На сегодняшний день федеральные целевые программы (далее — ФЦП) это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета. ФЦП, их необходимость, цели, задачи, набор мероприятий, время реализации и объемы их финансирования, в том числе из федерального бюджета, обсуждаются на заседаниях Правительства РФ, в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, находятся в режиме прямого доступа на сайтах Правительства РФ, Минэкономразвития России, государственных заказчиков, публикуются как официальные документы (приложения к постановлениям Правительства РФ). [10]
Порядок разработки и реализации ФЦП определяется Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 №594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
Разработка ФЦП организуется федеральными органами исполнительной власти.
При разработке ФЦП необходимо предусматривать:
решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;
Н.А. Бегчин: Новации в части разработки и реализации государственных программ
согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;
комплексность и экономическую безопасность разрабатываемых мероприятий;
согласованность решения федеральных и региональных задач;
достижение требуемого конечного результата в установленные сроки. Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (ред. от 19.07.2011).
Разработка проекта и утверждение целевой программы осуществляются в сроки и включают в себя следующие основные этапы:
разработка проекта концепции целевой программы;
принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством РФ и утверждение концепции целевой программы;
разработка проекта целевой программы;
предварительное обсуждение проекта целевой программы на заседаниях общественного совета при государственном заказчике (государственном заказчике-координаторе) целевой программы;
согласование проекта целевой программы;
экспертиза проекта целевой программы;
рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства РФ;
доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства РФ;
утверждение целевой программы Правительством РФ.
Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать федеральные органы исполнительной власти.
Инициаторами разработки межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ, могут выступать как отдельные страны, так и группы стран, а также координирующие органы государств — участников Содружества Независимых Государств.
Отбор проблем для их программной разработки и решения на федеральном уровне определяется следующими факторами:
невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения;
Алгоритм перехода на федеральные основные общеобразовательные программы
принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;
необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.
При обосновании необходимости решения проблем программными методами на федеральном уровне должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития РФ, направления структурной, научно-технической и инновационной политики, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, критические технологии, а также международные договоренности.
Предложение о программной разработке проблемы и проект концепции целевой программы с обоснованиями представляются федеральными органами исполнительной власти:
в Министерство экономического развития РФ;
в Военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ — при программной разработке проблемы в области обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства;
в Министерство образования и науки РФ — при программной разработке научно-технических проблем гражданского назначения, кроме НИОКР специального и двойного назначения, реализуемых в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обеспечения обороны и безопасности государства.
Концепция целевой программы должна включать следующие основные разделы:
обоснование соответствия решаемой проблемы и целей целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития РФ;
обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;
характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о действующих расходных обязательствах РФ, а также о расходных обязательствах субъектов РФ и муниципальных образований в указанной сфере;
возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;
ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом;
предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам на вариантной основе;
предложения по объемам и источникам финансирования целевой программы в целом и отдельных ее направлений на вариантной основе;
предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы;
предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию целевой программы;
предложения по государственным заказчикам целевой программы и разработчикам целевой программы;
предложения по направлениям, срокам и этапам реализации целевой программы на вариантной основе;
предложения по механизмам формирования мероприятий целевой программы;
предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией целевой программы.
В проект концепции целевой программы, разрабатываемой в качестве продолжения действовавшей целевой программы, должен быть включен раздел, содержащий предварительный анализ итогов реализации указанной целевой программы.
Проект концепции целевой программы согласовывается предполагаемым государственным заказчиком целевой программы, а при наличии нескольких государственных заказчиков целевой программы — государственным заказчиком-координатором целевой программы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с Министерством образования и науки РФ (в части целевых программ, содержащих НИОКР гражданского назначения), Министерством регионального развития РФ (в части целевых программ комплексного территориального развития), Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства).
В случае необходимости проект концепции целевой программы дорабатывается предполагаемым государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы.
Согласованный проект концепции целевой программы с пояснительной запиской предполагаемый государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы направляет в Министерство экономического развития РФ и Министерство финансов РФ.
В случае положительной оценки проекта концепции целевой программы Министерством экономического развития РФ и Министерством финансов РФ согласованный проект концепции целевой программы вносится Министерством экономического развития РФ в Правительство РФ для принятия решения.
Правительство РФ на основе представленных предложений Министерства экономического развития РФ своим распоряжением утверждает концепцию целевой программы, принимает решение о разработке целевой программы в целях установления предельных размеров расходных обязательств РФ и определяет государственного заказчика целевой программы.
Для целевых программ, имеющих более одного государственного заказчика целевой программы, определяется государственный заказчик-координатор целевой программы. Государственный заказчик-координатор целевой программы может быть одновременно определен в качестве ее государственного заказчика.
Государственные заказчики целевой программы представляют государственному заказчику-координатору целевой программы:
отчеты о ходе реализации целевой программы;
запрашиваемую информацию и документацию в устанавливаемые государственным заказчиком-координатором целевой программы сроки;
запрашиваемые копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых закончено, актов выполненных работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным (муниципальным) контрактам.
Проект целевой программы согласовывается государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с приложением пояснительной записки, социально-экономических и технико-экономических обоснований, положительного заключения государственной экологической экспертизы (по целевым программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду), соглашений (договоров) о намерениях между государственным заказчиком целевой программы и участниками целевой программы с указанием возможных сроков, объемов и источников ресурсного обеспечения представляется в Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, Министерство образования и науки РФ (в части целевых программ, содержащих НИОКР гражданского назначения), Министерство регионального развития РФ (в части целевых программ комплексного территориального развития), Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (в части целевых программ, которые предусматривают мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры) и Военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства).
Представленные материалы должны содержать необходимые данные для проведения анализа проекта целевой программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой целевой программы в предполагаемые сроки, оценки эффективности и осуществления контроля за ходом ее выполнения.
Согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с Министерством экономического развития РФ, Министерством финансов РФ, Министерством образования и науки РФ (в части целевых программ, содержащих НИОКР гражданского назначения), Министерством регионального развития РФ (в части целевых программ комплексного территориального развития), Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (в части целевых программ, которые предусматривают мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры) и Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) проект целевой программы представляется в Министерство юстиции РФ государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы для подготовки заключения.
После получения положительного заключения Министерства юстиции РФ государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы представляет в Министерство экономического развития РФ согласованный проект целевой программы с приложением материалов.
Министерство экономического развития РФ оценивает представленный проект целевой программы, обращая при этом особое внимание на:
приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения;
обоснованность, комплексность и экологическую безопасность программных мероприятий, сроки их реализации;
привлечение прежде всего внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов РФ для реализации целевой программы в увязке с возможностями ее государственной поддержки за счет средств федерального бюджета;
эффективность механизма осуществления целевой программы;
социально-экономическую эффективность целевой программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы и ее влияние на структурную перестройку экономики России.
По результатам рассмотрения проекта целевой программы Министерство экономического развития РФ дает заключение о соответствии представленных материалов требованиям настоящего порядка.
При наличии замечаний и предложений Министерства экономического развития РФ государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы совместно с ее разработчиками проводит доработку проекта целевой программы. Доработка проекта межгосударственной целевой программы, в осуществлении которой участвует РФ, проводится совместно с заказчиками и разработчиками других стран.
Доработанный проект целевой программы повторно направляется государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
При наличии неурегулированных разногласий между федеральными органами исполнительной власти по проекту целевой программы государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы организует и проводит согласительное совещание. В этом случае проект целевой программы представляется в Министерство экономического развития РФ с протоколом согласительного совещания и подлинниками замечаний, подписанными имеющими разногласия соответствующими руководителями или по указанию руководителей их заместителями.
В случае положительной оценки проекта целевой программы Министерством экономического развития РФ государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы представляет проект целевой программы, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Министерством финансов РФ, заключение соответствующего общественного совета по результатам предварительного обсуждения проекта целевой программы и заключение Министерства юстиции РФ в Министерство экономического развития РФ для последующего внесения проекта целевой программы на утверждение в Правительство РФ.
Целевые программы и подпрограммы утверждаются постановлением Правительства РФ.
Целевые программы, предлагаемые к финансированию с очередного финансового года, подлежат утверждению Правительством РФ не позднее чем за 1 месяц до дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Утверждение в установленном порядке целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы является основанием для объявления торгов и заключения государственных контрактов по мероприятиям программы и объектам капитального строительства.
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы (подпрограммы) может на договорной основе передавать организациям часть своих функций на условиях, определяемых Правительством РФ при утверждении целевой программы.
Целевые программы, принятые до утверждения схем территориального планирования РФ и предусматривающие создание объектов федерального значения, подлежащих отображению в схемах территориального планирования РФ, но не предусмотренных указанными схемами, должны быть приведены в соответствие с ними в течение 2 месяцев с даты утверждения таких схем. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 №594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (ред. от 11.12.2012).
Таким образом, в настоящее время существует достаточно полная нормативно-правовая база по разработке и реализации ФЦП, позволяющая создавать новые и корректировать действующие программы.
Так же необходимо отметить, что порядок разработки и реализации ФЦП постоянно совершенствуется и уже претерпел с 1995 года множество поправок. Самих же программ за этот период времени реализовано более сотни.
Источник: studwood.net
2.1.1 Особенности формирования и реализации федеральных целевых программ
Согласно Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, федеральная целевая программа — это увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 г. N 594 (ред. от 14.11.2009 г.) «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», которым утвержден Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, разработка проекта и утверждение целевой программы включают в себя следующие основные этапы:
- разработка проекта концепции целевой программы;
- принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством Российской Федерации и утверждение концепции целевой программы;
- разработка проекта целевой программы;
- согласование проекта целевой программы;
- экспертиза проекта целевой программы;
- рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства Российской Федерации;
- доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства Российской Федерации;
- утверждение целевой программы Правительством Российской Федерации.
Разработка проекта целевой программы начинается с отбора целей и задач, программная реализация которых даст наибольший социально-экономический эффект и позволит получить максимальную эффективность от использования бюджетных средств. Обычно, разработчиками проектов целевых программ на федеральном уровне выступают федеральные органы исполнительной власти.
При этом, их разработкой может заниматься как отдельный орган, так и межведомственная комиссия Правительства. Это связано с тем, что до сих пор нет четкой регламентации того, какой вид целевых программ использовать для решения функций и задач государства.
Вследствие этого, часть действующих федеральных целевых программ является по своей сути ведомственными целевыми программами. Основными факторами, влияющими на отбор проблем для их решения программным способом, являются следующие: социально-экономическая значимость проблемы, невозможность ее решения за счет механизмов рынка, необходимость государственного вмешательства, повышение эффективности общественного производства на основе внедрения инновационных и технологичных элементов, необходимость координации межотраслевых и межпроизводственных связей. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что за счет бюджетных средств, направляемых на реализацию федеральных целевых программ решаются те вопросы, которые являются капиталоемкими и имеющими в основном социальный, либо инфраструктурный характер. 14 Дистанцирование от решения этих вопросов частных компаний и бизнеса объективно вынуждает заниматься этим государство. Очевидно следующее, все целевые программы носят среднесрочный характер, что опять же связано с капиталоемкостью решаемых государством вопросов.
Концепция целевой программы включает следующие разделы: обоснования соответствия решаемой проблемы приоритетам социально-экономического развития России и целесообразности ее решения программно-целевыми методами, характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода (с анализом действующих расходных обязательств органов исполнительной власти всех уровней), возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы, ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом, предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы (в нескольких вариантах), предложения по объемам и источникам финансирования целевой программы в целом и отдельных ее направлений на вариантной основе, предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы, предложения по механизмам формирования мероприятий целевой программы, предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией целевой программы и иные вопросы.
Проект концепции целевой программы согласовывается предполагаемым государственным заказчиком целевой программы, а при наличии нескольких государственных заказчиков целевой программы — государственным заказчиком-координатором целевой программы обычно представляются на экспертизу в Министерство экономического развития РФ и Министерство финансов РФ, после чего с визами и экспертным заключением министерств представляются на рассмотрение в Правительство РФ. Правительство Российской Федерации на основе представленных предложений Министерства экономического развития Российской Федерации своим распоряжением утверждает концепцию целевой программы, принимает решение о разработке целевой программы в целях установления предельных размеров расходных обязательств Российской Федерации и определяет государственного заказчика целевой программы.
Непосредственно целевую программу формирует государственный заказчик. Целевая программа состоит из следующих разделов:
- характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
- основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения;
- мероприятия целевой программы;
- обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
- механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления целевой программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков целевой программы;
- оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.
К целям и задачам программ предъявляются следующие требования: специфичность (цели должны соответствовать компетенции в решаемых вопросах), достижимость (цели должны быть достижимы в принципе), измеряемость (возможность проверки достижения целей), привязка к временному графику (срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей), необходимость и достаточность задач для достижения целей целевой программы, срок решения задачи не может превышать срок достижения соответствующей цели. В целях объективной оценки достижения целей, выполнения основных задач и ключевых мероприятий целевой программы должны создаваться система индикаторов и показателей.
Обычно это показатели, предусмотренные статистической отчетностью Росстата России. Вместе с тем, если эти индикаторы и показатели имеют расчетный характер, то приложением к проекту программы является методика их расчета и трактовки. Основная часть целевой программы представляет собой систему подпрограмм и мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Элементами целевой программы обычно являются капитальные вложения, расходы на НИОКР и прочие затраты. Согласно Постановлению Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения», если целевая программа предусматривает объекты капитального строительства, то объекты капитального строительства проходят интегральную оценку и проверку на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.
Объем финансовых средств, направляемых на реализацию программы, указывается в разрезе источников финансирования. Это могут быть бюджетные ассигнования федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетные источники. В случае если в целевой программе предусматриваются расходные обязательства РФ по государственной поддержке реализации аналогичной целевой программы, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), устанавливаются правила предоставления и распределения бюджетных ассигнований в форме субсидий. Например, Министерство регионального развития РФ как госзаказчик целевых программ, большую часть бюджетных ассигнований на ФЦП выделяет именно в форме межбюджетных субсидий на основе заключенных с регионами соглашений. В качестве двух примеров можно провести федеральную целевую программу Жилище на 2002-2010 годы и федеральную целевую программу Юг России на 2008-2012 годы.
Проект целевой программы согласовывается государственным заказчиком либо государственным заказчиком-координатором целевой программы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с приложением пояснительной записки, социально-экономических и технико-экономических обоснований, положительного заключения государственной экологической экспертизы (по целевым программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду), соглашений о намерениях между государственным заказчиком целевой программы и участниками целевой программы с указанием возможных сроков, объемов и источников ресурсного обеспечения представляется в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации (в части целевых программ комплексного территориального развития) и Военно-промышленную комиссию при Правительстве Российской Федерации (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства).
Представленные материалы должны содержать необходимые данные для проведения анализа проекта целевой программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой целевой программы в предполагаемые сроки, оценки эффективности и осуществления контроля за ходом ее выполнения. Целевые программы, предлагаемые к финансированию с очередного финансового года, утверждаются Правительством РФ не позднее месяца до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания РФ). Утверждение в установленном порядке целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы является основанием для объявления торгов и заключения государственных контрактов по мероприятиям программы и объектам капитального строительства.
Источник: studfile.net
Порядок разработки федеральных целевых программ
Постановление от 12 июля 2017 года №831. В государственных программах и федеральных целевых программах будут в обязательном порядке формироваться разделы по опережающему развитию приоритетных территорий: Северо-Кавказского федерального округа, Байкальского региона, Арктической зоны, Республики Крым, города Севастополя и Калининградской области. Будут также устанавливаться целевые показатели для оценки эффективности реализации запланированных мер на приоритетных территориях.
Документ
Постановление от 12 июля 2017 г. №831
Внесено Минэкономразвития России.
Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее – Порядок разработки ФЦП), и Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ (далее – Порядок разработки госпрограмм) утверждены постановлениями Правительства от 26 июня 1995 года №594 и от 2 августа 2010 года №588 соответственно.
Подписанным постановлением определён порядок формирования в госпрограммах и федеральных целевых программах разделов по опережающему развитию приоритетных территорий: Северо-Кавказского федерального округа, Байкальского региона, Арктической зоны Российской Федерации, Республики Крым, города Севастополя и Калининградской области.
Внесёнными в Порядок разработки ФЦП изменениями, в частности, предусмотрено:
— выделение в ФЦП разделов по опережающему развитию приоритетных территорий, содержащих информацию о мероприятиях, реализуемых на этих территориях, целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход их выполнения;
— разработка Минэкономразвития России по согласованию с Минвостокразвития, Минкавказом и Минфином России требований к структуре и содержанию таких разделов.
Внесённые изменения в Порядок разработки госпрограмм предусматривают:
— включение в госпрограммы сводной информации по развитию приоритетных территорий;
— участие федеральных органов исполнительной власти, ответственных за социально-экономическое развитие приоритетных территорий, в процессе согласования проектов госпрограмм и детальных планов-графиков;
— отражение в Сводном годовом докладе о ходе реализации и оценки эффективности госпрограмм аналитической информации о мероприятиях, реализуемых в рамках госпрограмм, с оценкой влияния их реализации на развитие приоритетных территорий.
Аналогичный порядок включения в госпрограммы и федеральные целевые программы разделов по опережающему развитию Дальнего Востока был установлен постановлением Правительства от 7 ноября 2016 года №1137.
Работа Правительства:
- Методология и инструменты государственного планирования
- Развитие Северного Кавказа
- Развитие Крыма
- Развитие Калининградской области
- Арктическая деятельность
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
Источник: government.ru