Даже хорошо разработанные методологическая и методическая части программы не дадут положительных результатов, если не будут тщательно продуманы организационные вопросы, связанные с проведением исследования. Необходимо обеспечить согласованность всех звеньев научно-исследовательского процесса, их последовательность, скоординированность отдельных процедур. Программу обязательно дополняет рабочий план, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки выполнения исследования, оцениваются необходимые ресурсы и затраты и т.д.
Столь обширная структура программы — это не чисто теоретические измышления ученых. Выверенная на практике, она представляется наиболее целесообразной. Если исследователь, приступая к полевому исследованию, имеет готовую программу, то в этом случае его действия и контроль над ними будут логичными, последовательными, и он сможет избежать ошибок как в процессе проведения самого исследования, так и при анализе его результатов.
В программе исследования отражается определенная последовательность, поэтапность его проведения. Каждый этап — это относительно самостоятельная часть познавательного процесса со своими специфическими задачами, решение которых связано с общей целью исследования. Необходимость строгой поэтапности исследования выдвигает строгие требования к структуре и содержанию программы. Этапы исследования отражены в табл. 4.2.
10. Программа социологического исследования.
Этапы и процедуры разработки программы
Характеристика проблемной ситуации
Логический план исследования
Анализ разработанности темы
Уточнение проблемной ситуации, ее логический анализ в опорных понятиях, формулирование проблем
Схема понятий операциональной интерпретации, единиц и категорий анализа. Методы сбора и анализа информации
Логический анализ — выделение проблемы, цели, объекта, предмета
Уточнение объекта, темы, цели, основных задач, предмета
Формы выборки и задания к ней
Знакомство с объектом. Методическая подготовка к сбору информации, сбор и анализ информации
Выдвижение гипотез и следствий из них
Уточнение задач — теоретических, методических, практических
Проект организационного плана
Проект программы, его экспертиза
Возможна и более подробная детализация этапов. Например:
Этап 1. Сбор предварительной информации для разработки программы исследования. Данный этап включает в себя следующие процедуры.
- 1. Знакомство с объектом исследования.
- 2. Уточнение его структуры, особенностей функционирования, характера деятельности, взаимодействия с другими объектами.
- 3. Изучение численного (социально-демографического) состава объекта исследования.
- 4. Сбор адресных сведений о руководителях структурных подразделений.
- 5. Установление организационных контактов с лицами, заинтересованными в результатах исследования.
- 6. Выявление реальных проблем, трудностей, противоречий в функционировании объекта методами экспертных опросов.
Этап 2. Разработка программы исследования.
Лекция 2 Программа социологического исследования 2 1 Методологическая часть программы
- 1. Формулирование и обоснование проблемы исследования.
- 2. Описание объекта и предмета исследования, определение выборки исследования.
- 3. Уточнение цели и задач исследования.
- 4. Интерпретация основных понятий.
- 5. Определение методов сбора, обработки и анализа социологической информации.
- 6. Составление плана работ.
Этап 3. Сбор социологической информации.
- 1. Проведение пилотажных исследований; обсуждение и утверждение, тиражирование социологического инструментария.
- 2. Составление, редактирование, размножение инструкций по сбору информации.
- 3. Установление организационных связей с руководителями структурных подразделений объекта исследования.
- 4. Сбор первичной социологической информации по определенной в программе методике.
- 5. Непосредственная и опосредованная верификация (проверка достоверности) информации.
- 6. Контроль организаторов за качеством и сроками выполнения работ.
Этап 4. Обработка социологической информации.
- 1. Систематизация собранных данных.
- 2. Первичная проверка собранных материалов на точность и полноту заполнения.
- 3. Коррекция записей в социологическом инструментарии.
- 4. Самоконтроль с использованием параллельных методик.
- 5. Классификация ответов на открытые вопросы анкет.
- 6. Ручная обработка материалов.
- 7. Статистическая обработка информации с использованием ЭВМ.
- 8. Сжатие информации с применением графиков, диаграмм, аналитических таблиц.
- 9. Определение надежности, достоверности информации.
Этап 5. Анализ социологической информации и разработка
рекомендаций.
- 1. Описание (интерпретация) собранных данных, формулирование выводов.
- 2. Сопоставление полученных результатов с гипотезами.
- 3. Оценка выводов с позиций их научной и практической значимости.
- 4. Разработка практических рекомендаций.
- 5. Обсуждение отчета.
- 6. Разработка плана внедрения результатов исследования.
- 7. Проведение научно-исследовательской конференции по итогам работы.
Из приведенных примеров видно, что у каждого этапа своя специфика, поскольку на разных этапах осуществляется разная работа. Однако все этапы взаимообусловлены и взаимосвязаны. Нельзя приступать к новому этапу, если не выполнен предыдущий. Весь материал, полученный на ранее проведенном этапе, является основой для проведения последующего этапа.
Часто программу называют стратегическим документом исследования, ознакомившись с которым можно сразу понять концепцию всего исследования, понять, какие вопросы особенно заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ.
4.3. Типичные ошибки и трудности в разработке программы исследования
Заранее продуманные подходы к организации исследования позволяют сократить до минимума ошибки и просчеты, совершаемые в процессе разработки его программы. Выделим из них наиболее типичные и часто встречающиеся:
Разработка программы является весьма ответственным
делом и требует высокой квалификации. Не стоит начинать исследование до тех пор, пока программа не будет достаточно хорошо разработана. Если по каким-то причинам нет возможности разработать полноценную программу исследования, то разрабатывают ее макет, упрощенный вариант, в котором обязательно содержатся все необходимые компоненты, но без подробной детализации.
Источник: studme.org
Разработка программы исследования
Программа исследования — это ясное (по возможности) представление о сущности и структурных частях предстоящей работы над конкретной темой. Формирование программы — непростая задача, решение которой связано с умением предвидеть и рассчитывать свои действия, планировать ход работы в условиях неопределенности. А закончив работу, исследователь может признаться, что вначале он даже «сквозь магический кристалл» научной парадигмы очертания темы и пути ее разработки «еще неясно различал». Но тем важнее составить (и обсудить с коллегами, которым доверяешь) предварительный план работы. Впрочем, нельзя не заметить, что первоначальные «поисковые» усилия часто идут без «руля и ветрил» со смутным ощущением, что в этом направлении стоит работать.
Программированию «подлежат» весь цикл работ — от определения темы (сначала кажущейся достаточно ясной) до выводов, рекомендаций и внедрения результатов исследования (какими они будут, это представляется вначале совершенно неясным). При обдумывании программы, разумеется, активно «работает» принятая научная парадигма. Разработка и фиксация программы требует, представляется такого порядка:
• Общее видение темы, объекта и предмета исследования, его актуаль
ности для развития научного знания;
• Характеристика сущности проблемной ситуации в науке и практике.
Важно в ситуации видеть свой конкретный предмет (иногда называе
мого «агент») в широкой среде («реагентов») в их активном взаимо
действии;
• Выдвижение проблемы, описание ее научной важности и практичес
кого значения;
• Определение цели и задач («дерева целей») исследования, реализа
ция которых позволит решить проблему и раскрыть сущность пред
мета;
• Подбор «литературы вопроса» и ее освоение. Консультации у специа
листов;
• Формирование предварительных концептуальных подходов;
• Работа с понятийным аппаратом в рамках своего концептуального
подхода («теории среднего уровня»);
• Определение источников эмпирической информации;
• Выбор методов исследования и решения проблемы. Определение ме
тодики, техники, процедур;
• Получение эмпирической информации («полевой этап»), ее система
тизация;
• Концептуальный анализ полученной информации (проверка гипотез).
Этапы и процедуры разработки программы
Этап 1. Сбор предварительной информации для разработки программы исследования. Процедуры данного этапа:
1. Знакомство с объектом исследования.
2. Уточнение его структуры, особенностей функционирования, характера деятельности, взаимодействия с другими объектами.
3. Изучение численного (социально-демографического) состава объекта исследования.
4. Сбор адресных сведений о руководителях структурных подразделений.
5. Установление организационных контактов с лицами, заинтересованными в результатах исследования.
6. Выявление реальных проблем, трудностей, противоречий в функционировании объекта методами экспертных опросов.
Этап 2. Разработка программы исследования.
1. Формулирование и обоснование программы исследования.
2. Описание объекта и предмета исследования, определение выборки исследования.
3. Уточнение цели и задач исследования.
4. Интерпретация основных понятий.
5. Определение методов сбора, обработки и анализа социологической информации.
6. Составление плана работ.
Этап 3. Сбор социологической информации.
1. Проведение пилотажных исследований, обсуждение и утверждение, тиражирование социологического инструментария.
2. Составление, редактирование, размножение инструкций по сбору информации.
3. Установление организационных связей с руководителями структурных подразделений объекта исследования.
4. Сбор первичной социологической информации по определенной в программе методике.
5. Непосредственная и опосредованная верификация (проверка достоверности) информации.
6. Контроль организаторов за качеством и сроками выполнения работ.
Этап 4. Обработка социологической информации.
1. Систематизация собранных данных.
2. Первичная проверка собранных материалов на точность и полноту заполнения.
3. Коррекция записей в социологическом инструментарии.
4. Самоконтроль с использованием параллельных методик.
5. Классификация ответов на открытые вопросы анкет.
6. Ручная обработка материалов.
7. Статистическая обработка информации с использованием ЭВМ.
8. Сжатие информации с применением графиков, диаграмм, аналитических таблиц.
Этап 5. Анализ социологической информации и разработка рекомендаций.
1. Описание (интерпретация) собранных данных, формулирование выводов.
2. Сопоставление полученных результатов с гипотезами.
3. Оценка выводов с позиций их научной и практической значимости.
4. Разработка практических рекомендаций.
5. Обсуждение отчета.
6. Разработка плана внедрения результатов исследования.
7. Проведение научно-исследовательской конференции по итогам работы.
У каждого этапа своя специфика, так как на разных этапах осуществляется разная работа. Но все эти этапы взаимообусловлены и взаимосвязаны. Нельзя приступать к новому этапу, если не выполнен предыдущий. Весь материал, полученный на ранее проведенном этапе, является основой для проведения последующего этапа.
Программу исследования называют статистическим документом, ознакомившись с которым можно понять концепцию всего исследования, понять, какие вопросы особенно заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ.
Типичные ошибки и трудности в разработке программы исследования:
1. Сформулированы проблемы, не отражающие реальную ситуацию, состояние объекта, сущность проблемной ситуации. Поставлены уже решенные ранее проблемы.
2. Цель исследования не связана с выделенной проблемой, сформулирована абстрактно, не отражает специфики объекта. Не определены задачи исследования.
3. Поставленные задачи оторваны от реальных возможностей, средств исследования.
4. В ходе разработки программы не проведен анализ модели объекта в системе факторов.
5. На основе имеющихся данных трудно установить границы объекта, его состав, структуру.
6. Не обозначен предмет исследования. Дана слишком узкая или широкая его интерпретация.
8. В ходе исследования игнорируется значение его теоретической модели. Акцент полностью перенесен на анализ эмпирических показателей.
9. Смешиваются теоретический и эмпирический уровни анализа процессов.
10. Теоретическая интерпретация проводится фрагментарно. Не установлена логическая связь опорных понятий исследования.
11. В исследовании отсутствуют гипотезы.
12. При выдерживании гипотез ограничены исходные данные.
13. Не проведена теоретическая интерпретация гипотез.
14. Основная гипотеза значительно уже (шире) поставленной проблемы (основных задач) исследования.
15. Не проведена эмпирическая и операциональная интерпретация гипотез.
16. В ходе эмпирической интерпретации гипотез введен слишком широкий либо узкий круг эмпирических индикаторов.
17. Гипотеза выражает положения, не поддающиеся прямой эмпирической интерпретации.
18. Не соотнесены между собой категории и единицы анализа, не построена схема понятий операциональной интерпретации.
19. Не установлены задания к составлению методики, к процедурам, проектированию инструментария исследования.
21. Нет логического плана исследования.
22. Не проведена экспертиза программы.
Разработка программы — весьма ответственное дело. Не стоит начинать исследование до тех пор, пока программа не будет достаточно хорошо разработана.
Источник: poisk-ru.ru