Пояснительная записка к образовательной программе что это

Пояснительная записка к образовательной программе ОУ при введении ФГОС нового поколения
статья по теме

Учебный план обеспечивает обучение на государственном языке Российской Федерации.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

• формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

• готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

Вебинар: Особенности оформления проектной и рабочей документации по системам видеонаблюдения

• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Образовательное учреждение самостоятельно в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, при пятидневной учебной недели отсутствует.

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице:

Начальная школа представлена классами, в которых обучаются дети разных уровней способностей. В начальной школе развивающее обучение становится основной стратегической линией, которая позволяет добиться становления личности младшего школьника, раскрыть его индивидуальные способности. В связи с этим в школе на первой ступени обучение ведётся:

  1. по УМК«Школа 2100» — 1а класс;
  2. по УМК «Начальная школа 21 века» — 1б и 1в классы.

Обучение осуществляется на русском языке, по 5-дневной учебной неделе. Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в первом классе число учебных недель – 33.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
— учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
— в середине учебного дня организована динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;

— обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

Требования к рабочей учебной программе по предмету «Технология», предъявляемые при контроле деятельн


— организованы дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 внеурочная деятельность вынесена из учебного плана.

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждении МБОУ Излучинская ОСШ №1 раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования в данном образовательном учреждении в соответствии со стандартом второго поколения (2009). Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника.

С учетом условий работы МБОУ Излучинская ОСШ №1, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения (школа работает по системе учебников «Школа 2100» и «Начальная школа XXI века») в данном документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, характеризуется учебный план начальной школы.

Образовательное учреждение осуществляет деятельность по реализации следующих целей образования.

Цели образования, поставленные МБОУ Излучинская ОСШ №1 , отвечают на вопрос: «Что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?».

  1. Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования.

Эта цель реализуется двумя путями:

1) дифференциацией обучения, обеспечением коррекционно-развивающей деятельности учителя. Для этого используется диагностика и специальная методика ее оценки, разработанная авторами системы учебников «Школа 2100» и «Начальная школа XXI века»;

2) организацией внеклассной деятельности, представленная системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

  1. Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы. Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:
  1. сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;
  2. умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче;
  3. осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;
  1. изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся – целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;
  2. сформированность универсальных учебных действий как предпосылка развития достаточного уровня общеучебных умений.
  1. Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также программ внеклассной деятельности школьников «Художественное творчество в дизайне», «Все цвета кроме черного», «Этика-азбука добра», «Я- пассажир и пешеход».

  1. Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России.

Особое внимание уделяется формированию интереса к различным языкам народов, проживающих в данном регионе, воспитанию культуры взаимоотношений и толерантности. Это обеспечивается в процессе изучения русского и родного языка, литературного чтения, основ духовно-нравственной культуры народов России. Вклад в решение этих задач осуществляет интегрированным преподаванием предмета «окружающий мир» и «мы – дети природы». Обучение в МБОУ Излучинская ОСШ №1 ведется на русском языке, т.к. 100 % обучающихся русскоговорящие.

  1. Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни.

Реализация этой цели обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении: утренняя зарядка; подвижные игры на переменах, ежедневные динамические часы, проходящие на улице; уроки плавания; занятия ритмической гимнастикой; физкультурные паузы; организация деятельности на уроке, не допускающая переутомления (проведение игр, физминутка); релаксационные упражнения в специально оборудованном помещении (кабинет ЛФК). В рамках внеклассной деятельности предусмотрены занятия мини-футбола, аэробики, художественной гимнастики.

  1. Формирование учебной деятельности школьника.

Эта цель образовательного процесса в МБОУ Излучинская ОСШ №1 достигается использованием средств обучения в системах «Школа 2100» и «Начальная школа XXI века», специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности. Их сформированность предполагает: умения учиться («умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). В образовательном учреждении пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика . В рамках внеклассной деятельности для решения этой цели предусмотрены такие занятия, как: «Информатика», «Шахматы», «Проектная деятельность».

Читайте также:
Развлекательная программа что это

Процесс перестройки образовательного процесса в МБОУ Излучинская ОСШ №1 подчиняется следующим принципам .

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями

(«я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

6. Преемственность и перспективность обучения. В образовательном учреждении установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. В учреждении осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умений сотрудничать, предпосылок учебного труда.

Особенности организации подготовки к обучению в школе детей дошкольного возраста в данном образовательном учреждении: создана система подготовки детей к школе. В течение учебного года организована и функционирует «Дистанционная школа раннего развития детей от 3 до 6 лет». С 1 февраля каждого учебного года работает «Школа выходного дня», в рамкой которой ведется подготовительная и диагностико-консультативная деятельность.

В школе ведется всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

С целью наиболее полного отражения особенностей развития универсальных и предметных учебных действий учащихся при разработке системы учебно-методических материалов выделены следующие моменты:

1. Стартовая диагностика и мониторинг уровня предметной подготовки первоклассников.

2. Организована система внутренней накопительной оценки достижений учащихся в составе портфолио, которые вводятся с 1 класса.

Источник: nsportal.ru

Пояснительная записка к рабочей программе по различным учебным предметам: особенности составления

Пояснительная записка к рабочей программе является ее обязательным компонентом. Проанализируем особенности ее составления в зависимости от того, для какой возрастной группы предназначается планирование.

пояснительная записка к рабочей программе

Особенности написания

Что должна включать в себя пояснительная записка рабочей программы по физической культуре? В первую очередь педагог данной учебной дисциплины указывает учебно-методический комплект, по которому он планирует преподавание курса. Кроме того, пояснительная записка рабочей программы по физической культуре предполагает перечисление тех умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся по мере изучения курса. По новым федеральным образовательным стандартам в программе педагогом указываются и УУН для каждой ступени обучения.

Пояснительная записка к рабочей программе составляется для 1-4-го классов, средней ступени, а также учеников 9-11-го классов. Рассмотрим подробнее готовые пояснительные записки по данной учебной дисциплине.

пояснительная записка рабочей программы по физической культуре

Младшая школа

Пояснительная записка к рабочей программе (1 класс), связанная с физическим воспитанием, должна обеспечивать реализацию новых стандартов второго поколения для начального образования. В качестве учебно-методического комплекта используется «Школа России» для 1-4-го классов. Он включает учебник Ляха В. И. «Физическая культура», издательство «Просвещение», 2012 г.

Что еще включает пояснительная записка? Рабочая программа по ФГОС по физической культуре отмечает, что преподавание данного предмета предполагает три часа в неделю, учебная дисциплина является обязательной для всех российских школ.

В рамках физической культуры учитель предполагает сочетание теоретических знаний с разными способами двигательной активности. К теоретическим вопросам, которые включает в себя пояснительная записка к рабочей программе, относится знакомство с историей отечественного спорта, личная гигиена.

В программе выделяется несколько тематических разделов:

  • гимнастика с фрагментами акробатики;
  • спортивные и подвижные игры;
  • легкая атлетика;
  • лыжная подготовка.

Пояснительная записка (рабочая программа по ФГОС) предполагает описание подвижных игр, в процессе которых у школьников будут формироваться УУН. В материале, касающемся способов двигательной работы, предусматривается формирование у подрастающего поколения простейших навыков самостоятельной физической подготовки, обучение их основам доврачебной помощи.

пояснительная записка рабочая программа по фгос

Требования к УУН по физической культуре

В качестве базового элемента в области физического воспитания на начальной ступени обучения подразумевается развитие индивидуальных компетенций школьников. Выражаются УУН в умении самостоятельной организации своей работы, выборе средств и способов достижения поставленной цели, активном вовлечении других ребят в совместную деятельность. Пояснительная записка к рабочей программе должна указывать и личностные результаты усвоения учебной дисциплины учениками первого класса. Например, дети должны получить навыки поведения в нестандартных ситуациях, сформировать уважительное отношение к сверстникам, педагогу. Метапредметные результаты предполагают определенные умения, которые формируются по физической культуре у школьников:

  • характеристика поступков и действий, их объективная оценка на базе собственного опыта;
  • умение находить ошибки по мере выполнения заданий, искать варианты их устранения;
  • толерантность;
  • бережное отношение к природе во время активных занятий по физической культуре;
  • планирование индивидуальной деятельности на базе оборудования и инвентаря, имеющегося в наличии;
  • анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск способов их улучшения;
  • умение видеть красоту при выполнении физических упражнений.
Читайте также:
Jira что это за программа аналоги

Что еще включает в себя пояснительная записка к рабочей программе? 2 класс предполагает умение осуществлять оценку осанки и телосложения, проводить сравнение с эталонами.

пояснительная записка к рабочей программе 5 класс

Особенности развития

Дети в этом возрасте способны управлять эмоциями, общаясь со своими сверстниками. Преподаватель физической культуры уделяет особое внимание формированию у своих воспитанников чувства хладнокровия, рассудительности, сдержанности. Среди УУН по данной учебной дисциплине отметим техничное исполнение двигательных упражнений, владение базовыми навыками основных спортивных игр, включенных в школьную программу.

В качестве предметных результатов, предполагаемых при завершении данного курса, выделим самостоятельную организацию своего режима дня, владение информацией об истории спорта, определение индивидуальных параметров физического развития (массы тела, длины).

Ученики среднего звена должны владеть навыками оказания посильной помощи и поддержки одноклассников во время выполнения спортивных упражнений. Особое внимание в своей работе преподаватель физической культуры уделяет формированию доброжелательного и уважительного отношения к другим воспитанникам, взрослым людям.

Средняя школа

Как на этой ступени обучения составляется пояснительная записка к рабочей программе? 5 класс отличается многообразием учебных дисциплин, которые должен усвоить школьник. В зависимости от специфики предмета, существуют определенные нюансы учебной программы педагога. Но есть и общие положения, которые должна содержать любая из них.

Сначала прописывается пояснительная записка к рабочим программам (школа России). Она подразумевает детальное рассмотрение учебно-методического комплекта (книга, рабочая тетрадь, сборники задач), который будет использоваться преподавателем во время обучения.

Пояснительная записка к рабочей программе предполагает перечисление всех универсальных учебных навыков, которыми должны овладеть школьники при изучении материала по определенной учебной дисциплине. Рассмотрим подробнее. Например, если составляется пояснительная записка к рабочей программе 6 класса по математике, указываются те вычислительные навыки, которыми должен будет овладеть ребенок к концу учебного года.

пояснительная записка к рабочей программе 2 класс

Планирование по математике

Помимо УМК, описания всех универсальных учебных навыков, что еще должна содержать рабочая программа? Пояснительная записка по математике сопровождается указанием способов отработки приобретенных школьниками ЗУН, указание количества контрольных и самостоятельных работ. Данный предмет относится к учебным дисциплинам повышенной сложности, поэтому к нему предъявляют особые требования.

Помимо запланированных по программе вариантов контроля, на средней ступени обучения ребятам предлагаются общешкольные министерские контрольные работы. Они направлены на проверку уровня усвоения основного математического аппарата, выявление проблем. В девятом классе всем российским школьникам необходимо справиться с ОГЭ по математике, чтобы получить аттестат о неполном среднем образовании. В противном случае им придется остаться на повторный курс обучения либо вместо желаемого документа довольствоваться справкой.

рабочая программа по истории пояснительная записка

Планирование по истории

Некоторые отличительные особенности подразумевает рабочая программа по истории. Пояснительная записка предполагает подробное указание всех тем, которые будут рассмотрены в курсе в рамках регионального компонента. Что подразумевается в данном случае? В первую очередь идет речь о том, как будет осуществляться знакомство учащихся с историей родного края, его достопримечательностями, природными объектами. Кроме того, в УМК учитель истории указывает весь перечень сборников, пособий, электронных ресурсов, которые он планирует применять в рамках регионального компонента.

Планирование по русскому языку

Как составляется пояснительная записка к рабочей программе? Русский язык является вторым обязательным предметом, по которому должны продемонстрировать свои знания и навыки ученики девятого класса. По мере изучения данной учебной дисциплины предполагается постепенное усложнение учебного материала, введение научных терминов и понятий, отработка их в ходе выполнения упражнений.

Пояснительная записка должна содержать информацию о том, какое количество сочинений, изложений, диктантов будет проведено за учебный курс. В качестве дополнительных проверочных работ предлагаются и внешкольные работы, например министерские диктанты.

пояснительная записка к рабочим программам школа россии

Планирование по химии

Приведем более подробное планирование на основе школьного курса химии. Для рабочей программы по данной учебной дисциплине применяется авторская программа Габриеляна. Она соответствует Федеральным стандартам второго поколения. Она утверждена Министерством образования РФ, является вариантом для преподавания базового уровня химии в среднем и старшем звене общеобразовательных учебных заведений.

В качестве исходных документов, используемых для составления рабочего планирования, используются базисный учебный план, утвержденный Министерством РФ. Рабочая программа рассчитана на преподавание химии на средней ступени обучения два раза в неделю, в старших классах — по одному уроку в неделю.

В курсе неорганической химии предполагается проведение семи практических работ, пяти плановых контрольных работ в каждом классе. По новым требованиям ФГОС в курс введен региональный компонент, предполагающий знакомство школьников с различными производствами, существующими в регионе.

При изучении курса химии учитываются следующие цели и задачи:

  • получение школьниками первичных знаний о естественнонаучной картине окружающего мира, формирование представлений об основных законах и химических явлениях;
  • приобретение навыков проведения практической и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время;
  • развитие индивидуальных способностей каждого ученика, развитие познавательного интереса к преподаваемой учебной дисциплине;
  • воспитание позитивного отношения к живой природе, окружающему миру;
  • развитие самостоятельности;
  • практическое использование теоретической информации в повседневной жизни.

Программа по химии реализуется посредством применения традиционных образовательных технологий, использования инновационных методических приемов. На всех ступенях обучения предполагается применение проблемного обучения, развивающего и опережающего обучения, информационных технологий, дифференцированного подхода к каждому школьнику.

Для осуществления систематического контроля усвоения учащимися универсальных учебных навыков, предполагается проведение практических, лабораторных, самостоятельных, контрольных работ. При их составлении педагог использует комбинирование тестовых и классических вариантов заданий по химии.

Особое место уделяется созданию индивидуальных образовательных траекторий, благодаря чему у каждого ученика появляется возможность для гармонического развития, самореализации, повышения своего интеллектуального уровня при обучении в общеобразовательной школе.

Основные навыки, умения, которыми должны овладеть школьники при изучении курса:

  • самостоятельность планирования своей познавательной деятельности;
  • применение фрагментов причинно-следственного, а также структурного анализа;
  • исследование простых связей и закономерностей, выявление определенных характеристик рассматриваемого объекта; информации, касающейся изучаемого явления.

Ученики должны давать развернутый ответ на вопросы учителя, аргументировать свою позицию, объяснять те положения, которые они приводят в качестве подтверждения своего выступления.

На старшей ступени обучения предполагается применение школьниками современных компьютерных технологий при составлении презентаций, написании проектных и исследовательских работ. Для выполнения заданий повышенной сложности у старшеклассников должен быть сформирован математический аппарат.

Особое значение в рамках регионального компонента уделяется формированию на уроках химии у детей бережного отношения к окружающей среде, систематизации научной информации, статистической обработке результатов, получаемых по мере проведения исследований.

Среди предметных знаний и умений, которыми должны овладеть при изучении химии ученики 8-11 классов общеобразовательных школ, отметим составление уравнений реакций, расстановку коэффициентов, решение расчетных задач разных типов.

В девятом классе уделяется внимание обзорному рассмотрению основных органических веществ, их биологическому значению, использованию в повседневной жизни.

Выпускники старшей ступени обучения должны не только владеть теоретическими вопросами, касающимися химических процессов, законов, явлений, но и свободно оперировать основными практическими навыками.

Заключение

Независимо от преподаваемой учебной дисциплины, всеми школьными учителями составляется рабочая программа по предмету. Ее структура разрабатывается и утверждается в каждом конкретном учебном заведении, имеет некоторые отличия по содержанию регионального компонента.

Читайте также:
Wps office это что программа

После введения в российские дошкольные учебные заведения стандартов второго поколения подобные учебные планы по каждого виду занятий стали писать и воспитатели детских садов. Любая программа имеет определенную структуру, которой должны придерживаться все педагогические работники страны, независимо от вида учебного заведения.

Сначала прописывается пояснительная записка, в которой четко указываются цели, основные задачи курса, его элементы. Учитель указывает в своем рабочем плане УМК, по которому он будет работать с учениками. Также в планировании должны быть отмечены часы, которые будут выделяться на проведение контрольных, практических, лабораторных работ.

Источник: www.syl.ru

Пояснительная записка к образовательной программе что это

Подробности Категория: Программно-методическое обеспечение образовательного процесса Опубликовано: 12 июня 2017 Просмотров: 9653

В пояснительной записке к программе разработчик указывает, на основании чего будет создана новая программа или же обосновывает собственные авторские подходы, педагогический опыт, которому нет аналогов. Он также акцентирует внимание на том, какие результаты (по сравнению с типовой или другой программой) будут достигнуты при реализации разработанной программы (более высокий уровень воспитанности, обученности и т. д.) и указывает при этом новые условия успешного обеспечения образовательно-воспитательного процесса (методические, дидактические, материально-технические, социальные и др.).>

Разработчик описывает, какими компонентами учебно-методического комплекса сопровождается или будет сопровождена данная программа, какие доминирующие методики и технологии применяются при организации занятий, воспитательных дел, при реализации содержания программы. На этом этапе разработчик детально анализирует свою педагогическую деятельность, возможности субъектов образовательного процесса (детей, родителей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, учителей школ), социальные и другие факторы, влияющие на жизнедеятельность детского коллектива.

В результате обстоятельного анализа разработчик определяет основной замысел или варианты модификации программы, избирая реально достижимые идеи развивающего характера, присущие системе дополнительного образования.

При разработке образовательной программы дополнительного образования детей порой даже у опытных педагогов возникают трудности в программировании. Создание образовательной программы включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов: идея — замысел — цели — задачи педагогической деятельности — методика и технология ее реализации.

Замысел должен всегда присутствовать при разработке любого вида образовательной программы (авторской, модифицированной и др.). Суть замысла заключается в том, что же необходимо автору создать, изменить, усовершенствовать в разрабатываемой программе в новых условиях реформирующейся системы дополнительного образования детей.

Трудности у разработчиков возникают при определении цели. Необходимо помнить, что цель (цели) всегда связаны с обобщенным представлением идеального результата и способа его достижения, так как цель — это заранее предполагаемый, проектируемый результат эффективной педагогической деятельности.

Указывается тип и вид программы, даются краткие пояснения по модификационным вариантам программы. Разработчик указывает, адресат (кому предназначена программа), возрастной контингент обучающихся, срок реализации программы с указанием часов по годам обучения, допустимая нагрузка на обучающегося в неделю согласно годам обучения;

Краткие сведения о детском коллективе:

  • статус, вид группы (профильная, комплексная, экспериментальная, научно-исследовательская);
  • состав группы (постоянный, переменный);
  • особенности набора детей (свободный, по конкурсу, по тестам).

Указываются цели программы (воспитательные, развивающие, обучающие) с реальным прогнозом результата (некая модель выпускника). Целевые установки могут быть направлены на развитие ребенка в целом, на развитие определенных способностей, качеств личности, на помощь в поиске профессиональной ориентациии т. д. Таким образом, цель программы — решение реально существующей проблемы. Разрабатывая программу, педагог предлагает свое видение достижения поставленной цели.

Цель — заранее предполагаемый результат образовательного процесса, на реализацию которого будут направлены усилия педагога и всех субъектов образовательного процесса.

Примерная постановка целей:

  • изменение мировоззрения личности, ее культуры через новую образовательную систему (в глобальном масштабе);
  • создание авторской технологии, нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива;
  • создание новой методики обучения, обучение какому-либо виду деятельности; развитие личностных качеств через обучение; организация полноценного досуга и др.

Указываются задачи программы, включающие способы достижения прогнозируемого результата. Конкретизация цели программы проходит через определение задач — путей и условий достижения цели.

При формировании задач пользуются следующей классификацией:

  • познавательная задача — развитие познавательного интереса, включенность обучающихся в познавательную деятельность;
  • развивающая задача — развитие личностного самообразования детей, активности, самостоятельности, общения и т.д.;
  • воспитательная задача (социально-педагогическая) — создание условий для формирования общественной активности, реализация в социуме и др.

Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать и т.д.).

В процессе обучения педагог может решать следующие задачи по созданию условий для развития: познавательных интересов обучающихся в какой-либо области знаний; интеллектуальных способностей; обучения самообразованию; овладения приемами и методами самостоятельной работы; обучения методам научной, исследовательской, экспериментальной работы; развития изобрета­тельских и конструкторских способностей.

Кроме того, в пояснительной записке указываются принципы реализации образовательно-воспитательного процесса, дается краткая характеристика применяемым педагогическим технологиям с обоснованием целесообразности их применения в данном детском объединении.

Источник: neobionika.ru

Пояснительная записка

Пояснительная записка в основной образовательной программе — это очень важный структурный компонент, выполняющий мотивационно-целевую функцию. В соответствии с требованиями Стандарта он должен отражать:

— цели и задачи реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующей ступени общего образования;

— принципы и подходы к формированию основной образовательной программы, реализуемые в конкретном образовательном учреждении.

Также пояснительная записка дает общую характеристику основной образовательной программы, отражает индивидуальную составляющую, определяемую спецификой образовательного учреждения (особенностями контингента, приоритетами, традициями) и социальным заказом.

Пояснительная записка программы не должна быть очень объемной, она должна нацеливать «читателя» (в хорошем смысле этого слова) и определять рамки его деятельности. Она будет представлять определенную ценность для социальных партнеров и получателей образовательных услуг (родителей и обучающихся) и поэтому не должна быть написана тяжелым наукообразным языком и, конечно же, должна содержать информацию о качестве образовательных услуг, реализуемых учреждением. Для родителей важно из пояснительной записки получить представление об общих целях и результатах, достижение которых учреждение гарантирует, о том, каким образом учитываются и реализуются потребности и интересы обучающихся, их родителей или законных представителей.

Одним из существенных элементов пояснительной записки являются цели ее реализации. При этом важно не переписать общую цель, зафиксированную в примерной основной образовательной программе, а конкретизировать ее с учетом специфики учреждения (ценностей, приоритетных направлений и т.п.). Прорабатывая цели реализации основной образовательной программы, разработчики не должны забывать общие правила целеполагания:

— конкретность, диагностичность (то есть проверяемость), реальность и достижимость целей и задач;

— целей и задач не должно быть слишком много, они должны быть понятными для всех;

  1. — цель должна формулироваться с глагола неопределенной формы (например, сформировать, разработать, создать и т.п.).

Рабочие материалы к составлению пояснительной записки для основной образовательной программы начального общего образования

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru