Последовательность этапов программы поликультурного исследования

1. Среди малых этнических групп в качестве субъектов поликультурного воспитания ученые выделяют автохтонные группы, …, иммигрантов и национальные меньшинства, оформившиеся на протяжении Нового и Новейшего времени

2. В поликультурном обществе наиболее благоприятным сценарием этнической идентификации ребенка из малой этнической группы можно считать …

*развитие идентичности со своей малой этнической группой

+развитие идентичности с доминирующей в стране этнической группой

*развитие биэтничной идентичности

3. Согласно исследованиям ученых-психологов, этнические стереотипы, как правило, усваиваются в …

*подростковом возрасте на основе собственного опыта

+раннем детстве из вторичных источников

*подростковом возрасте из вторичных источников

4. На территории Российской Федерации проживают представители около … различных этносов

5. Современная образовательная политика большинства стран Европы в отношении воспитания детей этнических и национальных меньшинств ориентирована на …

Вебинар «Поликультурное воспитание в условиях современного образования»

*сохранение культуры этнических меньшинств

*обособление этнических меньшинств от доминирующей нации

+интеграцию этнических меньшинств в культуру доминирующей нации

6. Согласно аккультурационному подходу, образование в поликультурном обществе должно ориентироваться на …

*культуру доминирующей нации

7. Неверно, что одной из задач школьного психолога при работе с учениками-мигрантами является …

*полноценное включение учащихся-мигрантов в социокультурную среду образовательного учреждения

+развитие у школьников-мигрантов представлений о собственной уникальности, обособленности их культуры

*содействие проявлению позитивного влияния учащихся-мигрантов на развитие образовательного учреждения

*адаптация социокультурной среды образовательного учреждения к мигрантам

8. Согласно определению В. С. Кукушкиной, … – это обобщающее понятие, обозначающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов

9. Впервые компетенция антирасистского воспитания как основа поликультурного образования сформировалась в …

10. Этническую идентичность понимают как систему ценностных отношений человека к этносреде, то есть ко всем типам этнических признаков: климато-географических, … и социокультурных

11. Неверно, что программа поддержки многообразия культур, разработанная Национальной ассоциацией полирасового воспитания Великобритании в 1970-е годы, предусматривает …

*введение информации о национальных меньшинствах, проживающих в стране, в школьные учебные пособия

*специальные занятия в школах по ознакомлению детей с культурой проживающих в стране этнических и расовых меньшинств

*создание пособий для учащихся из этнических и расовых меньшинств

+создание отдельных школ для учащихся из этнических и расовых меньшинств с возможностью обучения детей на родном для них языке

12. Феномен поликультурности является приоритетной областью исследований в мировой педагогике с … по настоящее время

Особенности полиэтнической и поликультурной школы

13. Согласно данным Центра социологии образования РАО, ежегодно в конфликты на национальной почве оказывается вовлечен почти каждый … подросток, проживающий в Москве

14. Согласно определению Ю. В. Бромлея, … – это исторически сложившаяся группа людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства

15. Неверно, что одна из современных программ социокультурной адаптации детей из семей мигрантов разработана …

*О. В. Хухлаевой и М. Ю. Чибисовой

16. Процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам, – это …

17. … занимает третье место среди регионов России (после Москвы и Московской области) по темпам прироста населения за счет мигрантов

18. Согласно данным Центра социологии образования РАО, к проявлению открытых форм интолерантного поведения в области межэтнических отношений склонны … российских школьников

19. Упрощенный, схематизированный образ этнической группы, характеризующийся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений, – это этнический …

Ответ: этностереотип

20. … – это осознание индивидом или группой своей расовой, национальной, половой, этнической, интеллектуальной или гражданской принадлежности, внутренне самоощущение в определенном качестве

Ответ: идентичность

21. Согласно концепции Ж. Пиаже, ребенок начинает четко идентифицировать себя со своей этнической группой в возрасте …

22. Неверно, что международное адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовывать …

*ценностное отношение к человеку, гуманизацию отношений между людьми

*возвращение образования в контекст культуры и его регионализацию, приобщение личности к культуре посредством образования

*повышение педагогической культуры во всех сферах деятельности

+развитие у школьников мировоззрения, лишенного критического взгляда на явления окружающего мира и общественной жизни

23. Термин «поликультурное образование» возник в рамках … подхода к изучению этой дисциплины

24. Активным приверженцем диалогового подхода к поликультурному образованию и автором современной европейской концепции мультиперспективного образования является …

25. Элементом поликультурного воспитания дошкольников является … педагогика

26. Сохранение мигрантом своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании – это …

Ответ: интеграция

27. Принцип …, на котором основано поликультурное образование в России, предполагает включение этнокультурного и регионального содержания в федеральный государственный образовательный стандарт

*объемной картины мира

28. По данным Всероссийского мониторинга службы практической психологии образования, проблемами адаптации детей-мигрантов на регулярной (ежедневной) основе занимаются … психологов в России

29. Ученые выделяют три исследовательских подхода к пониманию сущности поликультурного образования: аккультурационный, … и социально-психологический

30. В соответствии с данными Е. А. Ермакова этническая идентификация детей из малых этнических групп, как правило, определяется … этнической принадлежности

+одновременно внешним критерием приписывания и внутренним критерием выбора

*внешним критерием приписывания

*внутренним критерием выбора

31. Этнополитическая модель российской гражданской нации включает три основных уровня: базовый этнокультурный, национально-территориальный и …

32. По данным отечественного этнографа Ю. В. Бромлея, … детей 4–5 лет могут назвать свою национальность

33. Согласно исследованию Р. И. Жуковской, национальные куклы (куклы, олицетворяющие детей разных национальностей) привлекательны для детей, когда …

*куклы выполнены схематично, без прорисовки деталей

*в играх с этими куклами принимают участие популярные в детском саду дети

+в них ярко проявляется индивидуальность

34. Неверно, что международное адаптационное полкультурное образовательное пространство призвано реализовывать …

*повышение педагогической культуры во всех сферах деятельности ценностное отношение к человеку, гуманизацию отношений между людьми

+развитие у школьников мировоззрения, лишенного критического взгляда на явления окружающего мира и общественной жизни

*возвращение образования в контекст культуры и его регионализацию, приобщение личности к культуре посредством образования

35. К автохтонной этнической группе, не обладающей государственно- культурной автономией, относятся .

+баски во Франции

*баски в Испании

*фламандцы в Бельгии

36. Модель интеграции мигрантов в условия нового социума, при которой приобретение людьми гражданства происходит по принципу права по месту рождения, называется .

Читайте также:
Установка программ за деньги

A. Деятельностная концепция

B. Концепция бикультурного образования

C. Концепция мультиперспективного образования

D. чужая культура усваивается только в процессе какой-либо деятельности

E. образовательные программы школы должны предоставлять обучающимся возможность осознания относительности мнений и суждений, учить критически подходить к господствующим в обществе представлениям

F. школа должна формировать у детей из групп этнических и национальных меньшинств бикультурную идентичность, то есть осознание принадлежности одновременно к двум культурам

38. Согласно теории Д. Марсиа о становлении личности у подростков, сформированность идентичности личности в той или иной сфере определяется двумя показателями: исследованием и …

39. Впервые о конфликтах на национальной почве среди воспитанников детских садов сообщается в книге …

+ «Дошкольное воспитание в деревне»

* «О народности в общественном воспитании»

40. Современное поликультурное образование основано на принципе равноценности культур, отраженном в международном документе ЮНЕСКО «…»

+Всеобщая декларация прав человека

*Декларация принципов терпимости

*Декларация Мехико по политике в области культуры

41. Понятие «этнопедагогика» ввел в научную литературу …

42. Расположите в нужной последовательности стадии формирования этнической идентичности у представителей малых этнических групп в чужом для них государстве:

4 сопротивление и погружение

Cопротивление и погружение

Источник: dzen.ru

ПРОГРАММА поликультурного образования и воспитания обучающихся
методическая разработка на тему

Нормативно-правовой и методической основой программы поликультурного образования и воспитания обучающихся являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, Концепция поликультурного образования и воспитания.

Программа поликультурного воспитания направлена на формирование уважения и сохранения культурного многообразия; поддержку равных прав на образование и воспитание; формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей. Стратегия поликультурного воспитания в рамках данной Программы выстроена в русле общей стратегии культурного диалога и культурно-цивилизационного роста, с учетом конкретных особенностей и возможностей функционирования национального языка, должной социальной, религиозной и психологической аргументации. Нравственный смысл Программы заключается в том, что в ее основе лежит формирование уважения к свободе другого и осознания того, что свобода не является вседозволенностью, и что свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого. Воспитание в духе поликультурного диалога направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, оно способствует формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Согласно Концепции развития поликультурного образования, целями поликультурного воспитания являются:

  • формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
  • формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
  • эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.

Реализуя поликультурную направленность образования, система общего образования решает следующие задачи:

  • Овладение учащимися знаниями и умениями, предусмотренными государственной программой полного среднего образования в соответствии с федеральными и региональными образовательными стандартами.
  • Овладение знаниями национального языка, литературы культуры (соотносительно национальной принадлежности учащегося).
  • Ознакомление с этнокультуроведческим материалом (поликультурное просвещение), интегрированным во все учебные дисциплины общеобразовательного цикла.
  • Обучение общению (основанном на взаимопонимании и взаимоуважении, знании этнических особенностей – психологии, этикета, традиций – того или иного народа).

Сроки и этапы реализации программы:

Планируемые результаты поликультурного образования и воспитания

Программа поликультурного воспитания ориентирована на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур. Результатом Программы поликультурного воспитания является формирование поликультурного мышления, что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в многокультурном обществе и ее интеграции в поликультурное мировое пространство. Программа поликультурного воспитания призвана изменить восприятие учащимися иных культур и религий; научить взвешенно подходить к оценке событий в контексте межкультурного, межконфессионального и межэтнического разнообразия в обществе; дать возможность объективного восприятия ими места и роли народов России и зарубежных стран в истории; повысить роль самих учащихся в формировании толерантного отношения среди своих сверстников, семьи и социального окружения; способствовать профилактике конфликтов в молодежной среде.

Высокий уровень развития и активной реализации в органическом единстве следующих компонентов:

  • знаний истории культур народов России, Республики Татарстан;
  • качеств личности – гуманизма, достоинства, дружбы, терпимости;
  • культуры общения – взаимопонимания, сотрудничества,
  • коммуникабельности, взаимопомощи, миролюбия.
  1. Принципы и особенности организации содержания поликультурного образования и воспитания

Программа базируется на следующих основополагающих принципах, согласованных с принципами Концепции развития поликультурного образования:

  • Принцип преемственности.
  • Принцип дифференциации и разнообразия.
  • Принцип креативности.
  • Принцип культурной целостности.
  • Принцип объемной (стереоскопической) картины мира.

Большое значение имеет и опора на основополагающие принципы развития личности:

  • принципа историко-культурной и цивилизационной направленности, предполагающего необходимость раскрытия исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций, выявление и анализ «культурных стереотипов», развитие целостного поликультурного мировоззрения;
  • принципа самоактуализации личности, основанного на включении в социально полезную деятельность (коллективные творческие дела), формировании коммуникативных особенностей личности в современном мире;
  • принципа этнокультурности и поликультурной толерантности, отражающего механизм этнокультурной идентификации личности и гармонизации межэтнических отношений.

В основе содержательных компонентов Программы:

  • взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики;
  • гуманистическая суть системы общих и конкретных целей, задач и направлений воспитания;
  • одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика воспитанника;
  • последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности в зависимости от уровня обучения и его направления;
  • творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение воспитательного процесса.

Программа поликультурного воспитания взаимосвязана с учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения и является единством четырех блоков:

Реализуется информация культурологического порядка, о сущности межэтнических отношений, толерантности, причинах и следствиях толерантного поведения. Литература ориентирует на традиции в русской культуре; русский и иностранные языки – на коммуникативную, география – межэтническую, история – политическую составляющие и т.д.

Реализуется через школьные предметы: через литературу – отношения к классическому наследию страны, историю – к историческому прошлому; географию, биологию – к природе и т.д.

Читайте также:
Какие предметы школьной программы

Реализуется через организацию совместной работы учащихся, подведение итогов деятельности, создания ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей; каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело и др

Реализуются через организацию внеклассной работы, направленных на развитие у воспитанников навыков позитивной самооценки, самосознания, саморегуляции, с разработкой индивидуальных программ самовоспитания.

Содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров:

  • социокультурной идентификации личности;
  • освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к культурному окружению;
  • развития навыков социального общения.

Личностно-ориентированные технологии в реализации Программы поликультурного образования и воспитания направлены на:

помощь семье в поликультурном воспитании

развитие компетентности педагога

  • методика решения проблемы поликультурного воспитания средствами образования в системе дошкольного и общего образования (психологическое просвещение развивающейся личности, вовлечение ее в деятельность по изучению особенностей собственной психики, поведения и особенностей их взаимоотношений с окружающими с целью самораскрытия, самопознания и самоактуализации их самих в этой деятельности;
  • психологическая диагностика проблем личности;
  • обучение основным приемам общения, способам бесконфликтного поведения, умению анализировать ситуации и принимать решения;
  • обучение основным приемам преодоления барьеров и страхов, развитие умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы собственного поведения и поступков других людей, преодолевать депрессивные состояния и др.).
  • технология помощи семье в поликультурном воспитании (пути продуктивного решения проблемы формирования толерантности в отношениях родителей к своим детям);
  • анализ психологических условий развития толерантности у родителей;
  • механизмы проявления терпимости и согласия в семейных отношениях в зависимости от национальных особенностей и религиозной направленности семьи).
  • пути развития компетентности педагога, реализующего концепцию поликультурного воспитания (оценка сформированности базовых компетентностей;
  • развитие готовности реализовать концепцию поликультурного образования, углубление профессионального сознания с учетом особенностей профессиональной деятельности по поликультурному воспитанию, расширение профессиональных знаний умений и навыков, способность к преодолению различных барьеров в восприятии ученика, преодоление собственных психологических проблем и т.д.).

В основу Программы поликультурного образования и воспитания заложено формирование базовых компетентностей:

  • социальная компетентность: способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, толерантность, способность ненасильственно разрешать конфликты, участвовать в развитии демократических основ жизнедеятельности;
  • коммуникативная компетентность, относящаяся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни;
  • информационная компетентность, связанная с возрастанием информатизации общества, владением информационными технологиями, массмедийными средствами и рекламой;
  • образовательная компетентность, способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни» и др.

Программа ориентирует также на формирование, среди прочих, таких компетенций как умение работать в режиме сотрудничества и социального партнерства. Развитие индивидуальности, формирующейся в общении, в коллективе и через коллектив рассматривается как необходимый элемент воспитательной деятельности.

  1. Реализация Программы поликультурного образования и воспитания

Реализация Программы поликультурного образования и воспитания:

в начальной школе направлена на:

  • расширение кругозора учащихся;
  • выработку умения видеть взаимосвязь взаимовлияние культур, определять общность и различия в историческом, научном, культурном развитии разных народов; осознание ценности самобытности этнокультур;
  • воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных этносоциумов.

в основной школе направлена на:

  • формирование умения анализировать и сопоставлять взгляды на социальные процессы и явления;
  • развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия;
  • формирование духовно-нравственных ценностей в структуре личности.

в средней (полной) школе направлена на:

  • формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
  • формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
  • эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.

На уровне учебной деятельности :

  • корректировка учебных программ, реализация национально-регионального компонента Базисного плана Республики Татарстан, профилизация образования, информатизация учебного процесса.

На уровне воспитательной работы:

  • формирование гражданской ответственности, правовой самостоятельности, духовности, толерантности через систему классных часов, воспитательных дел класса, тестирование учащихся, участие в кружках, клубах, секциях.

На уровне воспитательного взаимодействия с родителями:

  • проведение родительских лекториев
  • проведение совместных дел, праздников
  • индивидуальная работа с родителями

На уровне профессионального образования педагога:

  • повышение квалификационного уровня
  • разработка методики составления авторских программ
  • создание банка интерактивных форм, методов, технологий воспитания

Воспитательная работа в рамках Программы включает следующие направления:

  • формирование понимания и уважения к иным народам, культурам, цивилизациям, включая культуру быта;
  • воспитание персональных нравственно высоких качеств;
  • воспитание навыков сосуществования с людьми — представителями иной расы, языка, религии, этноса и пр.;
  • воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям;
  • формирование общественно одобряемых жизненных ценностей, развитие понимания, признания, соблюдения и умения защиты прав и свобод человека;
  • осознание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса;
  • целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры и быта разных народов, перевода их в личностный опыт;
  • развитие умений вести открытый межконфессиональный и межкультурный диалог и осуществлять партнерство ради уважения и взаимного понимания и укрепления свободы верования и религий;
  • осуждение расизма, ксенофобии, антисемитизма и других форм нетерпимости и дискриминации; терроризма и любых форм экстремизма;
  • формирование политической и религиозной корректности и утверждение их нормой жизни;
  • формирование массовой культуры корректного отношения в обществе и активизация общественных сил в этом направлении;
  • пресечение подстрекательств к преступлениям, ненависти на почве расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения и др.
  • формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
  • изучение национальных традиций и обычаев;
  • воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;
  • изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;
  • формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
  • воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка, его глубокого смыслового контекста;
  • изучение основ религиозной культуры разных народов;
  • раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями духовной музыки, литературы, живописи, архитектуры;
  • освещение полноты взглядов на ключевые вопросы естественнонаучных предметов и др.
Читайте также:
Что надо сделать чтобы антивирусная программа была эффективной

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

В решении поставленных задач большое значение имеют установки родителей, их позиция в этом вопросе, поскольку именно семья, являясь источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействий с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта конструктивного общения большое значение имеет личный пример родителей и родственников.

Родительская семья является своеобразным транслятором особенностей этнического сознания. Традиционно именно она формирует идеалы, общественно-социальные установки через комплекс этико-нравственных понятий, составляющих в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и установок. Семья обеспечивает преемственность воспитания, передавая из поколения в поколение объективно-субъективные ценности и осуществляется связь времён, «спиралевидное восхождение человеческой духовности, наследование социально-генетического кода, социальной памяти народа» (Гершунский Б.С.).

Примерная тематика занятий и бесед с родителями:

  • Роль общения в жизни ребенка.
  • Причины возникновения конфликтов у детей
  • Как учить детей общаться?
  • Как научить ребенка понимать других людей?
  • Воспитание у детей чуткости и внимательности.
  • Этика семейного общения у детей.
  • Воспитание терпимого отношения к людям других наций и в ероисповедания.

Примерные вопросы для дискуссий (возможно совместное участие родителей и детей при взаимном согласии):

  • Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?
  • Есть ли грань терпимости? В чем (где) они?
  • Нужно ли быть самим собой?
  • Нужно ли властвовать собой?
  • Возможно ли жить без конфликтов?

Источник: nsportal.ru

Последовательность этапов программы поликультурного исследования

субкультура
идентичность
толерантность
поликультурная компетентность обучающихся
социокультурное пространство
поликультурный подход

1. Александрова Е.А. Образовательное пространство на перекрестке субкультур [Текст] / Е.А. Александрова // Народное образование. – 2009. – №8. – С. 234–238.

2. Громова Е.М. Развитие культуры межнациональных отношений и этнической толерантности: теория и практика [Текст]: монография / Под ред. А.М. Булынина. – Ульяновск: Симбирская книга, 2006. – 188 с.

3. Евлешина Н.А. Поликультурный подход в социальном воспитании [Текст] / Н.А. Евлешина, Н.Н. Никитина, И.Т. Сулейманов, В.Р.

Ясницкая // Вестник Российского научного гуманитарного фонда. – 2010. – № 4 (61). – С. 105–114.

4. Лукьянова М.И., Михайлова М.А. Диагностика поликультурной компетентности учащихся [Текст] / М.И. Лукьянова, М.А. Михайлова // Программа развития инновационных процессов в образовательных учреждениях Ульяновской области: достижения, проблемы и перспективы: материалы областной научно-практической конференции (сентябрь 2013 года) / Под ред. Т.Б. Табардановой. — Ульяновск: УлГТУ, 2013. — 380 с.

5. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст] / Ю.С. Мануйлов. – М.; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. службы, 2002.

6. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 432 с.

7. Никитина Н.Н. Культура профессионально-личностного самоопределения учителя: контекст становления [Текст]: монография / Н.Н. Никитина. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 400 с.

8. Шустова Л.П. Поликультурный подход в учреждениях дополнительного образования [Текст] / Л.П. Шустова, В.В. Гриценко, О.Г. Никитина, Н.С. Бодина: методическое пособие / Под ред.

Л.П. Шустовой. — Ульяновск: УИПКПРО, 2015. — 156 с.

В последние десятилетия заметно возросла значимость поликультурного подхода в образовании, что подводит педагогов к необходимости учитывать возрастающее значение социокультурной среды в становлении личности. Поликультурное пространство личности весьма разнородно и многообразно. Любая образовательная организация, в которой осуществляется воспитание подрастающего поколения, представляет собой поле пересечения множественных культур и субкультур, наличие и своеобразие которых подчас недостаточно учитывается педагогами и не используется в воспитательных целях. Растущая роль образовательной организации как специально организованной образовательной среды, обладающей большими возможностями для реализации поликультурного подхода в воспитании формирующейся личности, весьма очевидна.

Разрабатывая модель поликультурного подхода в образовании, мы опирались на концепцию, разработанную Н.Н. Никитиной совместно с другими исследователями: Н.А. Евлешиной, В.Р. Ясницкой, И.Т. Сулеймановым [3; 7]. В данной концепции:

  • рассматривается поликультурная среда образовательной организации (детского сада, школы, учреждения дополнительного образования, детского общественного объединения) как объективно существующее многообразие субкультур;
  • изучается воспитательный потенциал данных культур;
  • определяются реальный уровень и условия развития толерантности педагогов по отношению к многообразию субкультур, представленных в организации;
  • выявляются условия становления социокультурной толерантности и идентичности воспитанников в поликультурной реальности;
  • представлена культура образовательной организации как поле взаимопроникновения компонентов поликультурной среды, обеспечивающее обогащение их воспитательного потенциала.

Результатом поликультурного образования является поликультурная компетентность личности, представляющая собой оптимальное сочетание культурной толерантности и социокультурной идентичности. Поликультурная компетентность человека характеризуется через два диалектически связанных ее аспекта. Первый, соответствующий социальной адаптированности, представлен толерантностью личности по отношению к многообразию взаимодействующих с ней культур. Второй аспект, соответствующий социальному обособлению, представлен социокультурной идентичностью человека, являющей собой своеобразный и неповторимый сплав интериоризированных культур и продуцированные им самим культурные ценности. Толерантность и идентичность личности, рассматриваемые как взаимодополнительные и взаимодетерминированные составляющие поликультурной компетентности, выступают как цели-результаты воспитания и проявляются в когнитивном, эмоционально-ценностном и поведенческо-деятельностном аспектах, отражающих последовательность формирования поликультурной компетентности человека. В самом общем виде данные аспекты представлены в таблице 1.

Составляющие поликультурной компетентности

Информированность и понимание многообразия и особенностей контактных субкультур

Осознание позитивных и негативных аспектов контактных субкультур и собственной культуры

Позитивное эмоционально-ценностное отношение (принятие) иных культур (за исключением контркультур)

Эмоциональная идентификация с референтными культурами, дифференциация эмоционального восприятия позитивных и негативных аспектов собственной культуры

Умение адекватно выразить свое отношение к иным культурам через действия и поступки

Умение самоопределяться в многообразии культур и адекватно выражать и развивать свою социокультурную идентичность

Следует пояснить, что когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельностный аспекты поликультурной толерантности и социокультурной идентичности отражают последовательность формирования поликультурной компетентности личности. Знание конкретных субкультур (т.е. тех, с которыми обучающийся взаимодействует – реально или виртуально) лежит в основе его эмоционально-ценностного отношения к ним, которое в свою очередь служит стимулом к конкретным действиям и поступкам. Отсюда можно сделать следующий вывод: неадекватность поведения человека в поликультурной ситуации является, как правило, следствием его непонимания (незнания) контактных субкультур и неадекватного к ним эмоционального отношения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru