Познавательная программа это определение

В качестве главного структурирующего фактора в данной классификации, разработанной при участии кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, выступает основная функция (направленность) той или иной программы в обществе. Исходя из этого, можно выделить следующие группы телевизионных программ:

1. Информационные (новостные) программы. Являются «лицом» для многих телеканалов. Представляют собой регулярное сообщение о текущих событиях, начиная от политики и заканчивая сводками погоды. Имеют прикладное значение для любого зрителя, удовлетворяя его потребность в информации о происходящем в городе, регионе, стране и мире. Отбор негативных и позитивных новостей и их баланс является важнейшим вопросом редакционной политики.

2. Специализированные новостные информационные программы — отличаются набором новостей одного профиля. Например, криминальные новости, программы о результатах спортивных соревнований, о моде, сельском хозяйстве, медицине и т.д. Сюда же можно отнести передачи о предвыборных программах кандидатов, созданные без использования элементов драматургии.

Только 4 % Зрителей Пройдут Этот Тест на Внимательность

3. Информационно-аналитические программы — содержат обобщенную и систематизированную информацию за определенный срок (неделю, месяц). Их функцией является формирование общественного мнения по поводу событий, представляющих значимый интерес со стороны зрительской аудитории. Выступают своеобразным показателем «зрелости» того или иного канала. В качестве примера можно привести «Вести недели», «Воскресное время» и другие.

4. Публицистические программы — произведения журналистики, не обязательно связаны с последними событиями, как новости, но так же как информационно-аналитические, формируют зрительское мнение по какому-либо острому вопросу. Являются отражением гражданской позиции канала. Тематика таких программ может быть самой разнообразной. Жанровый разброс — от студийной беседы до телеочерка или документального фильма.

К публицистическим программам относятся и предвыборные теледебаты. К признакам качественной публицистической программы можно отнести: новизну и оригинальность фактов и идей, авторский подход и четкую авторскую позицию, выдержанность стиля, логику изложения, а также яркость и образность телевизионной картинки и звукоряда.

5. Познавательно-развлекательные программы, утренних обозрений, чаще всего создаются в форме ток-шоу, т.е. «разговорных представлений». В таких программах крайне важно удерживать баланс между развлекательностью и познавательностью. Немаловажную роль в них играют личностные качества ведущего.

6. Культурно-просветительские программы. Их главная цель — знакомство зрителя с богатством духовных ценностей, созданных человеком. Тематика таких программ — история и современное состояние искусства и культуры, музыка, театр и т.д.

По данным социологических исследований эта группа программ пользуется в последнее время значительным зрительским вниманием. Жанровая специфика культурно-просветительских программ разнообразна. Это может быть беседа в студии, документальный фильм, трансляция спектакля, концерта и т.д.

7. Детские программы ориентированы на дошкольную, школьную, подростковую и юношескую аудиторию. Целью таких программ является, в первую очередь, воспитание, образование и социализация подрастающего поколения. Жанровая специфика программ для детей и юношества чрезвычайно разнообразна. Это мультипликационные и художественные фильмы, научно-популярные программы, телевизионные конкурсы, развивающие и учебные программы, сериалы про школьную жизнь и т.д.

В настоящее время телевещанию для детской и юношеской аудитории уделяется гораздо больше внимания, чем еще буквально 5 лет назад. «Первый канал» и телеканал «Россия» имеют даже детские телеканалы — «Теленяню» и «Бибигон» соответственно.

8. Религиозные программы отвечают потребностям огромного числа жителей России, являющихся представителями многочисленных религиозных конфессий. Число таких программ не велико, но, тем не менее, торжественные богослужения, беседы со священнослужителями, специальные телевизионные проповеди, выступления священнослужителей являются составляющими контента многих каналов.

9. Программы о спорте составляют значительный процент вещания во всех странах мира, не говоря уже о каналах, которые показывают только спортивные состязания.

Как уже упоминалось выше, небольшие программы с итогами спортивных соревнований относятся к группе специализированных новостных информационных программ. К данному же пункту следует отнести полные трансляции матчей или подробные репортажи о них, анализ побед и поражений спортсменов и т.п. Аудитория таких программ весьма ограничена и определяется исключительно интересом к тому или иному виду спорта.

10. Художественные (игровые) кинофильмы числом серий от 4 до 12 составляют в большинстве своем развлекательную составляющую каждого канала.

11. Многосерийные телефильмы (сериалы, «мыльные оперы») справедливо отделены социологами от художественных кинофильмов. Чаще всего представляют собой разворачивающиеся в одних и тех же декорациях стандартные ситуации. Их функция — исключительно развлечение.

Востребованность этого телевизионного продукта подтверждают высокие рейтинги. Социологи считают, что увлечение сериалами является своеобразным уходом зрительской аудитории от жизненных реалий. Жанровая структура сериального продукта разнообразна: боевики-детективы, мелодрамы, триллеры, телероманы, «мыльные оперы», ситкомы (комедийные сериалы) и т.д.

12. Тенденция развития современного телевидения — движение в сторону развлекательности. Поэтому развлекательные программы в настоящий момент — неотъемлемая часть информационно-аналитического вещания любого канала. Эти программы выполняют функцию заполнения досуга и рассчитаны на эмоциональный ответ аудитории, связанный с эмоциональным комфортом, релаксацией и получением удовольствия. Развлекательные передачи можно разделить на четыре типа: реалити-шоу, ток-шоу, телевикторины и шоу.

13. И, наконец, последняя группа телевизионных программ в данной классификации — это рекламная продукция. Кроме новостных, детских и религиозных передач, реклама в том или ином виде может присутствовать почти в каждой телевизионной программе.

Ее выход регламентируется «Законом о рекламе» Российской Федерации, согласно которому рекламная информация может занимать не более 15% общего эфирного времени. Для специальных рекламных программ: клипов, «сюжетов», кадров — выделяется особое время и соответствующее телевизионное оформление.

Подводя итог исследованию данной классификации телевизионного продукта, можно сделать вывод о том, что к наиболее значимым составляющим телевизионного контента можно отнести: информационные программы, публицистические, культурно-просветительские и детские.

Создание каждой из этих передач требует участия высококвалифицированного персонала и серьезных материальных затрат. Именно поэтому они и являются главными определяющими моментами в государственном лицензировании телерадиокомпаний или телевизионных каналов.

Информация на 2010 годhttp://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2650level2=articles

В развитых странах телевидение является мощным и неотъемлемым средством образования. Учитывая большое влияние на аудиторию, доступность и массовый характер вещания, ТВ давно используется в качестве обучающего инструмента. Создаются специальные телеканалы, как общеобразовательные, так и тематические (о науке, технике, природе и т.д.), чего нельзя сказать о российском ТВ.

Воспитательная функция телевидения – одна из основных. Задача ТВ не только информировать и развлекать, но и развивать, обучать, способствовать процессу познания. Определить, насколько это осознает российское телевидение, можно, проанализировав телепрограмму за неделю.

К сожалению, нет четкого определения понятия «образовательная передача». В данной статье мы рассмотрим как образовательные такие программы, которые способствуют развитию личности, получению новых знаний, определяемые телевидением как научно-просветительские и познавательные.

Первый канал в течение свыше 10 лет осуществляет проект «Гении и злодеи уходящей эпохи» (ведущий передачи и автор большинства выпусков Лев Николаев). Это цикл портретов выдающихся деятелей мировой науки и культуры, созданный телекомпанией «Цивилизация», которая специализируется на производстве научно-просветительских программ и фильмов.

Героями передач становятся люди из различных областей: наука и экономика, изобретения и спорт, музыка и кино, мода, медицина, развлечения, литература и живопись, криминалистика…

Программа строится на хронике, иконографии, исторической реконструкции, репортажных съемках с мест исторических событий. Это одна из интереснейших просветительских программ на нашем ТВ. Один существенный недостаток – время выхода передачи. В понедельник в 00:50 далеко не каждый сможет посмотреть очередной выпуск.

Читайте также:
Участники программы это смешно

Телевизионный долгожитель, программа «Непутевые заметки» выходит в более удобное время – по субботам в 10:10. Двадцатиминутные очерки Дмитрия Крылова о разных уголках нашей планеты интересны широким кругам аудитории.

Программа «Хочу знать» с Михаилом Ширвиндтом – еще один проект Первого канала. Ведущий отвечает на письма телезрителей, вооружившись камерой, ищет истину по всему миру. Задаваемые вопросы касаются различных областей знаний, будь то технология приготовления плавленого сыра или особенности одесского юмора.

С этого года программа выходит только раз в неделю, что свидетельствует о некотором кризисе в системе образовательных программ на телевидении.

Особое место на российском ТВ занимает религиозно-просветительская программа «Слово пастыря», которая в эфире с 1994 года. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл беседует с телезрителями о самых разных проблемах духовной жизни, истории Церкви, о православных традициях и праздниках.

«Слово пастыря» уникальное явление на нашем телевидении. Беседы на религиозные темы интересны не только как приобщение к православию, познание самого себя, но и как способ получения полезной общеобразовательной информации. Особую значимость и доверие приобретает программа с учетом того, что ведущим является Патриарх Кирилл.

Новый проект «Моя родословная» призван возродить интерес наших современников к поиску своих корней, к составлению своей родословной. В качестве героев передачи выступают известные люди, которые составляют свое генеалогическое древо.

Авторы программы уверяют, что это не просто истории о знаменитостях, а помощь простому телезрителю. Каждый выпуск призван показать и научить тому, как самостоятельно организовать поиски своих предков.

Особенность проекта «Моя родословная» — это мультимедийность. Здесь интернет-ресурс является такой же значимой частью, как и телевизионная программа. На сайте www.rod.1tv.ru начинают поиск своих корней наши известные соотечественники, а зрители могут найти полезную информацию и начать составлять собственное родословное древо. На сайте организована система поиска для однофамильцев и тех, кто хочет найти своих близких и дальних родственников. Вместе с ними можно приступать к составлению семейной летописи.

Программа «Вся Россия» на телеканале «Россия 1» — это рассказ о нашей необъятной стране и о ее жителях. Неизвестные исторические факты, занимательные случаи, интересные места и удивительные герои. Это «сериал» о нас, который не имеет конца.

Авторы программы утверждают, что это настоящая «человеческая документалистика». Показана жизнь во всех ее проявлениях: каждодневный труд, семейные и национальные праздники, невероятные истории любви, примеры человеческих поражений и побед.

Новый цикл передач «Исторические хроники» с Николаем Сванидзе ставит перед собой цель показать на примере жизни знаменитых исторических личностей связь между судьбой России и жизнью каждого человека.

Интересна композиция выпусков. Каждая серия цикла посвящена одному году XX века. В одной серии вырисовывается одновременно и «портрет года», и «портрет человека года». Так, по мнению авторов, «человеком года» в 1902 становится Павлов, получивший первую в России Нобелевскую премию, а в 1918 году – Деникин, создавший в этом году Добровольческую армию.

Художественно-просветительской называют авторы программу Виталия Вульфа «Мой серебряный шар». Задача цикла — познакомить зрителей с жизнью выдающихся людей искусства, с крупнейшими культурными событиями. Ведущий в форме монолога рассказывает об актерах и режиссерах, начиная от старых мастеров МХАТа и кончая современниками, которые составляют славу русского и западного искусства.

Культурно-просветительский журнал «Мусульмане» — проект на телеканале «Россия1». В условиях нашей страны, где проживают двадцать миллионов людей, исповедующих ислам, программа имеет особую актуальность. Здесь не затрагиваются вопросы политики, главное – познакомить единоверцев, рассказать об основных идеях ислама представителям других религий, дать ответы на волнующие вопросы.

Еще один историко-документальный цикл «Советская империя». Создатели лент исследуют яркие события, явления и достижения советской эпохи. Для большей наглядности авторы используют спецэффекты, компьютерную графику, черно-белую кинохронику и комментарии компетентных лиц.

Новый документальный цикл «В поисках Франции» запущен на телеканале НТВ. Появление проекта не случайно. Поскольку 2010 год объявлен Годом России во Франции, то новая передача как раз кстати.

Каждый фильм будет посвящен одному из тех явлений, которые делают Францию уникальной, и позволит почувствовать удивительную связь между Францией и Россией.

Программа «Дикий мир с Тимофеем Баженовым» — это и захватывающее «reality show», и одновременно — познавательная программа о животных. Телезритель становится участником экспедиции, в которую отправляется съемочная группа.

Самым «образовательным» на российском телевизионном пространстве по праву считается телеканал «Культура». Новый мегапроект телеканала «ACADEMIA» — тому подтверждение.

По своему формату и просветительскому размаху этот проект не имеет аналогов не только в нашей стране, но и в мире. В рамках нового цикла многомиллионная аудитория получит уникальную возможность побывать на публичных лекциях ведущих отечественных ученых.

На общероссийскую телевизионную кафедру поднимутся такие корифеи науки, как Нобелевский лауреат физик Жорес Алферов, директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров, профессор Сергей Капица, известный лингвист и философ Вячеслав Иванов и другие.

О научных волнующих проблемах рассказывает и Александр Городницкий в цикле передач «Атланты. В поисках истины». Среди тем передач есть и беседы о природе и человек, и о магнитном поле, и о глобальных катастрофах.

Цикл документальных фильмов «Генералы в штатском», состоящий из 10 выпусков, повествует о гениальных ученых, изобретателях, организаторах и руководителях 1930–60-х годов, повлиявших на ход истории нашей страны.

Актуальные научные проблемы затрагиваются в цикле передач «От Адама до атома». В восьми фильмах рассказывается о генетике и о психологии.

Цикл познавательных программ «Черные дыры. Белые пятна» посвящен прошлому, настоящему и будущему науки, всему самому интересному и необычному. Это настоящий альманах научных открытий и приключений, который состоит из семи частей. Три связаны с сегодняшними событиями в науке и жизни. Две — исследуют истоки и опыт.

И две устремлены в равной степени к прошлому и к будущему.

Это наиболее интересные, на наш взгляд, проекты телеканала «Культура», посвященные науке. Помимо этого существуют циклы программ на исторические, литературные, экологические темы, фильмы, посвященные кинематографу и изобразительному искусству.

На канале СТС выходит развлекательно-познавательная программа «Галилео», которая является русским вариантом немецкой программы «Galileo» канала «ProSieben». Форма подачи материала адаптирована для детей, из-за чего пользуется популярностью у школьников.

Рассмотрев существующие научно-познавательные программы, которые выходят в эфир на российском ТВ, мы выбрали и охарактеризовали наиболее удачные и стоящие внимания. Проанализировав их, можно сделать ряд выводов.

Формат образовательных программ на российском ТВ разнообразен: это документальные фильмы, телебеседы и лекции, очерки, воспоминания, экспедиции, диалог ведущего с телезрителем в форме вопроса-ответа.

При этом образовательные программы, зачастую, выходят как цикл фильмов, некий проект, состоящий из небольшого количества выпусков. Такой формат подразумевает редкость выхода в эфир программ, как правило, раз в неделю. Очевидно, что этого недостаточно. Тем более, что большинство программ выходят в неудобное время (ранее утро или ночь).

Стоит учитывать тот факт, что сетка вещания телеканала составляется с учетом зрительских предпочтений и рейтингов. Последние исследования телевизионной аудитории могут прояснить некоторые моменты.

В конце 2009 года Аналитическим Центром Юрия Левады был проведен опрос, в котором россиянам предлагалось выбрать лучшую телепередачу (http://www.levada.ru). В двадцатке «лучших» нет ни одной образовательной программы. Телезрители отдают предпочтение развлекательным и информационным передачам («Пусть говорят», «Жди меня», «Камеди Клуб», «Дом 2» и т.д.).

Читайте также:
Программа обучения водителей грузовых автомобилей

Если верить результатам опроса, у телеаудитории нет потребности в просветительских передачах. Однако статистика и рейтинги по ряду причин не могут отразить реальную ситуацию.

Уровень образования в России падает, люди стали меньше читать, заниматься саморазвитием. Исправить положение можно при помощи ТВ, которое является самым массовым и самым популярным видом СМИ. И наше ТВ начинает это осознавать.

Не зря появляются новые просветительские проекты, снимаются документальные фильмы. Даже такие развлекательные телеканалы, как СТС, выпускают в эфир познавательные передачи как «Галилео», не говоря уже о канале «Культура».

Многие телеканалы размещают выпуски своих программ на сайтах, создают архивы передач. Это позволяет любому желающему найти интересующий выпуск и просмотреть. Практически все анонсируют предстоящие показы, готовящиеся к эфиру, что позволяет телезрителю легче ориентироваться, планировать время для просмотра и т.д.

Важна интерактивная связь, с помощью которой можно определять степень заинтересованности аудитории в медиапродукте, выявлять предпочтения телезрителей, соответственно потребностям и запросам создавать новые и трансформировать имеющиеся передачи.

Телезритель может отправить письмо в редакцию, воспользовавшись услугами почты или Интернета. Телеканалы на сайтах устраивают опросы, создают форумы. Многие передачи имеют свои сайты, независимые от телеканала, где общение с аудиторией носит более целенаправленный характер.

Подводя итог сказанному, можно сказать, что образовательных телепередач по-прежнему недостаточно на российском ТВ. Но появление новых проектов образовательного характера свидетельствует об осознании руководителями телеканалов ответственности за воспитание и развитие каждого члена общества.

Это дает возможность надеется, что развитие образовательного ТВ в России будет происходить быстрыми темпами, и, наряду с развлекательными и информационными, появятся полноценные, доступные широким массам, образовательные телеканалы.

Дата добавления: 2021-01-20 ; просмотров: 613 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Сегодня мы поговорим о том, как подготовить познавательную программу.

Добрый день, ребята! Очень надеюсь процесс подбора игр для вашей индивидуальной игровой программы вас увлек, ведь этот опыт вам обязательно пригодится в будущем и вы сможете его использовать в жизни, чтобы интересно и весело провести время с семьей, друзьями…

Сегодня мы поговорим о том, как подготовить познавательную программу.

Итак, познавательные программы или интеллектуально-­познавательные игры (известные также как эрудиционы, викторины) — на сегодняшний день одна из самых популярных форм работы. Они несут огромную воспитательную роль. Во­-первых, система таких игр стимулирует познавательный интерес, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний.

Во-­вторых, момент соревновательности позволяет участникам оценить свои возможности, а в случае победы — утвердиться в глазах сверстников. В-третьих, наличие команды способствует сплочению коллектива, развитию у участников навыков коллективной мыслительной деятельности, совместного поиска решения проблемы . Перечень полезного влияния интеллектуальных игр можно продолжить, и я предлагаю это сделать вам, ребята, учитывая ваш и личные достижения и опыт.

Все интеллектуально-­познавательные игры обладают сходными чертами, а их подготовка и проведение осуществляются по одному организационному алгоритму. Но прежде чем раскрыть этот алгоритм, давайте выделим сходные черты, которые присущи всем без исключения эрудиционам. Ведь именно тому, что объединяет все игры, нам и предстоит уделить основное внимание во время подготовки и репетиции познавательной программы.

Вот три ключевых признака любой интеллектуально­-познавательной программы:

1. Наличие специальных вопросов, на которые следует ответить во время игры.

2. Наличие специальных правил, придерживаясь которых, следует отвечать на вопросы.

3. Наличие игрового сюжета, игровой интриги, которая является внешней «оболочкой» игры.

На каждом из этих компонентов мы остановимся подробнее:

Не всякий вопрос годится для интеллектуально­познавательной игры. Следует продумать, чтобы вопросы были корректными и не приводили к спорам и конфликтам между участниками и ведущим; обратить внимание, чтобы не встречались банальные, скучные, а то и откровенно глупые вопросы, что приводит к угасанию азарта игроков, к падению интереса к подобным играм в целом. Для того чтобы вопросы были яркими, интересными или, как еще говорят, «вкусными», необходимо придерживаться нескольких правил:

1) Хороший вопрос — это тот, для ответа на который нужны не только знания, но и умение логически мыслить (сочетание эрудиции и логики 50:50).

2) Хороший вопрос — это тот, который несет в себе много информации; даже если ответ на него не будет дан, участники игры обогатятся новыми знаниями, заключенными в самом вопросе.

3) Хороший вопрос — это тот, в котором есть ирония, юмор.

4) Хороший вопрос — это тот, который соответствует теме, игры, сюжету игры.

5) А самое главное, хороший вопрос — это такой вопрос, про который не ответившие, проигравшие игроки могут без лукавства и без обиды сказать: «Это был хороший вопрос».

Образцы интересных, корректных, развивающих вопросов сегодня демонстрируют преимущественно три телеэрудициона: «Что? Где? Когда?», «Брэйн­ринг» и «Своя игра».

Далее — правила в каждой интеллектуально-­познавательной игре есть свои. Даже можно сказать, что игры отличаются друг от друга прежде всего правилами.

Всего организационных вопросов десять:

1. Кто принимает участие в игре: команды или индивидуальные участники?

2. Если играют команды, из скольких человек они состоят?

3. Сколько всего команд (индивидуальных участников) одновременно принимают участие в игре?

4. Кто задает вопросы: ведущий или участники друг другу?

5. Как задаются вопросы: одновременно всем участникам, последовательно или по принципу жребия (могут быть и другие варианты)?

6. Сколько времени дается на подготовку ответа?

7. Как участники должны демонстрировать готовность к ответу?

8. Кто оценивает правильность ответа?

9. Каким образом начисляются очки (баллы) за ответ?

10. До каких пор продолжается игра: пока не закончатся вопросы, пока не истечет время, пока не наберется определенная сумма баллов?

Правила познавательной программы, обычно сообщаются игрокам заранее, но в начале игры они должны быть во всеуслышание повторены еще раз. Лучше, если правилам придать игровой сюжет, вместо скучного набора указаний.

Игровой сюжет позволяет не только «придумывать» игры. Это даже не главное его предназначение и достоинство. Прежде всего, игровой сюжет обеспечивает динамизм игры. Наличие сюжета дает возможность ведущему ярко, красочно комментировать происходящие события, увлечь участников и болельщиков, вносить в достаточно скучную форму вопросно­-ответного общения эмоциональность и азарт. Сюжет и роли — это как раз то, что превращает набор вопросов и перечень правил в игру.

Таким образом, сформулируем организационный алгоритм интеллектуально­-познавательной программы:

— разработка вопросов игры;

— разработка правил игры;

— разработка игрового сюжета;

— создание и подготовка команд;

— оформление места проведения игры;

— подготовка необходимого реквизита;

— техническое обеспечение игры;

— подготовка призов для участников;

— выбор жюри (если этого требует программа);

(Как видите, в принципе, за исключением первых трех пунктов, организационный алгоритм интеллектуально-­познавательной игры ничем не отличается от организационного алгоритма конкурсных программ)

Для организаторов познавательной программы огромную роль играет именно ее репетиция, проработка. Поэтому текст вопросов, ведущих программы необходимо заучить, или, хотя бы, многократно начитать с эмоциональным выражением. Вопросы викторин желательно оформить на отдельных карточках, слайдах.

Читайте также:
Как накачать свое тело программа

Пожалуйста, подготовьте викторины на следующие темы, для нашей будущей общей познавательной программы:

— викторина по сказкам;

— вопросы географической направленности;

— викторина, состоящая из загадок.

Спасибо за внимание, жду ваших ответов!

Источник: poisk-ru.ru

Познавательная деятельность — цели, формы и виды

С самого рождения человек познаёт окружающий мир. Новые знания о разных вещах помогают ему адаптироваться в социуме и изменениям в нём. В школах детям обеспечивают подготовку, которая должна помочь им активно взаимодействовать с обществом и самостоятельно решать задачи личного или социального характера. Проблема развития познавательной деятельности считается ведущей в педагогике.

Определение и основные понятия

  • Чувственный (опытный). Включает ощущения (цвет, звук, запах и т. д. ), которые в совокупности помогают составить целостный образ изучаемого предмета и оставить его в памяти на основе восприятия.
  • Рациональный (логический). Абстрактное мышление подразумевает понятие, отражающее признаки объекта и связи между ними. На основе мыслей и суждений по законам логики формируется умозаключение.

учебно познавательная деятельность

Эти уровни находятся в единстве, дополняя и сменяя друг друга. Чувственное восприятие и мышление, которые лежат в основе познавательной функции, всегда сочетаются с практикой. Она происходит в любых социальных отношениях и видах деятельности. Её считают источником и целью познания, поскольку всё, что человек узнаёт, он применяет на практике. Познавательные задачи возникают в тот момент, когда человек сталкивается с проблемой в практической деятельности.

Однако за пределами общественного изучения мира бывают иные ситуации. К примеру, учёный может иметь только желание узнать о чём-то и не планировать применить полученные знания на практике.

Целью познания является достижение истины. Она должна быть объективной, поскольку не зависит от субъекта изучения, однако она субъективна по форме, так как не может существовать вне человеческого сознания.

Виды истины:

  • Абсолютная. Не изменяется в процессе дальнейшего изучения.
  • Относительная. Считается приблизительным знанием.

В процессе познания также используются такие формы мышления, как предвидение, интуиция и воображение. Они дают возможность предугадать будущее развитие предметов и явлений на основании имеющихся знаний.

Задачи и мотивы

Познавательная активность предполагает, что индивид должен осознавать используемые средства и методы целенаправленной деятельности. Познание может осуществляться индивидуальным субъектом или коллективной группой с определёнными способами коммуникации.

При осуществлении познавательной функции решаются следующие задачи:

развитие познавательной деятельности

  • Создание условий для познавательных возможностей индивида. Познание начинается с адаптации заданий и форм деятельности, предоставления свободы выбора и возможности групповой работы.
  • Образование субъективного компонента. Формируются познавательные мотивы, развиваются эмоциональная и волевая сферы человека, а также его рефлексивные навыки.
  • Формирование операционального компонента. Создаются условия для максимального расширения методов и опыта познания.

Значительную роль в познавательной активности отводят факторам, которые на неё влияют. Их необходимо выявлять, чтобы обеспечить качественные преобразования познания.

В педагогике выделяют 5 уровней познавательного интереса, которые зависят от степени их выраженности:

познавательно исследовательская деятельность

  • Субъектно-поисковый. Отличается реализованным возрастным потенциалом развития желания учащегося узнавать новое.
  • Продуктивно-поисковый. Характеризуется неустойчивым и эпизодическим возникновением интереса, который поддерживают усилия взрослых.
  • Инактивный (или репродуктивный). У индивида нет интереса к познанию из-за отсутствия творческого проявления. Сама поисковая деятельность поддерживается и исправляется взрослыми.
  • Элементарный. Интерес ученика наблюдается лишь формально, однако отсутствует конкретизация и подчинение поставленной задаче.

Пятый уровень характеризуется полным отсутствием заинтересованности учащегося. В этом случае у ребёнка нет желания решать поставленные задачи, которые обычно становятся причинами, заставляющими индивида действовать.

Разновидности познания

Полученная информация создаёт ориентировочную основу поведения людей. Знания могут быть научными, художественными, житейскими и т. д. Их свойства зависят от вида познания:

процессы познавательной деятельности

  • Обыденное. Позволяет получать знания об объектах мира и на их основе предвидеть результаты практического преобразования. У человека складывается образ окружающей действительности, порождённой эмпирическими условиями жизни людей и показывающей их потребности. Получение знаний проходит под воздействием производительной, политической и других форм деятельности в процессе общения и повседневной жизнедеятельности. К результатам такого познания относятся опыт, советы по труду и организации быта.
  • Мифологическое. Характерно для первобытного общества. Познание считается дотеоретическим объяснением окружающей реальности, которая выстраивалась у людей с помощью чувственно-наглядных образов. Для первобытного общества сверхъестественные существа и герои считались реальными. Мифологический вид познавательной деятельности отличается олицетворением необъяснимых явлений в образах богов и идолопоклонством.
  • Философское. Познание заключено в стремлении индивида выйти за пределы обычной действительности, чтобы найти фундаментальные основы бытия и место человека в мире. Философская познавательная деятельность строится на конкретных мировоззрениях. В процессе получения знаний человек также пытается представить, каким должно быть идеальное общество и условия для его развития.
  • Религиозное. Во многих монотеистических религиях Бог выступает объектом познания, который также считается субъектом и личностью. Целью религиозной познавательной деятельности является не формирование представлений о совершенном существе, а спасение человека в самопознании через веру в божество.
  • Художественное. Познание происходит через творческую деятельность, во время которой человеку предстают эстетические образы, отражающие реальный мир. Познавать окружающую действительность можно через живопись, архитектуру, литературу, театр, кино. Искусство способствует нравственному и творческому воспитанию.

Особым типом познания выступает самопознание. Человек осмысливает собственные психические и физические свойства. В этом ему помогают самоанализ, формирование своей личности и сравнение себя с окружающими.

Научно-познавательная форма

Научное познание заключается в необходимости получения достоверного знания, которое направлено на отражение закономерностей реальной жизни. Оно основано на логике, рациональных подходах и выводах.

виды познавательной деятельности

Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием различных явлений окружающего мира. Оно помогает регулировать человеческую деятельность. На ранних этапах развития социума объектная и предметная стороны практики рассматривались как единое целое.

Люди первобытного общества сравнивали явления природы с силами человека, а её процессы — с их действиями. Только в процессе эволюции познание позволило исключить эти факторы из предметных связей. Способствовало этому развитие практической деятельности.

Чтобы выявить законы, в соответствии с которыми развиваются и изменяются объекты и явления, люди обращаются к естественным, техническим и общественным наукам. Последняя группа исследует изменения социальных объектов и их отношения. Наука ориентирована на изучение объектов и субъектов по отдельности. Именно эта особенность отличает научное познание от других форм.

Процесс научно-познавательной деятельности обусловлен свойствами изучаемых объектов и различными социально-культурными факторами. С помощью науки люди могут исследовать любые феномены жизни: культуру, психику, деятельность. Однако все эти явления изучаются как предметы, подчиняющиеся определённым законам. Именно ракурс предметности выражает отсутствие границ в научно-познавательной активности. Но в то же время она не всегда способна найти ответы в процессе изучения объектов и заменить остальные формы познания.

познавательная деятельность ребенка

Научно-познавательная деятельность не ограничивается способами изучения предметов и явлений, существующими на современном этапе развития социума. Наука должна предвидеть возможные изменения имеющихся объектов, а также те, которые могут возникнуть в будущем и стать незаменимыми для общества.

Изучение окружающего мира формирует у каждого индивида определённый стиль познания. Познавательная деятельность имеет важное значение в решении разных проблем в интеллектуальном, эмоционально-волевом и деятельностном развитии как ребёнка, так и взрослого. Поэтому человеку необходимо уделять достаточно внимания этому процессу не только в учебный период, но и в течение всей жизни.

Источник: nauka.club

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru