Порядок разработки целевых программ

♦ организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.

Проблемные муниципальные целевые программы могут разрабатываться по

♦ создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;

♦ формирование благоприятного социального климата для деятельности и здо­рового образа жизни населения;

♦ оздоровление окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций;

♦ содействие реформированию промышленности;

♦ развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;

♦ развитие межрегиональных и международных связей муниципального об­разования и т. п.

Программа создания благоприятного инвестиционного и предприниматель­ского климата предполагает проведение институциональных преобразований, на­правленных на развитие финансовой инфрастуктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для раз­вития малых и средних предприятий).

Аналитика муниципальных программ — Благоустройство города

Программы нормативно-правовых преобразований включают урегулирование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие пред­принимательской инициативы, дебюрократизацию экономики — упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных функций органов местного самоуправ­ления, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собствен­ностью.

Экологические программы могут предусматривать проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций, мониторинг зон кризисного состояния, оценку экологического состояния терри­тории и его влияния на здоровье населения, стимулирование инвестиций, на­правленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду муници­пального образования.

Программы содействия реформированию промышленности включают разработ­ку мер содействия техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования. Программы развития инфраструктуры предусматривают мероприятия по развитию городского транс­порта, связи, обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяй­ства, внедрению энергосберегающих технологий, повышению эффективности ра­боты систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий техногенного характера.

Программы развития межмуниципальных, межрегиональных и международ­ных связей муниципального образования рассматривались в главе 6.

При разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (чистая прибыль, платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупа­емости, количество новых рабочих мест) и т. д.

Технические комитеты по стандартизации. Разработка стандартов

Источник: knigi.news

Порядок разработки целевых программ

Порядок разработки программ включает следующие этапы (на примере сферы услуг):

1. Оценка существующего состояния сферы услуг и ее развития на перспективу с учетом сложившихся в настоящем и прошлом темпов и пропорций (прогноз показателей на основе экстраполяции).

2. Разработка модели идеального состояния сферы услуг (по отраслям и сферам деятельности) с точки зрения оптимального удовлетворения потребностей в ее продукции и услугах и обеспечения ее конкурентоспособности с учетом внешних угроз (на основе целевых нормативов и показателей, а также прогнозных данных из стратегического плана развития).

3. Сопоставление идеального и возможного развития сферы услуг по ее отраслям (видам экономической деятельности) и определение разрыва между этими показателями. Формирование проблем и выделение наиболее важных с точки зрения достижения запланированных целей. Описание наиболее важных проблем под программную разработку (для обоснования проблем можно использовать данные стратегического плана, а их описание осуществляется в рамках разработки программы).

Читайте также:
Лучшие программы для проектирования дорог

4. Определение цели, задач и наиболее важных мероприятий, решающих поставленную программную проблему. На этом этапе используются методы построения «дерева целей», теории «графов», которые позволяют разукрупнить цель до комплекса мероприятий, обеспечивая единую целевую направленность всех заданий и мероприятий.

5. Формирование концепции решения проблемы, разработка вариантов развития объекта программно-целевого планирования, обоснование необходимых экономических и структурных преобразований в развитии сферы услуг при условии обеспечения максимального приближения ее развития к общественно-необходимым потребностям (идеальному состоянию).

6. Определение необходимых ресурсов для реализации программы в укрупненном варианте (материальных, финансовых, трудовых) и оценка существующей ресурсной базы на предмет возможности реализации программных мероприятий на базе имеющихся ресурсов.

7. Взаимная увязка потребностей и возможностей ресурсного обеспечения программ и определение оптимального ресурсного потенциала для эффективного и запланированного развития сферы услуг в рамках реализации программы.

8. Разработка макета программы и обоснование конкретных мероприятий, заданий, сроков их осуществления, необходимых ресурсов и их номенклатуры для реализации программных заданий. Оформление программы в виде документа представлено в табл. 8:

Задания и мероприятия комплексной целевой программы развития туризма в регионе (пример)

Наименование заданий и мероприятий

Срок реализации

Ответственный исполнитель

Объем затрат (ресурсов), тыс. руб.

Источники финансирования, тыс. руб.

Эффективность (ожидаемые результаты)

акционерные, собственные средства предприятий

федеральный

1. Строительство гостиницы эконом, класса (адрес)

Комитет по туризму

Увеличение занятости (500 чел.).

Поступление в бюджет ежегодно 1 млн руб.

1.1. Выделение земельного участка под строительство гостиницы

9. Сопоставление возможных и необходимых ресурсов по номенклатуре и объему (материальных, финансовых, трудовых), по количеству и качеству; формирование условий по оптимальному и первоочередному обеспечению программы необходимыми ресурсами. Расчет эффективности программы (социальный, экономический, экологический и т. д.).

10. Уточнение программы и приведение ее в соответствие с утвержденным макетом. Согласование программных заданий с исполнителями, уточнение и разукрупнение основных показателей. Составление графика выполнения работ.

11. Утверждение программы как директивного документа и организация доведения заданий программы до исполнителей. Определение системы отчетности.

12. Организация реализации программы (создание координационных советов и т. д.). Контроль за ходом реализации (определение форм контроля и их периодичности, определение ответственности за выполнение показателей программы).

В окончательном виде программа как документ включает следующие разделы:

1. Паспорт программы, где содержатся краткие сведения о программе, включая ее основные параметры (типовая форма паспорта приведена в приложении 1).

2. Оценка существующего состояния объекта планирования (в этом разделе дается обоснование проблемы и необходимость ее решения с помощью программы на основе сопоставления желаемого состояния объекта планирования с существующим, характер и результативность действующих мер по решению проблемы). Выявление основных проблем развития создает объективную основу для системного построения целей и задач программы, выделения ее этапов.

3. Цели, задачи и основные мероприятия программы обосновываются исходя из проблемы, которую необходимо решить с помощью программы; разукрупнение цели до комплекса задач, а затем до системы основных укрупненных мероприятий производится в основном на основе «графов», т. е. по правилам построения «дерева целей».

4. Система программных заданий и мероприятий, их ресурсное обеспечение (программные задания носят конкретные, четко прописанные параметры, адресность, сроки выполнения конечных заданий и промежуточных значений, расчет ресурсов: материальных, финансовых, трудовых по их количеству и качеству по каждому заданию программы).

5. Объемы и источники финансирования программных заданий. Необходимые объемы финансовых ресурсов по заданиям программы суммируются, а затем определяются источники их поступления. Финансирование программы, особенно из федерального или регионального бюджетов, предполагает, что выделяемые средства носят адресный характер и целевое использование, из чего вытекает определение по всем заданиям и мероприятиям источников финансирования, сроков получения ресурсов и их целевое использование.

Читайте также:
Установить программу на компьютер anydesk

6. Эффективность программных мероприятий (в этом разделе дается обобщенный эффект и эффективность реализации программы; особо выделяется эффективность решения обозначенной проблемы при достижении поставленной цели. Помимо экономической приводится прогнозная социальная или экологическая (демографическая) эффективность. Обосновываются условия достижения запланированного эффекта, возможные риски и их влияние на результативность программных мероприятий). К показателям эффективности обычно относят: отношение чистой прибыли к затратам; увеличение платежей в бюджеты всех уровней, срок окупаемости инвестиций, число новых рабочих мест, повышение коэффициента комфорта жизни населения и др.

7. Комплекс мер по совершенствованию внешней и внутренней нормативной базы (в этом разделе дается обоснование внесения изменений в законодательные или иные правовые и другие нормативные акты, обеспечивающие благоприятные, протекционистские условия реализации программных мероприятий).

8. Механизм управления программой (в этом разделе дается описание организационных, экономических и правовых механизмов, необходимых для полноценной реализации программы, в том числе меры стимулирующего и протекционистского характера. Базовым принципом, определяющим построение механизма реализации программы, является принцип баланса интересов, который подразумевает обеспечение соблюдения интересов предприятий и организаций различных форм собственности, субъектов управления различного иерархического уровня, участвующих в реализации программы).

9. Ресурсное обеспечение программы и система отчетности и контроля за ходом реализации программных мероприятий (в этом разделе дается график и объемы поступления ресурсов, синхронизированные по видам и срокам, формы и периодичность отчетности по выполнению программных мероприятий, ответственность участников за их выполнение).

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение комплексной целевой программы и методам ее разработки.

2. Чем программы отличаются от плана?

3. Каковы специфические принципы разработки программ?

4. Перечислите основные этапы разработки программ и их характеристики.

5. Какова структура программы как планового документа?

Источник: geum.ru

Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2004 г. N 842″О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация»

В целях совершенствования работы с федеральными целевыми программами, повышения их эффективности и результативности Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2669; 1996, N 28, ст.

3383; N 38, ст. 4443; 1997, N 27, ст. 3236; N 28, ст. 3453; 1998, N 32, ст. 3876; 1999, N 5, ст.

681; 2002, N 17, ст. 1682; 2003, N 12, ст. 1140).

25 декабря 2004 г.

Изменения,
которые вносятся в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594
(утв. постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2004 г. N 842)

1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее — целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Читайте также:
Программа майкрософт визуал для чего

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.».

2. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Разработка проекта и утверждение целевой программы осуществляются в сроки согласно приложению N 1 и включают в себя следующие основные этапы:

разработка проекта концепции целевой программы;

принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством Российской Федерации и утверждение концепции целевой программы;

разработка проекта целевой программы;
согласование проекта целевой программы;
экспертиза проекта целевой программы, в том числе независимыми экспертами;
рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства Российской Федерации;
доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства Российской Федерации;
утверждение целевой программы Правительством Российской Федерации.».
3. Пункты 5 — 8 изложить в следующей редакции:

«5. Предложения о программной разработке проблемы с учетом инициативных предложений физических и юридических лиц, а также проект концепции целевой программы, сформированной на вариантной основе, с обоснованиями представляются заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Предложения о программной разработке научно-технических проблем гражданского назначения, кроме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ специального и двойного назначения, реализуемых в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обеспечения обороны и безопасности государства (далее — НИОКР гражданского назначения), направляются также в Министерство образования и науки Российской Федерации.

Концепция целевой программы должна включать следующие основные разделы:

обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации;

обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;

характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода;

возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;

ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом;

предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам;

предложения по объемам и источникам финансирования целевой программы;

предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы;

предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию целевой программы;

предложения по государственным заказчикам и разработчикам целевой программы;
предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации целевой программы;
предложения по механизмам формирования мероприятий целевой программы;
предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией целевой программы.

Концепция целевой программы оценивается в соответствии с разделом IV «Экспертиза и оценка целевой программы» настоящего Порядка и направляется в Правительство Российской Федерации для принятия решения.

6. Правительство Российской Федерации на основе представленных предложений Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации утверждает концепцию целевой программы, принимает решение о разработке целевой программы, устанавливает предельные объемы финансирования и определяет государственного заказчика.

Для целевых программ, имеющих более одного государственного заказчика, определяется государственный заказчик-координатор.

7. Государственный заказчик целевой программы:

а) подготавливает проекты решений Правительства Российской Федерации об утверждении целевой программы, утверждении государственного заказчика, передаче при необходимости части функций государственного заказчика организациям, которым государственный заказчик может передавать в установленном порядке на договорной основе выполнение части своих функций, согласовывает их и представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации;

б) подготавливает исходное задание на формирование целевой программы, координирует действия разработчиков;

Источник: www.dokipedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru