Подробности Категория: Программно-методическое обеспечение образовательного процесса Опубликовано: 12 июня 2017 Просмотров: 10866
В пояснительной записке к программе разработчик указывает, на основании чего будет создана новая программа или же обосновывает собственные авторские подходы, педагогический опыт, которому нет аналогов. Он также акцентирует внимание на том, какие результаты (по сравнению с типовой или другой программой) будут достигнуты при реализации разработанной программы (более высокий уровень воспитанности, обученности и т. д.) и указывает при этом новые условия успешного обеспечения образовательно-воспитательного процесса (методические, дидактические, материально-технические, социальные и др.).>
Разработчик описывает, какими компонентами учебно-методического комплекса сопровождается или будет сопровождена данная программа, какие доминирующие методики и технологии применяются при организации занятий, воспитательных дел, при реализации содержания программы. На этом этапе разработчик детально анализирует свою педагогическую деятельность, возможности субъектов образовательного процесса (детей, родителей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, учителей школ), социальные и другие факторы, влияющие на жизнедеятельность детского коллектива.
Пояснительная записка | Исправление ошибок в отчетах ФСЗН
В результате обстоятельного анализа разработчик определяет основной замысел или варианты модификации программы, избирая реально достижимые идеи развивающего характера, присущие системе дополнительного образования.
При разработке образовательной программы дополнительного образования детей порой даже у опытных педагогов возникают трудности в программировании. Создание образовательной программы включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов: идея — замысел — цели — задачи педагогической деятельности — методика и технология ее реализации.
Замысел должен всегда присутствовать при разработке любого вида образовательной программы (авторской, модифицированной и др.). Суть замысла заключается в том, что же необходимо автору создать, изменить, усовершенствовать в разрабатываемой программе в новых условиях реформирующейся системы дополнительного образования детей.
Трудности у разработчиков возникают при определении цели. Необходимо помнить, что цель (цели) всегда связаны с обобщенным представлением идеального результата и способа его достижения, так как цель — это заранее предполагаемый, проектируемый результат эффективной педагогической деятельности.
Указывается тип и вид программы, даются краткие пояснения по модификационным вариантам программы. Разработчик указывает, адресат (кому предназначена программа), возрастной контингент обучающихся, срок реализации программы с указанием часов по годам обучения, допустимая нагрузка на обучающегося в неделю согласно годам обучения;
Краткие сведения о детском коллективе:
- статус, вид группы (профильная, комплексная, экспериментальная, научно-исследовательская);
- состав группы (постоянный, переменный);
- особенности набора детей (свободный, по конкурсу, по тестам).
Указываются цели программы (воспитательные, развивающие, обучающие) с реальным прогнозом результата (некая модель выпускника). Целевые установки могут быть направлены на развитие ребенка в целом, на развитие определенных способностей, качеств личности, на помощь в поиске профессиональной ориентациии т. д. Таким образом, цель программы — решение реально существующей проблемы. Разрабатывая программу, педагог предлагает свое видение достижения поставленной цели.
Цель — заранее предполагаемый результат образовательного процесса, на реализацию которого будут направлены усилия педагога и всех субъектов образовательного процесса.
Примерная постановка целей:
- изменение мировоззрения личности, ее культуры через новую образовательную систему (в глобальном масштабе);
- создание авторской технологии, нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива;
- создание новой методики обучения, обучение какому-либо виду деятельности; развитие личностных качеств через обучение; организация полноценного досуга и др.
Указываются задачи программы, включающие способы достижения прогнозируемого результата. Конкретизация цели программы проходит через определение задач — путей и условий достижения цели.
При формировании задач пользуются следующей классификацией:
- познавательная задача — развитие познавательного интереса, включенность обучающихся в познавательную деятельность;
- развивающая задача — развитие личностного самообразования детей, активности, самостоятельности, общения и т.д.;
- воспитательная задача (социально-педагогическая) — создание условий для формирования общественной активности, реализация в социуме и др.
Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать и т.д.).
В процессе обучения педагог может решать следующие задачи по созданию условий для развития: познавательных интересов обучающихся в какой-либо области знаний; интеллектуальных способностей; обучения самообразованию; овладения приемами и методами самостоятельной работы; обучения методам научной, исследовательской, экспериментальной работы; развития изобретательских и конструкторских способностей.
Кроме того, в пояснительной записке указываются принципы реализации образовательно-воспитательного процесса, дается краткая характеристика применяемым педагогическим технологиям с обоснованием целесообразности их применения в данном детском объединении.
Источник: neobionika.ru
Пояснительная записка к программе дополнительного образования «узнавайка»
Данная программа относится к ознакомительному уровню, имеет социально-педагогическую направленность. Она направлена на развитие всех видов восприятия, улучшение эмоционального состояния, снижения беспокойства и агрессивности, снятие нервного возбуждения и тревожности, активизацию мозговой деятельности и развития речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к программе дополнительного образования «узнавайка»»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА 814 КОРПУС ДОШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ № 819
(ГБОУ Школа 814 КДО № 819)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обучение и развитие
срок реализации 1 год
(вводный уровень для детей 3 – 7 лет)
Подготовили и провели:
педагог-психолог Чернова Светлана Викторовна
учитель-логопед Данова Наталья Алексеевна
Пояснительная записка
Направленность и уровень программы.
Данная программа относится к ознакомительному уровню, имеет социально-педагогическую направленность.
Она направлена на развитие всех видов восприятия, улучшение эмоционального состояния, снижения беспокойства и агрессивности, снятие нервного возбуждения и тревожности, активизацию мозговой деятельности и развития речи.
Актуальность программы.
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве.
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С.Выгодский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только, воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь».
Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов — с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.
Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом.
Поиски новых форм и методов развития восприятия детей, подтолкнули к идее проведения занятий с использованием темной сенсорной комнаты.
Сенсорная комната (комната психоэмоциональной коррекции) — это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.
Таким образом, занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным.
Помимо занятий в сенсорной комнате психо-речевому развитию детей способствуют занятия с использованием песка.
Песок – материал, способный завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным. Песочная терапия — это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды — и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении.
Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций, начинает применять в реальности свой «песочный» опыт. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми. Основные преимущества этого метода:
• в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка;
• перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;
• игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию; игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;
• следствием решения проблем в социально-эмоциональной сфере является развитие монологической и диалогической речи;
• игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности.
Концептуальные подходы к содержанию программы песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностей каждого ребенка- быть здоровым, эмоционально благополучным.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что использование игры с песком и с сенсорным оборудованием позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень нервно-психического напряжения, стабилизирует внутреннее состояние, способствует возникновению положительных эмоций.
Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:
- понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
- формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
- гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
- песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.
- ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
- обучение работе с сухим песком в специально оборудованной песочнице (световой стол для песочной терапии) и кинетическим песком;
- обучение работе с сенсорным материалом различной модификации (сухой бассейн);
- обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «ребенок-ребенок»,»взрослый-ребенок»;
- обучение овладению процессами саморегуляции, умению слушать педагога и друг друга, четко выполнять инструкцию;
- обучение выражению своих потребностей и чувств с помощью вербальных и невербальных средств;
- обучение достижению состояния расслабления в результате работы с песком и сенсорной комнате
- развитие познавательных процессов (внимание, память, образное и пространственное мышление), мелкой моторики, навыков общения, коммуникативных способностей;
- развитие фантазии и воображения (придумывает, изобретает, создает, воплощает, преобразует)
- развитие творческой активности ребёнка;
- расширение кругозора и развитие представлений об окружающем мире.
- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
- создавать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
- Наличие места для работы с песком.
- Техническое оснащение: магнитофон, проектор, ноутбук, экран.
- Оформление выставок детских поделок.
- Накопление демонстрационного материала.
Список литературы
Список литературы использованной при написании программы
1.Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007. 2.Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика /июль, август/ 2006 3.Большебратская Э.Э. Песочная терапия. — Петропавловск, 2010 – 74с.
4.Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006. 5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 50с.
6. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с 7.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44). 8.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
9.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005. 10.Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005. 11.Кичура В.В.
Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика /май/2008 12.Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: Аркти, 2006. – 80с. 13.Конаныхина Е. Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми.-М.:Генезис,2016.
14.Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой. — СПб.: Хока, 2007. – 416с. 15.Титарь А.И.
Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аркти, 2010. – 88с.
Список литературы, рекомендованной педагогам для освоения данного вида деятельности
1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. — Петропавловск, 2010 – 74с. 2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с. 3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005. 4. Колос Г.Г.
Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: Аркти, 2006. – 80с. 5. Конаныхина Е. Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми.-М.:Генезис,2016.
Список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании детей
1. Конаныхина Е. Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми.-М.:Генезис,2016. 2. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005. 3. Сакович Н.А. Технология игры в песок.
Игры на мосту. – Спб.: Речь, 2008. 4. Шиманович Ю. Тайна песочницы// Обруч №4 2008
Источник: kopilkaurokov.ru
Пояснительная записка
Как правило, Пояснительная записка бывает самым сложным документом на ПО, подчас вызывая множество споров и дискуссий вокруг своего содержания. Почему так случается?