Производственная программа является одним из основных разделов перспективного и текущего планирования развития предприятия, где определяется объем выпуска продукции (работ, услуг) по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражении. Производственная программа отражает производственно-хозяйственные и клиентские связи с другими предприятиями и организациями, характеризует профиль и уровень специализации и кооперирования производства, основные задачи и основные направления развития предприятия в плановом периоде. При разработке производственной программы учитывают:
• уставные виды деятельности предприятия по производству и реализации продукции (работ, услуг);
• фактические результаты выполнения производственной программы за предыдущие периоды;
• сведения об объеме продаж продукции (работ, услуг) за предыдущие периоды с разбивкой по плановым периодам (суткам, декадам, месяцам, кварталам);
• замечания по качеству продукции, номенклатуре и ассортименту, имеющиеся в рекламациях;
Порядок формирования блюд по рецептуре. Себестоимость и выпуск готовой продукции I РУНО
• заключенные заказы, а также предстоящие заказы в среднесрочном периоде;
• прогнозные данные по спросу на продукцию (работы, услуги) предприятия;
• расчет производственной мощности предприятия и его структурных подразделений;
• сложившиеся и прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы;
• намечаемые мероприятия по обновлению продукции (работ, услуг), повышению качества продукции и снижению издержек производства, модернизации, техническому перевооружению и реконструкции производства и др., принятые высшими органами управления предприятия.
В результате подготовки производственной программы предприятия определяют:
►какие виды продукции (номенклатура, типоразмеры, ассортимент) и в каком объеме необходимо производить;
►сроки изготовления и поставки продукции потребителю;
►каковы возможности предприятия по выпуску дополнительной продукции в случае возникновения срочных заказов;
►объем независимых разработок на основе прогноза сбыта продукции (работ, услуг) для потенциальных потребителей;
►уровень и систему качества в планируемом периоде;
► объем потребляемых ресурсов для производства продукции и систему их закупок;
►возможности консервации или остановки производства и др. Формирование производственной программы должно предусматривать наличие следующих этапов:
♣ формирование портфеля заказов продукции (работ, услуг) (при позаказной системе планирования);
♣ обоснование системы производственного планирования и учета, выбор планово-учетных единиц;
♣ расчет производственной мощности;
♣ разработка плана выпуска готовой продукции;
♣ разработка оперативных планов структурных подразделений;
♣ разработка плана по повышению качества продукции;
♣ разработка плана выпуска продукции на экспорт;
♣ формирование плана реализации продукции;
♣ определение потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах для выполнения производственной программы;
Оргсхема в современном бизнесе. Основы организационной структуры предприятия простыми словами
♣ учет и контроль производственного процесса;
♣оценка выполнения производственной программы.
Источник: studopedia.su
Порядок формирования производственной программы
Производственная программа- это план производства и реализации продукции: по объему, ассортименту и качеству. Разрабатывается в натуральных единицах, в общепринятых стандартных единицах длинны, веса и объема с учетом отраслевой принадлежности предприятия. Производственная программа разрабатывается в стоимостном измерении в показателях валовой, товарной и реализованной продукции.
При расчете производственно программы исходят из плана маркетинга, а также из финансовых и трудовых возможностей предприятия.
Главной задачей при составлении плана производства – это подтвердить расчетами, что производство в состоянии реально производить необходимое кол-во товаров в нужные сроки и с требуемым качеством. В плане указывается состав оборудования, поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, условия поставки по цене, количеству и качеству. План производства включает:
а) Расчет производственной мощности (входящей, исходящей, среднегодовой);
б) Расчет численности персонала;
в) Расчет фактической заработной платы персонала;
г) Расчет сметы затрат на производство;
д) Расчет себестоимости товарной продукции;
е) Расчет калькуляции себестоимости продукции (услуг);
з) Расчет валовой, товарной и реализованной продукции.
— Производственная мощность – это максимально возможный годовой объем выпуска продукции, при заданных номенклатуре и ассортименте и с учетом наилучшего использования всех имеющихся на предприятии ресурсов.
Производственная мощность, как правило определяется по мощности основных цехов или ведущего оборудования и находится по формуле:
М – производственная мощность выраженная в натуральных единицах;
tЭ – максимально возможный годовой фонд времени работы одной машины
N – количество однотипного ведущего оборудования
Тед. – норма времени на производство единицы продукции (трудоемкость изготовления одной единицы продукции) Планирование потребности фирмы в персонале, необходимом для выполнения плана производства и реализации продукции, осуществляется в плане по труду и персоналу.
— Значение и роль плана по труду и персоналу фирмы определяются следующим моментами:
· персонал фирмы является важнейшим фактором производства. Именно от него зависит, насколько эффективно используются на предприятии средства и предметы труда, насколько успешно работает предприятие в целом. Поэтому на каждом предприятии должна разрабатываться и осуществляться кадровая политика, служащая исходной базой для планирования персонала;
— В элементе «Затраты на оплату труда» отражаются:
Себестоимость продукции складывается из затрат, которые разнородны по своему составу и экономическому назначению, роли в изготовлении и реализации продукции.
1. материальные затраты
2. амортизационные отчисления
3. фонд заработной платы в том числе:
Ø ФОТ основных рабочих
Ø ФОТ прочих категорий
4. Начисления от ФОТ в том числе:
Ø ФОТ основных рабочих
Ø ФОТ прочих категорий
5. Прочие расходы связанные с производством продукции
6. Процент за кредит
7. Налоги, включаемые в себестоимость продукции
8. Коммерческие расходы
9. Управленческие расходы
10. Итого затрат:
— Расчет калькуляции себестоимости продукции рассчитывается как сумма: Затрат на сырье, основные, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, энергию на технологические цели определяют умножением норм расхода на цену их приобретения с учетом транспортно-заготовительных расходов, за вычетом возвратных отходов.
Заработная плата производственных рабочих рассчитывается следующим образом
Ø По основной сдельной зарплате: на основе норм выработки и расценок
Ø По повременной оплате труда: исходя из числа часов работы и установленных тарифов.
Ø По дополнительной заработной плате по отдельным видам продукции: путем распределения затрат на дополнительную зарплату производственных рабочих с помощью процентной ставки от суммы основной зарплаты.
Размер отчислений на социальные нужды (пенсионный фонд, социальное страхование, медицинское обслуживание, фонд занятости) происходит по установленной законодательством норме от суммы начислений зарплаты (38,5%)
Косвенные расходы (расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные) распределяются на себестоимость конкретных изделий пропорционально основной заработной платы производственных рабочих.
Коммерческие расходы (внепроизводственные) связаны со сбытом продукции: упаковкой, хранением, транспортировкой, реклама, ярмарки, выставки и т.д.
— Цена – это денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклониться от его стоимости под воздействием случайных рыночных факторов, в том числе и инфляции.
Расчет цены производится по методу «средние издержки плюс прибыль» и имеет вид:
СРЦ=С+П+НДС+СН+НТ , где
СРЦ -свободная рыночная цена;
С -себестоимость изделия;
П – прибыль;
НДС – налог на добавленную стоимость;
СН – специальный налог;
НТ – торговая надбавка.
— Валовая, товарная, и реализованная продукция определяется следующим образом:
Валовая продукция – это весь объем произведенной продукции согласно договорным обязательствам предприятия.
Товарная продукция – это продукция находящаяся на складе предприятия, готовая к реализации, а также продукция находящаяся в пути произведенная но не оплаченная.
Реализованная продукция – это продукция за которую на текущий расчетный счет предприятия поступила оплата.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Формирование производственной программы предприятия
• методами и приемами анализа производственной программы предприятия как важнейшей составляющей развития производства.
Разработка производственной программы
Деятельность предприятия реализуется в результате выполнения производственной программы. Производственная программа – это развернутый и подробный план производства и реализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент и качество продукции. Она является результатом достижения целей предприятия: получения максимальной прибыли, учета реальных ресурсных возможностей, удовлетворения потребностей рынка сбыта, максимального снижения производственных издержек, максимально возможной загрузки оборудования.
Производственная программа предприятия формируется с зачетом маркетинговых исследований, которые позволяют выявить ниши и сегменты рынка, а также оценить предполагаемый объем выпуска продукции. Производственная программа позволяет учесть не только сроки и объемы поставок продукции на рынок, но и максимальную загрузку производственных мощностей. На основании производственной программы формируют или корректируют разделы стратегического плана предприятия.
В производственной программе содержатся данные по производству и реализации продукции по объемным показателям (товар, реализация), номенклатуре, ассортименту и качеству с разбивкой по календарным периодам исходя из плана сбытовой политики.
Номенклатура и ассортимент продукции являются одним из основных показателей производственной программы предприятия. Номенклатура продукции или товарный ассортимент – это перечень различных изделий в программе предприятия, определяющий основные направления производства и его специализацию. Она содержит наименование продукции с указанием количества, качества и сроков сдачи, т.е. это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием.
Ассортимент продукции представляет собой расширенный (по сравнению с номенклатурой) набор разновидностей продукции определенного наименования, различающейся технико-экономическими характеристиками (размерами, внешним видом и т.д.).
Ассортимент – это набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке. Виды товара делятся на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством и ценой. В свою очередь, в каждой группе есть ассортиментные позиции (разновидности, марки). Например, холодильное оборудование представлено одно-, двух- и трехкамерными холодильниками и морозильными камерами. Все они отличаются объемом и техническими данными.
Эффективное управление ассортиментом на предприятии состоит в том, чтобы производить и реализовывать тс товары, которые пользуются спросом у покупателей. Для этого важно определить соотношение между старыми и новыми товарами, товарами единичного и серийного производства.
Формирование ассортимента начинается с разработки ассортиментной концепции для определения оптимального размера различных видов товаров. Цель ассортиментных концепций выявить те товары, которые соответствуют производственной структуре предприятия и пользуются спросом на рынке. При разработке ассортиментных концепций большое внимание уделяется следующим направлениям: разнообразие видов и разновидностей товаров; частота обновления ассортимента; соотношение цен и качества на товары данного вида. Как правило, прогнозируют на предприятии ассортиментную структуру спроса и товарного предложения.
Управление ассортиментом продукции продолжается в течение жизненного цикла продукта. Оно начинается с идеи о его создании и заканчивается снятием с производства, т.е. это непрерывный процесс. Эффективность планирования ассортимента продукции состоит в умении превратить имеющиеся производственные мощности с ресурсами предприятия в конечный продукт, приносящий прибыль.
Объем продукции в стоимостном выражении определяется по плану производства промышленной продукции в натуральном выражении (тонны, метры, киловатт-часы, штуки, комплекты и т.д.). Единица измерения обязательна для всех звеньев планирования и управления производством и обеспечивает выполнение производственной программы в предусмотренном ассортименте, выполнение планов поставок по договорам.
Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является качество продукции. Оно должно отвечать по своим технико-экономическим показателям современным технологиям и запросам потребителей на всех стадиях проектирования и изготовления продукции. С производства снимается устаревшая продукция, модернизируются изделия, улучшаются технические характеристики выпускаемой продукции с соблюдением стандартов, технических условий и др.
В планах выпуска продукции предприятий указываются конкретные сроки замены устаревших изделий, а также создание новых видов изделий (типов, моделей). Планирование выпуска продукции – это систематическое принятие решений от разработки и создания торговой марки до реализации продукции.
В рыночных условиях предприятие не только создает и производит товары, но и готовит потребителей для покупки этих товаров. Например, корпорация Apple прежде чем начинать продавать новый продукт, проводит агрессивную маркетинговую кампанию, чтобы убедить потребителя в необходимости покупки этой продукции. Маркетинг начинается с потребителя и заканчивается потребителем. Учет требований потребителя при разработке производственной программы предприятия показан на рис. 7.1.

Рис. 7.1. Учет потребителя при разработке производственной программы
В условиях рынка производство на предприятии ориентируется на потребителя и маркетинговые исследования. В случае несоблюдения данного принципа, как правило, у предприятий нет эффективной позиции на рынке. Отдел маркетинга проводит комплексное изучение рынков, их проблем и перспектив, изучает спрос с учетом требований рынка и возможностей предприятия, анализирует и прогнозирует экономическую конъюнктуру, рекламирует продукцию. При разработке конкретной производственной программы необходимо учитывать сроки и объем поставок продукции на рынок, максимальную, равномерную загрузку производственных мощностей, платежеспособный спрос населения.
Формирование производственной программы состоит из нескольких этапов.
На первом этапе вся продукция ранжируется с учетом интересов предприятия и возможностей ее сбыта. Для этого разрабатывается ранговая таблица на основе экспертных оценок специалистов. Рассмотрим пример ранжирования пяти видов продукции, включаемых в годовую производственную программу предприятия (табл. 7.1).
Ранжирование видов продукции
Источник: studme.org