План производства продукции (производственная программа) является основным ведущим разделом перспективного и текущего плана предприятия и определяется на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, ее качества, массы прибыли, уровня рентабельности, размера рыночной доли предприятия и т.п.
Разработка производственной программы осуществляется на основе изучения рынка специальным подразделением предприятия — службой маркетинга.
В комплекс маркетинговых мероприятий фирмы по разработке производственной программы обычно входят:
• изучение потребителей товаров (услуг) фирмы и их поведения на рынке;
• анализ рыночных возможностей фирмы;
• оценка выпускаемых товаров и предлагаемых услуг, перспектив их развития;
• анализ используемых форм и каналов сбыта;
• оценка используемых фирмой методов ценообразования;
• исследование мероприятий по продвижению товаров (услуг) на рынок;
• выбор «ниши» (наиболее благоприятного сегмента) рынка.
1.2. Структура производственного и технологического процессов
После проведения маркетинговых исследований производственная программа внутри фирмы разрабатывается в такой последовательности:
1. Определяются номенклатура и ассортимент продукции, включенные в план, объем ее поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам.
2.Составляется план поставок продукции в натуральном выражении по потребителям.
3.На основе объема поставок (реализации) и изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении с календарным распределением внутри планируемого периода.
4. Объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами балансов производственных мощностей по ведущим подразделениям: группам оборудования, участкам, цехам, предприятию в целом.
5. На основе объемов производства и реализации продукции в натуральном выражении рассчитываются стоимостные измерители производственной программы: товарная и реализованная продукция.
6. Составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками, указанными в договорах с заказчиками.
7. Производственная программа планируется по основным цехам предприятия.
Источник: studopedia.su
4. Разработка плана производства продукции. Последовательность разработки. Показатели.
4.1 Понятие плана производства продукции (производственная программа) основа для его разработки. Комплекс маркетинговых исследований.
План производства продукции (производственная программа) является основным ведущим разделом перспективного и текущего плана предприятия и определяется на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, ее качества, массы прибыли, уровня рентабельности, размера рыночной доли предприятия и т.п.
Разработка производственной программы для горячего цеха
Разработка производственной программы осуществляется на основе изучения рынка специальным подразделением предприятия — службой маркетинга.
В комплекс маркетинговых мероприятий фирмы по разработке производственной программы обычно входят:
- изучение потребителей товаров (услуг) фирмы и их поведения на рынке;
- анализ рыночных возможностей фирмы;
- оценка выпускаемых товаров и предлагаемых услуг, перспектив их развития;
- анализ используемых форм и каналов сбыта;
- оценка используемых фирмой методов ценообразования;
- исследование мероприятий по продвижению товаров (услуг) на рынок;
- изучение конкурентов;
• выбор «ниши» (наиболее благоприятного сегмента) рынка.
4.2 Последовательность разработки производственной программы
После проведения маркетинговых исследований производственная программа внутри фирмы разрабатывается в такой последовательности:
- Определяются номенклатура и ассортимент продукции, включенные в план, объем ее поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам.
- Составляется план поставок продукции в натуральном выражении по потребителям.
- На основе объема поставок (реализации) и изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении с календарным распределением внутри планируемого периода.
- Объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами балансов производственных мощностей по ведущим подразделениям: группам оборудования, участкам, цехам, предприятию в целом.
- На основе объемов производства и реализации продукции в натуральном выражении рассчитываются стоимостные измерители производственной программы: товарная и реализованная продукция.
- Составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками, указанными в договорах с заказчиками.
- Производственная программа планируется по основным цехам предприятия.
4.3 Показатели производственной программы
Производственная программа планируется на 3—5 лет, а на год с разбивкой по кварталам и месяцам, рассчитывается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателях.
Объем производства в натуральном выражении характеризуется номенклатурой и ассортиментом выпускаемой продукции в физических единицах, соответствующих их потребительским свойствам (меры веса, длины, объема).
Номенклатура продукции — наименование (перечень) изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску.
Ассортимент продукции — разновидность этих изделий по видам, типам, сортам, размеру и т.п. в разрезе номенклатуры.
Основой для определения объема продукции в стоимостном выражении служит план производства продукции в натуральном выражении. Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является задание по дальнейшему повышению качества продукции.
Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-натуральный измеритель.
Трудовой измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах, человеко-днях, станко — часах, в сочетании с натуральными используется для определения численности работников, норм выработки, размера оплаты труда, для планирования производственных программ заготовительных и других цехов, и иных целей.
Стоимостные (денежные) измерители являются обобщающими, с их помощью можно определить общий объем производства фирмы. В стоимостном выражении планируются такие важные показатели производственной программы, как объем товарной, валовой, реализованной продукции, и др.
Товарная продукция является основным показателем плана производства и служит базой для расчета валовой и реализованной продукции.
Стоимостью товарной продукции является стоимость той части производимой предприятием продукции, которая предназначается для реализации.
В объем товарной продукции включаются:
- стоимость готовых изделий;
- стоимость полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных цехов для реализации на сторону;
- стоимость полуфабрикатов и продукции для поставки своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия;
- стоимость нестандартного оборудования, приспособлений и т.п. общего назначения своего производства, зачисляемых в основные средства предприятия или реализуемых на сторону;
- стоимость услуг и работ промышленного характера по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия, включая работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия.
В товарную продукцию не включается стоимость сырья, материалов, оплаченных заказчиком. Однако, если из этого сырья на предприятии изготовлена для заказчика продукция, то в товарную продукцию включается стоимость переработки сырья.
Товарная продукция в большинстве отраслей промышленности определяется по заводскому методу, т.е. в объем товарной продукции не включается стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, изготовленных предприятием для собственных нужд. Исключением являются предприятия пищевого комплекса, где в стоимостные показатели объема произведенной продукции включается внутризаводской оборот, т.е. стоимость потребленных для собственных нужд готовых изделий и полуфабрикатов.
Товарная продукция по готовым изделиям планируется в действующих ценах предприятия. По отчету она рассчитывается в фактически действующих в отчетном году ценах; также в отчете товарная продукция определяется в сопоставимых (неизменных на определенную дату) ценах предприятия.
В платежных документах на продукцию (товар, услугу) кроме цен изготовителя выделяется налог на добавленную стоимость, акцизы и другие платежи, имеющие характер косвенных налогов.
Цеховые программы основных цехов предприятия рассчитываются в порядке, обратном ходу технологического процесса, т.е. от выпускающих к обрабатывающим и далее к заготовительным цехам. Такой порядок позволяет взаимно согласовывать сроки выпуска продукции цеха со сроками выпуска готовых изделий, установленными в производственной программе завода.
Источник: studfile.net
Последовательность разработки производственной программы предприятия. Показатели производственной программы
Производственная программа (план производства продукции) является основным разделом перспективного и текущего планов предприятия и разрабатывается в следующей последовательности:
- 1) проводится комплекс маркетинговых исследований, включающий:
- — изучение потребителей товаров (услуг) предприятия и их поведения на рынке;
- — анализ рыночных возможностей фирмы;
- -оценка выпускаемых товаров и предлагаемых услуг, перспектив их развития;
- — анализ используемых форм и каналов сбыта;
- — оценку используемых предприятием методов ценообразования;
- — исследование мероприятий по продвижению товаров (услуг) на рынке;
- — изучение конкурентов;
- — выбор «ниши» (наиболее благоприятного сегмента) рынка;
- 2) определяется номенклатура и ассортимент продукции, включенные в план, объем ее поставок согласно заключенным договорам;
- 3) составляется план поставок продукции в натуральном выражении по потребителям;
- 4) на основе объема поставок (реализации) и изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении с календарным распределением внутри планируемого периода;
- 5) объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами балансов производственных мощностей по ведущим подразделениям (группам оборудования, участка, цехам) и по предприятию в целом;
- 6) на основе объемов производства и реализации продукции в натуральном выражении рассчитываются стоимостные измерители производственной программы: товарная и реализованная продукция;
- 7) составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками, указанными в договорах с заказчиками;
- 8) производственная программа планируется по основным цехам предприятия.
Производственная программа планируется на 3-5 лет и на год с разбивкой по кварталам и месяцам.
Показатели производственной программы:
- 1) номенклатура продукции — перечень изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску (выполнению, оказанию);
- 2) ассортимент продукции — разновидности этих изделий по видам, типам, сортам, размеру и т.п. в разрезе номенклатуры.
II. Условно-натуральные, в частности, трудовой измеритель объема производства в нормо-часах, человеко-днях, станко-часах и т.п. — используется для определения численности работников, норм выработки, размера оплаты труда и др.
III.Стоимостные (денежные) измерители:
- 1) товарная продукция — та часть производимая предприятием продукции, которая предназначается для реализации, включает:
- — стоимость годовых изделий;
- — стоимость полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных цехов для реализации на сторону;
- — стоимость полуфабрикатов и продукции для поставки своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия;
- — стоимость нестандартного оборудования, приспособлений и т.п. общего назначения своего производства, зачисляемых в основные фонды предприятия или реализуемых на сторону;
- — стоимость услуг и работ промышленного характера по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия;
- — как разница между валовым (В„) и внутризаводским (В„) оборотом:
— как сумма товарной продукции (ТП) и разности остатков незавершенного производства, инструментов, приспособлений на начало (Н„) и конец (Нк) планируемого периода:
3) реализованная продукция — стоимость объема продукции, поступившей в данном периоде на рынок и подлежащей оплате потребителями:
где О,, и Ок — остатки нереализованной продукции соответственно на начало и конец планового периода, включающие:
- — готовую продукцию на складе, в г.ч. отгруженные товары, документы по которым не переданы в банк;
- — отгруженные товары, не оплаченные в срок покупателями;
- — товары на ответственном хранении у покупателя.
На основе показателя объема реализованной продукции рассчитывается прибыль от реализации и её полная себестоимость;
4) чистая продукция — разность между товарной продукцией и суммой материальных затрат и амортизации основных фондов:
Источник: ozlib.com