Федеральные целевые программы – увязанный по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах полномочий, находящихся в ведении РФ.
В работе с целевыми программами выделяют следующие этапы:
– отбор проблем для программной разработки;
– принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование;
– экспертиза и оценка целевой программы;
– утверждение целевой программы;
– управление реализацией целевой программы;
– контроль за ходом ее выполнения.
Подготовка и разработка проектов целевой программы и концепции решения программной проблемы осуществляются по решению Правительства РФ.
Выпуск 9. Планирование обучения специалистов в разрезе различных источников финансирования
Утвержденные целевые программы реализуются за счет:
— Средств Федерального бюджета;
— Привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников;
— Средств бюджетов субъектов РФ.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ относятся:
— Взносы участников реализации программ;
— Целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ;
— Средства фондов и общественных организаций;
— Средства зарубежных инвесторов.
Для целевого финансирования программ из федерального бюджета Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) совместно с Министерством финансов РФ (МФ) с привлечением государственных заказчиков, в сроки, устанавливаемые для формирования федерального бюджета на очередной финансовый год, направляют в Правительство РФ предложения по перечню федеральных целевых программ, принимаемых к финансированию, и объемах их финансирования. С этой целью государственные заказчики целевых программ уточняют объемы необходимых средств для финансированию программ в очередном году и предоставляют проекты бюджетных заявок с их обоснованиями.
32. Порядок предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам
Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете.
Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено Бюджетным Кодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности.
Быстрый курс: экономики за 30 минут
Юридическое лицо может претендовать на получение бюджетного кредита при соблюдении следующих условий:
- юридическое лицо зарегистрировано в установленном порядке на территории соответствующего субъекта или муниципального образования и осуществляет деятельность на его территории;
- юридическое лицо не находится в стадии реорганизации, ликвидации или несостоятельности (банкротства);
3) юридическое лицо не имеет просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе и обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности). [2]
Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение финансовым органом предварительной проверки финансового состояния юридического лица — получателя бюджетного кредита, его гаранта с целью подтверждения их финансовой устойчивости.
Бюджетный кредит может быть выдан юридическому лицу при условии представления им высоколиквидного обеспечения исполнения своих обязательств по возврату кредита и выплате процентов за пользование им.
Юридическое лицо, претендующее на получение бюджетного кредита письменное заявление с указанием суммы, целевого назначения, срока, на который требуется кредит, и возможных способов обеспечения исполнения обязательств по кредиту (для юридического лица, не являющегося муниципальным унитарным предприятием).
К заявлению должны быть приложены следующие документы:
1) нотариально удостоверенные копии учредительных документов, документа о государственной регистрации, лицензий на виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) копии бухгалтерских балансов (форма 1) и отчетов о прибылях и убытках (форма 2) за последний отчетный год и за все отчетные периоды текущего года с отметкой налогового органа об их принятии;
3) расшифровка кредиторской и дебиторской задолженности к представленному бухгалтерскому балансу за последний отчетный период с указанием дат возникновения и окончания задолженности в соответствии с заключенными договорами;
4) справка налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;
5) справка налогового органа обо всех открытых счетах юридического лица, а также справки банков и иных кредитных учреждений, обслуживающих эти счета, об оборотах и средних остатках по ним за последние шесть месяцев, наличии или отсутствии финансовых претензий к юридическому лицу;
6) в случае если юридическое лицо не является муниципальным унитарным предприятием, предложение о способе обеспечения исполнения обязательства по возврату бюджетного кредита и выплате процентов за пользование им и документы, подтверждающие наличие предлагаемого юридическим лицом обеспечения. [1]
Представленные юридическим лицом, претендующим на получение бюджетного кредита, документы поступают на рассмотрение в финансовый орган и орган администрации, курирующий отрасль, в которой осуществляет свою деятельность юридическое лицо.
При этом данные органы вправе затребовать дополнительные документы, необходимые для рассмотрения вопроса о предоставлении юридическому лицу бюджетного кредита.
Финансовый орган с учетом заключения органа администрации, курирующего отрасль, в которой осуществляет свою деятельность юридическое лицо, о целесообразности предоставления бюджетного кредита в запрашиваемой сумме, осуществляет проверку полного соблюдения юридическим лицом условий анализ его финансового состояния.
Бюджетный кредит не предоставляется при наличии заключения финансового органа или уполномоченного им органа о неудовлетворительном финансовом состоянии юридического лица.
Случаи отсутствия или недостаточности остатка бюджетных ассигнований в пределах лимитов предоставления бюджетных кредитов, неполного представления юридическим лицом документов являются основанием для отказа финансового органа в рассмотрении возможности предоставления данному юридическому лицу бюджетного кредита.
Уведомление об отказе направляется финансовым органом в адрес юридического лица вместе с представленным им пакетом документов.
Решение о предоставлении бюджетного кредита принимается на основании представленного финансовым органом итогового заключения о возможности предоставления юридическому лицу бюджетного кредита в виде постановления, проект которого готовит финансовый орган.
В постановлении о предоставлении юридическому лицу бюджетного кредита в обязательном порядке указываются сумма, целевое назначение, порядок и сроки возврата кредита, размер платы за пользование кредитом (для процентных кредитов), способ обеспечения исполнения обязательства по возврату бюджетного кредита и выплате процентов за пользование им (для юридического лица, не являющегося муниципальным унитарным предприятием).
Бюджетный кредит предоставляется юридическому лицу — получателю бюджетного кредита согласно договору о предоставлении бюджетного кредита.
Обязательными условиями договора о предоставлении бюджетного кредита являются:
1) цель предоставления кредита;
2) сумма предоставляемого кредита;
3) срок возврата кредита;
4) размер процентов за пользование бюджетным кредитом (при предоставлении кредита на условиях возмездности);
5) ответственность сторон;
6) для юридических лиц, не являющихся муниципальными унитарными предприятиями, — способ обеспечения исполнения обязательств.
Средства бюджетного кредита перечисляются юридическому лицу – получателю бюджетного кредита на его расчетный счет, указанный в договоре о предоставлении бюджетного кредита.
Обязательным условием перечисления средств бюджетного кредита является представление юридическим лицом дополнительных соглашений ко всем действующим договорам банковского счета, заключенным с соответствующими кредитными организациями, предусматривающих право финансового органа местной администрации на бесспорное (безакцептное) списание находящихся на счете денежных средств в случаях нецелевого использования, несвоевременного возврата кредита или несвоевременной уплаты процентов за пользование им.
Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита производится юридическим лицом самостоятельно в соответствии с целевым назначением кредита и условиями договора о предоставлении бюджетного кредита. [3]
Источник: studfile.net
Финансирование федеральных целевых программ
Постановлением Правительства РФ от 26.06.95 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»» утвержден порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ. В соответствии с этим порядком финансирование целевых программ осуществляется следующим образом:
1.Подготовка проекта концепции целевой программы и проекта целевой программы, разработка которого осуществляется по решению Правительства РФ, а также проведение независимой экспертизы проекта целевой программы финансируются государственным заказчиком за счет средств федерального бюджета (раздел «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»).
2.Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ.
Решение проблем, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, осуществляется в основном за счет средств бюджетов последних.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или их отдельных мероприятий), и другие поступления.
Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, служат: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций; средства бюджетов субъектов РФ; средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и др.
Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия.
Источниками финансирования целевых программ могут быть инвестиционные и конверсионные кредиты.
В финансировании целевых программ можно выделить несколько этапов.
1-й этап. Государственные заказчики (государственные заказчики-координаторы) целевых программ (с учетом хода реализации этих программ, предварительной проработки с исполнителями вопроса о размещении заказов для федеральных государственных нужд) уточняют объем средств, необходимых для финансирования программ в очередном финансовом году, и представляют проекты бюджетных заявок по целевым программам (подпрограммам), предлагаемым к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, Минэкономразвития и субъектам бюджетного планирования.
2-й этап. Минэкономразвития совместно с государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ подготавливают и направляют в Минфин предложения по перечню федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, и предложения по объемам их финансирования.
3-й этап. Минфин при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год доводит до Минэкономразвития предельные объемы средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ.
При подготовке перечня федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, Минэкономразвития совместно с Минфином на основе уточненных параметров целевых программ (подпрограмм), представленных государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ, с учетом хода выполнения мероприятий реализуемых программ, мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, средств бюджетов субъектов РФ, предельных объемов средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ (подпрограмм), определяют объемы капитальных вложений, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие текущие расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета.
Для финансирования целевых программ за счет средств федерального бюджета Минэкономразвития совместно с Минфином направляют в Правительство РФ перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, и предложения по объемам их финансирования.
4-й этап. Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством РФ на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. В федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривается выделение целевым назначением государственным заказчикам программ ассигнований для финансирования государственных капитальных вложений, затрат на НИОКР и прочих текущих затрат.
5-й этап. По утвержденным Правительством РФ федеральным и межгосударственным целевым программам государственным заказчикам открывается финансирование из федерального бюджета в соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, принятыми по целевой программе на очередной финансовый год, после заключения ими государственных контрактов (договоров) со всеми участниками реализации программ, подтверждающими или уточняющими объемы финансирования программ из внебюджетных источников, бюджетов субъектов РФ.
В случае несоответствия результатов выполнения целевой программы целевым индикаторам и показателям эффективности, предусмотренным утвержденной целевой программой, Минэкономразвития организует проведение специализированной и независимой экспертиз этой программы, по результатам которых подготавливает с участием Минфина и вносит в Правительство РФ предложения:
а) о корректировке целей и срока реализации целевой программы, перечня программных мероприятий;
б) смене государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) целевой программы, об изменении форм и методов управления реализацией целевой программы;
в) сокращении финансирования целевой программы за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год;
г) досрочном прекращении реализации целевой программы с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений);
д) принятии в установленном порядке мер к руководителю целевой программы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Кем и для чего составляется сводная бюджетная роспись?
2. Для чего нужен лицевой счет бюджетной организации и кто его ведет?
3. Как осуществляется финансирование расходов бюджетных организаций?
4. Какова процедура внесения изменений в сводную бюджетную роспись?
5. Как и для чего осуществляется учет бюджетных обязательств?
6. В каком случае Федеральное казначейство может приостановить проведение операций по лицевым счетам бюджетных организаций?
7. Какой орган осуществляет кассовое обслуживание получателей и распорядителей бюджетных средств?
8. Какова последовательность списания средств с лицевого счета получателей и распорядителей бюджетных средств?
9. В чем заключается специфика работы органов казначейства с исполнительными листами?
10. Назовите основные формы расходов федерального бюджета.
11. На какие цели выделяются бюджетные средства бюджетным учреждениям?
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Порядок финансирования федеральных программ
Для усиления контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, организации учета и отчетности финансируемых целевых программ, расходов, предусмотренных в федеральном бюджете, устанавливается определенный порядок совершения операций по использованию средств федерального бюджета.
Финансирование вышеуказанных расходов из федерального бюджета осуществляется строго по целевому направлению с открытого в установленном порядке органами казначейства лицевого счета на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета».
Федеральные целевые программы финансируются в соответствии с утвержденными объемами по перечню федеральных целевых программ, принятых к реализации в пределах расходов федерального бюджета, утвержденного федеральным законом на соответствующий год, а также нормативным документом Министерства финансов Российской Федерации.
Средства федерального бюджета перечисляются на счета распорядителей органами казначейства на основе реестров по перечню расходов и в пределах средств, полученных от Главного управления Федерального казначейства.
Финансирование из средств федерального бюджета осуществляется на следующие федеральные целевые программы.
1. Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса;
2. Восстановление экономики и социальной сферы;
3. Экология и природные ресурсы России;
4. Электронная Россия;
5. Возмещение расходов на погашение выданных учреждениями Сбербанка России льготных беспроцентных ссуд, а также расходов, связанных с компенсацией потерь от предоставления беспроцентных ссуд гражданам, пострадавшим от радиоактивных воздействий.
6. Возмещение расходов по предоставлению льгот Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы.
7. Финансирование капитальных вложений по другим федеральным целевым программам в соответствии с инвестиционной программой для соответствующей территории, утвержденной федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год
Перечисление средств на бюджетные счета заказчиков осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Заказчики представляют органам казначейства ежемесячный отчет об использовании средств федерального бюджета, направленных на финансирование капитальных вложений с расшифровкой по отдельным стройкам и объектам каждого 20-го числа следующего за отчетным месяца.
Программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет средств федерального бюджета или средств государственных внебюджетных фондов, должна содержать:
— прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации программы;
— наименование заказчика программы;
— данные о распределении объемов и источников финансирования по годам;
— другие материалы, документы, расчеты, необходимые для утверждения программы.
Финансирование расходов на федеральные целевые программы осуществляются согласно тем подразделам бюджетной классификации, по которым они предусмотрены у заказчиков — министерств и ведомств. Оплата расходов в рамках целевых федеральных программ предполагает представление в органы Федерального казначейства (от получателей средств) обосновывающих документов и расчетов: смет расходов с приложениями; графиков проведения работ; договоров о выполнении работ, предоставлении услуг и т.п. При финансировании капиталовложений за счет средств федерального бюджета государственные заказчики представляют в ГУФК распорядительные документы о распределении ассигнований на утвержденные перечни проектов. ГУФК доводит (реестрами, уведомлениями) объем ассигнований на финансирование строек и объектов до территориальных управлений Федерального казначейства, которые направляют соответствующие документы отделениям. Для оформления финансирования капиталовложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемого на безвозвратной основе, заказчики представляют в органы казначейства, осуществляющие операции по финансированию, следующие документы:
— титульные списки вновь начинаемых строек с разбивкой по годам;
— государственные контракты на весь период строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы;
— сводные сметные расчеты стоимости строительства;
— уточненные объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ по переходящим стройкам.
Если государственным заказчиком объектов федеральной программы является правительство (администрация) субъекта РФ, то оно представляет территориальному органу Федерального казначейства перечень объектов с указанием застройщика (в пределах утвержденного лимита вложений). При наличии надлежащим образом оформленных документов, доведенных лимитов ассигнований из федерального бюджета органы казначейства в установленном порядке открывают застройщикам лицевые счета.
Финансирование капитальных вложений осуществляется органами Федерального казначейства в пределах выделенного объема ассигнований через лицевые счета, открытые распорядителям средств федерального бюджета — заказчикам. Оплата расходов заказчиков стройки (объекта) производится после проверки должностным лицом казначейства предъявленных к оплате документов.
Кроме того, органы Федерального казначейства осуществляют финансирование расходов по федеральным целевым программам, предусматривающим предоставление социальных льгот и компенсаций отдельным категориям граждан. Финансирование расходов осуществляется путем компенсации организациям расходов, произведенных в соответствии с законодательством. При этом средства перечисляются с лицевого счета ОФК на расчетные счета организаций, либо осуществляются выплаты с лицевых счетов организаций, открытых в ОФК. Основанием для этого служат документы, подтверждающие произведенные расходы (копии удостоверений, трудовые книжки, платежные поручения, выписки по счету и др.).
Управления Федерального казначейства переводят полученные от Главного управления Федерального казначейства средства нижестоящим органам казначейства на текущие счета, открытые на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета», с одновременным доведением до них реестров к перечислению бюджетных средств. Последние перечисляют средства на лицевые счета получателей в пределах сумм, предусмотренных в доведенных реестрах на указанные цели, на основе представляемых ежемесячно получателями средств:
* отчетов об использовании средств;
* расчетов о выполнении работ и оказанных услугах;
* отчетов о выплаченных суммах в соответствии с заключенными договорами или соглашениями.
Отчеты об использовании средств федерального бюджета на федеральные целевые программы и другие расходы представляются органам казначейства получателями средств в установленные сроки, и далее отчет представляется Министерству финансов Российской Федерации в установленный им срок.
Произведенные территориальными отделениями казначейства вышеуказанные расходы отражаются в месячном отчете об исполнении федерального бюджета с последующим представлением отчета в Главное управление Федерального казначейства в сроки и порядке, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Источник: studbooks.net