1. Среди малых этнических групп в качестве субъектов поликультурного воспитания ученые выделяют автохтонные группы, …, иммигрантов и национальные меньшинства, оформившиеся на протяжении Нового и Новейшего времени
2. В поликультурном обществе наиболее благоприятным сценарием этнической идентификации ребенка из малой этнической группы можно считать …
*развитие идентичности со своей малой этнической группой
+развитие идентичности с доминирующей в стране этнической группой
*развитие биэтничной идентичности
3. Согласно исследованиям ученых-психологов, этнические стереотипы, как правило, усваиваются в …
*подростковом возрасте на основе собственного опыта
+раннем детстве из вторичных источников
*подростковом возрасте из вторичных источников
4. На территории Российской Федерации проживают представители около … различных этносов
5. Современная образовательная политика большинства стран Европы в отношении воспитания детей этнических и национальных меньшинств ориентирована на …
Вебинар «Поликультурное воспитание в условиях современного образования»
*сохранение культуры этнических меньшинств
*обособление этнических меньшинств от доминирующей нации
+интеграцию этнических меньшинств в культуру доминирующей нации
6. Согласно аккультурационному подходу, образование в поликультурном обществе должно ориентироваться на …
*культуру доминирующей нации
7. Неверно, что одной из задач школьного психолога при работе с учениками-мигрантами является …
*полноценное включение учащихся-мигрантов в социокультурную среду образовательного учреждения
+развитие у школьников-мигрантов представлений о собственной уникальности, обособленности их культуры
*содействие проявлению позитивного влияния учащихся-мигрантов на развитие образовательного учреждения
*адаптация социокультурной среды образовательного учреждения к мигрантам
8. Согласно определению В. С. Кукушкиной, … – это обобщающее понятие, обозначающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов
9. Впервые компетенция антирасистского воспитания как основа поликультурного образования сформировалась в …
10. Этническую идентичность понимают как систему ценностных отношений человека к этносреде, то есть ко всем типам этнических признаков: климато-географических, … и социокультурных
11. Неверно, что программа поддержки многообразия культур, разработанная Национальной ассоциацией полирасового воспитания Великобритании в 1970-е годы, предусматривает …
*введение информации о национальных меньшинствах, проживающих в стране, в школьные учебные пособия
*специальные занятия в школах по ознакомлению детей с культурой проживающих в стране этнических и расовых меньшинств
*создание пособий для учащихся из этнических и расовых меньшинств
+создание отдельных школ для учащихся из этнических и расовых меньшинств с возможностью обучения детей на родном для них языке
12. Феномен поликультурности является приоритетной областью исследований в мировой педагогике с … по настоящее время
Особенности полиэтнической и поликультурной школы
13. Согласно данным Центра социологии образования РАО, ежегодно в конфликты на национальной почве оказывается вовлечен почти каждый … подросток, проживающий в Москве
14. Согласно определению Ю. В. Бромлея, … – это исторически сложившаяся группа людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства
15. Неверно, что одна из современных программ социокультурной адаптации детей из семей мигрантов разработана …
*О. В. Хухлаевой и М. Ю. Чибисовой
16. Процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам, – это …
17. … занимает третье место среди регионов России (после Москвы и Московской области) по темпам прироста населения за счет мигрантов
18. Согласно данным Центра социологии образования РАО, к проявлению открытых форм интолерантного поведения в области межэтнических отношений склонны … российских школьников
19. Упрощенный, схематизированный образ этнической группы, характеризующийся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений, – это этнический …
Ответ: этностереотип
20. … – это осознание индивидом или группой своей расовой, национальной, половой, этнической, интеллектуальной или гражданской принадлежности, внутренне самоощущение в определенном качестве
Ответ: идентичность
21. Согласно концепции Ж. Пиаже, ребенок начинает четко идентифицировать себя со своей этнической группой в возрасте …
22. Неверно, что международное адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовывать …
*ценностное отношение к человеку, гуманизацию отношений между людьми
*возвращение образования в контекст культуры и его регионализацию, приобщение личности к культуре посредством образования
*повышение педагогической культуры во всех сферах деятельности
+развитие у школьников мировоззрения, лишенного критического взгляда на явления окружающего мира и общественной жизни
23. Термин «поликультурное образование» возник в рамках … подхода к изучению этой дисциплины
24. Активным приверженцем диалогового подхода к поликультурному образованию и автором современной европейской концепции мультиперспективного образования является …
25. Элементом поликультурного воспитания дошкольников является … педагогика
26. Сохранение мигрантом своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании – это …
Ответ: интеграция
27. Принцип …, на котором основано поликультурное образование в России, предполагает включение этнокультурного и регионального содержания в федеральный государственный образовательный стандарт
*объемной картины мира
28. По данным Всероссийского мониторинга службы практической психологии образования, проблемами адаптации детей-мигрантов на регулярной (ежедневной) основе занимаются … психологов в России
29. Ученые выделяют три исследовательских подхода к пониманию сущности поликультурного образования: аккультурационный, … и социально-психологический
30. В соответствии с данными Е. А. Ермакова этническая идентификация детей из малых этнических групп, как правило, определяется … этнической принадлежности
+одновременно внешним критерием приписывания и внутренним критерием выбора
*внешним критерием приписывания
*внутренним критерием выбора
31. Этнополитическая модель российской гражданской нации включает три основных уровня: базовый этнокультурный, национально-территориальный и …
32. По данным отечественного этнографа Ю. В. Бромлея, … детей 4–5 лет могут назвать свою национальность
33. Согласно исследованию Р. И. Жуковской, национальные куклы (куклы, олицетворяющие детей разных национальностей) привлекательны для детей, когда …
*куклы выполнены схематично, без прорисовки деталей
*в играх с этими куклами принимают участие популярные в детском саду дети
+в них ярко проявляется индивидуальность
34. Неверно, что международное адаптационное полкультурное образовательное пространство призвано реализовывать …
*повышение педагогической культуры во всех сферах деятельности ценностное отношение к человеку, гуманизацию отношений между людьми
+развитие у школьников мировоззрения, лишенного критического взгляда на явления окружающего мира и общественной жизни
*возвращение образования в контекст культуры и его регионализацию, приобщение личности к культуре посредством образования
35. К автохтонной этнической группе, не обладающей государственно- культурной автономией, относятся .
+баски во Франции
*баски в Испании
*фламандцы в Бельгии
36. Модель интеграции мигрантов в условия нового социума, при которой приобретение людьми гражданства происходит по принципу права по месту рождения, называется .
A. Деятельностная концепция
B. Концепция бикультурного образования
C. Концепция мультиперспективного образования
D. чужая культура усваивается только в процессе какой-либо деятельности
E. образовательные программы школы должны предоставлять обучающимся возможность осознания относительности мнений и суждений, учить критически подходить к господствующим в обществе представлениям
F. школа должна формировать у детей из групп этнических и национальных меньшинств бикультурную идентичность, то есть осознание принадлежности одновременно к двум культурам
38. Согласно теории Д. Марсиа о становлении личности у подростков, сформированность идентичности личности в той или иной сфере определяется двумя показателями: исследованием и …
39. Впервые о конфликтах на национальной почве среди воспитанников детских садов сообщается в книге …
+ «Дошкольное воспитание в деревне»
* «О народности в общественном воспитании»
40. Современное поликультурное образование основано на принципе равноценности культур, отраженном в международном документе ЮНЕСКО «…»
+Всеобщая декларация прав человека
*Декларация принципов терпимости
*Декларация Мехико по политике в области культуры
41. Понятие «этнопедагогика» ввел в научную литературу …
42. Расположите в нужной последовательности стадии формирования этнической идентичности у представителей малых этнических групп в чужом для них государстве:
4 сопротивление и погружение
Cопротивление и погружение
Источник: dzen.ru
ПРОГРАММА поликультурного образования и воспитания обучающихся
методическая разработка на тему
Нормативно-правовой и методической основой программы поликультурного образования и воспитания обучающихся являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, Концепция поликультурного образования и воспитания.
Программа поликультурного воспитания направлена на формирование уважения и сохранения культурного многообразия; поддержку равных прав на образование и воспитание; формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей. Стратегия поликультурного воспитания в рамках данной Программы выстроена в русле общей стратегии культурного диалога и культурно-цивилизационного роста, с учетом конкретных особенностей и возможностей функционирования национального языка, должной социальной, религиозной и психологической аргументации. Нравственный смысл Программы заключается в том, что в ее основе лежит формирование уважения к свободе другого и осознания того, что свобода не является вседозволенностью, и что свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого. Воспитание в духе поликультурного диалога направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, оно способствует формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Согласно Концепции развития поликультурного образования, целями поликультурного воспитания являются:
- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
- формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
- эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.
Реализуя поликультурную направленность образования, система общего образования решает следующие задачи:
- Овладение учащимися знаниями и умениями, предусмотренными государственной программой полного среднего образования в соответствии с федеральными и региональными образовательными стандартами.
- Овладение знаниями национального языка, литературы культуры (соотносительно национальной принадлежности учащегося).
- Ознакомление с этнокультуроведческим материалом (поликультурное просвещение), интегрированным во все учебные дисциплины общеобразовательного цикла.
- Обучение общению (основанном на взаимопонимании и взаимоуважении, знании этнических особенностей – психологии, этикета, традиций – того или иного народа).
Сроки и этапы реализации программы:
Планируемые результаты поликультурного образования и воспитания
Программа поликультурного воспитания ориентирована на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур. Результатом Программы поликультурного воспитания является формирование поликультурного мышления, что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в многокультурном обществе и ее интеграции в поликультурное мировое пространство. Программа поликультурного воспитания призвана изменить восприятие учащимися иных культур и религий; научить взвешенно подходить к оценке событий в контексте межкультурного, межконфессионального и межэтнического разнообразия в обществе; дать возможность объективного восприятия ими места и роли народов России и зарубежных стран в истории; повысить роль самих учащихся в формировании толерантного отношения среди своих сверстников, семьи и социального окружения; способствовать профилактике конфликтов в молодежной среде.
Высокий уровень развития и активной реализации в органическом единстве следующих компонентов:
- знаний истории культур народов России, Республики Татарстан;
- качеств личности – гуманизма, достоинства, дружбы, терпимости;
- культуры общения – взаимопонимания, сотрудничества,
- коммуникабельности, взаимопомощи, миролюбия.
- Принципы и особенности организации содержания поликультурного образования и воспитания
Программа базируется на следующих основополагающих принципах, согласованных с принципами Концепции развития поликультурного образования:
- Принцип преемственности.
- Принцип дифференциации и разнообразия.
- Принцип креативности.
- Принцип культурной целостности.
- Принцип объемной (стереоскопической) картины мира.
Большое значение имеет и опора на основополагающие принципы развития личности:
- принципа историко-культурной и цивилизационной направленности, предполагающего необходимость раскрытия исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций, выявление и анализ «культурных стереотипов», развитие целостного поликультурного мировоззрения;
- принципа самоактуализации личности, основанного на включении в социально полезную деятельность (коллективные творческие дела), формировании коммуникативных особенностей личности в современном мире;
- принципа этнокультурности и поликультурной толерантности, отражающего механизм этнокультурной идентификации личности и гармонизации межэтнических отношений.
В основе содержательных компонентов Программы:
- взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики;
- гуманистическая суть системы общих и конкретных целей, задач и направлений воспитания;
- одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика воспитанника;
- последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности в зависимости от уровня обучения и его направления;
- творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение воспитательного процесса.
Программа поликультурного воспитания взаимосвязана с учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения и является единством четырех блоков:
Реализуется информация культурологического порядка, о сущности межэтнических отношений, толерантности, причинах и следствиях толерантного поведения. Литература ориентирует на традиции в русской культуре; русский и иностранные языки – на коммуникативную, география – межэтническую, история – политическую составляющие и т.д.
Реализуется через школьные предметы: через литературу – отношения к классическому наследию страны, историю – к историческому прошлому; географию, биологию – к природе и т.д.
Реализуется через организацию совместной работы учащихся, подведение итогов деятельности, создания ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей; каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело и др
Реализуются через организацию внеклассной работы, направленных на развитие у воспитанников навыков позитивной самооценки, самосознания, саморегуляции, с разработкой индивидуальных программ самовоспитания.
Содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров:
- социокультурной идентификации личности;
- освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к культурному окружению;
- развития навыков социального общения.
Личностно-ориентированные технологии в реализации Программы поликультурного образования и воспитания направлены на:
помощь семье в поликультурном воспитании
развитие компетентности педагога
- методика решения проблемы поликультурного воспитания средствами образования в системе дошкольного и общего образования (психологическое просвещение развивающейся личности, вовлечение ее в деятельность по изучению особенностей собственной психики, поведения и особенностей их взаимоотношений с окружающими с целью самораскрытия, самопознания и самоактуализации их самих в этой деятельности;
- психологическая диагностика проблем личности;
- обучение основным приемам общения, способам бесконфликтного поведения, умению анализировать ситуации и принимать решения;
- обучение основным приемам преодоления барьеров и страхов, развитие умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы собственного поведения и поступков других людей, преодолевать депрессивные состояния и др.).
- технология помощи семье в поликультурном воспитании (пути продуктивного решения проблемы формирования толерантности в отношениях родителей к своим детям);
- анализ психологических условий развития толерантности у родителей;
- механизмы проявления терпимости и согласия в семейных отношениях в зависимости от национальных особенностей и религиозной направленности семьи).
- пути развития компетентности педагога, реализующего концепцию поликультурного воспитания (оценка сформированности базовых компетентностей;
- развитие готовности реализовать концепцию поликультурного образования, углубление профессионального сознания с учетом особенностей профессиональной деятельности по поликультурному воспитанию, расширение профессиональных знаний умений и навыков, способность к преодолению различных барьеров в восприятии ученика, преодоление собственных психологических проблем и т.д.).
В основу Программы поликультурного образования и воспитания заложено формирование базовых компетентностей:
- социальная компетентность: способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, толерантность, способность ненасильственно разрешать конфликты, участвовать в развитии демократических основ жизнедеятельности;
- коммуникативная компетентность, относящаяся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни;
- информационная компетентность, связанная с возрастанием информатизации общества, владением информационными технологиями, массмедийными средствами и рекламой;
- образовательная компетентность, способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни» и др.
Программа ориентирует также на формирование, среди прочих, таких компетенций как умение работать в режиме сотрудничества и социального партнерства. Развитие индивидуальности, формирующейся в общении, в коллективе и через коллектив рассматривается как необходимый элемент воспитательной деятельности.
- Реализация Программы поликультурного образования и воспитания
Реализация Программы поликультурного образования и воспитания:
в начальной школе направлена на:
- расширение кругозора учащихся;
- выработку умения видеть взаимосвязь взаимовлияние культур, определять общность и различия в историческом, научном, культурном развитии разных народов; осознание ценности самобытности этнокультур;
- воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных этносоциумов.
в основной школе направлена на:
- формирование умения анализировать и сопоставлять взгляды на социальные процессы и явления;
- развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия;
- формирование духовно-нравственных ценностей в структуре личности.
в средней (полной) школе направлена на:
- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
- формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
- эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.
На уровне учебной деятельности :
- корректировка учебных программ, реализация национально-регионального компонента Базисного плана Республики Татарстан, профилизация образования, информатизация учебного процесса.
На уровне воспитательной работы:
- формирование гражданской ответственности, правовой самостоятельности, духовности, толерантности через систему классных часов, воспитательных дел класса, тестирование учащихся, участие в кружках, клубах, секциях.
На уровне воспитательного взаимодействия с родителями:
- проведение родительских лекториев
- проведение совместных дел, праздников
- индивидуальная работа с родителями
На уровне профессионального образования педагога:
- повышение квалификационного уровня
- разработка методики составления авторских программ
- создание банка интерактивных форм, методов, технологий воспитания
Воспитательная работа в рамках Программы включает следующие направления:
- формирование понимания и уважения к иным народам, культурам, цивилизациям, включая культуру быта;
- воспитание персональных нравственно высоких качеств;
- воспитание навыков сосуществования с людьми — представителями иной расы, языка, религии, этноса и пр.;
- воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям;
- формирование общественно одобряемых жизненных ценностей, развитие понимания, признания, соблюдения и умения защиты прав и свобод человека;
- осознание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса;
- целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры и быта разных народов, перевода их в личностный опыт;
- развитие умений вести открытый межконфессиональный и межкультурный диалог и осуществлять партнерство ради уважения и взаимного понимания и укрепления свободы верования и религий;
- осуждение расизма, ксенофобии, антисемитизма и других форм нетерпимости и дискриминации; терроризма и любых форм экстремизма;
- формирование политической и религиозной корректности и утверждение их нормой жизни;
- формирование массовой культуры корректного отношения в обществе и активизация общественных сил в этом направлении;
- пресечение подстрекательств к преступлениям, ненависти на почве расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения и др.
- формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
- изучение национальных традиций и обычаев;
- воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;
- изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;
- формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
- воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка, его глубокого смыслового контекста;
- изучение основ религиозной культуры разных народов;
- раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями духовной музыки, литературы, живописи, архитектуры;
- освещение полноты взглядов на ключевые вопросы естественнонаучных предметов и др.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
В решении поставленных задач большое значение имеют установки родителей, их позиция в этом вопросе, поскольку именно семья, являясь источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействий с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта конструктивного общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников.
Родительская семья является своеобразным транслятором особенностей этнического сознания. Традиционно именно она формирует идеалы, общественно-социальные установки через комплекс этико-нравственных понятий, составляющих в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и установок. Семья обеспечивает преемственность воспитания, передавая из поколения в поколение объективно-субъективные ценности и осуществляется связь времён, «спиралевидное восхождение человеческой духовности, наследование социально-генетического кода, социальной памяти народа» (Гершунский Б.С.).
Примерная тематика занятий и бесед с родителями:
- Роль общения в жизни ребенка.
- Причины возникновения конфликтов у детей
- Как учить детей общаться?
- Как научить ребенка понимать других людей?
- Воспитание у детей чуткости и внимательности.
- Этика семейного общения у детей.
- Воспитание терпимого отношения к людям других наций и в ероисповедания.
Примерные вопросы для дискуссий (возможно совместное участие родителей и детей при взаимном согласии):
- Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?
- Есть ли грань терпимости? В чем (где) они?
- Нужно ли быть самим собой?
- Нужно ли властвовать собой?
- Возможно ли жить без конфликтов?
Источник: nsportal.ru
Последовательность этапов программы поликультурного исследования
субкультура
идентичность
толерантность
поликультурная компетентность обучающихся
социокультурное пространство
поликультурный подход
1. Александрова Е.А. Образовательное пространство на перекрестке субкультур [Текст] / Е.А. Александрова // Народное образование. – 2009. – №8. – С. 234–238.
2. Громова Е.М. Развитие культуры межнациональных отношений и этнической толерантности: теория и практика [Текст]: монография / Под ред. А.М. Булынина. – Ульяновск: Симбирская книга, 2006. – 188 с.
3. Евлешина Н.А. Поликультурный подход в социальном воспитании [Текст] / Н.А. Евлешина, Н.Н. Никитина, И.Т. Сулейманов, В.Р.
Ясницкая // Вестник Российского научного гуманитарного фонда. – 2010. – № 4 (61). – С. 105–114.
4. Лукьянова М.И., Михайлова М.А. Диагностика поликультурной компетентности учащихся [Текст] / М.И. Лукьянова, М.А. Михайлова // Программа развития инновационных процессов в образовательных учреждениях Ульяновской области: достижения, проблемы и перспективы: материалы областной научно-практической конференции (сентябрь 2013 года) / Под ред. Т.Б. Табардановой. — Ульяновск: УлГТУ, 2013. — 380 с.
5. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст] / Ю.С. Мануйлов. – М.; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. службы, 2002.
6. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 432 с.
7. Никитина Н.Н. Культура профессионально-личностного самоопределения учителя: контекст становления [Текст]: монография / Н.Н. Никитина. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 400 с.
8. Шустова Л.П. Поликультурный подход в учреждениях дополнительного образования [Текст] / Л.П. Шустова, В.В. Гриценко, О.Г. Никитина, Н.С. Бодина: методическое пособие / Под ред.
Л.П. Шустовой. — Ульяновск: УИПКПРО, 2015. — 156 с.
В последние десятилетия заметно возросла значимость поликультурного подхода в образовании, что подводит педагогов к необходимости учитывать возрастающее значение социокультурной среды в становлении личности. Поликультурное пространство личности весьма разнородно и многообразно. Любая образовательная организация, в которой осуществляется воспитание подрастающего поколения, представляет собой поле пересечения множественных культур и субкультур, наличие и своеобразие которых подчас недостаточно учитывается педагогами и не используется в воспитательных целях. Растущая роль образовательной организации как специально организованной образовательной среды, обладающей большими возможностями для реализации поликультурного подхода в воспитании формирующейся личности, весьма очевидна.
Разрабатывая модель поликультурного подхода в образовании, мы опирались на концепцию, разработанную Н.Н. Никитиной совместно с другими исследователями: Н.А. Евлешиной, В.Р. Ясницкой, И.Т. Сулеймановым [3; 7]. В данной концепции:
- рассматривается поликультурная среда образовательной организации (детского сада, школы, учреждения дополнительного образования, детского общественного объединения) как объективно существующее многообразие субкультур;
- изучается воспитательный потенциал данных культур;
- определяются реальный уровень и условия развития толерантности педагогов по отношению к многообразию субкультур, представленных в организации;
- выявляются условия становления социокультурной толерантности и идентичности воспитанников в поликультурной реальности;
- представлена культура образовательной организации как поле взаимопроникновения компонентов поликультурной среды, обеспечивающее обогащение их воспитательного потенциала.
Результатом поликультурного образования является поликультурная компетентность личности, представляющая собой оптимальное сочетание культурной толерантности и социокультурной идентичности. Поликультурная компетентность человека характеризуется через два диалектически связанных ее аспекта. Первый, соответствующий социальной адаптированности, представлен толерантностью личности по отношению к многообразию взаимодействующих с ней культур. Второй аспект, соответствующий социальному обособлению, представлен социокультурной идентичностью человека, являющей собой своеобразный и неповторимый сплав интериоризированных культур и продуцированные им самим культурные ценности. Толерантность и идентичность личности, рассматриваемые как взаимодополнительные и взаимодетерминированные составляющие поликультурной компетентности, выступают как цели-результаты воспитания и проявляются в когнитивном, эмоционально-ценностном и поведенческо-деятельностном аспектах, отражающих последовательность формирования поликультурной компетентности человека. В самом общем виде данные аспекты представлены в таблице 1.
Составляющие поликультурной компетентности
Информированность и понимание многообразия и особенностей контактных субкультур
Осознание позитивных и негативных аспектов контактных субкультур и собственной культуры
Позитивное эмоционально-ценностное отношение (принятие) иных культур (за исключением контркультур)
Эмоциональная идентификация с референтными культурами, дифференциация эмоционального восприятия позитивных и негативных аспектов собственной культуры
Умение адекватно выразить свое отношение к иным культурам через действия и поступки
Умение самоопределяться в многообразии культур и адекватно выражать и развивать свою социокультурную идентичность
Следует пояснить, что когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельностный аспекты поликультурной толерантности и социокультурной идентичности отражают последовательность формирования поликультурной компетентности личности. Знание конкретных субкультур (т.е. тех, с которыми обучающийся взаимодействует – реально или виртуально) лежит в основе его эмоционально-ценностного отношения к ним, которое в свою очередь служит стимулом к конкретным действиям и поступкам. Отсюда можно сделать следующий вывод: неадекватность поведения человека в поликультурной ситуации является, как правило, следствием его непонимания (незнания) контактных субкультур и неадекватного к ним эмоционального отношения.