Сроки реализации государственных программ субъекта Российской
Федерации определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Перечень государственных программ субъектa Российской Федерации, а также порядок разработки, реализации и оценки их эффективности определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае, если на федеральном уровне утверждена и реализуется государственная программа Российской Федерации, направленная на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, могут быть разработаны аналогичные государственные программы субъекта Российской Федерации.
Государственная программа Российской Федерации может содержать требования к государственным программам субъектa Российской Федерации, выполнение которых обязательно для получения субсидий из федерального бюджета бюджетами субъектов 37.
Российской Федерации на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации.
Муниципальные целевые программы
Государственная программа субъекта Российской Федерации утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Основная цель муниципальной целевой программы социально-экономического развития — решение ключевых социально-экономических проблем территории в рамках текущего или перспективного плана.
Муниципальная целевая программа социально-экономического развития в общем случае должна включать следующие разделыАнсофф И. Новая корпоративная стратегия/ И.Ансофф — СПб.: «Питер», 2007. — С. 360 — 416. ;
- * социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществления данной программы;
- * цели, задачи, сроки и этапы реализации программы;
- * система программных мероприятий;
- * механизм реализации программы;
- * ресурсное обеспечение программы;
- * оценка эффективности программы;
- * организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
Проблемные муниципальные целевые программы могут разрабатываться по разным направлениям:
- * создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
- * нормативно-правовые преобразования;
- * формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;
- * оздоровление окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций;
- * содействие реформированию промышленности;
- * развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной
работы жилищно-коммунального хозяйства;
* развитие межрегиональных и международных связей муниципального образования и т. п.
Программа создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие финансовой инфраструктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для развития малых и средних предприятий).
Практическое пособие по разработке муниципальных программ и переходу к программному бюджету
Программы нормативно — правовых преобразований включают
- · урегулирование специфики трудовых отношений,
- · создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы,
- · дебюрократизацию экономики — упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных функций органов местного самоуправления,
- · сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность,
- · повышение эффективности управления муниципальной собственностьюШевырова М.А. Оценка степени освоения новых моделей и инструментов муниципального управления в российских городах /М.А. Шевырова/ Региональные исследования №3 (5), 2013. — С. 5-18..
Социальные программы могут включать: мероприятия по упорядочиванию миграционных процессов; развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения; развитие службы охраны материнства и детства; проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями; развитие материальной базы и техническое переоснащение объектов образования; создание эффективной системы обучения в школах, включая использование современных информационных технологий; строительство и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта; развитие сети домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детей-сирот и т. д.
Экологические программы могут предусматривать проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций, мониторинг зон кризисного состояния, оценку экологического состояния территории и его влияния на здоровье населения, стимулирование инвестиций, направленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду муниципального образованияХасси Д. Стратегия и планирование /Д.Хасси / Управление персоналом, № 1, 2002. — С. 66- 120..
Программы содействия реформированию промышленности включают разработку мер содействия техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования.
Программы развития инфраструктуры предусматривают мероприятия по развитию городского транспорта, связи, обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, внедрению энергосберегающих технологий, повышению эффективности работы систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий техногенного характера.
При разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (чистая прибыль, платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости, количество новых рабочих мест) и т. д.
При анализе социально-экономического развития города используют следующие методы: статистический, аналитический, сравнительный, логический.
Для разработки целевых показателей программы социально-экономического развития города в данной работе будут использованы все вышеперечисленные методы, применение которого будет описано в следующей главе.
Источник: studwood.net
Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Оккервиль, их формирования и реализации от 17.10.2019 №
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе во внутригородском муниципальном образовании Санкт-Петербурга муниципальный округ Оккервиль и определяет правила принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации. Настоящий Порядок не распространяется на отношения, связанные с разработкой и принятием муниципальных программ, требующих софинансирования из бюджета Санкт-Петербурга.
1.2. Муниципальные программы представляют собой утверждаемые Местной Администрацией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Оккервиль (далее – Местная Администрация) и реализуемые ею комплексы мероприятий, направленных на решение вопросов местного значения внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Оккервиль.
1.3. Муниципальная программа в зависимости от вопроса местного значения, в целях реализации которого она разработана, может включать в себя одну или несколько подпрограмм.
1.4. Муниципальные программы разрабатываются сроком на один год.
1.5. Муниципальные программы разрабатываются исходя из следующих принципов:
— соблюдение норм действующего законодательства, регулирующих решение соответствующих вопросов местного значения;
— установление измеримых результатов реализации муниципальной программы;
— проведение оценки эффективности реализации муниципальных программ в соответствии муниципальным правовым актом Местной Администрации.
1.6. Бюджетные ассигнования на реализацию муниципальных программ утверждаются решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Оккервиль (далее – Муниципальный Совет) о бюджете на очередной финансовый год.
2. Требования к содержанию муниципальной программы
2.1. Муниципальная программа в обязательном порядке должна содержать:
паспорт муниципальной программы;
характеристику текущего состояния соответствующего вопроса местного значения с указанием основных проблем;
механизм реализации мероприятий.
2.2. В паспорте муниципальной программы указываются:
цели и задачи муниципальной программы;
основания разработки муниципальной программы;
перечень подпрограмм (при наличии) муниципальной программы и отдельных мероприятий;
перечень целевых показателей муниципальной программы;
общий объем финансирования муниципальной программы;
источники финансирования муниципальной программы;
ожидаемые результаты реализации муниципальной программы;
описание целей и задач муниципальной программы;
целевые показатели муниципальной программы.
3. Принятие решений о разработке муниципальных программ и их формирование
3.1. Принятие решений о разработке муниципальных программ осуществляется Местной Администрацией.
3.2. Правом внесения предложений в проекты муниципальных программ, в том числе по срокам их реализации, а также предложений о внесении изменений в утвержденные муниципальные программы обладают Глава Внутригородского Муниципального Образования, исполняющий полномочия председателя Муниципального Совета, Глава Местной Администрации, постоянные депутатские комиссии Муниципального Совета, депутаты Муниципального Совета.
3.3. Разработка проекта муниципальной программы осуществляется структурным подразделением и/или муниципальными служащими Местной Администрации, которые назначаются ответственными за формирование муниципальных программ Главой Местной Администрации путем издания распоряжения Местной Администрации о начале разработки муниципальных программ.
3.4. Проекты муниципальных программ, предлагаемых к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат разработке до принятия Главой Местной Администрации решения о начале работы по составлению проекта бюджета на очередной финансовый год.
3.5. Муниципальные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению постановлением Местной Администрацией ВМО МО Оккервиль в срок не позднее 15 ноября текущего финансового года.
3.6. Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы на очередной финансовый год устанавливаются в соответствии с планируемыми бюджетными ассигнованиями бюджета ВМО МО Оккервиль.
3.7. Внесение изменений в муниципальную программу осуществляется путем внесения изменений в постановление Местной Администрации об утверждении соответствующей муниципальной программы после рассмотрения проекта постановления Местной Администрации о внесении изменений в соответствующее постановление на заседании Муниципального Совета и поступления в Местную Администрацию копии решения Муниципального Совета об одобрении указанного проекта.
3.8. Проекты постановлений Местной Администрации об утверждении муниципальных программ, проекты постановлений Местной Администрации о внесении изменений в постановления Местной Администрации об утверждении муниципальных программ, соответствующие постановления Местной Администрации подлежат размещению на официальном сайте внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Оккервиль в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Реализация муниципальных программ
4.1. Муниципальные программы реализуются Местной Администрацией в соответствии с муниципальными контрактами (договорами), заключаемыми посредством осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством, либо силами Местной Администрации.
4.2. Контроль за реализацией муниципальных программ осуществляют Глава Местной Администрации, должностные лица и муниципальные служащие Местной Администрации, назначаемые Главой Местной Администрации ответственными за реализацию муниципальных программ.
Источник: mo-okkervil.ru
Муниципальная программа — это. Содержание, порядок разработки, механизмы формирования и реализации
Одним из основных механизмов осуществления целей социальной политики является разработка муниципальных программ и претворение их в жизнь. Эти программы позволяют сосредоточить имеющиеся ресурсы муниципального уровня на решении наиважнейших проблем социального характера в регионе, развитии образовательного муниципального уровня и повышении степени развития других сфер на определенной территории (спорт, здравоохранение, политика молодежного направления, образование и т. д.).
Сущность государственных и муниципальных программ
Вам будет интересно: Для чего проводят кадастровые работы, как выбрать кадастрового инженера
Целевые муниципальные программы являются комплексом мероприятий, которые согласовываются по срокам, целям, исполнителям и материально-технической базе. Определение муниципальных программ включает направленность мероприятий на решение поставленных задач и целей в отношении экономического и социального развития на местном уровне.
Органы самоуправления местного типа утверждают порядок создания и оформления целевых муниципальных программ. Указанные программы разделяются на среднесрочные, ведомственные, долгосрочные и прочие.
Муниципальные программы — это составляющие элементы соответствующих региональных и федеральных планов социального развития. Они могут относиться к текущим или перспективным планам. Денежные средства, которые затрачиваются на исполнение программ целевого характера, формируют соответствующий бюджет.
Вам будет интересно: Эксплуатация человека человеком: понятие, виды и формы, ответственность
Разработка муниципальных программ зависит от проблем социально-экономического характера на разных уровнях. В связи с этим органы управления местного уровня обязаны владеть различными технологиями разработки, согласования и применения программ целевого назначения, которые имеют разный статус.
Разделы муниципальных целевых программ
Муниципальные программы муниципальных районов включают несколько разделов, в совокупности отражающих цель программ и способы их реализации. Их всего восемь:
Вам будет интересно: Разделение лицевого счета по оплате жилищно-коммунальных услуг: основания, необходимые документы
Каждая программа целевого назначения, помимо указанных разделов, должна включать данные о паспорте, который составляется по форме специального образца. Паспорт отражает третий раздел (целевые показатели и индикаторы, которые характеризуют эффективность плана). Также он способствует оптимизации расходов из бюджета.
Направления реализации целевых программ муниципального уровня
Основных направлений муниципальных программ муниципального района всего семь:
- создание хорошего предпринимательского и инвестиционного климата на территории;
- проведение преобразований нормативно-правового характера;
- формирование климата, благоприятно влияющего на деятельность и здоровый образ жизни людей;
- проведение оздоровительных мероприятий для улучшения качества окружающей среды, а также для предупреждения возникновения чрезвычайных происшествий;
- содействие проведению реформ в сфере промышленности;
- развитие транспортной инфраструктуры и связи, а также сохранение работы жилищно-коммунальных служб без перебоев;
- развитие связей муниципальной территории с другими регионами и странами.
В некоторых регионах налицо связь разрабатываемых муниципальных программ с культурой, в связи с чем разрабатывается также отдельное культурное направление.
Содержание муниципальных программ — это совокупность их элементов (разделов, подразделов и т.д.) в каждом отдельном направлении.
Программа формирования хорошего предпринимательского и инвестиционного климата на территории муниципального образования предполагает проведение преобразований институционного типа, которые направлены на развитие инфраструктуры финансовой сферы: создание на муниципальной территории филиалов и отделений бизнес-центров, страховых и консалтинговых компаний, различных фондов, привлечение этих компаний со стороны; упрощение регистрационных и лицензионных процедур для субъектов среднего и малого предпринимательства.
Определение муниципальных программ в сфере преобразований нормативно-правового характера включает урегулирование особенностей отношений в сфере труда; создание стабильных и прозрачных правил проведения работы в сфере экономики, которая будет способствовать стимулированию развития предпринимательских инициатив; дебюрократизация экономики (упорядочение работы контрольно-ревизионных и регулирующих органов на местном уровне, уменьшение степени вмешательства администрации в деятельность предпринимателей, повышение уровня эффективности контроля за управлением муниципальной собственностью).
Вам будет интересно: Куда подавать кассационную жалобу: правовые службы, образец жалобы, порядок действий, составление, правила подачи и сроки рассмотрения
Формирование муниципальных программ в социальной сфере включает построение и переоборудование объектов, связанных со здравоохранением; развитие служб, специализирующихся на охране детства и материнства; реализацию мероприятий, связанных с борьбой с опасными для общества заболеваниями; усовершенствование материального обеспечения образовательных объектов; строительство и переоборудование культурных и спортивных объектов и т.п.
Экологические муниципальные программы — это комплекс запланированных мероприятий, связанных с оздоровлением окружающего мира, предупреждением возникновения чрезвычайных происшествий, мониторингом кризисных зон и стимулированием инвестиций, которые направлены на уменьшение отрицательной нагрузки на окружающий мир.
Содействие субъектов промышленной сферы и администрации по муниципальным программам технического реформирования выражается в перевооружении и модернизации муниципальных организаций и предприятий.
Планы по развитию транспортной инфраструктуры и связи, а также сохранению работы жилищно-коммунальных служб без перебоев включают выработку комплекса мер по внедрению энергосберегающих типов технологий, повышению работоспособности систем в сфере жизнеобеспечения и предотвращения техногенных аварий и катастроф.
Каждое из указанных направлений муниципальных программ и порядок их разработки и реализации оцениваются по нескольким критериям: поставленные цели на основе выявленной проблемы, планируемые производственные объемы, сроки осуществления планов, источники и объемы финансирования, показатели результативности по каждому направлению (периоды окупаемости, бюджетные платежи, число новых мест трудоустройства и прочее).
Отбор проблем
После рассмотрения прогнозов социального и экономического развития и расстановки приоритетов формируются предложения по определению проблем, подлежащих решению. Они озвучиваются и рассматриваются, исходя из концепции развития социально-экономической сферы муниципальной территории и возможностей ресурсного и финансового обеспечения ее реализации.
При отборе проблем учитываются следующие факторы:
Этапы разработки проектов программ и их утверждения
Утверждение муниципальных программ проходит пять этапов:
- Разработка концептуальной основы программы ее инициатором. Им может выступать отраслевой, функциональный или территориальный орган муниципальной администрации, который в рамках предоставленной компетенции должен решать стоящие перед ним задачи в пределах предлагаемой программы с помощью программно-целевых методов. Затем инициатор выносит план на рассмотрение ответственного органа, который принимает решение по целевым муниципальным планам от имени главы муниципалитета.
- Рассмотрение предоставленной концепции на предварительном этапе.
- Утверждение принятой программы с последующей детальной разработкой ее проекта, установление сроков разработки плана по этапам. Иным решением может быть отказ в разработке предлагаемой программы.
- Разработка программного проекта по этапам.
- Подготовка проекта и его согласование в установленном законом порядке путем издания главой муниципалитета постановления, утверждающего программу.
Разделы концепции разрабатываемой муниципальной программы
Эффективность муниципальных программ во многом зависит от правильного составления общего плана и оформления его разделов. Основных разделов программ тринадцать:
- Обоснование того, что решаемая проблема и цели ее реализации соответствуют задачам приоритетного типа в рамках социального и экономического развития муниципальной территории.
- Подтверждение необходимости решать поставленную проблему методом программно-целевого типа.
- Характеристика и прогнозируемое развитие ситуации (проблемы) в данной сфере при непринятии целевой программы.
- Рассмотрение вариантов решения проблем, оценка рисков и преимуществ различных вариантов разрешения выявленной проблемы.
- Этапы и сроки решения проблемной ситуации с помощью программно-целевого метода.
- Предложения по задачам и целям разрабатываемой программы, ее целевым прогнозам и показателям, которые позволят оценить ход осуществления программы поквартально и по итогам года.
- Варианты определения объемов, источников и способов финансирования разрабатываемых программ по разным направлениям; обоснование необходимости использования финансовых и других ресурсов; изучение показателей, которые являются основными для расчета объемов финансирования, достаточного для осуществления программы. В рамках этого раздела изучаются проектно-сметные документы, удельные капитальные вложения на каждую единицу мощности, сметы расходов на аналогичные типы работ с перерасчетом на основании инфляции. Также инициативной группой изучается уровень обеспеченности района соответствующими объектами, услугами и оборудованием, которые необходимы в связи со спецификой плана. Рассмотрению также подлежит возможность использования федеральных или краевых средств как элементов софинансирования проекта.
- Механизм анализа и оценки эффективности претворения программы в жизнь.
- Оценка муниципальной программы с точки зрения ожидаемой результативности и эффективности предлагаемого способа решения выявленной проблемы.
- Предложения по привлечению административных органов муниципальной территории для реализации проекта.
- Предложения кандидатур на места разработчиков, координаторов, муниципальных заказчиков и исполнителей различных пунктов программы.
- Предложения по базовым финансируемым направлениям, этапам и срокам реализации проекта.
- Предложения по использованию механизмов формирования различных поэтапных мероприятий проекта.
Аспекты концепции программ
Вам будет интересно: Завещание: срок действия, понятие, классификация, принятие наследства, сроки вступления, соответствие правовым и законодательным актам
Программная концепция проверяется по нескольким основаниям, соответствие которым позволяет сделать вывод о целесообразности ее реализации. Критерии оценки плана программы следующие:
- соответствие целям стратегического характера и приоритетным направлениям развития муниципальной территории на перспективу среднего срока, соотношение количества используемых ресурсов и планируемых результатов, качество и глубина проработки проблемы, общественная и экономическая эффективность плана, отсутствие иных схожих программ;
- соответствие программы целям защиты и обеспечения безопасности жителей, защиты в пожарной сфере и сфере чрезвычайным происшествий;
- соответствие российскому и местному законодательству;
- оценка возможности реализации мероприятий, определенных программой.
На основании этих пунктов производится общая оценка предлагаемой программы и выносится заключение: либо отказать в разработке программы, либо согласовать ее разработку (определить исполнителей, разработчиков, контролеров, сроки осуществления, источники и объемы финансирования). Заказчиком программы, по общему правилу, является муниципальная администрация, а основанием для ее разработки – решение законодательного муниципального органа.
Разделы программы
Разрабатываемая программа должна включать в себя следующие разделы:
Паспорт разрабатываемой программы включает краткие данные о самой программе, ее параметры (название, проблемные основания, заказчик, разработчик, координатор, исполнитель, цели и поставленные на их основе задачи, сроки претворения в жизнь, источники и величина финансирования).
Содержание рассматриваемой проблемы, разъяснение необходимости решения проблемы с помощью программных методов содержит развернутое описание проблемы, обоснование ее выбора для решения и причин ее возникновения, связь с целями социального и экономического развития муниципальной территории, ранее предпринимаемые властными органами меры для решения проблемы за трехлетний период, варианты ее решения.
Цели, поставленные задачи, этапы и сроки претворения программы в жизнь содержат подробное описание каждого пункта. Все пункты должны отвечать нормам достижимости, измеряемости, адекватности установленных сроков.
Перечень планируемых мероприятий указывается в виде таблицы в качестве приложений к разрабатываемой программе.
Обоснование необходимости использования определенного перечня ресурсов содержат общие сведения об объемах финансирования по каждому направлению и обоснование размера требуемых средств. Также приводятся показатели, которые являются основой для расчетов планируемых финансовых средств, и варианты привлечения средств или федерального или регионального бюджетов.
Оценка экономической и социальной эффективности разработанной программы содержит прогноз экономических и социальных результатов, которые планируется достигнуть после выполнения всех пунктов программы. Там же указывается их ежеквартальная и ежегодная динамика, бюджетного совокупного эффекта от исполнения программы и общего вклада разработанной программы в дальнейшее развитие муниципальной территории. В этом же разделе указываются конкретные цифры – показатели, источники получения и методика их расчетов.
Критерии осуществления пунктов программы включают конкретные результаты, подлежащие измерению. Приблизительные результаты распределяются по кварталам и по итогам года. На их основании контролируется ход реализации разработанной программы. Планируемые результаты, в точности отражающие цели и задачи программы, содержат качественные и количественные характеристики по этапам.
Муниципальные программы разрабатываются практически в каждом регионе. Многие из этих программ не получают одобрения из-за недостаточной разработанности. Благодаря реализации качественно разработанных и одобренных программ, социальный и экономический уровень муниципальной территории растет, а население муниципального образования получает более высокий уровень развития различных сфер жизни.
Источник: 4fo.ru