовать на достойную роль нашего государства в общемировых процессах.

Источник: kladraz.ru

Авторский сборник «Познавательные сценарии досугов и праздников для детей дошкольного возраста»

В этом учебно-методическом пособие я хочу поделиться с Вами своим педагогическим опытом, и предложить Вашему вниманию сценарии праздников – досугов для работы с детьми и взрослыми. «Почему и с взрослыми?» – спросите Вы. Потому что мы – взрослые – такие же дети, только «умудренные опытом».

Вместе со своими детьми мы шагаем по дороге детства, а детство – это великий дар природы человеку. Детский сад – островок радости, это пространство, где детям предоставляются условия для развития творческого потенциала, изначально заложенного в каждом ребенке. Большое значение в развитии у детей креативных и коммуникативных способностей имеет личность педагога.

Привлекая детей посредством различных массовых мероприятий к творчеству, он использует различные имеющиеся возможности для воспитания жизнерадостной, инициативной, творческой личности. Какие они?

Одним из немаловажных условий воспитательного воздействия педагога на детский коллектив является его умение, по-детски, радоваться жизни, создавать радостное настроение, желание у детей весело проводить свой досуг. Воспитание детей – дело серьезное, но при этом необходимо всегда помнить, что дети получают радость от общения друг с другом, умеют раскованно, естественно веселиться, радоваться жизни.

Озорные стихи, забавные истории, шуточные сценки, игры, развлечения позволяют не только позабавить детей, но разбудить их фантазию, творчество, инициативу. Если следовать этому условию, наполнять разнообразным, содержательным, привлекательным для восприятия материалом массовые, зрелищные программы, можно успешно развивать культуру личности ребенка; интеллект, решать задачи эстетического воспитания детей; а так же сближают родителей и сотрудников детского сада.

Это одновременно и условие, и средство, так как главным фактором здесь выступает активное участие детей в самой организации и проведении досуга. Дети всегда охотно веселятся, смеются. Поэтому один из главных способов расшевелить их – это устроить веселое представление, подвигнуть их на коллективное творчество.

Праздники, шоу-концерты, конкурсы, игры-путешествия, игры-викторины, презентации, игровые театрализованные программы и т.д. формируют у детей глубокое проникновение в искусственно созданную игровую ситуацию. Так как в любом случае, в основе любых массовых досуговых программ лежит ИГРА. В игре развивается способность к морально-этическим оценкам себя и других.

Обыгрывание тех или иных ролей формирует более осознанное отношение не только к данным персонажам, но и к поступкам людей в реальной жизни, способность сопереживать в реальной ситуации. Преимущество этого процесса еще и в том, что исполнители являются одновременно и зрителями.

И этот органический процесс, сплав обоюдной радости, творчества детей и взрослых незаметно направляет, ведет к цели тот, кто все придумал, организовал, сумел воплотить в яркое шоу, в торжественную церемонию, в сверкающий праздник остроумия и веселья. Кто он? – Педагог!

Его способность неустанно изыскивать новые возможности, новые идеи, стимулируя развитие креативных и коммуникативных качеств личности детей. Высокая степень активности, эмоциональной отзывчивости участников массовых мероприятий достигается за счет тщательного методического решения, правильного расположения материала, элементов сюрпризности, неожиданности, вкрапление фантастических, комических событий и ситуаций, «упакованных» в необычный яркий сценарий.

Знакомая игра, известная история, сказка звучат по-новому в сценарии, который педагог адресует детям и в соавторстве с детьми реализует его, придавая всему форму новизны, чуда, которого всегда так ждут дети. А это в свою очередь источник постоянного интереса к событиям, желание творить самому, помогая героям представления побеждать Зло и утверждать Добро. Мои сценарии позволяют создать особые условия, чтобы нащупать невидимые ниточки-струны богатства внутреннего мира детей, соединить их, а не разобщить, чтобы они зазвучали, как гимн лучшим качествам личности. Дети, участвуя в мероприятиях по ее сценариям, становятся более доброжелательными, готовыми к взаимопомощи, чуткими друг к другу, целеустремленными, умеют не только побеждать, но и проигрывать, радоваться успеху товарищей, радоваться жизни. Жажда романтики, чуда, желание самому быть и действовать, сочинять и создавать, находить и решать – вот ключ от тайн Мира Детства.

19 марта 2020 Ядыкина Елена Владимировна

Источник: www.art-talant.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru