Последовательность основных этапов разработки программы исследования установите

Под исследовательским процессом понимается один из видов деятельности, отличающийся от других видов тем, что:

— содержит творческую часть, которую можно назвать мысленным экспериментом с воображаемыми объектами;

— он устремлен на выяснение существенных характеристик явлений процессов, в итоге выступающих как важные обобщения в форме принципов, закономерностей и законов, знание которых обеспечивает господство человека в соответствующей области;

— исследователь не имеет каких-либо алгоритмических предписаний успеха, нельзя также найти решение проблемы в литературе или выяснить это решение у своих коллег по науке;

— исследователь поставлен в положение, когда он оказывается перед лицом сложности научной проблемы, испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска.

Конечно, в творческом процессе возможны всякого рода отклонения. Они возникают под влиянием особенностей предшествующего опыта работы, ассоциативных связей, обусловленных научной средой, состоянием разработанности проблемы.

01 Этапы разработки программных продуктов

Главная задача исследователя — выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.

Структурные компоненты исследовательского процесса (предполагающего экспериментальную часть) в оптимальном варианте выстраивается следующим образом.

1-й этап. Изучение состояния проблемы, разработка программы изыскания, выбор методов исследования. На этом этапе устанавливается уровень её разработанности и перспективность. Для этого анализируются результаты ранее проведенных исследований по выбранной теме, которые были выполнены другими и самим исследователем.

Выявляются противоречия, нерешенные проблемы, обосновывается актуальность темы изыскания, определяются объект и предмет исследования, составляется стратегический план исследования (вычленяются этапы и задачи на каждом из них), выбирается система методов исследования, составляется набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.. Главный вопрос первого этапа научной работы — проблемный аспект темы, без чего нельзя переходить к следующему этапу научной работы. Качество сформулированного проблемного аспекта избранной темы предопределит в значительной мере конечные результаты исследования.

2-й этап. Формулировка целей исследования. Цель — один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результаты деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и цели; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.

Цели исследования выступают как достижение неких новых состояний в каком-либо звене исследовательского процесса или как качественно новое состояние — результат преодоления противоречия между должным и сущим.

Возможности программы для создания пользовательской документации — Часть 1 — Изучаем Dr.Explain

Помимо формулировки общей цели формулируются частные, промежуточные. Промежуточные цели могут выступать и как препятствия, которые должны быть устранены и как желанная иерархия работ (общих или индивидуальных).

Цели исследования должны конкретно формулироваться и находить свое выражение в описании того прогнозирующего состояния, в котором желательно видеть объект исследования в соответствии с социальным заказом.

Цель исследования есть всегда описание проектируемого нормативного результата, вписанного в контекст связей более общей системы.

Разработка иерархии целей завершается построением сетевого графика (или цепи целей), в котором выделяется критический путь, оптимизирующий последовательность выполнения научно-исследовательской работы и всевозможных работ для достижения конечной цели.

Цель рождается из конкретных потребностей данного научного учреждения (например, школа, лаборатория и др.). Определение цели и задач исследования сразу проясняет сущность диссертации (научного изыскания). По мнению специалистов нужно стремиться к более четкой и конкретной формулировке цели, как-то:

— определить педагогические условия воспитания интеллектуальных мотивов педагога к выявлению приемов эволюционно-интеллектуального стимулирования познавательной активностью обучающихся;

— изучить средства формирования творческого отношения обучающихся к усвоению профессиональных знаний;

— разработать условия, обеспечивающие осознанный выбор обучающимися специальности в многоуровневой системе высшего педагогического образования;

— изучить педагогические условия формирования у обучающихся педвуза эмпатической культуры как составной части их педагогического мастерства.

Исследователь должен много поработать над формулировкой цели изыскания, добиваясь, чтобы она звучала четко и красиво, а главное — действительно отражала цель, которую он поставил перед собой.

3-й этап. Формулировка гипотезы исследования (предположения, которые должны получить подтверждение в изыскании). При разработке гипотезы исследователь должен иметь в виду основные функции научной теории. В качестве проекта гипотезы должна выполнять соответствующие функции в границах предмета исследования — описательную, объяснительную, прогностическую.

Удовлетворяя этим требованиям, гипотеза описывает композицию предмета исследования как проявления качества единства целого. Гипотеза прогнозирует конечные результаты преобразования и долговременность их существования.

Исследовательская практика показывает, что в творческом процессе формирования гипотезы определенную роль играет отдельный факт, психологическое состояние исследователя. Здесь особенно ярко проявляется роль аналогий, уровень развития ассоциативного мышления научного работника.

В практике существуют другие конструктивные способы построения гипотез. Например, создание множества вероятных «траекторий» движения объекта исследования, в результате чего последний приобретает качества, запланированные экспериментатором, если из всех возможных «траекторий» выяснена и реализована наилучшая.

4-й этап. Постановка задач, вытекающих из гипотезы исследования. Гипотетически представленные внутренние механизмы функционирования исследуемого явления, процесса, предположительно описанные существенные его характеристики соотносятся с целями исследования, т.е. конечными проектируемыми результатами. Это соотнесение позволяет перейти к формулировке задач исследования. Такая теоретическая работа направлена на выработку формы и содержания конкретных поисков заданий, устремленных на оптимизацию варьирование условий (внешних и внутренних, существующих и экспериментально приносимых), в результате которых гипотетическая причинно-следственная связь приобретает все черты объективной закономерности.

В процессе формулировки исследовательских задач, как правило, возникает необходимость в проведении эксперимента. В педагогическом исследовании используют следующие виды экспериментов: констатирующий, формирующий и контролирующий.

Констатирующий эксперимент проводится с целью установления фактического исходного состояния перед основным формирующим. Проведение констатирующего эксперимента позволяет довести разработку исследовательских задач до высокой степени определенности и конкретности. Констатирующий эксперимент не формирует каких-либо новых, заданных качеств у объекта. Его задача состоит: в объективном исследовании и установлении наличных существенных количественных и качественных характеристик, в установлении законов функционирования процесса в исходном состоянии, в причинном объяснении этого состояния. Именно такого рода знания являются отправным обоснованием для формулировки целей и задач исследования.

Детально же перечислить все стоящие задачи перед исследователем можно в начале каждой из глав диссертации, там, где это потребуется.

После постановки цели и задач диссертант должен отчетливо представлять себе границы своего исследования, как в ширину, так и в глубину и знать, что входит, а что не входит в то исследование, которое ему предстоит выполнить.

Читайте также:
Партнерские программы банков и как на них заработать

5-й этап. Подготовка и организация эксперимента. Новый этап движения научного поиска наступает после формулирования исследовательских задач. Для этого должен быть представлен полный перечень существенных условий, как поддающихся регулированию, так и допускающих хотя бы стабилизацию.

Программа экспериментального исследования (т.е. перечень работ на весь собственно экспериментальный период), методика эксперимента и техника регистрации текущих событий экспериментального процесса осуществления прямыми и косвенными наблюдениями, проведением бесед, анкетированием, изучением всевозможной документации и материальных свидетельств.

Основные качества исследуемых методик, которых надлежит добиваться при планировании эксперимента, состоят в том, чтобы обеспечить с их помощью репрезентативность, валидность, эксперимента, его достаточную разрешающую способность для разделения фактического материала по типическим группам или различения ступеней интенсивности изучаемого качества, функционирования процесса.

6-й этап. Проведение эксперимента и сбор фактических данных. Организация и проведение эксперимента начинается с испытательной проверки экспериментальной документации: исследовательских методик, вопросников, анкет, программ бесед, таблиц или матриц для регистрации и накопления данных. Назначение такой проверки — внести возможные уточнения, изменения в документацию, отсечь излишества по сбору фактических данных, которые впоследствии окажутся обременительными, отнимающими время и отвлекающие внимание от центральных вопросов проблемы.

Экспериментальный процесс — наиболее трудоемкая, напряженная, динамичная часть научного исследования, остановить который невозможно, эксперимент не допускает каких-либо незапланированных пауз. В процессе эксперимента исследователь обязан:

— непрерывно поддерживать условия, обеспечивающие неизменность темпа и ритма протекания эксперимента, сходство и различие экспериментальных и контрольных групп;

— варьировать и дозировать управляемые условия и интенсивность факторов, оказывающих направленное влияние на конечные результаты, подлежащие сопоставлению;

— систематически оценивать, измерять, классифицировать и регистрировать частоту и интенсивность текущих событий экспериментального процесса, включая такие его моменты, когда объект исследования приобретает устойчивые запланированные характеристики;

— параллельно эксперименту вести систематическую первичную обработку фактического материала с тем, чтобы сохранить его свежесть и достоверность деталей, не допустить наслоения на него последующих впечатлений и интерпретаций.

Процесс эксперимента сопровождается качественной и количественной обработкой данных. Качественная предполагает: а) получение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях процесса или отдельного обучающегося, группы; получение предварительных показателей, которые дальше подвергнутся количественной обработке. Количественная обработка включает методы математической статистики: альтернативный, корреляционный, дисперсионный, факторный, таксономический анализ и др.

7-й этап. Систематизация результатов, их интерпретация и изложение. На основе полученных данных начинается воссоздание целостного представления об исследуемом объекте, но уже с точки зрения сущностных отношений. Фактический материал подвергается квалификации по разным основаниям, формируются статистические последовательности, полигоны распределения, обнаруживаются тенденции развития стабильности, скачков в формировании качества объекта экспериментального воздействия и исследования. Индуктивные и дедуктивные обобщения фактического материала строятся в соответствии с требованиями репрезентативности, валидности и релевантности. На основе объективно познанных закономерностей проводятся:

— ретроспективная ревизия выдвинутой гипотезы с целью перевода её в ранг теории, в той её части, в которой она оказалась состоятельной;

— формулирование общих и частных следствий в этой теории, допускающих контрольную её проверку и воспроизведение экспериментального эффекта в иное время и в иное место другими исследователями, но при строгом соблюдении ими условий эксперимента;

— оценка адекватности методов исследования и исходных теоретических концепций с целью приращения и совершенствования методологического знания и включения его в общую систему методологии науки;

— разработка прикладной теории, адресуемой каким-либо категориям потребителей или уровням практики. Рекомендации должны разрабатываться исключительно в такой форме, в которой их в состоянии потребить практика.

Придерживаясь данных рекомендаций, исследователь получает своего рода нормативные методологические ориентиры организации изыскательской деятельности. Последовательное исполнение перечня работ, когда каждая из предшествующих процедур логически обеспечивает исполнение последующей, формирует окончательный результат, который в этом случае будет иметь больше шансов отличаться полнотой доказательности и прикладными качествами.

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и др.) и лишь затем, после их всесторонней оценки используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в снятом, обобщенном виде включаются в руководящие документы.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику исследовательского процесса.

2. Назовите основные этапы исследования и дайте их краткую характеристику.

3. Как воплощаются результаты исследовательского процесса?

Источник: studopedia.su

Постановка исследовательских проблем. Логическая последовательность действий при разработке программы.

Первая стадия социологического исследования – стадия осознания теоретической или практической недостаточности существующего знания. Вторая – стадия формулировки проблемы и выдвижения гипотетического объяснения. Третья – эмпирической проверки сформулированной гипотезы, за которой нередко следует четвертая – стадия переопределения и уточнения проблемы или гипотезы.

Социологическое исследование начинается с разработки его программы. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят результаты исследования.

Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации) и включает: определение проблемы, объекта и предмета исследования; предварительный системный анализ объекта исследования, характеристику цели и задач исследования; интерпретацию и операционализацию основных понятий; формулирование рабочих гипотез; описание методов сбора данных; описание схем анализа данных. Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются формулировкой гипотез. Ко второму — описание методов сбора, обработки и анализа данных.

Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса: во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как «перевести» их в средства исследования, методы сбора, модели обработки и анализа материала и, во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.

Программа социологического исследования представляет собой изложение общей концепции, методологических подходов в соответствии с целью предпринимаемого исследования, гипотез, правил процедуры и логически последовательных действий для проверки высказанных предположений. Первоначально, социолог составляет общий эскиз программы, где фиксируются тема, цель и основные задачи предполагаемого исследования в соответствии с выдвинутой проблемной ситуацией. Далее решается организационный вопрос: тема научно-исследовательской работы социолога включается в план НИР учреждения, в котором он служит, либо с ним заключает договор организация-заказчик, которая заинтересована в его исследовании.

Методологический раздел программы или стратегический документ исследования имеет следующие части: формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных используемых понятий, гипотезы и основные задачи исследования. Второй, методический раздел программы или документ, отражающий тактику исследования, включает изложение методов сбора первичной социологической информации, определение поля изучения обследуемой социальной совокупности, логическую структуру инструментария для работы над первичными материалами и их обработки на ЭВМ. Все социологические исследования, в том числе и теоретические, имеют прикладное значение, они содержат информацию, выводы, рекомендации для практической деятельности, для подготовки и принятия управленческих решений. В целом социологические исследования направлены на выявление резервов социального развития, имеющихся во всех общественных явлениях.

Читайте также:
Как восстановить флешку на андроиде программа

Социальная проблема, на решение которой направлено исследование, имеет своих носителей. К ним относятся те или иные социальные группы и социальные институты. Они выступают объектом исследования. Объект — это часть действительности, которая нуждается в социологическом познании. Это может быть жизнедеятельность людей, организуемая конкретными социальными институтами.

Предмет исследования — это определенный аспект объекта, его некоторые стороны и свойства, которые в более полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

После составления программы социологического исследования на основе ее методологического раздела (стратегии) и в соответствии с методическим разделом (тактикой) начинается организация полевого исследования, т. е. сбор первичной информации.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат Постановка исследовательских проблем. Логическая последовательность действий при разработке программы. От 250 руб
  • Контрольная работа Постановка исследовательских проблем. Логическая последовательность действий при разработке программы. От 250 руб
  • Курсовая работа Постановка исследовательских проблем. Логическая последовательность действий при разработке программы. От 700 руб

Источник: students-library.com

Теоретический материал 4. Разработка программы исследования. Тема 2 Методологический раздел программы исследования

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 1.19 Mb.

резервов, ограничений развития, позволяет увидеть угрозы и своевременно принять корректирующие меры. Исследование – закономерный и естественный элемент практической эффективности любой деятельности. Это фактор профессионализма, образования и искусства.
Таким образом, исследование – это вид деятельности человека, включающий:

распознавание проблем и ситуаций

определение их происхождения

выявление особенностей, содержания, закономерностей развития процессов и явлений

прогнозирование дальнейших тенденций развития объекта исследования

нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике её разрешения.
Исследовательский подход способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений.
Функция исследования сегодня становится основной функцией управления. Она является следствием динамичности управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.
В современных процессах управления исследовательская деятельность должна занимать не менее одной трети в структуре рабочего времени.
Управление должно быть исследовательским само по себе, испытывать влияние исследовательского подхода при принятии оперативных и стратегических решений, процессах модернизации экономической и социальной сфер.
Эффективность государственного и муниципального управления определяется качеством информации об объекте управления, уровнем ее достоверности, оперативности и полноты, именно этот фактор позволяет принимать рациональные управленческие решения, учитывающие все возможные последствия. Информация приобрела значимость и свойства стратегического ресурса, решающим фактором современного политического и экономического развития.
Важно подчеркнуть ряд требований, предъявляемых к управленческой информации: надежность, достоверность, своевременность, адресность и возможность многократного использования. Действительно ценной является только та информация, которая уменьшает неопределенность в конкретной управленческой ситуации.
Функции исследований:
— получение достоверной информации об объекте анализа,
— обеспечение надежной проверки знаний,
— являются основой для разработки прогноза будущего состояния объекта,

— являются основой для разработки научно-обоснованных рекомендаций, обеспечивающих необходимое изменение объекта исследования,
— способствуют принятию эффективных управленческих решений.
Социологические исследования имеют свою специфику, которая связана с тем, что явления и отношения в процессе социальных взаимодействий изучаются в комплексе и взаимосвязи экономических, политических, социальных и культурно-духовных аспектов. Кроме того, именно социологические исследования дают возможность количественного описания качественных процессов. Социологические исследования позволяют получить количественное измерение общественных процессов и явлений, социальных систем. Задачами социологического исследования являются изучение специфики формирования и развития социальных систем, механизмов их функционирования. Анализа социальной общности как системы предполагает следующие этапы:
-анализ границ системы (территориальные границы, то есть в пределах какой территории будет осуществляться исследование, определение характеристик объекта исследования, социально-демографическая специфика);
-выявление элементов системы (в неформальной группе определение социальных ролей участников, в формальной выявление социальных статусов и их иерархии);
-выявление системообразующих детерминант
(анализ причин, побуждающих людей объединяться в те или иные социальные общности, факторов, удерживающих их внутри социальных групп либо способствующих выходу);
— анализ интегральных свойств социальных систем (определение тех или иных новых характеристик, появляющихся у социальной группы, которыми не обладает каждый элемент в отдельности).
Изучение социальной системы включает в себя несколько этапов:
1.осознание теоретической или практической недостаточности имеющихся знаний;
2. формулировка проблемы исследования, выдвижение гипотетических объяснений, разработка гипотез;
3. эмпирическая проверка сформулированных гипотез;
4. корректировка и уточнение проблемы или гипотез, что предопределяет начало нового исследовательского цикла. В зависимости от имеющейся информации об изучаемых явлениях в каждом конкретном социологическом исследовании разрабатывается определенная стратегия поиска, предопределяющая последовательность действий, выбор того или иного вида социологического исследования.
1
Социологическое исследование, как и любое другое исследование в науке и практике, имеет очень большое значение. Исследование позволяет
1
Яо Л.М. Методика и техника социологических исследований /Учебное пособие. – Казань, КГТУ, 2010

вырабатывать стратегию действий, концепцию научного поиска, подтверждая или опровергая гипотезы.
Социологическое исследование связывает теоретические знания и реальную действительность, помогая установить новые закономерности и тенденции развития общества.
Значение получаемых в ходе исследования эмпирических данных
1.проверка выдвигаемых гипотез.
2.сбор и анализ достоверной информации.
3.данные, получаемые в ходе социологического исследования, носят
теоретико-эмпирический характер и могут стать основой для развития теории государственного и муниципального управления, совершенствования управленческих практик.
Роль социологических исследований в практике государственного и муниципального управлении.
1. Основная задача органов власти – создание условий, способствующих реализации интересов и потребностей населения. Согласно статье
7Конституции, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Соответственно, основные приоритеты деятельности органов власти должны определяться, в первую очередь, реальными потребностями и интересами населения. Однако, как показывает практика, собственные представления руководителей органов власти об интересах населения и реальная ситуация не всегда совпадают.
Таким образом, именно социологические исследования позволяют получить достоверную информацию о мнениях, проблемах и потребностях населения, что позволяет выстраивать общественно-значимую стратегию развития территории, определять приоритеты деятельности органов власти в соответствии с реальными ожиданиями жителей.
2.Оценка деятельности органов власти. В современных условиях такая информация позволяет определить целесообразность управленческой деятельности, ее результативность, уровень соответствия заданным целям, создает основу для выявления проблем, позволяет разрабатывать рекомендации и направления корректирующих действий.
3.Повышение уровня эффективности связей с общественностью. Обратная связь в государственном и муниципальном управлении – одно из наиболее значимых условий, позволяющих консолидировать усилия власти и населения для решения социально значимых проблем. В современных условиях масштабы социального отчуждения населения и власти достаточно велики, что требует поиска решения для налаживания устойчивых коммуникационных связей.
Именно социологические исследования позволяют получить достоверную информацию о мнениях, проблемах и потребностях населения, что позволяет выстраивать

Читайте также:
Как развернуть лист в программе word

прикладное
Направленн
ость
Решение социальных проблем через разработку новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению
Практическое решение достаточно четко поставленных социальных проблем с целью разработки конкретных рекомендаций
Содержани
е
Углубление научного знания, формирование новых теоретических концепций, выявление общественных закономерностей, устойчивых связей.
Теоретические подходы, уже нашедшие свое отражение в научном знании, реализуются в конкретном приложении к обозначенной проблеме, непосредственным результатом становится разработка рекомендаций для внедрения в практику.
Границы
Полученные выводы имеют широкую направленность, могут использоваться для объяснения общих закономерностей и тенденций общественного развития
Как правило, предметная область определена применительно к заданному социальному объекту, выводы и разработанные рекомендаций направлены на обеспечение эффективного функционирования и развития конкретного объекта
(организации, муниципального образования).
Таким образом, граница, разделяющая данные типы исследований, определяется в зависимости от основной цели, направленной на углубление научных знаний о тенденциях развития социальных процессов (теоретико-

прикладное) или же на решение определенных управленческих задач, социальных проблем, выработку рекомендаций (прикладное).
Фактором, инициирующим проведение теоретико-прикладных исследований, является определенная общественная потребность, требующая её изучение. Проведение прикладных исследований связано, как правило, с потребностями конкретного заказчика, управленческого органа, непосредственно заинтересованного в помощи исследователей.
Рис. 1. Теоретико-прикладные и прикладные социологические
исследования
Граница, разделяющая данные типы исследований (теоретико- прикладные и прикладные социологические исследования), определяется в зависимости от основной цели, направленной на углубление научных знаний о тенденциях развития социальных процессов (теоретико-прикладное) или же на решение определенных управленческих задач, социальных проблем, выработку рекомендаций (прикладное).
ПРИМЕР. Если целью исследования является анализ причин текучести кадров в конкретной организации, то данная тематика указывает на его прикладной характер. Теоретико-прикладной тип исследования задает более сложную цель, связанную с поиском устойчивых закономерностей, выявлением общих тенденций. Текучесть кадров на предприятии может быть следствием более глубоких социально-экономических проблем того или иного региона, отрасли промышленности. Например, может быть выявлена проблема миграции населения, что задает теоретико-прикладную цель

исследования — анализ процессов миграции, их специфики и причин. Данная цель определяет постановку не только прикладных, но и теоретических задач, например, таких, как: проанализировать факторы миграционных процессов; изучить механизмы профессиональной мобильности как глобального социального процесса; изучить специфику миграционных процессов в регионе, их основные тенденции; разработать рекомендации по оптимизации миграционной политики.
Вопрос: Приведите примеры теоретико-прикладных и прикладных социологических исследований.
Разведывательные, описательные и аналитические исследования
Вопрос: В чем заключается специфика разведывательного, описательного и аналитического социологических исследований.
В зависимости от состояния имеющихся знаний о проблеме, требований к репрезентативности выводов, выделяют такие типы социологического исследования, как разведывательное исследование, описательное и аналитическое.
1. Разведывательное исследование применяется с целью уточнения проблемы, корректировки задач, разработки более обоснованных гипотез, что особенно актуально при анализе малоизученных тем. Проведение разведывательного исследования необходимо в ситуации, когда имеется только смутное представление об объекте и предмете исследования, отсутствует или есть только очень ограниченное количество источников литературы по данной теме. Данная ситуация не позволяет социологу выдвинуть четкие гипотезы, на высоком научном уровне осуществить операционализацию и интерпретацию основных понятий.
Проведение разведывательного исследования может включать в себя ряд этапов:
1.Анализ имеющейся литературы (библиография, отбор, анализ).
2.Изучение нормативных документов, статистических данных.
3.Интервью с потенциальными респондентами, одним из эффективных вариантов может выступать метод фокус-групп.
4.Интервью с экспертами. Эксперты в данной области могут дать дополнительную информацию об имеющейся литературе, разработать наброски первичных гипотез.
5.Разведывательное наблюдение.

Данные этапы могут использоваться вариативно, в комплексе либо выборочно, в зависимости от требований к глубине проработки проблемы.
Вариантом разведывательного исследования выступают экспресс – опросы, в рамках которых не ставятся глубокие научные задачи развития фундаментальной науки.
Проведение экспресс-опросов диктуется необходимостью получения сиюминутной, но крайне востребованной обществом информации, например, как население относится к президенту, запрещению абортов, политической ситуации на Украине и т.д.
Характерные черты разведывательного исследования:
— ограниченный круг задач;
— небольшое количество респондентов;
— упрощенная модель выборки, и, соответственно, нерепрезентативные данные.
Давая определение разведывательному исследованию, мы можем назвать его следующие характеристики:
 недорого;
 оперативно;
 очень неточно и приблизительно.
Рис. 2. Разведывательное исследование
Разновидностью разведывательного исследования является пилотажное
исследование. Однако, целью пилотажного исследования не является получение более детальной информации, как в разведывательном, его роль заключается в апробации инструментария, как правило, анкеты.
Предварительная проверка опросного инструментария столь же важна для успеха исследования, как пробная поездка — для успешной покупки подержанного автомобиля. Она помогает обнаружить проблемы, которые в полной мере могут проявиться только в полевых условиях. Современные

социологи придерживаются правила: прежде чем отдавать анкету в большой тираж, ее целесообразно опробовать в малотиражном (пилотажном) опросе.
2
Функции пилотажного исследования: выявление и анализ любых затруднений респондента, вызванных техникой заполнения, непониманием смысла вопросов, отдельных слов, уточнение правильности понимания вопросов анкеты, оценка основных характеристик анкеты (сколько времени занимает ее заполнение, как она воспринимается респондентом, уровень ее сложности); выявление основных дефектов анкеты и их устранение.
Пилотажное исследование можно проводить в двух формах:

Предварительное испытание анкеты в ее окончательном варианте.

Тестирование разных вариантов социологического инструментария. Например, тестирование различных словесных формулировок, использование открытых вопросов для получения типичных вариантов ответа, которые затем можно будет включить в набор ответов на закрытые вопросы.

Источник: topuch.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru