Пояснительная записка в основной образовательной программе — это очень важный структурный компонент, выполняющий мотивационно-целевую функцию. В соответствии с требованиями Стандарта он должен отражать:
— цели и задачи реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующей ступени общего образования;
— принципы и подходы к формированию основной образовательной программы, реализуемые в конкретном образовательном учреждении.
Также пояснительная записка дает общую характеристику основной образовательной программы, отражает индивидуальную составляющую, определяемую спецификой образовательного учреждения (особенностями контингента, приоритетами, традициями) и социальным заказом.
Пояснительная записка программы не должна быть очень объемной, она должна нацеливать «читателя» (в хорошем смысле этого слова) и определять рамки его деятельности. Она будет представлять определенную ценность для социальных партнеров и получателей образовательных услуг (родителей и обучающихся) и поэтому не должна быть написана тяжелым наукообразным языком и, конечно же, должна содержать информацию о качестве образовательных услуг, реализуемых учреждением. Для родителей важно из пояснительной записки получить представление об общих целях и результатах, достижение которых учреждение гарантирует, о том, каким образом учитываются и реализуются потребности и интересы обучающихся, их родителей или законных представителей.
1. Пояснительная записка
Одним из существенных элементов пояснительной записки являются цели ее реализации. При этом важно не переписать общую цель, зафиксированную в примерной основной образовательной программе, а конкретизировать ее с учетом специфики учреждения (ценностей, приоритетных направлений и т.п.). Прорабатывая цели реализации основной образовательной программы, разработчики не должны забывать общие правила целеполагания:
— конкретность, диагностичность (то есть проверяемость), реальность и достижимость целей и задач;
— целей и задач не должно быть слишком много, они должны быть понятными для всех;
— цель должна формулироваться с глагола неопределенной формы (например, сформировать, разработать, создать и т.п.).
Источник: mydocx.ru
Как делать пояснительную записку к проекту
Студенты ВУЗов часто сталкиваются с выполнением различных по сложности заданий и проектов. К некоторым проектам необходимо составить и написать пояснительную записку. Однако далеко не все учащиеся понимают, что такое пояснительная записка к проекту, как выглядит и как ее правильно писать. Пояснительные записки готовят перед защитой курсовых и дипломных работ.
Пояснительная записка выглядит в виде специального бланка. Документ имеет четкую структуру, которой должен придерживаться составитель при оформлении.
Содержание:
- Что это такое
- Для чего нужна
- Как ее написать
- Структура пояснительной записки
- Титульный лист
- Содержание
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Пример пояснительной записки
- Оформление
- Заключение
Что это такое
Пояснительная записка к проекту представляет собой письменный документ, содержащий информацию о проделанной работе, ее особенностях. Сведения в записке излагаются последовательно. Документ может быть составлен в печатном виде или написан от руки. Если записка состоит из нескольких страниц, она должна быть пронумерована.
Актуально написание пояснительных записок для студентов, выбравших технические и экономические специальности. Если записка создана для технического проекта, в ней содержится информация о параметрах и особенностях объектов, описанных в научной работе. Также в рамках пояснительной записки демонстрируются решения проблемных вопросов, выполнимые на практике.
Пояснительная записка содержит в себе:
- сведения по теме научного труда;
- необходимые пояснения касательно конкретных разделов и методов исследования;
- краткие итоги относительно сделанных исследований;
- описание достигнутых результатов труда.
Для чего нужна
Записка к проекту имеет значение как для автора работа, так и для проверяющей комиссии. Без составления записки студент не будет допущен к защите. При защите проекта учитывается не только наличие пояснительной записки, но и качество выполнения. Документ оформляется надлежащим образом в соответствии с методическими рекомендациями учебного заведения.
Значение пояснительной записки:
- студент приобретает полезные навыки при разработке и оформлении записки, учится структурировать текст, излагать его последовательно и логично;
- в пояснительной записке может содержаться не только текст, но и различные графические приложения в виде схем, чертежей, графиков;
- комиссия, осуществляющая проверку готового проекта, с помощью записки сможет быстро изучить документацию, оценить готовность научной работы и принять решение о допуске студента к защите.
Как ее написать
Требования к написанию текста:
- Стиль изложения текста — деловой вне зависимости от того, по какой дисциплине пишется работа. В тексте нужно избегать сокращенных и непонятных слов, употребление просторечий и сленговых выражений.
- Итоговый документ должен быть в структурированном виде, то есть состоять из конкретных частей.
- Излагать тезисы и факты надо логично и последовательно. В записке не нужно писать собственное мнение, приводить рассуждения. Излагаются достоверные факты по существу. Каждый написанный тезис должен быть обоснованным и аргументированным.
- Вся информация, написанная в записке, должна быть достоверной и проверенной. Домыслы, догадки и предположения включать в текст не нужно.
- Как и любая научная работа, в записке присутствует введение и заключение. Во вступлении обозначаются цели, задачи, методы исследования. В заключительной части излагаются краткие выводы по всей работе.
Подробнее узнать, как пишется пояснительная записка и из чего состоит, можно, перейдя по этой ссылке и просмотрев видео:
Структура пояснительной записки
Готовая заключительная записка к проекту имеет структурированный вид и состоит из определенных частей:
- титульного листа;
- оглавления;
- вступления;
- основной части;
- заключения;
- списка использованной литературы.
Некоторые записки содержат приложения в виде таблиц, графиков, чертежей. Все части взаимосвязаны между собой и должны быть изложены в последовательном порядке, одна за другой. Требования к оформлению структуры документов содержатся в ГОСТах и методических рекомендациях учебных организаций.
Титульный лист
Титульный лист — первый лист пояснительной записки. Оформляется на одном листе. Титул входит в нумерацию, как первая страница, однако не нумеруется. Визуально титульный лист состоит из трех частей.
- В верхней части титула содержится информация об учебном заведении, причем наименование пишется без сокращений. Чуть ниже пишется информация о факультете, кафедре и специальности.
- В центральной части титульного листа располагается словосочетание «пояснительная записка к проекту», причем перед словом «проект» необходимо указать какой (дипломный, курсовой). Также в этой части располагается информация о предмете и теме проекта. Тема научного труда пишется без сокращений.
- В нижней части титула содержится информация об авторе работы, указываются данные студента, затем сведения о научном руководителе. Если при написании научного труда присутствовали консультанты, сведения о них также нужно поместить на титульный лист.
- В самом низу титула пишется населенный пункт и год, когда научная работа была написана.
Поскольку титул представляет собой обложку записки, он должен выглядеть опрятно.
Заголовки в содержании надо писать с заглавной буквы. После названия заголовка точку или запятую ставить не нужно. Последняя буква заголовка соединяется отточием с номером страницы.
Введение
Во введении могут быть отражены следующие моменты:
- пишется проблематика и актуальность выбранной темы;
- ставятся цель и задачи, преследуемые при написании проекта;
- может быть выделен предмет и объект исследований;
- также можно указать методы исследования (при наличии таковых).
При написании вступления можно пользоваться общепринятыми речевыми клише. Однако фразы и предложения должны быть логически взаимосвязаны друг с другом.
Основная часть
Основная часть пояснительной записки может быть разделена на разделы, подразделы, главы, параграфы. Если тема проекта связана не только с теорией, но и исследованиями, то в тексте нужно расписать информацию как теоретического, так и практического характера. Каждый новый раздел или глава начинаются с новой страницы.
В основной части излагаются тезисы, различные суждения и факты, которые были заимствованы из учебных пособий, монографий, журнальных и газетных статей. При написании тезисов нужно учитывать, что вся информация должны быть проверенной и точной. В самом начале повествования можно сделать экскурс в историю, если того позволяет выбранная тематика проекта. Также можно привести статистические данные и интересные факты.
Помимо написания тезисов, не нужно забывать про аргументацию. Каждый приведенный довод должен быть аргументированным. В качестве аргументов можно приводить общепризнанные факты, высказывания авторитетных личностей, выписки из научных публикаций.
Завершается пояснительная записка заключительной частью, которая может занимать две-три страницы. В заключении должны быть отражены краткие выводы по теме. Можно указать, какие методы исследования были использованы, а также сослаться на то, были ли достигнуты цель и задачи, поставленные в начале работы. В заключительной части раскрывается сущность темы, показывается усвоение материала автором, пишется авторское мнение.
Выводы, написанные в заключении, должны быть емкими, краткими и понятными. Писать цитаты, определение терминов, дублировать введение в заключении неуместно.
Пример пояснительной записки
Когда студенты сталкиваются с тем, что им нужно написать пояснительную записку к проекту, они теряются, поскольку многие не представляют, как пишется документ и из чего он состоит. Чтобы иметь хоть какое-то представление о пояснительном проекте, нужно посмотреть образец подобного текста. Примеры и шаблоны готовых пояснительных записок помогут сконцентрироваться на собственной работе, придерживаться структуры текста, а также помогут избежать досадных и банальных ошибок при оформлении проекта.
Ниже можно скачать пример пояснительной записки к себе на компьютер или другое устройство и ознакомиться с документом.
Оформление
Чтобы получить высокую оценку за проект, следует сделать правильное оформление документа. Существуют методические рекомендации по оформлению документации.
Рекомендации, как нужно оформлять пояснительную записку:
Заключение
Пояснительная записка к проекту является обязательным документом, который прилагается к основному труду. Сопроводительный документ нужен для того, чтобы проверяющая комиссия смогла оценить подготовку учащегося, его уровень знаний. Без пояснительной записки могут не допустить к защите курсовой или дипломной работы. Требования к написанию и оформлению пояснительных записок содержатся в методических рекомендациях учебных организаций.
от 2900 руб. / от 3 дней
от 690 руб. / от 2 дней
от 200 руб. / от 3 часов
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!
Источник: topwork24.ru
Пояснительная записка к Рабочим программам предметов по ФГОС-3
Здравствуйте, друзья! С помощью статьи «Составляем Рабочие программы предметов. Подробная инструкция» мы вместе создали рабочие программы. Думаю, предложенная пошаговая инструкция позволила вам без труда справиться с этой задачей.
Составляем Рабочие программы предметов. Подробная инструкция
Счастливый Кормчий 28 июля 2022
Сегодня мы поговорим о том, нужна ли пояснительная записка к Рабочим программам предметов по ФГОС-3. Она есть в Конструкторе рабочих программ, в Примерных рабочих программах, поэтому логично, что многие педагоги уверены, что включать её в программы необходимо.
источник — сайт «multiurok.ru»
Чтобы не быть голословной, в своих статьях я всегда ссылаюсь на документы, в данном случае на ФГОС НОО и ФГОС ООО. Эти документы имеют силу закона, и именно на них мы должны опираться при составлении рабочих программ.
Вот точная выдержка из п. 32.1 ФГОС ООО:
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать:
планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания.
Точно такие же требования изложены в п. 31.1 ФГОС НОО.
Как видите, ни слова о пояснительной записке здесь нет.
Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю русского языка в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в школьном образовании и активные методики обучения. Примерная рабочая программа позволит учителю…
Пояснительная записка разъясняет цели, которые преследуют составители Примерной программы.
Другое дело, если вашим школьным Положением о РП пояснительная записка закреплена в качестве одного из структурных элементов. В таком случае вы обязаны её включить в свою рабочую программу. Но это должна быть пояснительная записка к вашей программе, а не к примерной. Значит, в ней не должно быть слов и выражений: «примерная», «разработана с целью оказания методической помощи», «позволит учителю разработать» и пр.
Благодарю за поддержку и комментарии.
Источник: dzen.ru