Последовательность разработки целевых программ

Создание MVP для стартапа — это отличный способ проверить свою бизнес-идею, не тратя при этом много денег. Разработав и создав MVP — минимальный жизнеспособный продукт, стартап-компании могут протестировать свою концепцию на реальных пользователях и собрать деньги на дальнейшее масштабирование и разработку технологического продукта стартапа.

В наши дни у большинства предпринимателей и стартапов есть бизнес-идея создания продукта или услуги, но как правило нет необходимого капитала для реализации своей идеи. Именно здесь и пригодится MVP (Minimum Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт. В обзоре мы рассмотрим этапы, как создать MVP и в чем его преимущества для стартапов и инвесторов. Мы также обсудим, как привлечь деньги от инвесторов имея работающий MVP.

Что такое минимальный жизнеспособный продукт (MVP) ?

Минимально жизнеспособный продукт — это концепция, взятая из методологии Lean Startup. Идея заключается в том, чтобы запустить продукт с минимальным количеством функций, чтобы как можно быстрее получить обратную связь от пользователей. А также для проверки идеи продукта на ранних этапах жизненного цикла его разработки.

Лекция 1. Организация разработки программ на С++ (Программирование на C++, часть 1)

  • Проще говоря, MVP — это версия приложения, которая дает пользователям ценность, а стартапу — информацию о пользователях. Это первый шаг к обеспечению успеха стартап-проекта.

Предположим, у вас есть приложение для доставки еды, и вы проанализировали, что существует проблема, с которой сталкивается ваша целевая аудитория. Теперь вы представляете решение в виде функции в вашем приложении и запускаете его на некоторых представителях целевой аудитории, чтобы понять, во-первых, является ли это проблемой, а во-вторых, как они реагируют на предлагаемое вами решение.

Идея создания MVP заключается в том, что с его помощью стартап получает представление о том, как пользователями принимаются его функции, прежде чем выпустить полностью рабочее приложение на рынок. Несомненно, наличие MVP-решения логично и выгодно стартапу для снижения рисков, экономии средств и получения финансирования.

Преимущества разработки MVP для стартапа

Разработка MVP для привлечения средств дает следующие преимущества:

  • Инвесторы могут видеть функциональность продукта.

Когда речь идет о разработке продукта, наличие минимально жизнеспособного продукта имеет большое значение для обеспечения инвестиционного финансирования. Так как это позволяет инвесторам стартапа увидеть функциональность продукта и то, как он может быть использован для решения реальной проблемы.

Кроме того, MVP помогают разрабатывать продукты, ориентированные на потребителя, поскольку они позволяют собирать отзывы реальных пользователей и учитывать их в конечном продукте. Одним словом, MVP являются неотъемлемой частью процесса разработки продукта, и их не следует игнорировать при поиске инвестиций.

  • Инвесторам легко понять, жизнеспособен ли продукт.

Основная цель MVP — проверить, насколько продукт жизнеспособен на рынке. Это означает, что необходимо проверить, есть ли спрос на продукт и готовы ли пользователи платить за него. MVP также позволяет получить обратную связь от пользователей, которая может быть использована для улучшения продукта перед его выходом на широкий рынок.

2.3. Кадровое планирование

С помощью минимально жизнеспособного продукта стартапы могут снизить риск неудачи и повысить свои шансы на успех. Для инвесторов MVP очень важен, поскольку он позволяет оценить, будет ли новый продукт успешным. Эта информация крайне важна при принятии инвестиционных решений.

  • Инвесторы могут судить о наличии у вас правильной команды.

Как известно любому опытному инвестору, одним из наиболее важных аспектов любого нового стартапа является команда, стоящая за ним. Сильная команда может сделать успешным даже самый сложный проект, в то время как слабая команда, скорее всего, потерпит неудачу, какой бы хорошей ни была основная идея.

Именно поэтому многие MVP-инвесторы придают такое большое значение тому, чтобы увидеть минимально жизнеспособный продукт, прежде чем принять участие в новом проекте. Разработка MVP-приложений позволяет убедиться в том, что команда, стоящая за стартапом, обладает необходимыми навыками и опытом для достижения успеха.

  • Инвесторы смогут увидеть, что вы хотите сделать.

Многие инвесторы неохотно вкладывают средства в новые продукты или компании, поскольку опасаются, что команда, стоящая за этим проектом, не будет готова довести его до конца. Однако минимально жизнеспособный продукт позволяет компаниям оценить интерес инвесторов к продукту и получить финансирование для его дальнейшего развития. Затраты на создание MVP, как правило, меньше, риски меньше, чем при традиционной разработке продукта.

Минимально жизнеспособный продукт также позволяет собрать отзывы покупателей и внести необходимые изменения до запуска полноценного продукта. Наглядно демонстрируя свою приверженность продукту, MVP стартапа может повысить все шансы на получение финансирования и достижение успеха.

Разработав MVP стартапы могут доказать свою осведомленность о рынке

Поскольку анализ рынка является важной частью разработки MVP, он также помогает инвесторам убедиться в том, что команда стартапа хорошо осведомлена о состоянии рынка и способна адаптироваться к нему. Минимально жизнеспособный продукт очень важен при поиске инвестиций, поскольку он позволяет стартап-компаниям проверить гипотезу о своем технологичном продукте на реальных клиентах и получить обратную связь для подтверждения работающей бизнес-идеи. Эта обратная связь необходима для доработки и совершенствования продукта и бизнес-модели перед тем, как обратиться к инвесторам с целью масштабного финансирования стартапа.

Минимально жизнеспособный продукт также представляет собой доказательство концепции, которое инвесторы могут использовать для оценки возможностей рынка и потенциального возврата инвестиций. MVP является ключевым шагом в получении финансирования от инвесторов и доказательстве осведомленности рынка.

Начальные шаги по созданию MVP

Создание MVP требует определенного планирования и вдумчивых усилий, и этим процессом не стоит пренебрегать. Рассмотрим начальные этапы создания MVP:

  • Проведите исследование рынка

Первым шагом является исследование рынка. Это поможет вам понять потребности вашего целевого рынка и то, что он ищет в продукте или услуге. Многие платформы, проводящие платные опросы, могут помочь найти нужных респондентов для вашего MVP в бизнесе.

  • Определите целевой рынок и персону пользователя

После проведения маркетинговых исследований пришло время определить целевой рынок и персону пользователя. Это включает в себя определение демографических характеристик целевого рынка и его потребностей. Для этого необходимо ответить на различные вопросы.

Кто является вашим целевым пользователем? Каковы их потребности? Почему они будут использовать это решение?

Главное правило создания или разработки MVP — знать, на чью проблему нацелен ваш стартап (какую проблему решает).

Независимо от того, что представляет собой ваше приложение, сосредоточьтесь на одной категории пользователей с их набором проблем. Если вы начнете смешивать персоны пользователей, MVP не сможет решить свою задачу. Для достижения более четкой цели держите их отдельно.

  • Набросайте основные характеристики вашего продукта

Теперь, когда вы знаете, кто является вашим целевым рынком и каковы его потребности, пришло время наметить ключевые особенности вашего продукта. Это включает в себя определение основных MVP-функций, которыми будет обладать ваш продукт или услуга. Помните, что при создании минимально жизнеспособного продукта лучше меньше, чем больше. Вы должны сосредоточиться на основных функциях, которые удовлетворят потребности вашего целевого рынка.

Создание и запуск MVP

После того как вы определились со списком функций, настало время создать и запустить MVP. Это означает разработку реального продукта или услуги и предоставление их целевому рынку. При запуске минимально жизнеспособного продукта важно сосредоточиться на создании отличного пользовательского опыта. Это означает, что продукт или услуга должны быть простыми в использовании и обеспечивать высокий уровень комфорта.

  • Обязательные функции MVP

Когда вы создаете MVP, легко увлечься и запутаться между тем, какие функции добавить — те, которые сообщают пользователям о цели приложения, или те, которые отличают вас от остальных? Ответ — нет.

Читайте также:
Как скомпилировать программу в терминале

Здесь вы сражаетесь между тем, чего хотят ваши пользователи, и тем, что им нужно. Хотя то, чего они хотят, может быть слишком много, но им нужно то, что должно лежать в основе MVP вашего приложения.

  • Выпустите и продолжайте тестировать

После добавления минимальных жизнеспособных функций в MVP следующий шаг — выпустить его на рынок и посмотреть, как на него реагируют люди. Затем продолжайте добавлять/удалять функции и тестировать рынок.

  • Анализируйте отзывы

Важно также продвигать свой минимально жизнеспособный продукт и получать отзывы от пользователей. Полученные отзывы будут бесценны, поскольку они помогут определить, какие функции следует добавить или убрать.

Анализ отзывов поможет понять, что работает, а что нет и как улучшить продукт или услугу. Важно помнить, что минимальный жизнеспособный продукт будет иметь недостатки, и в нем найдутся области, требующие доработки.

Теперь, зная все этапы работы MVP, как убедиться, что то, что вы делаете, даст наилучший результат? Как убедиться, что даже после создания приложения с просчитанными функциями оно будет иметь смысл для пользователей?

Есть три распространенных метода, которые разработчики придерживаются при создании MVP, — это пользовательские истории, дизайн-спринты и Lean Canvas. Но при разработке своего MVP вы можете найти гораздо больше альтернатив. Поэтому реализуйте те, которые лучше всего подходят для вашей цели. Расскажем подробнее о 3-х методах создания MVP:

Дизайн-спринты

Дизайн-спринт — это один из самых ограниченных по времени процессов, который используют при создании MVP. Этот процесс использует прототипирование, дизайн и тестирование идей при этом исключающий фазы сборки и запуска для снижения риска при выводе на рынок новой услуги, продукта или функции.

Вот как создается MVP с помощью дизайн-спринтов

Составьте карту проблем и выберите область, на которой следует сосредоточиться;
Набросать решения на бумаге;
Превратить решения в гипотезы;
Создание прототипа решения с высокой точностью;
Протестируйте его на пользователях.

Создание MVP на основе пользовательских историй

Вы знаете, что единственный способ создать приложение, которым пользуются и любят миллионы, — это создать ценность для пользователей. Вы не можете предлагать опыт, когда вы слишком сосредоточены на функциях. Функции не создают ценности. Функции, связанные вместе в последовательности, создают опыт и ценность.

Но как создать MVP на основе пользовательских историй?

  • Обратите внимание и отметьте все различные пользовательские истории, которые в итоге появляются в вашем приложении.
  • Проранжируйте истории по сложности исполнения и ценности. Для этого воспользуйтесь помощью фокус-групп или своей интуиции.
  • Из высокоприоритетных историй вычлените те, которые необходимо разработать, и дойдите до уровня, на котором останутся только те функции, которые необходимо разработать.

Метод Lean Canvas

Метод соответствует типичной бизнес-модели Lean Canvas. Идея состоит в том, чтобы проанализировать пользовательскую историю, используя 9 определяющих блоков, которые также можно рассматривать как контрольный список. И любая фича, которая отсеивается в конце, становится пригодной для MVP.

Вот девять блоков:

Главная проблема;
Возможные решения основных проблем;
Ваш УТП;
Ваше конкурентное преимущество;
Целевая аудитория;
Ключевые области измерения;
Каналы, по которым можно добраться до клиента;
Список переменных и постоянных затрат;
Ваш источник дохода.

Не существует универсального ответа на вопрос о создании MVP, но описанные выше шаги позволят вам получить хорошую отправную точку. Помните, что цель состоит в том, чтобы создать минимально жизнеспособный продукт, отвечающий потребностям вашего целевого рынка.

Как стартапу найти инвесторов после разработки MVP?

В условиях современной экономики бывает трудно привлечь деньги на новые продукты, мобильные приложения или услуги, даже если это отличная идея. Один из способов повысить свои шансы на успех — тщательно изучить потенциальных инвесторов. Это означает не только знание истории их инвестиций в стартапы, но и понимание их целей и задач.

Представив MVP таким образом, чтобы он соответствовал их интересам, вы с большей вероятностью получите предварительное финансирование стартапа. В период экономического спада еще важнее знать потребности потенциальных инвесторов. Они могут быть более консервативны в распоряжении своими деньгами и не склонны к риску, чем в периоды экономического подъема.

Ориентируйтесь на будущее, а не на прошлое

Представляя свой продукт потенциальным инвесторам, важно ориентироваться на будущее, а не на прошлое. Это означает, что необходимо подчеркнуть потенциал вашего продукта и его способность расти в будущем.

Например, если вы представляете новое приложение для социальных сетей, вам следует сосредоточиться на потенциальной пользовательской базе и на том, как эта платформа может быть использована для объединения людей. Главное — убедить инвесторов в том, что ваш продукт имеет потенциал для успешного развития в будущем и что их инвестиции окупятся.

Создайте презентацию, которая найдет отклик у потенциальных инвесторов

В презентации необходимо сосредоточить внимание на тех аспектах вашего продукта, которые с наибольшей вероятностью найдут отклик для инвесторов, важны акценты которые подчеркнут потенциальную отдачу от инвестиций.

Например, если ваш продукт представляет собой приложение для доставки еды, вы можете сделать акцент на растущих тенденциях онлайн-заказа и быстрой доставки. Можно также подчеркнуть потенциал повторных клиентов и лояльность покупателей к компаниям, предлагающим удобные варианты доставки.

Это может вселить в инвесторов уверенность в том, что вы сможете успешно запустить продукт. Создав презентацию, которая найдет отклик у потенциальных инвесторов, вы будете в более выгодном положении, чтобы привлечь деньги, необходимые для вывода продукта на рынок.

Будьте готовы ответить на сложные вопросы инвесторов

Представляя потенциальным инвесторам минимально жизнеспособный продукт, будьте готовы отвечать на сложные вопросы. Это означает, что необходимо честно рассказать о рисках и проблемах стартапа, связанных с вашим продуктом.

Например, если вы представляете новое приложение для доставки еды, вы должны быть готовы ответить на вопросы о конкурентной среде, возможности оттока клиентов и масштабируемости вашей бизнес-модели. Если вы честно и прозрачно расскажете о существующих рисках, вы будете в более выгодном положении, чтобы получить финансирование для стартапа.

Оптимизируйте денежную позицию стартапа

Прежде чем представить свой MVP потенциальным инвесторам, необходимо оптимизировать денежную ситуацию стартапа. Это означает, что вы должны четко представлять себе коэффициент окупаемости и быть уверенным в том, что у вас достаточно денежных средств для поддержания стартап-бизнеса в случае, если вы не сможете привлечь деньги представив MVP.

Важно иметь четкий план использования запрашиваемых средств. Это даст инвесторам уверенность в том, что вы сможете успешно запустить стартап и развивать свой бизнес.

Вопросы и ответы про MVP

Создание MVP — важнейший этап в процессе привлечения денег для стартапа. Создайте продукт, который вызовет отклик у инвесторов и поможет получить средства, необходимые для вывода стартапа на рынок.

  • Всегда ли стартапу нужен MVP для получения финансирования?

Хотя MVP может быть полезным инструментом для привлечения инвесторов, он не всегда необходим. В некоторых случаях для демонстрации потенциала стартапа и убеждения инвесторов в необходимости финансирования может быть достаточно хорошо проработанного прототипа.

Однако есть ситуации, когда MVP просто необходим. Например, если для запуска приложения требуются значительные инвестиции. В этом случае MVP может быть единственным способом убедить инвесторов предоставить необходимый капитал. В конечном итоге, нужен ли MVP для получения финансирования, зависит от конкретной ситуации стартапа и типа разрабатываемого продукта.

Финансирование MVP позволяет команде создать прототип или бета-версию продукта, которая затем может быть протестирована среди покупателей. Если продукт будет принят положительно, он может получить дополнительное финансирование, которое поможет ему полностью раскрыть свой потенциал. Однако важно понимать, что если MVP не произвел впечатления на инвесторов идея финансирования стартапа может быть отменена.

  • Как представить MVP инвестору?

Представляя MVP, важно помнить о нескольких моментах. Во-первых, он предназначен для решения конкретной проблемы или удовлетворения конкретной потребности. Это означает, что ваше предложение должно быть сосредоточено на том, как ваш MVP будет решать эту проблему или удовлетворять потребность. Во-вторых, MVP, как правило, имеет очень базовые характеристики и функциональность.

Это означает, что при представлении своего приложения следует делать акцент на простоте. Наконец, разработка MVP обычно происходит гораздо быстрее и дешевле, чем традиционная разработка приложений. Это означает, что вы сможете вывести свое приложение на рынок быстро и без лишних затрат. Помня об этих моментах, вы сможете обеспечить профессиональную и эффективную презентацию MVP.

  • Что такое MVP в бизнесе?
Читайте также:
Программы проверить компьютер на наличие вирусов

В бизнесе MVP означает минимально жизнеспособный продукт. Это начальная версия продукта или услуги, созданная для тестирования бизнес-идеи с минимальными затратами ресурсов и усилий. Цель — проверить концепцию с помощью клиентов и собрать отзывы, чтобы усовершенствовать продукт перед тем, как делать крупные инвестиции. MVP часто используются в технологической отрасли при запуске новых веб-сайтов или приложений.

  • Сколько времени требуется для создания MVP?

В среднем создание MVP занимает около 3-4 месяцев, но эти сроки могут варьироваться в зависимости от сложности проекта, необходимых стартовых ресурсов, технологий применяемых при разработке продукта и требований отрасли и бизнеса.

Источник: b-mag.ru

Help Me Test

Установите правильную последовательность разработки ЦКП с использованием программно-целевого метода:
• 1) составление перечня важнейших проблем; выделение определенной проблемы и выдача исходного задания на разработку программы для ее решения
• 2) уточнение количественных параметров, характеризующих цели программы, и определение задач ее реализации по отдельным периодам
• 3) формирование состава заданий и комплекса мероприятий для реализации программы
• 4) расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы
• 5) осуществление оформления программных документов, согласование и утверждение программы

Источник: helpmetest.ru

Эффективный инструмент бюджетного планирования

В последнее время программно-целевой метод все чаще стал применяться в качестве инструмента бюджетного планирования. Выбор этого метода обусловлен прежде всего его особенностями и преимуществами, позволяющими осуществлять полный цикл управленческого процесса – от постановки задач планирования до оценки результата и эффективности произведенных бюджетных расходов. Кроме того, программы содержат в себе механизм мониторинга, оценки, контроля и принятия решений. Преимущества программно-целевого метода определили его в качестве главного компонента модели бюджетирования, ориентированного на результат.
Людмила ПАДИЛЬЯ САРОСА, заместитель директора направления «Муниципальное экономическое развитие» Фонда «Институт экономики города»

Преимущества программ как инструмента управления
Программа обеспечивает одновременное решение нескольких задач:
—планирование целей и желаемых результатов;
—расчет потребности ресурсов для каждого мероприятия в отдельности, для комплекса мероприятий по этапам реализации и в целом по программе на весь срок ее реализации;
—планирование деятельности исполнителей мероприятий в ключе программных задач и составление баланса ресурсов в системе стратегических целей;
—планирование ресурсов из различных источников в формате аналогичных программных целей.

Кроме того, программа содержит механизм мониторинга на основе специально разработанной системы индикаторов оценки результативности и эффективности бюджетных расходов. Она дает возможность планировать государственный и муниципальный заказ, задания на средне- и долгосрочную перспективу с детализацией в бюджетном периоде, а также является доступным и понятным информационным ресурсом, который позволяет оценить расходы бюджета в конкретных результатах, получаемых за счет этих затрат.
По существу программа – инструмент не только планирования, но и управления развитием, поскольку обеспечивает реализацию всех компонентов процесса управления:
—целеполагание;
—планирование деятельности и ресурсов;
—прогнозирование результатов;
—финансирование;
—мониторинг;
—учет и контроль;
—корректировку с учетом факторов влияния;
—нормативно-правовое и методическое обеспечение;
—информационное сопровождение процесса управления, достигаемых результатов.

Программа как инструмент мониторинга
Отличительная особенность программы – содержащийся в ней механизм мониторинга реализации взаимоувязанных по задачам, ресурсам, источникам финансирования, срокам и исполнителям мероприятий, поэтому на ее основе можно сформировать систему мониторинга бюджетных расходов в целом для субъекта бюджетного планирования. В основе механизма мониторинга лежит комплекс специально разработанных для данной программы показателей и индикаторов. В табл. 1 представлена схема построения системы мониторинга результативности бюджетных расходов на основе нескольких целевых программ.
Система мониторинга и критерии оценки реализации программных мероприятий являются обязательными элементами программы. И хотя на практике выбор целевых показателей вызывает затруднения у специалистов, на самом деле методология их определения не столь сложна, если четко сформулированы и проблема, и задачи по ее устранению.
Выявив проблему, предлагаемую для программного решения, и тенденции ее усугубления со временем, несложно подобрать соответствующий показатель (индикатор) либо несколько показателей (индикаторов) для построения системы мониторинга. Как правило, проблемы устраняются по­этапно, что требует финансирования в разные бюджетные периоды, поэтому необходимо определять не только целевое значение выбранного показателя, но и его промежуточные (плановые) значения в целях ежегодного
мониторинга. Например, целевыми индикаторами мониторинга решения проблемы роста дорожно-транспортных происшествий могут быть сокращение числа пострадавших в ДТП, сокращение количества ДТП с пострадавшими, сокращение объема ущерба, нанесенного в результате ДТП, и т.д.
Основанием для разработки проекта программы может служить наблюдаемая динамика роста числа пострадавших и увеличения материальных потерь в результате ДТП, а также прогнозы усугубления выявленной проблемы. Для этого можно произвести расчет, например, таких индикаторов, как убыль численности населения вследствие ДТП и доля материальных потерь по отношению к общему объему производимого валового регионального продукта. Для построения системы мониторинга следует зафиксировать значения выбранных показателей в базовом, предшествующем планируемому, периоде и рассчитать целевые значения по годам на весь срок реализации программы. Мониторинг будет заключаться в сравнении целевых (плановых для бюджетного периода) значений показателей с их фактически достигнутыми значениями.
Эффективность бюджетных расходов определяется сравнением бюджетных затрат на реализацию мероприятий по устранению причин ДТП (ремонт дорог, профилактика нарушений правил дорожного движения, материально-техническое обеспечение системы дорожного хозяйства) и эффекта от полученного результата.
Значения выбранных индикаторов (показателей) и расчеты затрат на программные мероприятия являются основой для построения системы мониторинга результативности и эффективности бюджетных расходов. В процессе бюджетного планирования показатель результата идентифицируется согласно бюджетной классификации с определенной целевой статьей затрат.
При выборе индикаторов (показателей) для мониторинга результатов и эффективности бюджетных расходов рекомендуется придерживаться следующих критериев:
1. Индикатор (показатель) должен позволять измерять проблему, для решения которой разрабатываются соответствующие мероприятия, на всех этапах ее решения.
2. Он должен быть четко сформулирован, прост в применении для интерпретации результата как специалистами-управленцами, так и неспециалистами в сфере бюджетного планирования.
3. Индикатор (показатель) должен иметь достоверный источник информации либо формулу и/или методику расчета в составе материалов программы (раздел «Механизм мониторинга и контроля»).
4. Должна существовать возможность проверки значения индикатора (показателя) и его оценки в сравнении с базовым (плановым, целевым) значением.
5. Должна существовать взаимо­связь между индикатором (показателем) и программным мероприятием, на реализацию которого планируются бюджетные расходы.
6. Затраты на сбор, обработку, анализ и оценку индикатора (показателя) должны быть экономически эффективными.
Система программных индикаторов (показателей) позволяет выполнять мониторинг:
достижения планируемых значений результата (решение проблемы, снижение влияния проблемы, улучшение функционирования объектов жизнеобеспечения и т.п.);
выполнения распределенных целевых расходов бюджета;
результативности и эффективности бюджетных расходов.

Перечисленные возможности определили применение программ в качестве ключевого компонента системы «Бюджет, ориентированный на результат», а доля бюджетных расходов, планируемых и реализуемых в формате целевых программ, стала в свою очередь одним из основных критериев
оценки программ реформирования региональных и муниципальных финансов, реализуемых в развитие бюджетной реформы в Российской Федерации.

Проблемы применения программ в качестве инструмента мониторинга бюджетных расходов
Применение программ в качестве инструмента мониторинга и оценки требует соответствующего нор­ма­тив­но-правового и методического обеспечения, а также практических навыков специалистов, работающих с программами. Ключевыми документами являются порядок разработки и реализации целевых программ (как долгосрочных, так и ведомственных), методические рекомендации проведения мониторинга и оценки целевых программ, методические рекомендации оценки эффективности планируемых и реализуемых бюджетных инвестиций с учетом эксплуатационных расходов будущих периодов.
Статья 179 Бюджетного кодекса РФ предписывает исполнительным органам государственной власти и местным администрациям установление порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в виде нормативно-правового акта соответствующего уровня управления.
Анализ нормативно-правовой базы субъектов РФ и некоторых муниципальных образований в части применения целевых программ показал, что не во всех регионах такой порядок установлен в виде отдельного нор­ма­тив­но-правового акта государственного органа исполнительной власти и местной администрации. В ряде территорий положения о программах определены законом о прогнозировании и программах социально-экономического развития субъекта РФ, в других порядок применения программ прописан в составе документа о бюджетном процессе или вообще не установлен.
Несмотря на то что целевые программы широко используются в практике государственного и муниципального управления, при построении систем мониторинга бюджетных расходов на их основе возникает ряд трудностей и проблем. Следует обратить внимание на то, что в регионах и муниципалитетах, как правило, имеется значительное количество принятых и реализуемых программ. Вместе с тем доля расходов, планируемых в бюджете на основе программ, не превышает 10%2. Анализ применения целевых программ в качестве инструмента бюджетного планирования во всех субъектах РФ и более чем 30 муниципальных образованиях выявил следующие наиболее характерные проблемы:
1. Применяемые программы зачастую не содержат индикаторов мониторинга и оценки результативности и эффективности бюджетных расходов.
2. Выбранная система показателей и оценки не соответствует постав­ленным программным целям.
3. Не определены порядок и методика проведения оценки на основе установленной системы показателей (критериев) и применения результатов проведенной оценки в бюджетном процессе (планирования и исполнения).
4. Не определен порядок мониторинга результатов программных мероприятий, реализуемых за счет средств различных уровней бюджетов.
5. Недостаточно разработана нормативно-правовая и методическая база проведения внутреннего аудита применения программ как инструмента бюджетного планирования и реализации бюджетных расходов.
6. Возникают трудности при составлении прогнозов результатов и затрат на весь период реализации программы, в особенности если программа является долгосрочной.
7. Зачастую выбранные для осуществления мониторинга показатели или данные для их расчета не имеют достоверного источника информации и промежуточных значений по этапам реализации программы.
8. Наблюдается достаточно слабое информационное сопровождение результатов мониторинга самих программ и расходов бюджета на их реализацию.
9. При планировании бюджетных расходов на программу не в полной мере учитываются полученные результаты ее реализации в предшествующем бюджетном периоде.
Перечисленные проблемы являются следствием как минимум трех главных причин:
недостаточного уровня профессиональной подготовки специалистов в вопросах применения программно-целевого метода, когда программа используется исключительно как способ привлечения ресурсов из других уровней бюджетной системы, а не как инструмент управления;
отсутствия достоверного статистического наблюдения применяемых в качестве мониторинга индикаторов;
недостаточного методического сопровождения процесса управления с помощью программ.
Повышение качества применения программ для мониторинга бюджетных расходов во многом зависит от устранения указанных проблем. Поэтому следует выделить факторы успешности применения программ и взять на вооружение положительный опыт некоторых регионов и муниципальных образований. Кроме того, возможно применение методических рекомендаций, разработанных различными экспертными организациями для федеральных ведомств и вполне адаптируемых для регионального и муниципального уровней управления.

Читайте также:
Как создаются java программы

Некоторые ориентиры успешности
Факторами успешности применения программ как инструмента мониторинга и оценки бюджетных расходов могут служить:
требования, установленные в порядке разработки и реализации целевых программ и предъявляемые к качеству проектов программ, включая обязательность установления механизма мониторинга и критериев оценки программных мероприятий и эффективности бюджетных расходов, направленных на их реализацию;
последовательность и обязательность применения результатов мониторинга и оценки на всех этапах процесса управления (планирование, финансирование, отчетность, оценка, корректировка);
определение «центра ответ­ствен­ности», порядка проведения мониторинга и оценки бюджетных расходов на реализацию программных мероприятий;
преемственность системы бюджетного планирования на основе программ;
знание программно-целевого метода и владение методиками его применения.

Несколько положительных примеров
Значительный опыт применения программ как инструмента управления накоплен в Санкт-Петербурге, в Хабаровском крае, где введены системы комплексного планирования в ключе стратегических задач развития. В Республике Бурятия регламентирована процедура применения программ, в Ханты-Мансийском автономном округе выстроена система бюджетного планирования и межбюджетного взаимодействия в формате программ.

В Красноярском крае достаточно хорошо организована процедура информирования населения о реализации целевых программ и определения параметров социально-экономического развития в ключе программных индикаторов. В Ставропольском крае применяется порядок рейтингования программ на основе критериев их результативности и эффективности. Показателен пример Ульяновской области, где в областном бюджете предусмотрены субсидии муниципальным образованиям на разработку документации территориального планирования. Это, безусловно, очень важное решение для построения систем комплексного планирования (под комплексной системой здесь понимается связь стратегического, пространственного и бюджетного планирования). В Ярославской области применяется административный регламент разработки целевых программ, в мэрии города – порядок взаимодействия при разработке проектов программ.

Рекомендуемые методические материалы
Программно-целевой метод как инструмент планирования и оценки бюджетных расходов сегодня неплохо обеспечен методическими материалами. В практическом плане в регионах и на местном уровне вполне применимы (при условии их адаптации к субъекту бюджетного планирования) методики, разработанные для федеральных ведомств. В частности, можно рекомендовать информацию методического характера, размещенную на сайтах Минэкономразвития России www.economy.gov.ru, Минрегионразвития России www.minregion.ru и Министерства финансов РФ www1.minfin.ru. Следует обратить внимание на следующие методические материалы:
оценка планируемых и реализуемых бюджетных инвестиций, разработчик – АНО «Институт реформирования общественных финансов»;
распределение бюджета принимаемых обязательств между ведомственными целевыми программами, разработчик – ООО «Институт финансового экономического мониторинга»;
повышение качества процедур оценки и рейтингования федеральных целевых программ, разработчик – ГУ «Высшая школа экономики»;
оценка вклада ведомственных целевых программ в достижение целей Правительства РФ, разработчик – Фонд «Институт экономики и социальной политики»;
организация мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, письмо Минфина России от 15 декабря 2006 г. № 06-04-08/01-161;
правила предоставления в 2008 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ субсидий на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов РФ и муниципальных образований, постановление Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. № 107;
разработка и согласование СТУ для разработки проектно-сметной документации на объект капстроительства, приказ Минрегионразвития России от 1 апреля 2008 г. № 36;
оценка программ и проектов, разработчик – Фонд «Институт экономики города».

Планирование бюджетных расходов с учетом результатов мониторинга реализации программ
Каждая из программ в составе бюджетных расходов идентифицирована целевой статьей расхода бюджетной классификации, а также главного распорядителя бюджетных средств, который отвечает за достижение запланированного значения индикатора (показателя) в обмен на получаемые из бюджета средства, предназначенные для реализации программных мероприятий. Табл. 2 представляет упрощенную схему распределения бюджетных средств, выделенных на реализацию программ, между субъектами бюджетного планирования с учетом возможности «скользящей трехлетки».
В результате реформирования бюджетной системы и межбюджетных отношений в Российской Федерации пре­терпели некоторые изменения и правила планирования бюджетных рас­хо­дов на основе долгосрочных целевых программ. Например, стало возможным увеличение горизонта планирования от одного года до трех и шести лет (в зависимости от того, принимается бюджет на один год или на три года).
С 2009 г. вступает в действие новая редакция ст. 179 Бюджетного кодекса. Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию с 2009 г., подлежат утверждению высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и местной администрацией муниципального образования в установленные сроки – не позднее одного месяца со дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в представительный орган.
Введенные требования ежегодной оценки эффективности реализации программ в порядке, устанавливаемом соответствующим органом исполнительной власти и местной администрацией, позволяют не позднее чем за месяц до внесения в представительный орган проекта закона (решения) о бюджете принять решение о сокращении со следующего финансового года бюджетных ассигнований на реализацию неэффективной программы либо досрочно прекратить ее реализацию.
Долгосрочные целевые программы финансируются за счет средств бюджета соответствующего уровня, при этом в федеральном бюджете (бюджете субъекта РФ) могут быть преду­смотрены субсидии бюджету субъекта РФ (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ. Условия предоставления субсидий и методика расчета устанавливаются соответствующей программой.

Актуальные задачи
Внесенные изменения указывают на повышение требований к качеству программ как инструментов планирования бюджетных расходов и их реализации. Необходимость разработки механизма мониторинга результативности и эффективности программ, обязательность проведения оценки на его основе четко предписаны Бюджетным кодексом в качестве условия обоснования бюджетных ассигнований. В связи с этим следует:
—провести анализ порядка применения целевых программ и внести изменения в соответствии с Бюджетным кодексом (установить порядок, если он не определен);
—установить порядок проведения и критерии ежегодной оценки эффективности реализуемых программ;
—провести анализ соответствия качества применяемых про­грамм установленным требова­ниям программно-целевого метода и внести необходимые измене­­ния в соответствующие про­граммы;
—предусмотреть в планируемых к принятию в новом формате целевых региональных программах условия и методику предоставления межбюджетных субсидий (если таковые предусматриваются) муниципальным образованиям на реализацию аналогичных программ;
—внедрить методики оценки эффективности бюджетных инвес­тиций.

Источник: bujet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru