Принцип последовательности предусматривает осуществление процесса обучения в определенном последовательном порядке. Данный порядок предполагает, что каждый последующий элемент логически связан с предыдущим. То есть сущность последовательности обучения заключается в связи получения последующих знаний с полученными ранее. Таким образом, происходит подготовка дальнейшей ступени в познавательном развитии детей.
Понятие и характеристика принципа последовательности обучения
Принцип последовательности обучения предполагает такую организацию учебного процесса, при которой усвоение знаний происходит в определенно установленном порядке.
Основное требования данного принципа – это логичность построения и содержания учебного процесса.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
На современном этапе существования и развития педагогики, принцип последовательности обучения, заложен в основу учебных планов и программ, реализуемых в учебных заведениях. Согласно учебному плану (программе) изучаемые предметы расположены в определенной логичной последовательности.
Составление учебных программ, согласно принципу последовательности обучения, осуществляется для каждого отдельного предмета, а так же для всего учебного процесса (например, учебный план на год, для конкретного класса; расписание уроков и т.д.). Расположение учебного материала, в рамках конкретной учебной программы, происходит исходя из психологических и возрастных особенностей детей, а также с учетом уровня их знаний и умственных возможностей.
В основе принципа последовательности лежат следующие закономерности:
- ребенок только тогда может понять и усвоить учебный материал, когда он имеет полноценное представление о нем (то есть обучение должно идти от «общего» к «частному»);
- если нет логичной последовательности и системы в преподаваемом предмете, то процесс обучения детей замедляется;
- только последовательно и логично организованное обучение способствует формированию системы знаний.
«Принцип последовательности обучения»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Принцип последовательности обучения не является раз и навсегда установленным и неизменным, на сегодняшний день в ряде современных школьных программах он подвергся значительному изменению. Некоторые учебные материалы изучаются детьми намного раньше, нежели это было ранее. Связаны такие изменения с тем, что современные дети перед поступлением в школу владеют достаточно обширными знаниями.
При осуществлении ряда работ, педагогу приходится отступать от данного принципа и немного нарушать последовательность подачи учебного материала. Чаще всего это происходит при осуществлении различного рода творческих работ, в этом случае такое отступление рационально и мотивировано.
Замечание 2
Принцип последовательного обучения распространяется как на учителя, так и на учеников.
Со стороны учителя последовательность проявляется в строгом соблюдении схемы построения урока, порядке изложения материала, повторения, закрепления и проверки пройденного материала.
Со стороны учеников последовательность – это навыки самостоятельной работы, рационального планирования учебной деятельности и собственных сил, составление логичных планов по освоению учебного материала, выполнению заданий (как на уроке, так и дома).
Принцип последовательности связан с такими принципами как системность и прочность. Данная взаимосвязь обусловлена психологическими особенностями высшей нервной системы человека. Во главе последовательности и системности «стоит» мышление, которое способствует установлению связей и ассоциаций. В том случае, если учебный материал преподается последовательно и систематично, то ассоциативный ряд крепче, соответственно и полученные знания усваиваются лучше и в большем объеме.
Принцип последовательности способствует формированию и развитию у детей мыслительной деятельности и приемов обобщения. Установление подобного рода деятельности осуществляется в рамках каждого учебного предмета, формируя в итоге целостную картину мира, на основе межпредметных связей.
Замечание 3
Таким образом, принцип последовательности обучения не является изолированным принципом, он находится во взаимосвязи и взаимозависимости с иными принципами обучения.
Правила реализации принципа последовательности обучения
Реализация принципа последовательности обучения осуществляется на основании соблюдения следующих дидактических правил:
- Организация и реализация учебного процесса осуществляется в строгой последовательности, установленной учебным планом, программой или расписанием.
- Усвоение знаний детьми должно осуществляться на основании понимания каждого учебного предмета, а также понимания взаимосвязи учебных предметов между собой.
- Учебный материал преподается детям последовательно, начиная с «общего» и постепенно переходя к выделению и усвоению «главного».
- Соблюдение логичности педагогического процесса, который организован последовательно: каждое новое занятие – это логическое продолжение предыдущего. То есть, знания, полученные на предыдущем уроке, будут основой для новых знаний.
- Принцип последовательности необходимо применять в комплексе с иными принципами: системности, индивидуальности, наглядности, медпредметности и т.д. В этом случае возможна организация оптимального учебного процесса, в результате которого будет получено и усвоено больше учебного материала.
- Принцип последовательности распространяется не только на организацию учебного процесса, но и на все субъекты данного процесса (учитель и ученики).
- Принцип последовательности должен опираться на психологические и возрастные особенности детей, а также учет их умственного развития и возможности.
Источник: spravochnick.ru
Научная электронная библиотека
Любая обучающая программа должна содержать: собственно содержательную часть, состоящую из конкретного учебного материала; и методическую часть, состоящую из рекомендаций, что и как делать. Конструирование программы имеет следующие этапы:
- определение проблемы;
- формулирование целей обучения;
- определение исходных условий и требований;
- отбор учебного материала для обучения;
- выбор стратегии преподавания и методов обучения.
Более детально этапы и действия по разработке обучающих программ представлены в таблице 5.3.
Таблица 5.3 Основные этапы разработки обучающих программ
Выявление целей и задач исходя из требования социального заказа
Определение общих целей; определение частных целей
Определение входных условий
Установление минимального исходного уровня компетентности, который необходим при обучении с помощью данной программы
Отбор, анализ и организация содержания путем определения конкретных дидактических единиц и установления логической последовательности их изучения
Выбор методов обучения; создание системы поддержки
Определение критериев оценки
Структурно содержательная часть обучающей программы в зависимости от учебных целей должна включать:
- разделы, имеющие конкретные цели, содержащие теоретическую информацию, примеры, упражнения;
- практические задания, для которых необходимо знание теоретической информации;
- материал для контроля качества усвоения теоретического материала;
- краткие выводы по содержанию каждого раздела;
- способы оценки по изложенному содержанию каждого раздела;
- библиографию.
Более подробно структура данных представлена в таблице 5.4. Информационный материал обычно в своей основе имеет теоретический блок, который содержит учебный материал в концентрированной форме: выдержки из учебников, научных и журнальных статей, методики, учебные материалы по тематике курса.
Таблица 5.4 Структура данных обучающей программы в общем виде
Введение в обучающую систему.
Основные действия пользователя при самостоятельной работе
Главное меню, соответствующее содержанию курса обучения
Задания, вопросы разного уровня сложности
Вопросы для контрольного тестирования
Упражнения — типовые задания
Тренинг новых понятий и умений
Алгоритмы решения задач на уровне схемы решения — ориентированная основа действий обучаемого
Правильные ответы ко всем вопросам, заданиям, упражнениям
Текст вариантов неправильных ответов для каждого задания/ вопроса при необходимости выбора варианта ответа
Продолжение таблицы 5.4
Консультация обучающегося по отдельным элементам курса в режиме обучения или тренинга
Предусмотреть способ оценивания для контроля знаний
Предусмотреть время работы в режиме тренинга и контроля
Предусмотреть количество баллов за каждый правильный ответ для контроля знаний. При разных типах контроля вес может быть разным
Обеспечение гибкости — возможных переходов при желании пользователя вернуться к желаемой точке обучения
Толковый словарь терминов
Список используемой литературы
Н о первые несколько страниц/ кадров каждой программы должны содержать информацию, необходимую для успешной адаптации пользователя с данной программой:
Источник: monographies.ru
Ступени образования в РФ
Давайте разберемся, какое бывает образование в России:
- Дошкольное. С трех лет ребенок может пойти в детский сад.
- Начальное общее. В российской школе дети начинают учиться с шести лет; начальное образование занимает четыре года и считается обязательным.
- Основное общее. Обучение с 5-го по 9-й класс также обязательно для всех. После 9-го класса учащиеся сдают экзамены. Далее образование можно продолжить в школе или поступить в техникум, колледж.
- Среднее общее (с 9-го по 11-й класс в школе) или среднее профессиональное (техникум, колледж). В первом случае обучение занимает еще два года, в конце 11-го класса ученики сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ), его результаты учитываются при конкурсном отборе абитуриентов в высшие учебные заведения. Во втором случае учеба длится от трех до четырех лет, выпускник приобретает специальность и может работать.
- Высшее. Система построена по Болонскому принципу, состоит из нескольких уровней: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура и другие.
Ступени высшего профессионального образования
Высшее образование предусматривает получение квалификации по выбранной специальности. В СССР высшее образование было одноступенчатым: после пяти лет обучения в вузе (шесть – для медицинских специальностей) выпускник получал диплом специалиста с высшим образованием. В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, предполагающему постепенное оформление единого европейского стандарта высшего образования. Первым из российских вузов, перешедших к двухуровневому высшему образованию (бакалавриат и магистратура) еще в 1995 году, стал РУДН. Сейчас все российские университеты придерживаются этого формата (хотя в некоторых сферах, например медицине, сохранятся специалитет).
Обучение в бакалавриате занимает четыре года. Диплом бакалавра подтверждает получение высшего образования. Выпускник может работать по специальности либо продолжить обучение в магистратуре. Однако диплом не дает права поступать в аспирантуру и заниматься научной деятельностью. То есть бакалавриат нацелен скорее на подготовку специалистов-практиков, нежели ученых.
Обучение в магистратуре рассчитано на два года. После магистратуры можно либо работать по специальности, либо поступать в аспирантуру и заниматься научной работой.
Подготовка научных кадров
Те, кто намерен заниматься наукой или преподавать в вузах, после получения диплома специалиста или магистра могут продолжить обучение в аспирантуре, параллельно ведя преподавательскую и исследовательскую работу. Обучение в аспирантуре занимает от двух до четырех лет. В профессиях, связанных с искусством, к аспирантуре приравнивается ассистентура, в военных специальностях – адъюнктура.
Обучение в аспирантуре направлено на углубление навыков исследовательской деятельности. За время учебы аспирант должен опубликовать результаты своих научных изысканий и подготовиться к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Она сопоставима со степенью PhD. Уровень кандидата наук дает право претендовать на звание и должность доцента в вузе, а также предполагает возможность продолжить обучение в докторантуре. Это специальное подразделение в некоторых вузах или научно-исследовательских институтах, где кандидаты наук повышают квалификацию и готовятся к получению второй ученой степени – доктора наук.
УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ
- Лучшие вузы России
- Российское высшее образование в цифрах
- Традиции обучения иностранцев в России
Источник: studyinrussia.ru