Последовательность этапов психокоррекционной программы

В статье представлена организация психологической помощи в сложном процессе реабилитации психически больных. Подробно описаны направления реабилитационного процесса на промере крупного психиатрического учреждения Ивановской области – ОБУЗ ОКПБ «Богородское». Изложены комплексные программы реабилитации с выделением адресных групп пациентов, методы психокоррекционного воздействия применяемые в психиатрическом реабилитационном отделении. Детально представлены психокоррекционные задачи и методики, которые используются психологами по программам – «Клиника первого эпизода», «Школа молодого умельца программы реабилитации для молодых инвалидов, для пограничных детско–подростковых расстройств, для больных геронтологического профиля, для пациентов группы активного динамического наблюдения, а также для пациентов, совершивших суицидальную попытку. Сделан акцент на том, что применение разного вида психокоррекционных подходов увеличивает эффективность проводимых реабилитационных мероприятий, а также значительно улучшает качество психологической работы.

Психотерапия, психокоррекция, консультирование. В чем разница? + Метафрейм

реабилитация
психологическая помощь
психически больные.

1. Антохин Е.Ю., Будза В.Г., Горбунова М.В., Крюкова Е.М., Кустова Ю.А., Моисеев С.В. Копинг-поведение у больных шизофренией с первым психотическим эпизодом и его динамика в процессе психообразования // Социальная и клиническая психиатрия. – 2008. – Т. 18, № 3. – С. 5-12.

2. Вид В.Д. Психотерапия шизофрении. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2001.

3. Блейхер В.М., Крук В.М., Боков С.Н. Клиническая патопсихологоя: руководство для врачей и клинических психологов / Московский психолого-социальный институт. – Москва-Воронеж, 2002.

4. Гажа А.К., Струкова Е.Ю., Османов Э.М., Тулупова О.В. К вопросу о психосоциальной реабилитации психически больных // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2015. – Т. 20, № 4. – С. 802-804.

5. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация психически больных // Российский психиатрический журнал. – 2006. – № 2. – С. 61-64.

6. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Папсуев О.О. Концепция психосоциальной и когнитивной терапии и реабилитации психически больных. В книге: Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы. XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием / под общ. ред. Н.Г. Незнанова.

2015. – С. 755-756.

7. Друзь В.Ф. Некоторые клинические и социально-психологические аспекты реабилитации одиноких психически больных в позднем возрасте // Неврологический вестник: журнал им. В.М. Бехтерева. – 1994. – Т. XXVI, № 3-4. – С. 41-44.

8. Калинина Е.В., Волошина Е.В. Участие медсестры в реабилитации психически больных // Медицинская сестра. – 2007. – № 1. – С. 13-15.

9. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник. – СПб.: Питер, 2002.

10. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация общение познание. – М., 1991.

Психокоррекция. Основной подход. Часть 1

11. Кузина И.Ф., Кретинина О.Н., Гайворонская Е.Б. Концепция системного подхода в психологической реабилитации психически больных // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2011. – № 44. – С. 117-123.

12. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2007.
13. Менделевич В.Д. Клиническая медицинская психология. «Мед. Пресс-Информ». – М., 2002.
14.

Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000.

15. Петрова Н.Н., Серазетдинова Л.Г., Малеванная О.В. Реабилитация психически больных в амбулаторной психиатрической практике // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 11: Медицина. – 2007. – № 2. – С. 58-62.

16. Полищук Ю.И. Гуманитарные основы психосоциальной терпи и реабилитации психически больных // Современная терапия психических расстройств. – 2008. – № 3. – С. 31-33.

17. Психосоциальная и когнитивная терапия и реабилитация психически больных: практическое руководство: коллективная монография / под ред. проф. И.Я. Гуровича и проф. А.Б. Шмуклера. – М., 2015.

Реабилитационный процесс в оказании психиатрической помощи важен наряду с эффективными методами фармакотерапии. Главенствующая в настоящее время биопсихосоциальная парадигма оказания помощи ставит социореабилитацию в выгодные, по сравнению с прежними взглядами в психиатрии, условия. Однако и накладывает высокую ответственность на всех участников реабилитационного процесса.

Социореабилитация в привычном для психиатрической службы понимании невозможна без психологической помощи. В связи с этим в современном Порядке оказания психиатрической помощи, принятом Минздравом в Российской Федерации в 2012 году, психологическая составляющая просматривается во всех штатах как лечебных, так и реабилитационных структур психиатрических учреждений.

В общую структуру ОБУЗ ОКПБ «Богородское», оказывающей квалифицированную помощь в области психического здоровья, входит Психиатрическое реабилитационное отделение с трудовыми процессами, которое, во взаимодействиями с другими подразделениями больницы, активно участвует в лечебном процессе.

Реабилитационный процесс с конкретными больными строится в соответствии с разработанными администрацией ОБУЗ ОКПБ «Богородское» комплексных программ реабилитации для различных групп пациентов:

1. «Клиника первого эпизода» (Шизофрения, впервые заболевшие пациенты, 1,2,3 поступление).

2. Программа реабилитации для молодых инвалидов (пациенты, впервые вышедшие на инвалидность). Молодые инвалиды, страдающие Шизофренией.

3. «Школа молодого умельца» (молодые пациенты с когнитивным дефектом).

4. Программа реабилитации для пограничных детско–подростковых расстройств (пациенты детско-подросткового возраста с поведенческими, неврозоподобными расстройствами).

5. Программа реабилитации для больных геронтологического профиля (пациенты пожилого профиля).

6. Программа реабилитации для группы Активного Динамического Наблюдения (пациенты, проходящие принудительное лечение в стационаре и, состоящие на учете в диспансерном отделении в группе АДН с риском антисоциального поведения).

7. Программа реабилитации для пациентов совершивших суицидальную попытку.

Одним из эффективных средств реабилитационного процесса, используемых практически во всех комплексных программах является метод психологической коррекции.

Методы психокоррекционной работы назначаются врачом психиатром индивидуально, для каждого пациента, с учетом его психологических и нозологических особенностей.

Коррекционная работа строится по-этапно:

1 этап: адаптационный. На этом этапе врач назначает реабилитационную программу. Психолог проводит консультирование пациента и при необходимости диагностику. Также, на этом этапе, проводятся методики эмоциональной коррекции.

2 этап: интенсивных реабилитационных мероприятий.

3 этап: стабилизация достигнутого эффекта.

На 2 и 3 этапе проводятся основные психокоррекционные мероприятия: различные виды групповой и индивидуальной работы.

4 этап подготовки к выписке. На этом этапе психолог с психотерапевтом проводят индивидуальные поддерживающие беседы.

Работа отделения строится по бригадному принципу с привлечением специалистов разного профиля: психиатр, психотерапевт, психолог, культорганизатор, соц. работник, инструктор ЛФК, медссестра, инструктор по трудотерапии.

Психологическая коррекция, в основном, направлена на профилактику дефекта, рецидивов заболевания, ипохондрической фиксации, госпитализма, инвалидности, коррекцию личностных нарушений стимулирующих развитие психических заболеваний, коррекцию агрессивного и антисоциального поведения.

Работа строится по принципу формирования у больного положительной эмоциональной настроенности и активной сознательной установки на лечение и реабилитационный процесс. Больной становится участником реабилитационного процесса наделенным своими правами и обязанностями.

Результатами коррекционной работы являются реадаптация пациента к условиям социума на возможном для него уровне, увеличение сроков ремиссии. Также пациенты мотивируются к посещению длительно существующих групп амбулаторных пациентов (театральная студия «СТИМУЛ», «ШКОЛА МОЛОДОГО УМЕЛЬЦА»).

Психокоррекционные мероприятия проводятся на фоне активной биологической терапии, проводимой в отделениях стационара и диспансерного отделения, в активном сотрудничестве с лечащим врачом.

Методы психокоррекционного воздействия применяемые в ПРО

Релаксационные методы направлены на коррекцию эмоциональной сферы, снижению тревожности, способствуют расслаблению и положительному фону настроения, что влияет на адаптацию к условиям ПРО и мотивацию к прохождению реабилитационных мероприятий.

2. Психообразовательная группа.

Проводится с целью стимуляции активной позиции пациента в адаптации к психическому заболеванию и его последствиям, формирование ответственности за свое социальное поведение и выработка адекватной стратегии на выздоровление, восстановление нарушенных из за психического заболевания соц. контактов и повышение социальной компетентности.

3. Групповая психологическая коррекция.

Групповая психологическая коррекция – метод коммуникативного взаимодействия, направленный, в нашем варианте, на выявление и выведение на осознаваемый уровень подсознательных программ поведения пациента приводящих к личностным проблемам, ставящим человека за грань психических нарушений и, соответственно, коррекция нарушенного поведения при помощи психологических приемов, а так же решение проблем межличностного взаимодействия.

Тренинг коррекции суицидального поведения.

Тренинг коррекции нейрокогнитивного дефицита и проблем общения.

4. Индивидуальная психологическая коррекция.

Метод индивидуального взаимодействия направленный

Направления для реализации целей психокоррекционного воздействия

Для реализации целей психокоррекционного воздействия мы используем направления:

1. Телесно-ориентированная терапия – выход на психологические проблемы пациента через работу с телом, применяя различные техники, направленные на восстановление пластики, координации движений, снятие мышечных зажимов, формирующих характерный мышечный панцирь, на обучение телесному контакту и на двигательное самовыражение.

2. Арттерапия – направление в психотерапии, использующее в качестве основных терапевтических средств как творческий процесс, в котором находится пациент, так и его результаты: рисунки, стихи и т.п., позволяющее выразить, заново пережить и разрешить внутренние конфликты, а так же способствующее развитию личности и обогащению ее индивидуального опыта.

Читайте также:
Как скачивать программы на ipod touch

3. Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет пациентам увидеть и осознать свой скрытый внутренний мир, строить особые уровни взаимодействия с другими людьми.

4. Символдрама – метод коррекции нарушений с помощью визуализации образов, посредством активного воображения.

5. Музыкотерапия – невербальный способ эмоциональных преобразований с помощью музыкальных произведений, направленный на формирование устойчивого ровного фона настроения.

6. Суггестивно-образная терапия – синтетический сплав отдельных подходов и технологий ряда психотерапевтических методов: психосинтеза, позитивной психотерапии, гипнотических приемов, позволяющих пациенту по-новому оценить свою жизнь, принять себя таким, как есть, и построить новую программу поведения.

7. Пластический тренинг проводится с целью двигательной коррекции (пластика, координация), работа с иллюзиями, фантазиями, восстановление активности, пробуждение эстетического чувства, спонтанного самовыражения, эмоциональной коррекции и организации психической активности.

8. Поведенческая психотерапия проводится с целью коррекции неэффективного поведения, профилактики агрессивного и антисоциального.

9. Эмоционально-рациональная коррекция – выведение на осознаваемый уровень неконструктивных стереотипов мышления.

10. Поддерживающая коррекция – эмоциональная и когнитивная поддержка.

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе «Клиника первого эпизода»

1. Помочь пациенту в формировании инсайта на заболевание.

2. Обучить больного распознавать первые признаки рецидива, служащих сигналом для обращения к врачу.

3. Поставить биологическую терапию в контекст жизни больного, помочь ему осознать важность сотрудничества с лечащим врачом.

4. Менять представления больного о собственной роли в лечении, чтобы повысить контроль над ситуацией и расширить его возможности.

5. Коррекция искажений видения ситуации больным.

6. Улучшение социальной перцепции.

7. Формулирование проблем межличностных взаимоотношений, ранжирование их приоритетности.

8. Мотивирование на поэтапность и последовательность решения проблем.

9. Объяснение происхождения и механизмов формирования проблем.

10. Формулирование альтернативных вариантов поведения, способов решения проблем, прогнозирование возможных последствий.

11. Научение методам работы со стрессом.

12. Эмоциональное подкрепление достигнутого успеха.

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе реабилитации для молодых инвалидов

1. Дезактуализация психотических переживаний.

2. Смягчение реакций пациентов на ситуации связанные с болезнью и лечением.

3. Восстановление критического отношения к болезни.

4. Восстановление мотивации на лечение и сотрудничество с лечащим врачом.

5. Социальная активация.

6. Профилактика тенденций к аутизации.

7. Профилактика явлений госпитализма.

8. Научение методам работы со стрессом.

В ПРО с трудовыми процессами проводится несколько видов психокоррекционной работы для пациентов, страдающих шизофренией. Коррекционные мероприятие идентичны для обеих групп. Отличие в интенсивности и времени воздействия.

1) психообразовательная группа;

2) методы эмоциональной коррекции (музыкотерапия, СОТ, медитация визуализация);

3) комплексная программа коррекции нейрокогнитивного дефицита и проблем общения;

4) группа тренинга социальных навыков;

5) коммуникативные группы (тренинг «Доверие», Пластический тренинг, Арттерапия, ТОПТ);

6) Тренинг коррекции нейрокогнитивного дуфицита и проблем в общении;

7) индивидуальная коррекция (эиоционально-рациональная, поддерживающая).

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе реабилитации для группы Активного Динамического Наблюдения

1. Коррекция и профилактика агрессивного и антисоциального поведения.

2. Коррекция нарушений по нозологии.

3. Корекция личностных структур, влияющих на девиантное поведение.

1. Музыкотерапия, СОТ.

2. Медитация визуализация (Символдрамма, Прогулки в воображении).

3. Коммуникативные группы (Когнитивно-поведенческий, тренинг «Общение», тренинг «Доверия», Арттерапия).

4. Индивидуальная коррекция (поведенческая, эмоционально-рациональная, поддерживающая).

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе «Школа молодого умельца»

1. Эмоциональная поддержка.

2. Поведенческая коррекция.

3. Мотивация к посещению ПРО и театральной студии.

1. Индивидуальная поддерживающая психологическая коррекция.

2. Индивидуальная поведенческая коррекция.

3. Игровая групповая коррекция.

4. Беседы, направленные на повышение мотивации к посещению театральной студии.

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе реабилитации для пограничных детско-подростковых расстройств

1. Выявление заостренных черт личности и дезадаптивных формы психологических защит.

2. Выведение на осознаваемый уровень особенности личности, мешающие адаптации в социуме.

3. Коррекция неадекватной самооценки и уровня притязаний.

4. Коррекция ошибок поведения.

5. Выработка толерантности к себе и окружающим.

6. Актуализация ресурсных областей личности.

1. Музыкотерапия, СОТ.

2. Медитация визуализация (Символдрамма, Прогулки в воображении).

3. Коммуникативные группы (Когнитивно-поведенческий, тренинг «Общение», тренинг «Доверия», Арттерапия, ТОПТ, Игровой тренинг, Пластический тренинг).

4. Индивидуальная коррекция (поведенческая, эмоционально-рациональная, поддерживающая).

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе реабилитации для пациентов, совершивших суицидальную попытку

1. Создание доверительных отношений, мотивация к реабилитационным мероприятиям.

2. Профилактика обострений психического растройства.

3. Изменение системы ценностей суицидента.

4. Усиление роли антисуицидальных факторов с акцентом на ценности жизни как таковой.

5. Самоактуализация образа «Я».

6. Выработка адекватных способов снятия напряжения в психотравмирующей ситуации.

7. Профилактика стрессов. Научение методам работы со стрессом.

8. Уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности.

9. Формирование системы компенсаторных механизмов.

10. Достижение устойчивости в эмоционально-волевой сфере, адаптация к факторам среды, провоцирующим суицидальное поведение.

1. Релаксационные методы (Музыкотерапия, СОТ, медитация-визуализация (Символдрама, прогулки в воображении).

2. Тренинг коррекции суицидального поведения.

3. Коммуникативные группы (тренинг «Доверие», Пластический тренинг, Арттерапия, ТОПТ).

4. Индивидуальная психологическая коррекция (эмоционально-рациональная, поддерживаюшая, поведенческая).

5. Психообразовательная группа, по необходимости.

Организация психокоррекционной работы по комплексной программе реабилитации для пациентов геронтологического профиля

1. Эмоциональная коррекция нарушений, в рамках психических и физических возможностей.

2. Поддерживающая коррекция.

3. Коррекция нозологических нарушений.

3. Медитация визуализация (прогулки в воображении).

4. Индивидуальная поддерживающая коррекция.

5. Психообразование по необходимости.

Заключение

В процессе психокоррекционной работы заметно улучшаются адаптация пациентов перенесших психотическое состояние и их коммуникативные навыки, корректируются личностные особенности (в том числе и антисоциальные тенденции) пациентов находящихся на принудительном лечении (с дефектами поведения), а также увеличивается мотивация к деятельности, которая, в процессе работы, становится более эффективной. Применение разного вида психокоррекционных подходов, дает возможность привлечения к реабилитационному процессу большего числа пациентов, что увеличивает эффективность проводимых реабилитационных мероприятий, а также значительно улучшает качество проводимой работы.

Источник: science-medicine.ru

Этапы психокоррекционной работы

1. Сбор психологического анамнеза:беседа; психодиагностика.

2. Установление психологического диагноза (с учетом возрастных и социокультурные особенностей) и психологического прогноза.

3. Планирование психокоррекционных мероприятий (с учетом зоны ближайшего развития).

4. Установление вероятностного или условно-вариантного прогноза.

5. Осуществление психокоррекционных мероприятий (с внесением необходимых изменений, возникающих в процессе осуществления психокоррекции).

6. Оценка результативности психокоррекционных мероприятий.

Психокорр ситуация включает в себя 5 элементов:

1. Психолог- специалист, который осуществляет психокорр.

2. Клиент – человек кот. обращается за псих. помощью.

3. Система отношений между клиентом и психологом

4. Знания или теория ,с помощью которой объясняется причина отклонений.

5. Набор процедур (техники и методы) используемые для решения конкретной проблемы.

Тема3: Цели и задачи психокоррекционной работы.

Для определения целей и задач коррекционной работы психологу необходимо определить какая модель может быть положена в основу объяснения причин нарушений и отклонений в развитии психики или выбрать подход в рамках которого будет проводиться коррекционная работа.

В практике коррекционной работы выделяют модели объясняющие причины трудностей и отклонений в развитии психики:

1. Биологическая модель – объясняет происхождение отклонений и нарушений развития психики снижением темпа органического созревания мозга и ЦНС.

2. Медицинская модель – объясняет ввозникновение проблем и трудностей в развитии психики и поведения анамальным развитием.

3. Интеракционистская модель – вонзникновение отклонений и нарушений развития психики, нарушениями взаимодействия межд. личностью и средой (дефицитарная среда, сенсорная и социальная депривация)

4. Педагогическая модель – причина отклонений и нарушений развития психики – это педагогическая запущенность.

5. Деятельностная модель — причина отклонений и нарушений развития психики – несформированность ведущих видов деятельности.

В отечественной Психологии причины трудностей развития и отклонений в развитии психики а также цели коррекционной работы связывают с закономерностями психического развития и определяют в трех основных аспектах:

1. Оптимизация социальной ситуации развития.

2. Развитие ведущих видов деятельности.

3. Формирование психолого-возрастных новообразований.

В зарубежной Психологии причины трудностей развития и отклонений в развитии психики рассматриваются в рамках нарушения внутренней структуры личности (ид, эго, суперэго) (Фрейд, М. Клайн); в дефицитарной искаженной среде.

Цель психокоррекционного воздействия состоит либо в восстановлении целостности личности и динамического баланса внутриличностных сил, либо в изменении поведения личности за счет обогащения среды. Цели определяют выбор методов и техник.

Читайте также:
Программа чтобы перекинуть данные с телефона на телефон

Правила конкретизации целей коррекции.

— Цели формулируются только в позитивной форме (негативная форма — описание того, чего не должно быть) описываем то, что формируем.

— Цель коррекционной работы должна быть реалистична и соотнесена с продолжительностью коррекции. Необходимо учитывать дальнюю и ближнюю перспективу развития.

При постановке целей нужно учитывать, что эффекты корекционной работы проявляются длительное время и могут говорить о закреплении стойкого эффекта через полгода.

— Целипсихокоррекции определяются как рас­крытие, анализ, осознание и проработка проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов; коррекция неадекватных отноше­ний, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов.

Задачи психокоррекционной работы должны быть сформулированы и направлены:

1. Самопонимание

В по­знавательной сфере (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание) психокоррекция должна способствовать тому, чтобы клиент осознал:

— связь между психогенными факторами и возникновением, развитием и сохранением своих проблем;

— какие ситуации в группе и в реальной жиз­ни вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, провоцирующие появление, фиксацию и усиление органических или психичес­ких симптомов;

— связь между негативными эмоциями и появ­лением и усилением различного рода нарушений и расстройств;

— особенности своего поведения и эмоциональ­ного реагирования;

— собственные мотивы, потребности, стрем­ления, отношения, установки особенности пове­дения, эмоционального реагирования, а также степень их адекватности, реалистичности и конс­труктивности;

— внутренние психологические проблемы и конфликты;

— особенности межличностного взаимодейс­твия, межличностные конфликты и их причины;

— собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путем можно было бы избежать их повторения в будущем.

2. Самоотношение (эмоциональный аспект).

В эмоциональной сфере психокоррекция должна помочь клиенту:

— получить эмоциональную поддержку со сто­роны группы и психолога, что приводит к ощуще­нию собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спон­танности;

— пережить в группе те чувства, которые он часто испытывает в реальной жизни, воспроизвес­ти те эмоциональные ситуации, которые были у него в действительности и с которыми ранее он не мог справиться;

— пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций;

— научиться искренности в отношении к себе и к другим людям;

— стать более свободным в выражении собс­твенных негативных и позитивных чувств;

— научиться более точно понимать и вербализо­вать свои чувства и эмоциональные состояния;

— раскрыть свои проблемы с соответствующи­ми им переживаниями, зачастую ранее скрытыми от самого себя или искаженными;

— модифицировать способ переживаний, эмо­ционального реагирования, восприятия себя само­го и своих отношений с другими;

— произвести эмоциональную коррекцию своих отношений.

3. Саморегуляция (поведенческий аспект).

В по­веденческой сфере групповая коррекция должна помочь клиенту:

— увидеть собственные неадекватные поведен­ческие стереотипы;

— приобрести навыки более искреннего, глубо­кого, свободного общения;

— преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в том числе связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций;

— развить формы поведения, связанные с со­трудничеством, взаимопомощью, ответственнос­тью и самостоятельностью;

— закрепить новые формы поведения, в час­тности те, которые будут способствовать адекват­ной адаптации и функционированию в реальной жизни;

— вырабатывать и закреплять адекватные фор­мы поведения и реагирования на основе достиже­ния в познавательной и эмоциональной сферах.

Тема 4: Принципы коррекции

1. Принцип единства диагностики и коррекции — обеспечивает целостность процесса оказания психологической помощи. Этот принцип реализуется в 2х аспектах: проведение диагностических мероприятий до коррекционной работы (проведение первичной диагностики для уточнения психологического диагноза, определения целей и задач коррекции); состоит в реализации диагностической работы в процессе осуществления коррекционной деятельности, т.е. проведение диагностических срезов в процессе коррекции с целью контроля динамики изменений в личности и поведении, Эмоциональных состояний клиента, его переживаний, это позволяет вносить коррективы в процесс психологической помощи, применять дополнительные методы и средства псих воздействия.

2. Принцип нормативности развития. Нормативность развития — это последовательность сменяющих друг друга возрастных стадий онтогенетического развития, т.е. в норме развитие психики реализуется через стадии, на которых происходит формирование возрастно-психологических новообразований, изменяется деятельность индивида и система его социальных отношений. При определении целей и задач коррекции необходимо оценить соответствие уровня развития возрастной норме и учитывать:

— особенности социальной ситуации индивида (тип учебного заведения).

— уровень сформированности психологических новообразований на данном возрастном этапе.

— уровень развития ведущей деятельности.

3 Принцип коррекции «снизу вверх». Он определяет направление коррекционной деятельности и закрепляет необходимость осуществления коррекции на уже имеющихся сформированных психологических структурах.

5. Принцип системности развития психики. Психика имеет системное строение, т.е. состоит из взаимообусловленных, взаимосвязанных, взаимозависимых элементов. При нарушении одного элемента системы подвергаются изменениям и другие элементы, то есть при осуществлении коррекционной работы необходимо формулировать коррекционные, профилактические, и развивающие задачи.

6. Деятельностный принцип коррекции. Определяет предмет приложения коррекционных сил, а так же выбор средств и способов достижения целей коррекции. Организация активной деятельности самого клиента, в ходе которой создается основа для изменений личности или поведения.

Тема 5: Основные виды коррекционных программ и особенности их составления. Основные блоки психокоррекционного комплекса и их цели.

Для осуществления коррекционных воздействий необхо­димы создание и реализация определенной модели коррек­ции: общей, типовой, индивидуальной.

1. Общая модель коррекции — это система мероприятий направленная на опти­мизацию микросреды или возрастного развития личности в целом. В рамках ее предполагается: обогощение среды в которой находится человек или расширение углубление уточнение представлений об окружающей среде мире или людях. Необходимо оптимальное распределе­ние нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, конт­роль и учет состояния клиента.

2. Типовая модель. Предполагает описание коррекционных мероприятий, направленных на формирование определенных видов действий, овладение определенными навыками и умениями на данной стадии развития (ведущего вида деятельности или новообразований данного этапа). Она пред­полагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; на ов­ладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.

3. Индивидуальная модель коррекции включает в себя опре­деление индивидуальной характеристики психического раз­вития клиента, его интересов, обучаемости, типичных про­блем; особенностей функционирования отдельных сфер в целом. Учитывает индивидуальные особенности и характеристики самого клиента или проблемы.

В стандартизированной программечетко расписаны эта­пы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед на­чалом осуществления коррекционных мероприятий психо­лог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной про­граммы.

Свободную программу психолог составляет самостоятель­но, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумы­вая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляет­ся через психокоррекционный комплекс, состоящий из не­скольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 1646 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Чем определяется последовательность этапов психокоррекционной программы?

Рассмотрим последовательность формирования пространственных представлений на примере программы М.М. и Н.Я. Семаго [10,с.241]

Как было уже отмечено выше, авторы считают, что функция различения пространственных представлений имеет четыре уровня:

— уровень пространства собственного тела;

— уровень расположения объектов по отношению к собственному телу;

— взаимоотношение внешних объектов между собой;

— пространство речи и языка (квазипространственные представления – лингвистическое пространство, включая и временные представления)[10,с.243].

Работа начинается с низшего уровня – пространства собственного тела, затем переходит на формирование уровня пространственных взаимоотношений, сначала по отношению к собственному делу, затем и по отношению предметов друг к другу. Работа над овладением квазипространственными представлениями осуществляется только при условии свободной ориентировки ребенка на предыдущих уровнях пространственных представлений. При этом авторы отмечают, что работа над высшим уровнем имплицитно присутствует при работе в групповом режиме в процессе формирования более «низших» уровней, так как взрослый, формулируя задание и комментируя действия ребенка, всегда оперирует локативными речевыми оборотами.

Первый этап программы посвящён работе по формированию представлений о собственном лице и теле. Дети должны различать предлоги: «над», «под», «между», а также представления «выше, чем» и «ниже, чем».

Читайте также:
Кто выйдет на пенсию программа

На втором этапе разворачивается работа по формированию представлений о собственном теле, а также объектов расположенных в физическом пространстве относительно тела сначала по горизонтальной оси впереди, а затем и сбоку. При этом анализируются позиции расположения объектов относительно собственного тела: «ближе к…», «дальше от…». Дальнейшая работа предполагает сравнение удалённости разных объектов относительно собственного тела с использованием понятий «ближе чем…», «дальше чем…».

Третий этап работы над пространственными представлениями посвящён работе над различением правой и левой сторон тела. Для этого используется маркировка руки часами, браслетами, плетением из бисера или ниток. Далее понятия «право» и «лево» рассматриваются и по отношению к другим частям тела.

На этом же этапе начинают работать над отношениями внешних объектов между собой. Их рассматривают с точки зрения «правой – левой» ориентировки.

Завершает третий этап отработка пространственного представления «сзади», как в его метрической части (ближе ко мне, дальше от меня), так и координаторной части (сзади сверху, сзади снизу, сзади слева, сзади справа)

Четвертый этап посвящён формированию числовых, временных и иных квазипространственных представлений. И временные и числовые отношения изображаются в виде стрелки (вектора), показывающего увеличение чисел или направление хода времени. У ребенка,с опорой на зрительную схему формируются понятия «раньше», «позже», «до» и «после» на конкретном материале распорядка дня. Аналогично идет работа по формированию последовательности времен года, дней недели, месяцев в году.

На пятом этапе у ребенка формируется ориентировка во времени с опорой на стрелки на циферблате часов. Идёт работа над понятиями «что было раньше», «что было позже», «что до…», «что после…».

Шестой этап работы направлен на формирование сравнительных степеней прилагательных. Дети работают с антонимами, затрагивая и обозначения эмоциональных состояний человека(добрый, злой, смелый, трусливый).

Седьмой этап является завершающим и представляет серию заданий в которых ребенок должен использовать сложные речевые конструкции (инвертированные или пассивные конструкции) (Семаго С.249).

Достаточно очевидно, что ядерным признаком детей с общим недоразвитием является недоразвитие их мышления. Причем развитие мышления влияет и на эффективность памяти и внимания, определяет ребенка успешность в учебной деятельности.

Рассмотрим последовательность формирования логических операций, представленная в нашей работе [12]. В качестве предпосылки развития логических операций были выбрана операция сравнения, так как в исследованиях отечественных и зарубежных психологов было доказано, что умственно отсталые школьники могут овладеть алгоритмом сравнения и научиться применять его в зависимости от ситуации (Ж. Шиф, 1965; В. Г. Петрова, 1969; Б. Брёзе, 1981 и др.). При этом мы полагали, что сравнению должно предшествовать развитие восприятия (свойство категоризации), благодаря которому ребенок может опознавать и называть предметы.

1. категоризация предметов и явлений (мышление смыкается с восприятием и формированием образных представлений): формирование способности к опознанию и называнию предметов и явлений на основе взаимодействия с ними (функциональное обобщение).

2. сравнение, которое рождается из сопоставления предметов и явлений с целью поиска сначала соответствия (тождества) а затем различия. Сравнение формируется в орудийной деятельности, когда один предмет становиться средством воздействия на другой предмет. При этом нужный ситуативный параметр сопоставляется с параметром предмета-средства деятельности.

Например, при необходимости достать фрукт, подвешенный к потолку, расстояние до фрукта соизмеряется с длиной палки, с помощью которой это можно сделать, или форма и размер отверстия в которую ребенок хочет засунуть предмет, соизмеряется с формой и размером самого предмета. Различие при этом выделяется как негативный признак (побочный продукт сравнения). В последствии различия становятся позитивными признаками, на их основе происходит уточнение и дифференциация представлений (расширение категориального аппарата).

3. Абстрагирование – возникает как следствие осознания различий между предметами. Сравнивая предметы, ребенок становиться способным выделять и называть отдельные признаки, которыми эти предметы отличаются. Формируется операция принадлежности части к целому (соотношение части и целого).

4. Категориальное обобщение возникает на основе абстрагирования. Ребенок становиться способным удерживая абстрагируемый признак группировать предметы по его наличию.

5. Конкретизация – способность выделить отдельные предметы, принадлежащие одному категориальному классу. При этом ребенок обнаруживает границы класса предметов, то есть интуитивно понимает объем понятия. На этом этапе ребенок понимает отношения часть-целое. Представления о мире становиться многоуровневыми. В скрытом, имплицитном виде действие конкретизации уже содержит анализ и синтез.

6. Классификации – возникают как способ деления группы предметов по общим признакам. Причем первоначально ребенок для классификации может использования негативные признаки. Например, он может выделить красные предметы, а все остальные назвать: «не-красные». Позже он негативные признаки меняет на позитивные, содержательно обобщая предметы в группы.

7. Сериации – возникают как следствие разделение абстрагированного признака по степени выраженности. Степень выраженности признака становиться логическим основанием распределения предметов внутри обобщаемой категории (класса предметов.). Так ребенок может построить сериационный ряд предметов по длине, объему, массе, насыщенности цвета и.т.п.

8. Операция транзитивности – перенос отношения двух пар последовательно сравниваемых предметов, при условии, что один из предметов сравниваемых предметов является общим, на отношения между двумя оставшимся предметами в парах. (А>В; В>С, Значит А>С). Появление транзитивности означает, что ребенок способен абстрагировать отношение между предметами от самих предметов. По мнению Ж.Пиаже это ведет к улучшению координации между разными центрациями (точками видения отношения) и преодолению мыслительного эгоцентризма [9].

9. Понимание причинности, как зависимости имеющий «всеобщий» (закономерный) характер, между факторами ситуации и результатом действия. На данном этапе появляется новый вид анализа — причинный. Ребенок становиться способным выделять факторы-условия, влияющие на характер происходящих процессов.

10. Понимание временной последовательности событий, как причинно обусловленной цепочки действий или событий.

Материал для занятий для формирования логических операций также должен постепенно меняться: от предметного (действия с предметами) к образному – (операции с картинками, рисунками, схемами) (1-8 этапы), а затем, с использованием словесно-логических терминов (8,9,10 этапы).

Использованная литература

1. Александров, А. А. Современная психотерапия.[Текст] Курс лекций — СПб.: Академический проект, 1997 — 335 с.

2. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку.[Текст] М. Ось-89, 2001.

3. Власова, Т. А., Певзнер, М. С. Дети с отклонениями в развитии. [Текст], М.: Просвещение, 1973.

4. Как составить рабочую программу учебного курса? [Текст]/ Н.Л. Солянкина. Красноярск. Изд-во КК ИПКиПП РО, 2009.– 27 с

5. Корнилова, С.Б. Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками. [Электронный ресурс] //ГОУ ЯО «Центр помощи детям»/ cpd.yaroslavl.ru

6. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст], СПб: Речь,2003.

7. Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст. М., Просвещение, 1991.)

8. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. [Текст] М. ТЦ СФЕРА, 2002.

9. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст]. М. Просвещение. 1969.

11. Симановский А.Э.Дидактическая игра как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст]// Специальные коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославль, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,2008 с.34-39.

12. Симановский, А.Э. Развитие мыслительной деятельности у детей [Текст]// Роль учителя в совершенствовании помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2010 с.3 – 7.

13. Слюсарева, Е.С., Козловская, Г.Ю. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие [Текст]. – Ставрополь, 2008 – 240 с.

14. Сумеркина, В.М. Специальное образование Ярославской области: состояние и перспективы развития. [Текст] // Материалы III областной научно-практической конференции по проблемам специального (коррекционного) образования «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» 21 апреля 2009 года. Ярославль, 2009. с 11-20

15. Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) [Текст]/Под ред. Певзнер М. С., К. С. Лебединской. — М.: Педагогика, 1979. — 232 с.

16. Хьелл, Л, Зиглер, Д. Теории личности.[Текст] СПб. Питер Ком, 1998. С.385

17. Эльконин, Д. Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи [Текст]// Психодиагностика в школе. Таллин, 1980

18. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] /Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990

Источник: infopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru