Последовательность разработки планов прогнозов программ

Порядок и последовательность работы определяется в зависимости от применяемого метода прогнозирования. Обычно работа выполняется в несколько этапов.

1-й этап – прогнозная ретроспекция,т.еустановление объекта прогнозирования и прогнозного фона. Работа на первом этапе выполняется в такой последовательности:

— формирование описания объекта в прошлом, что включает предпрогнозный анализ объектов, оценку его параметров, их значимости и взаимных связей;

— определение и оценка источников информации, порядка и организации работы с ними, сбор и обработка ретроспективной информации;

— постановка задачи исследования.

Выполняя задачи прогнозной ретроспекции, прогнозисты исследуют историю развития объекта и прогнозного фона с целью получения их систематизированного описания.

На этой же стадии осуществляется разработка задания на прогноз, т.е такого документа, который определяет цели и задачи прогноза и регламентирует порядок его разработки.

2-й этап –прогнозный диагноз, в ходе которого исследуется систематизированное описание объектов прогнозирования и прогнозного фона с целью выявления тенденций их развития и выбора моделей и методов прогнозирования. Работа выполняется в следующей последовательности:

Быстрое прогнозирование в Microsoft Excel

— разработка модели объекта прогноза, в том числе формализованное описание объекта, проверка степени адекватности модели объекту;

— выбор методов прогнозирования (основного и вспомогательного), разработка алгоритма и рабочих программ.

3-й этап – проспекция,т.е. процесс обширной разработки прогноза, в том числе:

— расчет прогнозируемых параметров на заданный период упреждения;

— синтез отдельных составляющих прогноза.

4-й этап – оценка прогноза, в том числе его верификация(определение степени достоверности, точности и обоснованности).

Полученный прогноз в дальнейшем может быть подвергнут корректировке, т.е. уточнению по результатам верификации, с учетом дополнительных материалов и исследований.

Результаты прогноза оформляются в виде справки, доклада или иного материала и представляются заказчику.

В ходе прогнозирования у исполнителей может возникнуть прогнозный вариант, прогнозная альтернатива и необходимость проверки прогнозного эксперимента.

Прогнозный вариант – один из прогнозов составляющих группу возможных прогнозов.

Прогнозная альтернатива – один из прогнозов, составляющих группу взаимоисключающих прогнозов.

Прогнозный эксперимент – варьирование характеристик объекта прогнозирования на прогнозных моделях с целью выявления возможных допустимых, недопустимых прогнозных и альтернативных вариантов развития событий.

Верификация прогноза — проверка на истинность, достоверность. Различают несколько способов верификации прогноза:

— прямая (разработка прогноза методом, отличным от первоначально использованного);

— косвенная (сопоставление с прогнозами, полученными из других источников информации);

— повторным опросом (использование дополнительных обоснований или изменение экспертом его оценки, отличающегося от мнения большинства.) и др.

Свидание в 16 vs 26 лет 😨😳

4. Основные стадии планирования.

В зависимости от того, о каких планах идет речь (государственных или планах организации) этапы планирования могут различаться. Государственное планирование осуществляется по строго определенным процедурам, порядок которых закреплен в специально разработанных методических рекомендациях, основанных на нормах закона 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» или подобных документах регионального или муниципального уровней управления. Подробно об этом будет рассказано в теме 4. В данной лекции мы рассмотрим процедуру планирования на уровне организации (предприятия).

В планировании, как в процессе, выделяют 4 основные ступени: составление плана; принятие плана; осуществление плана; оценка плана. При детальном описании, процесс планирования рассматривается в виде 12 этапов. 1) обоснование целей деятельности;

2) сбор экономической информации;

3) проведение комплексного экономического анализа;

4) составление прогнозов;

5) собственно планирование – составление проектов общего и частных планов;

6) утверждение планов;

7) доведение планов до исполнителей;

8) выполнение плана исполнителями;

9) контроль и мониторинг исполнения плана;

10) корректировка плана;

11) оценка итогов выполнения плана;

12) подготовка к разработке планов на следующий период.

Представленная в перечне последовательность этапов не является жестко фиксированной. За счет эффекта многообразных обратных связей может возникнуть необходимость в корректировке итогов предыдущего этапа, в согласовании решений по сопредельным разделам плана. «Неприкосновенной» остается ориентация на миссию предприятия, а конкретные средства и способы ее реализации могут видоизменяться в зависимости от динамично меняющихся условий внешней и внутренней среды предприятия.

Как видно из перечня этапов, планирование является непрерывным процессом, в котором соблюдаются принципы преемственности и непрерывности. Условность приведенного перечня состоит в том, что этапы могут разграничиваться с разной степенью детализации, а различные операции (этапы) – чередоваться в различной последовательности; возможен возврат к предыдущим этапам с целью корректировки или параллельная работа по нескольким операциям.

1. Планирование начинается с выбора приоритетов в развитии предприятия, что соответствует определению целей и методов их достижения.

2. Работа по сбору данных при осуществлении прогнозирования и планирования во многом одинакова. Однако при планировании используется преимущественно информация о внутренней среде хозяйствования, в то время как при прогнозировании велика значимость данных о факторах внешней среды функционирования предприятия.

3. Комплексный экономический анализ осуществляется в форме оценки информации о настоящем и прошлом в деятельности предприятия, что необходимо для определения будущего. В процессе экономического анализа изучаются данные об экономическом, коммерческом, технологическом, кадровом и ином состоянии в прошлом и настоящем с целью оценки будущих условий и результатов деятельности предприятия. Экономический анализ является обязательным начальным этапом планирования. Он включает: расчеты экономических показателей; содержательный анализ, т. е. определение позитивных результатов деятельности; выявление негативных аспектов в итогах деятельности предприятия; общую оценку деятельности; разработку рекомендаций по улучшению экономического положения предприятия.

Читайте также:
Карта байрам в телефоне программа штрих код

Разработаны стандартные процедуры и методики экономического анализа. К основным методам экономического анализа относятся: сравнение; группировка; индексный метод; метод цепных подстановок; графический метод; балансовый метод; корреляционный и регрессионный анализ; факторный анализ; теория игр; теория массового обслуживания и др.

4. На основе данных комплексного экономического анализа разрабатываются прогнозы в виде многовариантных моделей (оптимальный, пессимистический и наиболее реальный варианты).

5. Следующий этап организации работ – собственно планирование, т. е. составление проектов общего и частных планов. Содержанием планирования является выполнение серии расчетов в соответствии с принятой методологией и получением системы итоговых плановых показателей.

6. Процесс утверждения плановых показателей включает предварительное обсуждение проекта плана заинтересованными службами фирмы, его рассмотрение высшим руководством предприятия, которое утверждает план либо возвращает его на доработку. Утверждение официальных планов фиксируется документально протоколом, приказом или распоряжением.

7. После утверждения планы доводятся до исполнителей: структурных подразделений, отделов, служб и отдельных работников. Необходимо обеспечить правильное понимание всеми исполнителями своих функций.

8. Следующим этапом является деятельность по выполнению планов, в этой работе заметную роль играют менеджеры. Важным условием успеха на этом этапе является взаимная согласованность и координация деятельности подразделений предприятия. При возникновении отклонений в отдельных звеньях производственной цепи нарушается общий цикл выполнения работ.

9. Весь ход выполнения плана необходимо держать под контролем. Для этого осуществляются контроль и мониторинг исполнения плана, включая все элементы производственного процесса и его конечный результат. Осуществляется мониторинг расходования всех видов ресурсов, проверяется соблюдение сроков выполнения производственных операций, оценивается экономический эффект по отдельным операциям и производственному процессу в целом.

10. При проведении контроля и мониторинга могут обнаружиться отклонения от плановых заданий либо изменения условий хозяйствования, что может потребовать корректировки плана по объемам, срокам, ассортименту. Сложной дилеммой в теории планирования является конфликт двух требований: адекватности и стабильности плана.

С одной стороны, при разработке плана необходимо обеспечить возможность непрерывной его адаптации к изменяющимся условиям деятельности фирмы. С другой стороны, план должен быть относительно стабильным, чтобы он действительно мог служить ориентиром в работе предприятия. Разрешение данного противоречия состоит в принятии компромиссного решения на основе корректировки плана (постоянно либо эпизодически, по мере накопления его оперативных изменений). Но оба плана – первоначальный и скорректированный – должны иметь неизменные конечные параметры-критерии, позволяющие оценить степень достижения конечных целей деятельности.

11. При завершении планового периода подводятся итоги выполнения плана, выявляются причины и факторы отклонений, если они имели место, что должно быть учтено при планировании на следующий период.

12. После завершения очередного планового периода должен непосредственно включаться в действие новый план на следующий плановый период. Очевидно, что подготовка и разработка нового плана должна была осуществляться заблаговременно в период действия предыдущего плана.

Существенным организационным вопросом планирования является создание условий и определение мер по обеспечению выполнения плановых заданий. Основными из них являются:

· детальное и конкретное описание необходимых действий;

· определение перечня исполнителей с указанием решаемых ими задач;

· установление календарных сроков выполнения плановых заданий;

· определение центров ответственности по каждому разделу плана и плану в целом;

· ресурсное обеспечение, включая финансирование, материальное обеспечение, организационное обеспечение, технологическую базу, маркетинговую деятельность, кадровый потенциал и др.

Источник: www.megapredmet.ru

Порядок разработки прогнозов и планов

Краткосрочный прогноз разрабатывается на основе данных социально-экономического развития страны за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития РФ до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год.

В целом составление прогноза включает несколько этапов и носит итеративный характер.

I этап ‑ Минэкономики РФ при участии других федеральных органов исполнительной власти, учитывая ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ, разрабатывает сценарные условия развития экономики страны. Они содержат целевые параметры, основные решения и меры по стабилизации положения по направлениям государственной политики, оценку основных показателей.

Показатели сценарных условий функционирования экономики разрабатываются на основе тенденций социально-экономического развития, уточненных прогнозов за предыдущие годы. Рассматриваются различные, но наиболее вероятные варианты. Оценивается также острота воздействия неблагоприятных факторов.

На основании этого выделяется основной вариант (оптимистический), который ориентируется на возможно полную реализацию целей и приоритетов. При этом исключаются непредсказуемые изменения внутриполитической ситуации и мировой экономической конъюнктуры. Другой вариант (пессимистический) учитывает воздействие неблагоприятных факторов, которые могут замедлить выход на целевые ориентиры в установленные сроки. Устранение влияния этих факторов потребует дополнительных затрат, а значит темпы экономического развития будут ниже.

II этап ‑ После одобрения сценарных условий и направлений бюджетной политики Правительством РФ, Минэкономразвития РФ доводит их до органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ. Федеральные министерства и ведомства подготавливают свои предложения с учетом отраслевых особенностей.

Минэкономразвития РФ обобщает все эти данные и направляет в Правительство РФ. Одновременно Минэкономразвития РФ представляет в Минфин РФ основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ в целом и по субъектам РФ, а также перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета, с указанием источников и объемов финансирования, проект сводной бюджетной заявки.

III этап ‑ После рассмотрения Правительством РФ, Минэкономразвития РФ доводит до органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ уточненные данные предварительного прогноза, необходимые для разработки отраслевых и региональных прогнозов, а также для проектировки бюджетных ассигнований по федеральным целевым и инвестиционным программам.

IV этап ‑ Органы исполнительной власти и субъектов РФ, а также государственные заказчики федеральных целевых программ представляют в Минэкономразвития РФ уточненные прогнозы социально-экономического развития отраслей экономики и регионов с учетом результатов предварительного рассмотрения, оценки состояния экономики, возможных вариантов ее стабилизации, а также уточняют расходы на реализацию федеральных целевых программ исходя из объемов их финансирования, уточненных в федеральном бюджете.

Читайте также:
Таймер механический программа 24 часа инструкция по применению

V этап ‑ Минэкономразвития РФ представляет в Правительство уточненный прогноз социально-экономического развития РФ, проект сводного финансового баланса с разбивкой по субъектам РФ; перечень основных социально-экономических проблем (задач), решаемых в следующем году, и федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет федерального бюджета; объемы поставок продукции для федеральных нужд; проект развития государственного сектора экономики и др.

На основании прогноза Правительством РФ утверждаются основные показатели: объем и динамика ВВП; прогноз инфляции; объемы производства и реализации товаров, работ, услуг; объемы инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования; расчеты фонда оплаты труда; объемы прибыли (доходов); показатели экспорта и импорта; прогноз курса рубля и ставок рефинансирования ЦБ РФ; проектировки основных характеристик сводного финансового баланса. С учетом этих показателей Минфин РФ разрабатывает проект федерального бюджета на очередной финансовый год.

При составлении проекта федерального бюджета составляется также баланс финансовых ресурсов. Он представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории. Баланс финансовых ресурсов имеет большое значение при определении потребностей в финансовых ресурсах отдельных территорий и используется при определении общего размера ФФПР, а также порядка его распределения.

Одновременно с проектом федерального бюджета разрабатываются также:

план развития государственного сектора;

перечень долгосрочных целевых программ.

План развития государственного сектора экономики включает: перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных и унитарных предприятий; программу приватизации государственного имущества и приобретения имущества в государственную собственность; сведения о предельной штатной численности государственных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств. Федеральный орган исполнительной власти разрабатывает и утверждает задания по предоставлению государственных услуг, а также нормативы финансо­вых затрат на единицу предоставляемых государственных услуг.

Долгосрочные целевые программы разрабатываются в соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории. Они определяются приоритетами, заданными в этих прогнозах, и подлежат финансированию из федерального бюджета.

Данные прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу используются при разработке концепции социально-экономического развития, прогнозов и программ социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.

Государственные прогнозы используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных мер в области социально-экономической политики. При наличии прогноза решения принимаются не только как реакция на текущие события, но и с учетом ясного представления о его последствиях. Выводы прогнозов необходимы и как рекомендации при разработке программ, концепций, планов в качестве объективно возможных вариантов развития при заданных социально-экономических целях.

Таким образом, прогнозы социально-экономического развития разрабатываются по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам; на краткосрочную, среднесрочную, долгосрочную перспективу. Основным организаторам разработки прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации является Минэкономразвития России. Другие субъекты разработки: Минфин России, Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Аналитический центр при Правительстве РФ, Центральный банк РФ; органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ. Порядок разработки прогнозов определяется Правительством РФ, носит интерактивный характер и включает несколько этапов.

Задание 3. Покажите роль Минэкономразвития в государственном прогнозировании.

Источник: studfile.net

Этапы прогнозирования: последовательность и характеристика

Научно обоснованное прогнозирование является важным инструментом современного менеджмента. Оно используется как для стратегического планирования развития отдельных предприятий, так и для разработки долгосрочных социально-экономических программ на государственном уровне. Структура и этапы этого процесса тесно связаны с методикой и принятой моделью.

Определение

Прогнозирование – это система теоретически обоснованных представлений о возможных будущих состояниях какого-либо объекта и о направлениях его развития. Это понятие схоже с термином гипотеза, но, в отличие от последней, оно основано на количественных показателях и обладает большей достоверностью. Общей чертой этих двух понятий является то, что они исследуют еще не существующий объект или процесс.

Вам будет интересно: Факультет международных отношений в МГУ: программа обучения

Прикладные методики прогнозирования получили активное развитие в 70-е гг. XX в., а бум их использования за рубежом продолжается и в наши дни. Главным образом это связано с новым направлением в исследованиях – глобальной проблематикой, основной задачей которой является решение мировых ресурсных, демографических и экологических проблем.

Вам будет интересно: Что такое статика: теоремы и аксиомы

Прогнозирование – это наука, которая имеет тесную связь со статистикой и ее аналитическими методами. При проведении анализа широко используются достижения математики, естественных и других наук.

Прогнозирование и планирование дополняют друг друга в различных вариациях. В большинстве случаев прогноз разрабатывают до создания плана. Он также может следовать за планом – для определения возможных последствий. В крупномасштабном исследованиях (на уровне государства или региона) прогноз может выступать в роли самого плана.

Цели

Основной задачей прогнозирования является выявление эффективных способов управления социально-экономическими процессами в обществе или экономико-техническим развитием предприятия.

Методологическими основами для достижения таких целей являются следующие:

  • анализ тенденций развития экономики и техники;
  • предвидение различных вариантов;
  • сопоставление сложившихся тенденций и поставленных целей;
  • оценка возможных последствий принятых экономических решений.

Методы прогноза

Вам будет интересно: Как получить заочное юридическое образование

Читайте также:
10 лучших программ для linux

Среди огромного количества методов прогнозирования можно выделить следующие основные группы:

1. Индивидуальные экспертные оценки:

  • Интервью – информацию получают в ходе беседы (формализованная и неформализованная, подготовительная и независимая, направленная и ненаправленная).
  • Анкетный опрос (индивидуальное, групповое, массовое, очное и заочное анкетирование).
  • Разработка прогнозного сценария (применяется в сферах управленческой деятельности).
  • Аналитический метод – построение дерева целей (для оценки иерархических или структурных процессов).

2. Коллективные экспертные оценки, основанные на получении согласованного мнения в группе экспертов:

  • совещания;
  • «круглые столы»;
  • «Дельфи»;
  • «мозговой штурм»;
  • метод «суда».

3. Формализованные методики, основанные на использовании математических способов оценки:

  • экстраполяция;
  • математическое моделирование;
  • морфологический метод и другие.

4. Комплексные методики, сочетающие в себе несколько вышеуказанных:

  • «двойное дерево» (используется для фундаментальных исследований и НИОКР);
  • прогнозный граф;
  • «Паттерн» и другие.

Правильно выбранный метод прогноза значительно влияет на его погрешности. Например, при стратегическом планировании не используется способ экстраполяции (предвидение за пределами экспериментальных данных или распространение свойств с одной предметной области на другую).

Этапы

Последовательность этапов прогнозирования в общем случае представляет собой проведение работ по следующей схеме:

Ниже дано описание основных этапов прогнозирования и их характеристика.

Подготовительный этап

Вам будет интересно: Морока и морок — это не одно и то же

На первой стадии решают следующие вопросы:

На постановочном этапе прогнозирования определяют также исполнителей, которые должны провести прогноз. Эта группа может состоять из компетентных работников, ответственных за организационную работу и информационное обеспечение, а также включает экспертную комиссию.

Документально фиксируют следующие моменты:

  • решение о прогнозировании;
  • состав рабочих комиссий;
  • график проведения работ;
  • аналитический обзор по изучаемой проблеме;
  • контракты или иные соглашения со специалистами, привлекаемых к прогнозированию.

Анализ

На втором, аналитическом этапе прогнозирования, проводят следующие виды работ:

  • исследование информации об объекте в ретроспективе;
  • разделение качественных и количественных показателей;
  • анализ внутренних условий (применительно к предприятию это могут быть: его организационная структура, технологии, кадры, производственная культура и другие качественные параметры);
  • изучение и оценка внешних условий (взаимодействие с партнерами по бизнесу, поставщиками, конкурентами и потребителями, общее состояние экономики и общества).

В процессе анализа проводят диагностику текущего состояния объекта и определяют тенденции его дальнейшего развития, выявляют основные проблемы и противоречия.

Альтернативные варианты

Стадия выявления других, наиболее вероятных вариантов развития объекта, является одним из ключевых этапов прогнозирования. От правильности их определения зависит точность прогноза и, соответственно, эффективность решений, принятых на его основе.

На данном этапе выполняются такие работы:

  • разработка перечня альтернативных вариантов развития;
  • исключение тех процессов, которые в данный период имеют вероятность реализации ниже порогового значения;
  • детальная проработка каждого дополнительного варианта.

Экспертиза

На основе имеющейся информации и ранее проведенного анализа производится экспертное исследование объекта, процесса или ситуации. Результатом данного этапа прогнозирования является обоснованное заключение и определение сценариев, по которым развитие будет наиболее вероятным.

Экспертиза может проводиться различными методами:

  • интервьюирование;
  • анкетирование;
  • одноразовый или многотуровый опрос экспертов;
  • анонимный или открытый обмен информацией и другие способы.

Выбор модели

Модель прогнозирования – это упрощенное описание исследуемого объекта или процесса, которое позволяет получить необходимую информацию о его будущем состоянии, направлениях для достижения такого состояния и о взаимосвязях отдельных элементов системы. Ее выбирают на основе метода исследования.

В экономической науке выделяют несколько видов таких моделей:

  • функциональные, описывающие работу главных составных частей;
  • модели, характеризуемые методами экономической физики (определение математических зависимостей между различными переменными процесса производства);
  • экспертные (специальные формулы для обработки экспертных оценок);
  • экономические, основанные на определении зависимостей между экономическими показателями прогнозируемой системы;
  • процедурные (описывающие управленческие взаимодействия и их порядок).

Существуют также другие классификации моделей:

В прогнозных моделях выделяют следующие формы описания явлений:

  • текстовая;
  • графическая (методы экстраполяции);
  • сетевая (графы);
  • построение блок-схем;
  • матричная (таблицы);
  • аналитическая (формулы).

Модель формируют при помощи таких способов, как:

  • феноменологический (прямое изучение и наблюдение за происходящими явлениями);
  • дедуктивный (выделение деталей из общей модели);
  • индуктивный (обобщение из частных явлений).

После подбора модели, производится прогноз на определенные периоды. Полученные результаты сравнивают с известной на данный момент информацией.

Оценка качества

Этап верификации прогноза, или проверка его надежности, проводится на основании предшествующего опыта (апостериори) или независимо от него (априори). Оценку качества делают с помощью следующих критериев: точность (разброс прогнозных траекторий), достоверность (вероятность осуществления выбранного варианта), надежность (мера неопределенности процесса). Для оценки отклонения прогнозных критериев от их фактических значений применяется такое понятие, как ошибки прогноза.

В процессе контроллинга также осуществляется сопоставление результатов с другими моделями, разработка рекомендаций по управлению объектом или процессом, если такое воздействие может оказать влияние на развитие событий.

Выделяют 2 методики для проведения оценки качества:

Основные факторы

На точность прогноза оказывают влияние следующие главные факторы:

  • компетентность экспертной группы;
  • качество подготовленной информации;
  • точность измерения экономических данных;
  • уровень методов и процедур, используемых при прогнозировании;
  • правильность выбора модели;
  • согласованность методологических подходов между различными специалистами.

Часто большие погрешности возникают также из-за того, что не учитываются особенности условий, в которых применяется данная модель.

Реализация

Последним этапом прогнозирования является реализация прогноза и мониторинг за ходом его выполнения. При выявлении критических отклонений, которые могут существенным образом повлиять на дальнейшее развитие событий, прогноз корректируют.

Уровень принятия поправочных решений может быть различным. Если они незначительны, то корректировка осуществляется аналитической группой, которая отвечает за разработку прогноза. В отдельных случаях к этой работе привлекают экспертов.

Источник: 1ku.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru