Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.
Формы обучения по основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ.
Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований.
Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих и программам повышения квалификации рабочих, служащих).
Разработка современных учебных программ курсов профессионального обучения — 8 октября 2018
Признан утратившим силу Приказ Минобрнауки России, которым был утвержден ранее применявшийся порядок, с внесенными в него изменениями.
Новый порядок организации образовательной деятельности по программам профессионального обучения
Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 N 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»
Зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2020 N 59784. Дата опубликования: 11.09.2020
Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.
Формы обучения по основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ.
Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований.
Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих и программам повышения квалификации рабочих, служащих).
Признан утратившим силу Приказ Минобрнауки России, которым был утвержден ранее применявшийся порядок, с внесенными в него изменениями.
Разработка учебных планов образовательных программ среднего профессионального образования
НКПРОМ.РУ – эксперт в области промышленной безопасности, подготовке и обучению персонала по нормам неразрушающего контроля. Звоните 8(495)795-73-92
Источник: nkprom.ru
Новый порядок разработки дополнительных профессиональных программ
1 января 2021 года в силу вступил Приказ Министерства образования и науки РФ № 1316 от 19.10.2020 «Об утверждении Порядка разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности». Этого порядка обязаны придерживаться организации ДПО, образовательные организации высшего образования, организации, занимающиеся составлением программ дополнительного образования. В роли заказчика разработки учебной программы выступают органы государственной власти. Образовательные учреждения также могут заниматься этим по собственной инициативе. Данный Приказ будет действовать до 01 января 2027 года.
Общие положения
В приказе отражены правила составления специальных дополнительных профессиональных программ, и они являются обязательными для всех образовательных учреждений, которые проводят обучение. План занятий должен учитывать действующие квалификационные требования профессиональных стандартов, а также образовательных стандартов. Структура учебного плана должна содержать положения о:
- целях его реализации;
- прогнозируемых результатах обучения;
- требованиях к поступающему на обучение;
- форме обучения;
- календарном учебном графике;
- программах дисциплин;
- условиях реализации программы;
- форме аттестации;
- оценочных материалах.
Реализация дополнительной образовательной программы должна учитывать специфику организации учебного процесса, включая ограничения, которые связаны с применением только дистанционных и электронных технологий.
Особенности разработки образовательных программ, содержащих сведения государственной важности
Дополнительные профессиональные программы, которые содержат сведения, содержащие государственную тайну, – это программы по повышению квалификации и профессиональной переподготовке. Подразумевается, что в ходе обучения слушатель будет ознакомлен с секретной информацией или образцами секретного оружия, военной техникой, специальными материалами и веществами. При этом в самих программах и их составных частях, которые не содержат государственную тайну, нельзя давать ссылки на подобные сведения.
В документе указано, что на освоение программы повышения квалификации должно быть отведено не менее 24-х часов. Касаемо профессиональной переподготовки, срок освоения должен составлять 250 часов.
Заниматься разработкой программ, содержащих сведения государственной важности, могут только те образовательные организации, у которых есть лицензия, оформленная в установленном порядке.
Особенности разработки образовательных программ по информационной безопасности
Основная цель этих программ заключается в формировании и совершенствовании компетенций слушателей, чья деятельность связана с обеспечением информационной безопасности. На повышение квалификации в данной области отводится минимум 40 часов. Для освоения программы переподготовки требуется 360 часов. Содержание учебных планов охватывает изучение критической информационной инфраструктуры, методов противодействия иностранным техническим разведкам, способов технической защиты данных и т. д.
«Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности» будет действовать до 2026 года.
Поделиться:
Популярные статьи в категории:
Источник: www.snta.ru
Разработка программ профессионального обучения на сонове профессиональных стандартов
статья на тему
Рассматривается алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессиоанльного образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиоанльных программ с учетом соответствующих профессиоанльных стандартов
Скачать:
![]() |
47 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка программ профессионального обучения на основе профессиональных стандартов
Такое понятие, как «профессиональный стандарт» появилось в Трудовом кодексе ещё в 2012 году. После этого принимались профессиональные стандарты для различных профессий и должностей. Их полный перечень можно посмотреть на сайте Минтруда России. Планируется, что, в будущем, профстандарты заменят различные квалификационные справочники, поскольку многие из них попросту устарели и не отражают современной ситуации на рынке труда.
Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).
Предполагается, что профессиональные стандарты станут применяться с 1 июля 2016 г. — именно с этой даты должен вступить в силу Закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» .
Этот Закон закрепляет порядок применения профстандартов работодателями и устанавливает прямую связь между профессиональными и образовательными стандартами. В частности, Закон определяет, что требования к профессиональным компетенциям, которые содержатся во ФГОС, а также конкретные программы профессионального обучения необходимо формировать на основе профстандартов. На работу по обновлению уже принятых ФГОС и приведение их в соответствие с профстандартами отводится один год с момента вступления в силу данного Закона.
Рассмотрим алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов.
Разработка программ происходит в несколько этапов:
ШАГ 1. Создание рабочей группы
Для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации рекомендуется включить представителей работодателей и (или)объединений работодателей.
ШАГ 2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет
разработана профессиональная образовательная программа
При поиске профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования может соответствовать:
— один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой название;
— часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);
— несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.
Существует несколько вариантов поиска профессионального стандарта. Оптимальным является поиск на сайте Минтруда России (http ://profstandart.rosmintrud.ru/), где размещен национальный реестр профессиональных стандартов, включающий реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной деятельности, реестр трудовых функции.
ШАГ 3. Сопоставление федеральных государственных образовательных
стандартов и профессиональных стандартов (выполняется при разработке или
обновлении основных профессиональных образовательных программ и
дополнительных профессиональных программ — программ профессиональной
В процессе сопоставления требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов необходимо учитывать различия их терминологии, связанные с предметом описания, так:
— в профессиональных стандартах описывается деятельность; для этого используются термины «вид профессиональной деятельности», «обобщенные трудовые функции», «трудовые функции», «трудовые действия»;
— а в образовательных стандартах приводятся характеристики выпускника, владеющего деятельностью, в качестве ключевого используется термин «компетенция».
Для анализа из профессиональных стандартов нужно выбрать те обобщенные трудовые функции (ОТФ) и трудовые функции (ТФ), которые соответствуют направленности (профилю) программы и относятся к выбранному на предыдущем шаге данного алгоритма уровню квалификации. Формулировки требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов могут формально не совпадать, при сопоставлении необходимо обращать внимание на их смысл, чтобы определить объективную дельту изменений.
На основании сравнения можно сделать следующие выводы:
-о необходимости углубленного или ознакомительного изучения того или иного профессионального модуля (освоения вида деятельности);
-о необходимости конкретизации, расширения и (или) углубления знаний и умений, предусмотренных ФГОС;
-о необходимости введения в программу СПО дополнительного по отношению к предусмотренным ФГОС вида деятельности (профессионального модуля) и соответствующих профессиональных компетенций и так далее.
Сделанные выводы рекомендуется согласовать с работодателями.
ШАГ 4. Формирование результатов освоения программы с учетом
Сопоставление, проведенное на предыдущем шаге, позволяет составить перечень результатов освоения образовательной программы:
— В профессиональном обучении это профессиональные компетенции (ПК), в том числе необходимые для работы с конкретным оборудованием, технологиями.
— В среднем профессиональном образовании это общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), сгруппированные по видам деятельности.
— В дополнительном профессиональном образовании для программ профессиональной переподготовки это новая квалификация и связанные с ней виды профессиональной деятельности, трудовые функции или компетенции, подлежащие совершенствованию, и новые компетенции;
— для программ повышения квалификации это профессиональные компетенции в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате
ШАГ 5. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по
Основным результатом освоения образовательных программ, разработанных с учетом профессиональных стандартов, является профессиональная квалификация.
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний.
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений
При освоении программ СПО оценка профессиональной квалификации
проводится на экзаменах по каждому из осваиваемых профессиональных модулей (промежуточная аттестация) и при защите выпускной квалификационной работы (итоговая аттестация).
При освоении дополнительных профессиональных программ в соответствии с законом Об образовании форма квалификационного экзамена определяется организацией самостоятельно.
ШАГ 6. Формирование структуры и содержания программы
Определение структуры программы зависит от ее вида. Так, структура программ СПО в целом определяется соответствующими ФГОС. ФГОС СПО фиксируют структуру программы подробно, с детализацией до модулей, дисциплин, междисциплинарных курсов. Вариативная составляющая программ СПО составляет около 20% общего объема времени для программ подготовки квалифицированных рабочих и около 30% для программ подготовки специалистов среднего звена.
Для программ СПО определена модульная структура профессионального цикла: каждый вид деятельности, освоение которого предусмотрено программой, изучается в рамках профессионального модуля, интегрирующего теоретическое и практическое обучение.
При определении содержания программы важно исходить из результатов обучения, определенных на основе ФГОС и с учетом профессионального стандарта.
Для этого сначала необходимо разработать программу учебной и производственной практики, обеспечивающую формирование всех компетенций. Содержание практики формируется (дополняется, корректируется) так, чтобы оно обеспечивало формирование всех компетенций.
Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку.
Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
После и с учетом результатов разработки программы практики, а для основных образовательных программ также на основе ФГОС и с учетом примерных программ определяется структура «теоретической части» программы.
В структуру теоретической части программы будут входить дисциплины, модули, курсы прикладного характера (ориентированные на овладение умениями и знаниями, применяемыми непосредственно в профессиональной деятельности) и фундаментального (создающие основу для понимания закономерностей профессиональной деятельности, развития общей культуры и т.п.).
ШАГ 7. Разработка учебного плана и календарного графика
На этом шаге по результатам проведенной работы составляется учебный план и календарный график, проводится корректировка часов по всем элементам образовательной программы, определяется их последовательность.
ШАГ 8. Экспертиза образовательной программы