Порядок разработки комплексных целевых программ

Разработка целевых комплексных программ в настоящее время осуществляется поэтапно.

Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели и участники программы, лимиты ресурсов, другая необходимая информация.

Уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы, и определяются задачи ее реализации по периодам. Основная цель программы, как правило, распределяется по ее составляющим, образуя упорядоченную иерархию задач, отражающих внутреннюю структуру решаемой проблемы.

Исходя из построенной иерархии целей формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы с указанием последовательных этапов ее выполнения.

Рассчитываются основные показатели программы, ресурсное обеспечение и полные затраты на него. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект.

Круглый стол «О реализации Программы комплексного развития сельских территорий»

Осуществляются оформление программных документов, согласование и утверждение программы.

Программы увязываются во времени, по ресурсам и исполнителям.

Классификация региональных программ

Каждая региональная программа, таким образом, характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная программа может быть по уровню значимости — федеральной, по территориальной принадлежности — областной, по функциональной ориентации — экологической, по масштабности (комплексности) программной проблемы — узкоспециализированной, по продолжительности реализации — среднесрочной и т.д. При отборе проблем для программной разработки и реализации на федеральном уровне следует исходить:

* из особой их значимости для осуществления крупных структурных изменений и повышения эффективности развития конкретных отраслей и регионов, образования и социальной сферы, для обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;

* из сжатости сроков решения этих проблем и необходимости концентрации ресурсов;

* из взаимосвязанности соответствующих мероприятий (заданий), обеспечивающих целевое управление межотраслевыми связями технологически сопряженных отраслей и производств.

Приоритетность проблемы делает ее предметом будущей программы, а конкретность цели определяет всю последующую процедуру разработки и утверждения программы.

Проблемы программно-целевого регулирования и меры их решения

Поскольку программы (как и другие используемые в Российской Федерации методы государственного регулирования территориального развития и селективной поддержки регионов) пока еще не исходят из системного представления о критических региональных ситуациях, было бы полезным составить перечень потенциальных зон программного регулирования, включив сюда ограниченное число локальных отсталых и депрессивных территорий, где отсутствуют рыночные механизмы и естественно-природные условия саморазвития (прежде всего самостоятельного выхода из депрессии), а также таких территорий, где это имеется, и нужна лишь целевая поддержка будущих «точек опережающего роста». Такие зоны следовало бы объявить сферами приоритетного программного финансирования с предоставлением гарантий государственного участия; не исключено, что в отдельных случаях было бы полезно придание соответствующим расходам статуса защищенных статей бюджетов всех уровней.

КС3 Формирование комплексных программ развития сельских территорий на основе фин-вых инструментов

В настоящее время программы не отвечают одному из обязательных требований — решению небольшого числа наиболее приоритетных, самых острых и неотложных региональных проблем. При отсутствии централизованной информации о таких проблемах, общепринятой методики их сравнительной оценки и ранжирования, государственно выраженного интереса к их объективной оценке российскую региональную политику вообще нельзя рассматривать как приоритетно ориентированную. Однако в том случае, когда речь идет о необходимости наиболее эффективного распределения весьма небольших средств на реализацию однотипных мер государственной поддержки регионов (в первую очередь программ), ранжирование решаемых проблем и конкурсный отбор предложений о разработке и реализации соответствующих программ представляются необходимыми.

Для этого могут быть предложены следующие меры:

* разработка порядка формирования ежегодно обновляемого официального перечня наиболее острых региональных проблем — потенциальных объектов программ. Конкретные, поддающиеся решению проблемы (а не регионы и их социально-экономическое развитие) должны стать объектом программ;

* установление формализованной процедуры отбора приоритетных проблем из указанного перечня, для реализации которых могут быть гарантированы бюджетные ресурсы;

Читайте также:
Примеры программ на react

* организация по тем же критериям конкурса предложений для включения их в проект правительственных предложений о разработке, начале реализации и продолжении федеральных программ в будущем финансовом году; отбор должен быть организован гласно и открыто;

* установление порядка прохождения предложений о разработке программ через процедуры разработки и утверждения федерального бюджета на очередной год; обязательность представления в Государственную думу материалов конкурсного отбора программ.

Осуществление таких предложений не представляет серьезных трудностей, а незначительные дополнительные затраты могут сразу же окупиться за счет исключения малоэффективных программ. В то же время это позволит, если и не полностью, то хотя бы в определенной части (в зоне действия программ) впервые ориентировать региональную политику на конкурсно выявленные приоритеты.

Расходование государственных бюджетных средств на разработку и реализацию программ требует постоянного контроля. Предлагается ввести оценку эффективности и результативности программ.

Эффективность региональных программ

Под эффективностью региональных программ следует понимать прямую экономическую эффективность (выгодность) решения поставленных задач именно на основе реализации включенных в программу заданий; иначе говоря, следует определить, насколько предложенный вариант достижения цели экономически выгоднее всегда имеющихся альтернативных вариантов. Кроме того, полезно и практически возможно оценить экономическую эффективность предложенных в программе специальных механизмов (стимулов, льгот). Было бы полезно также оценивать эффект (или экономию) затрат на решение поставленной проблемы в программном варианте по сравнению с вариантом, когда подобная программа не будет разрабатываться и выполняться (т.е. оценить последствия развития региональной ситуации без использования предложенной программы).

Результативность программы следует понимать, во-первых, как меру соответствия ее ожидаемых результатов поставленной цели, во-вторых, как степень приближения к последней и, в-третьих, как прямые позитивные воздействия на социальную, демографическую, экологическую ситуацию в регионе, а также на определяющие ее параметры экономического развития. При оценке результативности программы по второму из этих критериев важно максимально корректно выразить качественно-количественные параметры программной цели, а в ряде случае — и конкретизирующих ее задач. Это должно быть делом самих разработчиков программ, обязательным условием включения предлагаемых ими заданий в состав любой программы, финансируемой из федерального бюджета.

Следует ввести в практику порядок, по которому экспертиза выполнения программ должна быть комплексной и не замыкаться только на финансовых вопросах. Главное для каждой программы — достижение результатов и обеспечение эффективности каждой программы, и в этом направлении следует переориентировать деятельность института экспертизы проектов целевых программ и хода их реализации.

Источник: studbooks.net

Порядок разработки комплексных целевых программ

Порядок разработки программ включает следующие этапы (на примере сферы услуг):

  • 1. Оценка существующего состояния сферы услуг и ее развития на перспективу с учетом сложившихся в настоящем и прошлом темпов и пропорций (прогноз показателей на основе экстраполяции).
  • 2. Разработка модели идеального состояния сферы услуг (по отраслям и сферам деятельности) с точки зрения оптимального удовлетворения потребностей в ее продукции и услугах и обеспечения ее конкурентоспособности с учетом внешних угроз (на основе целевых нормативов и показателей, а также прогнозных данных из стратегического плана развития).
  • 3. Сопоставление идеального и возможного развития сферы услуг по ее отраслям (видам экономической деятельности) и определение разрыва между этими показателями. Формирование проблем и выделение наиболее важных с точки зрения достижения запланированных целей. Описание наиболее важных проблем под программную разработку (для обоснования проблем можно использовать данные стратегического плана, а их описание осуществляется в рамках разработки программы).
  • 4. Определение цели, задач и наиболее важных мероприятий, решающих поставленную программную проблему. На этом этапе используются методы построения «дерева целей», теории «графов», которые позволяют разукрупнить цель до комплекса мероприятий, обеспечивая единую целевую направленность всех заданий и мероприятий.
  • 5. Формирование концепции решения проблемы, разработка вариантов развития объекта программно-целевого планирования, обоснование необходимых экономических и структурных преобразований в развитии сферы услуг при условии обеспечения максимального приближения ее развития к общественно-необходимым потребностям (идеальному состоянию).
  • 6. Определение необходимых ресурсов для реализации программы в укрупненном варианте (материальных, финансовых, трудовых) и оценка существующей ресурсной базы на предмет возможности реализации программных мероприятий на базе имеющихся ресурсов.
  • 7. Взаимная увязка потребностей и возможностей ресурсного обеспечения программ и определение оптимального ресурсного потенциала для эффективного и запланированного развития сферы услуг в рамках реализации программы.
  • 8. Разработка макета программы и обоснование конкретных мероприятий, заданий, сроков их осуществления, необходимых ресурсов и их номенклатуры для реализации программных заданий. Оформление программы в виде документа представлено в табл. 8:
Читайте также:
Как рассчитать трудоемкость годовой программы

Задания и мероприятия комплексной целевой программы развития туризма в регионе (пример)

Наименование заданий и мероприятий

Срок реализации

Ответственный исполнитель

Объем затрат (ресурсов), тыс. руб.

Источники финансирования, тыс. руб.

Эффективность (ожидаемые результаты)

акционерные, собственные средства предприятий

Бюджет

заемные

федеральный

местный

1. Строительство гостиницы эконом, класса (адрес)

Комитет по туризму

Увеличение занятости (500 чел.).

Поступление в бюджет ежегодно 1 млн руб.

1.1. Выделение земельного участка под строительство гостиницы

  • 9. Сопоставление возможных и необходимых ресурсов по номенклатуре и объему (материальных, финансовых, трудовых), по количеству и качеству; формирование условий по оптимальному и первоочередному обеспечению программы необходимыми ресурсами. Расчет эффективности программы (социальный, экономический, экологический и т. д.).
  • 10. Уточнение программы и приведение ее в соответствие с утвержденным макетом. Согласование программных заданий с исполнителями, уточнение и разукрупнение основных показателей. Составление графика выполнения работ.
  • 11. Утверждение программы как директивного документа и организация доведения заданий программы до исполнителей. Определение системы отчетности.
  • 12. Организация реализации программы (создание координационных советов и т. д.). Контроль за ходом реализации (определение форм контроля и их периодичности, определение ответственности за выполнение показателей программы).

В окончательном виде программа как документ включает следующие разделы:

  • 1. Паспорт программы, где содержатся краткие сведения о программе, включая ее основные параметры (типовая форма паспорта приведена в приложении 1).
  • 2. Оценка существующего состояния объекта планирования (в этом разделе дается обоснование проблемы и необходимость ее решения с помощью программы на основе сопоставления желаемого состояния объекта планирования с существующим, характер и результативность действующих мер по решению проблемы). Выявление основных проблем развития создает объективную основу для системного построения целей и задач программы, выделения ее этапов.
  • 3. Цели, задачи и основные мероприятия программы обосновываются исходя из проблемы, которую необходимо решить с помощью программы; разукрупнение цели до комплекса задач, а затем до системы основных укрупненных мероприятий производится в основном на основе «графов», т. е. по правилам построения «дерева целей».
  • 4. Система программных заданий и мероприятий, их ресурсное обеспечение (программные задания носят конкретные, четко прописанные параметры, адресность, сроки выполнения конечных заданий и промежуточных значений, расчет ресурсов: материальных, финансовых, трудовых по их количеству и качеству по каждому заданию программы).
  • 5. Объемы и источники финансирования программных заданий. Необходимые объемы финансовых ресурсов по заданиям программы суммируются, а затем определяются источники их поступления. Финансирование программы, особенно из федерального или регионального бюджетов, предполагает, что выделяемые средства носят адресный характер и целевое использование, из чего вытекает определение по всем заданиям и мероприятиям источников финансирования, сроков получения ресурсов и их целевое использование.
  • 6. Эффективность программных мероприятий (в этом разделе дается обобщенный эффект и эффективность реализации программы; особо выделяется эффективность решения обозначенной проблемы при достижении поставленной цели. Помимо экономической приводится прогнозная социальная или экологическая (демографическая) эффективность. Обосновываются условия достижения запланированного эффекта, возможные риски и их влияние на результативность программных мероприятий). К показателям эффективности обычно относят: отношение чистой прибыли к затратам; увеличение платежей в бюджеты всех уровней, срок окупаемости инвестиций, число новых рабочих мест, повышение коэффициента комфорта жизни населения и др.
  • 7. Комплекс мер по совершенствованию внешней и внутренней нормативной базы (в этом разделе дается обоснование внесения изменений в законодательные или иные правовые и другие нормативные акты, обеспечивающие благоприятные, протекционистские условия реализации программных мероприятий).
  • 8. Механизм управления программой (в этом разделе дается описание организационных, экономических и правовых механизмов, необходимых для полноценной реализации программы, в том числе меры стимулирующего и протекционистского характера. Базовым принципом, определяющим построение механизма реализации программы, является принцип баланса интересов, который подразумевает обеспечение соблюдения интересов предприятий и организаций различных форм собственности, субъектов управления различного иерархического уровня, участвующих в реализации программы).
  • 9. Ресурсное обеспечение программы и система отчетности и контроля за ходом реализации программных мероприятий (в этом разделе дается график и объемы поступления ресурсов, синхронизированные по видам и срокам, формы и периодичность отчетности по выполнению программных мероприятий, ответственность участников за их выполнение).
Читайте также:
Как удалить программу червь из компьютера

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Дайте определение комплексной целевой программы и методам ее разработки.
  • 2. Чем программы отличаются от плана?
  • 3. Каковы специфические принципы разработки программ?
  • 4. Перечислите основные этапы разработки программ и их характеристики.
  • 5. Какова структура программы как планового документа?

Источник: studme.org

7.2. Порядок разработки комплексных целевых программ

Порядок разработки программ включает следующие этапы (на примере сферы услуг):

  1. Оценка существующего состояния сферы услуг и её развития на перспективу с учётом сложившихся в настоящем и прошлом темпов и пропорций (прогноз показателей на основе экстраполяции).
  2. Разработка модели идеального состояния сферы услуг (по отраслям и сферам деятельности) с точки зрения оптимального удовлетворения потребностей в ее продукции и услугах и ее конкурентоспособности с учётом внешних угроз (на основе целевых нормативов и показателей, а также прогнозных данных из стратегического плана развития).
  3. Сопоставление идеального и возможного развития сферы услуг по её отраслям и определение разрыва между этими показателями. Формирование проблем и выделение наиболее важных с точки зрения достижения запланированных целей. Описание наиболее важных проблем под программную разработку (для обоснования проблем можно использовать данные стратегического плана, а их описание осуществляется в рамках разработки программы).
  4. Определение цели, задач и наиболее важных мероприятий, решающих поставленную программную проблему. При проведении этого этапа используются методы построения «дерева целей», теории «графов», которые позволяют разукрупнить цель до комплекса мероприятий, обеспечивающих единую целевую направленность всех заданий и мероприятий .
  5. Формирование концепции решения проблемы, разработка вариантов развития объекта 15 программно-целевого планирования, обоснование необходимых экономических и структурных преобразований в развитии сферы услуг при условии обеспечения максимального приближения её развития к общественно-необходимым потребностям (идеальному состоянию).
  6. Определение необходимых ресурсов для реализации программы в укрупненном варианте (материальных, финансовых, трудовых) и оценка существующей ресурсной базы на предмет возможности реализации программных мероприятий на базе имеющихся ресурсов.
  7. Взаимная увязка потребностей и возможностей ресурсного обеспечения программ и определение оптимального ресурсного потенциала для эффективного и запланированного развития сферы услуг в рамках реализации программы.
  8. Разработка макета программы и обоснование конкретных мероприятий, заданий, сроков их осуществления, необходимых ресурсов и их номенклатуры для реализации программных заданий. Оформление программы в виде документа следующего вида:
  1. Сопоставление возможных и необходимых ресурсов по номенклатуре и объёму (материальных, финансовых, трудовых), по количеству и качеству; формирование условий по оптимальному и первоочерёдному обеспечению программы необходимыми ресурсами. Расчёт эффективности программы (социальный, экономический, экологический и т.д.).
  2. Уточнение программы и приведение её в соответствие с утверждённым макетом. Согласование программных заданий с исполнителями, уточнение и разукрупнение основных показателей. Составление графика выполнения работ.
  3. Утверждение программы как директивного документа и организация доведения заданий программы до исполнителей. Определение системы отчётности.
  4. Организация реализации программы (создание координационных советов и т.д.). Контроль за ходом реализации (определение форм контроля и их периодичность, определение ответственности за выполнение показателей программы).

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru